Дело № 3а-106/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Киров 16 декабря 2020 года
Резолютивная часть решения объявлена 16.12.2020.
Решение в окончательной форме изготовлено 30.12.2020.
Кировский областной суд в составе
председательствующего судьи Русских Л.В.,
при секретаре Соловьевой Е.В,
с участием представителя административного истца - Кировской областной прокуратуры ФИО1,
представителей административного ответчика - Правительства Кировской области ФИО2, действующего на основании доверенности № 102 от10.11.2020 (т.4 л.д.63), ФИО3, действующего на основании доверенности №103 от 10.11.2020 (т.4 л.д. 64),
представителей заинтересованного лица - министерства экономического развития и поддержки предпринимательства Кировской области ФИО2, действующего на основании доверенности № 25 от 03.11.2020 (т.1 л.д. 105), ФИО3, действующего на основании доверенности №26 от 03.11.2020 (т. 4 л.д. 208);
представителя заинтересованного лица - Управления Федеральной налоговой службы России по Кировской области ФИО4, действующего на основании доверенности № 01-14/181 от 30.12.2019 (т.1 л.д. 64),
рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокуратуры Кировской области
к Правительству Кировской области
с привлечением в качестве заинтересованных лиц:
министерства экономического развития и поддержки предпринимательства Кировской области,
управления Федеральной налоговой службы России по Кировской области,
о признании недействующим пункта 2.4 Порядка заключения инвестиционного договора о предоставлении налоговой преференции, подпункта 2.1.2.2. пункта 2.1 раздела 2, подпункта 4.1.6. пункта 4.1. раздела 4 и таблицы 2 Приложения № 4, подпункта 2.1.2 пункта 2.1. раздела 2, подпункта 4.1.6. пункта 4.1. раздела 4 и таблицы 1 Приложения № 7 к Порядку заключения инвестиционного договора о предоставлении налоговой преференции, утвержденного постановлением Правительства Кировской области от 20.12.2016 № 34/270 (в редакции постановлений Правительства Кировской области от 13.06.2018 №282-П, от 28.12.2018 №658-П),
установил:
постановлением Правительства Кировской области от 20.12.2016 №34/270 (в редакции постановлений Правительства Кировской области от 13.06.2018 №282-П, от 28.12.2018 №658-П) утвержден Порядок заключения инвестиционного договора о предоставлении налоговой преференции (далее - Порядок), определяющий порядок и существенные условия заключения инвестиционных договоров о предоставлении налоговой преференции с частными инвесторами, указанными в ч. 4 ст. 4 Закона Кировской области от 27.07.2016 № 692-ЗО «О налоге на имущество организаций в Кировской области» (далее – Закон области №692-ЗО), и организациями, указанными в ч. 1 ст. 3 Закона Кировской области от 08.10.2012 № 199-ЗО «О пониженной налоговой ставке налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет, для отдельных категорий налогоплательщиков» (далее – Закон области №199-ЗО) (п.п. 1.1, 1.2 Порядка).
Пунктом 2.4 Порядка к числу существенных условий инвестиционного договор отнесено выполнение обязательств по достижению конкретной эффективности от предоставления налоговой преференции, определенных инвестиционным договором, в том числе:
для частных инвесторов - обеспечение достижения бюджетной эффективности по итогам каждого налогового периода, в котором применяется налоговая преференция, в пределах общего срока применения налоговой преференции в течение налоговых периодов, указанных в приложении к инвестиционному договору;
для организаций, осуществляющих инвестиционную деятельность, - обеспечение достижения бюджетной эффективности по итогам налогового периода, в котором применяется налоговая преференция.
Согласно п.п. 3.1.1 и 3.1.2 п. 3.1 раздела 3 Порядка для заключения инвестиционного договора частные инвесторы и организации, осуществляющие инвестиционную деятельность (соответственно) (далее читать – инвесторы) в срок до 15 января налогового периода, в котором планируется применение соответствующей дифференцированной (пониженной) налоговой ставки по налогу на имущество организаций или по налогу на прибыль организаций, подлежащие зачислению в областной бюджет (далее – налоговые преференции), представляют в уполномоченный орган документы, в том числе заполненное приложение к проектам инвестиционных договоров согласно Приложению №4 и № 7.
В Приложениях № 4 и № 7 к Порядку приведены Примерные формы инвестиционных договоров о предоставлении налоговой преференции по налогу на имущество организаций и о предоставлении налоговой преференции по налогу на прибыль организаций, подлежащих зачислению в областной бюджет.
Подпунктом 2.1.2.2 п. 2.1 раздела 2 Приложения № 4, а также пп. 2.1.2 п. 2.1 раздела 2 Приложения № 7 к Порядку предусмотрена обязанность инвесторов достичь бюджетной (при наличии – экономической и (или) социальной) эффективности от предоставления налоговой преференции.
Положениями пп. 4.1.6. п. 4.1 раздела 4 Приложения № 4, а также пп. 4.1.6. п. 4.1 раздела 4 Приложения № 7 к Порядку приведены основания для расторжения инвестиционного договора, к которым среди прочих отнесено и недостижение инвесторами конкретной эффективности от предоставления налоговой преференции, указанной в пп. 2.1.2.2 или п. 2.1.2 инвестиционного договора (соответственно).
В таблице 2 к Приложению №4 и таблице 1 к Приложению №7 приведены предполагаемые формы отчетности о достижении конкретной (бюджетной, экономической, социальной) эффективности от предоставления налоговой преференции за прошедший период, подлежащие заполнению самими инвесторами.
Прокуратура Кировской области обратилась в Кировский областной суд в защиту неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением, в котором (с учетом уточнений) просила признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу п.2.4 Порядка, а также отдельные положения Приложений № 4 и №7 к Порядку (п.п. 2.1.2.2 п. 2.1 раздела 2; п.п.4.1.6 п.4.1 раздела 4; таблица 2 Приложения № 4 к Порядку и п.п. 2.1.2 п. 2.1 раздела 2; п.п. 4.1.6 п. 4.1 раздела 4; таблица 1 Приложения №7 к Порядку).
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Налоговый кодекс РФ (далее - НК РФ) предписывает при установлении налогов законодательным актом определять все элементы налогообложения для обеспечения их правильного понимания и последующего применения. Принятие Правительством области оспариваемого нормативного акта, по мнению прокуратуры, нарушает требования п.1 ст.4, п.1 ст.284, ст.380 НК РФ, поскольку помимо установленных законами области требований к налогоплательщику для получения налоговых преференций содержит условие о необходимости достижения инвесторами бюджетной эффективности с последующим его воспроизведением в примерной форме инвестиционного договора, что является превышением полномочий административного ответчика и влечёт нарушение прав инвесторов на применение дифференцированных (пониженных) налоговых ставок по вышеуказанным налогам. Положения ч.1 ст.3 Закона Кировской области от 08.10.2012 №199-ЗО и ч.4 ст.4 Закона Кировской области от 27.07.2016 № 692-ЗО, предусматривая возможность получения налоговых преференций инвесторами, заключившими инвестиционный договор, не содержат в качестве основания отказа в их предоставлении такого условия как недостижение конкретной эффективности от их предоставления.
В ходе судебного разбирательства административный истец поддержал заявленные административные исковые требования, указав, что обращение в суд не связано с защитой прав конкретного юридического лица, а направлено на защиту прав неопределенного круга лиц.
Административный ответчик – Правительство Кировской области в отзыве на уточненные требования и в судебном заседании, не признавая заявленные требования, просит в их удовлетворении отказать, поскольку считает, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий Правительства Кировской области, предоставленных ему Законами Кировской области от 08.10.2012 №199-ЗО и от 27.07.2016 № 692-ЗО, с соблюдением предъявляемых к нему действующим законодательством требований. Введение в качестве существенного условия инвестиционного договора положения о выполнении инвестором обязательств по достижению конкретной эффективности от предоставления налоговых преференций направлено на реализацию положений Закона Кировской области от 02.07.2010 № 537-ЗО «О регулировании инвестиционной деятельности в Кировской области» (далее – Закон Кировской области от 02.07.2010 № 537-ЗО), установившим частью государственного регулирования инвестиционной деятельности в Кировской области введение системы налогов с дифференцированием налоговых ставок и льгот. При заключении инвестиционного договора и в ходе его реализации стороны по согласованию вправе вносить в него изменения, поскольку положения примерной формы инвестиционного договора не являются обязательными к применению.
Заинтересованное лицо министерство экономического развития и поддержки предпринимательства Кировской области (далее – министерство) в отзыве на административный иск и в судебном заседании, поддерживая позицию административного ответчика, просит отказать в удовлетворении заявленных требований, указывая, что отсутствие предложений со стороны инвесторов по заключению инвестиционного договора на иных условиях, отличных от примерной формы, или об изменении условий заключенного инвестиционного договора свидетельствует об отсутствии нарушения прав инвесторов оспариваемыми положениями Порядка и приложений к нему, в т.ч. касающихся положений типовых форм инвестиционных договоров. Приводимые истцом доказательства по расторжению инвестиционного договора с одним из инвесторов не подтверждают нарушение его прав оспариваемыми положениями, поскольку основанием для расторжения явилось неисполнение добровольно принятых на себя обязательств по инвестиционному договору, а не спор по его условиям.
Заинтересованное лицо Управление Федеральной налоговой службы России по Кировской области в представленном отзыве и в судебном заседании считает иск не подлежащим удовлетворению, поскольку оспариваемая норма не противоречит требованиям налогового законодательства, принята Правительством Кировской области в пределах предоставленных полномочий.
Выслушав объяснения сторон, заинтересованных лиц, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.ч. 2 и 5 ст.76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, которые не могут противоречить федеральным законам.
Пунктами 1 и 3 ст. 22 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» установлено, что высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, конституции (устава) и законов субъекта РФ издает указы (постановления) и распоряжения.
В силу ч. 1 ст. 60 Устава Кировской области от 27.03.1996 № 12-ЗО Правительство области в пределах своих полномочий издает постановления и распоряжения, контролирует их исполнение.
Согласно ч. 1, 2 и 4 ст. 16 Закона Кировской области от 26.07.2001 №10-ЗО «О Правительстве и иных органах исполнительной власти Кировской области» (далее - Закон Кировской области от 26.07.2001 №10-ЗО) Правительство области на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, Устава области, законов области, указов и распоряжений Губернатора области по всем вопросам, отнесенным к ведению Правительства области, принимает акты в форме постановлений и распоряжений, обеспечивает их исполнение (ч. 1).
Нормативные правовые акты Правительства области, устанавливающие общие, подлежащие многократному применению правила поведения индивидуально не определенных физических и юридических лиц в сфере осуществления государственного управления на территории области, а также устанавливающие общий порядок деятельности Правительства области и иных органов исполнительной власти области, принимаются в форме постановлений и подписываются Председателем Правительства области (абз. 1 ч. 2).
Постановления Правительства области, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, права и обязанности юридических лиц, подлежат официальному опубликованию не позднее пятнадцати дней со дня их принятия, а при необходимости немедленного обнародования доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации безотлагательно и вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования (ч. 4 ст. 16 вышеуказанного Закона).
В соответствии с ч. 2 и 3 ст. 12 Закона Кировской области от 14.10.2013 №325-ЗО «О нормативных правовых актах органов государственной власти Кировской области» источники официального опубликования нормативных правовых актов Губернатора Кировской области, Правительства Кировской области, органов исполнительной власти Кировской области определяются нормативными правовыми актами указанных органов в отношении принимаемых (издаваемых) ими актов. Источником официального опубликования нормативных правовых актов органов государственной власти Кировской области наряду с источниками официального опубликования, определяемыми в соответствии с ч. 1 и 2 настоящей статьи, является «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
Пунктом 1.6 Положения об официальном информационном сайте Правительства Кировской области, утвержденного постановлением Правительства Кировской области от 07.10.2015 № 64/639, установлен официальный информационный сайт Правительства Кировской области http://kirovreg.ru, который является официальным изданием для опубликования правовых актов Кировской области.
В силу пп. 3.2.1. п. 3.2 указанного Положения на сайте размещаются нормативные правовые акты, изданные Правительством Кировской области.
Согласно абз. 5 ч. 1 ст. 3 Закона области № 199-ЗО и абз. 19 ч. 4 ст. 4 Закона области № 692-ЗО порядок заключения инвестиционного договора о предоставлении налоговой преференции, в том числе его форма и существенные условия, устанавливаются Правительством Кировской области.
Постановление Правительства Кировской области от 20.12.2016 № 34/270, утвердившее вышеуказанный Порядок, принято в соответствии с требованиями Закона Кировской области от 26.07.2001 №10-ЗО, подписано Вр.и.о. Председателя Правительства Кировской области 20.12.2016 с последующим опубликованием 22.12.2016 на Официальном информационном сайте Правительства Кировской области http://kirovreg.ru и на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 23.12.2016, с указанием его вступления в силу с 01.01.2017.
Постановления Правительства Кировской области от 13.06.2018 №282-П и от 28.12.2018 №658-П, которыми внесены изменения в оспариваемый Порядок, вступающие в силу через десять дней после их официального опубликования, подписаны Губернатором-Председателем Правительства Кировской области (и.о. Председателя Правительства Кировской области) и опубликованы на Официальном информационном сайте Правительства Кировской области http://kirovreg.ru – 14.06.2018 и 29.12.2018 соответственно.
Во исполнение положений ч. 8 ст. 213 КАС РФ суд, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам ст.84 КАС РФ, пришёл к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт и акты, вносящие в него изменения, приняты уполномоченным органом с соблюдением требований, предъявляемых к его форме и виду, порядку принятия, опубликования и введения в действия, что не оспаривалось сторонами в ходе судебного разбирательства.
В соответствии с п. 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» (далее – постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50), если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Проверив содержание оспариваемых положений на предмет их соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в т.ч. на соответствие требованиям ст. 4, 284, 380 НК РФ, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно п. «и» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ отнесено к совместному ведению РФ и субъектов РФ.
В силу п. 1 ст. 4 НК РФ органы исполнительной власти субъектов РФ, в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
При этом в силу положений п. 1 и 2 ст. 6 НК РФ нормативный правовой акт по вопросам налогов, сборов, страховых взносов признается не соответствующим НК РФ, при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных п. 1 настоящей статьи, в т.ч. если такой акт издан органом, не имеющим права издавать подобного рода акты, либо издан с нарушением установленного порядка издания таких актов или вводит обязанности для участников налоговых правоотношений, не предусмотренные НК РФ.
Согласно абз. 4 п. 1 ст. 248 НК РФ налоговая ставка налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, законами субъектов РФ может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков в случаях, предусмотренных настоящей главой, что согласуется с положениями ч.3 ст. 75 Конституции РФ, на которую ссылается административный истец. Абзацем 10 п. 1 ст. 284 НК РФ установлено, что для налогоплательщиков - участников специальных инвестиционных контрактов законами субъектов РФ может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, в соответствии с положениями п. 3 ст. 284.9 НК РФ, согласно которому размер налоговой ставки налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, законами субъектов РФ для налогоплательщиков - участников специальных инвестиционных контрактов может быть понижен до 0 процентов.
В соответствии с п. 1 и 2 ст. 380 НК РФ налоговые ставки на имущество организаций устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2 процента, если иное не предусмотрено настоящей статьей. При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Из анализа вышеуказанных положений НК РФ, который является законодательным актом федерального уровня, следует, что законами субъектов могут быть предоставлены налоговые преференции по указанным видам налогов в части подлежащей зачислению в бюджет соответствующего субъекта РФ на основании инвестиционных соглашений (договоров).
В целях реализации вышеуказанных полномочий в сфере налогового регулирования региональный законодатель в ч. 1 ст. 3 Закона области № 199-ЗО установил, что налоговая ставка налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет, устанавливается в размере 13,5 процента (пониженная налоговая ставка) для организаций, в которых отношение первоначальной стоимости новых основных средств производственного назначения, а также произведенных затрат на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение основных средств производственного назначения, принятых к бухгалтерскому учету в составе объектов основных средств в прошедшем налоговом периоде, к налоговой базе по налогу на прибыль за прошедший налоговый период составляет 50 и более процентов.
При этом первоначальная стоимость новых основных средств производственного назначения, а также произведенные затраты на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение основных средств производственного назначения, принятых к бухгалтерскому учету в составе объектов основных средств, в прошедшем налоговом периоде должна составлять не менее 20 млн. рублей.
Одним из условий реализации права на применение пониженной налоговой ставки налога на прибыль организаций является заключение налогоплательщиком инвестиционного договора о предоставлении налоговой преференции с уполномоченным Правительством Кировской области органом исполнительной власти Кировской области. Порядок заключения инвестиционного договора о предоставлении налоговой преференции, в том числе его форма и существенные условия, устанавливаются Правительством Кировской области (абз. 5 ч. 1 ст. 3 Закона области № 199-ЗО).
Из положений ч.1 ст. 5 Закона области №199 следует, что при несоблюдении организациями, указанными в ст.3 данного Закона, в течение налогового периода одного из установленных требований, в т.ч. касающегося заключения инвестиционного договора, а также непредставления в налоговый орган документов, являющихся основанием для применения пониженной ставки налога на прибыль организаций, установленных ст. 3 настоящего Закона, данный налог подлежит исчислению с начала налогового периода в размере, установленном п.1 ст. 284 НК РФ, т.е. доначислению до размера полной ставки, подлежащей зачислению в бюджет субъекта РФ.
Согласно ч. 4 ст. 4 Закона области № 692-ЗО налогообложение частных инвесторов, реализующих инвестиционные проекты на территории Кировской области, в отношении предназначенных для реализации инвестиционного проекта вновь построенных, новых приобретенных, реконструированных, модернизированных, введенных в эксплуатацию и принятых к бухгалтерскому учету со дня начала финансирования инвестиционного проекта до начала текущего налогового периода объектов основных средств производится по заниженным налоговым ставкам от 0,2 до 1,3 процента, в зависимости от объема основных средств (от 40 до 180 млн. руб.).
Право на применение дифференцированных налоговых ставок имеют частные инвесторы, отвечающие одновременно перечисленным в ч. 4 ст. 4 Закона области № 692-ЗО требованиям, одним из которых также является заключение частным инвестором инвестиционного договора о предоставлении налоговой преференции с уполномоченным Правительством Кировской области органом исполнительной власти Кировской области. Порядок заключения инвестиционного договора о предоставлении налоговой преференции, в том числе его форма и существенные условия, устанавливаются Правительством Кировской области (абз. 19. 4 ст. 4 Закона области № 692-ЗО).
Положениями ч.4 ст.4 Закона области № 692-ЗО также предусмотрен порядок доначисления налога на имущество организацией в случае несоблюдения условий, предъявляемых к частным инвесторам, в том числе в случае расторжения инвестиционного договора по ставке, установленной ч. 1 ст.4 данного Закона.
Таким образом, положениями вышеуказанных Законов области определены отдельные категории налогоплательщиков, которым устанавливаются пониженные налоговые ставки налога на прибыль и налога на имущество организаций, подлежащих зачислению в областной бюджет, при выполнении ими среди прочих обязательного условия в виде заключения инвестиционного договора для получения налоговых преференций.
При этом положениями данных законов (абз. 5 ч. 1 ст. 3 Закона области № 199-ЗО и абз. 19 ч. 4 ст. 4 Закона области № 692-ЗО) закреплено, что порядок заключения инвестиционного договора о предоставлении налоговой преференции, в том числе его форма и существенные условия, устанавливаются Правительством Кировской области.
Реализуя предоставленные вышеуказанными Законами Кировской области полномочия, постановлением Правительства Кировской области от 20.12.2016 № 34/270 утверждён Порядок заключения инвестиционного договора о предоставлении налоговой преференции с Приложениями (с последующими изменениями, внесенными постановлением Правительства Кировской области от 13.06.2018 №282-П, от 28.12.2018 № 658-П).
При этом Правительством Кировской области определён орган исполнительной власти Кировской области - министерство экономического развития и поддержки предпринимательства Кировской области, уполномоченное на заключение такого инвестиционного договора (п.2 постановления от 13.06.2018 №282-П).
Учитывая, что принятый Порядок касается вопроса о заключении инвестиционного договора о предоставлении налоговой преференции, отмечается, что, исходя из предмета договора, его положения должны соответствовать не только нормам налогового законодательства, но и требованиям законодательства об инвестиционной деятельности.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» (далее - Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ) и Закона Кировской области от 02.07.2010 № 537-ЗО введение системы налогов с дифференцированием налоговых ставок и льгот является частью государственного регулирования инвестиционной деятельности.
Под инвестиционной деятельностью в силу абз. 3 ст. 1 Федерального закона от 25.02.1999 № 39-ФЗ и п. 2 ст. 3 Закона Кировской области от 02.07.2010 № 537-ЗО понимается вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.
При этом эффективность, представляющая собой достижение заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучших показателей экономической, социальной или бюджетной эффективности с использованием определенного объема средств, является одним из принципов регулирования инвестиционной деятельности (п. 8 ст. 5 Закон Кировской области от 02.07.2010 №537-ЗО).
Заявляя настоящий иск о несоответствии оспариваемых положений нормам налогового законодательства, административный истец ошибочно не учитывает, что одним из условий предоставления налоговых преференций является наличие заключенного инвестиционного договора, в то время как вопросы заключения и реализации инвестиционного договора, а также условия, на которых реализуется инвестиционный проект, относятся к предмету регулирования законодательства об инвестиционной деятельности, которым достижение наибольшей эффективности устанавливается в качестве одной из главных целей инвестиционной деятельности.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 25.02.1999 № 39-ФЗ отношения между субъектами инвестиционной деятельности осуществляются на основе договора и (или) государственного контракта, заключаемых между ними в соответствии с ГК РФ. Общий порядок заключения договора определен в гл. 28 ГК РФ. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (п. 1 ст. 432 ГК РФ).
Из анализа законодательства об инвестиционной деятельности можно сделать вывод, что к существенным условиям инвестиционного договора относится не только предмет инвестиционного договора и срок его действия, но и объем прав сторон инвестиционного договора на результаты реализации инвестиционного проекта.
Исходя из содержания Порядка (п. 1.3 раздела 1) и применяемой в нем терминологии предметом его регулирования является процедура заключения инвестиционных договоров и определение перечня существенных условий данных договоров, в т.ч. касающихся требований действующего законодательства в части эффективности реализуемых инвестиционных проектов.
Установление п. 2.4 Порядка в качестве существенного условия - требований о выполнении инвестором принятых на себя обязательств по инвестиционному договору о достижении конкретной эффективности обусловлено положениями вышеуказанного законодательства в области регулирования инвестиционной деятельности.
Оспариваемым нормативным правовым актом новые или дополнительные условия по предоставления налоговых преференций или требований к налогоплательщику в виде обязательств по достижению бюджетной эффективности, вопреки позиции прокуратуры области, не устанавливаются, поскольку указанные положения регламентируют условия и порядок заключения инвестиционных договоров, что относится к иной сфере правового регулирования.
К существенным условиям Порядка Правительством области не отнесены последствия невыполнения его п. 2.4. и не определены основания расторжения инвестиционного договора.
В отсутствие в нормативном правовом акте, регулирующем вопросы о заключении договора, положений по его расторжению или изменению, данные условия подлежат определению в общем порядке, установленном действующим законодательством для данного вида договора или нормами ГК РФ, в т.ч. правилами ст. 450 ГК РФ, предусматривающей порядок расторжения договора как по соглашению сторон, так и по решению суда в случае нарушения существенных условий договора.
Кроме того в Приложениях № 4 и № 7 к Порядку содержатся лишь примерные формы инвестиционных договоров о предоставлении налоговой преференции по налогу на имущество организаций и налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в областной бюджет, соответственно.
В силу п. 1 и 4 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422 ГК РФ).
В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.
Вместе с тем из положений раздела 3 Порядка следует, что заключение инвестиционного договора зависит от волеизъявления инвестора, выраженного в поданном им заявлении и документах приложенных к нему (п. 3.1 Порядка).
В силу п. 5.2, 5.3 раздела 5 Приложения № 4, п. 5.2, 5.3 раздела 5 Приложения № 7 стороны могут инициировать внесение изменений в настоящий инвестиционный договор, которые оформляются дополнительным соглашением, являющимся неотъемлемой частью настоящего инвестиционного договора и вступают в силу с момента подписания его Сторонами.
Согласно примечаниям к Приложению № 4 и № 7 в зависимости от специфики инвестиционного проекта, условий его реализации инвестиционный договор может содержать не противоречащие законодательству и иным нормативным правовым актам РФ и Кировской области положения, не урегулированные настоящей примерной формой инвестиционного договора, в том числе условия, права и обязанности Сторон по инвестиционному договору.
Таблица 2 к Приложению №4 и таблица 1 к Приложению №7, устанавливающие формы отчетности достижений конкретной эффективности от предоставления налоговой преференции за прошедший период, нормативных предписаний не содержат, в связи с чем нормам действующего законодательства не противоречат.
Доказательств императивности условий, содержащихся в примерных формах инвестиционных договоров (Приложения № 4 и № 7 к Порядку) и невозможности заключения инвестиционных договоров на отличных от них условиях, в материалы дела не содержат.
Имея организационную направленность, указанные положения не отменяют и не изменяют права хозяйствующих субъектов в области инвестиционной деятельности и не возлагают на них дополнительные обязанности в сравнении с федеральным законодательством, не закрепляют безусловные основания досрочного в одностороннем порядке прекращения действия инвестиционного договора, поскольку данные условия подлежат применению только в случае подписания сторонами указанного договора.
Следовательно, изложение в примерной форме инвестиционного договора его условий для сведения всех участников инвестиционной деятельности соответствует требованиям ст. 421 ГК РФ о свободе договора.
Анализируя и оценивая текст оспариваемого нормативного правового акта во взаимосвязи с его структурными единицами, областной суд приходит к выводу, что оспариваемые положения, изложенные в Приложениях №4 и 7 к Порядку, касаются условий примерной формы договора, в том числе основания досрочного расторжения договора уполномоченным органом, и с учётом избранной юридической техники расположения в нормативном правовом акте, оцененного в совокупности с другими его условиями, являются примерными, не носящими обязательный характер и не свидетельствующими о их безусловном и обязательном применении.
Кроме того, в связи с вступлением в силу с 01.01.2021 Закона Кировской области от 24.11.2020 № 417-ЗО «О применении на территории Кировской области инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций и признании утратившими силу отдельных положений Закона Кировской области «О пониженной налоговой ставке налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет, для отдельных категорий налогоплательщиков» для применения пониженной налоговой ставки на прибыль организаций заключение инвестиционного договора не требуется, в связи с чем оспариваемый нормативно-правовой акт Правительства Кировской области в указанной части фактически утрачивает силу и не подлежит применению.
Вместе с тем, несмотря на принятие вышеуказанного Закона от 24.11.2020 № 417-ЗО и внесение на рассмотрение Законодательного Собрания Кировской области проекта закона Кировской области «О внесении изменений в ст. 4 Закона Кировской области «О налоге на имущество организаций в Кировской области», так же предусматривающий исключение необходимости заключения инвестиционного договора для предоставления налоговых преференций по налогу на имущество организаций, учитывая, что на момент принятия решения судом первой инстанции оспариваемый нормативный акт является действующим, оснований для прекращения производства по делу, предусмотренных требованиями ч.2 ст. 194, п.1 ч.2 ст. 214 КАС РФ судом не установлено, поскольку суд прекращает производство по делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если оспариваемый нормативный правовой акт на момент принятия решения утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
С учётом взаимосвязи положений ст. 213 КАС РФ и п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50, для признания нормативного правового акта недействующим необходимо наличие совокупности двух юридически значимых обстоятельств: противоречие его положений нормам нормативно-правовых актов, обладающих большей юридической силы, и нарушение в результате его применения прав и законных интересов административного истца или наличие угрозы такого нарушения.
Указывая в обоснование иска на нарушение прав инвесторов в результате применения оспариваемых положений, административный истец доказательств нарушения прав указанной категории лиц, в материалы дела не представил.
Из имеющихся в материалах дела доказательств следует, что вопреки доводам прокуратуры области, основанием для расторжения представленного инвестиционного договора с одним из инвесторов (т. 4 л.д. 155-171) явилось невыполнение им добровольно взятого на себя обязательства по достижению заявленных параметров бюджетной эффективности в соответствии с пп. 2.1.2 п. 2.1 раздела 2 инвестиционного договора. Между тем спор по условиям инвестиционного договора как таковой отсутствовал и сводился к несогласию инвестора с невыполнением им данного обязательства по причине различных расчетов показателей бюджетной эффективности.
Доказательств того, что кто-либо из инвесторов предпринимал действия, направленные на заключение инвестиционных договоров на иных, отличных от содержащихся в примерных формах, условиях договоров или на изменения условий уже заключенных договоров, и отказа в согласовании предлагаемых изменений, административным истцом в материалы дела не представлено, как и иных доказательств, свидетельствующих о нарушении оспариваемыми положениями прав субъектов инвестиционной деятельности.
Учитывая, что нарушений оспариваемыми положениями требований нормативно - правовых актов, имеющих большую юридическую силу, не установлено, и исходя из фактических обстоятельств по делу, приведенных положений законодательства, в отсутствие необходимой совокупности юридически значимых обстоятельств для признания их недействительными, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
На основании п. 2 ч. 4 ст. 215 КАС РФ решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в источнике официального опубликования Правительства Кировской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 175 - 177, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административных исковых требований прокуратуры Кировской области к Правительству Кировской области о признании недействующим пункта 2.4 Порядка заключения инвестиционного договора о предоставлении налоговой преференции, подпункта 2.1.2.2. пункта 2.1 раздела 2, подпункта 4.1.6. пункта 4.1. раздела 4 и таблицы 2 Приложения № 4, подпункта 2.1.2 пункта 2.1. раздела 2, подпункта 4.1.6. пункта 4.1. раздела 4 и таблицы 1 Приложения № 7 к Порядку заключения инвестиционного договора о предоставлении налоговой преференции, утвержденного постановлением Правительства Кировской области от 20.12.2016 № 34/270 (в редакции постановлений Правительства Кировской области от 13.06.2018 № 282-П, от 28.12.2018 № 658-П)– отказать.
Настоящее решение суда или сообщение о его принятии подлежат опубликованию в источнике официального опубликования Правительства Кировской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Кировский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, составление которого может быть отложено на срок не более 10 дней со дня окончания судебного разбирательства по административному делу.
Судья Кировского областного суда Л.В.Русских