ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-106/2016 от 18.05.2016 Тамбовского областного суда (Тамбовская область)

Именем Российской Федерации

18 мая 2016 года город Тамбов

Тамбовский областной суд

В составе председательствующего судьи Мороз Л.Э.,

При секретаре Рудаковой О.О.,

С участием представителя административного истца Осмоловского С.В. по доверенности Долговой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-106/2016 по административному исковому заявлению Осмоловского ФИО12 к ФГБУ «ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Тамбовской области, администрации Тамбовской области, Управлению Росреестра по Тамбовской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером: ***, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: под административные помещения, коммерческие цели, бытовое обслуживание; площадью *** кв. м, расположенного по адресу: ***, об установлении равной рыночной по состоянию на 01.01.2014 года,

УСТАНОВИЛ:

Осмоловский С.В. на праве аренды пользуется земельным участком с кадастровым номером: ***, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: под административные помещения, коммерческие цели, бытовое обслуживание; площадью *** кв. м, расположенного по адресу: ***.

Государственная кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2014 года утверждена постановлением администрации Тамбовской области от 28.11.2014 года № 1498 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области» в сумме *** рублей 80 копеек.

30 декабря 2015 года Осмоловский С.В. предъявил административный иск к администрации Тамбовской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Тамбовской области, Управлению Росреестра по Тамбовской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка и установлении равной рыночной по состоянию на 01.01.2014 года в размере *** рублей.

В административном исковом заявлении Осмоловский С.В. указал, что является арендатором земельного участка. Арендная плата рассчитывается из кадастровой стоимости. По его мнению, государственная кадастровая оценка земельного участка завышена. Он вынужден оплачивать арендную плату в завышенном размере.

На основании статьи 66 Земельного кодекса РФ административный истец просит установить кадастровую стоимость земельного участка равной рыночной.

Определением суда от 15 февраля 2016 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление Росреестра по Тамбовской области.

На основании определения суда от 16 марта 2016 года по ходатайству административного истца по делу назначена судебная экспертиза, производство по делу приостановлено.

29 апреля 2016 года производство по делу возобновлено.

В качестве доказательства определения рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером *** - *** рублей истец предоставил суду Отчет ООО «Оценка+» №2015-12-08-О от 10декабря 2015 г., с датой оценки по состоянию на 01.01.2014 года, составленный оценщиком Сутягиным В.Ю. - членом НП СРО «СВОД», Положительное заключение эксперта НП СРО «СВОД» от 24 декабря 2015 г. № 3841/С-15.

В судебном заседании представитель административного истца Осмоловского С.В. по доверенности Долгова Ю.А. административный иск поддержала, по основаниям, указанным в административном исковом заявлении. Просила установить кадастровую стоимость земельного участка равной рыночной согласно Отчету оценщика, так как в заключении судебного эксперта содержатся выводы о подтверждении рыночной стоимости земельного участка, определенной оценщиком.

В судебное заседание представители административных ответчиков администрации Тамбовской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Тамбовской области, Управления Росреестра по Тамбовской области, представитель заинтересованного лица администрации г. Котовска Тамбовской области не явились, о рассмотрении дела извещены.

Административный ответчик администрация Тамбовской области представила отзыв на иск от 12.02.2016 года, в котором указал, что обязанность доказать установление в отношении объекта оценки рыночной стоимости лежит на административном истце. Сведения государственной кадастровой оценки не могут игнорироваться. Положение заключение СРО не имеет обязательной силы для суда. По этим основаниям администрация Тамбовской области просит в иске отказать.

Административный ответчик ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Тамбовской области представил суду отзыв на иск от 04 февраля 2016 г. №569, в котором указал, что ФГБУ «ФКП Росреестра» не передавались функции по проведению государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов по состоянию на 01.01.2014 года, поэтому привлечение ФГБУ «ФКП Росреестра» к участию в деле в качестве соответчика является необоснованным. Сведения о земельном участке с кадастровым номером 68:25:0000030:172 в ГКН носят временный характер, поскольку сведения о регистрации права в ГКН не передавались. В случае удовлетворения иска, решение суда будет исполняться на основании ст. 24.20 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Административный ответчик Управление Росреестра по Тамбовской области представил отзыв на иск от 19.02.2016 года, в котором указал, что в котором Управление указывает, что не имело отношения к проведению государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области по состоянию на 01.01.2014 года, поэтому не является лицом, заинтересованным в исходе дела. Разрешение вопроса по установлению кадастровой стоимости Управление оставляет на усмотрение суда.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что административный иск подлежит удовлетворению.

В соответствии частями 1, 2, 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 8 марта 2015 г. г. № 48-ФЗ) рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Судом установлено и подтверждается копией договора аренды от 05 февраля 2014 года № 10, дополнительным соглашением от 10.08.2015 г. к договору аренды, копией постановления администрации Тамбовской области от 03.02.2014 года, что административный истец на праве аренды пользуется земельным участком с кадастровым номером ***.

Согласно кадастровой справке о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 10.12.2015 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером *** по состоянию на 01.01.2014 года составляет *** рублей 70 копеек.

В качестве доказательств определения рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2014 года, административный истец представил суду Отчет ООО «Оценка+» № 2015-12-08-О от 10.12.2015 года, с датой оценки по состоянию на 01.01.2014 года, составленный независимым оценщиком Сутягиным В.Ю. - членом НП СРО «СВОД», Положительное заключение эксперта НП СРО «СВОД» от 24 декабря 2015 года г. № 3841/С-15 о соответствии Отчета требованиям законодательства об оценочной деятельности.

В ходе рассмотрения по делу назначена судебная экспертиза на предмет определения соответствия Отчета ООО Оценка+» № 2015-12-08-О от 10.12.2015 года требованиям законодательства об оценочной деятельности, подтверждения рыночной стоимости объекта оценки, определенной в Отчете.

Согласно выводам, содержащимся в заключении судебного эксперта ООО «Экспертное бюро № 1» Печениной Е.А. от 11 апреля 2016 г. № 2016-02-18/1:

- Отчет ООО «Оценка+» № 2015-12-08-О от 10.12.2015 года признан соответствующим требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности. Выявленные технические ошибки не приводят к нарушению действующего законодательства об оценочной деятельности, не отражаются на стоимости объекта оценки;

- рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, с датой оценки по состоянию на 01.01.2014 г., определенная оценщиком в Отчете соответствует его действительной рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2014 г.

В соответствии с ч. 1 ст. 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 13.07.2015 г. № 224-ФЗ) государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка (далее - дата проведения последней государственной кадастровой оценки).

В силу статьи 24.17 указанного Федерального закона в течение двадцати рабочих дней с даты принятия отчета об определении кадастровой стоимости заказчик работ принимает акт об утверждении содержащихся в таком отчете кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов недвижимости для кадастрового квартала, населенного пункта, муниципального района, городского округа, субъекта Российской Федерации (далее - акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости), который вступает в силу после даты его официального опубликования (обнародования).

Датой утверждения результатов определения кадастровой стоимости считается дата вступления в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости и соответствующей нормы такого акта.

В течение трех рабочих дней с даты утверждения результатов определения кадастровой стоимости копия акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости (включая сведения о датах его опубликования и вступления в силу), один экземпляр отчета об определении кадастровой стоимости, составленного в форме электронного документа, и один экземпляр положительного экспертного заключения на такой отчет, составленного в форме электронного документа, направляются заказчиком работ в орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

Согласно пункту 3 Приказа Минэкономразвития РФ от 22.10.2010 г. № 508 «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО № 4)» (с изменениями, внесенными приказом от 22 июня 2015 г. № 388) кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект недвижимости.

Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель определяется Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 2, 4, 5, 9, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 № 316 (в редакции постановления от 30 июня 2010 года), государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования,

Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.

Государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного, градостроительного, лесного, водного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный реестр.

Постановлением администрации Тамбовской области от 28.11.2014 года № 1498 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области», утверждена государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Тамбовской области по состоянию на 01.01.2014 года.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Налогового кодекса РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Постановление от 28.11.2014 года № 1498 вступило в силу для целей налогообложения 01.01.2015 года. Для иных целей по истечении месяца со дня официального опубликования. Постановление опубликовано 28 ноября 2014 года. Следовательно, вступило в силу 29 декабря 2014 год.

В соответствии с частью 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами.

В силу положений частей 1, 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 13.07.2015 г. № 224-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В соответствии с абзацем 3 части 11, частью 13 ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости подается в суд в соответствии с правилами подсудности, установленными статьей 20 настоящего Кодекса, при условии соблюдения установленного федеральным законом порядка обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, за исключением случая, если такое заявление подано гражданином.

В соответствии с положениями части 1 и 2 статьи 246 КАС РФ к административному исковому заявлению об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости прилагаются кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости; нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости; документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений; отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости; положительное экспертное заключение на бумажном носителе и в форме электронного документа, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных этим уполномоченным федеральным органом.

Указанные документы административным истцом суду представлены.

В доказательство установления в отношении земельного участка рыночной стоимости на 01.01.2014 года административный истец представил Отчет ООО «Оценка+» № 2015-12-08-О от 10.12.2015 года, с датой оценки по состоянию на 01.01.2014 года, составленный независимым оценщиком Сутягиным В.Ю. - членом НП СРО «СВОД», Положительное заключение эксперта НП СРО «СВОД» от 24 декабря 2015 года г. № 3841/С-15 о соответствии Отчета требованиям законодательства об оценочной деятельности и подтверждении рыночной стоимости объектов оценки.

В заключении судебного эксперта ООО «Экспертное бюро № 1» Печениной Е.А. от 11 апреля 2016 г. № 2016-02-18/1 содержатся выводы о достоверности Отчета и определенной оценщиком рыночной стоимости земельного участка.

В соответствии с частями 1- 4 статьи 84 КАС РФ

Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Доказательство признается судом достоверным, если в результате его проверки и исследования суд придет к выводу, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.

Согласно пунктам 23, 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости"

В случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении (статьи 79, 80 ГПК РФ, статьи 77, 78 КАС РФ).

С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности (статьи 12 и 13 Закона об оценочной деятельности).

Суд может поставить перед экспертом вопрос об установлении рыночной стоимости, а также о том, допущено ли оценщиком нарушение требований федеральных стандартов оценки, предъявляемых к форме и содержанию отчета, к описанию объекта оценки, к методам расчета рыночной стоимости конкретного объекта оценки, и иные нарушения, которые могли повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости, в том числе правильно ли определены факторы, влияющие на стоимость объекта недвижимости, допускались ли ошибки при выполнении математических действий, является ли информация, использованная оценщиком, достоверной, достаточной, проверяемой.

Законодательство о налогах и сборах предполагает установление налогов, имеющих экономическое основание.

В связи с этим суд на основании имеющихся в деле доказательств, вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости (статья 35 ГПК РФ, статья 45 КАС РФ, пункт 3 статьи 3 НК РФ).

На основании статьи 77, 78 КАС РФ в связи с недостатками Отчета оценщика по делу была назначена судебная экспертиза.

Оценивая имеющиеся в деле доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что установленная оценщиком рыночная стоимость земельного участка является объективной, может быть принята как доказательство установления рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2014 г.

Это подтверждается заключением судебного эксперта. Объективных оснований не доверять выводам эксперта у суда не имеется, выводы эксперта мотивированы. Заключение эксперта соответствует требованиям статьи 82 КАС РФ.

Каких-либо доказательств, подтверждающих недостоверность указанной рыночной стоимости, суду не представлено.

Представитель административного истца в судебном заседании просил установить кадастровую стоимость земельного участка равной рыночной в сумме, определенной оценщиком в Отчете.

Таким образом, несмотря на недостатки Отчета, рыночная стоимость земельного участка, определенная в Отчете оценщика, является достоверной, соответствующей действительной рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2014 года.

В силу части 5 статьи 247 КАС РФ стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.

Суд признает права административного истца нарушенными. Несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости. Права могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной.

При таких обстоятельствах имеются законные основания для установления кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной *** рублей по состоянию на 01.01.2014 года.

Согласно частям первой, второй, третьей, пятой, шестой статьи 24.20 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета.

В течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Федеральным законом на ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» возложены функции по государственной кадастровой оценке, в части включения сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

Органом кадастрового учета на территории Тамбовской области является ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Тамбовской области.

Указанные полномочия переданы Кадастровой палате на основании пункта 2 Приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 года № П/93 «О наделении федеральных государственных учреждений «Земельная кадастровая палата («Кадастровая палата») по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета, пункта 1 Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 13.09.2011 года № 473 «О реорганизации федеральных бюджетных учреждений «Кадастровая палата» по субъектам Российской Федерации.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". В течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости.

Согласно пункту 1 Положения О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.10.2010 г. № 878, от 06.04.2011 г. № 246, от 03.11.2011 г. № 904, от 14.09.2012 г. № 924) Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим также функции по государственной кадастровой оценке.

Следовательно, Управление Росреестра по Тамбовской области и ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Тамбовской области являются надлежащими ответчиками по делу.

Таким образом, судом установлено и подтверждается доказательствами, что имеются законные основания для установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: под административные помещения, коммерческие цели, бытовое обслуживание; площадью 794 кв. м, расположенного по адресу: ***, равной рыночной *** (один миллион семьдесят три тысячи триста двадцать девять) рублей по состоянию на 01 января 2014 года.

Данные сведения подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости Тамбовским филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».

Резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости (статья 248, часть 3 статьи 249 КАС РФ).

Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Датой подачи заявления физического лица об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка является дата обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости либо в суд. Обращение в комиссию для физических лиц является необязательным.

Осмоловский С.В. с административным исковым заявлением в суд обратилась 30 декабря 2015 года, что подтверждается штампом суда на административном исковом заявлении.

Следовательно, период действия установленной судом кадастровой стоимости с 1 января 2015 года до внесения в государственный кадастр недвижимости результатов очередной кадастровой оценки.

С учетом того, что главой 25 КАС РФ не установлено каких-либо особенностей распределения судебных расходов по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, вопрос о судебных расходах, понесенных административным истцом, заинтересованным лицом, административным ответчиком, разрешается в соответствии с правилами главы 10 КАС РФ.

Вместе с тем в случаях, когда удовлетворение таких требований сводится к реализации в судебном порядке права административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле заинтересованным лицом, административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), судебные расходы относятся на административного истца, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против административного ответчика, не имеющего противоположных с административным истцом юридических интересов.

По данному делу административным истцом в судебном порядке реализовано право на установление кадастровой стоимости в размере рыночной.

Административными ответчиками ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости) не оспаривается право административного истца на установление кадастровой стоимости равной рыночной.

На административном истце лежит обязанность представить суду надлежащие доказательства в подтверждение рыночной стоимости объекта недвижимости.

При таких обстоятельствах судебные расходы по данному делу по оплате государственной пошлины в сумме *** рублей и оплате судебных расходов по проведению судебной экспертизы в сумме *** рублей относятся на административного истца.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 249 КАС РФ суд,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Осмоловского ФИО13, поданное 30 декабря 2015 года, удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: под административные помещения, коммерческие цели, бытовое обслуживание; площадью *** кв. м, расположенного по адресу: ***, равной рыночной *** (***) рублей по состоянию на 01 января 2014 года.

Период действия установленной кадастровой стоимости земельного участка с 1 января 2015 года до внесения в государственный кадастр недвижимости результатов очередной кадастровой оценки.

Решение суда является основанием для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: под административные помещения, коммерческие цели, бытовое обслуживание; площадью *** кв. м, расположенного по адресу: ***,, равной рыночной *** (***) рублей по состоянию на 01 января 2014 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Тамбовского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: Л.Э. Мороз

Решение суда в окончательной форме принято 23 мая 2016 года.

Судья Л.Э. Мороз