ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-106/2017 от 18.08.2017 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 3а-106/2017

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

18 августа 2017 года Санкт-Петербург

Санкт-Петербургский городской суд в составе:

председательствующего судьи Павловой О.А.

при секретаре Кулик А.К.,

с участием прокурора Севастьяник Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО4 на Валерьевича, ФИО1, ФИО2, ФИО3 о признании недействующим постановления Правительства Санкт-Петербурга от 24 января 2014 г. № 22 «Об утверждении проекта планировки с проектом межевания территории квартала 63, ограниченной Яхтенной ул., ул. ФИО5, проектируемым проездом, проектируемой пешеходной улицей, проектируемым проездом, в Приморском районе»,

У С Т А Н О В И Л:

Правительством Санкт-Петербурга 24 января 2014 г. года принято постановление № 22 «Об утверждении проекта планировки с проектом межевания территории квартала 63, ограниченной Яхтенной ул., ул. ФИО5, проектируемым проездом, проектируемой пешеходной улицей, проектируемым проездом, в Приморском районе»; постановление опубликовано на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга «gov.spb.ru» 30 января 2014 г. (том 1 л.д. 134-142, том 2 л.д. 23-25)

ФИО4, ФИО1, ФИО2, ФИО3 обратились в суд с административным иском, в котором просят признать недействующим с 30 июня 2016 г. названное постановление.

В обоснование заявленных требований административные истцы указали на то, что оспариваемое постановление принято с нарушением установленного частью 8 статьи 60 Федерального закона от 25 июня 2002 г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» порядка согласования документации по планировке территории, подготовленной применительно к территориям исторических поселений федерального значения, поскольку проект постановления не согласован с федеральным органом охраны объектов культурного наследия. Административные истцы ссылались и на нарушение процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта в части установленного частью 5 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации требования об обязательном рассмотрении проектов планировки и межевания территории на публичных слушаниях, поясняя, что проект планировки с проектом межевания территории в утверждённой постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 24 января 2014 г. № 22 редакции на публичные слушания не выносился. Также административные истцы полагали оспариваемое постановление противоречащим постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2016 г. №524 «О правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга», поскольку для данной территории Приложением №4 к указанному постановлению установлена предельная высота – 35 м, в то время как пунктом 2.3 таблицы 3 Приложения №3 к оспариваемому постановлению для формируемого земельного участка с условным номером 3 установлена предельная высота – 70 м. По мнению административных истцов, постановление Правительства Санкт-Петербурга от 24 января 2014 г. № 22, кроме того, принято на основе градостроительных регламентов, признанных недействующими с 16 марта 2011 года решением Санкт-Петербургского городского суда от 20 декабря 2010 года по гражданскому делу №3-311/2010, что также является основанием для признания указанного постановления недействующим (том 1 л.д. 5-12, том 2 л.д. 60-67).

Административные истцы полагают нарушенными оспариваемым нормативным правовым актом их права на благоприятную окружающую среду, благоприятные условия жизнедеятельности, права на защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, права на сохранность объектов культурного наследия.

Административные истцы ФИО4, ФИО1, ФИО2, представитель административных истцов в суд явились, поддержали заявленные требования.

Административный истец ФИО3 в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом о дне, времени и месте судебного разбирательства (том 2 л.д. 59), в связи с чем, руководствуясь частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Представители Правительства Санкт-Петербурга в суд явились, возражали против удовлетворения административных исковых требований, полагая оспариваемый нормативный правовой акт принятым в пределах полномочий, с соблюдением требований к процедуре принятия и опубликования. Опровергая доводы административного истца о нарушении порядка согласования документации по планировке территории, установленного частью 8 статьи 60 Федерального закона от 25 июня 2002 г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», представители административного ответчика указали на согласование письмом Министерства культуры Российской Федерации от 04 апреля 2012 г. локального увеличения предельной высоты зданий, строений и сооружений до 80 м на земельном участке по адресу: Санкт-Петербург, ул. ФИО5, северо-западнее д.112, лит.А, участок 1, и отсутствие на указанную дату требований о согласовании непосредственно документации по планировке и межеванию территории. Также административный ответчик указал на то, что публичные слушания по проекту планировки с проектом межевания территории проведены в соответствии с требованиями части 5 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Закона Санкт-Петербурга от 20 июля 2006 года № 400-61 "О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге", после 29 ноября 2010 года никакие изменения документацию по планировке территории не вносились (том 2 л.д. 41). В отношении доводов административного иска о принятии оспариваемого постановления на основе градостроительных регламентов, признанных недействующими решением Санкт-Петербургского городского суда от 20 декабря 2010 года по гражданскому делу №3-311/2010, административный ответчик указал, что при разработке и утверждении проекта планировки с проектом межевания применялись положения действующего законодательства, в том числе Закона Санкт-Петербурга от 16 февраля 2009 г. № 29-10 "О правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" и Закона Санкт-Петербурга от 19 января 2009 г. №820-7 «О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга» в части, не признанной недействующей названным судебным актом; предельная высота зданий в границах территории проектирования определялась Приложением №4 к Закону Санкт-Петербурга от 16 февраля 2009 г. № 29-10. Представителями административного ответчика представлены письменные возражения относительно административного иска (том 2 л.д. 26-33, том 1 л.д. 62-74).

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, суд считает, что заявленные административные исковые требования подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.

Законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Проект планировки территории и проект межевания территории являются документами по планировке территории (часть 4 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно частям 1 и 9 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 03 июля 2016 года № 373-ФЗ, подлежащей применению в силу пункта 4 статьи 9 того же Федерального закона, далее – в подлежащей применению редакции) подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов капитального строительства и является основой для разработки проектов межевания территорий.

Подготовка проектов межевания территорий, целью разработки которых является определение местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков, осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры, как в составе проектов планировки территорий, так и в виде отдельного документа (части 1 - 3 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации в подлежащей применению редакции).

Частями 1 и 19 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления. Порядок подготовки документации по планировке территории, подготовка которой осуществляется на основании решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, устанавливается данным Кодексом и законами субъектов Российской Федерации.

Полномочиями по утверждению документации по планировке территории, подготовленной на основе документов территориального планирования Санкт-Петербурга, в силу положений статьи 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пункта 13 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 24 ноября 2009 г. № 508-100 «О градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге» наделено Правительство Санкт-Петербурга.

Согласно пункту 3.2 Регламента Правительства Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16 декабря 2003 г. № 100, Правительство Санкт-Петербурга издает, в том числе, постановления - нормативные правовые акты по вопросам, нормативное регулирование которых в соответствии с федеральными законами, правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Уставом Санкт-Петербурга и законами Санкт-Петербурга, отнесено к компетенции Правительства.

Оспариваемый нормативный правовой акт, как указывалось, опубликован на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (gov.spb.ru), то есть в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 16 июля 2010 г. № 445-112 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов Санкт-Петербурга» и пунктом 1.3 Порядка официального опубликования нормативных правовых актов Губернатора Санкт-Петербурга, Правительства Санкт-Петербурга, иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, утверждённого постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29 июня 2011 г. № 865.

Таким образом, постановление Правительства Санкт-Петербурга от 24 января 2014 г. № 22 «Об утверждении проекта планировки с проектом межевания территории квартала 63, ограниченной Яхтенной ул., ул. ФИО5, проектируемым проездом, проектируемой пешеходной улицей, проектируемым проездом, в Приморском районе» принято уполномоченным органом в пределах его компетенции в установленной форме и официально опубликовано.

Порядок подготовки и утверждения документации по планировке территории определены статьями 45 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории, в соответствии с требованиями части 5 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях.

Порядок организации и проведения публичных слушаний по документации по планировке территории в Санкт-Петербурге урегулирован Законом Санкт-Петербурга от 20 июля 2006 года № 400-61 «О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге».

Как усматривается из материалов дела проект планировки с проектом межевания территории квартала 63, ограниченной Яхтенной ул., ул. ФИО5, проектируемым проездом, проектируемой пешеходной улицей, проектируемым проездом, в Приморском районе подготовлены на основании распоряжения Комитета по градостроительству и архитектуре от 08 июля 2009 г. №2177 "О принятии решения о подготовке проекта планировки и проекта межевания территории квартала 63, ограниченной Яхтенной ул., ул. ФИО5, перспективным проездом от ул. ФИО5 до проектируемой магистрали №21, проектируемой магистралью №21, в Приморском районе Санкт-Петербурга, принятого и размещенного на сайте Комитета по градостроительству и архитектуре 10 июля 2009 г. в соответствии с частями 1, 2 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга от 20 июля 2006 года № 400-61 «О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге» (том 1 л.д. 218, том 2 л.д. 9).

Информационное сообщение о проведении публичных слушаний по проекту планировки и проекту межевания территории размещено 10 декабря 2010 г., то есть не позднее чем за 30 дней до проведения обсуждения, в номере 223 (4728) газеты «Невское время», а также на официальном сайте администрации Приморского района (том 1 л.д. 249, том 2 л.д. 5), что соответствует пункту 1 статьи 5 вышеназванного Закона Санкт-Петербурга и пункту 1.5 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 30 декабря 2003 г. № 173 «О порядке опубликования законов Санкт-Петербурга, нормативных правовых актов Губернатора Санкт-Петербурга, Правительства Санкт-Петербурга и иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга»; экспозиция документации проведена в период 20 декабря 2010 г. по 14 января 2011 г. по адресу: Санкт-Петербург, ул. ФИО5, <...> этаж (том 1 л.д. 249-250), то есть не позднее 20 дней со дня опубликования информационного сообщения о проведении публичных слушаний и в течение более 10 дней, что соответствует пунктам 1, 2 статьи 6 вышеназванного Закона Санкт-Петербурга.

Как предусмотрено пунктами 1 и 2 статьи 7 Закона Санкт-Петербурга от 20 июля 2006 года № 400-61, обсуждение документации проведено 17 января 2011 г., то есть не позднее чем через 7 дней после окончания работы экспозиции, в 15:30 часов, по адресу: Санкт-Петербург, ул. ФИО5, д. 83, зелёный зал, в обсуждении приняли участие представители уполномоченного органа – администрации Приморского района Санкт-Петербурга, органа градостроительства Санкт-Петербурга - Комитета по градостроительству и архитектуре, организатора подготовки документации – общества с ограниченной ответственности «Астана», представители общественности, по результатам обсуждения составлен протокол, отвечающий требованиям пункта 3 указанной статьи (том 2 л.д. 3-4).

Заключение о результатах публичных слушаний по документации подготовлено 31 января 2011 г., опубликовано 09 февраля 2011 г. в газете «Санкт-Петербургские ведомости» (том 1 л.д. 247), что соответствует пунктам 1, 2 статьи 8 вышеназванного Закона Санкт-Петербурга и пункту 1.5 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 30 декабря 2003 г. № 173 "О порядке опубликования законов Санкт-Петербурга, нормативных правовых актов Губернатора Санкт-Петербурга, Правительства Санкт-Петербурга и иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга». Из заключения усматривается, что публичные слушания признаны состоявшимися.

Обосновывая довод об утверждении проекта планировки с проектом межевания территории без проведения процедуры публичных слушаний, административные истцы ссылались на то, что указанный проект после публичных слушаний, проведённых в 2011 году, неоднократно дорабатывался и утверждённый в 2014 году вариант проекта планировки отличается от обсуждённого на публичных слушаниях.

Оценивая указанный довод административных истцов, суд учитывает, что процедура подготовки и утверждения документации по планировки территории, установленная как федеральным, так и региональным законодательством, не предполагает внесение изменений в проект планировки и проект межевания территории, обсуждённые на публичных слушаниях, за исключением доработки соответствующих проектов с учётом замечаний и предложений участников публичных слушаний.

Так, согласно статье 6 Закона Санкт-Петербурга от 20 июля 2006 г. № 400-61 «О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге», при проведении публичных слушаний на экспозицию должны быть представлены, в том числе, документация по планировке территории, пояснительная записка к документации, копии согласований документации, полученные в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга.

Частями 12 и 13 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено направление на утверждение подготовленной документации по планировке территории, протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах публичных слушаний не позднее чем через пятнадцать дней со дня проведения публичных слушаний, а по результатам рассмотрения названных документов - принятие решения об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку с учетом указанных протокола и заключения.

Такой порядок утверждения документации по планировке территории предусмотрен и Законом Санкт-Петербурга от 20 июля 2006 года № 400-61 "О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге", согласно которому Правительство Санкт-Петербурга с учетом протокола и заключения о результатах публичных слушаний по проектам документации по планировке территории принимает решение об утверждении такой документации или об отклонении такой документации и направлении ее организатору подготовки документации на доработку с учетом указанных протокола и заключения (пункт 3 статьи 8).

В период подготовки и утверждения спорной документации по планировке территории действовало Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 16 мая 2006 г. № 596, которым было утверждено Положение о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти по вопросам подготовки и согласования документации по планировке территорий в Санкт-Петербурге (далее - Положение).

Положение предусматривало следующий порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти по вопросам подготовки и согласования документации по планировке территорий в Санкт-Петербурге.

Согласно пункту 2.10 Положения, уполномоченный исполнительный орган государственной власти Санкт-Петербурга осуществляет проверку подготовленной и согласованной в установленном порядке документации по планировке территории. По результатам проверки и представленных согласований документации по планировке территории уполномоченный исполнительный орган государственной власти Санкт-Петербурга принимает решение либо о направлении указанной документации в администрацию района Санкт-Петербурга, на территории которого разрабатывается документация по планировке территории, для проведения публичных слушаний в порядке, установленном действующим законодательством, либо о направлении указанной документации на доработку.

После получения материалов документации по планировке территории со всеми необходимыми согласованиями уполномоченный исполнительный орган государственной власти Санкт-Петербурга осуществляет подготовку проекта постановления Правительства Санкт-Петербурга об утверждении документации по планировке территории (пункт 2.12 Положения).

Согласование проекта постановления Правительства Санкт-Петербурга об утверждении документации по планировке территории, в том числе соответствующих разногласий, осуществляется на совещании у вице-губернатора Санкт-Петербурга, отвечающего за решение вопросов капитального строительства и реконструкции объектов недвижимости, дорожного строительства, архитектуры и градостроительства, земельной политики Санкт-Петербурга в целях капитального строительства, в порядке, установленном постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16 декабря 2003 г. № 100 «Об утверждении Регламента Правительства Санкт-Петербурга» (пункт 2.13 Положения).

После соблюдения процедуры, предусмотренной пунктом 2.13 указанного Положения, уполномоченный исполнительный орган государственной власти Санкт-Петербурга издает распоряжение в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации (пункт 2.14 Положения).

Анализ приведённых нормативных предписаний, с учётом того, что публичные слушания имеют целью соблюдение прав человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства (часть 7 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации), позволяет прийти к выводу о том, что подготовка проекта планировки и проекта межевания территории включает разработку таких проектов, их согласование и завершается принятием решения уполномоченным исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга о направлении указанной документации в администрацию района Санкт-Петербурга для проведения публичных слушаний, последующее внесение изменений в документацию возможно лишь в целях учёта замечаний и предложений участников публичных слушаний.

Иное означало бы снижение правовых гарантий участников градостроительных отношений, поскольку приводило бы по существу к принятию новых решений по планировке территории без их обсуждения и возможности высказать замечания и предложения, которые могли бы быть учтены.

Решение о направлении документации по планировке территории «Проект планировки и Проект межевания территории квартала 63, ограниченной Яхтенной ул., ул. ФИО5, проектируемой магистралью в Приморском районе Санкт-Петербурга» для проведения публичных слушаний принято Комитетом по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга 29 ноября 2010 г. (том 2 л.д. 6-7). Из заключения о результатах публичных слушаний по указанной проектной документации от 31 января 2011 года усматривается, что отсутствуют замечания и предложения, поступившие в ходе публичных слушаний, которые могут быть приняты к рассмотрению (том 1 л.д. 250). Подготовленный проект планировки с проектом межевания территории распоряжением Комитета по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга от 18 февраля 2011 г. №499 направлен на утверждение Правительству Санкт-Петербурга (том 1 л.д. 248).

Вместе с тем, оспариваемым постановлением утверждён проект планировки с проектом межевания территории, описание границ которой отличается от содержащегося в документации, обсуждённой в ходе публичных слушаний, состоявшихся 31 января 2011 года. Так, согласно оспариваемому постановлению границами утверждённого им проекта планировки с проектом межевания являются на юге – проектируемый проезд, на юго-востоке – проектируемая пешеходная улица, на востоке – проектируемый проезд, на западе – Яхтенная улица, на севере – улица ФИО5. В тоже время, из описания границ проектирования в заключении о результатах публичных слушаний от 31 января 2011 г. и в распоряжении Комитета по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга от 18 февраля 2011 г. №499 следует, что в ходе публичных слушаний обсуждалась иная схема организации движения транспорта и пешеходов, предполагающая соединение улицы ФИО5 с Приморским проспектом проектируемой магистралью, нежели нашедшая отражение в чертеже, являющимся приложением №1 к оспариваемому постановлению. Об указанном свидетельствует не только различие в наименовании документов по планировке территории, но и дата разработки схемы организации улично-дорожной сети и движения транспорта, являющейся составной частью проекта планировки и межевания спорной территории, - 2013 год (том 1 л.д. 82), а также указание в разделе 9 (анализ комплексного транспортного обслуживания территории) пояснительной записки к указанному проекту на проектирование названной магистрали протяжённостью 810 м (том 2 л.д. 82).

Как основанная часть, так и материалы по обоснованию проекта планировки с проектом межевания территории содержат документы, разработанные в 2012 и 2013 году.

Поскольку бремя доказывания соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих процедуру принятия нормативного правового акта, возложено частью 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт, судом было предложено административному ответчику представить доказательства обсуждения на публичных слушаниях, состоявшихся 17 января 2011 года, проекта планировки с проектом межевания территории в редакции, соответствующей редакции утверждённого проекта. Такие доказательства суду не были представлены. Представитель административного ответчика в ходе судебного разбирательства пояснил, что проект планировки с проектом межевания территории, представленный на экспозицию в ходе проведения публичных слушаний не сохранился, из письма администрации Приморского района Санкт-Петербурга от 14 августа 2017 года следует, что соответствующая градостроительная документация в администрации Приморского района отсутствует (том 3 л.д. 61).

При таких обстоятельствах установить обсуждался ли на публичных слушаниях 17 января 2011 года проект планировки с проектом межевания территории в редакции, утверждённой оспариваемым постановлением, а также какого характера изменения внесены в проект после проведения публичных слушаний, не представляется возможным.

По изложенным основаниям суд приходит к выводу о том, что административным ответчиком не доказано соблюдение требований федерального и регионального законодательства к обсуждению утверждённого проекта планировки с проектом межевания территории на публичных слушаниях.

В соответствии с пунктом 4 статьи 60 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в редакции, действующей в период подготовки документации, градостроительная документация для исторических поселений подлежит обязательному согласованию с федеральным органом в области охраны объектов культурного наследия в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Город Санкт-Петербург включен в перечень исторических поселений совместным приказом Министерства культуры Российской Федерации и Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 июля 2010 г. № 418/339 «Об утверждении перечня исторических поселений».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 января 2010 г. № 2 утверждено Положение о порядке согласования с федеральным органом охраны объектов культурного наследия проектов генеральных планов поселений и городских округов, проектов документации по планировке территории, разрабатываемых для исторических поселений, а также градостроительных регламентов, устанавливаемых в пределах территорий объектов культурного наследия и их зон охраны (далее – Положение о порядке согласования).

Таким уполномоченным федеральным органом с 29 мая 2008 г. до 8 февраля 2011 г. являлась Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультура) в соответствии с пунктами 1 и 5.6.1 Положения о ней, утвержденного Правительством Российской Федерации в постановлении от 29 мая 2008 г. № 407.

Из приведённых выше положений статьи 6 Закона Санкт-Петербурга от 20 июля 2006 г. № 400-61 «О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге», пункта 2.10 Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти по вопросам подготовки и согласования документации по планировке территорий в Санкт-Петербурге, утверждённого Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16 мая 2006 г. № 596, согласование от всех уполномоченных органов, в том числе федерального органа охраны объектов культурного наследия, необходимо было получить на дату направления документации по планировки территории в администрацию района Санкт-Петербурга для проведения публичных слушаний, в рассматриваемом случае – 29 ноября 2010 г.

Из материалов дела усматривается, что согласование с указанным органом охраны объектов культурного наследия документации по планировке территории произведено не было.

Следует учитывать, что порядок согласования с федеральным органом охраны объектов культурного наследия проектов документации по планировке территории, разрабатываемых для исторических поселений, предусматривал направление на согласование в Федеральную службу по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия названной градостроительной документации, её рассмотрение на предмет соответствия градостроительной документации целям и условиям обеспечения сохранности объектов культурного наследия и всех исторически ценных градоформирующих объектов исторического поселения, предусмотренных пунктом 2 статьи 59 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», а также наличия в градостроительной документации полных, достоверных и точных сведений об объектах культурного наследия и обо всех исторически ценных градоформирующих объектах исторического поселения, предусмотренных пунктом 2 статьи 59 указанного Федерального закона, принятие решения о согласовании градостроительной документации, его оформление в виде заключения о её соответствии требованиям законодательства Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия и проставление на каждом экземпляре градостроительной документации отметки (штампа) с указанием даты и номера указанного заключения (пункты 2, 4, 5, 8 Положения о порядке согласования).

Таким образом, надлежащим документом, подтверждающим соблюдение требований федерального законодательства о согласовании документации по планировке территории, утверждённой оспариваемым постановлением, с федеральным органом в области охраны объектов культурного наследия, является заключение Росохранкультуры о соответствии такой документации требованиям законодательства Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, полученное до 29 ноября 2010 г. в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 января 2010 г. № 2.

В связи с изложенным, вопреки доводам административного ответчика, письмо Министерства культуры Российской Федерации от 04 апреля 2012 г., которым согласовано отклонение от предельного параметра высоты разрешённого строительства на земельному участке, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, улица ФИО5, северо-западнее дома 112, лит.А, участок 1, до 80 м (том 2 л.д. 38), имеет иной предмет согласования, представляя собой разрешение на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства, выданное в порядке, предусмотренном абзацем 2 пункта 29 действовавшего на момент выдачи разрешения Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2008 г. №315, и не может быть признано документом, подтверждающим исполнение требования пункта 4 статьи 60 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

С учетом данных обстоятельств и приведенных положений градостроительного законодательства, законодательства в области охраны памятников истории и культуры, суд приходит к выводу о нарушении процедуры принятия оспариваемого постановления, установленного как федеральным, так и региональным законодательством.

Суд также учитывает, что согласно статье 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территорий осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.

Подпунктом 2.2 пункта 3 Приложения №3 к постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 24 января 2014 г. №22 для земельного участка №3 установлена максимальная высота объектов капитального строительства – 70 м.

Представитель административного ответчика, обосновывая соответствие данного параметра требованиям законодательства, указал на то, что территория проектирования в соответствии с Приложением №4 к Закону Санкт-Петербурга от 04 февраля 2009 г. №29-10 «О правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга» располагалась в зоне с высотными характеристиками до 54 м с локальным увеличением предельной высоты зданий, строений, сооружений до 90 м. На основании пункта 8 статьи 8 части II Приложения №3 к Закону №29-10 в составе документации по планировке территории уточнено местоположение локального увеличения предельной высоты до 80 м – на участке №3, что согласовано письмом Министерства культуры Российской Федерации от 04 апреля 2012 г.

Однако отдельные положения Закона Санкт-Петербурга от 16 февраля 2009 г. № 29-10 «О правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга» признаны недействующими с 16 марта 2011 года вступившими в законную силу решениями Санкт-Петербургского городского суда от 20 декабря 2010 г. № 3-311/10, от 22 июня 2012 г. № 3-102/12, в том числе Приложение 4 в границах зон охраны объектов культурного наследия.

Территория рассматриваемого квартала согласно Приложению 1 (листы 44-45) к Закону Санкт-Петербурга от 19 января 2009 г. №820-7 «О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга» в редакции, действовавшей до внесения в него изменений Законом Санкт-Петербурга от 26 июня 2014 г. № 417-65, относилась к зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности 2, участок зоны 2-1.

Согласно Приложению №3 (схема высотного регулирования для территории Санкт-Петербурга) к Закону Санкт-Петербурга от 19 января 2009 г. №820-7 «О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга» в той же редакции высота зданий для указанной территории определялась в соответствии с правилами землепользования и застройки Санкт-Петербурга. Указанное Приложение №3 в части слов «высота зданий для указанной территории определяется в соответствии с правилами землепользования и застройки Санкт-Петербурга» также признано недействующим с 16 марта 2011 года вступившими в законную силу решениями Санкт-Петербургского городского суда от 20 декабря 2010 г. по делу № 3-311/10, от 22 июня 2012 г. по делу № 3-102/12.

Вместе с тем, согласно Приложению №3 (лист 84) к постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2016 г. №524 «О правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга» для территории квартала 63 установлена предельная высота – 40 м.

Соответственно, подпункт 2.2 пункта 3 Приложения №3 к постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 24 января 2014 г. №22, которым для земельного участка №3 установлена максимальная высоты объектов капитального строительства – 70 м, противоречит положениям постановления Правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2016 г. №524 «О правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга», имеющего большую юридическую силу.

Суждение административного ответчика о том, что постановление Правительства Санкт-Петербурга от 24 января 2014 г. № 22 очевидно не затрагивает права и свободы административных истцов, суд полагает ошибочным, поскольку физические лица в силу статьи 5 Градостроительного кодекса Российской Федерации являются субъектами градостроительных правоотношений наряду с публично-правовыми образованиями и в силу части 17 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации вправе оспаривать в судебном порядке документацию по планировке территории.

По изложенным основаниям суд полагает административные исковые требования в части признания постановления Правительства Санкт-Петербурга от 24 января 2014 г. № 22 недействующим подлежащими удовлетворению.

Определяя момент, с которого вышеназванные положения подлежат признанию недействующими, суд учитывает разъяснения, содержащиеся в пункте 28 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», согласно которым если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Поскольку оспариваемые положения применялись, порождая правовые последствия, в частности 03 мая 2017 г. обществу с ограниченной ответственностью «<...>» выдано разрешение на строительство №... многофункционального делового комплекса на вышеуказанном участке №3 (том 1 л.д. 68), нормативный правовой акт подлежит признанию недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258-260 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

административное исковое заявление ФИО4, ФИО1, ФИО2, ФИО3 о признании недействующим постановления Правительства Санкт-Петербурга от 24 января 2014 г. № 22 «Об утверждении проекта планировки с проектом межевания территории квартала 63, ограниченной Яхтенной ул., ул. ФИО5, проектируемым проездом, проектируемой пешеходной улицей, проектируемым проездом, в Приморском районе» удовлетворить частично.

Признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу постановление Правительства Санкт-Петербурга от 24 января 2014 г. № 22 «Об утверждении проекта планировки с проектом межевания территории квартала 63, ограниченной Яхтенной ул., ул. ФИО5, проектируемым проездом, проектируемой пешеходной улицей, проектируемым проездом, в Приморском районе».

В удовлетворении административного иска в остальной части отказать.

Возложить на Правительство Санкт-Петербурга обязанность опубликовать решение суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (gov.spb.ru).

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О.А.Павлова