ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-106/2022 от 02.03.2022 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 3а-106/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербург 02 марта 2022 г.

Ленинградский областной суд в составе:

председательствующего судьи Ночевника С.Г.,

при ведении протокола помощником судьи Кузнецовым А.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению дачного некоммерческого партнерства «Солнечное» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости,

установил:

27.12.2021 ДНП «Солнечное» обратилось в Ленинградский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости 82 земельных участков по адресу: <адрес> в размере равном их рыночной стоимости указав, что является собственником вышеуказанных земельных участков. Кадастровая стоимость земельных участков существенно превышает их рыночную стоимость, что нарушает права административного истца, поскольку увеличивает размер налоговых обязательств.

Определением суда от 26.01.2022 выделены в отдельное производство административные исковые требования ДНП «Солнечное» об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной в отношение земельных участков с кадастровыми номерами .

В письменном отзыве административного ответчика Правительства Ленинградской области указано, что результаты государственной оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан на территории Ленинградской области утверждены постановлением Правительства Ленинградской области от 30.12.2010 № 383 по состоянию на 01.01.2008, которое не было признано незаконным и применяется на всей территории Ленинградской области. Административный истец оспаривает кадастровую стоимость земельного участка, утвержденную 18.07.2011 года, в связи с чем, Правительство Ленинградской области, не осуществляющее функции по государственной кадастровой оценке, является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу.

В письменном отзыве административного ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» указано, что учреждение не является уполномоченным органом на самостоятельное принятие решения об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости. Учреждение может выступать лишь исполнителем принятого судом решения. Дата определения кадастровой стоимости земельных участков 18.07.2011. Разрешение требований административного истца оставляется на усмотрение суда.

В письменном отзыве Управления Росреестра по Ленинградской области указано, что дата определения кадастровой стоимости земельных участков 18.07.2011. Принятие решения об удовлетворении исковых требований оставлено на усмотрение суда.

В судебное заседание представители административного истца, административных ответчиков Правительства Ленинградской области, Управления Росреестра по Ленинградской области, ФГБУ «ФКП Росреестра», заинтересованного лица администрации Лопухинского сельского поселения Ломоносовского муниципального района Ленинградской области, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени судебного заседания, не явились.

Принимая во внимание, что представители административного истца и административных ответчиков в письменных отзывах и ходатайствах просили рассмотреть дело в свое отсутствие, и, учитывая неявку представителя заинтересованного лица, не представившего доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание и не изъявившего намерения лично принять участие в судебном заседании, руководствуясь положениями ч.7 ст.150 Кодекса административного судопроизводства РФ суд определил рассмотреть дело в порядке упрощенного (письменного) производства.

Исследовав материалы дела и оценив собранные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ст.65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Как указано в ст.66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. При этом в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Согласно ст.1 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации.

В ст.24 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» указано, что государственная кадастровая оценка, проведение которой начато до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, и оспаривание результатов такой государственной кадастровой оценки проводятся в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее – Закон об оценочной деятельности).

Согласно ст.24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Исходя из положений ст.24.19 Закона об оценочной деятельности, при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.

Судом установлено, что 27.09.2011 за ДНП «Солнечное» зарегистрировано право собственности на земельные участки с кадастровыми номерами по адресу: <адрес>, категория земельного участка: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства.

Из выписок из ЕГРН от 14.12.2021 следует, что кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами составляет по 725430 руб., с кадастровым номером – 870516 руб., с кадастровым номером – 870519 руб. Дата внесения сведений о кадастровой стоимости земельных участков 18.07.2011.

Из представленного административным истцом в суд отчета об оценке <данные изъяты> следует, что по состоянию на 18.07.2011 рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами составляет по 398000 руб., с кадастровыми номерами составляет по 478000 руб. Отчет подготовлен оценщиком ФИО6, членом Ассоциации СРО «Сообщество профессионалов оценки».

В соответствии со ст.247 Кодекса административного судопроизводства РФ стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.

В силу ст.248 КАС РФ одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Как разъяснено в п.19 постановления Пленума ВС РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», обязанность по доказыванию величины рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце, а если административный ответчик возражает против удовлетворения заявления, он обязан доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.

Исходя из вышеизложенного, по настоящему делу, вытекающему из публичных правоотношений, обязанность по доказыванию недостоверности заявленной административным истцом рыночной стоимости земельного участка лежит на административных ответчиках – Правительстве Ленинградской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» и Управление Росреестра по Ленинградской области.

При исследовании отчета об оценке <данные изъяты> судом установлено, что в отчетах содержится описание объекта оценки, количественные и качественные характеристики объекта оценки, проведен анализ рынка объектов оценки и ценообразующих факторов, проведен анализ наилучшего и наиболее эффективного использования.

Оценщиком рыночная стоимость объектов оценки определялась сравнительным подходом, в рамках которого оценщик использовал метод сравнения продаж.

Оценщиком подобрано 10 объектов, которые возможно использовать в качестве объектов-аналогов. Приведенное в отчете подробное описание данных объектов подтверждает обоснованность их выбора в качестве аналогов.

Проведены корректировки на условия сделки, на различие в местоположение и общей площади.

В отчете содержится обоснование размера произведенных корректировок. Расчеты стоимости объектов-аналогов с учетом ценообразующих факторов и расчет стоимости объекта оценки наглядно приведен в отчете, а именно, в отчете имеются таблицы, описания расчетов, сами расчеты и пояснения к ним.

Принимая во внимание, что документальных данных содержащих сведения об иной рыночной стоимости земельных участков административными ответчиками не представлено, ходатайство о проведении судебной экспертизы в целях определения рыночной стоимости земельных участков ни административным истцом, ни административными ответчиками не заявлено, суд приходит к выводу о возможности установления кадастровой стоимости земельных участков в размере равном их рыночной стоимости определенной отчетом об оценке рыночной стоимости.

При таких обстоятельствах заявленное административным истцом требование об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере равном рыночной стоимости подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-177, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

административное исковое заявление дачного некоммерческого партнерства «Солнечное» удовлетворить.

Установить по состоянию на 18 июля 2011 года кадастровую стоимость земельных участков по адресу: <адрес> в размере равном их рыночной стоимости, составляющей:

для земельного участка с кадастровым номером - 398000 (триста девяносто восемь тысяч) рублей;

для земельного участка с кадастровым номером - 398000 (триста девяносто восемь тысяч) рублей;

для земельного участка с кадастровым номером - 478000 (четыреста семьдесят восемь тысяч) рублей;

для земельного участка с кадастровым номером - 398000 (триста девяносто восемь тысяч) рублей;

для земельного участка с кадастровым номером - 398000 (триста девяносто восемь тысяч) рублей;

для земельного участка с кадастровым номером - 398000 (триста девяносто восемь тысяч) рублей;

для земельного участка с кадастровым номером - 478000 (четыреста семьдесят восемь тысяч) рублей;

для земельного участка с кадастровым номером - 398000 (триста девяносто восемь тысяч) рублей;

для земельного участка с кадастровым номером - 398000 (триста девяносто восемь тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы через Ленинградский областной суд во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья С.Г. Ночевник