Дело № 3а-1073/2022
22OS0000-01-2022-000502-07
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 апреля 2022 года город Барнаул
Алтайский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Копцевой Г.В.,
при секретаре Бондаренко Т.В.,
с участием представителя административного истца Ефременко Е.Н.,
представителя административного ответчика ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Алтайскому краю Пенькова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Третьякова С. В. к Управлению имущественных отношений Алтайского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, Правительству Алтайского края, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Алтайскому краю об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости,
установил:
административный истец Третьяков С.В. обратился в Алтайский краевой суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами *** по состоянию на ДД.ММ.ГГ, с кадастровым номером *** по состоянию на ДД.ММ.ГГ, с кадастровым номером *** по состоянию на ДД.ММ.ГГ в размере их рыночной стоимости.
Требования мотивированы тем, что указанным выше земельными участками административный истец владеет на праве собственности. Кадастровая стоимость данных объектов недвижимости является завышенной, что подтверждается отчетами об оценке. Результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права Третьякова С.В., так как кадастровая стоимость влияет на размер земельного налога.
В судебном заседании представитель административного истца Ефременко Е.Н. просила об удовлетворении заявленных требований в полном объеме; представитель административного ответчика ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Алтайскому краю Пеньков А.А. возражал против привлечения учреждения в качестве административного ответчика, против установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости не возражал, замечаний к отчету об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости не имеет.
Иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о дате и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. При этом от Управления имущественных отношений Алтайского края, Правительства Алтайского края, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала по Алтайскому краю до судебного заседания поступили письменные отзывы на иск.
В соответствии со ст.ст. 150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного искового заявления.
В соответствии с п.п. 1, 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено определение налоговой базы в отношении земельного участка как его кадастровой стоимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В силу абз.4 п.15 ст.378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы, начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Согласно п.2 ст.66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п.3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Статьей 24.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Судом установлено, что Третьякову С.В. на праве собственности принадлежат объекты недвижимости:
- земельный участок с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес> площадью 214 кв.м., категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: эксплуатация теплопункта;
- земельный участок с кадастровым номером *** расположенный по адресу: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, площадью 6192 кв.м., категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: для эксплуатации гаража;
- земельный участок с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: <адрес> площадью 2625 кв.м., категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: для эксплуатации производственной базы;
- земельный участок с кадастровым номером *** расположенный по адресу: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, площадью 108 кв.м., категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: для эксплуатации проходной;
- земельный участок с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, площадью 8037 кв.м., категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: для эксплуатации производственного цеха;
- земельный участок с кадастровым номером *** расположенный по адресу: <адрес>, площадью 25 016 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения промышленных объектов.
Таким образом, установление в отношении вышеуказанных земельных участков кадастровой стоимости в размере их рыночной стоимости имеет правовое значение для административного истца как плательщика земельного налога.
Результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, включая земельные участки с кадастровыми номерами *** утверждены постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** «Об утверждении результатов государственной кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Алтайского края».
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГ, а также сведениям филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Алтайскому краю кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером *** составляет 116 054,34 рубля, земельного участка с кадастровым номером *** составляет 7 992 076,32 рублей, земельного участка с кадастровым номером *** составляет 1 423 563,75 рубля, земельного участка с кадастровым номером *** составляет 58 569,48 рублей, земельного участка с кадастровым номером *** составляет 4 358 545,47 рублей, дата определения кадастровой стоимости – ДД.ММ.ГГ, дата внесения сведений в ЕГРН о кадастровой стоимости – ДД.ММ.ГГ.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГ, а также сведений филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Алтайскому краю кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером *** составляет 2 015 798,95 рублей, дата определения кадастровой стоимости – ДД.ММ.ГГ, дата внесения сведений в ЕГРН о кадастровой стоимости – ДД.ММ.ГГ.
Данная кадастровая стоимость внесена в ЕГРН ДД.ММ.ГГ на основании акта ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала по Алтайскому краю об её утверждении, в связи с изменением категории земельного участка на основании Постановления от ДД.ММ.ГГ*** администрации Волчихинского сельсовета <адрес> Алтайского края, рассчитана по постановлению администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Алтайского края».
Кроме того, оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами *** является архивной, поскольку филиалом ФГБУ «ФКП Росреестр» по Алтайскому краю в ЕГРН внесены сведения о кадастровой стоимости, определенной на основании Приказа Управления имущественных отношений Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» дата определения кадастровой стоимости - ДД.ММ.ГГ, дата начала применения – ДД.ММ.ГГ.
Согласно п.14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ*** «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» в соответствии с п.7 ст.4 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются (далее - архивные сведения).
Требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац 5 ст.24.20 Закона об оценочной деятельности).
Суд считает, что Третьяков С.В. как плательщик земельного налога, в том числе за 2020 год, не утратил право оспаривать кадастровую стоимость, определенную по состоянию на ДД.ММ.ГГ и действовавшую в период с ДД.ММ.ГГ до ДД.ММ.ГГ включительно.
Кроме того, в силу ч.3 ст.245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ*** «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Поскольку на момент обращения в суд оспариваемая кадастровая стоимость земельных участков затрагивала права административного истца, поскольку на ее основании рассчитан земельный налог за 2020 год, суд считает возможным восстановить административному истцу срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, включая земельный участок с кадастровым номером *** утверждены приказом Управления имущественных отношений Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Алтайского края».
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГ, а также сведений филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Алтайскому краю кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером *** составляет 14 252 615,84 рублей, дата определения кадастровой стоимости ДД.ММ.ГГ, дата внесения сведений в ЕГРН о кадастровой стоимости ДД.ММ.ГГ, дата начала применения кадастровой стоимости – ДД.ММ.ГГ.
Исходя из положений п.7 ст.22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объектов недвижимости их рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена их кадастровая стоимость.
В подтверждение рыночной стоимости земельных участков административным истцом представлены отчеты об оценке от ДД.ММ.ГГ №***, 87/9, 87/10, 87/11, 87/6, 87/5, 87/6 от ДД.ММ.ГГ, составленные оценщиком ООО ОК «Авангард» Маракулиной Т.Н., согласно которым рыночная стоимость земельных участков составляет:
- с кадастровым номером *** - 18 618 рублей;
- с кадастровым номером *** – 538 704 рубля;
- с кадастровым номером *** – 228 375 рублей;
- с кадастровым номером *** – 9 396 рублей;
- с кадастровым номером *** 699 219 рублей;
- с кадастровым номером *** по состоянию на ДД.ММ.ГГ составляет 1 801 152 рубля, по состоянию на ДД.ММ.ГГ - 2 876 840 рублей.
Исследовав отчеты об оценке, суд приходит к выводу, что отчеты соответствуют требованиям Федерального закона «О государственной кадастровой оценке», федеральным стандартам оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности и могут быть приняты в качестве допустимого доказательства, подтверждающего достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости земельных участков.
Из данных отчетов следует, что оценщик провел анализ рынка и внешних факторов, влияющих на стоимость объектов оценки. При определении рыночной стоимости объектов недвижимости оценщик использовал сравнительный подход как наиболее обеспеченный исходной информацией. При этом отчеты содержат анализ рынка, ссылки на источники информации с приложением копий материалов и распечаток; описание последовательности определения стоимости объектов оценки. Применяя сравнительный подход к оценке, оценщик выбрал единицы сравнения, обосновал свой выбор, применил необходимые корректировки.
В отчете присутствуют ссылки на источники используемой информации, что позволяет проверить применяемые оценщиком сведения.
Отчет об оценке подготовлен оценщиком Маракулиной Т.Н., являющимся членом Некоммерческого партнерства «Сообщество специалистов-оценщиков «СМАО», т.е. лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, имеющим необходимое образование. Документы, подтверждающие образование оценщика, страхование его ответственности и членство в некоммерческой организации оценщиков и экспертов, сдачу квалификационного экзамена по направлению оценочной деятельности «Оценка недвижимости» приложены к заключению.
Административными ответчиками, заинтересованными лицами результаты оценки, содержащиеся в представленном административными истцами отчете, под сомнение не ставились и не оспаривались, доказательств, опровергающих изложенные в отчете выводы, а также содержащих сведения об иной рыночной стоимости земельного участка, не представлено, в связи с чем, основания для непринятия итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки, указанной в отчете, у суда отсутствуют.
Учитывая, что установление кадастровой стоимости объекта недвижимости равной рыночной имеет для административного истца правовое значение, суд удовлетворяет исковые требования Третьякова С.В.
В связи с тем, что заявление о пересмотре действующей кадастровой стоимости (по состоянию на ДД.ММ.ГГ) подано административным истцом посредством почтового отправления ДД.ММ.ГГ, срок, предусмотренный ч.3 ст.245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не пропущен. В отношении заявления о пересмотре архивной кадастровой стоимости объектов недвижимости судом Третьякову С.В. восстановлен срок для обращения с административным иском в суд.
Указание административного ответчика ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Алтайскому краю относительно процессуального статуса учреждения судом не принимаются во внимание, так как с учетом полномочий Правительства Алтайского края, Управления имущественных отношений Алтайского края, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю и ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», а также положений пункта 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ*** «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» суд полагает, что надлежащими административными ответчиками по административному делу являются Правительство Алтайского края, Управление имущественных отношений Алтайского края, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, а также по требованию об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером *** по состоянию на ДД.ММ.ГГ - ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», как орган, утвердивший результаты кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление Третьякова С. В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, Правительству Алтайского края об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: <адрес><адрес>, площадью 214 кв.м., по состоянию на ДД.ММ.ГГ в равном его рыночной стоимости размере - 18 618 рублей. Период действия кадастровой стоимости - с ДД.ММ.ГГ до ДД.ММ.ГГ включительно.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: <адрес> площадью 6192 кв.м., по состоянию на ДД.ММ.ГГ в равном его рыночной стоимости размере - 538 704 рубля. Период действия кадастровой стоимости - с ДД.ММ.ГГ до ДД.ММ.ГГ включительно.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>, мкр. Промзона, участок 3, площадью 2 625 кв.м., по состоянию на ДД.ММ.ГГ в равном его рыночной стоимости размере - 228 375 рублей. Период действия кадастровой стоимости - с ДД.ММ.ГГ до ДД.ММ.ГГ включительно.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 108 кв.м., по состоянию на ДД.ММ.ГГ в равном его рыночной стоимости размере - 9 396 рублей. Период действия кадастровой стоимости - с ДД.ММ.ГГ до ДД.ММ.ГГ включительно.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 8037 кв.м., по состоянию на ДД.ММ.ГГ в равном его рыночной стоимости размере - 699 219 рублей. Период действия кадастровой стоимости - с ДД.ММ.ГГ до ДД.ММ.ГГ включительно.
Административное исковое заявление Третьякова С. В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Алтайскому краю об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: <адрес> площадью 25 016 кв.м., по состоянию на ДД.ММ.ГГ в равном его рыночной стоимости размере – 1 801 152 рубля. Период действия кадастровой стоимости - с ДД.ММ.ГГ до ДД.ММ.ГГ включительно.
Административное исковое заявление Третьякова С. В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, Управлению имущественных отношений Алтайского края об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 25 016 кв.м., по состоянию на ДД.ММ.ГГ в равном его рыночной стоимости размере - 2 876 840 рублей.
Дата обращения с заявлением об изменении кадастровой стоимости земельных участков – ДД.ММ.ГГ.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение одного месяца со дня принятия решения в мотивированном виде в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Алтайский краевой суд.
Судья: Г.В. Копцева
Мотивированное решение принято ДД.ММ.ГГ.