РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
7 февраля 2018 года город Тула
Тульский областной суд в составе:
председательствующего Щербаковой Н.В.,
с участием прокурора Тульской областной прокуратуры Михалевой Л.В.,
при секретаре Щепотине П.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-114/2018 по административному исковому заявлению Акционерного общества «Тульские городские электрические сети» к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области об оспаривании в части приказа от 30 мая 2017 года № 44 «Об установлении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме» (вместе с «Нормативами потребления холодной (горячей) воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме», «Нормативами потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме»),
у с т а н о в и л:
приказом министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области от 30 мая 2017 года № 44 «Об установлении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме» утверждены нормативы потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (приложение № 2).
Акционерное общество «Тульские городские электрические сети» (далее по тексту АО «Тульские городские электрические сети») обратилось в суд с административным исковым заявлением к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области о признании недействующим с момента вступления решения суда в законную силу приложения № 2 к приказу министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области от 30 мая 2017 года № 44 «Об установлении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме», ссылаясь на его противоречие пункту 11 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306 (далее – Правила), пункту 37 приложения №1 Правил.
Административный истец приводит довод о том, что в соответствии с пунктом 11 Правил, нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, указанные нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями многоквартирных домов и жилых домов, предусмотренными приложением № 2 к настоящим Правилам, а именно, для домов, оборудованных лифтами, электроотопительными и (или) электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения ( в отопительный период и вне его).
В соответствии с абзацем 2 пункта 11 Правил уполномоченному органу субъекта федерации предоставлено право дополнить категории многоквартирных домов, предусмотренные приложением № 2 к Правилам при наличии в субъекте Российской Федерации многоквартирных домов и жилых домов, имеющих иные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, влияющие на потребление электрической энергии.
Между тем, в соответствии с пунктом 37 приложения № 1 Правил, норматив потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме рассчитывается на основании расхода электрической энергии по следующим группам оборудования, являющегося общим имуществом многоквартирного дома: осветительные установки, силовое оборудование лифтов, включая схемы управления и сигнализации, освещение кабин лифтов и лифтовых шахт, системы противопожарного оборудования и дымоудаления, дверные запирающие устройства, усилители телеантенн коллективного пользования, насосное оборудование холодного и горячего водоснабжения, а также системы отопления и другое оборудование.
Полагает, что применение критериев дифференцирования многоквартирных домов, предусмотренных оспариваемым нормативным правовым актом, в зависимости от наличия чердаков и подвалов, не обусловлено объективными различиями в технических характеристиках домов, наличием или отсутствием отдельных видов энергопотребляющего инженерного оборудования, противоречит требованиям законодательства, имеющего большую юридическую силу, и приводит к необоснованному уменьшению нормативов потребления электроэнергии на общедомовые нужды и нарушает права административного истца.
В судебном заседании представители административного истца АО «Тульские городские электрические сети» по доверенностям ФИО1, ФИО2 административное исковое заявление поддержали по тем же основаниям.
Представители административного ответчика министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области по доверенностям ФИО3, ФИО4 возражали против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области, опубликован в установленном законом порядке. Указывают, что нормативы потребления электроэнергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме определены по формуле с применением расчетного метода в полном соответствии с Правилами и устанавливаются для каждой категории многоквартирных домов. Отмечают, что при наличии в субъекте Российской Федерации многоквартирных домов и жилых домов, имеющих конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, не предусмотренные категориями жилых помещений, определенными в Приложении № 2 Правил, по решению уполномоченного органа категории многоквартирных домов и жилых домов могут быть дополнены. Приказом министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области от 25 мая 2017 года № 43 министерством были дополнены категории многоквартирных домов для установления нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, имеющие конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, не предусмотренные приложением № 2 Правил. Наличие чердаков и подвалов в многоквартирном доме относится к конструктивным и техническим параметрам дома, влечет увеличение суммарного годового расхода электроэнергии в целях содержания общего имущества, так как данные помещения оборудованы осветительными установками. При этом, исходя из применяемой для расчета норматива формулы, наличие подвала и (или) чердака в многоквартирном доме не приводит к существенному увеличению годового расхода электроэнергии, так как данные помещения оборудованы небольшим количеством осветительных установок и время их работы минимально, при этом площадь мест общего пользования значительно увеличивается, что приводит к значительному уменьшению рассчитываемого норматива. Расчет норматива без дифференциации по категориям в зависимости от наличия или отсутствия чердаков либо подвалов приведет к установлению усредненной величины норматива и ущемит права граждан, проживающих в многоквартирных домах с подвалами и (или) чердаками, так как нормативный объем электроэнергии, потребленной в целях содержания общего имущества будет завышен из-за большой площади мест общего пользования, которые фактически минимально оснащены осветительными приборами.
Выслушав объяснения представителей АО «Тульские городские электрические сети» по доверенностям ФИО1, ФИО2, министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области по доверенностям ФИО3, ФИО4, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора Михалевой Л.В., полагавшей требования административного истца не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу части 9 статьи 12 Федерального закона от 29 июня 2015 года № 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 января 2017 года применяются положения пункта 2 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 года N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" органам государственной власти субъектов Российской Федерации предписано не позднее 1 июня 2017 года утвердить нормативы потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом положений настоящего постановления.
Согласно части 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 г. № 267-ФЗ) размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
Пунктом 3 Правил предусмотрено, что нормативы потребления коммунальных услуг и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (уполномоченные органы).
На территории Тульской области обязанность по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг возложена постановлением правительства Тульской области от 24 июля 2012 года N 400 на министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области.
Согласно Положению о министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области, утвержденному постановлением правительства Тульской области от 07 октября 2011 года № 29 «Об утверждении Положения о министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области» деятельность министерства на принципах единоначалия руководит министр. Министр в пределах своей компетенции издает приказы в установленной сфере деятельности.
Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области принят оспариваемый административным истцом приказ от 30 мая 2017 года № 44 «Об установлении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме».
Пунктом 17 Правил предусмотрено, что решения уполномоченных органов об установлении нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также утвержденные ими нормативы по формам, предусмотренным приложением № 2 к настоящим Правилам, публикуются в 10-дневный срок после их принятия в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также на официальном сайте уполномоченного органа в сети Интернет с указанием даты введения в действие указанных нормативов.
Согласно Указу губернатора Тульской области от 17 февраля 2014 года № 19 «Об источниках официального опубликования нормативных правовых актов и иной официальной информации губернатора Тульской области» источниками официального опубликования нормативных правовых актов определены газета «Тульские известия» и сетевое издание «Сборник правовых актов Тульской области и иной официальной информации» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - http://npatula.ru, или сетевое издание «Официальный интернет-портал правовой информации» - www.pravo.gov.ru.
Приказ министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области от 30 мая 2017 года № 44 «Об установлении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме» подписан заместителем министра министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области ФИО5 на основании распоряжения Губернатора Тульской области от 29 мая 2017 г.№ 316-рг.
Оспариваемый нормативный правовой акт был опубликован в изданиях «Сборник правовых актов Тульской области и иной официальной информации» http://npatula.ru, 02.06.2017 г., в газете «Тульские известия», № 82 от 09.02.2017 г., а также на официальном сайте министерства http://stroy.tularegion.ru в разделе «Документы».
Таким образом, оспариваемый приказ издан уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов, порядка принятия, правил введения в действие и опубликования.
Правомочность органа, принявшего оспариваемый приказ, соблюдение установленной процедуры его принятия, правил введения в действие и опубликования, административным истцом в ходе судебного разбирательства не оспаривались.
Приложением № 2 к приказу министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области от 30 мая 2017 года № 44 «Об установлении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме» утверждены нормативы потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Проверяя оспариваемое приложение № 2 на соответствие его требованиям федерального законодательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 11 Правил, нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, указанные нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями многоквартирных домов и жилых домов, предусмотренными приложением № 2 к настоящим Правилам.
Согласно таблице 10 приложения № 2 Правил, для установления нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме учитываются следующие категории многоквартирных домов:
многоквартирные дома, не оборудованные лифтами и электроотопительными и
электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения;
многоквартирные дома, оборудованные лифтами и не оборудованные электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения;
многоквартирные дома, не оборудованные лифтами и оборудованные электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения, в отопительный период;
многоквартирные дома, не оборудованные лифтами и оборудованные электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения, вне отопительного периода.
В соответствии с абзацем 2 пункта 11 Правил, при наличии в субъекте Российской Федерации многоквартирных домов и жилых домов, имеющих конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, не предусмотренные категориями жилых помещений, определенными в приложении № 2 к настоящим Правилам, по решению уполномоченного органа категории многоквартирных домов и жилых домов могут быть дополнены.
Приказом министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области от 25 мая 2017 года № 43 министерством были дополнены категории многоквартирных домов для установления нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, имеющие конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, не предусмотренные приложением № 2 Правил.
Так, указанным приказом определены 7 «основных» категорий домов:
многоквартирные дома, не оборудованные лифтами и электроотопительными и
электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения;
многоквартирные дома, оборудованные лифтами и не оборудованные электроотопительными и (или) электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения;
многоквартирные дома, не оборудованные лифтами и оборудованные электроотопительными и (или) электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения в отопительный период;
многоквартирные дома, не оборудованные лифтами и оборудованные электроотопительными и (или) электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения вне отопительного периода;
многоквартирные дома, оборудованные лифтами (пассажирским и грузопассажирским) и не оборудованные электроотопительными и (или) электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения;
многоквартирные дома, оборудованные лифтами и оборудованные электроотопительными и (или) электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения в отопительный период;
многоквартирные дома, оборудованные лифтами и оборудованные электроотопительными и (или) электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения вне отопительного периода.
Дополнительно выявлены многоквартирные дома, которые по своим конструктивным и техническим параметрам, степени благоустройства не могут быть отнесены к указанным категориям:
многоквартирные дома, оборудованные лифтами (пассажирским и грузопассажирским) и оборудованные электроотопительными и (или) электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения вне отопительного периода,
многоквартирные дома, оборудованные лифтами (пассажирским и грузопассажирским) и оборудованные электроотопительными и (или) электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения в отопительный период.
Указанные выше категории многоквартирных домов были дополнительно дифференцированы в зависимости от наличия чердаков (технических этажей) и подвалов (технических подвалов).
Таким образом, оспариваемое приложение № 2 к приказу содержит нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме по 28 категориям домов, определенными в соответствии с приказом министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области от 25 мая 2017 года № 43.
Согласно пунктам 13, 19 Правил нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме определяются с применением расчетного метода с использованием формул согласно приложению № 1.
Формула расчета норматива потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме закреплена в пункте 37 раздела II приложения № 1 (формула 34):
,
где:
Wобщ.i - суммарное годовое потребление электрической энергии (кВт·ч) i-й группой оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирных домах;
Sои - общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах (кв. м);
12 - количество месяцев в году.
Пунктом 37 приложения № 1 Правил 306 также предусмотрено, что норматив потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме рассчитывается на основании расхода электрической энергии по следующим группам оборудования, являющегося общим имуществом многоквартирного дома:
осветительные установки - исходя из определяемых уполномоченным органом суммарной мощности установленных осветительных приборов, количества часов работы в году и коэффициента, учитывающего наличие перегоревших ламп, находящихся в стадии замены;
силовое оборудование лифтов, включая схемы управления и сигнализации, освещение кабин лифтов и лифтовых шахт, - исходя из определяемых уполномоченным органом суммарной мощности установленного оборудования, количества часов работы в году и среднегодового коэффициента использования мощности в режиме работы (подъем и спуск кабины), а также суммарной мощности установленного оборудования, количества часов работы в году и среднегодового коэффициента использования мощности в режиме ожидания;
системы противопожарного оборудования и дымоудаления, дверные запирающие устройства, усилители телеантенн коллективного пользования, насосное оборудование холодного и горячего водоснабжения, а также системы отопления и другое оборудование - исходя из мощности установленного оборудования и определяемых уполномоченным органом количества часов работы в году и среднегодового коэффициента использования мощности.
В судебном заседании из письменных возражений административного ответчика, расчета норматива потребления электроэнергии на общедомовые нужды, пояснений представителя административного ответчика ФИО4 установлено, что указанные в приложении № 2 к оспариваемому приказу нормативы потребления электроэнергии определены с применением расчетного метода с использованием вышеприведенной формулы 34 для каждой категории многоквартирных домов с учетом расхода электрической энергии по группам оборудования, являющегося общим имуществом многоквартирного дома, перечисленным в пункте 37 приложения № 1 к Правилам.
Проверяя приведенные расчеты, суд установил, что нормативы потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме рассчитаны для каждой категории многоквартирных домов на основании информации, предоставленной органами местного самоуправления, управляющими компаниями, ресурсоснабжающими организациями, информационным порталом ГИС ЖКХ, сайтом реформа ЖКХ, учитывают расход электрической энергии по группам оборудования, являющимся общим имуществом многоквартирного дома, осуществлен математически верно с учетом фактически используемого электрооборудования, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирных домов и количества месяцев в году.
Административным истцом правильность расчета норматива потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме не оспаривалась: расчет был проверен им с точки зрения достоверности исходных данных, математической правильности расчета, с учетом установленной формулы.
Проверяя доводы административного истца о необоснованной дифференциации нормативов потребления электрической энергии в соответствии с категориям многоквартирных домов в зависимости от наличия (отсутствия) чердаков и технических подвалов, суд исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 11 Правил при различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями многоквартирных домов и жилых домов, предусмотренными приложением № 2 к настоящим Правилам.
При наличии в субъекте Российской Федерации многоквартирных домов и жилых домов, имеющих конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, не предусмотренные категориями жилых помещений, определенными в приложении № 2 к настоящим Правилам, по решению уполномоченного органа категории многоквартирных домов и жилых домов могут быть дополнены.
Согласно пункту 2 Правил, под «конструктивными и техническими параметрами многоквартирного дома или жилого дома» понимаются показатели, влияющие на объем (количество) потребления коммунальных ресурсов (материал стен, кровли, этажность и другие характеристики многоквартирного дома или жилого дома.
Как следует из содержания пункта 4(1) Правил при определении в отношении электроэнергии нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома: количество и типы потребляющих электроэнергию оборудования и устройств, износ внутридомовых инженерных систем.
Необходимость расчета норматива потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на основании расхода электрической энергии по группам оборудования, являющегося общим имуществом многоквартирного дома, предписана пунктом 37 приложения № 1 Правил.
Системное толкование указанных норм позволяет суду прийти к выводу о возможности по решению субъекта Российской Федерации дополнения категорий многоквартирных домов для дифференциации нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме при наличии в субъекте федерации многоквартирных домов, имеющих иные отличные от категорий домов поименованных в приложении № 2 Правил, технические или конструктивные параметры, влияющие на объем потребления коммунальных ресурсов по группам электрооборудования, указанным в пункте 37 приложения № 1 к Правилам.
Как следует из объяснений представителей министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области, информации Государственного казенного учреждения Тульской области «Ж», расчетов норматива, в Тульской области выявлены многоквартирные дома, имеющие конструктивные особенности в виде наличия чердаков (технических этажей) и подвалов (технических подвалов) (при наличии коммуникаций). Указанные помещения, относящиеся в силу положений статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации к общедомовому имуществу, оборудованы дополнительными осветительными приборами. При этом, при применении норматива потребления электрической энергии, размер которого напрямую зависит от площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирных домов, при небольшом увеличении электропотребления на освещение чердаков (технических этажей) и подвалов (технических подвалов), с учетом значительной площади указанных помещений, расход на содержание имущества увеличивается значительно. Расчет норматива без дифференциации по категориям в зависимости от наличия или отсутствия чердаков (технических этажей) и подвалов (технических подвалов), приведет к установлению усредненной величины норматива и ущемит права граждан, проживающих в многоквартирных домах с чердаками, подвалами, так как нормативный объем электроэнергии, потребленной в целях содержания общего имущества будет завышен из-за более высокого установленного норматива, что приведет к завышению платы граждан за потребленный коммунальный ресурс.
Указанные обстоятельства, по мнению суда, заслуживают внимания. С учетом изложенного, выявленные ответчиком конструктивные особенности многоквартирных домов в виде чердаков (технических этажей) и подвалов (технических подвалов) могли быть учтены для установления дополнительных категорий многоквартирных домов в целях дифференциации нормативов потребления электрической энергии.
При этом, суд принимает во внимание тот факт, что согласно применяемой для расчета норматива формулы (формула 34 приложение № 1 Правил) в знаменателе указывается значение общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, что свидетельствует об обратной пропорциональной зависимости размера норматива потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества, дифференцированного по категориям домов, от величины общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах по каждой категории. Наличие подвала и (или) чердака в многоквартирном доме существенно не увеличивает суммарный годовой расход электроэнергии в целях содержания общего имущества, так как данные помещения оборудованы небольшим количеством осветительных установок и время работы их в год минимально, при этом площадь мест общего пользования значительно увеличивается при включении площади подвала и (или) чердака, что приводит к значительному уменьшению рассчитываемого норматива, что опровергает доводы административного истца о необоснованном снижении норматива в зависимости от наличия подвала и (или) чердака.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что многоквартирные дома и жилые дома на территории Тульской области имеют конструктивные параметры иные, чем предусмотрено категориями многоквартирных домов, определенных в таблице 10 приложения № 2 к Правилам, министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области в оспариваемом приказе в соответствии с правом, предоставленным ему абзацем 2 пункта 11 Правил, правомерно определило иные категории многоквартирных домов в целях дифференциации нормативов потребления электрической энергии.
Применение дифференциации нормативов потребления электрической энергии в соответствии с категориям многоквартирных домов в зависимости от наличия (отсутствия) чердаков и технических подвалов не противоречит пункту 11 Правил, пункту 37 приложения №1 Правил, как об этом указывает административный истец, прав административного истца не нарушает. Доказательств обратного суду не представлено.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Поскольку приказ министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области от 30 мая 2017 года № 44 не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в том числе актам, поименованным в административном исковом заявлении, и в ходе судебного разбирательства не нашел подтверждения факт нарушения прав административного истца, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления АО «Тульские городские электрические сети».
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Акционерного общества «Тульские городские электрические сети» об оспаривании в части приказа министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области от 30 мая 2017 года № 44 «Об установлении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме» (вместе с «Нормативами потребления холодной (горячей) воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме», «Нормативами потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме») отказать.
Указанное решение или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в газете «Тульские известия» или сетевом издании «Сборник правовых актов Тульской области и иной официальной информации» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - http://npatula.ru в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу или по истечении установленного срока в ближайшем номере указанного издания.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Тульский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий