Дело № 3(а)- 107/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Брянск 8 августа 2018 г.
Брянский областной суд в составе:
председательствующего судьи Стоян Е. В.
с участием прокурора Бойкачевой О.А.
при секретаре Сонькиной М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Бежицкие маршрутные такси» о признании недействующим Постановление Правительства Брянской области от 20 марта 2018 г. №113-п «Об утверждении Порядка определения юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, участников договора простого товарищества, которым свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются без проведения открытого конкурса на право осуществления перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок»,
У С Т А Н О В И Л:
Правительством Брянской области издано Постановление от 20 марта 2018 г. №113-п, которым утвержден прилагаемый Порядок определения юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, участников договора простого товарищества, которым свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются без проведения открытого конкурса на право осуществления перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок (далее Порядок).
Опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 22 марта 2018 г.
В соответствии с пунктом 2 данный нормативный правовой акт вступил в силу со дня официального опубликования, за исключением подпункта 1 пункта 1.5 вышеуказанного Порядка, который вступил в силу с 28 июня 2018 г.
Согласно Постановлению Правительства Брянской области от 20 марта 2018 г. №113-п, настоящий Порядок устанавливает процедуру определения юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, участников договора простого товарищества, которым свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются без проведения открытого конкурса на право осуществления перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок (п.1.1.).
Процедура определения перевозчиков, которым свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются без проведения открытого конкурса, организуется департаментом промышленности, транспорта и связи Брянской области (п.1.2.).
Результатом процедуры является право на получение свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута без проведения открытого конкурса (п.1.3).
Без проведения открытого конкурса свидетельство и карта маршрута выдаются один раз на срок, который не может превышать ста восьмидесяти дней, в день наступления обстоятельств, которые явились основанием для их выдачи (п.1.4.).
ООО «Бежицкие маршрутные такси» обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим Постановление Правительства Брянской области от 20 марта 2018 г. №113-п «Об утверждении Порядка определения юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, участников договора простого товарищества, которым свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются без проведения открытого конкурса на право осуществления перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок» (далее Постановление от 20 марта 2018 г. №113-п).
В обоснование административного иска, с учетом представленных уточнений и дополнений, административный истец указал, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу, статье 26.6-3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Кроме того, противоречит Правилам проведения исполнительными органами государственной власти Брянской области оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Брянской области и экспертизы нормативных правовых актов Брянской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, утвержденных Постановлением Правительства Брянской области от 24 декабря 2013 г. №757-п.
По мнению административного истца, нарушена процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта, т.к. при оценке регулирующего воздействия проекта Постановления Правительства Брянской области от 20 марта 2018 г. №113-п не проводились публичные консультации. В связи с тем, что оспариваемым нормативным актом устанавливаются новые обязанности для субъектов предпринимательской деятельности, то степень регулирующего воздействия оспариваемого акта должна была быть определена как высокая, с обязательным проведением публичных консультаций.
В судебном заседании представители административного истца ФИО1 и ФИО2, действующие на основании доверенности, поддержали заявленные требования. Содержание оспариваемого нормативного правового акта по существу не оспаривали, в обоснование его незаконности ссылались только на нарушение процедуры принятия, пояснив, что в случае проведения публичных консультаций по проекту Постановления Правительства Брянской области от 20 марта 2018 г. №113-п, содержание нормативного правового акта было бы иным.
Просили суд признать недействующим с момента принятия решения судом Постановление Правительства Брянской области от 20 марта 2018 г. №113-п «Об утверждении Порядка определения юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, участников договора простого товарищества, которым свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются без проведения открытого конкурса на право осуществления перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок».
Представитель административного ответчика Правительства Брянской области ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражая против удовлетворения заявленных требований, указала, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в установленной форме с соблюдением предусмотренных порядка, процедуры принятия и опубликования, каким-либо нормативным правовым актам, обладающим высшей юридической силой, не противоречит. По проекту Постановления Правительства Брянской области от 20 марта 2018 г. №113-п проведена процедура оценки регулирующего воздействия в соответствии с Постановлением Правительства Брянской области от 24 декабря 2013 г. № 757-п «О порядке проведения исполнительными органами государственной власти Брянской области оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Брянской области и экспертизы нормативных правовых актов Брянской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности», о чем был составлен соответствующий сводный отчет, и департаментом экономического развития Брянской области вынесено соответствующее заключение.
Представитель департамента промышленности, транспорта и связи Брянской области ФИО4, возражая против удовлетворения иска, полагала, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному законодательству. Нарушений при проведении процедуры оценки регулирующего воздействия проекта оспариваемого акта в соответствии с Постановлением Правительства Брянской области от 24 декабря 2013 г. № 757-п «О порядке проведения исполнительными органами государственной власти Брянской области оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Брянской области и экспертизы нормативных правовых актов Брянской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности», не имелось. Низкая степень регулирующего воздействия департаментом промышленности, транспорта и связи Брянской области установлена обоснованно, т.к. оспариваемой нормой дополнительных обязанностей, ограничений и запретов для субъектов предпринимательской деятельности не вводится, а лишь урегулирована процедура выбора перевозчика для выдачи свидетельства и карты маршрута без проведения конкурса в предусмотренных случаях. При указанной степени регулирующего воздействия проведение публичных консультаций по проекту нормативного правового акта не требуется.
Представитель департамента экономического развития Брянской области ФИО5, возражая в удовлетворении заявленных требований, суду пояснила, что во исполнение требований Федерального закона от 06 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», разработчиком оспариваемого акта – департаментом промышленности, транспорта и связи Брянской области проведена оценка регулирующего воздействия Постановления Правительства Брянской области от 20 марта 2018 г. №113-п. Сводный отчет представлен в департамент экономического развития Брянской области для подготовки заключения. По результатам рассмотрения проекта не выявлено положений, устанавливающих ранее не предусмотренных законодательством обязанностей, запретов и ограничений для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности. В соответствии с установленным порядком проект постановления, сводный отчет о проведении оценки регулирующего воздействия, заключение размещены на официальном сайте в сети «Интернет».
Привлеченный в качестве специалиста начальник отдела оценки регулирующего воздействия департамента экономического развития Брянской области ФИО6, суду пояснила, что при анализе проекта Постановления Правительства Брянской области от 20 марта 2018 г. №113-п и отчета об оценке регулирующего воздействия нормативного правового акта, представленного департаментом промышленности, транспорта и связи Брянской области не установлено ограничений, запретов, увеличения или возникновения новых обязанностей или расходов предпринимателей. Предоставление указанных в оспариваемой норме документов и указание в заявке года выпуска и марки транспортного средства не является избыточной информацией и не влечет для перевозчика дополнительных расходов.
Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив и оценив содержание оспариваемой правовой нормы, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении административного иска отказать, суд приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения воздушным, водным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, осуществления регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси.
По указанным вопросам органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы и иные нормативные правовые акты вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право, а также принимают государственные программы субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации (пункт 3.1 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ).
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулирует Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 220-ФЗ).
Согласно частям 1 и 2 статьи 2 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 220-ФЗ законодательство Российской Федерации в области организации регулярных перевозок состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов, регулирующих отношения по организации регулярных перевозок, и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные нормативными правовыми актами, указанными в части 1 настоящей статьи, регулируются законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно подпунктам 1, 7, 17 пункта 1 статьи 7 Закона Брянской области от 3 июля 2010 г. № 54-З «Об организации транспортного обслуживания населения на территории Брянской области» к полномочиям Правительства Брянской области относятся разработка и принятие нормативных правовых актов в сфере организации транспортного обслуживания населения, а также создание условий для строительства объектов транспортной инфраструктуры на территории Брянской области; осуществление в соответствии с действующим законодательством полномочий по вопросам организации транспортного обслуживания населения, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством Брянской области; иные полномочия, предусмотренные действующим законодательством.
Правительство Брянской области является высшим исполнительным органом государственной власти Брянской области и осуществляет деятельность на постоянной основе. Правительство Брянской области принимает (издает) постановления и распоряжения (статьи 56, 58 Устава Брянской области, принятого Брянской областной Думой 20 декабря 2012 г. № 91-З).
Согласно пункту 1 статьи 29 Закона Брянской области от 3 ноября 1997 г. №28-З «О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области» официальным опубликованием законов Брянской области и иных нормативных правовых актов области считается в том числе их первое размещение (опубликование) на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru).
Постановление Правительства Брянской области от 20 марта 2018 г. №113-п опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 22 марта 2018 г.
Данный нормативный правовой акт вступил в силу со дня официального опубликования, за исключением подпункта 1 пункта 1.5 вышеуказанного Порядка, который вступил в силу с 28 июня 2018 г.
Из представленных административным ответчиком материалов следует, что по проекту оспариваемого нормативного правового акта разработчиком – департаментом промышленности, транспорта и связи проводилась оценка регулирующего воздействия согласно Постановлению Правительства Брянской области от 24 декабря 2013 г. № 757-п «О порядке проведения исполнительными органами государственной власти Брянской области оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Брянской области и экспертизы нормативных правовых актов Брянской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности», о чем имеется заключение департамента экономического развития Брянской области, размещенное на официальном сайте в сети «Интернет».
Таким образом, оспариваемое Постановление Правительства Брянской области от 20 марта 2018 г. №113-п «Об утверждении Порядка определения юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, участников договора простого товарищества, которым свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются без проведения открытого конкурса на право осуществления перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок», принятое по вопросам организации транспортного обслуживания населения, издано уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением предусмотренной процедуры опубликования нормативных правовых актов. По проекту оспариваемого нормативного правового акта проведена оценка регулирующего воздействия.
В соответствии с частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В порядке абстрактного нормоконтроля суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет в том числе соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Согласно положениям частей 1 и 2 статьи 19 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления, установившими данные маршруты, по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок при наличии хотя бы одного из перечисленных в части 2 данной нормы обстоятельств.
Частью 3 статьи 19 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 220-ФЗ установлено, что без проведения открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются в случае, если они предназначены для осуществления регулярных перевозок:
1) после наступления обстоятельств, предусмотренных частью 10 статьи 24 либо пунктом 1, 2 или 7 части 1 статьи 29 настоящего Федерального закона, и до начала осуществления регулярных перевозок в соответствии с новым свидетельством об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, выданным по результатам проведения открытого конкурса. По обстоятельствам, предусмотренным частью 10 статьи 24 настоящего Федерального закона, выдача свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт данного маршрута победителю открытого конкурса, признанного несостоявшимся, не допускается (п. 1 в ред. Федерального закона от 29.12.2017 г. № 480-ФЗ)
2) по маршруту регулярных перевозок, установленному в целях обеспечения транспортного обслуживания населения в условиях чрезвычайной ситуации.
Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, участники договора простого товарищества, которым свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующих маршрутов выдаются без проведения открытого конкурса в случаях, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, определяются в порядке, установленном законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом (часть 3.1 статьи 19 Федерального закона от 13 июля 2015 г. №220-ФЗ, введенной в действие Федеральным законом от 29 декабря 2017 г. №480-ФЗ).
Статьей 18 Закона Брянской области от 3 июля 2010 г. № 54-З «Об организации транспортного обслуживания населения на территории Брянской области» (в ред. Закона Брянской области от 06 апреля 2016 г. № 29-З) установлено, что выдача свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок и карт соответствующего маршрута осуществляются в соответствии с требованиями статьи 19 Федерального закона от 13 июля 2015 г. №220-ФЗ.
Без проведения открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, участникам договора простого товарищества в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 19 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 220-ФЗ, определенным в порядках, установленных соответственно муниципальным нормативным правовым актом, постановлением Правительства Брянской области.
Таким образом, в соответствии с приведенными выше нормами федерального и регионального законодательства правоотношения в сфере организации выдачи свидетельств и карт соответствующих маршрутов без проведения открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок могут быть урегулированы нормативными правовыми актами субъекта.
Поскольку федеральное законодательство не содержит норм, регламентирующих выдачу свидетельств и карт соответствующих маршрутов без проведения открытого конкурса, субъект вправе по своему усмотрению определить критерии выбора и установить порядок и условия выдачи без проведения открытого конкурса свидетельств об осуществлении регулярных перевозок по муниципальным или смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок и карт соответствующих маршрутов в предусмотренных законом случаях.
Исследовав содержащиеся в Постановлении Правительства Брянской области от 20 марта 2018 г. №113-п нормы, суд находит, что содержание оспариваемого нормативного правового акта соответствует требованиям части 3.1 статьи 19 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 220-ФЗ и статьи 18 Закона Брянской области от 3 июля 2010 г. № 54-З «Об организации транспортного обслуживания населения на территории Брянской области», поскольку содержит необходимые сведения о порядке размещения предложения о выдаче свидетельства и карты маршрута, порядке рассмотрения заявок и выдачи свидетельства и карты маршрута, критериях отбора и оценки представленных перевозчиком данных для выдачи без проведения открытого конкурса свидетельства об осуществлении регулярных перевозок и карты соответствующих маршрутов в установленных законом случаях.
Согласно пункту 2.3. Порядка, утвержденному Постановлением Правительства Брянской области от 20 марта 2018 г. №113-п к заявлению, составленному по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку, прилагаются в том числе следующие документы:
копии учредительных документов юридического лица или копии документов, удостоверяющих личность физического лица, заверенные перевозчиком;
выписка из Единого государственного реестра юридических лиц или выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, заверенная перевозчиком;
копия лицензии на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, заверенная перевозчиком;
справка о транспортных средствах, которые будут эксплуатироваться на межмуниципальном маршруте регулярных перевозок, по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку.
Указанные в пункте 2.3 раздела 2 Порядка документы относятся к документам, характеризующим деятельность перевозчика, с учетом качественных характеристик имеющихся у него транспортных средств, в связи с чем правомерно признаны административным ответчиком необходимыми для проведения процедуры определения перевозчиков, которым свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются без проведения открытого конкурса, путем оценки представленных документов по установленным критериям и сопоставления заявок.
Содержащаяся в Приложении 3 Порядка Шкала для оценки критериев, по которым осуществляются оценка и сопоставление заявок для выдачи свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута без проведения открытого конкурса на право осуществления перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, предусматривает учет и начисление баллов в зависимости от года выпуска (п.1) и общей пассажировместимости (количества мест) (п.2) транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества, на дату подачи заявки. По пунктам 1 и 2 подсчет баллов проводится путем оценки по каждому транспортному средству отдельно и выведения среднего балла для перевозчика.
По доводам административного истца, который не представил убедительных доказательств о несоответствии установленных оспариваемым нормативным правовым актом критериев отбора и их оценки для выдачи без проведения конкурса свидетельств и карт соответствующих маршрутов нормам федерального законодательства и законодательства субъекта, имеющим большую юридическую силу, суд не усматривает оснований для признания их недействующими.
Учитывая, что результатом процедуры определения перевозчиков является право на получение свидетельства и карты соответствующего маршрута без проведения открытого конкурса, суд считает, что установленные субъектом указанные критерии отбора перевозчиков, с учетом года выпуска и общей пассажировместимости (количества мест) имеющихся у перевозчика транспортных средств, не противоречат закону и направлены на обеспечение безопасности при осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок.
Доводы о том, что Постановление Правительства Брянской области от 20 марта 2018 г. №113-п предусматривает для соискателя избыточную обязанность представления дополнительных документов и оформление заявки по установленной форме для участия в процедуре определения перевозчиков, которым свидетельства об осуществлении перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются без проведения открытого конкурса, суд находит необоснованными, поскольку предоставление перечисленных документов позволяет оценить транспортное средство по установленным критериям, не устанавливает дополнительных требований к участникам процедуры и не ограничивает их право на участие в этой процедуре.
Согласно пункту 3.3. оспариваемого Порядка, основаниями для отказа в выдаче свидетельства и карты маршрута являются:
отсутствие одного из документов, указанных в пункте 2.3 раздела 2 настоящего Порядка;
наличие в заявке сведений (информации), содержащих противоречивые или недостоверные данные;
наличие информации о принятом судом решении о приостановлении деятельности перевозчика в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день рассмотрения заявки.
Суд находит, что установление в пункте 3.3. Порядка оснований для отказа в выдаче свидетельства и карты маршрута, в числе которых указано отсутствие предусмотренных документов, не противоречит федеральному законодательству, поскольку указанные требования являются общими требованиями ко всем перевозчикам, участвующим в данной процедуре, необходимы для оценки деятельности перевозчика по установленным критериям и направлены, в том числе на обеспечение наиболее безопасных условий перевозки пассажиров по муниципальным маршрутам, укрепление транспортной дисциплины, удовлетворение потребностей населения в пассажирских перевозках, развитие конкуренции между перевозчиками и повышение качества обслуживания.
Учитывая, что федеральным законодательством критерии оценки для выдачи без проведения открытого конкурса свидетельств и карт соответствующих маршрутов не установлены, в данном случае нормативным правовым актом субъекта в пределах своих полномочий правомерно определены указанные основания для отказа в выдаче свидетельства и карты маршрута, в том числе в случае непредставления предусмотренных документов.
Сопоставив содержание оспариваемого нормативного правового акта с нормами федерального законодательства, суд не усматривает оснований для признания его недействующим, поскольку положениями Постановления Правительства Брянской области от 20 марта 2018 г. №113-п не устанавливается чрезмерных дополнительных требований к участникам процедуры определения перевозчиков и не ограничивается их право на участие в ней, не содержится противоречий в части критериев оценки и сопоставления заявок перевозчиков, которые порождали бы их произвольное применение.
Нарушений прав административного истца положениями оспариваемого Постановления Правительства Брянской области от 20 марта 2018 г. №113-п в судебном заседании не установлено.
Административным истцом не представлено каких-либо доказательств, достоверно свидетельствующих о нарушении его прав оспариваемым нормативным правовым актом, в том числе в связи с необходимостью предоставления указанных документов для участия в процедуре определения перевозчиков для выдачи без проведения открытого конкурса свидетельства об осуществлении перевозок и карты соответствующего маршрута.
Ранее отмечено, что установленное в пункте 2.3 раздела 2 Порядка требование о представлении указанных документов является правомерным, поскольку они используются при осуществлении деятельности перевозчика и относятся к характеризующим его деятельность документам, в том числе по качественным характеристикам, имеющихся у него транспортных средств, которые будут эксплуатироваться на маршруте регулярных перевозок, подлежащим оценке по установленным критериям.
Оценивая доводы административного истца о нарушении процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26.3-3 Федерального закона от 06.10.1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» проекты нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающие новые или изменяющие ранее предусмотренные нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также устанавливающие, изменяющие или отменяющие ранее установленную ответственность за нарушение нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат оценке регулирующего воздействия, проводимой уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Оценка регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации проводится в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и бюджетов субъектов Российской Федерации (пункт 1.1 Федерального закона от 06 октября 1999 г. №184-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 26.3-3 Федерального закона от 06 октября 1999г. №184-ФЗ нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, затрагивающие вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, в целях выявления положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат экспертизе, проводимой в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Методическое обеспечение деятельности по проведению оценки регулирующего воздействия и экспертизы нормативных правовых актов, в том числе разработка методических рекомендаций по внедрению процедуры и порядка проведения оценки регулирующего воздействия в субъектах Российской Федерации, осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 3 статьи 26.3-3 Федерального закона №184-ФЗ).
Методические рекомендации по организации и проведению процедуры оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, утверждены Приказом Минэкономразвития России от 26 марта 2014 г. №159.
Исходя из положений закона, оценка регулирующего воздействия проводится в отношении всех проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В связи с тем, что оспариваемое Постановление Правительства Брянской области от 20 марта 2018 г. №113-п регламентирует вопросы осуществления предпринимательской деятельности при осуществлении регулярных перевозок, проект данного нормативного правового акта подлежал оценке регулирующего воздействия в соответствии с Постановлением Правительства Брянской области от 24 декабря 2013 г. № 757-п «О порядке проведения исполнительными органами государственной власти Брянской области оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Брянской области и экспертизы нормативных правовых актов Брянской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности».
В соответствии с пунктом 8 раздела II Порядка проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, утвержденного Постановлением Правительства Брянской области от 24 декабря 2013 г. № 757-п, оценка регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта проводится разработчиком проекта.
Пунктом 9 Порядка определено, что оценка регулирующего воздействия проектов актов проводится с учетом степени регулирующего воздействия положений, содержащихся в подготовленном разработчиком проекте нормативного правового акта:
а) высокая степень регулирующего воздействия - проект нормативного правового акта содержит положения, устанавливающие ранее не предусмотренные законодательством Российской Федерации и Брянской области и иными нормативными правовыми актами обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующие их установлению, а также положения, приводящие к возникновению ранее не предусмотренных законодательством Российской Федерации и Брянской области и иными нормативными правовыми актами расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности;
б) средняя степень регулирующего воздействия - проект нормативного правового акта содержит положения, изменяющие ранее предусмотренные законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующие их установлению, а также положения, приводящие к увеличению ранее предусмотренных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности;
в) низкая степень регулирующего воздействия - проект акта не содержит положений, предусмотренных подпунктами «а» и «б» настоящего пункта, однако подлежит оценке регулирующего воздействия в соответствии с пунктом 1 настоящих Правил.
Согласно пункту 12 данного Порядка оценка регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта, имеющего высокую степень регулирующего воздействия, осуществляется с проведением публичных консультаций.
Пунктом 13 Порядка предусмотрено, что оценка регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта, имеющего низкую или среднюю степень регулирующего воздействия, может осуществляться без проведения публичных консультаций. В данном случае разработчик в пояснительной записке к проекту нормативного правового акта обосновывает нецелесообразность проведения публичных консультаций и направляет в уполномоченный орган для подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия проект нормативного правового акта с приложением сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (без сведений о проведении публичных консультаций).
Постановлением Правительства Брянской области от 24 декабря 2013 г. № 757-п также утвержден Стандарт публичных консультаций при проведении оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Брянской области.
Согласно пункту 3 Стандарта публичное обсуждение (публичные консультации) - процесс, в ходе которого реализуется возможность для всех заинтересованных лиц отстаивать свои интересы при разработке исполнительными органами государственной власти Брянской области мер государственного регулирования.
В соответствии с пунктом 14 Стандарта позиции участников публичных обсуждений (публичных консультаций) относительно положений проектов нормативных правовых актов, которыми изменяется содержание прав и обязанностей субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, изменяется содержание или порядок реализации полномочий исполнительных органов государственной власти Брянской области в отношениях с субъектами предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также относительно возможных последствий введения нового правового регулирования, в обязательном порядке подлежат учету в ходе подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия нормативного правового акта.
Таким образом, в соответствии с нормами регионального законодательства предусмотрено проведение публичных консультаций в том случае, если устанавливаются какие-либо новые обязанности, запреты или ограничения для перевозчиков как субъектов предпринимательской деятельности, ранее не предусмотренные законодательством.
Как усматривается из представленных административным ответчиком документов, во исполнение требований Федерального закона от 06 октября 1999 г. №184-ФЗ, разработчиком правового акта - департаментом промышленности, транспорта и связи Брянской области в соответствии с Постановлением Правительства Брянской области от 24 декабря 2013 г. № 757-п была проведена оценка регулирующего воздействия Постановления Правительства Брянской области от 20 марта 2018 г. №113-п, о чем составлен сводный отчет, представленный в департамент экономического развития Брянской области для подготовки заключения. Нормативному правовому акту присвоена низкая степень регулирующего воздействия, о чем указано в разделе 2 сводного отчета и уполномоченным органом в заключении отмечено, что публичные консультации по проекту разработчиком не проводились, так как проект акта имеет низкую степень регулирующего воздействия, и разработчиком дано достаточное обоснование нецелесообразности проведения публичных консультаций. Дополнительные материалы у разработчика не запрашивались.
По результатам рассмотрения в представленной редакции проекта нормативного правового акта не выявлено положений, устанавливающих ранее не предусмотренных законодательством Российской Федерации и Брянской области и иными нормативными правовыми актами обязанностей, запретов и ограничений для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их установлению, а также положений, приводящих к возникновению ранее не предусмотренных законодательством расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности, о чем подготовлено соответствующее заключение об оценке регулирующего воздействия.
Оценивая доводы административного истца о незаконности нормативного правового акта по мотиву нарушения процедуры его принятия, в связи с не проведением публичных консультаций, основанные на несогласии с определенной низкой степенью регулирующего воздействия, суд учитывает, что при исследовании содержания оспариваемого нормативного правового акта не выявлено положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для перевозчиков, как субъектов предпринимательской деятельности, или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов перевозчиков.
Административный истец не оспаривает содержание Постановления Правительства Брянской области от 20 марта 2018 г. №113-п по существу, ссылаясь на незаконность нормативного правового акта только по мотиву нарушения процедуры его принятия, в связи с не проведением публичных консультаций, т.к. по его мнению, нормативный правовой акт имеет не низкую, а высокую степень регулирующего воздействия.
В связи с тем, что ссылаясь на нарушение своих прав из-за не проведения публичных консультаций и указывая, что в случае проведения таких консультаций с заинтересованными лицами, содержание оспариваемого Постановления было бы другим, административным истцом не представлено в подтверждение этому каких-либо объективных данных, расчетов, сведений или документов, суд оценивает указанные доводы, как несостоятельные.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» при проверке порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта, суду необходимо выяснять, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида.
Суд находит, что сама процедура принятия оспариваемого постановления не нарушена, учитывая, что в отношении Постановления Правительства Брянской области от 20 марта 2018 г. №113-п проводилась оценка регулирующего воздействия, поскольку не проведение публичных консультаций в данном случае не привело к принятию незаконного постановления.
Исходя из того, что Постановлением Правительства Брянской области от 20 марта 2018 г. №113-п в соответствии с требованиями федерального законодательства для всех перевозчиков, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров, в равной степени определены критерии оценки и установлены обязанности по предоставлению необходимых документов для выдачи без проведения открытого конкурса свидетельств об осуществлении регулярных перевозок и карт соответствующих маршрутов в указанных в части 3 статьи 19 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 220-ФЗ случаях; учитывая, что для перевозчиков, как субъектов предпринимательской деятельности, не установлено каких-либо новых, не предусмотренных ранее избыточных обязанностей, запретов и ограничений, или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов, суд полагает, что приведенные административным ответчиком доводы о допущенных нарушениях при проведении оценки регулирующего воздействия, в связи с не проведением публичных консультаций, в данном случае не могут являться достаточным основанием для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим, без учета иных существенных его положений.
При этом суд учитывает, что содержащиеся в оспариваемом нормативном правовом акте нормы не противоречат положениям части 4 статьи 17 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 220-ФЗ, в соответствии с которыми допускается установление законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом требований к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, участникам договора простого товарищества, осуществляющим регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам, в том числе, исходя из максимального количества транспортных средств различных классов, которое разрешается одновременно использовать для перевозок по маршруту регулярных перевозок в соответствии с установленным расписанием (п.п.1); обязанности обеспечения исправной работы установленных в транспортном средстве оборудования для перевозок пассажиров из числа инвалидов, системы контроля температуры воздуха, электронного информационного табло, оборудования для безналичной оплаты проезда (п.п.4).
Согласно пункту 3 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации отнесено осуществление необходимых мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности.
При изложенных обстоятельствах, с учетом того, что в судебном заседании не нашли своего подтверждения доводы административного истца о нарушении оспариваемым нормативным правовым актом его прав в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, правовых оснований для признания Постановления Правительства Брянской области от 20 марта 2018 г. №113-п противоречащим федеральному законодательству, не имеется.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «Бежицкие маршрутные такси» о признании недействующим Постановление Правительства Брянской области от 20 марта 2018 г. №113-п «Об утверждении Порядка определения юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, участников договора простого товарищества, которым свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются без проведения открытого конкурса на право осуществления перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок» отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Брянский областной суд.
Судья Брянского областного суда Е. В. Стоян