ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-107/20 от 02.10.2020 Томского областного суда (Томская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2 октября 2020 года Томский областной суд в составе:

председательствующего Простомолотов О.В.

при секретаре Климашевской Т.Г.,

с участием прокурора Кофман Е.Г.,

представителя административного истца АО «Первая Башенная Компания» ФИО1,

представителей административного ответчика Думы Бакчарского района Томской области ФИО2, ФИО3,

представителя заинтересованного лица администрации Бакчарского района Томской области ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело № 3а-107/2020 по административному иску акционерного общества «Первая Башенная компания» о признании недействительным в части решения Думы Бакчарского района Томской области № 652 от 26.12.2016 «Об утверждении порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков на территории муниципального образования «Бакчарский район»,

установил:

решением Думы Бакчарского района Томской области № 652 от 26.12.2016 «Об утверждении порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков на территории муниципального образования «Бакчарский район» установлены ставки арендной платы, порядок расчета арендной платы за земельные участки, расположенные на территории муниципального образования «Бакчарский район Томской области», находящихся в собственности муниципального образования «Бакчарский район» в том числе порядок расчета арендной платы, в случае ее расчета от кадастровой стоимости земельного участка, по видам разрешенного использования земельных участков согласно приложению №3 к настоящему решению, а также установлены коэффициенты к ставкам арендной платы за земельные участки в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка.

Согласно пункту 18 «Коммунальное обслуживание, связь, энергетика» раздела 1 приложения № 3 к решению Думы Бакчарского района Томской области № 652 от 26.12.2016 «Об утверждении порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков на территории муниципального образования «Бакчарский район» (в редакции решения Думы Бакчарского района Томской области № 909 от 29.04.2020) установлен коэффициент вида разрешенного использования % (в границах населённых пунктов) объекты связи стационарные - 3200.

Первоначально текст нормативного правового акта опубликован на сайте муниципального образования «Бакчарский район» http//www.bakchar.tomsk.ru, а впоследствии на сайте http://www.бакчармр.рф.

В настоящее время Решение Думы Бакчарского района № 652 от 26.12.2016 действует в редакции решения Думы Бакчарского района № 909 от 29.04.2020.

Акционерное общество «Первая башенная компания» обратилось в суд с административным иском к Думе Бакчарского района Томской области, в котором просило признать недействующим решение Думы Бакчарского района № 652 от 26.12.2016 «Об утверждении порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков на территории муниципального образования «Бакчарский район» в части пункта 18 «коммунальное обслуживание, связь, энергетика» раздела 1 приложения № 3.

В ходе судебного заседания административный истец уточнил заявленные требования и с учетом уточнения просил признать противоречащим федеральному законодательству и не действующим пункт 18 «Коммунальное обслуживание, связь, энергетика» раздела 1 приложения № 3 к решению Думы Бакчарского района Томской области № 652 от 26.12.2016 «Об утверждении порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков на территории муниципального образования «Бакчарский район» в части установления коэффициента 3200 для вида разрешенного использования объекты связи стационарные.

В обоснование заявленных требований указало, что между ОАО «Мегафон» и Муниципальным образованием «Бакчарский район» 10.09.2013 был заключен договор аренды земельного участка № 14.

03.07.2017 в результате реорганизации ПАО «Мегафон» путем выделения из него образована АО «Первая башенная компания». Согласно передаточному акту от 19.09.2016 права по указанному выше договору аренды перешли к АО «Первая башенная компания». Таким образом, АО «Первая башенная компания» является арендатором земельного участка, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования «Бакчарский район». 05.02.2020 между муниципальным образованием «Бакчарский район» и АО «Первая башенная компания» было заключено дополнительное соглашение к договору аренды № 14 от 10.09.23013.

Таким образом, истец является участником отношений регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом. Согласно расчету являющего приложением к дополнительному соглашению арендная плата определена с учетом коэффициента 3200, установленного оспариваемым решением Думы Бакчарского района, что подтверждается п.2 дополнительного соглашения.

Административный истец полагает указанные положения Решения Думы Бакчарского района не соответствующими нормативному акту имеющему большую юридическую силу - постановлению Правительства Российской Федерации № 582 от 16.07.2009 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации». Оспариваемая норма противоречит принципу экономической обоснованности.

Считает, что Думой Бакчарского района Томской области при принятии оспариваемого решения не было осуществлено экономическое обоснование дифференциации ставок и коэффициентов к ставкам. Не был проведен многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков, позволяющих установить различную плату за землю, что не соответствует Основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной, муниципальной собственности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 №582. Тем самым принятое Думой решение нарушает права АО «Первая башенная компания» на установление экономически обоснованного размера арендной платы.

В судебном заседании представитель АО «Первая башенная компания» ФИО1 поддержал заявленные требования по основаниям, указанным в иске. С учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, просил недействующим пункт 18 «Коммунальное обслуживание, связь, энергетика» раздела 1 приложения № 3 к решению Думы Бакчарского района Томской области № 652 от 26.12.2016 «Об утверждении порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков на территории муниципального образования «Бакчарский район» (в редакции решения Думы Бакчарского района Томской области № 909 от 29.04.2020) в части установления коэффициента 3200 для вида разрешенного использования объекты связи стационарные.

Представители административного ответчика Думы Бакчарского района Томской области в представленных отзывах и пояснениях заявленные требования не признали. Пояснили, что на момент разработки Решения № 652 действовали ставки арендной платы, установленные решением Думы Бакчарского района от 24.11.2011 № 344, которым для стационарных объектов связи был установлен коэффициент 130, но при этом указанный коэффициент применялся не к стоимости 1 кв. м, а к кадастровой стоимости всего земельного участка. Поскольку с 2014 кадастровая стоимость земельных участков у некоторых арендаторов выросла в 4-5 раз, было принято решение о подготовке нового положения, содержащего иную формулу расчета арендной платы. Оспариваемое положение принято уполномоченным органом в соответствии с требованиями п.3 ч.1 ст. 15, ч.3 ст. 34, п.5 ч.10 ст. 35 Федерального закона № 131-Фз от 6.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.3 ст. 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, п.1 ч.1 ст. 22 Устава муниципального образования «Бакчарский район». Процедура принятия нормативного акта, установленная ч.3 ст. 47 Федерального закона № 131-Фз от 6.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 7, 25, 23 Устава муниципального образования была также соблюдена. Текст нормативного акта был опубликован в установленном Уставом муниципального образования порядке. Проект принятого нормативного акта был представлен в Думу Бакчарского района вместе с экономическим обоснованием, проект нормативного акта обсуждался также не согласительной комиссии. Оспариваемым положением арендная плата установлена в зависимости от доходности земельного участка. Более того изложенный в Постановлении № 582 принцип экономической обоснованности дальнейшее конкретизации не получил, поэтому нельзя говорить о противоречии оспариваемого акта положениям указанного постановления Правительства Российской Федерации. Также многофакторный анализ экономических показателей земельного участка был проведен уже при его кадастровой оценки в связи, с чем использование при расчете коэффициента кадастровой стоимости уже свидетельствует об экономической обоснованности установленной арендной платы.

Представитель заинтересованно лица Администрации Бакчарского района Томской области ФИО4 также возражала против удовлетворения административного иска и пояснила, что между муниципальным образованием «Бакчарский район» и ОАО «Мегафон 10.09.2013 был заключен договор аренды земельного участка № 14 с кадастровым номером 70:03:0101002:0911 площадью 225 кв.м. Приложение № 1 к договору содержит расчет арендной платы. Дополнительным соглашением заключенным между муниципальным образованием «Бакчарский район» и АО «Первая башенная компания» п.3.1. договора изложен в новой редакции в соответствии с которой размер арендной платы определяется в соответствии с решением Думы Бакчарского района № 652 от 26.12.2016 «Об утверждении порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков на территории муниципального образования «Бакчарский район». При расчете арендной платы согласно приложению к дополнительному соглашению действительно применен оспариваемый коэффициент 3200. Приводя анализ положений постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года №582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» (далее – Постановление №582) указывает, что в связи с тем, что Приказом Департамента по управлению государственной собственностью Томской области № 134 от 14.11.2014 была утверждена новая кадастровая стоимость земельных участков (которая по отношению к ранее действовавшей увеличилась или уменьшилась в 3-5 раз) было принято решение о подготовке нового положения о порядке определения арендной платы. Указанное решение было принято на основе анализа действовавших договоров аренды. По результатам анализа с учетом необходимости повышения или снижения арендной платы было подготовлено оспариваемое положение и экономическое обоснование. Согласно новому порядку определения арендной платы для земельных участков с видом разрешенного использования объекты связи (стационарные) установлен коэффициент вида разрешенного использования в % отношении от кадастровой стоимости 1 кв.м в границах населенных пунктов- 3200. При установлении новых коэффициентов для исчисления арендной платы учитывался принцип экономической обоснованности, установленный Постановлением № 582 с учетом расположенных в одном населенном пункте, имеющих одну категорию, один вид разрешенного использования и предоставленных лицам, занимающимся одним видом экономической деятельности. При составлении анализа администрация исходила из того, что с видом разрешенного использования «связь» на территории Бакчарского района заключены договоры с тремя арендаторами ПАО «Ростелеком, АО «Первая Башенная» и Т2 Мобайл. При сравнении доходной части бюджета муниципального образования «Бакчарский район» от арендной платы за земельные участки с видом разрешенного использования «связь» в период до принятия оспариваемого положения и после его принятия видно, что доходная часть бюджета даже уменьшилась. Это, по мнению заинтересованного, лица подтверждает, что ответчик учитывал интересы арендатора и не преследовал цели дополнительного увеличения арендной платы. Уменьшение доходной части произошло, в том числе из-за установления некоторыми арендаторами кадастровой стоимости земельных участков в размере равном ее рыночной стоимости. Полагает что увеличение арендной платы по договору заключенному с АО «Первая башенная компания» произошло не из-за применения экономически необоснованных ставок, а в связи с увеличением кадастровой стоимости земельного участка в 5 раз.

Выслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Кофман Е.Г., полагавшей административный иск подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Как следует из подпункта 3 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

В силу положений п.1 ч.1 ст. 22 Устава Муниципального образования «Бакчарский район», утвержденного решением Думы Бакчарского района 21.06.2012 № 392 Дума Бакчарского района является представительным органом муниципального образования.

Согласно п.5 ч.10 ст. 31 Федерального закона № 131-Фз от 6.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.5 ч.1 ст. 24 Устава муниципального образования к исключительно компетенции представительного органа местного самоуправления относиться установления порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

В соответствии с ч.2 ст. 23 Устава муниципального образования Дума Бакчарского района состоит из 15 депутатов, избираемых по пяти трехмандатным избирательным округам.

Из положений ч.3 ст. 23 Устава муниципального образования «Бакчарский район» следует, что заседание Думы Бакчарского района правомочно, если на нем присутствует не менее 50 процентов от числа избранных депутатов.

В соответствии с решением избирательной комиссии муниципального образования «Бакчарский район» от 21.09.2015 № 297 зарегистрированы избранными 15 депутатов. На момент принятия оспариваемого решения от 26.12.2016 согласно представленной справке все депутаты были действующими (л.д.239 т.1).

Согласно протоколу заседания Думы Бакчарского района от 26.12.2016 на заседании думы присутствовало 14 депутатов, то есть заседание было правомочным. За принятие оспариваемого акта проголосовало 12 депутатов (л.д. 240-245 т.1).

Решением Думы Бакчарского района Томской области решением Думы Бакчарского района Томской области № 652 от 26.12.2016 «Об утверждении порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков на территории муниципального образования «Бакчарский район» установлены ставки арендной платы, порядок расчета арендной платы за земельные участки, расположенные на территории муниципального образования «Бакчарский район Томской области», находящихся в собственности муниципального образования «Бакчарский район» в том числе порядок расчета арендной платы, в случае ее расчета от кадастровой стоимости земельного участка, по видам разрешенного использования земельных участков согласно приложению №3 к настоящему решению, а также установлены коэффициенты к ставкам арендной платы за земельные участки в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка.

Согласно пункт 18 «Коммунальное обслуживание, связь, энергетика» раздела 1 приложения № 3 к решению Думы Бакчарского района Томской области № 652 от 26.12.2016 «Об утверждении порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков на территории муниципального образования «Бакчарский район» установлен коэффициент вида разрешенного использования % (в границах населённых пунктов) объекты связи стационарные - 3200.

В соответствии с положениями ч.2 ст. 47 Федерального закона № 131-ФЗ от 6.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на момент принятия решения № 652) муниципальные правовые акты, затрагивающие права граждан вступают в силу после их официального опубликования, обнародования. В силу ч.4 ст. 7 Устава муниципального образования (в редакции, действовавшей на момент принятия решения №652) муниципальные правовые акты обязательные для опубликования публикуются на официальном сайте Бакчарского района в сети интернет http//www.bakchar.tomsk.ru или в районной газете «Бакчарская жизнь».

Текст нормативного правового акта опубликован на сайте муниципального образования «Бакчарский район» http//www.bakchar.tomsk.ru, а впоследствии на сайте http://www.бакчармр.рф (л.д. 61-82, 83-86, 88 т.2).

Решением Думы Бакчарского района № 719 от 25.12.2017 в решение Думы Бакчарского района Томской области № 652 от 26.12.2016 «Об утверждении порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков на территории муниципального образования «Бакчарский район» внесены изменения.

Согласно протоколу заседания Думы Бакчарского района от 25.12.2017 в заседании Думы Бакчарского района принимало участие 13 депутатов, за принятия решения проголосовало 13 депутатов (л.д. 9-15 т.2).

Текст нормативного правового акта опубликован на сайте муниципального образования «Бакчарский район» http//www.bakchar.tomsk.ru, а впоследствии на сайте http://www.бакчармр.рф.

Решением Думы Бакчарского района № 894 от 27.02.2020 в решение Думы Бакчарского района Томской области № 652 от 26.12.2016 «Об утверждении порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков на территории муниципального образования «Бакчарский район» внесены изменения.

Согласно протоколу заседания Думы Бакчарского района от 27.02.2020 в заседании Думы Бакчарского района принимало участие 9 депутатов, за принятия решения проголосовало 9 депутатов (л.д. 16-21 т.2).

Текст нормативного правового акта опубликован на сайте муниципального образования «Бакчарский район» http://www.бакчармр.рф, а также в сборнике официальных материалов муниципального образования «Бакчарский район» № 11 от 19.03.2020

Решением Думы Бакчарского района № 909 от 29.04.2020 в решение Думы Бакчарского района Томской области № 652 от 26.12.2016 «Об утверждении порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков на территории муниципального образования «Бакчарский район» внесены изменения.

Согласно протоколу заседания Думы Бакчарского района от 29.02.2020 в заседании Думы Бакчарского района принимало участие 10 депутатов, за принятия решения проголосовало 10 депутатов (л.д. 16-21 т.2).

Текст нормативного правового акта опубликован на сайте муниципального образования «Бакчарский район» http://www.бакчармр.рф, а также в сборнике официальных материалов муниципального образования «Бакчарский район» № 12 от 21.05.2020.

Кроме того текст оспариваемого нормативного акта опубликован на сайте Министерства Юстиции Российской Федерации http://www.pravo.minjust.ru.

Согласно справке Думы Бакчарского района от 21.08. 2020 на момент принятия решений от 27.02.2020 и 29.04.2020 действующими являлись 12 депутатов (л.д. 46-49 т.2).

Решения Думы подписаны председателем Думы и Главой муниципального образования.

Таким образом, оспариваемый муниципальный нормативный правовой акт принят Думой Бакчарского района в пределах ее полномочий, с соблюдением установленного порядка, формы принятия муниципального нормативного правового акта, порядка опубликования нормативного правового акта.

При рассмотрении дела судом установлено, что в соответствии с договором аренды земельного участка № 14 от 10.09.2013, заключенного Муниципальным образованием «Бакчарский район» и ОАО «Мегафон», последнему в аренду предоставлен земельный участок из состава земель населенных пунктов площадью 225 кв.м с кадастровым номером 70:03:0101002:0911 для строительства антенно-мачтового сооружения на срок до 10.09.2016. Пунктом 3.1 договора установлено, что размер арендной платы определяется в соответствии с решением Думы Бакчарского района № 405 от 25.10.2012. Пунктом 8.5 Договора установлено, что если арендатор продолжает пользоваться имуществом по истечении срока действия договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределённый срок. Приложением номер 1 установлен расчет арендной платы за земельный участок (л.д. 24-29 т.1).

Согласно выписке из передаточного акта от 19.09.2016 ПАО «Мегафон» передало АО «Первая башенная компания» права по договору аренды № 14 от 10.09.2013 (л.д. 37-39 т.1).

В соответствии с дополнительным соглашением к договору аренды № 14 от 10.09.2013 от 5 февраля 2020 заключенному между муниципальным образованием «Бакчарский район» и АО «Первая башенная компания» пункт 3.1 договора изложен новой редакции: «Размер арендной платы определяется в соответствии с решением Думы Бакчарского района № 652 от 26.12.2016 «Об утверждении порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков на территории муниципального образования «Бакчарский район». Пункт 8.5 также изложен в новой редакции «в соответствии с действующим земельным законодательством Российской Федерации до истечения срока действия ранее заключенного договора аренды подать заявление о заключении нового договора аренды». Приложение №1 к договору изложено в новой редакции, расчет арендной платы произведен с использованием коэффициента 3200 (л.д. 34-36 т.1).

Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 19.08.2020 указанный земельный участок с кадастровым номером 70:03:0101002:911 имеет вид разрешенного использования «для строительства антенно-мачтового сооружения» находится в аренде у АО «Первая башенная компания» (т.1, л.д.151-153).

Также судом установлено, что между муниципальным образованием «Бакчарский район» и АОА «Мегафон» были заключены договоры аренды земельных участков № 3 от 03.02.2014, №4 от 03.02.2014, № 33 от 17.12.2014, № 10 от 30.03.2011. Дополнительными соглашениями от 5 февраля 20 к указанным договорам заключёнными между муниципальным образованием «Бакчарский район» и АО «Первая башенная компания» изменены положения договора (п.3.1) относительно порядка расчёта арендной платы указано, что размер арендной платы определяется в соответствии с решением Думы Бакчарского района № 652 от 26.12.2016 «Об утверждении порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков на территории муниципального образования «Бакчарский район».

Таким образом, в отношении АО «Первая башенная компания» применен оспариваемый акт, административный истец является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым в части нормативным правовым актом.

Обращаясь в суд, административный истец указал на несоответствие оспариваемого в части нормативного правового акта Основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной, муниципальной собственности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582.

Разрешая спор, суд исходит из того, что представленное административным ответчиком экономическое обоснование не является доказательством экономической обоснованности увеличения ставки арендной платы за земли, предназначенные для размещения объектов связи «стационарные».

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2009 г. № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» (далее - постановление № 582).

В связи с тем, что собственность на указанный земельный участок не разграничена, то расчет арендной платы должен быть произведен исходя из принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

К числу таких принципов, содержащихся в постановлении № 582, относится принцип экономической обоснованности, который предусматривает, что арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на земельном участке.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 28 февраля 2017 года №424-О, государственным органам и органам местного самоуправления надлежит руководствоваться принципом экономической обоснованности при установлении ставок арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в частности, необходимо обеспечить эффективное использование земли на основании оценки ее экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков.

Исходя из указанного принципа, соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации или местного самоуправления обязан определять арендную плату не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом, то есть основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе, на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне.

Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.

При принятии нормативного правового акта помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли должен проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.

Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.

Административным ответчиком, в подтверждение экономической обоснованности увеличения ставки арендной платы представлено экономическое обоснование, согласно которому вопреки доводам ответчика и заинтересованного лица необходимость в увеличении ставки (коэффициента) арендной платы послужило сохранение величины арендных платежей поступающих в местный бюджет на уровне предшествующих лет, а также изменение формулы расчета арендной платы в связи с утверждением новой кадастровой стоимости земельных участков в значительном большем размере. Само экономическое обоснование содержит по сути лишь анализ величины арендной платы относительно старой и новой кадастровой стоимости. При этом согласно указанному обоснованию размер арендной платы ПАО «Мегафон» по 5 договорам при применении нового коэффициента увеличен с 336555 рублей до 424800 рублей (л.д. 118-125 т.1, л.д. 1-8 т.2)

Вместе с тем, в указанном обосновании не приведен анализ доходности земельных участков, предназначенных для размещения объектов коммунального обслуживания связи, энергетики: объектов связи: стационарные, который должен увеличиться за период с 211 г. по 2016 г., что позволило бы увеличить арендную ставку. Отсутствует оценка доли арендной платы в составе расходов, связанных с эксплуатацией и влиянием размера арендной платы на экономические показатели.

Довод, изложенный в дополнительном отзыве о том, что административный ответчик применил фактически удельный показатель кадастровой стоимости, а также индекс потребительских цен не основан на представленном суду экономическом обосновании, не содержащем указанных расчетов и не может подтверждать обоснованность применения арендной ставки рассчитанной с применением коэффициента вида разрешенного использования % равного 3200, поскольку не основан на принципах определения арендной платы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582.

Согласно пояснениям представителя административного ответчика анализировалась платежная нагрузка арендаторов, а именно: какой она была по действующим договорам аренды и какой она может быть при применении расчета по новой формуле с применением коэффициента 3200. Коэффициенты устанавливались с целью стабилизации платежной нагрузки.

Вместе с тем сам по себе анализ платежной нагрузки на арендаторов при отсутствии оценки доходности земельных участков не свидетельствует об обеспечении баланса частных и публичных интересов и о соблюдении принципа экономической обоснованности при принятии оспариваемой нормы. Экономическая обоснованность размера арендной платы предполагает учет не только уровня платежной нагрузки и доходности бюджета, но и анализ, оценку экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельного участка.

Таким образом, представленное экономическое обоснование содержащее таблицы анализа платежной нагрузки не может быть принято в качестве экономического обоснования оспариваемого коэффициента в размере 3200, так как их содержание не свидетельствует о проведении многофакторного анализа, учитывающего, в том числе доходность земельных участков с учетом категории земель, к которой отнесен такой участок, его разрешенное использование.

Довод представителя административного ответчика о том, что сам принцип перехода расчета арендной платы от кадастровой стоимости земельного участка уже предполагает соблюдение принципа экономической обоснованности не может быть принят во внимание, поскольку формула указанных показателей и расчетов не содержит. Так согласно формулы расчета арендной платы А = CxS, где: А - сумма арендной платы за год, руб.; S - площадь земельного участка, С - ставка арендной платы за землю (Кс х Кв%); Кс - кадастровая стоимость в рублях за квадратный метр, Кв – коэффициент вида разрешенного использования в % отношении от кадастровой стоимости 1 кв. м земельного участка, согласно столбцу 3 раздела 1 приложения 3. Таким образом, установленные коэффициенты к ставкам арендной платы для конкретного вида разрешенного использования земельного участка установлены произвольно, в то время как значение их должно быть установлено соответствующим расчетом, показывающим доходность земельных участков, на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельного участка.

Ссылка представителя администрации Бакчарского района на индекс потребительских цен, так же не подтверждает соблюдение принципа экономической обоснованности при установлении для земельных участков с видом разрешенного использования, экономической деятельности арендаторов «Коммунальное обслуживание, энергетика, связь: объекты связи: стационарные» коэффициента 3200, является мнением представителя, так как сама утвержденная формула и ее экономическое обоснование не содержат данных о том, что при расчете ставок арендной платы (коэффициентов) применяется индекс потребительских цен.

Стороной ответчика не представлено экономического обоснования установления оспариваемого коэффициента в размере 3200 соответствующего требованиям приведенных выше нормативных актов.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемый в части пункт 18 «Коммунальное обслуживание, связь, энергетика» раздела 1 приложения № 3 к решению Думы Бакчарского района Томской области № 652 от 26.12.2016 «Об утверждении порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков на территории муниципального образования «Бакчарский район» (в редакции решения Думы Бакчарского района Томской области № 909 от 29.04.2020) в части установления коэффициента 3200 для вида разрешенного использования Коммунальное обслуживание, связь: энергетика: объекты связи: стационарные, противоречит нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения и имеющим большую юридическую силу, в том числе пункту 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, Основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 №582, в связи, с чем заявленные АО «первая Башенная компания» требования подлежат удовлетворению.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Определяя дату, с которой оспариваемый в части нормативный правовой акт подлежит признанию не действующим, суд исходит из того, что до принятия настоящего решения оспариваемый муниципальный правовой акт применялся, на его основании реализовывались права граждан и организаций, а также формировалась доходная часть бюджета муниципального образования «Бакчарский район», в том числе уже исполненных, в связи с чем оспариваемая административным истцом норма подлежит признанию недействующей со дня вступления решения суда в законную силу.

При этом суд отмечает, что данное обстоятельство не означает, что в судебном или ином порядке невозможно устранить негативные последствия действия нормы, признанной недействующей с момента вступления решения в законную силу, в прошедшем времени.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 06 июля 2018 года №29-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Альбатрос», Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации относит к процессуальным средствам правовой защиты предъявление административного искового заявления о признании нормативного правового акта недействующим (статья 208) и устанавливает, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд может принять решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты (пункт 1 части 2 статьи 215). Что касается материально-правовых гарантий принадлежащих гражданам и юридическим лицам прав, то к ним относится возможность - в случае признания судом нормативного правового акта, как не соответствующего закону и нарушающего права и охраняемые законом интересы этих лиц, недействительным - требовать их защиты либо восстановления иными способами, предусмотренными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и подробно урегулированными иными его нормами (восстановление положения, существовавшего до нарушения права, присуждение к исполнению обязанности в натуре, возмещение убытков и др.).

С учетом требований пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает необходимым возложить на Думу Бакчарского района обязанность по публикации сообщения о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в «Сборнике официальных материалов муниципального образования «Бакчарский район». На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление акционерного общества «Первая Башенная Компания» удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 18 «Коммунальное обслуживание, связь, энергетика» раздела 1 приложения № 3 к решению Думы Бакчарского района Томской области № 652 от 26.12.2016 «Об утверждении порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков на территории муниципального образования «Бакчарский район» (в редакции решения Думы Бакчарского района Томской области № 909 от 29.04.2020) в части установления коэффициента 3200 для вида разрешенного использования объекты связи: стационарные.

Возложить на Думу Бакчарского района обязанность по публикации сообщения о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в печатном издании предназначенном для публикации нормативных правовых актов - «Сборнике официальных материалов муниципального образования «Бакчарский район».

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Томский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий

Мотивированный текст решения изготовлен 19 октября 2020