ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-107/2021 от 07.06.2021 Пензенского областного суда (Пензенская область)

УИД 58OS0000-01-2021-000112-67 дело № 3а-107/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Пензенский областной суд в составе

судьи Мартыновой Е.А.,

при ведении протокола помощником судьи Бормотиной Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Кидямкина А.И. к государственному бюджетному учреждению Пензенской области «Государственная кадастровая оценка» об оспаривании решений о возврате заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости,

у с т а н о в и л:

индивидуальный предприниматель Кидямкин А.И. обратился в суд с административным иском, указав, что ему и Есякову Д.С. на праве общей долевой собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером площадью 394,5 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>. 5 февраля 2021 года он направил в государственное бюджетное учреждение Пензенской области «Государственная кадастровая оценка» (далее – ГБУ ПО «Государственная кадастровая оценка», бюджетное учреждение) заявление об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером в размере его рыночной стоимости, приложив к нему отчёт № 844/2020 от 7 декабря 2020 года об оценке рыночной стоимости этого помещения в форме электронного документа. ГБУ ПО «Государственная кадастровая оценка» в письме от 11 февраля 2021 года № 688 сообщило о возврате заявления об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером в размере его рыночной стоимости без рассмотрения на основании части 8 статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Закон о государственной кадастровой оценке). 22 марта 2021 года на основании обращения Кидямкина А.И. бюджетное учреждение дополнительно сообщило, что основанием для возврата заявления являются положения подпункта 2 части 8 статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке, поскольку заявление об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения в размере его рыночной стоимости было подано по истечении 6 месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости.

По мнению административного истца (с учётом уточнений), отказ в рассмотрении его заявления об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером в размере его рыночной стоимости является незаконным и противоречит пунктам 1-5 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), поскольку лишает его возможности оспорить кадастровую стоимость помещения по состоянию на 1 января 2019 года (на дату определения кадастровой стоимости) и произвести перерасчёт налога за 2020 год. Кидямкин А.И. полагает, что применение измененной кадастровой стоимости помещения возможно только с 1 января года, в котором подано заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

Просил суд признать незаконными решения ГБУ ПО «Государственная кадастровая оценка» о возврате без рассмотрения заявления об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером в размере его рыночной стоимости, изложенные в письмах от 11 февраля 2021 года № 688 и от 22 марта 2021 года № 1468, и взыскать с административного ответчика государственную пошлину в сумме 300 рублей.

Кидямкин А.И. в судебное заседание не явился, доверив представление своих интересов Тишиной Ю.С. (доверенность от 1 января 2021 года), которая поддержала заявленные требования.

Представитель административного ответчика – ГБУ ПО «Государственная кадастровая оценка» Канаев В.В. (доверенность от 19 марта 2021 года) с административным иском не согласился, полагая отказ в рассмотрении заявления Кидямкина А.И. законным и обоснованным.

Представитель заинтересованного лица – Департамента государственного имущества Пензенской области в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Заинтересованное лицо Есяков Д.С. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил. В письменном заявлении указал, что поддерживает исковые требования Кидямкина А.И. и просит их удовлетворить.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица Есякова Д.С. – Тишина Ю.С. (доверенность от 17 мая 2021 года) также согласилась с доводами административного искового заявления.

С учётом надлежащего извещения участвующих в деле лиц, мнения явившихся в процесс сторон, положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), суд определил рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

С 1 января 2017 года в Пензенской области осуществлен переход к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с Законом о государственной кадастровой оценке.

Государственная кадастровая оценка представляет совокупность установленных частью 3 статьи 6 Закона о государственной кадастровой оценке процедур, направленных на определение кадастровой стоимости и осуществляемых в порядке, установленном этим законом (пункт 1 части 1 статьи 3 Закона о государственной кадастровой оценке).

При этом кадастровой стоимостью объекта недвижимости является полученный на определенную дату результат оценки объекта недвижимости, определяемый на основе ценообразующих факторов в соответствии с Законом о государственной кадастровой оценке и методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о государственной кадастровой оценке).

Кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (часть 2 статьи 3 Закона о государственной кадастровой оценке).

В целях проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в Пензенской области постановлением Правительства Пензенской области от 23 января 2017 года № 16-пП создано ГБУ ПО «Государственная кадастровая оценка», на которое возложены функции определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при проведении государственной кадастровой оценки.

В 2019 году указанное учреждение провело на территории Пензенской области государственную кадастровую оценку помещений на основании приказа Департамента государственного имущества Пензенской области от 15 декабря 2017 года № 545-пр.

Приказом Департамента государственного имущества Пензенской области от 11 ноября 2019 года № 652-пр утверждены результаты определения кадастровой стоимости помещений, расположенных на территории Пензенской области.

Данным приказом определена кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером площадью 394,5 кв.м, расположённого по адресу: <адрес>. в размере 21 973 152,93 рубля по состоянию на 1 января 2019 года, которая применяется с 1 января 2020 года (л.д. 17).

Федеральным законом Российской Федерации от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 269-ФЗ) Закон о государственной кадастровой оценке был дополнен статьёй 22.1, которая предусматривает внесудебный порядок установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости бюджетными учреждениями, созданными субъектами Российской Федерации и наделёнными полномочиями по определению кадастровой стоимости.

Решение вопроса о начале применения этой правовой нормы отнесено к компетенции исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации (пункт 1 части 2 статьи 6 Закона № 269-ФЗ).

Постановлением Правительства Пензенской области от 24 декабря 2020 года № 917-пП установлена дата перехода к применению положений статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости – 1 февраля 2021 года.

С 1 февраля 2021 года на территории Пензенской области заявления об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости рассматриваются ГБУ ПО «Государственная кадастровая оценка» в порядке, предусмотренном статьёй 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке.

Как следует из обстоятельств дела, 10 февраля 2021 года в ГБУ ПО «Государственная кадастровая оценка» поступило заявление Кидямкина А.И. от 5 февраля 2021 года, в котором он просил установить кадастровую стоимость помещения с кадастровым номером в размере его рыночной стоимости, указанной в отчёте оценщика ООО «Титул» Д.Е. от 7 декабря 2020 года № 844/2020 (л.д. 204-205).

В письмах от 11 февраля 2021 года № 688, от 22 марта 2021 года № 1468 ГБУ ПО «Государственная кадастровая оценка» сообщило Кидямкину А.И. о возврате без рассмотрения заявления об установлении кадастровой стоимости помещения с кадастровым номером 58:29:4004008:872 в размере его рыночной стоимости на основании пункта 2 части 8 статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке, поскольку заявление было подано по истечении шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости.

Проанализировав действующее законодательство, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые административным истцом решения являются законными и обоснованными.

В соответствии с частью 1 статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке кадастровая стоимость здания, помещения, сооружения, объекта незавершенного строительства, машино-места, земельного участка может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей).

Заявление об установлении рыночной стоимости подается в бюджетное учреждение или многофункциональный центр заявителем лично, регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением о вручении или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая портал государственных и муниципальных услуг (часть 3 статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке).

К заявлению об установлении рыночной стоимости должны быть приложены отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого устанавливается в размере рыночной стоимости, составленный на электронном носителе в форме электронного документа (часть 5 статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке).

Заявление об установлении рыночной стоимости может быть подано в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости (часть 7 статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке).

Согласно пункту 2 части 8 статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке заявление об установлении рыночной стоимости возвращается без рассмотрения в случае, если оно подано по истечении шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости.

Как следует из материалов дела, к заявлению об установлении кадастровой стоимости помещения в размере его рыночной стоимости Кидямкиным А.И. был приложен отчёт оценщика ООО «Титул» Д.Е. от 7 декабря 2020 года № 844/2020 (л.д.22-119), в котором рыночная стоимость помещения с кадастровым номером была определена на 1 января 2019 года.

Таким образом, заявление Кидямкина А.И. об установлении кадастровой стоимости помещения с кадастровым номером в размере его рыночной стоимости было подано 5 февраля 2021 года, то есть по истечении шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости.

При таких обстоятельствах ГБУ ПО «Государственная кадастровая оценка» правомерно возвратило без рассмотрения заявление Кидямкина А.И. об установлении кадастровой стоимости помещения с кадастровым номером в размере его рыночной стоимости.

Нельзя согласиться с доводами представителя административного истца, что оспариваемые решения административного ответчика противоречат пунктам 1-5 статьи 3 НК РФ.

Указанные правовые нормы устанавливают основные начала законодательства о налогах и сборах и не регулируют спорные правоотношения по рассмотрению заявлений об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.

Также нельзя признать обоснованным довод стороны административного истца о том, что оспариваемые действия административного ответчика препятствует Кидямкину А.И. произвести перерасчёт налога на имущество в отношении помещения кадастровым номером за 2020 год.

Принадлежащее административному истцу помещение располагается в здании с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>, которое включено в Перечни объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Пензенской области, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденные приказами Департамента государственного имущества Пензенской области от 29 декабря 2019 года № 777-пр, от 28 декабря 2020 года № 655-пр.

Налогообложение указанного помещения осуществляется в порядке, установленном статьей 378.2 НК РФ.

В соответствии с частью 15 статьи 378.2 НК РФ в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.

Кидямкин А.И. вправе повторно обратиться в ГБУ ПО «Государственная кадастровая оценка» с заявлением об установлении кадастровой стоимости помещения в размере его рыночной, и в случае его удовлетворения требовать перерасчёта имущественного налога за 2020 год, поскольку действующая кадастровая стоимость его помещения начала применяться с 1 января 2020 года.

Таким образом, оспариваемые действия ГБУ ПО «Государственная кадастровая оценка» не могут быть препятствием Кидямкину А.И. для перерасчёта налога за 2020 год.

Поскольку оспариваемые Кидямкиным А.И. решения ГБУ ПО «Государственная кадастровая оценка» соответствуют требованиям Закона о государственной кадастровой оценки и не нарушают его прав, то его административное исковое заявление не подлежит удовлетворению.

На основании части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при отказе в удовлетворении иска уплаченная административным истцом государственная пошлина не подлежит возмещению.

Руководствуясь статьями 175, 177-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

отказать в удовлетворении административного искового заявления индивидуального предпринимателя Кидямкина А.И. к государственному бюджетному учреждению Пензенской области «Государственная кадастровая оценка» об оспаривании решений о возврате заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

Решение может быть обжаловано в Четвёртый апелляционный суд общей юрисдикции через Пензенский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 11 июня 2021 года

Судья Е.А. Мартынова