ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-107/2021 от 13.12.2021 Верховного Суда Республики Хакасия (Республика Хакасия)

Дело № 3а-107/2021

УИД 19OS0000-01-2021-000132-12

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Абакан 13 декабря 2021 г.

Верховный Суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего Петровой Т.Л.,

при секретаре Абрамовой С.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Республики Хакасия о признании не действующим решения Совета депутатов Копьевского поссовета Орджоникидзевского района Республики Хакасия от 28 декабря 2020 г. № 21/9 «О бюджете муниципального образования Копьевский поссовет Орджоникидзевского района Республики Хакасия на 2021 год и на плановый период 2022-2023 годов»,

У С Т А Н О В И Л:

Заместитель прокурора Республики Хакасия обратился в суд с административным исковым заявлением о признании решения Совета депутатов Копьевского поссовета Орджоникидзевского района Республики Хакасия от 28 декабря 2020 г. № 21/9 «О бюджете муниципального образования Копьевский поссовет Орджоникидзевского района Республики Хакасия на 2021 год и на плановый период 2022-2023 годов» (в редакции от 24 мая 2021 г.) недействующим, мотивируя требования тем, что в нарушение статьи 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации данным нормативным правовым актом предусмотрен дефицит бюджета муниципального образования Копьевский поссовет на 2021 г. и на плановый период 2022-2023 г.г. в размере 127% от налоговых и неналоговых доходов бюджета муниципалитета. Протест прокурора Орджоникидзевского района на решение от 28 декабря 2020 г. № 21/9 Советом депутатов Копьевского поссовета оставлен без удовлетворения.

В судебном заседании прокурор Васильева Е.В. поддержала административное исковое заявление, приводя изложенные в нем доводы.

Представитель административного ответчика Совета депутатов Копьевского поссовета Орджоникидзевского района Республики Хакасия ФИО5. в судебном заседании не присутствовал, в письменном отзыве требования административного искового заявления не признал, пояснив, что решение о местном бюджете на 2021 год принято уполномоченным органом в пределах предоставленной компетенции, с соблюдением порядка принятия и опубликования, соответствует принципу полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицита, принципу достоверности бюджета. В оспариваемом решении отражены реальные доходы и расходы бюджета муниципального образования.

Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ), частями 1, 4 статьи 7 которого предусмотрено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 53 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования возникают в результате, в том числе, принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам.

28 декабря 2020 г. Советом депутатов Копьевского поссовета Орджоникидзевского района принято решение № 21/9 «О бюджете муниципального образования Копьевский поссовет Орджоникидзевского района Республики Хакасия на 2021 год и на плановый период 2022-2023 годов». В настоящее время действует в редакции решения от 24 мая 2021 г. № 33/17.

В силу статьи 23 Устава муниципального образования Копьевский поссовет Орджоникидзевского района Республики Хакасия, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования Копьевский поссовет Орджоникидзевского района Республики Хакасия от 17 марта 2010 г. № 17/9 (с последующими изменениями и дополнениями) (далее- Устав МО), Совет депутатов- представительный орган муниципального образования, обладающий правами представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории поселения. Совет депутатов состоит из 10 депутатов. Совет депутатов правомочен при избрании не менее двух третей от установленного числа депутатов Совета депутатов.

Организационной формой работы Совета депутатов является сессия. Полномочия председателя Совета депутатов осуществляет глава поселения. Сессия Совета депутатов не может считаться правомочной, если на ней присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов (статья 25 Устава МО).

Глава поселения - выборное высшее должностное лицо поселения, наделенное согласно Уставу собственной компетенцией по решению вопросов местного значения и иными полномочиями в соответствии с действующим законодательством, являющееся главой администрации поселения (статья 34 Устава МО).

Согласно пункту 5 статьи 51 Устава МО решение Совета депутатов нормативного характера в течение 10 дней с момента его принятия направляется главе поселения для подписания и обнародования. Глава поселения в течение 10 дней с момента поступления к нему решения подписывает и обнародует его.

На заседании Совета депутатов Копьевского поссовета Орджоникидзевского района Республики Хакасия 28 декабря 2020 г. присутствовало 8 депутатов, за принятие решения «О бюджете муниципального образования Копьевский поссовет Орджоникидзевского района Республики Хакасия на 2021 год и на плановый период 2022-2023 годов» проголосовало 8 депутатов.

Таким образом, оспариваемое решение принято правомочным составом Совета депутатов Копьевского поссовета Орджоникидзевского района Республики Хакасия и достаточным количеством голосов депутатов, с соблюдением установленного порядка, опубликовано в районной газете «Орджоникидзевский рабочий» от 1 января 2021 г. № 1, приложение №4. Текст решения от 24 мая 2021 № 33/17 размещен на официальном сайте администрации муниципального образования Орджоникидзевский район http://or19.ru. Указанные обстоятельства не оспариваются административным истцом.

В статье 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации законодатель сформулировал перечень принципов бюджетной системы Российской Федерации, к числу которых относятся принципы самостоятельности бюджетов и сбалансированности бюджета.

Принцип самостоятельности бюджетов означает, в том числе, право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств (статья 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета (статья 33 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с данными принципами в пункте 3 статьи 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что дефицит местного бюджета не должен превышать 10 процентов утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

Пунктом 1 решения Совета депутатов Копьевского поссовета Орджоникидзевского района Республики Хакасия от 28 декабря 2020 г. № 21/9 (в редакции от 24 мая 2021 г.) утверждены основные характеристики бюджета муниципального образования Копьевский поссовет Орджоникидзевского района Республики Хакасия на 2021 год и на плановый период 2022-2023 гг., где общий объем доходов бюджета на 2021 год составляет 23 838 707,95 руб. (в том числе налоговые и неналоговые доходы в соответствии с приложением 5 к решению – 11 847 700,00 руб.; безвозмездные поступления – 11 991 007,95 руб.), общий объем расходов местного бюджета 38 878 802,75 руб.

Дефицит бюджета муниципального образования Копьевский поссовет Орджоникидзевского района Республики Хакасия на 2021 г. составляет 15 040 094,80 руб., или 127% от налоговых и неналоговых доходов бюджета муниципалитета, что противоречит требованиям пункта 3 статьи 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

При этом в составе источников финансирования дефицита местного бюджета не предусмотрены источники финансирования дефицита местного бюджета, предусмотренные абзацем третьим пункта 3 статьи 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, дефицит бюджета утвержден со значительным превышением установленного бюджетным законодательством норматива при отсутствии реальных источников его финансирования.

Доводы представителя административного ответчика о формировании расходной части бюджета муниципального образования с учетом требований законодательства и исполнения предписаний надзорных органов не свидетельствуют о законности оспариваемого решения, поскольку дефицит бюджета утвержден со значительным превышением установленного бюджетным законодательством норматива при отсутствии реальных источников его финансирования.

Согласно части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии оснований для признания решения Совета депутатов Копьевского поссовета Орджоникидзевского района Республики Хакасия от 28 декабря 2020 г. № 21/9 «О бюджете муниципального образования Копьевский поссовет Орджоникидзевского района Республики Хакасия на 2021 год и на плановый период 2022-2023 годов» (в редакции от 24 мая 2021 г.) не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим.

Поскольку решение Совета депутатов Копьевский поссовет Орджоникидзевского района Республики Хакасия от 28 декабря 2020 г. № 21/9 применялось, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ, и с учетом разъяснений, приведенных в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», оно подлежит признанию не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.

В силу пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения подлежит публикации в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в районной газете «Орджоникидзевский рабочий».

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление заместителя прокурора Республики Хакасия удовлетворить.

Признать решение Совета депутатов Копьевского поссовета Орджоникидзевского района Республики Хакасия от 28 декабря 2020 г. № 21/9 «О бюджете муниципального образования Копьевский поссовет Орджоникидзевского района Республики Хакасия на 2021 год и на плановый период 2022-2023 годов» (в редакции от 24 мая 2021 г.) не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит публикации в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в районной газете «Орджоникидзевский рабочий».

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий Т.Л. Петрова

Решение в окончательной форме изготовлено 17 декабря 2021 г.