ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-107/2021 от 15.04.2022 Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва)

Дело № 3а-5/2022 (№ 3а-107/2021)

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Кызыл 15 апреля 2022 года

Верховный Суд Республики Тыва в составе:

председательствующего – судьи Кунгаа Т.В.,

при секретаре Сат Ч.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «СТ-ТБО» к Министерству лесного хозяйства и природопользования Республики Тыва о признании недействующим с момента вступления в законную силу нормативного правового акта,

заслушав представителей административного ответчика Ондара Б.М., Серёдкина М.В., заинтересованных лиц Т., С., заключение прокурора Каркавиной В.В.,

УСТАНОВИЛ:

29 июня 2021 года Министерством природных ресурсов и экологии Республики Тыва издан приказ № 345 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Тыва (далее – Приказ от 29 июня 2021 года № 345), которым установлены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Тыва согласно приложениям № 1 и № 2 к приказу.

В приложении № 2 к Приказу от 29 июня 2021 года № 345 установлены нормативы накопления твердых коммунальных отходов от юридических лиц на территории Республики Тыва. В категории объектов «Предприятия торговли» в качестве объектов указаны «Магазины-салоны одежды, шоу-рум», для которых в расчетной единице на 1 кв.м. общей площади установлены нормативы накопления в кубических метрах (м3) в год.

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) «СТ-ТБО» обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим с момента вступления в законную силу приказа Министерства природных ресурсов и экологии Республики Тыва № 345 от 29 июня 2021 года в части раздела «Предприятия торговли» Приложения № 2 объект «Магазины-салоны одежды, шоу-рум».

В обоснование доводов административного иска указано на то, что по результатам проведенного конкурсного отбора приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва от 1 июня 2018 года № 102-од ООО «СТ-ТБО» присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Тыва, между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва и ООО «СТ-ТБО» было заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Тыва от 29 мая 2018 года. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Тыва в период работы регионального оператора ООО «СТ-ТБО» установлены приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва от 25 января 2018 года № 14-од «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Тыва» (далее - Приказ № 14-од).

Решением Верховного Суда Республики Тыва от 11 декабря 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 20 февраля 2020 года, Приказ № 14-од в части установления норматива накопления твердых коммунальных отходов для промтоварных магазинов в размере 1,2 куб.м/год за 1 кв. метр общей площади признан недействующим с момента вступления решения в законную силу.

Последствия признания судом недействующего нормативного правового акта об установлении регулируемой цены определены в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 63 «О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена» (далее - Постановление от 27 декабря 2016 года № 63). Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 4 указанного постановления, споры об оплате ресурса за соответствующий период регулирования, в том числе за время, предшествующее вступлению в законную силу решения суда, которым признан недействующим нормативный правовой акт, подлежат рассмотрению исходя из регулируемой цены, установленной заменяющим нормативным правовым актом.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Республики Тыва от 29 июня 2021 года № 345 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Тыва» установлен норматив накопления по категориям «промтоварные магазины, магазины хозяйственных товаров, рынки» и «магазины-салоны одежды, шоу-рум». В Арбитражном суде Республики Тыва, в Третьем арбитражном апелляционном суде находятся дела по взысканию задолженности за услуги регионального оператора по нормативу накопления твердых коммунальных отходов категории «промтоварный магазин». В силу Постановления от 27 декабря 2016 года № 63 при расчете исковых требований по категории потребителей «промтоварный магазин» ООО ** пересчитывает объем твердых коммунальных отходов, руководствуясь Приказом от 29 июня 2021 года № 345. В связи с чем, административный истец – ООО «СТ-ТБО» является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.

Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации). Порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов устанавливается Правительством Российской Федерации. Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов». Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28.07.2016 №524/пр утверждены Методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

По итогам проведения инструментальных замеров ООО «Э.Р.» составлен «Отчет определения нормативов накопления ТКО на территории муниципальных образований: городского округа «**», городской округ «**», **, Республики Тыва», из которого следует, что инструментальные замеры категории «Предприятия торговли» объекты «Магазины-салоны одежды, шоу-рум» проводились в магазин салоне одежды «**», магазин салоне одежды «**», магазине «**» (Таблица 2 отчета ООО «Э.Р.»).

Административный истец полагает, что при проведении инструментальных замеров по категории «Магазины-салоны одежды, шоу-рум» были допущены нарушения действующего законодательства. Так, все предприятия торговли квалифицируются по типам в соответствии с Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 51773-2009 «Услуги торговли. Классификация предприятий торговли», утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15.12.2009 № 771-ст, и Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения», утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28.08.2013 № 582-ст. В указанных ГОСТах тип предприятия «шоу-рум» отсутствует, следовательно, отсутствуют критерии отнесения предприятий торговли к «шоу-рум». В соответствии с пунктом 4.1 ГОСТа Р 51773-2009 предприятия торговли подразделяют на классификационные группы в зависимости от различных признаков, в том числе: по форме собственности; по видам торговли; по специализации торговой деятельности; по способу организации торговой деятельности; по виду торгового оборудования; по формам торгового обслуживания покупателей; по условиям реализации товаров; по типам предприятий торговли. Из таблицы № 2 ГОСТа Р 51773-2009, следует, что «Магазин-салон» - это неспециализированное непродовольственное предприятие розничной торговли с ограниченным ассортиментом товаров одной группы, индивидуального обслуживания. Понятие магазин-салон уточняется примечанием к пункту 46 ГОСТа Р 51303-2013 и определяет отличительную особенность, что в магазинах-салонах реализуются товары эксклюзивного и/или редкого спроса. Понятие специализированных и неспециализированных магазинов дано в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД) утвержденных Приказом Госстандарта от 31 января 2014 года 14-ст, который входит в состав Национальной системы стандартизации Российской Федерации, согласно которому розничная торговля (ОКВЭД 47) классифицируется в первую очередь по типам торговых предприятий (розничная торговля в магазинах универсального ассортимента - группировки с 47.1 по 47.7); для розничных продаж в универсальных магазинах далее различают розничные продажи в специализированных магазинах (группировки с 47.2 по 47.7) и розничные продажи в неспециализированных магазинах (группировка 47.1).

Объекты, в которых проводились инструментальные замеры по категории «Магазины-салоны одежды, шоу-рум», имеют следующую принадлежность по ОКВЭД: магазин-салон одежды «**», в котором осуществляет торговлю ИП С., основной вид деятельности которой 47.71.1 «Торговля розничной мужской, женской и детской одеждой в специализированных магазинах»; магазин-салон одежды «**», в котором осуществляет торговлю ИП Т., основной вид деятельности которой 47.71.1 «Торговля розничной мужской, женской и детской одеждой в специализированных магазинах»; магазин «**», в котором осуществляет торговлю ИП З., основной вид деятельности 47.51.1 «Торговля розничная текстильными изделиями в специализированных магазинах».

Из вышеизложенного административный истец указывает, что при определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов инструментальные замеры отходов по категории «Предприятия торговли» объекты «магазины-салоны одежды, шоу-рум» проводились в специализированных магазинах, не относящихся к объекту «магазин-салон», что привело к установлению необоснованных нормативов.

Просит признать недействующим с момента вступления в законную силу приказ Министерства природных ресурсов и экологии Республики Тыва № 345 от 29 июня 2021 года в части раздела «Предприятия торговли» Приложения № 2 по объекту «Магазины-салоны одежды, шоу-рум».

В дополнениях административный истец ссылается на то, что административным ответчиком не подтверждена экономическая обоснованность нормативов накопления по категории «магазины-салоны одежды, шоу-рум», для которых норматив накопления установлен в Республике Тыва, однако замеры проводились только по объектам города Кызыла. Административный ответчик в подтверждение правильности проведения сезонных замеров не предоставил первичные документы (паспорт объектов общественного назначения, ведомости первичных записей определения массы и объема твердых коммунальных отходов в контейнерах, сводные годовые и сезонные ведомости определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов по сезонам: зима, весна, лето, осень, по примерным формам, рекомендованными Методическими рекомендациями). Из чего следует, что оспариваемый нормативный акт в части объектов торговли «Магазины-салоны одежды, шоу-рум» противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Указом Главы Республики Тыва от 15 октября 2021 года № 408 Министерство природных ресурсов и экологии Республики Тыва переименовано в Министерство лесного хозяйства и природопользования Республики Тыва.

Приказом Министерства лесного хозяйства и природопользования Республики Тыва от 9 ноября 2021 года № 587 внесены изменения в приложения № 1 и № 2 к приказу Министерства природных ресурсов и экологии Республики Тыва от 29 июня 2021 года № 345, в частности, внесены изменения в наименовании министерства.

Определением Верховного Суда Республики Тыва от 11 января 2022 года произведена замена административного ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Республики Тыва на надлежащего административного ответчика – Министерства лесного хозяйства и природопользования Республики Тыва.

Определениями суда от 26 января 2022 года по административному делу привлечены в качестве заинтересованных лиц – индивидуальные предприниматели Т. (магазин «**»), С. (магазин «**») и З. (магазин «**»), от 21 марта 2022 года в качестве заинтересованного лица – Государственное унитарное предприятие «Транспортный сервис и проект» (действующий региональный оператор).

В возражении представитель административного ответчика – Министерства лесного хозяйства и природопользования Республики Тыва Ондар Б.М. просит отказать в удовлетворении исковых требований ООО «СТ-ТБО», указав на то, что работы по проведению сезонных замеров для определения норм накопления ТКО начаты в 2020 году Министерством природных ресурсов и экологии Республики Тыва после передачи полномочий в сфере обращения с ТКО на территории Республики Тыва от Минстроя РТ к Минприроды РТ постановлением Правительства Республики Тыва от 30 апреля 2020 года № 187 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Тыва по вопросам обращения с твердыми коммунальными отходами». В рамках государственной программы Республики Тыва «Обращение в отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Республике Тыва на 2018-2026 годы», утвержденной постановлением Правительства Республики Тыва от 28 мая 2018 года № 280, проведены сезонные инструментальные измерения для определения нормативов накопления ТКО на территории Республики Тыва (весенние, летние, осенние и зимние). Расчет значений нормативов накопления ТКО производился ООО «Э.Р.» (**) на основании Правил определения ТКО, в том числе в расчетах по массе накопления отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года № 269. В результате проведенных замеров был принят приказ Минприроды РТ от 29 июня 2021 года № 345, которым установлены нормативы накопления ТКО на территории республики, опубликованный 5 июля 2021 года в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Минлесхоза РТ (https://mpr.rtyva.ru/events/18320/), а также на официальном интернет-портале правовой информации (http://publikacion.pravo.gov.ru). Согласно пункту 46 ГОСТа Р 51303-2013 магазин-салон (бутик) - специализированный магазин с площадью торгового зала от 18 м2, в котором осуществляют продажу ограниченного ассортимента товаров одной группы или ее части преимущественно по методу индивидуального обслуживания продавцом-консультантом, магазины «**», «**» и «**» соответствуют принадлежности по ОКВЭД. Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Тыва от 29 мая 2018 года, заключенное между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва и ООО «СТ-ТБО», расторгнуто. А на момент принятия и вступления в действие Приказа № 345 ООО «СТ-ТБО» не являлось региональным оператором по организации деятельности по обращению с ТКО на территории Республики Тыва, то есть при осуществлении своей деятельности ООО «СТ-ТБО» не могло руководствоваться данным приказом, поскольку приказом Минприроды РТ от 23 апреля 2021 года № 222 статус регионального оператора был присвоен МУП «Благоустройство».

На судебное заседание представитель административного истца ООО «СТ-ТБО» не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Представители административного ответчика – Министерства лесного хозяйства и природопользования Республики Тыва Ондар Б.М., Серёдкин М.В. в судебном заседании просили отказать в удовлетворении исковых требований.

Заинтересованные лица – индивидуальные предприниматели Т., С. поддержали возражения административного ответчика, просили отказать в удовлетворении исковых требований.

Заинтересованное лицо З., представитель заинтересованного лица – ГУП «Транспортный сервис и проект» на рассмотрение дела не явились, извещены надлежащим образом.

Помощник прокурора Республики Тыва по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Каркавина В.В. в своем заключении по делу полагала отказать в удовлетворении исковых требований.

Выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, изучив материалы административного дела, заслушав заключение прокурора, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктами «д» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, законодательство о недрах, об охране окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, а согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяются Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ или Закон № 89-ФЗ).

Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ определено, что правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется данным Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

Исходя из положений статьи 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ норматив образования отходов – это установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции; твердые коммунальные отходы – отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд; к твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами; норматив накопления твердых коммунальных отходов – среднее количество твердых коммунальных отходов, образующихся в единицу времени.

В соответствии со статьей 24.10 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации). Нормативы накопления твердых коммунальных отходов могут устанавливаться дифференцированно в отношении различных территорий субъекта Российской Федерации и различных категорий потребителей услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также с учетом других критериев, установленных Правительством Российской Федерации. Порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.

На основании пункта 11 части 4 статьи 4 Закона Республики Тыва от 29 декабря 2004 года № 1101 ВХ-1 «Об отходах производства и потребления в Республике Тыва» к полномочиям органа исполнительной власти Республики Тыва, уполномоченного в сфере охраны окружающей среды и обращения с отходами производства и потребления, относится установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

В соответствии с подпунктом 9.12.9 пункта 9 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Республики Тыва, утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва 16 ноября 2018 года № 582 к полномочиям Министерства природных ресурсов и экологии Республики Тыва в сфере обращения с отходами отнесено установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов (пункт 9.12.9 введен постановлением Правительства Республики Тыва от 30 апреля 2020 года № 187).

Указом Главы Республики Тыва от 15 октября 2021 года № 408 «О некоторых вопросах совершенствования структуры органов исполнительной власти Республики Тыва» Министерство природных ресурсов и экологии Республики Тыва переименовано в Министерство лесного хозяйства и природопользования Республики Тыва.

Постановлением Правительства Республики Тыва от 18 октября 2021 года № 550 утверждено Положение о Министерстве лесного хозяйства и природопользования Республики Тыва и признано утратившим силу постановление Правительства Республики Тыва от 16 ноября 2018 года № 582 «Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Республики Тыва».

В соответствии с подпунктом 9.12.9 пункта 9 Положения о Министерстве лесного хозяйства и природопользования Республики Тыва к полномочиям Министерства лесного хозяйства и природопользования Республики Тыва в сфере обращения с отходами отнесено установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

В силу подпункта 9.2 пункта 9 вышеуказанного Положения министерство участвует в реализации федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации, также в проведении государственной политики в области обращения с отходами на территории Республики Тыва, в силу подпункта 9.3 разрабатывает и принимает нормативные правовые акты и инструктивно-методические документы в пределах своих полномочий.

Согласно части 2 статьи 10 Закона Республики Тыва от 8 мая 2013 года № 1852 ВХ-1 «О нормативных правовых актах Республики Тыва» исполнительные органы государственной власти Республики Тыва принимают нормативные правовые акты в форме приказов. Приказами могут быть утверждены инструкции, положения, правила, а также иные документы, являющиеся приложениями к нормативному правовому акту и его неотъемлемыми составными частями и обладающие равной с ним юридической силой.

Согласно части 7 статьи 25 Закона Республики Тыва от 8 мая 2013 года № 1852 ВХ-1 «О нормативных правовых актах Республики Тыва» (в ред. Закона Республики Тыва от 07.04.2021 № 697-ЗРТ) официальным опубликованием нормативного правового акта исполнительного органа государственной власти Республики Тыва считается первая публикация его полного текста в газетах «Тувинская правда», «Шын» или в приложении к газете «Тувинская правда» - «Нормативные акты Республики Тыва», приложении к газете «Шын» - «Тыва Республиканын хоойлу-дурумнери», либо первое размещение (опубликование) на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) и на официальном сайте исполнительного органа государственной власти Республики Тыва в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Оспариваемый приказ издан в пределах компетенции Министерства природных ресурсов и экологии Республики Тыва, а затем – в пределах компетенции Министерства лесного хозяйства и природопользования Республики Тыва, с соблюдением формы принятия нормативного правового акта, порядка его принятия, а также официального опубликования, и по данным основаниям не оспаривается.

Согласно статье 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Как усматривается из представленных в суд материалов дела, административный истец ООО «СТ-ТБО» является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, им были предоставлены судебные акты Арбитражных судов, в которых имеется факт применения Приказа от 29 июня 2021 года № 345 в отношении ООО «СТ-ТБО» по искам о взыскании задолженности на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Проверяя содержание приказа Министерства лесного хозяйства и природопользования Республики Тыва от 29 июня 2021 года № 345 в части раздела категории объектов «Предприятия торговли» Приложения № 2 по объекту «Магазины-салоны одежды, шоу-рум» на соответствие требованиям действующего законодательства, имеющему большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 4 статьи 24.10 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» утверждены Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее - Правила).

Указанными Правилами установлен порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, включающий в себя процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений (пункт 1).

В соответствии с пунктом 4 Правил нормативы могут устанавливаться дифференцированно в отношении:

а) территорий субъекта Российской Федерации - муниципальных образований (групп муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами;

б) категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц;

в) категорий объектов, на которых образуются отходы;

г) видов и групп отходов, а также групп однородных отходов.

Категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом. При этом определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов (пунктов 5, 6 Правил).

В соответствии с пунктом 7 Правил в целях определения нормативов проводятся замеры отходов. Для этого выбираются участки поселений и городских округов, на территории которых проживают:

а) не менее 2 процентов общей численности населения поселения или городского округа-в отношении поселений или городских округов с численностью населения до 300 тыс. человек;

б) не менее 1 процента общей численности населения поселения или городского округа - в отношении поселений или городских округов с численностью населения 300-500 тыс. человек;

в) не менее 0,5 процента общей численности населения поселения или городского округа-в отношении поселений или городских округов с численностью населения свыше 500 тыс. человек.

На выбранных участках поселений и городских округов определяется не менее 3 объектов каждой категории. В случае отсутствия на выбранных участках поселений и городских округов необходимого количества объектов допускается проведение замеров отходов на меньшем количестве объектов. В целях определения массы и объема отходов в процессе проведения замеров отходов используются контейнеры, бункеры и полиэтиленовые мешки. При проведении замеров отходов исключается смешивание отходов объектов различных категорий и уплотнение отходов. Замеры по объекту каждой категории осуществляются каждый сезон в течение 7 дней подряд независимо от периодичности вывоза отходов. Полученные по результатам замеров данные о массе и объеме отходов каждого определенного объекта каждой категории суммируются по дням недели (пункты 8-12 Правил).

Годовой норматив, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в год, и годовой норматив, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в год, определяются по формулам, приведенным в пунктах 19, 20 Правил, как произведение соответственно среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки, и среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки, на 365.

Приказом Минстроя России от 28 июля 2016 года № 524/пр утверждены Методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов, согласно которым категории объектов, на которых образуются отходы, и в отношении которых могут устанавливаться нормативы, а также расчетные единицы по категориям объектов рекомендуется определять в соответствии с приложением № 1 к Методическим рекомендациям.

На выбранные объекты, на которых образуются отходы, перед проведением замеров рекомендуется составлять паспорта, примерная форма которых представлена в приложении № 2 к Методическим рекомендациям (пункт 5).

Для определения нормативов рекомендуется выбирать по два муниципальных образования, в которых:

а) преобладающей отраслью является сельское хозяйство;

б) преобладающими отраслями являются химическая, обрабатывающая, добывающая и прочие виды промышленности;

в) большая площадь территории районов занята особо охраняемыми природными территориями, рекреационными и лесными зонами (пункт 6).

Пунктом 9 Методических рекомендаций установлены рекомендуемые сроки проведения замеров: зима - декабрь, январь; весна - апрель; лето - июнь, июль; осень - сентябрь, октябрь.

В целях проведения замеров отходы в контейнере рекомендуется разровнять и мерной линейкой (ноль совпадает с дном контейнера) определять объем отходов (пункт 11).

Массу отходов рекомендуется определять путем взвешивания каждого заполненного контейнера при помощи средств измерения массы, отвечающим требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и последующего вычитания массы пустого контейнера (пункт 12).

Исходя из совокупности вышеуказанных положений действующего законодательства, определение нормативов накопления твердых коммунальных отходов выражается в количественных показателях массы и объема на одну расчетную единицу соответственно.

Как установлено судом, Министерством природных ресурсов и экологии Республики Тыва с ООО «Э.Р.» был заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ-НН по проведению инструментальных измерений и определению нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Тыва, со сроком выполнения работ до ДД.ММ.ГГГГ. Согласно техническому заданию в приложении к договору, задачами проведения работ был сбор (получение) обоснованных данных по нормативам накопления ТКО на территории Республики Тыва в весенний период в отношении категорий потребителей услуги по обращению с отходами, в соответствии с Приложением к договору на территории муниципальных образований Республики Тыва (городской округ «**», городской округ «**», **).

Между вышеуказанными субъектами - Министерством природных ресурсов и экологии Республики Тыва и ООО «Э.Р.» заключены также договоры от ДД.ММ.ГГГГ-НН, -НН и от ДД.ММ.ГГГГ-НН со сроками выполнения работ до ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и до ДД.ММ.ГГГГ1 года соответственно, на проведение работ по сбору (получению) обоснованных данных по нормативам накопления ТКО на территории Республики Тыва в летний, осенний и зимний периоды.

По итогам исполнения условий указанных договоров исполнителем ООО «Э.Р.» заказчику – Министерству природных ресурсов и экологии Республики Тыва был представлен Отчет определения нормативов накопления ТКО на территории муниципальных образований: городского округа «**», городского округа «**», ** Республики Тыва.

В доказательство обоснованности вынесения оспариваемого приказа административным ответчиком в суд также были представлены пояснительная записка и положительные заключения к проекту приказа Министерства природных ресурсов и экологии Республики Тыва «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Тыва», а именно пояснительная записка и.о. министра природных ресурсов и экологии Республики Тыва О2.., заключение главного специалиста Министерства природных ресурсов и экологии Республики Тыва Д., проводившего юридическую экспертизу проекта приказа, заключение Службы по тарифам Республики Тыва, заключение Министерства экономики Республики Тыва, заключение Министерства финансов Республики Тыва и заключение Министерства юстиции Республики Тыва.

Административный истец в дополнительных письменных пояснениях к административному иску указывает на непредставление административным ответчиком первичных документов в подтверждение правильности проведения сезонных замеров (паспорта объектов общественного назначения, ведомостей первичных записей определения массы и объема твердых коммунальных отходов в контейнерах, сводных годовых и сезонных ведомостей определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов по сезонам: зима, весна, лето, осень по примерным формам, рекомендованными Методическими рекомендациями).

Для проверки названных доводов административного истца судом были истребованы у административного ответчика и ООО «Э.Р.» первичные документы, согласованные при выполнении работ по определению нормативов накопления, в части оспариваемой категории объекта.

Так, суду были представлены: Соглашение от ДД.ММ.ГГГГ об определении участков по инструментальному измерению нормативов твердых коммунальных отходов на территории г. Кызыла ( Объекты торговли), подписанное членами Комиссии: начальником ГКУ РТ «Управление ЖКХ РТ» О., начальником Департамента городского хозяйства Мэрии г. Кызыла О1., ответственным исполнителем ООО «Э.Р.» К., начальником производственно-технического отдела ГКУ РТ «Управление ЖКХ» К1., заместителем начальника Департамента городского хозяйства Мэрии г. Кызыла Ч. и представителем Общественной палаты Ж.; согласованный Паспорт объектов торговли города **; Ведомости первичных записей определения количества ТКО 2020 в магазинах «**», «**», «**» за периоды - весна, лето, осень и зима, проведенных в течение 7 дней подряд в каждый из сезонов.

Формы представленных документов совпадают с примерными (рекомендованными), представленными в приложениях к Методическим рекомендациям, формами документов.

По итогам проведенных работ ООО «Э.Р.» на основании положительных заключений органов исполнительной власти субъекта Министерством природных ресурсов и экологии Республики Тыва приказом от 29 июня 2021 года № 345 утверждены нормативы накопления ТКО на территории Республики Тыва (от юридических лиц в категории «Предприятия торговли» по объекту «Магазины-салоны одежды, шоу-рум» в расчетной единице, в отношении которой устанавливается норматив, за 1 кв.м общей площади норматив накопления куб.м в год определен 0,08 соответственно).

Доводы административного истца о несоответствии выбранных объектов магазину-салону, шоу-рум и из-за чего последовало отсутствие экономической обоснованности нормативов накопления по указанной категории объектов опровергаются представленными заинтересованными лицами выписками из Единого государственного реестра недвижимости, согласно которым указанные объекты недвижимости поименованы как шоурум-магазин, магазин-салон.

Как пояснили в судебном заседании заинтересованные лица – индивидуальные предприниматели Т. и С., задолженность по оплате услуг регионального оператора перед ООО «СТ-ТБО» они погасили из расчета тарифа, установленного оспариваемым нормативным правовым актом, деятельность по розничной торговле непродовольственными товарами в магазинах «**» и «**» имеет свою специфику по сравнению с другими промтоварными магазинами в связи с реализацией товаров неповседневного спроса, индивидуальным обслуживанием и меньшим потоком посетителей, что обуславливают меньший объем реализации товаров и, соответственно, меньший объем накопления твердых коммунальных отходов.

Из содержания Отчета определения нормативов накопления ТКО на территории муниципальных образований: городского округа «**», городской округ «**», **, Республики Тыва следует, что нормативы накопления устанавливались для жилых зданий и для объектов общественного назначения (как встроенных, так и отдельно стоящих), имеющих основной удельный вес в общем балансе отходов и вывозимых специализированными организациями. Работы были выполнены в соответствии с рекомендациями нормативных документов: Постановления Правительства РФ от 4 апреля 2016 года № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» и Приказа Минстроя РФ от 28 июля 2016 года № 524/пр «Об утверждении Методических рекомендаций по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов». На подготовительном этапе работ были выделены категории объектов, на которых образуются отходы, с наибольшей репрезентативностью данных. Совместно с представителями Департамента городского хозяйства Мэрии г. Кызыла, регионального оператора по обращению ТКО, управляющих компаний, сотрудниками Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва были определены наиболее характерные объекты в каждой категории. По объектам общественного назначения критерием выбора была характерность с точки зрения исследования и изолированность (чистота) объекта с точки зрения отсутствия «посторонних» отходов.

На подготовительном этапе работ по определению нормативов накопления ТКО для Республики Тыва были определены наиболее характерные объекты различных видов деятельности, на которых образуются отходы и расчетные единицы для измерений. Предприятия торговли были определены по следующим категориям объектов:

- продовольственные магазины;

- промтоварные магазины, магазины хозяйственных товаров, рынки;

- супермаркеты (универмаг);

- салон одежды, шоу-рум (с разъяснением на обязательное наличие отдельного демонстрационного зала для консультаций специалиста, что данная категория выделена отдельно, так как нагрузка на единицу площади отличается от стандартных магазинов);

- аптеки.

Как следует из содержания Отчета, нормативы накопления исследовались в течение 4 сезонов 2020 года. Замеры количества образуемых отходов производились по объектам каждой категории в течение 7 дней подряд, в каждый из сезонов: сезон весна – измерения в мае, сезон лето – измерения в августе, сезон осень – измерения в сентябре, сезон зима – измерения в декабре. Полученные по результатам замеров данные о массе и объеме отходов каждого определенного объекта каждой категории суммировались по дням недели. Нормативы накопления ТКО установлены отдельно для предприятий общественного значения.

Отчет содержит в себе все необходимые расчетные ведомости по определению нормативов накопления твердых коммунальных отходов в Республике Тыва (согласно Методическим рекомендациям), представлены Сводная сезонная ведомость определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов в жилом секторе (по всем 4 сезонам), Сводная сезонная ведомость определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов на предприятиях торговли (отдельно по каждым 4 сезонам), Сводная годовая ведомость определения расчетным методом годовых нормативов накопления твердых коммунальных отходов в жилом секторе, Сводная годовая ведомость определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов от юридических лиц.

Как отмечено в самом Отчете, после установления замеров и расчетов нормативы установлены дифференцированно в отношении категорий объектов торговли с использованием статистических показателей – среднее линейное отклонение в выборке, коэффициент вариации. Значение коэффициента вариации показателей в группе «Объекты торговли непродовольственными товарами» составило более 33%, что указывало на неоднородность данных в группе. Часть объектов исследования находятся за пределами доверительного интервала средних значений группы, имеют большое линейное отклонение от средних значений в группе.

И по результатам замеров выделены следующие категории торговых объектов: - продовольственный магазин, - промтоварный магазин (смешанный), - универсальный магазин, - магазин-салон (шоу-рум).

Подмечено, что критерием группового отбора категории «Магазин-салон (шоу-рум)» являлось наличие дополнительного помещения на объекте торговли, кроме торгового зала, для оказания дополнительных консультационных услуг, пошивочных услуг и демонстрации функциональных свойств предлагаемых товаров, что снижает нагрузку на 1 квадратный метр площади при продаже единицы товара.

Соглашением об определении участков по инструментальному измерению нормативов ТКО на территории ** от ДД.ММ.ГГГГ были отобраны 13 объектов торговли.

По указанной категории объектов замеры проводились в магазине-салоне «**» ИП С., расположенном по адресу: **; магазине-салоне «**» ИП Т., расположенном по адресу: **; магазине «**» ИП З., расположенном по адресу: **. Таким образом, замеры по указанной категории проведены в трех магазинах согласно пункту 8 Правил определения нормативов, предусматривающего не менее 3 объектов по выбранной категории.

По итогам замеров и расчетов в оспариваемой категории объектов «Магазин шоу-рум» установлены 0,22 л/сутки на единицу, месячный норматив 0,007 куб.м. в год, годовой норматив – 0,08 куб.м. в год.

В связи с чем, доводы административного истца о необоснованном проведении замеров отходов по категории «Предприятия торговли» объекты «магазины-салоны одежды, шоу-рум» в специализированных магазинах, не относящихся к объекту «магазин-салон», несостоятельны, поскольку замеры обоснованно подтверждены в самом Отчете, а общероссийский классификатор видов экономической деятельности, на который ссылается истец, применяется для целей налогообложения, присвоение кодов по ОКВЭД имеет целью лишь классификацию и кодирование видов экономической деятельности и информации о них. Кроме того, ссылка административного истца на национальные стандарты ГОСТ судом не принимается, поскольку по общему правилу применение национальных стандартов носит добровольный характер, за исключением предусмотренных федеральным законодательством случаев, ГОСТы позволяют отступления от установленных в них требований.

Таким образом, организовав осуществление замеров в соответствии с Правилами определения нормативов и Методическими рекомендациями, орган исполнительной власти субъекта утверждает их.

29 июня 2021 года Министерством природных ресурсов и экологии Республики Тыва издан приказ № 345 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Тыва», которым установлены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Тыва согласно приложениям № 1 и № 2 к приказу.

В основу приказа положены данные, содержащиеся в вышеуказанном Отчете, выполненном компанией ООО «Э.Р.» для Министерства природных ресурсов и экологии Республики Тыва.

Кроме того, в материалы дела была представлена первичная документация, позволяющая сделать выводы об обоснованности размера установленных нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Тыва.

Таким образом, проверив соблюдение органом исполнительной власти субъекта Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов для промтоварных магазинов, суд установил, что оспариваемый норматив накопления твердых коммунальных отходов для промтоварных магазинов установлен с соблюдением процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений, имеется расчет указанного норматива, что соответствует Постановлению Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов».

При таких обстоятельствах административный иск ООО «СТ-ТБО» к Министерству лесного хозяйства и природопользования Республики Тыва о признании недействующим нормативного правового акта не подлежит удовлетворению.

На основании подп. 6 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с общества ограниченной ответственностью «СТ-ТБО» в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4 500 рублей, отсрочка уплаты которой была предоставлена при подаче административного иска до принятия решения судом по данному делу.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «СТ-ТБО» к Министерству лесного хозяйства и природопользования Республики Тыва о признании недействующим с момента вступления в законную силу нормативного правового акта отказать.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «СТ-ТБО» в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 4 500 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Тыва в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме принято 29 апреля 2022 года.

Судья Т.В. Кунгаа