ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-107/2021 от 17.02.2021 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 3а-107/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербург 17 февраля 2021 года

Ленинградский областной суд в составе:

председательствующего – судьи Астапенко С.А.,

при секретаре Кузнецове А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Манаенкова Сергея Михайловича, Иванова Игоря Юрьевича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости,

установил:

Манаенков С.М., Иванов И.Ю. обратились в Ленинградский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просят:

- установить кадастровую стоимость в отношении объекта недвижимости – квартира (жилое помещение), площадь 153,6 кв.м., этаж 2, адрес: <адрес>, кадастровый номер , в размере его рыночной стоимости - <данные изъяты> руб. по состоянию на 05.12.2015 г.;

- установить кадастровую стоимость в отношении объекта недвижимости – квартира (жилое помещение), площадь 153,5 кв.м., этаж 3, адрес: <адрес>, кадастровый номер , в размере его рыночной стоимости - <данные изъяты> руб. по состоянию на 05.12.2015 г.;

- установить кадастровую стоимость в отношении объекта недвижимости – квартира (жилое помещение), площадь 154,5 кв.м., этаж 3, адрес: <адрес>, кадастровый , в размере его рыночной стоимости - <данные изъяты> руб. по состоянию на 05.12.2015 г.

В обоснование требований указано, что административные истцы являлись собственниками названных объектов недвижимости, которые ими были проданы в 2020 году. Кадастровая стоимость объектов недвижимости существенно превышает их рыночную стоимость, тем самым искажается экономическое основание для установления налога на недвижимое имущество, что ущемляем права административных истцов на уплату справедливо начисленных налогов. Оспариваемые результаты кадастровой стоимости затрагивают права административных истцов, как налогоплательщиков.

К участию в деле привлечены в качестве административных ответчиков: Управление Росреестра по Ленинградской области, Правительство Ленинградской области и ФГБУ «ФКП Росреестра». В качестве заинтересованных лиц привлечены: администрация Тосненского муниципального района Ленинградской области, Спиридонов Г.И., Арсеньева Т.П., Алексейцев А.Н.

В письменном отзыве представитель административного ответчика Правительства Ленинградской области Вилаева М.А. удовлетворение требований оставляет на усмотрение суда. Дополнительно обратила внимание на замечания, имеющиеся в представленных отчетах об оценке.

В письменных возражениях представитель административного ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» Караник Р.В. указал, что спорные объекты недвижимости имеют статус «ранее учтенный», дата постановки на государственный кадастровый учет - 06.07.2012. Дата утверждения кадастровой стоимости – 05.12.2015 г. Дата определения кадастровой стоимости и дата внесения указанной кадастровой стоимости в ЕГРН – 05.12.2015. Учреждение может выступать лишь исполнителем принятого судом решения. Самостоятельного решения об изменении кадастровой стоимости земельных участков Учреждение принять не может, так как не является уполномоченным на то органом. Учреждение не утверждало результаты государственной кадастровой оценки.

В письменном отзыве представителем административного ответчика Управления Росреестра по Ленинградской области Сердцевой Д.Ю. отмечено, что результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Ленинградской области утверждены постановлением правительства Ленинградской области от 16.08.2013 №257. Спорные объекты недвижимости вошли в перечень объектов оценки и прошли пообъектную оценку. 05.12.2015 филиалом ФКБУ «ФКП Росреестра» по Ленинградской области в отношении данных объектов недвижимости проведены верификация сведений ЕГРН, а именно у объектов недвижимости была изменена площадь. В этой связи пересчитана кадастровая стоимость объектов недвижимости. Рыночная стоимость спорных объектов недвижимости должна быть установлена на дату определения кадастровой стоимости - 05.12.2015 г.

В письменном отзыве заинтересованное лицо Алексейцев А.Н. не возражает против удовлетворения административного искового заявления.

В судебном заседании представитель административного ответчика Правительства Ленинградской области Вилаева Марина Андреевна оставила вопрос разрешения требований административного иска на усмотрение суда.

Административные истцы, представитель административных истцов, представители административных ответчиков ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управления Росреестра по Ленинградской области, а также представитель заинтересованного лица администрации Тосненского муниципального района Ленинградской области и заинтересованные лица Спиридонов Г.И., Арсеньева Т.П., Алексейцев А.Н. в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом.

Ранее в судебном заседании представитель административных истцов -Зеленчук О.В. требования административного иска поддержал. Представил пояснения на отзыв Правительства Ленинградской области.

Изложенное в силу ч.4 ст.247 КАС РФ не препятствует рассмотрению дела по существу в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Изучив материалы дела, заслушав явившихся лиц, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Как предусмотрено ч. 1 ст. 245 Кодекса административного судопроизводства РФ, юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Согласно ст. 248 Кодекса административного судопроизводства РФ одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В силу статьи 400 НК РФ физические лица являются налогоплательщиками налога на находящееся у них в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса, которая к таковому относит в том числе жилой дом, квартиру, комнату, иные здание, строение, сооружение, помещение (подпункт 6 соответственно пункта 1 названной статьи). По общему правилу, установленному ч.1 ст.402 НК РФ, налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости.

Нормами федерального законодательства предусмотрена возможность определения кадастровой стоимости жилого дома либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления его рыночной стоимости, определенной индивидуально для этого объекта недвижимости.

В п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что бывший собственник объекта недвижимости вправе обратиться с заявлением о пересмотре его кадастровой стоимости, если результатами кадастровой оценки затрагиваются права и обязанности такого лица как налогоплательщика, в налоговом периоде, в котором подано заявление.

В ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) указано, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть определена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

При проведении государственной кадастровой оценки датой определения кадастровой стоимости является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (абз. 2 ст. 24.15 Закона об оценочной деятельности).

Так как очередная государственная кадастровая оценка объектов недвижимости на территории Ленинградской области в срок, установленный ст. 24.12 Закона об оценочной деятельности не проведена, то с учетом конкретных обстоятельств дела и руководствуясь разъяснениями, содержащимися в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", суд считает возможным восстановить Манаенкову С.М., Иванову И.Ю. срок для обращения в суд с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости.

Согласно выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 09.12.2020 г. Спиридонов Г.И. является собственником объекта недвижимости жилого помещения, наименование: квартира, площадь: 153,6 кв.м., этаж 2, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер (собственность от 29.06.2020).

Из выписки из из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 09.12.2020 г. следует, что Арсеньева Т.П. является собственником объекта недвижимости жилого помещения, наименование: квартира, площадь: 154,5 кв.м., этаж 3, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый (собственность от 29.06.2020).

В выписке из ЕГРН о переходе права на объект недвижимости от 18.12.2020 г. указано, что Алексейцеву А.Н. на праве собственности принадлежит жилое помещение, наименование: квартира, площадь: 153,5 кв.м., этаж 3, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером ( от 14.12.2020).

Постановлением Правительства Ленинградской области от 16.08.2013 №257 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Ленинградской области.

Материалами дела подтверждается, что кадастровая стоимость каждого из объектов недвижимости внесена (определена) исходя из удельного показателя кадастровой стоимости, площади жилого помещения.

Из выписок из ЕГРН о кадастровой стоимости от 09.12.2020 г. следует, что кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером составляет <данные изъяты> руб., с кадастровым номером <данные изъяты> руб., с кадастровым номером <данные изъяты> руб.

Дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость (дата определения кадастровой стоимости) – 05.12.2015 г.

Кадастровая стоимость вышеуказанных объектов недвижимости не соответствует рыночной стоимости, что подтверждается отчетами об оценке от 21.12.2020 г. ООО «Правовые решения», составленными оценщиком ФИО13, являющимся членом НП СРО «Сообщество профессионалов оценки».

В отчетах об оценке от 21.12.2020 г. проведен анализ рынка и диапазона значений ценообразующих факторов, дано описание объектам оценки, изложены принятые допущения и ограничительные условия, приведены применяемые стандарты, проведен анализ наиболее эффективного использования. В отчётах указаны необходимые сведения, которые могут быть признаны достаточными, выводы отчётов мотивированы, изложены ясно, не допускают неоднозначного их толкования и не содержат противоречий.

Проанализировав отчёты и оценив их по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу об их соответствии законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности, стандартам и правилам оценочной деятельности, а определённую рыночную стоимость признаёт достоверной.

Учитывая, что доказательств, опровергающих приведённую величину рыночной стоимости объектов недвижимости, и сведений о их рыночной стоимости в ином размере лицами, участвующими в деле. не представлено, суд находит требования административных истцов об установлении в отношении объектов недвижимости кадастровой стоимости, равной их рыночной стоимости, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 174-177, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

административное исковое заявление Манаенкова С.М., Иванова И.Ю. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость в отношении объектов недвижимости:

квартиры (жилого помещения) с кадастровым номером , расположенной по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости равном <данные изъяты> руб. по состоянию на 05.12.2015 г.;

квартиры (жилого помещения) с кадастровым номером , расположенной по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости равном <данные изъяты> руб. по состоянию на 05.12.2015 г.;

квартиры (жилого помещения) с кадастровым номером , расположенной по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости равном <данные изъяты> руб. по состоянию на 05.12.2015 г.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости считать 25 декабря 2020 года.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение 1 месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья С.А. Астапенко

Решение принято в окончательной форме 03.03.2021 г.