Дело № 3а-107/2021
70OS0000-01-2021-000010-73
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 апреля 2021 года Томский областной суд в составе:
председательствующего судьи Куцабовой А.А.
при секретарях Климашевской Т.Г., Маслюковой М.Н.
помощнике судьи И.,
прокуроре Гутове С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-107/2021 по административному исковому заявлению ФИО1 к Департаменту по управлению государственной собственностью Томской области о признании не действующим нормативного правового акта в части,
установил:
29 ноября 2018г. Департаментом по управлению государственной собственностью Томской области издано распоряжение №105-о, пунктом 1 которого определен Перечень объектов для целей налогообложения на 2019 год.
Согласно пункту 1928 указанного Перечня нежилое помещение с кадастровым номером /__/, расположенное по адресу: /__/, является объектом недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость.
ФИО1 обратилась в Томский областной суд с административным иском о признании вышеназванного распоряжения в части упомянутого пункта недействующим со дня его принятия.
В обоснование требований указано, что в принадлежащем административному истцу нежилом помещении менее 20% помещений используется для целей торговли, в связи с чем, включение спорного объекта в перечень объектов для целей налогообложения противоречит положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает права административного истца.
На основании части 2 статьи 150, части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие административного истца ФИО1
В дополнительных письменных пояснения административный истец указала, что наличие заявленных в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей видов деятельности свидетельствует о возможности индивидуальным предпринимателем осуществлять данные виды деятельности, но не является доказательством их осуществления. Использование в 2018 году под выставочный зал менее 20% площадей спорного помещения не имеет правового значения, поскольку данная деятельность не может быть признана розничной торговлей, так как к данному виду предпринимательской деятельности не относится реализация продукции собственного производства (изготовления). Со ссылками на распоряжение Правительства Российской Федерации от 24.11.2016 № 2496-р указала, что, поскольку юридические лица не могут быть отнесены к населению Российской Федерации, а деятельность по пошиву одежды на заказ она (ФИО1) осуществляет в отношении юридических лиц, бытовых услуг не оказывает, то применение к спорным правоотношениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации исключено.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 административный иск поддержал по вышеизложенным основаниям, дополнительно пояснив, что оказываемые ФИО1 в нежилом помещении с кадастровым номером /__/ по адресу: /__/, услуги не могут быть отнесены к бытовым, поскольку связаны с пошивом спецодежды для юридических лиц. При этом по указанному адресу оказываются услуги по продаже собственной продукции физическим лицам.
Представитель Департамента по управлению государственной собственностью Томской области Ф. с административным иском не согласилась, пояснив, что спорное нежилое помещение включено в Перечень исходя из его фактического использования. В ходе проверки установлено, что в нежилом помещении имеется торговая или офисная площадь (/__/ кв.м), в том числе помещения в объекте недвижимого имущества с кадастровым номером /__/ общей площадью /__/ кв.м используются для размещения магазина-ателье «/__/»; торговый объект, объект бытового обслуживания в соответствии с кодами услуг 14.12.99.200, 14.13.99.220, 14.19.99.200. Согласно расчету, произведенному ОБСУ «Областное имущественное казначейство», процентное соотношение торговой или офисной площади к общей площади объекта составляет 70,05 процентов, то есть не менее 20 процентов общей площади нежилых помещений используется для размещения торгового объекта и объекта бытового обслуживания. Фотографии, приложенные к административному иску, не подтверждают фактическое использование спорного объекта недвижимости в 2018-2019 годах, поскольку оно может подтверждаться только актом, составленным уполномоченными лицами по утвержденной форме.
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора Гутова С.С. об отсутствии оснований для признания нормативно правового акта не действующим в указанной в административном иске части, изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление (пункт1);
соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов (подпункт «а» пункта 2);
форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты (подпункт «б» пункта 2);
процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта (подпункт «в» пункта 2);
правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования и вступления их в силу (подпункт «г» пункта 2);
соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (пункт3).
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и пункту 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018г. №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в том числе лица, в отношении которых применен этот акт, а также иные лица, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом.
Как следует из материалов административного дела, ФИО1 с 30 марта 2014 г. является собственником нежилого помещения площадью /__/ кв.м с кадастровым номером /__/, расположенного в цокольном этаже многоквартирного жилого дома по адресу: /__/, номера на поэтажном плане 8-17; наименование- «Нежилое помещение», назначение– нежилое, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 01.03.2021.
Распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области № 105-о от 29 ноября 2018 года «Об определении перечня объектов для целей налогообложения на 2019 год» в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации определен перечень объектов недвижимого имущества для целей налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость
В соответствии с пунктом 1928 приложения к распоряжению Департамента по управлению государственной собственностью Томской области №105-о-о от 29 ноября 2018 года «Об определении перечня объектов для целей налогообложения на 2019 год» в указанный Перечень включено нежилое помещение площадью /__/ кв.м с кадастровым номером /__/, расположенное в цокольном этаже многоквартирного жилого дома по адресу: /__/.
Согласно статье 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 1). Возврат (зачет) суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в связи с перерасчетом суммы налога осуществляется за период такого перерасчета в порядке, установленном статьями 78 и 79 настоящего Кодекса.
Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога в соответствии с пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах или по результатам взаимосогласительной процедуры в соответствии с международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения.
Соответственно, оспариваемым в части нормативным правовым актом затрагиваются права административного истца, являющегося индивидуальным предпринимателем, как налогоплательщика, в связи с чем она вправе обращаться в суд с соответствующим административным иском.
Проверив соблюдение требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов, форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты, правила введения нормативных правовых актов в действие, суд установил следующее.
Определение общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (пункт «и» части 1 статьи 72 и часть 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Согласно пункту «в» статьи 83 Устава Томской области, принятому решением Томской областной Думы от 26 июля 1995г. №136 (зарегистрировано в Управлении Минюста России по Сибирскому Федеральному округу 31 января 2001г. №RU70000199500001) Губернатор Томской области утверждает структуру исполнительных органов государственной власти Томской области, не входящих в состав Администрации Томской области.
В соответствии с пунктом 10 Положения о Департаменте по управлению государственной собственностью Томской области, утвержденного постановлением Губернатора Томской области от 11 июня 2013г. №68, данный орган уполномочен на определение перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, для целей налогообложения, направление указанного перечня в электронной форме в налоговый орган по Томской области и размещение перечня на своем официальном сайте (подпункт 15).
Согласно подпункту 1 пункта 11 Положения в целях выполнения функций, указанных в пункте 10 Положения, в пределах полномочий, установленных действующим законодательством, Департамент имеет право издавать приказы и распоряжения в сфере своей деятельности.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт вынесен уполномоченным органом области в рамках предоставленных федеральным и областным законодательством полномочий.
Суд учитывает, что в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 Закона Томской области от 7 марта 2002г. №9-ОЗ «О нормативных правовых актах Томской области» распоряжения не входят в систему нормативных правовых актов области, поскольку к подзаконным нормативным правовым актам отнесены постановления Законодательной Думы Томской области, имеющие нормативный характер; постановления Губернатора Томской области; постановления Администрации Томской области; приказы иных исполнительных органов государственной власти Томской области, однако изложенное не свидетельствует о наличии оснований для признания оспариваемого распоряжения не действующим.
В силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Согласно пункту 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018г. №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом (абзац второй).
Таким образом, для установления нормативного характера правового акта имеет значение его содержание.
Распоряжение содержит правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, направленные на урегулирование публичных правоотношений, что свидетельствует о нормативном характере оспариваемого правового акта.
Правовым последствием установленного несоответствия формы и содержания правового акта является проверка его на соответствие требованиям, предъявляемым нормативным правовым актам.
Порядок принятия оспариваемого акта установлен постановлением Администрации Томской области №454а от 3 декабря 2014г. «Об утверждении Порядка определения вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения» (вместе с Положением о Комиссии по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения).
Согласно пункту 1 указанного Порядка он разработан в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и регламентирует правила определения вида фактического использования объектов недвижимого имущества, расположенных в границах Томской области, для целей налогообложения.
В силу пунктов 15 и 16 Порядка в срок не позднее 30 ноября года, предшествующего очередному налоговому периоду по налогу на имущество организаций, Департамент по управлению государственной собственностью Томской области осуществляет подготовку распоряжения Департамента по управлению государственной собственностью Томской области об определении перечня объектов для целей налогообложения. В срок не позднее чем за месяц до начала очередного налогового периода Департамент по управлению государственной собственностью Томской области размещает перечень объектов для целей налогообложения на своем официальном сайте http://дугс.рф и в срок не позднее 1-го числа очередного налогового периода направляет такой перечень в электронной форме в налоговый орган по Томской области.
При этом Департамент по управлению государственной собственностью Томской области при издании соответствующих распоряжений обязан соблюдать Положение «О Комиссии по определению вида фактического использования для целей налогообложения», которое является приложением №3 к постановлению Администрации Томской области №454а от 3 декабря 2014г.
Подпунктом 1 пункта 6 Положения о Комиссии установлено, что Комиссия по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения рассматривает перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, в том числе объектов, в отношении которых в установленном порядке проведены мероприятия по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества, и принимает решения об утверждении сводных перечней объектов недвижимого имущества для целей налогообложения.
В силу пункта 12 Положения о Комиссии по итогам рассмотрения вопросов, указанных в подпункте 1 пункта 6 этого Положения, Комиссия принимает решения о включении или об отказе во включении объектов недвижимого имущества в перечень объектов недвижимого имущества для целей налогообложения.
В случае соответствия характеристик объектов недвижимого имущества требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации Комиссия принимает решение о включении объектов недвижимого имущества в сводный перечень объектов недвижимого имущества для целей налогообложения.
В случае несоответствия характеристик объектов недвижимого имущества требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации Комиссия принимает решение об отказе во включении объектов недвижимого имущества в сводный перечень объектов недвижимого имущества для целей налогообложения.
Решение Комиссии об утверждении перечней объектов носит рекомендательный характер при определении Департаментом по управлению государственной собственностью Томской области перечня объектов недвижимого имущества для целей налогообложения.
В силу пункта 15 того же Положения решения Комиссии оформляются протоколом заседания Комиссии, который подписывается председателем Комиссии, а в его отсутствие - председательствующим на заседании заместителем председателя Комиссии.
Таким образом, Департамент принимает распоряжения об утверждении Перечней на основании рекомендательных решений Комиссии об утверждении сводных перечней объектов недвижимого имущества для целей налогообложения, включающих в себя как объекты, в отношении которых проведены мероприятия по определению вида фактического использования, так и те объекты, в отношении которых такие мероприятия не проводились.
Пунктом 3 Порядка определено, что обследование объектов недвижимого имущества в целях определения вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения проводится (далее - мероприятие) уполномоченной организацией на основании плана по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения в Томской области.
Согласно пункту 6 Порядка перед осуществлением мероприятия Уполномоченная организация информирует собственников (владельцев) объектов недвижимого имущества не позднее чем за 7 дней о предстоящем мероприятии любыми доступными способами (устно, письменно, в том числе с использованием средств факсимильной и электронной связи).
В соответствии с пунктом 10 Порядка по результатам проведенного мероприятия представителями Уполномоченной организации составляется акт о фактическом использовании зданий (строений, сооружений, нежилых помещений) для целей налогообложения.
Уполномоченной организацией на территории Томской области является ОГБСУ «Областное имущественное казначейство», целями деятельности которого в соответствии с подпунктом 3 пункта 2.2 Устава данного учреждения является определение вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в целях налогообложения налогом на имущество по правилам, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как установлено в судебном заседании, распоряжением директора ОГБСУ «Областное имущественное казначейство» № 136 от 30 марта 2018 г. утвержден план мероприятий по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения на 2 квартал 2018 года.
Распоряжением директора ОГБСУ «Областное имущественное казначейство» № 142 от 16 апреля 2018 г. внесены изменения в указанный выше план мероприятий и п. 54 предусмотрено обследование нежилых помещений расположенных по адресу /__/, с кадастровым номером /__/.
Распоряжением директора ОГБСУ «Областное имущественное казначейство» № 237 от 5 июня 2018 г. утвержден состав комиссии по определению вида фактического использования объекта недвижимости: нежилого помещения, расположенного в здании по адресу /__/, обследование предписано провести в срок до 06.06.2018.
19 апреля 2018 г. ОГБСУ «Областное имущественное казначейство» в адрес ФИО1 направлено уведомление о предстоящем обследовании, запланированном на 2 квартал 2018 г.
Указанное обстоятельство вопреки доводам представителя административного истца подтверждается копией журнала регистрации отправляемых документов, копиями почтового конверта с почтовым идентификатором 63405076464647, который возвращен отправителю по истечении срока хранения.
По результатам обследования нежилых помещений 06.06.2018 комиссией составлен акт № 03-02/2018-149 от 14.06.2018 о фактическом использовании зданий (строений, сооружений, нежилых помещений) для целей налогообложения, согласно которому /__/ кв.м или 70,05 % площади помещений в объекте недвижимого имущества с кадастровым номером /__/ используются для целей размещения магазина-ателье «/__/».
Административным ответчиком представлен протокол заседания Комиссии от 30 октября 2018 г. №8 по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения, и в том числе об утверждении сводного перечня объектов недвижимости на 2019 год, в отношении которых налогооблагаемая база определяется как кадастровая стоимость.
Из указанного протокола следует, что в заседании принимали участие более половины членов Комиссии.
Оспариваемое распоряжение принято Департаментом на основании названного решения комиссии, изложенного в соответствующем протоколе заседания, то есть в надлежащем порядке.
Распоряжение с приложением (Перечнем) официально опубликовано в соответствии с подпунктом 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 30 Закона Томской области №9-ОЗ от 7 марта 2002г. «О нормативных правовых актах Томской области», статьей 6 Закона Томской области №19-ОЗ от 12 мая 2000г. «О порядке опубликования и вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов Томской области» на официальном интернет-портале «Электронная Администрация Томской области» (http://www.tomsk.gov.ru) в разделе «Нормативно-правовые акты» и интернет-портале Департамента по управлению государственной собственностью Томской области в телекоммуникационной сети «Интернет» (http://дугс.рф).
Распоряжение подписано руководителем Департамента, то есть должностным лицом, к полномочиям которого отнесено подписание от имени Департамента приказов, распоряжений, договоров, соглашений и иных документов (пункт 13 Положения о Департаменте по управлению государственной собственностью Томской области, утвержденного постановлением Губернатора Томской области от 11 июня 2013г. №68).
Таким образом, распоряжение принято уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований к порядку принятия, введения в действие и обнародования.
В соответствии с утверждённым Перечнем объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, нежилое помещение с кадастровым номером /__/, принадлежащее административному истцу, включено в данный перечень (пункт 1928).
Разрешая вопрос о соответствии оспариваемого в части распоряжения требованиям нормативных актов, имеющих большую юридическую силу, суд принимает во внимание следующее.
В силу п. 1, 2 ч. 1 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно п. 2 ч. 4 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если: разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; либо фактически используется для размещения таких объектов. При этом фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из кадастрового паспорта от 31.01.2014, выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках от 01.03.2021 следует, что спорное нежилое помещение, с кадастровым номером /__/, общей площадью /__/ кв.м расположено в цокольном этаже многоквартирного жилого дома с кадастровым номером /__/, расположенного по адресу: /__/, номера на поэтажном плане 8-17.
Указанный многоквартирный дом расположен на земельных участках с кадастровым номером /__/, /__/, /__/.
Согласно выписке из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером /__/ относится к землям населенных пунктов, вид разрешенного использования – «многоквартирные многоэтажные жилые дома 5-10 этажей»; с кадастровым номером /__/ – «для эксплуатации автомобильной дороги /__/ от /__/ до /__/»; с кадастровым номером /__/ – «для дальнейшего предоставления под строительство; размещения административных зданий».
Из технического паспорта объекта также не следует, что назначение помещений позволяло отнести их к офисным либо помещениям, предназначенным для размещения торговых объектов, объектов бытового обслуживания или общественного питания.
С учетом указанных обстоятельств для того, чтобы признать рассматриваемое помещение предназначенным для использования в целях административного, коммерческого назначения, размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания необходимо установить, что более 20% общей площади этого помещения фактически используется для указанных целей.
Из содержания акта обследования, указанного выше, следует, что 70,05% площади нежилого помещения используется для размещения торгового объекта и объекта бытового обслуживания. Акт составлен инспекторами с доступом в здание и на основании фактических измерений. В акте представлена фототаблица, из которой следует, что здание используется как ателье, имеется выставочный зал с образцами продукции, примерочные, помещения, в которых складируются готовые изделия, ткани, лекала, оборудованы рабочие места сотрудников. Вывеска на фасаде здания ателье «/__/» с указанием на специализацию по изготовлению школьной формы, униформы, режима работы.
Согласно данным системы ДубльГИС информация об указанном ателье содержится как о магазине-ателье «/__/».
Свидетель М. пояснил, что он с 2007 года работает в ателье на /__/. У него там имеется кабинет, в котором также стоит вышивальная машина, компьютер, образцы тканей поставщиков, которые они заказывают. Он выполняет разную работу, вышивку на изделиях, занимается бухгалтерией, выписывает счета, принимает заказы, осуществляет продажу изделий. ИП ФИО1 занимается с 2017 года производством специальной одежды для сферы обслуживания кафе, баров и ресторанов. Рабочего места у ФИО1 по адресу: /__/, нет. В 2018, 2019 гг. она осуществляла деятельность по пошиву униформы для сотрудников указанных предприятий. У этих сотрудников отбираются замеры или они примеряют выставочные образцы определенного размера. Когда поступает заказ, с представителем клиента обсуждается модель и ткань, оформляется договор, выставляется счет, после внесения предоплаты в размере 50%, заказывается ткань. По адресу: /__/, помещения используются под производство, там находятся швейные машины, вспомогательные машины, так же имеются помещения для персонала, санитарные помещения, в одном из помещений находятся выставочные образцы. Некоторые помещения пустуют, но они используются при определенных заказах под склад готовой продукции и тканей либо там устанавливаются швейные машины, если идет изготовление нестандартной по размеру продукции. Расположение цехов не изменялось с 2014 года. По причине отсутствия заказов в 2020 году часть помещений пустовало. Со слов ФИО1 ему (свидетелю) известно, что она узнала об обследовании помещения работниками Областного имущественного казначейства, когда ей начислили налог. Ему (свидетелю) о данном обследовании ничего неизвестно, его никто, в том числе и ФИО1 о такой проверке не предупреждал, проверяющих он не видел. Приложенные фотографии к акту от 14.06.2018 он видел, их ему показывала ФИО1 после того как получила выписку в департаменте недвижимости. К акту были представлены фотографии образцов униформы, помещений, где висела готовая продукция, например школьная форма, в августе эту форму забрали, сейчас это помещение пустует. Заказчиками школьной формы являются школы, с которыми заключаются договоры, договоры заключались с классами, с родительскими комитетами. После заключения договоров дети приходят для замеров и форма отшивается. Когда были сделаны фотографии, приложенные к акту, ему (свидетелю) неизвестно, поскольку приходит много людей, которым разрешено фотографировать готовую униформу, помещения все открыты, все являются проходными, контроль за перемещением посетителей в ателье не осуществляется. Также свидетель пояснил, что наличный расчет в ателье осуществляется через квитанции на пошив, контрольно-кассовых аппаратов нет. В выставочном зале находятся образцы продукции в единственном экземпляре. Физическое лицо может прийти и приобрести выставочный экземпляр, в таком случае изготавливается новый выставочный образец. Услуги гражданам оказываются не больше 2-3%, в основном ателье работает с юридическими лицами. По заказам граждан одежда не отшивается. Обозревая фотографии, приложенные к акту от 14.06.2018, свидетель пояснил, что возможно, что так выглядели помещения в 2018 году, изображенные на фотографиях акта, сейчас помещения отличаются, поскольку раз в полгода делается перестановка, помещение №13 это одно помещение с гипсокартонными перегородками, с 2018 года перегородки не были изменены. На данный момент выставочный зал 30 кв.м, в 2018 году 60 кв.м.
Свидетель Б. пояснила, что определение вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения проводится сотрудниками казначейства путем индивидуального осмотра на основании плана. Перед проведением осмотра уведомление направляется собственнику. Спорный объект обследовали Т. и Я., которые в настоящее время уволились. Уведомление собственнику ФИО1 13.04.2018 за №593 было направлено заказным письмом с уведомлением. При обследовании объекта установлено, что в нежилых помещениях располагается магазин-ателье «/__/», площадь использования под данный вид деятельности составляет /__/ кв.м, что является 70,05% от общей площади объекта. Когда специалисты приходят в помещения, они уведомляют присутствующих лиц об обследовании, предоставляют распоряжение. Она, свидетель, как физическое лицо в 2017 – 2018 г. в данном ателье приобрела за наличные денежные средства ребенку халат для урока трудового воспитания. Халат был уже готов, на заказ ничего не шили. Бытовые услуги по пошиву оказываются населению. Если услуги оказываются юридическим лицам и физическим, то объект является бытовым. Все, что находилось в зале ателье, отшивается в этом ателье. В системе «ДубльГис» есть отзывы физических лиц о предоставленной им услуги. Определяя площадь помещения, которая используется под магазин и ателье, специалисты производили замеры помещения электронной рулеткой, учитывали использовались помещения или нет, что было отмечено на копии плана помещения. Так, в помещении №8 размер использованной площади 4,95 x 5,94=29,4 кв.м; помещении №17 - 16,9 кв.м; помещении № 15 3,25 х 3,84=12,48 кв.м; помещении №13 без учета площади санузла - 144,7 - 8,68 (2,8 х 3,1)=136,2 кв.м; помещениях №12, 9 произведена перепланировка, в помещении №12 была замерена часть не использованного помещения 3,3 х 1,2, после вычитания используемая площадь - 227,44 кв.м. Поскольку в помещениях кроме торгового зала находились раскроечные столы, выкройки, швейные машинки, нитки, ткани, был склад готовой продукции и тканей, специалисты определили, что в помещениях оказывают бытовые услуги. Возле двери были информационные стенды, при проведении обследования взят буклет.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2016 года № 2496-р в целях применения Налогового кодекса Российской Федерации определены коды видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам по перечню согласно приложению № 1 и коды услуг в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам, по перечню согласно приложению № 2.
Согласно ответам Межрайонной ИФНС России №7 по Томской области от 13.04.2021, ИФНС России по г. Томску от 13.04.2021 по сведениям Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей основной вид деятельности ФИО1 14.19 – производство прочей одежды и аксессуаров одежды, дополнительный – 47.5 – торговля розничная прочими бытовыми изделиями в специализированных магазинах.
В ответе ИФНС России по г. Томску от 13.04.2021 также указано, что ФИО1 не имеет контрольно-кассовой техники, зарегистрированной по адресу: <...>.
В приложении № 1 к распоряжению Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2016 года № 2496-р коды деятельности 14.19, 47.5, предусматривающие согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), утв. Приказом Росстандарта от 31 января 2014 года № 14-ст,
- производство прочей одежды и аксессуаров одежды (производство предметов одежды для детей младшего возраста, тренировочных костюмов, лыжных костюмов, купальных костюмов и т.п.; производство шляп и кепок; изготовление аксессуаров: перчаток, поясов, платков, ремней, шейных платков, галстуков, шарфов, сеток для волос и т.п.) (14.19);
- торговля розничная прочими бытовыми изделиями в специализированных магазинах (розничную торговлю бытовыми изделиями, такими как текстильные изделия, скобяные изделия, ковры, электроприборы, мебель, в специализированных магазинах) (47.5),
не содержит.
В приложении № 2 к этому же распоряжению Правительства Российской Федерации содержатся, в том числе, коды услуг 14.12.99.200, 14.13.99.220, 14.19.99.200, под которым согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности указаны «услуги по пошиву производственной одежды по индивидуальному заказу населения», «услуги по пошиву форменной одежды по индивидуальному заказу населения», «услуги по пошиву прочей одежды и аксессуаров по индивидуальному заказу населения», соответственно.
Согласно положениям ГОСТ Р 55321-2012, ГОСТ Р 57137-2016 Национальный стандарт Российской Федерации. Бытовое обслуживание населения. Термины и определения, утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 11.10.2016 № 1356-ст, бытовое обслуживание населения - отрасль экономики, состоящая из предприятий различных организационно-правовых форм собственности и индивидуальных предпринимателей, занимающихся оказанием бытовых услуг (выполнением работ).
В данном стандарте отмечено, что помимо физических лиц потребителями бытовых услуг могут быть юридические лица, например таких, как услуги промышленных прачечных, клининговых услуги, услуги химической чистки и пр.
ГОСТ 57137-2016 содержит такое понятие, как «ателье» - предприятие, оказывающее услуги на высоком художественном уровне либо занимающееся предоставлением традиционных услуг (мастерская по пошиву и ремонту одежды), а также предприятие, оказывающее некоторые виды услуг производственного характера (телевизионное ателье, фотоателье и др.).
В статье 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации для целей налогообложения в виде единого налога на вмененный доход определено, что бытовые услуги - платные услуги, которые оказываются физическим лицам и коды которых в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности и Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности определяются Правительством Российской Федерации (абзац седьмой).
Глава 32 Налогового кодекса Российской Федерации не содержит термина бытовые услуги.
По смыслу положений параграфа 2 главы 37, главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 года № 1025, правоотношения в сфере бытового обслуживания направлены на выполнение лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, работы и (или) оказание услуг, предназначенных для удовлетворения бытовых потребностей и иных нужд гражданина, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Потребителем в соответствии с абзацем третьим преамбулы Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Следовательно, объектом бытового обслуживания для целей статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом приведенных федеральных норм является такой объект недвижимости, который используется для выполнения работ и (или) оказание услуг, предназначенных для удовлетворения личных потребностей гражданина.
Представленные выписки из лицевого счета за периоды с 01.01.2019 по 31.12.219, с 01.01.2018 по 31.12.2018, подтверждают, что в указанные периоды ИП ФИО1 осуществлялись расчетные операции с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, однако данные доказательства сами по себе при установлении иных обстоятельств изложенные выводы не опровергают.
ФИО1 в материалы дела представлен патент на право применения патентной системы налогообложения в период с 01.01.2019 по 31.12.2019 /__/ в отношении вида деятельности «ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий из текстильной галантереи, ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий».
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации патентная система налогообложения применяется в отношении предпринимательской деятельности в виде ремонта и пошива швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий из текстильной галантереи, ремонта, пошива и вязания трикотажных изделий по индивидуальному заказу населения.
Соответственно, в отношении предпринимательской деятельности, связанной с оказанием вышеперечисленных услуг по индивидуальным заказам юридических лиц, патентная система налогообложения не применяется.
При этом суд оценивает критически сведения, содержащие скриншоты страниц Интернет сайтов, содержащих отзывы физических лиц о продукции ателье, поскольку данные скриншоты адреса, по которому они были сделаны, и точное время не содержат, что исключают их оценку как допустимых доказательств.
Дав оценку представленным доказательствам, суд приходит к выводу о том, что ФИО1 как индивидуальным предпринимателем в нежилом помещении по адресу: /__/, оказываются услуги, в том числе по пошиву форменной и прочей одежды по индивидуальному заказу населения.
Кроме того, суд учитывает, что понятие «торговый объект» раскрыто в статье 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и пункте 14 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.
В соответствии с приведенными выше нормативными правовыми актами торговый объект - это здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
При рассмотрении дела сторона административного истца не отрицала, что выставочная продукция могла быть реализована физическим лицам. Данные обстоятельства подтверждаются и показаниями свидетеля Б., которая показала, что приобретала для ребенка изделие за наличный расчет в ателье административного истца.
При этом суд также учитывает, что свидетель М. при обозрении в судебном заседании фототаблицы, приложенной к акту обследования от 14.06.2018, подтвердил расположение швейного, вышивального цехов, цеха лекал, осуществление продажи готовой продукции физическим лицам, в том числе и на основании заказов классов, родительских комитетов. Представленная административным ответчиком фототаблица не противоречит и фототаблице, приложенной к иску административным истцом. Свидетель Б. описала критерии, на основании которых те, либо иные помещения отнесены к торговым помещениям, помещениям объекта бытового обслуживания.
Представителем административного истца не отрицались факты реализации продукции ателье, выставленной в помещении № 13, при этом площадь, используемая для торговли, по его мнению, составила 15,39 % общей площади помещения (часть помещения № 13 площадью 50 кв.м). Однако указанный расчет, представленный представителем административного истца, не может быть принят в основу выводов суда, поскольку он противоречит установленным при рассмотрении дела обстоятельствам.
Довод о том, что к розничной торговле не относится реализация продукции собственного производства (изготовления) основан на ошибочном толковании положений действующего законодательства.
Таким образом, поскольку при проведении обследования уполномоченным органом было установлено, что для размещения торгового объекта и объекта бытового обслуживания административным истцом использовалось более 20 % от общей площадинежилого помещения (кадастровый /__/), расположенного в цокольном этаже многоквартирного жилого дома с кадастровым номером /__/, расположенного по адресу: /__/, номера на поэтажном плане 8-17, то оно обоснованно было включено в Перечень на 2019 год, в связи с чем требования административного истца в части оспаривания пункта 1928 Перечня на 2019 год удовлетворению не подлежат.
Согласно части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт.
Соответственно, именно на Департамент по управлению государственной собственностью Томской области возложена обязанность по доказыванию соответствия объекта недвижимости, включенных в оспариваемый Перечень, признакам, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и законности включения объекта недвижимости в Перечень.
Административным ответчиком такие доказательства представлены.
Доводы административного истца с учетом приведенных выше выводов суда основанием для удовлетворения требований административного иска ФИО1 не являются.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что пункт 1928 Перечня объектов для целей налогообложения на 2019 год, утвержденного распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 29 ноября 2018 года №105-о, соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, - статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а потому заявленные ФИО1 требования не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 17-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление ФИО1 к Департаменту по управлению государственной собственностью Томской области о признании не действующим пункта 1928 Перечня объектов для целей налогообложения на 2019 год, утвержденного распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области № 105-о от 29.11.2018, оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Томский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий