ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-107/2022 от 06.10.2022 Кировского областного суда (Кировская область)

Дело № 3а-107/2022

43OS0000-01-2022-000122-40

КИРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г.Киров 06 октября 2022 года

Кировский областной суд в составе судьи Сметаниной О.Н.,

при секретаре Абаскаловой А.А.,

с участием прокурора Шибановой Н.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям ФИО1, ФИО2 к министерству имущественных отношений Кировской области о признании не действующими:

пунктов 10317, 10318, 10319, 10320, 10321, 10322, 10323, 10512, 10531, 10544, 10547, 10560, 10561, 10562 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, в отношении которых в 2020г. налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного распоряжением министерства имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области от 20 декабря 2019г. № 1542;

пунктов 11407, 11426, 11514, 11517, 11525, 11526, 11527, 11529, 11530, 11531, 11532, 11538, 11539, 11540 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, в отношении которых в 2021г. налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного распоряжением министерства имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области от 24 декабря 2020г. № 1418,

у с т а н о в и л:

распоряжением министерства имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области от 20 декабря 2019г. № 1542 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, в отношении которых в 2020г. налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее – Перечень 2020г.).

Согласно Перечню 2020г. налоговая база определяется как кадастровая стоимость в отношении помещений с кадастровыми номерами 43, расположенных в здании по адресу: <адрес> 4, (пункты 10317, 10318, 10319, 10320, 10321, 10322, 10323, 10512, 10531, 10544, 10547, 10560, 10561, 10562).

Данный Перечень 20 декабря 2019г. опубликован на официальном сайте министерства (www.dgs.kirovreg.ru) в соответствии с пунктом 1.3 Положения о порядке подготовки, оформления и согласования проектов нормативных правовых актов министерства государственного имущества Кировской области, утвержденного распоряжением министерства государственного имущества Кировской области от 06 мая 2016г. № 01-452.

Распоряжением министерства имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области от 24 декабря 2020г. № 1418 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, в отношении которых в 2021г. налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее – Перечень 2021г.).

Согласно Перечню 2021г. налоговая база определяется как кадастровая стоимость в отношении помещений с кадастровыми номерами , расположенных в здании по адресу: <адрес> (пункты 11407, 11426, 11514, 11517, 11525, 11526, 11527, 11529, 11530, 11531, 11532, 11538, 11539, 11540).

Данный Перечень 26 декабря 2020г. опубликован на официальном сайте министерства (www.dgs.kirovreg.ru).

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к министерству имущественных отношений Кировской области о признании не действующими: пунктов 10512, 10547, 10560 Перечня 2020г., пунктов 11407, 11517, 11538 Перечня 2021г. Полагает, что ни по одному из критериев, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, помещения с кадастровыми номерами не подлежали включению в Перечни. Перечисленные помещения являются частью нежилого здания с кадастровым номером , которое имеет наименование: «Нежилое здание. Цех, швейное здание, 2-х этажный подготовительно-раскроечный цех, проходная, цех №1». Указанное здание располагается на земельном участке с кадастровым номером , разрешенное использование земельного участка «для размещения общественного здания». Обращение в суд вызвано тем, что ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, использует помещения в предпринимательской деятельности. В соответствии с пунктом 3 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса).

ФИО2 обратилась в суд с административным исковым заявлением к министерству имущественных отношений Кировской области о признании не действующими: пунктов 10317, 10318, 10319, 10320, 10321, 10322, 10323, 10531, 10544, 10561, 10562 Перечня 2020г., пунктов 11426, 11514, 11525, 11526, 11527, 11529, 11530, 11531, 11532, 11539, 11540 Перечня 2021г., в обоснование которого указала, что является собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами , расположенных по адресу: <адрес>, необоснованно включенных в Перечни, поскольку помещения не отвечают критериям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. ФИО2 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, использует помещения в предпринимательской деятельности.

Определением Кировского областного суда от 26 августа 2022г. административные дела по административным исковым заявлениям ФИО1 и ФИО2 объединены в одно производство для совместного рассмотрения.

Административные истцы ФИО1, ФИО2 в судебное заседание не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.

В судебном заседании представитель административных истцов ФИО3 на удовлетворении административных исковых требований настаивал.

Представитель министерства имущественных отношений Кировской области ФИО4 возражал против удовлетворения административных исковых требований. В обоснование указал, что решения министерства о включении в оспариваемые Перечни вышеуказанных помещений административных истцовявляются законными. Здание с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>, включено в Перечень 2020г., Перечень 2021г. на основании части 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, как здание (строение, сооружение) предназначенное для использования в административно-деловых, торговых и коммерческих целях. На основании пункта 1 части 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вышеуказанные помещения включены в Перечень 2020г., Перечень 2021г. в качестве помещений, входящих в состав здания с кадастровым номером , более 20% помещений которого соответствуют критериям ст.378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заслушав заключение прокурора Шибановой Н.Е., полагавшей заявленные требования не обоснованными, суд полагает, что административные исковые заявления не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации относит к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «и» части 1 статьи 72).

Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 данного Кодекса, которая относит к таковым здание, строение, сооружение, помещение.

В соответствии с абзацем 1 пункта 3 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов в виде дивидендов, а также с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 5 статьи 224 настоящего Кодекса), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса).

Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

В соответствии с пунктами 1.11, 3.1.9 Положения о министерстве имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области, утвержденного постановлением Правительства Кировской области от 15 ноября 2017г. № 62-П, пунктами 1.11, 3.3.4 Положения о министерстве имущественных отношений Кировской области, утвержденного постановлением Правительства Кировской области от 15 февраля 2021г. № 81-П, министерство утверждает перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Министерство вправе издавать правовые акты, в том числе нормативные правовые акты, в форме распоряжений, решений в случаях, установленных законодательством Российской Федерации и Кировской области.

Постановлением Правительства Кировской области от 15 декабря 2020г. № 668-П министерство имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области переименовано в министерство имущественных отношений Кировской области.

Оспариваемые в части Перечни приняты уполномоченным органом с соблюдением формы и порядка принятия нормативных правовых актов, официального опубликования и по этим основаниям не оспариваются.

Виды недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, перечислены в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе указаны административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1).

В соответствии с пунктом 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (абзац 3 пункта 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).

Фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (абзац 4 пункта 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).

Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 11 марта 2021г. № 373-О, возможность нахождения в здании (строении, сооружении) помещений, принадлежащих разным собственникам и используемых с разными целями, прямо учтена в положениях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающих особенности налогообложения применительно к помещениям, находящимся в торговых центрах (комплексах). Из этого, кроме прочего, следует и налогообложение по кадастровой стоимости таких объектов недвижимого имущества, которые хотя и не относятся непосредственно к помещениям, используемым для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, но расположены в зданиях (строениях, сооружениях), относящихся к торговым центрам (комплексам), как их определяет статья 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Такое регулирование, действующее во взаимосвязи с главой 32 «Налог на имущество физических лиц» данного Кодекса, дает основание к применению повышенных налоговых ставок в случаях, когда соответствующая недвижимость выступает объектом обложения налогом на имущество физических лиц. С учетом выводов Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированных в постановлении от 12 ноября 2020г. № 46-П, следует исходить из того, что в обычной деловой обстановке офисно-торговую недвижимость с высокой вероятностью можно использовать как доходный объект, особенно в местах ее концентрации - в административно-деловых и (или) торговых центрах (комплексах). Эта возможность объективно образует предпосылку относительно высокой стоимости такого имущества в сравнении с другими видами недвижимости и учитывается в основаниях законодательных решений, касающихся повышенного налогообложения таких помещений, даже когда их используют по иному назначению, чем торговля и размещение (сдача в аренду) офисов, поскольку они входят в состав соответствующих центров (комплексов), концентрирующих потенциально доходную недвижимость.

В соответствии с актом обследования комиссией административного ответчика объекта недвижимого имущества с кадастровым номером от 18 мая 2021г. доля недвижимого имущества, фактически используемая для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, объектов общественного питания, бытового обслуживания и торговых объектов, от общей площади объекта недвижимого имущества составляет 53,6% (том 3 л.д.156-203).

Акты обследования здания по адресу: <адрес> в 2019, 2020 годах не составлялись.

Сторонами не оспаривается, что помещения с кадастровыми номерами входят в состав здания с кадастровым номером 69, не смотря на то, что включены в Перечень 2020г., Перечень 2021г. как самостоятельные объекты.

Следовательно, предметом судебной проверки является предназначение для использования данного здания, а именно установление назначения, разрешенного использования или наименования помещений в нем.

Из абзаца 3 пункта 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что информация, подтверждающая предназначение здания, помещений в нем, должна содержаться в Едином государственном реестре недвижимости, или в документах технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) от 16 апреля 2019г. здание с кадастровым номером расположено по адресу: <адрес>, площадь: 11269,6 кв.м, назначение: нежилое здание, наименование: цех, швейное здание, 2-х этажный подготовительно-раскроечный цех, проходная, цех № 1 (том 1 л.д.20-22).

Из уведомления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 02 сентября 2022г. следует, что в ЕГРН отсутствуют сведения о земельном участке, на котором расположено здание с кадастровым номером (том 4 л.д. 250).

Представителем административного ответчика, с учетом уточнений от 23 августа 2022г., указано на размещение в здании офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) в следующих помещениях с номерами:

№ 1004 (комната № 126 «приемная» площадью 17,6 кв.м);

№ 1015 (комнаты: № 2 «умывальная» площадью 4,6 кв.м, №3 «кабинет» площадью 229,3 кв.м, № 4 «кабинет» площадью 18,6 кв.м, № 22 «умывальная» площадью 1,6 кв.м, № 10 «туалет» площадью 1,0 кв.м, № 11 «туалет» площадью 0,9 кв.м);

№ 1018 (комнаты: № 2 «кабинет» площадью 14,8 кв.м, № 3 «кабинет» площадью 31,4 кв.м, № 4 «кабинет» площадью 32,5 кв.м, № 5 «подсобная» площадью 26,0 кв.м, № 6 «кабинет» площадью 131,1 кв.м, № 7 «санузел» площадью 7,4 кв.м, № 8 «подсобная» площадью 2,3 кв.м, № 9 «санузел» площадью 1,2 кв.м, № 10 «санузел» площадью 1,3 кв.м, № 11 «кабинет» площадью 9,4 кв.м);

№ 1020 (комната № 55 «офис» площадью 160,1 кв.м);

№ 1024 (комнаты: № 19 «кабинет» площадью 11,4 кв.м, № 20 «кабинет» площадью 30,8 кв.м, № 20а «санузел» площадью 1,7 кв.м, № 21 «коридор» площадью 14,8 кв.м, № 22 «коридор» площадью 8,3 кв.м, № 23 «лесничная клетка» 17,8 кв.м, № 38 «лифт» площадью 3,3 кв.м, № 40 «лесничная клетка» площадью 15,9 кв.м, № 41 «тамбур» площадью 4,6 кв.м, № 42 «коридор» площадью 29,8 кв.м, № 48 «коридор» площадью 5,4 кв.м, № 49 «коридор» площадью 2,1 кв.м);

№ 1028 (комната № 44 «кабинет» площадью 11,9 кв.м);

№ 1036 (комнаты: № 26 «кабинет» площадью 19,1 кв.м, № 32 «кабинет» площадью 153,1 кв.м, № 36 «тамбур» площадью 6,6 кв.м);

№ 1062 (комнаты: 1 этаж, № 52а «коридор» площадью 25,4 кв.м, № 53 «санузел» площадью 1,4 кв.м, № 54 «санузел» площадью 1,2 кв.м, № 55 «санузел» площадью 4,8 кв.м, № 57 «лестница» площадью 9,3 кв.м, 2 этаж, № 40 «кабинет» площадью 31,4 кв.м, № 40а «коридор» площадью 7,6 кв.м, № 41 «кабинет» площадью 39,9 кв.м, № 41а «кабинет» площадью 30,5 кв.м, № 42 «кабинет» площадью31,4 кв.м, № 43 «кабинет» площадью 11,7 кв.м, № 44 «кабинет», площадью 19,3 кв.м, № 45 «коридор» площадью 21,4 кв.м, № 46 «подсобное» площадью 3,6 кв.м, № 47 «подсобное» площадью 1,7 кв.м, № 48 «коридор» площадью 5,8 кв.м, № 49 «кабинет» площадью 12,6 кв.м, № 50 «кабинет» площадью 9,4 кв.м, № 51 «кабинет» площадью 8,9 кв.м, № 52 «кабинет» площадью 8,5 кв.м, № 53 «коридор» площадью 16,6 кв.м, № 54 «подсобное» площадью 5,7 кв.м, № 54а «санузел» площадью 2,8 кв.м, № 55 «кабинет» площадью 19,0 кв.м, № 55а «кабинет» площадью 12,7 кв.м, № 55б «подсобное» площадью 6,3 кв.м, № 56 «кабинет» площадью 12,4 кв.м, № 56а «кабинет» площадью 7,1 кв.м, № 57 «коридор» площадью 12,4 кв.м, № 58 «кабинет» площадью 12,5 кв.м, № 59 «кабинет» площадью 29,6 кв.м, № 60 «кабинет» площадью 20,5 кв.м).

В обоснование представлен технический паспорт на здание по адресу: <...> по состоянию на 21 декабря 2009г. (том 1 л.д.105-125).

В процессе рассмотрения дела в адрес суда были дополнительно представлены, направлены следующие документы на перечисленные помещения с номерами:

№ 1004: выписка из ЕГРН на помещение с кадастровым номером , имеющее наименование «нежилое помещение», технический паспорт на производственное помещение по состоянию на 12 февраля 2004г. (том 2 л.д.74-75, том 3 л.д.46);

№ 1015: выписка из ЕГРН на помещение с кадастровым номером , имеющее наименование «помещение офиса», справка КОГБУ «Бюро технической инвентаризации» от 24 августа 2022г. об отсутствии отдельно составленного техпаспорта (том 2 л.д.128-131, том 3 л.д.108-110);

№ 1018: выписка из ЕГРН на помещение с кадастровым номером , имеющее наименование «помещение офиса», технический паспорт на помещение офиса по состоянию на 24 января 2007г. (том 1 л.д.92-95, том 2 л.д.141-150);

№ 1020: выписка из ЕГРН на помещение с кадастровым номером , имеющее наименование «помещение», технический паспорт на помещение офиса по состоянию на 20 августа 2008г. (том 3 л.д.87-88, л.д.111-114);

№ 1024: выписка из ЕГРН на помещение с кадастровым номером :87, имеющее наименование «помещение офиса», технический паспорт на помещение офиса по состоянию на 14 октября 2009г. (том 1 л.д.96-99, том 2 л.д.153-158);

№ 1028: выписка из ЕГРН на помещение с кадастровым номером , имеющее наименование «помещение офиса», справка КОГБУ «Бюро технической инвентаризации» от 24 августа 2022г. об отсутствии отдельно составленного техпаспорта (том 1 л.д.104, том 3 л.д.34-38, 104);

№ 1036: выписка из ЕГРН на помещение с кадастровым номером , имеющее наименование «помещение офиса», технический паспорт на помещение офиса по состоянию на 06 декабря 2007г. (том 1 л.д.100-103, том 2 л.д.167-170);

№ 1062: выписка из ЕГРН на помещение с кадастровым номером , имеющее наименование «помещение офиса», технический паспорт на помещение офиса по состоянию на 14 ноября 2007г. (том 2 л.д.221-230, том 3 л.д. 140-143).

Как разъяснено в пунктах 20, 21 письма Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 09 марта 1977г. № 15-1-103 «О классификации помещений зданий гражданского назначения» в технических паспортах указываются виды зданий по своему назначению (административное, торговое, общественного питания и т.п.), классификация площадей здания (торговая, промышленная, общественное питание и т.п.), фактическое назначение помещений, площадь которых в свою очередь делится на основную и вспомогательную. Основной является площадь помещений, в которых осуществляются основные функциональные процессы и сопутствующие им действия соответствующих предприятий.

Поскольку помещения офисов № 1015, 1018, 1020, 1024, 1028, 1036, 1062 состоят из нескольких помещений (комнат), а основные функциональные процессы осуществляются на основной административной площади, в состав помещений, отвечающих требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации могут быть включены комнаты в следующих помещениях: № 1015 (229,3 кв.м, 18,6 кв.м,), № 1018 (14,8 кв.м, 31,4 кв.м, 32,5 кв.м, 131,1 кв.м, 9,4 кв.м), № 1024 (11,4 кв.м, 30,8 кв.м,), № 1028 (11,9 кв.м), № 1036 (19,1 кв.м, 153,1 кв.м), № 1062 (31,4 кв.м, 39,9 кв.м, 30,5 кв.м, 31,4 кв.м, 11,7 кв.м, 19,3 кв.м, 12,6 кв.м, 9,4 кв.м, 8,9 кв.м, 8,5 кв.м, 19,0 кв.м, 12,7 кв.м, 12,4 кв.м, 7,1 кв.м, 12,5 кв.м, 29,6 кв.м, 20,5 кв.м).

Комната № 55 площадью 160,1 кв.м в помещении № 1020 подлежит включению в том числе и по причине ее наименования.

Оснований, предусмотренных налоговым законодательством для включения в состав офисных помещений помещения № 1004, суд не усматривает.

Площадь здания с кадастровым номером , предназначенная для использования в качестве офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, составляет 1170,9 кв.м.

Представителем административного ответчика в представленном отзыве и в судебном заседании указано на размещение в здании с кадастровым номером торговых объектов в следующих помещениях:

№ 1009 (комната № 100 «торговый зал» площадью 20,0 кв.м);

№ 1013 (комната № 60 «торговый зал» площадью 56,2 кв.м);

№ 1033 (комната № 122 «торговый зал» площадью 95,3 кв.м);

№ 1039 (комнаты: № 10 «торговый зал» площадью 380,8 кв.м, № 14 «торговый зал» площадью 352,1 кв.м).

В процессе рассмотрения дела в адрес суда помимо технического паспорта на здание были дополнительно представлены, направлены следующие документы на перечисленные помещения с номерами:

№ 1009: выписка из ЕГРН на помещение с кадастровым номером , имеющее наименование «помещение офиса» (том 3 л.д.82);

№ 1013: выписка из ЕГРН на помещение с кадастровым номером , имеющее наименование «помещение предприятия торговли (магазин продовольственных товаров)» (том 2 л.д.123-126);

№ 1033: выписка из ЕГРН на помещение с кадастровым номером , имеющее наименование «торговое помещение», технический паспорт на торговое помещение по состоянию на 22 мая 2006г. (том 3 л.д.79-80, 115-118);

№ 1039: уведомление об отсутствии в ЕГРН сведений по помещению № 1039, справка КОГБУ «Бюро технической инвентаризации» от 24 августа 2022г. об отсутствии отдельно составленного техпаспорта (том 3 л.д.93, 104).

В силу статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2009г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», пункта 14 ГОСТ Р 51303-2013 «Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения», утвержденного приказом Росстандарта от 28 августа 2013г. № 582-ст, торговый объект представляет собой здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.

Исходя из пункта 112 ГОСТ Р 51303-2013, торговым залом является специально оборудованная основная часть торгового помещения предприятия розничной торговли, предназначенная для обслуживания покупателей.

Следовательно, в состав помещений, отвечающих требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации могут быть включены торговые залы площадью 904,4 кв.м (20,0 кв.м, 56,2 кв.м, 95,3 кв.м, 380,8 кв.м, 352,1 кв.м).

Представителем административного ответчика в представленном отзыве и в судебном заседании указано на размещение в здании с кадастровым номером объектов общественного питания в следующих помещениях:

№ 1007 (комнаты: № 83 «зал» площадью 24,1 кв.м, № 87 «бар» площадью 16,5 кв.м, № 90 «зал» площадью 62,2 кв.м, № 91 «зал» площадью 32,8 кв.м, № 105 «цех холодных закусок» площадью 7,2 кв.м, № 106 «горячий цех» площадью 20,2 кв.м, № 107 «кухня» площадью 8,9 кв.м, № 117 «кондитерский цех» площадью 14,6 кв.м, № 118 «мясной цех» площадью 9,3 кв.м, № 119 «овощной цех» площадью 9,3 кв.м, антресоль № 1 «зал» площадью 40,4 кв.м);

№ 1012 (комнаты: № 61 «кондитерский цех» площадью 14,8 кв.м, № 68 «зал для посетителей» площадью 34,3 кв.м, № 69 «горячий цех» площадью 22,4 кв.м);

№ 1060 (комнаты: № 43 «зал» площадью 73,1 кв.м, № 44 «бар» площадью 7,4 кв.м, № 44а «бар» площадью 3,8 кв.м, № 46 «зал» площадью 67,1 кв.м).

В процессе рассмотрения дела в адрес суда помимо технического паспорта на здание были дополнительно представлены, направлены следующие документы на перечисленные помещения с номерами:

№ 1007: выписка из ЕГРН на помещение с кадастровым номером , имеющее наименование «нежилое помещение», технический паспорт на помещение предприятия общественного питания по состоянию на 30 августа 2006г. (том 2 л.д.97-101, том 5 л.д. 71-76);

№ 1012: уведомление об отсутствии в ЕГРН сведений по помещению № 1012 (том 3 л.д.86);

№ 1060: выписка из ЕГРН на помещение с кадастровым номером , имеющее наименование «нежилое помещение», технический паспорт на помещение кафе по состоянию на 20 мая 2015г., проектная документация по перепланировке помещения № 1060 в 2020г. с планом и экспликацией (том 3 л.д. 136-139, том 5 л.д.23-33).

Оценивая представленные в адрес суда технический паспорт на помещение № 1060 по состоянию на 20 мая 2015г. суд полагает необходимым руководствоваться следующим.

Частью 1 статьи 43, частью 8 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», в редакции Федерального закона от 21 декабря 2009г. № 334-ФЗ, установлено, что с 1 января 2013г. на всей территории Российской Федерации осуществляется государственный кадастровый учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в соответствии с требованиями Закона о кадастре, и положения нормативных правовых актов в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства с указанной даты не применяются.

Таким образом, с 1 января 2013 г. для целей осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимости проведение технической инвентаризации и изготовление технических паспортов таких объектов недвижимости не предусмотрено действующим законодательством.

В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о государственной регистрации недвижимости) основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.

С учетом вышеизложенного, суд так же принимает во внимание, что технический паспорт на помещение № 1060 по состоянию на 20 мая 2015г. не соответствует плану помещения и наименованию помещений после перепланировки 2020г., в котором помещения с наименованиями «зал» и «бар» отсутствуют.

Вышеприведенные обстоятельства препятствуют установлению предназначения помещения № 1060 по представленным в суд документам по причине их несоответствия друг другу и противоречивости, что несомненно должно толковаться в пользу административных истцов.

В соответствии с пунктом 2 Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2020г. № 1515 услуги общественного питания - это услуги, предусматривающие изготовление продукции общественного питания, создание условий для потребления и реализации продукции общественного питания и иной пищевой и непищевой продукции (покупные товары) как на месте изготовления, так и вне его по заказам.

Согласно пунктов 1,3 ГОСТ 31985-2013 «Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения», утвержденного приказом Росстандарта от 27 июня 2013г. № 191-ст общественное питание (индустрия питания) - это самостоятельная отрасль экономики, состоящая из предприятий различных форм собственности и организационно-управленческой структуры, организующая питание населения, а также производство и реализацию готовой продукции и полуфабрикатов как на предприятии общественного питания, так и вне его, с возможностью оказания широкого перечня услуг по организации досуга и других дополнительных услуг.

При этом под предприятием общественного питания (предприятие питания) понимается объект хозяйственной деятельности, предназначенный для изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров (в том числе пищевых продуктов промышленного изготовления) как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг, в том числе по организации досуга потребителей (пункт 3 ГОСТ 31985-2013).

Бар - предприятие питания, оборудованное барной стойкой и реализующее, в зависимости от специализации, алкогольные и/или безалкогольные напитки, горячие и прохладительные напитки, блюда, холодные и горячие закуски в ограниченном ассортименте, покупные товары, в т.ч. табачные изделия (пункт 27 ГОСТ 31985-2013).

Заготовочное предприятие питания (цех общественного питания) - предприятие (цех) общественного питания, предназначенное для изготовления продукции общественного питания, снабжения доготовочных предприятий питания, магазинов и отделов кулинарии, предприятий розничной торговли, а также для доставки потребителям по их заказам (пункт 20 ГОСТ 31985-2013).

Зал предприятия общественного питания (зал обслуживания) - специально оборудованное помещение предприятия общественного питания, предназначенное для реализации и организации потребления продукции общественного питания и покупных товаров с организацией досуга или без него (п. 16 ГОСТ 31985-2013).

ГОСТ 30389-2013 в приложении Б содержит таблицу Б.1 «Минимальные требования к предприятиям (объектам) общественного питания различных типов», согласно которой зал (зал обслуживания) является обязательным помещением в объекте общественного питания (за исключением кафетерия и буфета).

Анализ указанных положений свидетельствует о правомерности отнесения министерством помещений в здании с кадастровым номером к объектам общественного питания следующих помещений: № 1007 (24,1 кв.м, 16,5 кв.м, 7,2 кв.м, 20,2 кв.м, 8,9 кв.м, 14,6 кв.м, 9,3 кв.м, 9,3 кв.м),№ 1012 (14,8 кв.м, 34,3 кв.м, 22,4 кв.м) общей площадью 181,6 кв.м.

Представителем административного ответчика в представленном отзыве и в судебном заседании указано на размещение в здании с кадастровым номером объектов бытового обслуживания в помещении № 1051 (комнаты: № 113 «педикюрный кабинет» площадью 11,5 кв.м, № 114 «парикмахерская» площадью 36,7 кв.м).

В процессе рассмотрения дела в адрес суда помимо технического паспорта на здание представлены: выписка из ЕГРН на помещение с кадастровым номером 139, имеющее наименование «помещение салона красоты», технический паспорт на помещение салона красоты по состоянию на 25 января 2007г. (том 3 л.д. 125-128, том 5 л.д.15-18).

В соответствии с пунктами 1, 2 ГОСТ Р 57137-2016 «Национальный стандарт Российской Федерации. Бытовое обслуживание населения. Термины и определения», утвержденным приказом Росстандарта от 11 октября 2016г. № 1356-ст, бытовое обслуживание населения – это отрасль экономики, состоящая из предприятий различных организационно-правовых форм собственности и индивидуальных предпринимателей, занимающихся оказанием бытовых услуг (выполнением работ). Бытовая услуга - услуга, связанная с удовлетворением конкретной бытовой потребности индивидуального клиента (заказчика) или группы клиентов.

Из пунктов 61,63 ГОСТ Р 57137-2016 следует, что услуги парикмахерских - это результат непосредственного взаимодействия организации и клиента, а также собственной деятельности организации по удовлетворению эстетических и гигиенических потребностей клиента. Услуга по уходу за ногтями и кожей кистей рук и стоп ног - физическое и химическое воздействия на ногти и кожу кистей рук (маникюр) и стоп ног (педикюр) для их оздоровления и защиты в целях удовлетворения гигиенических и эстетических потребностей клиента.

Анализ указанных положений свидетельствует о правомерности отнесения министерством к помещениям, предназначенным для бытового обслуживания, в здании с кадастровым номером помещений площадью 48,2 кв.м.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что в здании с кадастровым номером , имеющем площадь 11269,6 кв.м, под размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговые объекты, объекты общественного питания и объекты бытового обслуживания предназначены помещения площадью 2305,1 кв.м, что составляет более 20 % от площади здания.

Признание здания, предназначенным для использования в указанных целях, в силу пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации является самостоятельным основанием для включения объектов недвижимости, расположенных в нем, в оспариваемые пункты Перечней.

Доводы представителя административных истцов о том, что здание фактически не используется в данных целях правового значения не имеют, поскольку здание включено в Перечни по предназначению, а не по фактическому использованию.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Поскольку оспариваемые в части Перечень 2020г., Перечень 2021г. приняты с соблюдением процедуры и полномочий принявшего их органа, требований к его форме, содержанию и официальному опубликованию, несоответствие в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не установлено, заявленные требования о признании их частично недействующими не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

в удовлетворении административных исковых заявлений ФИО1, ФИО2 к министерству имущественных отношений Кировской области о признании не действующими:

пунктов 10317, 10318, 10319, 10320, 10321, 10322, 10323, 10512, 10531, 10544, 10547, 10560, 10561, 10562 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, в отношении которых в 2020г. налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного распоряжением министерства имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области от 20 декабря 2019г. № 1542;

пунктов 11407, 11426, 11514, 11517, 11525, 11526, 11527, 11529, 11530, 11531, 11532, 11538, 11539, 11540 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, в отношении которых в 2021г. налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного распоряжением министерства имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области от 24 декабря 2020г. № 1418, отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено 14 октября 2022 года.

Судья Сметанина О.Н.

Решение21.10.2022