Дело № 3а-177/2022
УИД 26 ОS0000-04-2021-000790-41
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ставрополь 31 марта 2022 года
Ставропольский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Товчигречко М.М.,
при секретаре судебного заседания Стасенко О.В.,
с участием представителя административного истца Мироненко С.В.,
представителя административного ответчика Министерства имущественных отношений Ставропольского края Г.А.В.,
представителя ГБУ СК «Ставкрайимущество» К.В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Агрофирма «Золотая нива» к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Росреестра по Ставропольскому краю, ГБУ СК «Ставкрайимущество» об оспаривании кадастровой стоимости земельных участков,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Агрофирма «Золотая нива», действуя через представителя по доверенности Мироненко С.В., обратилось в Ставропольский краевой суд с административным иском к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, ГБУ СК «Ставкрайимущество» об оспаривании кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами ……...
В обоснование иска указано, что общество с ограниченной ответственностью «Агрофирма «Золотая нива» является арендатором следующих земельных участков:
с кадастровым номером ……. (единое землепользование), площадью 20 406 900+/-39 527 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир с. Преградное. Участок находится примерно в 3 км по направлению на северо-восток от ориентира. Почтовый адрес ориентира: ….;
с кадастровым номером ……., площадью 15 025 500 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир с. Преградное. Участок находится примерно в 3 км по направлению на север от ориентира. Почтовый адрес ориентира: ……..;
с кадастровым номером ….., площадью 41 416 000 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир ……. Участок находится примерно в 2 км по направлению на юго-запад от ориентира. Почтовый адрес ориентира: ….;
с кадастровым номером ….., площадью 91 225 844+/-83 573 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир к западу, северу, востоку, югу от с. Новомихайловского. Почтовый адрес ориентира: ………..;
с кадастровым номером ….., площадью 46 012 000 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание администрации. Участок находится примерно в 4 км по направлению на юго-восток от ориентира. Почтовый адрес ориентира: ….;
с кадастровым номером ….., площадью 64 062 584 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир ……. Почтовый адрес ориентира: …..;
с кадастровым номером ……, площадью 85 350 909 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: ….., коллективно-долевая собственность в границах землепользования ТОО «Кугультинское»;
с кадастровым номером …., площадью 96 323 905 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: ….., в границах землепользования СПК «Грачевский»;
с кадастровым номером ….., площадью 6 400 654 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание администрации. Участок находится примерно в 3 км по направлению на юг от ориентира. Почтовый адрес ориентира: …..;
с кадастровым номером ….., площадью 4 270 018 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир ……. Участок находится примерно в 6 км по направлению на юго-восток от ориентира. Почтовый адрес ориентира: …..;
с кадастровым номером ….., площадью 3 646 980+/-16 710 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание администрации. Участок находится примерно в 8.5 км по направлению на восток от ориентира. Почтовый адрес ориентира: …..;
с кадастровым номером …., площадью 13 586 994.59 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир ….. Почтовый адрес ориентира: …..
Кадастровая стоимость спорных участков установлена в следующих размерах: с кадастровым номером …. – 190 600 446 рублей по состоянию на 01 января 2020 года, акт об утверждении кадастровой стоимости 1169 30.10.2020, с кадастровым номером ….. – 140 338 170 рублей, по состоянию на 01 января 2020 года, акт об утверждении кадастровой стоимости 1169 30.10.2020, с кадастровым номером …. – 411 260 880 рублей по состоянию на 01 января 2020 года, акт об утверждении кадастровой стоимости 1169 30.10.2020, с кадастровым номером …. – 1028115261.88 рублей, по состоянию на 01 января 2020 года, акт об утверждении кадастровой стоимости 1169 30.10.2020, с кадастровым номером ….. – 573 309 520 рублей по состоянию на 01 января 2020 года, акт об утверждении кадастровой стоимости 1169 30.10.2020, с кадастровым номером ….. – 354 266 089.52 рублей по состоянию на 01 января 2020 года, акт об утверждении кадастровой стоимости 1169 30.10.2020, с кадастровым номером ….. – 894 477 526.32 рублей по состоянию на 01 сентября 2021 года, акт об утверждении кадастровой стоимости АОКС-26/2021/000414 14.09.2021, с кадастровым номером ….. – 103451873.7 рублей по состоянию на 29 января 2021 года, акт об утверждении кадастровой стоимости АОКС-26/2021/000040 18.02.2021, с кадастровым номером …. – 63558494.22 рублей по состоянию на 01 января 2020 года, акт об утверждении кадастровой стоимости 1169 30.10.2020, с кадастровым номером …. – 53 204 424.28 рублей по состоянию на 01 января 2020 года, акт об утверждении кадастровой стоимости 1169 30.10.2020, с кадастровым номером ….. – 41 101 464.6 рублей по состоянию на 01 января 2020 года, акт об утверждении кадастровой стоимости 1169 30.10.2020, с кадастровым номером ….. – 75 136 080.08 рублей по состоянию на 01 января 2020 года, акт об утверждении кадастровой стоимости 1169 30.10.2020.
В соответствии с представленными административным истцом отчетами независимого оценщика ООО «Деловой Партнер» рыночная стоимость участков составила:
с кадастровым номером ….. – 61 629 000 рублей по состоянию на 01 января 2020 года, отчет № 00791 от 17 декабря 2021 года, с кадастровым номером ….. – 45 377 000 рублей, по состоянию на 01 января 2020 года, отчет № 00803 от 17 декабря 2021 года, с кадастровым номером …… – 125 076 000 рублей по состоянию на 01 января 2020 года, отчет № 00802 от 17 декабря 2021 года, с кадастровым номером ….. – 275 502 000 рублей, по состоянию на 01 января 2020 года, отчет № 00793 от 17 декабря 2021 года, с кадастровым номером …… – 138 956 000 рублей по состоянию на 01 января 2020 года, отчет № 00804 от 17 декабря 2021 года, с кадастровым номером ….. – 193 469 000 рублей по состоянию на 01 января 2020 года, отчет № 00795 от 17 декабря 2021 года, с кадастровым номером ….. – 257 760 000 рублей по состоянию на 01 сентября 2021 года, отчет № 00808 от 17 декабря 2021 года, с кадастровым номером ….. – 290 898 000 рублей по состоянию на 29 января 2021 года, отчет № 00807 от 17 декабря 2021 года, с кадастровым номером ….. – 22 274 000 рублей по состоянию на 01 января 2020 года, отчет № 00806 от 17 декабря 2021 года, с кадастровым номером ….. – 14 860 000 рублей по состоянию на 01 января 2020 года, отчет № 00805 от 17 декабря 2021 года, с кадастровым номером …… – 12 691 000 рублей по состоянию на 01 января 2020 года, отчет № 00796 от 17 декабря 2021 года, с кадастровым номером ….. – 41 033 000 рублей по состоянию на 01 января 2020 года, отчет № 00801 от 17 декабря 2021 года.
Административный истец считает оспариваемую кадастровую стоимость земельных участков значительно превышающей их рыночную стоимость, что нарушает его права и законные интересы плательщика арендных платежей, размер которых исчисляется исходя из кадастровой стоимости участков.
В судебное заседание представители Управления Росреестра по Ставропольскому краю, представители заинтересованных лиц: филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ставропольскому краю, администрации Краногвардейского муниципального округа Ставропольского края, отдела имущественных и земельных отношений администрации Краногвардейского муниципального округа Ставропольского края, администрации Туркменского муниципального округа Ставропольского края, Управления имущественных и земельных отношений администрации Туркменского муниципального округа Ставропольского края, администрации Грачевского муниципального округа Ставропольского края, Управления имущественных и земельных отношений администрации Грачевского муниципального округа Ставропольского края, извещенные о слушании дела надлежащим образом, не явились, сведений о причинах неявки суду не представили, об отложении слушания дела не ходатайствовали.
В соответствии с требованиями части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации указанные обстоятельства не препятствуют рассмотрению дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о слушании дела надлежащих образом.
В судебном заседании представитель административного истца М.С.В. поддержал административные исковые требования, с учетом выводов судебной оценочной экспертизы АНО «ЭКБ» Л.А.В. №11/01/22Э от 25 февраля 2022 года уточнил исковые требования.
Представители Министерства имущественных отношений Ставропольского края Г.А.В., ГБУ СК «Ставкрайимущество» К.В.В. просили отказать в удовлетворении заявленных требований, не согласны с заключением судебной оценочной экспертизы.
Допрошенная в судебном заседании эксперт Л.А.В. подробно дала ответы на все поступившие вопросы, которые изложены в приобщенном судом письменном пояснении к экспертному заключению. По окончании допроса эксперта, дополнительных вопросов по заключению эксперта не возникло.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, допросив эксперта, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере равном рыночной стоимости согласно выводам судебной оценочной экспертизы АНО «ЭКБ» Л.А.В. №11/01/22Э от 25 февраля 2022 года по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 135-ФЗ) регламентированы правовые основы регулирования деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим и юридическим лицам.
Для определения кадастровой стоимости отдельных объектов недвижимости на основании решения исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления проводится государственная кадастровая оценка, результаты которой вносятся в государственный кадастр недвижимости (статья 24.12 Федерального закона № 135-ФЗ).
Статьей 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую утверждена его кадастровая стоимость.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если они затрагивают права и обязанности этих лиц.
В силу статьи 3 Федерального закона № 135-ФЗ под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
По смыслу статей 24.18, 24.20 Закона об оценочной деятельности актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в государственный кадастр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.
Федеральный закон № 237-ФЗ от 03 июля 2016 года «О государственной кадастровой оценке» регулирует отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации.
Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (п. 1 ст. 6 Федерального закона № 237-ФЗ).
В соответствии со статьей 22 Федерального закона № 237-ФЗ от 03 июля 2016 года «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным (п.1).
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (п. 7 ст. 22 указанного Федерального закона).
Таким образом, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем, сами по себе достоверность кадастровой стоимости и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного объекта его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного объекта.
Из материалов данного административного дела следует, что результаты определения кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости затрагивают права и обязанности административного истца, поскольку за находящиеся у него в аренде объекты арендные платежи рассчитывается из кадастровой стоимости.
Суд находит, что обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением в полной мере согласуется с вышеприведенными положениями.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что общество с ограниченной ответственностью «Агрофирма «Золотая нива» является арендатором следующих земельных участков:
с кадастровым номером …… (единое землепользование), площадью 20 406 900+/-39 527 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир с. Преградное. Участок находится примерно в 3 км по направлению на северо-восток от ориентира. Почтовый адрес ориентира: ……;
с кадастровым номером ….., площадью 15 025 500 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир с. Преградное. Участок находится примерно в 3 км по направлению на север от ориентира. Почтовый адрес ориентира: ……;
с кадастровым номером ….., площадью 41 416 000 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир ….. Участок находится примерно в 2 км по направлению на юго-запад от ориентира. Почтовый адрес ориентира: ……;
с кадастровым номером ……, площадью 91 225 844+/-83 573 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир к западу, северу, востоку, югу от с. Новомихайловского. Почтовый адрес ориентира: …..;
с кадастровым номером ….., площадью 46 012 000 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание администрации. Участок находится примерно в 4 км по направлению на юго-восток от ориентира. Почтовый адрес ориентира: …..;
с кадастровым номером ….., площадью 64 062 584 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир ……. Почтовый адрес ориентира: ……..
с кадастровым номером ….., площадью 85 350 909 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: …;
с кадастровым номером …, площадью 96 323 905 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: …..;
с кадастровым номером ….., площадью 6 400 654 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание администрации. Участок находится примерно в 3 км по направлению на юг от ориентира. Почтовый адрес ориентира: …..;
с кадастровым номером ….., площадью 4 270 018 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир ….. Участок находится примерно в 6 км по направлению на юго-восток от ориентира. Почтовый адрес ориентира: ……..;
с кадастровым номером ….., площадью 3 646 980+/-16 710 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание администрации. Участок находится примерно в 8.5 км по направлению на восток от ориентира. Почтовый адрес ориентира: …..;
с кадастровым номером …., площадью 13 586 994.59 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир ….. Почтовый адрес ориентира: …...
Кадастровая стоимость спорных участков установлена в следующих размерах: с кадастровым номером … – 190 600 446 рублей по состоянию на 01 января 2020 года, акт об утверждении кадастровой стоимости 1169 30.10.2020, с кадастровым номером …. – 140 338 170 рублей, по состоянию на 01 января 2020 года, акт об утверждении кадастровой стоимости 1169 30.10.2020, с кадастровым номером ….. – 411 260 880 рублей по состоянию на 01 января 2020 года, акт об утверждении кадастровой стоимости 1169 30.10.2020, с кадастровым номером ….. – 1028115261.88 рублей, по состоянию на 01 января 2020 года, акт об утверждении кадастровой стоимости 1169 30.10.2020, с кадастровым номером ….. – 573 309 520 рублей по состоянию на 01 января 2020 года, акт об утверждении кадастровой стоимости 1169 30.10.2020, с кадастровым номером ….. – 354 266 089.52 рублей по состоянию на 01 января 2020 года, акт об утверждении кадастровой стоимости 1169 30.10.2020, с кадастровым номером …. – 894 477 526.32 рублей по состоянию на 01 сентября 2021 года, акт об утверждении кадастровой стоимости АОКС-26/2021/000414 14.09.2021, с кадастровым номером …. – 103451873.7 рублей по состоянию на 29 января 2021 года, акт об утверждении кадастровой стоимости АОКС-26/2021/000040 18.02.2021, с кадастровым номером …..– 63558494.22 рублей по состоянию на 01 января 2020 года, акт об утверждении кадастровой стоимости 1169 30.10.2020, с кадастровым номером …. – 53 204 424.28 рублей по состоянию на 01 января 2020 года, акт об утверждении кадастровой стоимости 1169 30.10.2020, с кадастровым номером …. – 41 101 464.6 рублей по состоянию на 01 января 2020 года, акт об утверждении кадастровой стоимости 1169 30.10.2020, с кадастровым номером ….. – 75 136 080.08 рублей по состоянию на 01 января 2020 года, акт об утверждении кадастровой стоимости 1169 30.10.2020.
В соответствии с представленными административным истцом отчетами независимого оценщика ООО «Деловой Партнер» рыночная стоимость участков составила:
с кадастровым номером …. – 61 629 000 рублей по состоянию на 01 января 2020 года, отчет № 00791 от 17 декабря 2021 года, с кадастровым номером ….. – 45 377 000 рублей, по состоянию на 01 января 2020 года, отчет № 00803 от 17 декабря 2021 года, с кадастровым номером …… – 125 076 000 рублей по состоянию на 01 января 2020 года, отчет № 00802 от 17 декабря 2021 года, с кадастровым номером …… – 275 502 000 рублей, по состоянию на 01 января 2020 года, отчет № 00793 от 17 декабря 2021 года, с кадастровым номером …… – 138 956 000 рублей по состоянию на 01 января 2020 года, отчет № 00804 от 17 декабря 2021 года, с кадастровым номером …… – 193 469 000 рублей по состоянию на 01 января 2020 года, отчет № 00795 от 17 декабря 2021 года, с кадастровым номером ….. – 257 760 000 рублей по состоянию на 01 сентября 2021 года, отчет № 00808 от 17 декабря 2021 года, с кадастровым номером ….. – 290 898 000 рублей по состоянию на 29 января 2021 года, отчет № 00807 от 17 декабря 2021 года, с кадастровым номером …… – 22 274 000 рублей по состоянию на 01 января 2020 года, отчет № 00806 от 17 декабря 2021 года, с кадастровым номером …… – 14 860 000 рублей по состоянию на 01 января 2020 года, отчет № 00805 от 17 декабря 2021 года, с кадастровым номером ….. – 12 691 000 рублей по состоянию на 01 января 2020 года, отчет № 00796 от 17 декабря 2021 года, с кадастровым номером …..… – 41 033 000 рублей по состоянию на 01 января 2020 года, отчет № 00801 от 17 декабря 2021 года.
Согласно нормам статьи 22 Федерального закона от 03.07.2016 года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» и пункта 4 статьи 245 КАС РФ, административный истец в комиссию о рассмотрении споров о результатах определения кадастровой стоимости при Министерстве имущественных отношений Ставропольского края, созданную приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края № 1312 от 26 декабря 2019 года, не обращался.
Из разъяснений, изложенных в пунктах 20 и 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», следует, что исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статья 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
В случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости.
В связи с возникшим в ходе рассмотрения дела вопросом о величине рыночной стоимости земельных участков, требующим специальных познаний в области оценочной деятельности, на основании определения суда от 18 января 2022 года по делу проведена судебная оценочная экспертиза.
В соответствии с заключением эксперта АНО «ЭКБ» Л.А.В. №11/01/22Э от 25 февраля 2022 года рыночная стоимость земельных участков составила: с кадастровым номером ….. –96 320 600 рублей по состоянию на 01 января 2020 года, с кадастровым номером ……. – 70 920 400 рублей, по состоянию на 01 января 2020 года, с кадастровым номером …. – 195 483 500 рублей по состоянию на 01 января 2020 года, с кадастровым номером ….. – 430 586 000 рублей, по состоянию на 01 января 2020 года, с кадастровым номером ….. – 217 176 600 рублей по состоянию на 01 января 2020 года, с кадастровым номером ….. – 221 015 900 рублей по состоянию на 01 января 2020 года, с кадастровым номером ….. – 398 162 000 рублей по состоянию на 01 сентября 2021 года, с кадастровым номером …… – 449 832 600 рублей по состоянию на 29 января 2021 года, с кадастровым номером ….. – 30 563 100 рублей по состоянию на 01 января 2020 года, с кадастровым номером ….. – 20 389 300 рублей по состоянию на 01 января 2020 года, с кадастровым номером ….. – 17 414 300 рублей по состоянию на 01 января 2020 года, с кадастровым номером ….. – 46 875 100 рублей по состоянию на 01 января 2020 года.
Оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд пришел к выводу о принятии заключения судебной оценочной экспертизы АНО «ЭКБ» Л.А.В. №11/01/22Э от 25 февраля 2022 года в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего достоверную рыночную стоимость земельных участков.
Экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных участков, и соответствует требованиям указанного Федерального Закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, в связи с чем, ставить указанное экспертное заключение под сомнение оснований не имеется.
Исследование проведено методом сопоставления данных, содержащихся в представленных для производства экспертизы материалах административного дела, с нормативной и методической документацией проведения расчетов.
При идентификации объектов исследования экспертом получена необходимая информация для проведения исследования, соответствующая принципам существенности, обоснованности, однозначности, проверяемости и достаточности.
Для получения наглядного представления об объектах исследования в заключении приведены фото, чертежи и схемы.
В заключение судебной экспертизы подробно описаны объекты исследования, приведены их общие характеристики, анализ местоположения, подробно произведено описание процесса оценки.
Экспертом в заключение произведен анализ рынка объектов исследования, ценообразующих факторов, фактических данных о ценах предложений к продаже объектов недвижимости, факторов, влияющих на спрос, предложение и цены сопоставимых объектов недвижимости, определен сегмент рынка, к которому принадлежат объекты оценки.
Объекты-аналоги для расчета выбраны экспертом по принципу сопоставимости, который основан на установлении сходства показателей между объектами исследования и объектами – аналогами. Аналоги, отобранные для расчета рыночной стоимости, имеют наиболее схожие с объектами оценки ценообразующие факторы. Отобранные экспертом объекты-аналоги представлены в соответствующей таблице.
При проведении судебной экспертизы в рамках поставленных судом вопросов эксперт применял подходы и методы оценки в соответствии с требованиями Федерального закона № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Федеральных стандартов оценки.
Экспертом произведен расчет рыночной стоимости земельных участков сравнительным и доходным подходами. При этом, эксперт обосновал отказ от применения иных подходов и методов оценки.
При расчете рыночной стоимости объектов недвижимости экспертом описаны примененные корректировки. Применение корректировок, как и отказ от применения корректировок экспертом мотивированы в заключении.
Итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых объектов недвижимости не является произвольным, эксперт в полной мере придерживался принципов федеральных стандартов оценки.
Выводы эксперта мотивированы, предельно ясны, обоснованы исследованными экспертом обстоятельствами и не содержат противоречий. Заключение эксперта отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности.
Проанализировав данное экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд расценивает его как относимое и допустимое доказательство, подтверждающее достоверность указанной в нем величины рыночной стоимости оцениваемых объектов недвижимости.
Поскольку противоречия в выводах эксперта или заинтересованность эксперта в исходе рассматриваемого спора отсутствует, оснований не доверять заключению судебной оценочной экспертизы у суда не имеется.
Определенная в экспертном заключении итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке исследуемых объектов эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объекте оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; расчеты, проведенные в рамках используемых экспертом подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость объектов оценки по состоянию на дату государственной кадастровой оценки.
Доказательств о недостоверности выводов и результатов экспертного заключения не представлено.
Надлежащих доказательств, подтверждающих иную рыночную стоимость, чем отражено в заключении судебной оценочной экспертизы, сторонами, заинтересованными лицами по делу суду не представлено.
Исходя из положений статей 3 и 24.18 Закона об оценочной деятельности, позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 03 июля 2014 года № 1555-О, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки земельного участка с учетом его уникальных характеристик, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлены, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки и в соответствии с действующим в настоящее время правовым регулированием является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости - кадастровой стоимости.
Задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений в силу положений статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В качестве основания для пересмотра кадастровой стоимости административный истец ссылается на необоснованное ее завышение по сравнению с рыночной стоимостью данных объектов недвижимости. Целью обращения административного истца в суд являлось снижение арендных платежей, в связи с их завышением, которые подлежат исчислению исходя из установленной кадастровой стоимости объектов.
В ходе судебного разбирательства факт завышения кадастровой стоимости в отношении вышеуказанных земельных участков по сравнению с рыночной, нашел свое подтверждение, равно как и факт нарушений установлением данной кадастровой стоимостью прав административного истца, как плательщика арендных платежей.
Данное обстоятельство свидетельствует о том, что оспариваемой кадастровой стоимостью земельного участка, внесенной в Единый государственный реестр недвижимости, права и законные интересы административного истца нарушены.
Следовательно, при наличии факта нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, что является одним из условий удовлетворения иска, административные исковые требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной на дату государственной кадастровой оценки, подлежат удовлетворению.
Выводы, содержащиеся в заключении судебной оценочной экспертизы, опровергают содержащиеся в представленном административным истцом отчетах об оценке данные об оценке рыночной стоимости земельных участков. В связи с чем, у суда отсутствуют правовые основания к установлению кадастровой стоимости заявленных в иске земельных участков в размере его рыночной стоимости, определенной на основании отчетов независимого оценщика.
На основании изложенного, подлежат удовлетворению требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельных участков, находящегося в аренде, в размере рыночной стоимости, установленной в заключении судебной оценочной экспертизы АНО «ЭКБ» Л.А.В. №11/01/22Э от 25 февраля 2022 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорных земельных участков.
Согласно абзацу 4 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, пункта 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 года № 28, стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была определена кадастровая стоимость.
Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, датой подачи соответствующего заявления административным истцом следует считать дату его обращения в суд, а именно 24 декабря 2021 года.
Руководствуясь статьями 175-180, статьей 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административный иск общества с ограниченной ответственностью «Агрофирма «Золотая нива» к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Росреестра по Ставропольскому краю, ГБУ СК «Ставкрайимущество» об оспаривании кадастровой стоимости земельных участков - удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ….. (единое землепользование), площадью 20 406 900+/-39 527 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир с. Преградное. Участок находится примерно в 3 км по направлению на северо-восток от ориентира. Почтовый адрес ориентира: ….., в размере равном его рыночной стоимости 96 320 600 рублей по состоянию на 01 января 2020 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером …., площадью 15 025 500 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир с. Преградное. Участок находится примерно в 3 км по направлению на север от ориентира. Почтовый адрес ориентира: …., в размере равном его рыночной стоимости 70 920 400 рублей по состоянию на 01 января 2020 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером …., площадью 41 416 000 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир Ставропольский край, Красногвардейский район, с. Родыки. Участок находится примерно в 2 км по направлению на юго-запад от ориентира. Почтовый адрес ориентира: ….., в размере равном его рыночной стоимости 195 483 500 рублей по состоянию на 01 января 2020 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером …., площадью 91 225 844+/-83 573 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир к западу, северу, востоку, югу от с. Новомихайловского. Почтовый адрес ориентира: …., в размере равном его рыночной стоимости 430 586 000 рублей по состоянию на 01 января 2020 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером …., площадью 46 012 000 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание администрации. Участок находится примерно в 4 км по направлению на юго-восток от ориентира. Почтовый адрес ориентира: ….., в размере равном его рыночной стоимости 217 176 600 рублей по состоянию на 01 января 2020 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером …., площадью 64 062 584 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир …... Почтовый адрес ориентира: …., в размере равном его рыночной стоимости 221 015 900 рублей по состоянию на 01 января 2020 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером …., площадью 85 350 909 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: …., в размере равном его рыночной стоимости 398 162 000 рублей по состоянию на 01 сентября 2021 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером …., площадью 96 323 905 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: …., в размере равном его рыночной стоимости 449 832 600 рублей по состоянию на 29 января 2021 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером …., площадью 6 400 654 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание администрации. Участок находится примерно в 3 км по направлению на юг от ориентира. Почтовый адрес ориентира: ….., в размере равном его рыночной стоимости 30 563 100 рублей по состоянию на 01 января 2020 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером …., площадью 4 270 018 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир пос. Штурм Красногвардейского района. Участок находится примерно в 6 км по направлению на юго-восток от ориентира. Почтовый адрес ориентира: …., в размере равном его рыночной стоимости 20 389 300 рублей по состоянию на 01 января 2020 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером …., площадью 3 646 980+/-16 710 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание администрации. Участок находится примерно в 8.5 км по направлению на восток от ориентира. Почтовый адрес ориентира: ….., в размере равном его рыночной стоимости 17 414 300 рублей по состоянию на 01 января 2020 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером …., площадью 13 586 994.59 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир ….. Почтовый адрес ориентира: ….., в размере равном его рыночной стоимости 46 875 100 рублей по состоянию на 01 января 2020 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами …...
Датой подачи заявления об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости считать – 24 декабря 2021 года.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ставропольский краевой суд.
Решение в окончательной форме изготовлено 31.03.2022 года.
Председательствующий судья М.М. Товчигречко