ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1081/19 от 10.02.2020 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

121а

3а-195/2020

УИД 24OS0000-01-2019-001117-04

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Красноярск 10 февраля 2020 года

Красноярский краевой суд в составе:

судьи Красноярского краевого суда Пашковского Д.И.

при секретаре Мамаеве А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, жилого дома и нежилых помещений,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1, будучи собственником, обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости жилого дома с кадастровым номером , земельного участка с кадастровым номером , нежилых помещений с кадастровыми номерами

Заявленное требование мотивировано тем, что внесённая в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость вышеназванных объектов недвижимости не соответствует их рыночной стоимости, а это влечёт взимание с административного истца экономически необоснованных налогов (земельного и налога на имущества физических лиц.

Просила восстановить срок на обращение в суд с настоящими требованиями, установить кадастровую стоимость вышеназванного недвижимого имущества в размере его рыночной стоимости, определенной по состоянию на дату установления оспариваемой кадастровой стоимости:

для жилого дома с кадастровым номером – в размере 6 385 000 руб. по состоянию на <дата>;

для земельного участка с кадастровым номером – в размере 6 685 000 руб. по состоянию на <дата>;

для нежилого помещения с кадастровым номером – в размере 2 467 000 руб. по состоянию на <дата>;

для нежилого помещения с кадастровым номером – в размере 4 621 000 руб. по состоянию на <дата>;

для нежилого помещения с кадастровым номером – в размере 6 034 000 руб. по состоянию на <дата>;

для нежилого помещения с кадастровым номером – в размере 706 000 руб. по состоянию на <дата>.

В судебное заседание административный истец, представители административных ответчиков и заинтересованных лиц не явились. О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Суд посчитал возможным в соответствии с положениями ч. 4 ст. 247 КАС РФ рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав представителя административного истца по доверенности ФИО2, изучив материалы административного дела, Красноярский краевой суд приходит к следующим выводам.

Согласно п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.

Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (ч. 3 ст. 245 КАС РФ).

Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

Постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 N 708-п утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края, по состоянию на 01.01.2011 г.

Земельный участок с кадастровым номером в перечень объектов, кадастровая стоимость которых утверждена данным постановлением, не вошел, поскольку на момент проведения государственной кадастровой оценки этот объект не был сформирован и учтен в государственном кадастре недвижимости.

Его кадастровая стоимость определена с применением УПКС установленного постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 N 708-п.

Постановлением Правительства Красноярского края от 18.01.2012 N 15-п утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства Красноярского края, по состоянию на 01.06.2011 г., в том числе, и в отношении жилого дома с кадастровым номером

Нежилые помещения с кадастровыми номерами в перечень объектов, кадастровая стоимость которых утверждена данным постановлением, не вошли, поскольку на момент проведения государственной кадастровой оценки эти объекты также не были сформированы и учтены в государственном кадастре недвижимости.

Их кадастровая стоимость определена с применением УПКС, установленного постановлением Правительства Красноярского края от 18.01.2012 N 15-п, и утверждена на основании актов об утверждении кадастровой стоимости от 06.05.2013 г. №б/н.

Поскольку Правительством Красноярского края до настоящего времени не утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов и объектов капитального строительства Красноярского края, то суд полагает возможным восстановить административному истцу срок для обращения в суд с настоящими административными исковыми требованиями.

Разрешая дело по существу, суд исходит из следующего.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 248 КАС РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Право на оспаривание в суде результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности собственника объекта недвижимости, закреплено в ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности.

В соответствии со ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Согласно п.1 ст. 402 НК РФ, налоговая база по налогу на имущество физических лиц в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 1 Закона Красноярского края от 01.11.2018 N 6-2108 "Об установлении единой даты начала применения на территории Красноярского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения", датой начала применения на территории Красноярского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения является 1 января 2019 года.

Согласно п. 5 ст. 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Как предусмотрено п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 ст. 66 ЗК РФ. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

В силу п. 3 ст. 66 ЗК РФ в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

С учетом вышеизложенного, суд полагает, что у административного истца имеются достаточные основания для реализации как права на проведение оценки рыночной стоимости принадлежащих ему на праве собственности земельного участка и объектов капитального строительства для целей пересмотра утвержденной в отношении них кадастровой стоимости, так и обращения в суд по вопросу установления в отношении данных объектов недвижимости кадастровой стоимости, равной их рыночной стоимости, поскольку иное противоречило бы смыслу закона, нарушало права и законные интересы собственника как плательщика соответствующих налогов – земельного налога и налога на имущество физических лиц.

Как следует из материалов административного дела, на основании вступившего в законную силу решения Центрального районного суда <адрес> от <дата> (л.д. 12), договора купли-продажи недвижимого имущества от <дата> (л.д. 13-18), административный истец приобрел в собственность нижеследующие объекты недвижимости:

- здание с кадастровым номером , площадью 405,3 кв.м., назначение: жилое, наименование: жилой дом, расположенное по адресу: <адрес>, пер. Угловой, <адрес> (л.д. 20-21). Кадастровая стоимость жилого дома по состоянию на <дата> составляет 13 495 159,97 руб. (л.д. 19);

- 2/100 доли в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером , площадью 11 200 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: занимаемый производственно-складскими помещениями и административным зданием, расположенный по адресу: <адрес>, (л.д. 23-30). Кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на <дата> составляет 20 065 696 руб. (л.д. 22);

- помещение с кадастровым номером , площадью 468,8 кв. м., назначение: нежилое помещение, наименование: нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> (л.д. 32-34). Кадастровая стоимость помещения по состоянию на <дата> составляет 5 018 902,48 руб. (л.д. 31);

- помещение с кадастровым номером , площадью 997,7 кв. м., назначение: нежилое помещение, наименование: нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> (л.д. 36-38). Кадастровая стоимость помещения по состоянию на <дата> составляет 10 681 226,55 руб. (л.д. 35);

- помещение с кадастровым номером , площадью 1375,3 кв. м., назначение: нежилое помещение, наименование: нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> (л.д. 40-42). Кадастровая стоимость помещения по состоянию на <дата> составляет 14 723 755,51 руб. (л.д. 39);

- помещение с кадастровым номером , площадью 103,6 кв. м., назначение: нежилое помещение, наименование: нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> (л.д. 44-46). Кадастровая стоимость помещения по состоянию на <дата> составляет 1 109 126,06 руб. (л.д. 43).

Оспаривая указанную кадастровую стоимость, административный истец представил в суд отчет об оценке от <дата>, выполненный ООО «Независимая оценка» (л.д. 48-206)

Согласно указанному отчету, рыночная стоимость принадлежащего административному истцу недвижимого имущества была установлена в следующем размере по состоянию на соответствующую дату установления кадастровой стоимости:

для жилого дома с кадастровым номером – в размере 6 385 000 руб. по состоянию на <дата>;

для земельного участка с кадастровым номером – в размере 6 685 000 руб. по состоянию на <дата>;

для нежилого помещения с кадастровым номером – в размере 2 467 000 руб. по состоянию на <дата>;

для нежилого помещения с кадастровым номером – в размере 4 621 000 руб. по состоянию на <дата>;

для нежилого помещения с кадастровым номером – в размере 6 034 000 руб. по состоянию на <дата>;

для нежилого помещения с кадастровым номером – в размере 706 000 руб. по состоянию на <дата>.

Согласно ст. 3 Закона об оценочной деятельности под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

В соответствии с п. 7 Федеральных стандартов оценки N 1 (далее ФСО) подход к оценке представляет собой совокупность методов оценки, объединенных общей методологией. Методом оценки является последовательность процедур, позволяющая на основе существенной для данного метода информации определить стоимость объекта оценки в рамках одного из подходов к оценке.

Оценщик при проведении оценки обязан использовать затратный, сравнительный и доходный подходы к оценке или обосновать отказ от использования того или иного подхода (п. 20 ФСО N 1).

Судом установлено, что при оценке земельного участка и объектов капитального строительства оценщиками применен сравнительный подход, в рамках которого использован метод сравнения продаж по объектам-аналогам, предусматривающий сравнение объекта оценки с объектами - аналогами объекта оценки, в отношении которых имеется информация о ценах.

Согласно Методическим рекомендациям по определению рыночной стоимости земельных участков, утвержденным Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 06.03.2002 N 568-р, применение метода сравнения продаж предполагает определение элементов, по которым осуществляется сравнение объекта оценки с объектами-аналогами; определение по каждому из элементов сравнения характера и степени отличий каждого аналога от оцениваемого земельного участка; определение по каждому из элементов сравнения корректировок цен аналогов, соответствующих характеру и степени отличий каждого аналога от оцениваемого земельного участка; корректировку по каждому из элементов сравнения цен каждого аналога, сглаживающую их отличия от оцениваемого земельного участка; расчет рыночной стоимости земельного участка путем обоснованного обобщения скорректированных цен аналогов.

В результате определения и внесения корректировок цены аналогов (единицы измерения аналогов) по общему правилу должны быть близки друг к другу. В случае значительных различий скорректированных цен аналогов целесообразно выбрать другие аналоги, элементы, по которым проводится сравнение значения корректировок.

Судом исследован отчет об оценке от <дата>, и установлено, что оформление и содержание указанных отчетов соответствует требованиям ст. 11 Закона об оценочной деятельности, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.

Достоверность данных, содержащихся в отчете, никем не опровергнута, доказательств иного размера рыночной стоимости не представлено и ходатайств о назначении экспертизы не заявлено.

Оснований не согласиться с выводами оценщика о размере рыночной стоимости жилого дома с кадастровым номером , земельного участка с кадастровым номером , нежилых помещений с кадастровыми номерами не имеется.

Таким образом, заявленный административным истцом размер рыночной стоимости вышеназванных объектов недвижимости подтверждается совокупностью достоверных, допустимых и достаточных доказательств.

В силу п. 3 ст. 3 НК РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.

Административный истец является плательщиком земельного налога, налоговая база которого определяется как кадастровая стоимость земельного участка (п. 1 ст. 388, п. 1 ст. 390 НК РФ). Кроме того, административный истец также является плательщиком налога на имущество физических лиц, налоговая база которого также определяется исходя из кадастровой стоимости соответствующего объекта недвижимого имущества (ст. 402 НК РФ).

Следовательно, внесённые в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости вышеназванных объектов недвижимости, не соответствующие их действительной рыночной стоимости, нарушают права административного истца, подлежащие восстановлению путём установления кадастровой стоимости данного недвижимого имущества в размере его рыночной стоимости.

С учетом изложенного,

кадастровая стоимость жилого дома с кадастровым номером должна быть установлена в размере 6 385 000 руб. по состоянию на 01.06.2011 г.;

кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером должна быть установлена в размере 6 685 000 руб. по состоянию на 10.02.2012 г.;

кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером должна быть установлена в размере 2 467 000 руб. по состоянию на 13.12.2011 г.;

кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером должна быть установлена в размере 4 621 000 руб. по состоянию на 13.12.2011 г.;

кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером должна быть установлена в размере 6 034 000 руб. по состоянию на 13.12.2011 г.;

кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером должна быть установлена в размере 706 000 руб. по состоянию на 13.12.2011 г.

Рыночная стоимость вышеназванных объектов недвижимости подтверждена соответствующими доказательствами.

При таких обстоятельствах, заявленное административным истцом требование подлежит удовлетворению.

Датой обращения административного истца с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости жилого дома с кадастровым номером , земельного участка с кадастровым номером , нежилых помещений с кадастровыми номерами следует считать дату поступления соответствующего заявления в суд – 26.12.2019г.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180 КАС РФ, Красноярский краевой суд

РЕШИЛ:

восстановить ФИО1 срок для обращения в суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости жилого дома с кадастровым номером , земельного участка с кадастровым номером , нежилых помещений с кадастровыми номерами

Административное исковое заявление ФИО1, – удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость здания с кадастровым номером , площадью 405,3 кв.м., назначение: жилое, наименование: жилой дом, расположенного по адресу: <адрес> в размере его рыночной стоимости – 6 385 000 рублей, определенной по состоянию на 01.06.2011 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 11 200 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: занимаемый производственно-складскими помещениями и административным зданием, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости – 6 685 000 рублей, определенной по состоянию на 10.02.2012 года.

Установить кадастровую стоимость помещения с кадастровым номером , площадью 468,8 кв. м., назначение: нежилое помещение, наименование: нежилое помещение, расположенного по адресу: <адрес> 5, в размере его рыночной стоимости – 2 467 000 рублей, определенной по состоянию на 13.12.2011 года.

Установить кадастровую стоимость помещения с кадастровым номером площадью 997,7 кв. м., назначение: нежилое помещение, наименование: нежилое помещение, расположенного по адресу: <адрес> в размере его рыночной стоимости – 4 621 000 рублей, определенной по состоянию на 13.12.2011 года.

Установить кадастровую стоимость помещения с кадастровым номером , площадью 1375,3 кв. м., назначение: нежилое помещение, наименование: нежилое помещение, расположенного по адресу: <адрес> в размере его рыночной стоимости – 6 034 000 рублей, определенной по состоянию на 13.12.2011 года.

Установить кадастровую стоимость помещения с кадастровым номером , площадью 103,6 кв. м., назначение: нежилое помещение, наименование: нежилое помещение, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости – 706 000 рублей, определенной по состоянию на 13.12.2011 года.

Датой обращения с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости жилого дома с кадастровым номером , земельного участка с кадастровым номером , нежилых помещений с кадастровыми номерами считать 26.12.2019 г.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции (630005, <...>) путем подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.

Судья Красноярского краевого суда Д.И. Пашковский

Дата изготовления решения в окончательной форме: 11 февраля 2020 года.