ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1082/2021 от 06.05.2022 Пермского краевого суда (Пермский край)

УИД 59OS0000-01-2021-000701-21

Дело № 3а-65/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

6 мая 2022 года Пермский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Юрченко И.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Колоколовой А.Г.,

с участием прокурора Пермской краевой прокуратуры Синевой А.М., представителей административного истца Кобелева А.Г., являющегося директором общества, Берестовой О.Н., Анисимова С.В., действующих на основании доверенности, представителя административного ответчика Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края Бухарова С.М., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми административное дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью «Лысьва-теплоэнерго» к Министерству тарифного регулирования и энергетики Пермского края о признании не действующим приложение 2 к постановлению Региональной службы по тарифам Пермского края от 20.12.2018 № 371-т «О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям общества с ограниченной ответственностью «Лысьва-теплоэнерго» (Лысьвенский городской округ) в редакции, установленной приложением к постановлению Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 01.07.2021 № 27-т «О внесении изменений в приложение № 2 к постановлению Региональной службы по тарифам Пермского края от 20.12.2018 № 371-т «О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям общества с ограниченной ответственностью «Лысьва-теплоэнерго» (Лысьвенский городской округ)

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением Региональной службы по тарифам Пермского края от 20.12.2018 № 371-т «О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям общества с ограниченной ответственностью «Лысьва-теплоэнерго» (Лысьвенский городской округ)» утверждены долгосрочные тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям общества с ограниченной ответственностью «Лысьва-теплоэнерго» на период 2019-2023 год.

Приложением 1 к Постановлению № 371-т установлены долгосрочные параметры регулирования на долгосрочный период регулирования для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов с 1 января 2019 по 31 декабря 2023 года.

Приложением № 2 к Постановлению № 371-т установлены тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям на весь долгосрочный период.

Данное Постановление опубликовано в издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края", N 2, 21.01.2019.

Во исполнение решения Федеральной антимонопольной службы России от 08.04.2021 г. Министерством тарифного регулирования и энергетики Пермского края принято постановление «О внесении изменений в приложение 2 к постановлению Региональной службы по тарифам Пермского края от 20.12.2018 № 371-т «О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям общества с ограниченной ответственностью «Лысьва-теплоэнерго» (Лысьвенский городской округ)» от 01.07.2021 № 27-т.

Постановление опубликовано в изданиях Официальный сайт Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края http://mtre.permkrai.ru, 05.07.2021, «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», N 28, том 2, 12.07.2021.

ООО «Лысьва-теплоэнерго» обратилось в Пермский краевой суд с административным иском к Министерству тарифного регулирования и энергетики Пермского края о признании не действующим со дня принятия постановление № 27-т от 01.07.2021 г. «О внесении изменений в приложение 2 к постановлению Региональной службы по тарифам Пермского края от 20.12.2018 № 371-т «О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям общества с ограниченной ответственностью «Лысьва-теплоэнерго» (Лысьвенский городской округ)».

В обоснование требований указано на несоответствие оспариваемых положений Федеральному закону от 27 июня 2010г. № 190–ФЗ «О теплоснабжении», Основам ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», нарушение права общества, в связи с чем просит признать оспариваемое постановление недействующим.

Административное исковое заявление поступило в суд 11.11.2021 года; определением суда от 12.11.2021 года административное исковое заявление принято к производству суда.

В порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судом принято заявление ООО «Лысьва-теплоэнерго» об изменении основания исковых требований.

В обоснование административного иска административным истцом указано, что Министерством тарифного регулирования в рамках расчета арендной платы на 2021 год необоснованно не включены расходы по объектам: смартфон Appl iPhone Xr 6.1 64 Gb инвентарный номер 9858, смартфон Appl iPhone Xr 128 Gb инвентарный номер 100025, трицикл - инвентарный номер 17031, автомобиль Тойота Камри – инвентарный номер 17036. Транспортный налог принят в суммах, отличных от фактически понесенных арендодателем расходов, из расчета исключены суммы налога по транспортным средствам Тойота Камри и трициклу. Налог на имущество принят в суммах, отличных от фактически понесенных арендодателем расходов (в соответствии с декларацией по налогу на имущество за 2020г.) вследствие пересмотра максимальных сроков полезного использования по арендованному имуществу. Расходы субарендодателя в сумме арендных платежей, фактически понесенных и оплаченных арендатору за аренду имущества, переданного в субаренду по договору № ** от 30.05.2016 учтены не в полном объеме.

Представители административного истца ООО «Лысьва-теплоэнерго» в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивали по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, с учетом его уточнения, дополнительных письменных объяснениях.

Представитель административного ответчика Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в письменных возражениях и дополнениях к ним.

Заинтересованные лица Федеральная антимонопольная служба России, Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю в судебное заседание представителей не направили, извещены.

Заслушав стороны, заключение прокурора Синевой А.М., полагавшей, что не имеется правовых оснований для удовлетворения требований, суд приходит к следующему.

Государственное регулирование тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется на основании Федерального закона от 27 июля 2010г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее Закон о теплоснабжении), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012г.№ 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» Основ ценообразования в сфере теплоснабжения и Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее-Правила регулирования тарифов), а также Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г № 760-э (далее Методические указания).

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают тарифы на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов (пункт 1 части 2 статьи 5, пункт 1 части 3 статьи 7 и пункт 3 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении).

Полномочия на установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (пункт 1 части 2 статьи 5,пункт 1 части 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении).

Таким органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в Пермском крае в соответствии с Положением о Министерстве тарифного регулирования и энергетики Пермского края, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 26.10.2018г. № 631-п является упомянутое Министерство.

Судом установлено, что общество с ограниченной ответственностью «Лысьва-теплоэнерго» является теплоснабжающей организацией на территории муниципального образования «Лысьвенский городской округ» Пермского края и осуществляет регулируемую деятельности в сфере производства и реализации тепловой энергии (мощности), поставляемой потребителям общества в горячей воде.

К нерегулируемым видам деятельности, осуществляемым обществом, относятся производство тепловой энергии в паре по договорной цене на производство и передачу тепловой энергии в паре в открытой системе теплоснабжения (пар); производство электроэнергии; прочие виды деятельности.

Постановлением Региональной службы по тарифам Пермского края от 20 декабря 2018г. № 371-т «О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям общества с ограниченной ответственностью «Лысьва-теплоэнерго» (Лысьвенский городской округ) определены долгосрочные параметры регулирования деятельности общества с ограниченной ответственностью «Лысьва-теплоэнерго» (Лысьвенский городской округ) для формирования тарифов на тепловую энергию с использованием метода индексации.

Приложением 1 к Постановлению № 371-т установлены долгосрочные параметры регулирования на долгосрочный период регулирования для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов с 1 января 2019 по 31 декабря 2023г.. Приложением 2 к Постановлению 371-т установлены тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям на весь долгосрочный период.

В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22 октября 2012 № 1075 Министерством тарифного регулирования и энергетики Пермского края было принято постановление от 20 декабря 2020 № 292-т о внесении изменений в приложение 2 к постановлению Региональной службы по тарифам Пермского края от 20.12.2018 № 371-т «О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ООО «Лысьва-теплоэнерго» (Лысьвенский городской округ)» для общества был установлен тариф на тепловую энергию с 01.01.2021 по 30.06.2021 в размере 986,91 раб/Гкал, с 01.07.2021 по 31.12.2021 – в размере 929,42 руб/Гкал.

Не согласившись с размером установленного тарифа, ООО «Лысьва-теплоэнерго» обратилось в Федеральную антимонопольную службу России в порядке, установленном правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, с заявлением о разногласиях с органом регулирования, по результатам рассмотрения которого Федеральной антимонопольной службы России принято решение от 08.04.2021г. о частичном удовлетворении заявленных ООО «Лысьва-теплоэнерго» требований, Министерство признано нарушившим пункты 35 и 45 основ ценообразования в сфере теплоснабжения, пункт 5 Правил определения удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки и пункт 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, в связи с чем на орган регулирования возложена обязанность по проведению дополнительного анализа экономической обоснованности включения расходов в состав необходимой валовой выручки общества на 2021 год и отражения соответствующего анализа в экспертном заключении по статьям затрат «Арендная плата (по теплоснабжающим объектам)» и «расходы на топливо».

Во исполнение указанного решения Федеральной антимонопольной службы России Министерством тарифного регулирования и энергетики Пермского края 01.07.2021г. принято постановление № 27-т «О внесении изменений в приложение 2 к постановлению Региональной службы по тарифам Пермского края от 20.12.2018 № 371-т «О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям общества с ограниченной ответственностью «Лысьва-теплоэнерго» (Лысьвенский городской округ)», согласно которому для общества был установлен тариф на тепловую энергию с 01.01.2021 по 30.06.2021 в размере 986,91 раб/Гкал, с 01.07.2021 по 31.12.2021 – в размере 996,83 руб/Гкал.

Настоящее постановление опубликовано в установленном законом порядке на официальном сайте Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края http://mtre.permkrai.ru, 05.07.2021, издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», N 28, том 2, 12.07.2021.

Оценив доводы административного иска, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов административного дела, в обоснование расходов по статье «Арендная плата» обществом были представлены договор аренды имущества № ** от 30.05.2016, договор субаренды недвижимого имущества № ** от 30.05.2016, договор аренды имущества № ** от 15.04.2020г.. Проанализировав указанные договоры, Министерством тарифного регулирования и энергетики Пермского края произвело расчет арендной платы, включив обязательные платежи в размере 8090096,08 руб., в том числе 7618786,96 руб. (амортизация), 375177,12 руб. (налог на имущество), 84455 руб. (налог на землю), 11677 руб. (транспортный налог). По договору аренды недвижимого имущества № ** от 20.05.2016г. в расчет арендной платы включены обязательные платежи в размере 1071312,00 руб., также учтены затраты на амортизацию двухэтажного здания насосной станции в размере 37323,37 руб.. Распределение арендной платы произведено в соответствии с учетной политикой организации и при расчете тарифов на тепловую энергию учтена арендная плата в размере 3310,1 тыс. руб. (раздел IX п.20 Экспертного заключения, в части производства тепловой энергии) и 907,5 тыс. руб. (раздел XI п.20 Экспертного заключения, в части услуг по передаче тепловой энергии). Из расчета арендной платы исключены затраты на аренду автомобиля Тойота Камри, смартфон Appl iPhone Xr 6.1 64 Gb, смартфон Appl iPhone Xr 128 Gb, трицикл.

В соответствии с пунктом 45 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановление Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» Арендная плата и лизинговый платеж включаются в прочие расходы в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень. Экономически обоснованный уровень арендной платы или лизингового платежа определяется органами регулирования исходя из принципа возмещения арендодателю или лизингодателю амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду или лизинг, при этом экономически обоснованный уровень не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата или лизинговый платеж являлись критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора. В случае если договором аренды или договором лизинга предусмотрены расходы регулируемой организации (арендатора, лизингополучателя) на содержание и эксплуатацию полученного в аренду или лизинг имущества, указанные расходы учитываются в составе прочих расходов в экономически обоснованном размере.

В административном иске административный истец указывает, что смартфоны, автомобиль Тойота Камри, трицикл используются в хозяйственной деятельности общества. В расчет тарифа включены расходы по арендной плате автомобиля Лада Веста, который используется в качестве дежурного автомобиля на территории промышленной площадки в зоне ТЭЦ и в отсутствии второго автомобиля на территории Лысьвенского городского округа. Автомобиль Тойота Камри используется для оперативного решения производственных задач предприятия на территории Лысьвенского городского округа. Трицикл (мелкогабаритный грузовой мотороллер) используется для доставки мелких комплектующих на удаленные объекты имущественного комплекса Теплоэлектроцентраль с целью локализации, предупреждения, устранения аварий на объектах энергоснабжения, в том числе на местах установки коммерческих узлов учета. Смартфоны с большим объемом памяти необходимы для оперативного мониторинга технологических процессов, в том числе с использованием программы АСУ-Энерго с выводом информации для контроля процессов в режим реального времени.

Вместе с тем, обществом не было представлено экономического обоснования аренды указанного имущества. Как установлено в судебном заседании, ООО «Лысьва-теплоэнерго» осуществляет как регулируемый вид деятельности, так и нерегулируемый вид деятельности. Обоснования использования автомобиля Тойта Камри при осуществлении регулируемого вида деятельности не представлено, в частности, не представлено документов, подтверждающих использование данного транспортного средства в производственных целях, в том числе для обеспечения надежности и качества теплоснабжения. При этом следует учесть, что в расчет тарифа включены расходы на аренду транспортного средства Лада Веста, доказательств недостаточности данного транспортного средства для оперативного решения задач общества при осуществлении хозяйственной деятельности не представлено. Доводы административного истца об отсутствии обоснования со стороны органа регулирования включения в состав расходов по арендной плате расходов по аренде автомобиля Лада Веста, а не автомобиля Тойота Камри не могут быть приняты во внимание и не свидетельствуют о несоответствии оспариваемого нормативного правого акта требованиям закона, имеющего большую юридическую силу. В данном случае в рамках тарифного регулирования административный ответчик, включив в состав арендной платы расходы по аренде автомобиля Лада Веста, исходил из необходимости учета баланса экономических интересов теплоснабжающей организации, различных категорий потребителей тепловой энергии.

11.12.2020 года в Министерство тарифного регулирования и энергетики Пермского края обществом представлены пояснения, содержащие в том числе экономическое обоснование расходов по арендной плате в отношении трицикла.

В соответствии с пунктом 13 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования, представляет в орган регулирования предложение об установлении цен (тарифов) и заявление о выборе метода регулирования тарифов. В случае применения в отношении регулируемой организации метода обеспечения доходности инвестиционного капитала, метода индексации установленных тарифов или метода сравнения аналогов заявление о выборе метода регулирования тарифов представляется в орган регулирования до 1 мая последнего года долгосрочного периода регулирования.

Согласно пункту 15 Правил предложение об установлении цен (тарифов) состоит из заявления регулируемой организации об установлении цен (тарифов) (далее - заявление об установлении цен (тарифов)) и необходимых материалов.

Пунктом 21 Правил установлено, что орган регулирования представляет до 1 июня года, предшествующего очередному периоду регулирования, в федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов предложение об установлении предельных уровней тарифов, сформированное в соответствии с Основами ценообразования с учетом принятых им решений о выборе метода регулирования тарифов и предложений об установлении цен (тарифов) регулируемых организаций, представленных в соответствии с пунктами 13 - 20 настоящих Правил.

Пунктом 18 Правил предусмотрено, что предложение об установлении цен (тарифов) представляется в орган регулирования руководителем регулируемой организации или иным уполномоченным лицом, либо направляется заказным письмом с уведомлением о вручении, либо представляется в электронной форме, в том числе посредством федеральной государственной информационной системы "Единая информационно-аналитическая система "Федеральный орган регулирования - региональные органы регулирования - субъекты регулирования". Предложение об установлении цен (тарифов) в случае его представления в виде электронного документа подписывается электронной подписью заявителя.

Этим же пунктом Правил в редакции Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2602) установлено, что регулируемая организация вправе представить по своей инициативе в орган регулирования тарифов дополнительные материалы к предложениям об установлении тарифов до 1 декабря текущего года, но не позднее 7 календарных дней до дня проведения заседания правления (коллегии) органа регулирования тарифов, на котором принимается решение об установлении тарифов.

В соответствии с пунктом 13 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения в случае если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с незапланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, в том числе вызванного осуществлением расчетов за коммунальную услугу по отоплению равномерно в течение календарного года, учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме.

Согласно пункту 12 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 № 760-э в случае если по итогам расчетного периода регулирования на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности подтверждаются выпадающие доходы по регулируемым видам деятельности, связанные с превышением учтенного при установлении тарифов объема полезного отпуска над фактическим, то средства на компенсацию таких выпадающих доходов учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные выпадающие доходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме.

Таким образом, по общему правилу предложение регулируемой организации об установлении цен (тарифов) на очередной период регулирования представляется в орган регулирования до 1 мая текущего года, а согласно Правил в редакции Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2602 - до 1 декабря текущего года, но не позднее 7 календарных дней до дня проведения заседания правления (коллегии) органа регулирования тарифов, на котором принимается решение об установлении тарифов.

Формирование и соблюдение предельных уровней тарифов напрямую зависит от соблюдения сроков и полноты представленного предложения регулируемой организацией. Регулируемая организация, осуществляя регулируемый вид деятельности, несет риск непредставления либо несвоевременного предоставления всех необходимых для формирования тарифа документов. При этом Основами ценообразования и Правилами регулирования предусмотрена возможность компенсации обоснованных фактических затрат за пределами регулируемого периода.

Из материалов дела следует, что пояснения, содержащие экономическое обоснование расходов по аренде трицикла представлены обществом в Министерство тарифного регулирования и энергетики Пермского края 11.12.2020г., в связи с чем при принятии Постановления № 292-т от 20 декабря 2020г. Министерством не было учтено представленное обществом 11.12.2020г. обоснование расходов по аренде трицикла.

Оспариваемое административным истцом Постановление от 01 июля 2020г. № 27-т принято во исполнение Решения ФАС России от 8 апреля 2021г..

Решением ФАС России от 8 апреля 2021 года указано, что расходы по статье затрат «Арендная плата» были рассчитаны исходя из договоров аренды имущества, инвентарных карточек и расшифровки стоимости имущества, представленных регулируемой организацией. По ряду объектов основных средств Министерством при расчете амортизационных отчислений были применены сроки полезного использования, не соответствующие указанной в инвентарных карточках амортизационной группе. Органу регулирования предписано провести дополнительный анализ расходов по статье «Арендная плата», учитывая максимальные сроки полезного использования объектов основных средств в соответствии с амортизационной группой, определенной инвентарными карточками и отразить в экспертном заключении соответствующий анализ, предусмотренный пунктом 29 Правил регулирования № 1075, со ссылками на обосновывающие материалы.

Таким образом, принимая оспариваемое Постановление, орган регулирования, руководствуясь указанным Решением ФАС России, исходил из приведенных в решении конкретных предписаний, в связи с чем оснований для учета не представленных в установленные сроки дополнительных документов и включения в статью затрат «Арендная плата» дополнительно расходов по иному имуществу не имелось. При принятии заменяющего акта орган регулирования руководствовался теми документами, которые были представлены с заявлением регулируемой организации об установлении тарифов в установленный срок.

При этом расходы по аренде трицикла включены органом регулирования за 2020 год при корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию на 2022г. в рамках долгосрочного периода 2019-2023 в составе выпадающих доходов и, согласно пояснениям административного ответчика, указанные расходы за 2021г. будут учтены в составе выпадающих доходов при корректировке тарифов на 2023 год.

Принимая во внимание изложенное, доводы административного истца о том, что расходы по арендной плате трицикла, автомобиля Тойота Камри, смартфона Appl iPhone Xr 6.1 64 Gb, смартфона Appl iPhone Xr 128 Gb подлежали включению в статью затрат «Арендная плата» при определении тарифа в сфере теплоснабжения на 2021 год, являются несостоятельными.

Также по мнению административного истца, Министерство, исполняя Решение ФАС России, необоснованно снизило расходы общества по статье затрат «Арендная плата», не включив в данные затраты фактически понесенные расходы по договору субаренды № ** от 30.05.2016 в сумме арендных платежей. В целях подтверждения фактических расходов по договору субаренды недвижимого имущества № ** обществом представлен договор аренды недвижимого имущества № ** от 20.05.2016, дополнительные соглашения, оборотно-сальдовые ведомости, инвентарные карточки учета основных средств, расчет арендной платы по договору. Сумма арендной платы по договору ** от 20.05.2016г. составляет 1501798,31 руб., соответственно, расходы за год составили 18021579,72 руб.. Органом регулирования при установлении тарифа на 2021 год принято 1071312 руб. (амортизация 76464, налог на имущество 12812).

В обоснование требований в указанной части административный истец указывает на то обстоятельство, что для арендодателя ООО «***» арендная плата является обязательным платежом, установленным договором аренды, соответственно, органом регулирования расходы по договору субаренды должны быть приняты в размере фактических расходов.

Кроме того, по мнению административного истца, орган регулирования необоснованно применил максимальные сроки полезного использования активов по амортизационным группам, установленным Классификацией основных средств.

Приведенная позиция административного истца противоречит пункту 45 Основ ценообразования, которым предусматривается, что арендная плата включается в прочие расходы в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень, который определяется органами регулирования исходя из принципа возмещения арендодателю амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду, при этом экономически обоснованный уровень не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата являлась критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора.

В соответствии с пунктом 1 статьи 258 Налогового кодекса Российской Федерации амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями данной статьи и с учетом классификации основных средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации.

Из экспертного заключения и объяснений представителя ответчика следует, что расходы по данной статье затрат рассчитаны исходя из представленных договоров регулируемой организацией, амортизационных отчислений и обязательных платежей. Указанный подход согласуется с требованиями п.45 Основ ценообразования.

В соответствии со ст.73 Основ ценообразования № 1075 величина амортизации основных средств и нематериальных активов устанавливается на каждый год долгосрочного периода регулирования в году, предшествующем долгосрочному периоду регулирования, в соответствии с Методическими указаниями № 760-э с учетом остаточной стоимости основных средств нематериальных активов по данным бухгалтерского учета регулируемой организации.

При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

Из экспертного заключения, расшифровки расчета стоимости арендной платы следует, что во исполнение Решения ФАС расчет амортизации произведен Министерством на плановый период регулирования в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, начиная с даты принятия к учету, исходя из первоначальной стоимости основных средств.

Указанный принцип начисления амортизационных отчислений по объекту основных средств соответствует пункту 21 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н, согласно которому начисление амортизационных отчислений по объекту основных средств начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и производится до полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета.

Доводы административного истца о том, что платежи по договору субаренды являются обязательными платежами, в связи с чем подлежат учету при расчете тарифа в размере фактически понесенных расходов по арендной плате не основаны на законе. Расходы по арендной плате по договору субаренды подлежат учету в порядке, установленном пунктом 45 Основ ценообразования.

Распределение амортизации основных средств между производством и передачей тепловой энергии (мощности), поставляемой потребителям ООО «Лысьва-теплоэнерго», в горячей воде, производством тепловой энергии в паре по договорной цене на производство и передачу тепловой энергии в паре в открытой системе теплоснабжения (пар) произведено пропорционально ФОТ в соответствии с учетной политикой организации, утвержденной приказом от 21.09.2013г.31\4а.

Доводы административного истца о том, что указанный подход применим к новому имуществу отклоняются судом в силу следующего.

В соответствии с частью 7 статьи 258 Налогового кодекса российской Федерации организация, приобретающая объекты основных средств, бывшие в употреблении (в том числе в виде вклада в уставный (складочный) капитал или в порядке правопреемства при реорганизации юридических лиц), в целях применения линейного метода начисления амортизации по этим объектам вправе определять норму амортизации по этому имуществу с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками. При этом срок полезного использования данных основных средств может быть определен как установленный предыдущим собственником этих основных средств срок их полезного использования, уменьшенный на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущим собственником.

Согласно пункту 7 Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утвержденных Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 20.05.2003г. № 44н оценка передаваемого (принимаемого) при реорганизации организации имущества производится в соответствии с решением учредителей, определенным в решении (договоре) о реорганизации, - по остаточной стоимости, либо по текущей рыночной стоимости, либо по иной стоимости (фактической себестоимости материально-производственных запасов, первоначальной стоимости финансовых вложений и др.).

При этом стоимость имущества, отраженного в передаточном акте или разделительном балансе, должна совпадать с данными, приведенными в приложениях (описях, расшифровках) к передаточному акту или разделительному балансу в соответствующей стоимостной оценке.

Согласно пункту 14 Указаний начисление амортизации по основным средствам организаций производится с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором была осуществлена государственная регистрация организаций, исходя из срока полезного использования объекта и способа начисления амортизации, определяемых организациями, возникшими в результате реорганизации.

В обоснование доводов о применении иных сроков полезного использования основных средств не представлено сведений, подтверждающих эксплуатацию оборудования предыдущим владельцем, документы о приобретении объектов по остаточной стоимости и сведения, подтверждающие решение нового собственника о принятии на бухгалтерский баланс объектов основных средств по остаточной стоимости и остаточному сроку полезного использования.

Налог на имущество исчислен в соответствии с частью 1 статьи 3 Закона Пермского края от 13.11 2017 № 141-ПК «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае». На основании пункта 1 статьи 375 НК РФ налоговая база определена как среднегодовая стоимость имущества, которая определяется исходя из его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета. Транспортный налог в соответствии со справкой-расчетом на 2020 год составил 22,409 тыс.руб., органом регулирования учтен 11,677 тыс.руб., при этом снижение суммы налога связано с исключением налогов на транспортные средства, экономическая обоснованность включения которых в состав арендованного имущества не подтверждена.

Оценив доводы административного истца о нарушении органом регулирования положений пункта 15 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 15 Основ срок действия регулируемых цен (тарифов) не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральными законами или решениями Правительства Российской Федерации. Предельные (минимальные и (или) максимальные) уровни тарифов устанавливаются на финансовый год, если иное не установлено федеральными законами или решениями Правительства Российской Федерации. Долгосрочные тарифы устанавливаются на срок более 1 финансового года с учетом особенностей, предусмотренных настоящим документом. Тарифы на тепловую энергию (мощность), тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям и другим теплоснабжающим организациям, тарифы на услуги по передаче тепловой энергии и теплоносителя, а также тарифы на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям и другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются с календарной разбивкой по полугодиям исходя из непревышения величины указанных тарифов без учета налога на добавленную стоимость в первом полугодии очередного расчетного годового периода регулирования над величиной соответствующих тарифов без учета налога на добавленную стоимость во втором полугодии предшествующего годового периода регулирования по состоянию на 31 декабря.

Из материалов дела следует, что Постановлением № 27-т «О внесении изменений в приложение 2 к постановлению Региональной службы по тарифам Пермского края от 20.12.2018 № 371-т «О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям общества с ограниченной ответственностью «Лысьва-теплоэнерго» (Лысьвенский городской округ)», для общества установлен тариф на тепловую энергию с 01.01.2021 по 30.06.2021 в размере 986,91 руб/Гкал, с 01.07.2021 по 31.12.2021 – в размере 996,83 руб/Гкал.

В обоснование указанных доводов, административный истец указывает, что Постановлением № 68-т от 02.09.2021г., являющимся заменяющим актом, утверждены тарифы на период с 01.07.2020 по 31.12.2020 в размере 19041,42 руб., в связи с чем орган регулирования обязан привести в соответствие постановление № 27-т и установить тариф на период с 01.01.2021 по 30.06.2021г. в размере 1041,42 руб..

Указанные доводы административного истца не влекут признание оспариваемого постановления недействующим. Положениями пункта 15 Основ установлено, что тарифы устанавливаются с календарной разбивкой по полугодиям исходя из непревышения величины указанных тарифов в первом полугодии очередного расчетного годового периода регулирования над величиной соответствующих тарифов во втором полугодии предшествующего годового периода регулирования по состоянию на 31 декабря. Указанный принцип в данном случае соблюден, тариф, утвержденный на первое полугодие 2021г. не превышает тариф, установленный на второе полугодие 2020 года. При этом размер необходимой валовой выручки на организации на 2021г. не поставлен в зависимость от распределения тарифа по полугодиям.

В ходе судебного заседания административным истцом было заявлено ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы для решения вопроса являются ли экономически обоснованными установленные Министерством тарифного регулирования и энергетики Пермского края величины расходов по статье затрат «Арендная плата» на период регулирования 2021г..

В соответствии со ст. 77 КАС Российской Федерации в случае возникновения в ходе рассмотрения административного дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу, которая может быть поручена экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.

Оценив представленные доказательства, заслушав лиц, участвующих в деле, суд оснований для удовлетворения ходатайства не усмотрел. Поставленные административным истцом вопросы не требуют непосредственно экспертной оценки, связаны с решением вопроса о применении норм материального права при разрешении настоящего административного дела, несогласием административного истца с примененным органом регулирования подходом при расчете расходов по арендной плате. Кроме того, назначение экспертизы не является обязанностью суда, стороны не лишены были возможности представить соответствующие экспертные заключения по поставленным вопросам при рассмотрении дела.

Принимая во внимание изложенное, суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований административного иска.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административных исковых требований общества с ограниченной ответственностью «Лысьва-Теплоэнерго» к Министерству тарифного регулирования и энергетики Пермского края о признании недействующим приложение № 2 к постановлению Региональной службы по тарифам Пермского края от 20.12.2018 № 371-т «О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям общества с ограниченной ответственностью ООО «Лысьва-Теплоэнерго» (Лысьвенский городской округ) в редакции постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края «О внесении изменений в приложение 2 к постановлению Региональной службы по тарифам Пермского края от 20.12.2018 № 371-Т «О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям общества с ограниченной ответственностью «Лысьва-Теплоэнерго» (Лысьвенский городской округ» ) от 01 июля 2021 года № 27-т отказать.

Решение может быть обжаловано и на него может быть подано представление прокурором в Четвертый апелляционной суд общей юрисдикции через Пермский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья - подпись

Мотивированное решение изготовлено 16 мая 2022 года.