ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1083/2021 от 16.12.2021 Самарского областного суда (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 декабря 2021 года Самарский областной суд в составе:

Председательствующего судьи Панковой М.А.,

При секретаре судебного заседания Туроншоевой М.Ш.,

С участием представителя административного истца Федорова А.А.,

Представителя ГБУ СО «Центр кадастровой оценки» Васильевой Т.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1083/2021 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью Фирма «Нектар» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,

У С Т А Н О В И Л:

ООО Фирма «Нектар» обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, в котором просило суд установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под базу, для объектов общественно-делового значения, площадью 2 668,4 кв.м., адрес: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2020 года в размере 3 859 000 рублей,

установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под базу, для объектов общественно-делового значения, площадью 10 927,6 кв.м., адрес: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2020 года в размере 11 966 000 рублей,

установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под базу, для объектов общественно-делового значения, площадью 6 248 кв.м., адрес: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2020 года в размере 7 479 000 рублей.

Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником вышеуказанных земельных участков, кадастровая стоимость которых по результатам государственной кадастровой оценки существенно превышает размер рыночной стоимости, тем самым затронуты права и обязанности административного истца, как плательщика земельного налога.

В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на отчет об оценке ООО «<данные изъяты>» от 31.03.2021 года №113/2/21, согласно которому по состоянию на 01.01.2020 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером составляет 3 859 000 рублей, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером составляет 7 479 000 рублей, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером составляет 11 966 000 рублей.

Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Самарской области отклонила заявления административного истца о пересмотре кадастровой стоимости вышеуказанных земельных участков.

На основании изложенного, административный истец считает, что имеются основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в судебном порядке.

Представитель административного истца по доверенности от 01.01.2021 года № 01/2021 Федоров А.А. в судебном заседании административные исковые требования уточнил, просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером равной его рыночной стоимости в размере 4 248 093 рубля, установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2020 года в размере 14 282 373 рубля, установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2020 года в размере 8 834 672 рубля, в соответствии с результатами повторной судебной экспертизы.

Представитель ГБУ СО «Центр кадастровой оценки» по доверенности от 14.10.2021 года Васильева Т.Г. в судебном заседании не возражала против удовлетворения уточненных административных исковых требований.

Представители Управления Росреестра по Самарской области, Правительства Самарской области, ФФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Представитель ФФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области представил письменные пояснения, в которых разрешение заявленных требований оставил на усмотрение суда.

Иные участвующие в деле лица письменных возражений на административное исковое заявление не предоставили.

В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что уточненные административные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Часть 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определяет, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Положения пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривают, что для установления кадастровой стоимости земельного участка проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 года № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель» утвержден порядок проведения государственной кадастровой оценки земли.

Согласно пункту 10 названных Правил, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

Установлено, что ООО Фирма «Нектар» принадлежат на праве собственности земельный участок с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под базу, для объектов общественно-делового значения, площадью 2 668,4 кв.м., адрес: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>,

земельный участок с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под базу, для объектов общественно-делового значения, площадью 10 927,6 кв.м., адрес: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>,

земельный участок с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под базу, для объектов общественно-делового значения, площадью 6 248 кв.м., адрес: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных права на объект недвижимости от 10.03.2021 года, от 11.03.2021 года, от 12.03.2021 года.

В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 27 ноября 2020 года № 935 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области», по состоянию на 01.01.2020 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером определена в размере 4 763 147 рублей 37 копеек, земельного участка с кадастровым номером определена в размере 19 779939 рублей 48 копеек, земельного участка с кадастровым номером определена в размере 11 631 151 рубль 84 копейки, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 10.03.2021 года.

В соответствии с пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).

Таким образом, установление кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости направлено на защиту интересов административного истца от недостоверной, экономически необоснованной базы для определения размера налоговых платежей.

Согласно статье 22 Федерального закона Российской Федерации от 03.07.2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или суде по заявлению об оспаривании.

Заявление об оспаривании может быть подано в комиссию или в суд со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости до дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости такого объекта недвижимости, определенной в результате проведения новой государственной кадастровой оценки или по итогам оспаривания кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, или в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Решениями Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Самарской области от 12.05.2021 года №№ 8-21-2, 8-21-3, 8-21-4, заявления административного истца об оспаривании кадастровой стоимости рассматриваемых земельных участков были отклонены.

В силу статьи 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет независимого оценщика.

Административным истцом в обоснование требований представлен отчет об оценке от 31.03.2021 года № 113/2/21, подготовленный ООО «<данные изъяты>» из которого усматривается, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 01.01.2020 года составляет 3 859 000 рублей, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером составляет 7 479 000 рублей, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером составляет 11 966 000 рублей.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при её проведении.

В ходе судебного разбирательства судом удовлетворено ходатайство представителя заинтересованного лица ГБУ СО «Центр кадастровой оценки» о назначении по делу судебной экспертизы на предмет установления действительной рыночной стоимости спорных земельных участков.

Согласно экспертному заключению ООО «<данные изъяты>» от 22.07.2021 года, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 01.01.2020 года составляет 4 218 740 рублей, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 01.01.2020 года составляет 17 276 536 рублей, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 01.01.2020 года составляет 11 440 088 рублей.

По ходатайству представителя административного истца, по делу была назначена повторная судебная экспертиза в целях определения рыночной стоимости земельных участков.

Согласно заключению повторной судебной экспертизы ООО «<данные изъяты>» от 10.11.2021 года № 49/10-2021-Э, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 01.01.2020 года составляет 4 248 093 рубля, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 01.01.2020 года составляет 14 282 373 рубля, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 01.01.2020 года составляет 8 834 672 рубля.

Давая оценку представленным доказательствам, суд исходит из того, что заключение эксперта должно соответствовать положениям Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», требованиям федеральных стандартов оценки.

Оценивая экспертные заключения по правилам статьи 168 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд учитывает, что в заключение эксперта ООО «<данные изъяты>» определенная итоговая рыночная стоимость объектов экспертизы не является произвольной, при оценке объектов недвижимости эксперт руководствовался федеральными стандартами оценки; заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объекте оценки; в заключении приведены источники информации, нормативные документы и материалы, используемые при проведении экспертизы.

Экспертное заключение содержит анализ существующей методологии по определению рыночной стоимости земельных участков, описание качественных и количественных характеристик объектов исследования, анализ рынка объектов оценки, ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на его стоимость; анализ наиболее эффективного использования объектов исследования; описание процесса оценки, обоснование выбора используемых подходов к оценке, согласование результатов расчётов, объективные выводы, дающие исчерпывающий ответ на поставленный вопрос, с возможностью проверки их обоснованности.

Оснований не доверять выводам указанного экспертного заключения у суда не имеется, выводы эксперта последовательны, логичны, аргументированы, эксперт обладает соответствующей квалификацией в области оценки объектов недвижимости, предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, его заинтересованность в исходе дела отсутствует.

Каких-либо доказательств, которые могли бы свидетельствовать о недостоверности указанного экспертного заключения и определенной в нем величины рыночной стоимости спорного земельного участка, сторонами и заинтересованными лицами не представлено.

Суд полагает, что оснований для установления кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с отчетом об оценке не имеется, поскольку заключение повторной судебной экспертизы является наиболее полным и аргументированным.

Суд также полагает, что не имеется оснований для установления кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с результатами экспертизы, проведенной ООО»<данные изъяты>», поскольку экспертное заключение ООО «<данные изъяты>» является наиболее полным, аргументированным и последовательным, выполненным с использованием верных объектов-аналогов и применением необходимых корректировок.

Принимая во внимание представленные доказательства, в том числе заключение экспертиз, суд приходит к выводу о том, что кадастровая стоимость земельных участков является завышенной и нарушает права административного истца.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», следует, что законодательство о налогах и сборах предполагает установление налогов, имеющих экономическое основание.

Таким образом, требования административного истца подлежат удовлетворению в соответствии с результатами повторной судебной экспертизы.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Из материалов дела следует, что административный истец обращался в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Самарской области 09.04.2021 года, дата обращения в суд – 04.06.2021 года, что подлежит указанию в резолютивной части решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Административные исковые требования общества с ограниченной ответственностью Фирма «Нектар» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков удовлетворить

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под базу, для объектов общественно-делового значения, площадью 2 668,4 кв.м., адрес: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2020 года в размере 4 248 093 рубля.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под базу, для объектов общественно-делового значения, площадью 10 927,6 кв.м., адрес: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2020 года в размере 14 282 373 рубля.

установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под базу, для объектов общественно-делового значения, площадью 6 248 кв.м., адрес: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2020 года в размере 8 834 672 рубля.

Датой подачи административного иска в суд считать 04.06.2021 года, дата обращения в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Самарской области 09.04.2021 года.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 22.12.2021 года.

Председательствующий М.А.Панкова