ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1085/18 от 24.12.2020 Московского областного суда (Московская область)

№3а-50/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 декабря 2020 года г. Красногорск

Московская область

Московский областной суд в составе:

председательствующего судьи Палагиной А.А.,

при ведении протокола секретарем Романовым Я.А.,

с участием прокурора Ищенко Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-50/2020 по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства к Совету депутатов городского округа Лыткарино Московской области о признании недействующим в части отдельных положений решения Совета депутатов города Лыткарино Московской области от 13.05.2010 года № 875/85 «Об утверждении генерального плана развития городского округа Лыткарино на период до 2020 года» (в редакции решения Совета депутатов городского округа Лыткарино от 31.10.2019 года №454/54),

установил:

решением Совета депутатов города Лыткарино Московской области от 13.05.2010 года № 875/85 утвержден Генеральный план городского округа Лыткарино на период до 2020 года». Решением Совета депутатов городского округа Лыткарино Московской области от 31.10.2019 года в указанный нормативный акт внесены изменения.

Административный истец - Федеральное агентство лесного хозяйства обратился в Московский областной суд с административным исковым заявлением к Совету депутатов городского округа Лыткарино Московской области, с учетом последующего уточнения, о признании недействующим со дня принятия решение Совета депутатов города Лыткарино Московской области от 13.05.2010 года № 875/85 «Об утверждении генерального плана развития городского округа Лыткарино на период до 2020 года» (в редакции решения Совета депутатов городского округа Лыткарино от 31.10.2019 года №454/54), в части включения в границы населенного пункта города Лыткарино участков лесного фонда местонахождением: Подольское лесничество, Томилинское участковое лесничество, квартал 34 выдел 23, 24, 27-30, 37; квартал 35 выдел 29; квартал 40 выдел 3, 9, 10, 23, 35-38, 46, 51-61; квартал 49 выдел 2; квартал 59 выдел 1, 6, 9, 11-14, 16, 18-22; квартал 63 выдел 10, 11, 14-16; квартал 65 выдел 3, 30; квартал 69 выдел 7, 14; квартал 70 выдел 4-6, 16, 18; квартал 71 выдел 1, 7, 8, 10; квартал 74 выдел 1, 22, 26, 32, 33, общей площадью 65 928 кв.м. в координатах поворотных точек границы пересечения.

Требования мотивированы тем, что решением Совета депутатов города Лыткарино Московской области от 13.05.2010 года №875/85 «Об утверждении генерального плана развития городского округа Лыткарино на период до 2020 года» из земель лесного фонда в границы населенного пункта город Лыткарино были незаконно включены лесные участки общей площадью 397,7035 га. В ходе судебного разбирательства в указанное решение Совета депутатов города Лыткарино были внесены изменения 31.10.2019 года решением Совета депутатов городского округа Лыткарино Московской области № 454/54, которым границы города Лыткарино были изменены. Согласно представленным в материалы дела доказательствам, Комитетом лесного хозяйства Московской области из Государственного лесного реестра исключены земельные участки в границах городского округа Лыткарино на основании Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» от 29.07.2017 года №280-ФЗ.

Согласно заключению ФГБУ «Рослесинфорг» от 18.12.2020 года, общая площадь наложения города Лыткарино на земли лесного фонда (местоположение: Подольское лесничество, Томилинское участковое лесничество, квартал 34 выдел 23, 24, 27-30, 37; квартал 35 выдел 29; квартал 40 выдел 3, 9, 10, 23, 35-38, 46, 51-61; квартал 49 выдел 2; квартал 59 выдел 1, 6, 9, 11-14, 16, 18-22; квартал 63 выдел 10, 11, 14-16; квартал 65 выдел 3, 30; квартал 69 выдел 7, 14; квартал 70 выдел 4-6, 16, 18; квартал 71 выдел 1, 7, 8, 10; квартал 74 выдел 1, 22, 26, 32, 33), с учетом внесенных изменений в Генеральный план и Государственный лесной реестр составила 65 928 кв.м. При этом, нарушена процедура согласования проекта генерального плана, предусмотренная статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Оспариваемым актом, в нарушение положений Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) и Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее – Федеральный закон № 172-ФЗ) изменены целевое назначение и правовой режим земель лесного фонда, находящегося в федеральной собственности.

В судебном заседании представитель административного истца Федерального агентства лесного хозяйства на основании доверенности ФИО1 заявленные административные исковые требования, с учетом последующего уточнения, поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и уточнении к нему.

Представитель административного ответчика Совета депутатов городского округа Лыткарино Московской области по доверенности ФИО2 в судебном заседании просил отказать административному истцу в удовлетворении заявленных им требований ввиду их незаконности и необоснованности по основаниям, приведенным в письменных возражениях на административный иск. В обоснование своей правовой позиции указал на то, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий и с соблюдением требований законодательства к форме, процедуре принятия и введения его в действие, в строгом соответствии нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Представители заинтересованных лиц Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области по доверенности ФИО3, Администрации городского округа Лыткарино Московской области в судебном заседании также возражали против удовлетворения административного иска.

В судебном заседании представитель Комитета лесного хозяйства Московской области по доверенности ФИО4 поддержала требования административного истца Федерального агентства лесного хозяйства, указав, что в результате реализации оспариваемого решения была изменена категория земельных участков, имеющих наложение на земли лесного фонда с категории земель лесного фонда, на категорию – земли населенных пунктов.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, их представителей, исследовав представленные доказательства, проверив оспариваемые положения нормативного правового акта на их соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, проверив порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта, заслушав заключение прокурора Ищенко Е.И., полагавшей необходимым административное исковое заявление, с учетом произведенного уточнения, удовлетворить, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нормативный правовой акт (или его часть), не соответствующий иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признается судом недействующим полностью или в части со дня его принятия или иной определенной судом даты.

Исходя из положений части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для правильного разрешения настоящего спора об оспаривании нормативного правового акта юридически значимыми обстоятельствами являются: соблюдение порядка принятия нормативного правового акта, в частности, требования, устанавливающие полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В силу частей 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному кодексу, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 7, пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктами 1 и 3 статьи 8, частью 1 статьи 24 и частью 1 статьи 32 ГрК РФ утверждение генерального плана относится к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты.

Законом Московской области от 25.10.2004 года № 128/2004-ОЗ (в редакции от 07.02.2007 года № 13/2007-ОЗ) «О статусе и границе городского округа Лыткарино» муниципальное образование «Город Лыткарино Московской области» наделено статусом городского округа.

Согласно статье 7 Устава городского округа Лыткарино Московской области, принятого решением Совета депутатов города Лыткарино от 19.09.2007 года №423/43, в границах городского округа находится один населенный пункт – город Лыткарино Московской области.

Границы территории городского округа установлены Законом Московской области от 25.10.2004 года № 128/2004-ОЗ «О статусе и границе городского округа Лыткарино».

Исходя из положений статьи 16 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона Московской области от 24.07.2014 года № 106/2014-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области» органы местного самоуправления городских округов наделены государственными полномочиями по принятию решения об утверждении генерального плана округа.

В соответствии с ч. 5 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующих территориях, действуют в части, не противоречащей федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, конституциям (уставам), законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации, а также муниципальным правовым актам органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования.

В полномочия органов местного самоуправления городского округа входит организация и проведение публичных слушаний (общественных обсуждений) по разработанным проектам генеральных планов и последующее принятие представительным органом муниципального образования (с учетом результатов публичных слушаний, решений Главархитектуры Московской области и Градостроительного Совета Московской области) соответствующего решения по утверждению данных нормативных правовых актов.

Генеральный план развития городского округа Лыткарино на период до 2020 года, включающий в себя текстовые и графические материалы, был утвержден решением Совета депутатов города Лыткарино Московской области от 13.05.2010 года № 875/85. Решением Совета депутатов городского округа Лыткарино Московской области от 31.10.2019 года №454/54 в данный нормативный правовой акт внесены изменения.

Публичные слушания по проекту генерального плана развития городского округа Лыткарино на период до 2020 года были проведены 28.03.2007 года на основании постановления Главы города Лыткарино от 06.02.2007 года №11-п (опубликовано с проектом генерального плана в газете «Лыткаринские вести» от 16.02.2007 года №7 (682)). По результатам публичных слушаний было сформировано заключение о возможности принятия решения о согласовании проекта генерального плана городского округа Лыткарино на период до 2020 года с учетом мнения жителей г. Лыткарино. Заключение по результатам публичных слушаний было опубликовано в газете «Лыткаринские вести» от 27.04.2007 года №17 (692).

Утвержденный Генеральный план развития городского округа Лыткарино до 2020 года был опубликован в газете «Лыткаринские вести» от 04.06.2010 года №23 (854) и от 18.06.2010 года №25 (856), и размещен на официальном сайте города Лыткарино в сети «Интернет» - www.lytkarino.com (раздел «О городе» - подраздел «Градостроительство»).

На основании постановления Главы городского округа Лыткарино Московской области от 11.04.2019 года №332-п в период с 17.04.2019 года по 11.06.2019 года проведены публичные слушания по проекту внесения изменений в Генеральный план городского округа Лыткарино Московской области. По результатам публичных слушаний было составлено заключение от 11.06.2019 года, которое официально опубликовано в печатном издании – газете «Лыткаринские вести» №23 (1328) от 12 июня 2019 года.

Утвержденное по итогам публичных слушаний решение Совета депутатов городского округа Лыткарино от 31.10.2019 года №454/54 также опубликовано в установленном порядке в печатном издании – газете «Лыткаринские вести» №45 (1350) от 13 ноября 2019 года.

При таких обстоятельствах, решение в оспариваемой редакции принято уполномоченным органом в надлежащей форме, официально опубликовано в установленном порядке и по этим основаниям не оспаривается.

Муниципальные правовые акты, принятые по вопросам градостроительной деятельности, не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации (часть 4 статьи 3 ГрК РФ).

В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 года 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному выше федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В силу положений статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, все земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в частности, земли населенных пунктов, земли лесного фонда.

Пунктом 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

Исходя из положений статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов.

При этом, установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, схемы территориального планирования муниципального района, отображающих границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования (статья 84 ЗК РФ).

Порядок подготовки и утверждения схемы территориального планирования муниципального района, генерального плана городского округа, поселения определен статьями 20, 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Пунктом 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации закреплено, что проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в случаях, если предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда, за исключением случаев, предусмотренных частью 19 статьи 24 настоящего Кодекса.

С учетом приведенных выше нормативных положений, несоблюдение установленной процедуры согласования с собственником земель лесного фонда – Российской Федерацией в лице Федерального агентства лесного хозяйства перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов при установлении либо изменении границ населенных пунктов влечет признание таких нормативных правовых актов не соответствующими требованиям федерального законодательства и недействующими.

Как установлено судом и следует из материалов административного дела, решением Совета депутатов города Лыткарино Московской области от 13.05.2010 года №875/85 «Об утверждении генерального плана развития городского округа Лыткарино на период до 2020 года» (в редакции решения Совета депутатов городского округа Лыткарино от 31.10.2019 года № 454/54) из земель лесного фонда в границы населенного пункта города Лыткарино были включены лесные участки.

Согласно заключению ФГБУ «Рослесинфорг» от 18.12.2020 года, общая площадь наложения города Лыткарино на земли лесного фонда (местоположение: Подольское лесничество, Томилинское участковое лесничество, квартал 34 выдел 23, 24, 27-30, 37; квартал 35 выдел 29; квартал 40 выдел 3, 9, 10, 23, 35-38, 46, 51-61; квартал 49 выдел 2; квартал 59 выдел 1, 6, 9, 11-14, 16, 18-22; квартал 63 выдел 10, 11, 14-16; квартал 65 выдел 3, 30; квартал 69 выдел 7, 14; квартал 70 выдел 4-6, 16, 18; квартал 71 выдел 1, 7, 8, 10; квартал 74 выдел 1, 22, 26, 32, 33), с учетом внесенных изменений в Генеральный план и Государственный лесной реестр составила 65 928 кв.м.

При этом, судом установлено и доказательств обратного не представлено, что оспариваемое решение Совета депутатов в части включения в границы города Лыткарино лесных участков из состава земель лесного фонда, с Федеральным агентством лесного хозяйства не согласовывалось, в то время как изменение категории земель лесного фонда возможно только по согласованию с собственником – Российской Федерацией в лице уполномоченных органов.

Порядок согласования документов территориального планирования на момент принятия решения от 13.05.2010 года № 875/85 устанавливался постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2007 года № 178 «Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов территориального планирования муниципальных образований».

На момент внесения в решение Совета депутатов от 13.05.2010 года изменений решением от 31.10.2019 года согласование проектов документов территориального планирования муниципальных образований осуществлялось в Порядке, утвержденном приказом Минэкономразвития России от 21.07.2016 года № 460.

Согласно пункту 2.1 Порядка, орган, уполномоченный на подготовку проекта документа территориального планирования, направляет уведомление в Минэкономразвития России в случаях, указанных в части 1 статьи 25 Кодекса для проекта генерального плана поселения, проекта генерального плана городского округа.

На основании подпункта "в" пункта 2.7 Порядка отраслевые федеральные органы, госкорпорации осуществляют проверку проектов генеральных планов в части включения в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Между тем, доказательств соблюдения предусмотренной статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации процедуры согласования Генерального плана и внесения в него изменений административным ответчиком в материалы дела не представлено.

Положения Федерального закона от 29.07.2017 года № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» не дают оснований для исключения спорных участков из земель лесного фонда в отсутствие документов, подтверждающих проведение процедуры уточнения категории земли («лесной амнистии»).

При этом, утверждение заинтересованных лиц Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области и Администрации городского округа Лыткарино Московской области о том, что выявленное экспертом ФГУП «Рослесинфорг» пересечения являются результатом имеющейся погрешности при установлении границ земельных участков, состоятельным признать нельзя, поскольку данные аргументы доказательно не подтверждены и, напротив, опровергаются письменными пояснениями специалиста ФГУП «Рослесинфорг», имеющимися в материалах дела.

При данных обстоятельствах, у суда имеются законные основания для признания недействующим с момента вступления решения суда в законную силу решения Совета депутатов города Лыткарино Московской области от 13.05.2010 года № 875/85 «Об утверждении генерального плана развития городского округа Лыткарино на период до 2020 года» (в редакции решения Совета депутатов городского округа Лыткарино от 31.10.2019 года №454/54), в части включения в границы населенного пункта города Лыткарино участков лесного фонда местонахождением: Подольское лесничество, Томилинское участковое лесничество, квартал 34 выдел 23, 24, 27-30, 37; квартал 35 выдел 29; квартал 40 выдел 3, 9, 10, 23, 35-38, 46, 51-61; квартал 49 выдел 2; квартал 59 выдел 1, 6, 9, 11-14, 16, 18-22; квартал 63 выдел 10, 11, 14-16; квартал 65 выдел 3, 30; квартал 69 выдел 7, 14; квартал 70 выдел 4-6, 16, 18; квартал 71 выдел 1, 7, 8, 10; квартал 74 выдел 1, 22, 26, 32, 33, общей площадью 65 928 кв.м.

Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 44 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», с учетом того, что обязанность печатного издания, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт, опубликовать решение суда (после вступления его в законную силу) о признании этого акта или его части недействующими либо сообщение о решении суда прямо вытекает из положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ, статьи 196 АПК РФ, статьи 35 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации", вступившее в законную силу решение суда должно быть направлено судом в соответствующее печатное издание.

Данное решение суда или сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит опубликованию в печатном средстве массовой информации городского округа Лыткарино Московской области и на официальном сайте органов местного самоуправления городского округа Лыткарино Московской области в сети Интернет.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административные исковые требования Федерального агентства лесного хозяйства удовлетворить.

Признать не действующим с момента вступления решения суда в законную силу решение Совета депутатов города Лыткарино Московской области от 13.05.2010 года № 875/85 «Об утверждении генерального плана развития городского округа Лыткарино на период до 2020 года» (в редакции решения Совета депутатов городского округа Лыткарино от 31.10.2019 года №454/54), в части включения в границы населенного пункта города Лыткарино участков лесного фонда местонахождением: Подольское лесничество, Томилинское участковое лесничество, квартал 34 выдел 23, 24, 27-30, 37; квартал 35 выдел 29; квартал 40 выдел 3, 9, 10, 23, 35-38, 46, 51-61; квартал 49 выдел 2; квартал 59 выдел 1, 6, 9, 11-14, 16, 18-22; квартал 63 выдел 10, 11, 14-16; квартал 65 выдел 3, 30; квартал 69 выдел 7, 14; квартал 70 выдел 4-6, 16, 18; квартал 71 выдел 1, 7, 8, 10; квартал 74 выдел 1, 22, 26, 32, 33, общей площадью 65 928 кв.м.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба и прокурором принесено представление в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.А.Палагина

Мотивированное решение изготовлено 15.01.2021 года.