ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1085/20 от 31.07.2020 Пермского краевого суда (Пермский край)

УИД 59OS0000-01-2020-000682-62

Дело № 3а-1085/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

31 июля 2020 года Пермский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Хузяхралова Д.О.,

при секретаре Гатиной О.Ф.,

с участием прокурора Прокуратуры Пермского края Поносова А.В., представителя административного истца ФИО1, действующей на основании доверенности, представителя административного ответчика ФИО2, действующего на основании доверенности, представителей заинтересованного лица ФИО3, ФИО4, действующих на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми административное дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью «ВТБ-Авто» к Правительству Пермского края о признании недействующим в части постановления Правительства Пермского края от 30 декабря 2019 года № 1020-п «Об утверждении Документа планирования регулярных перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Пермском крае», в редакции Постановления Правительства Пермского края от 08 июля 2020 года № 490-п,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением Правительства Пермского края от 30 декабря 2019 года № 1020-п утвержден Документ планирования регулярных перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Пермском крае.

Постановление опубликовано 30 декабря 2019 года в издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края» за № 51 (том 2).

В соответствии с пунктом 2 данный документ вступил в силу через 10 дней после дня официального опубликования (то есть 09 января 2020 года), за исключением приложения 1 к Документу, которое вступает в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования настоящего Постановления.

Приложением 1 к Документу планирования утверждено решение об изменении вида регулярных перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Пермском крае с действующего вида регулярных перевозок «по нерегулируемым тарифам» на измененный вид регулярных перевозок «по регулируемым тарифам», в том числе в отношении межмуниципального маршрута № 106 «г. Пермь-д. Кондратово», которое вступает в силу по истечении 180 дней после официального опубликования постановления, то есть 27 июня 2020 года.

Постановлением Правительства Пермского края от 08 июля 2020 года № 490-п «О внесении изменений в приложение 1 к Документу планирования регулярных перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Пермском крае, утвержденному постановлением Правительства Пермского края от 30 декабря 2019 года № 1020-п» внесены изменения в приложение 1 к Документу планирования, в том числе, строка 9 в части, устанавливающей дату изменения вида регулярных перевозок, изложена в следующей редакции: «01 сентября 2020 года».

ООО «ВТБ-Авто» обратилось в Пермский краевой суд с административным иском к Правительству Пермского края о признании недействующим Приложение № 1 к Документу планирования регулярных перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Пермском крае, утвержденному постановлением Правительства Пермского края от 30 декабря 2019 года № 1020-п, в части слов «через 180 дней со дня вступления в силу постановления Правительства Пермского края*» в отношении позиции 9 маршрута регулярных перевозок № 106, «г. Пермь-д.Кондратово» таблицы «Решение об изменении вида регулярных перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Пермском крае».

В обоснование заявленных требований общество указало, что является субъектом отношений, регулируемым оспариваемым постановлением. В настоящее время общество осуществляет пассажирские перевозки автомобильным транспортом по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок № 106 «Пермь-Кондратово» по нерегулируемому тарифу на основании свидетельства об осуществлении регулярных перевозок, выданного Министерством транспорта Пермского края сроком действия с 28 февраля 2017 года по 28 февраля 2022 года. Вступление в силу оспариваемых положений предполагает прекращение перевозки пассажиров общества по маршруту № 106 «Пермь-Кондратово» по нерегулируемому тарифу, проведение аукциона, заключение государственного контракта на перевозку пассажиров по этому маршруту по регулируемому тарифу. Общество в 2020 году будет лишено права осуществления регулярных перевозок по нерегулируемому тарифу по межмуниципальному маршруту № 106, то есть значительно ранее срока, указанного в свидетельстве, до 28 февраля 2022 года. При вступлении в силу оспариваемых норм Министерство транспорта Пермского края в 2020 году прекращает действие свидетельства, выданного сроком до 28 февраля 2022 года, после чего прекращается действие карт маршрута регулярных перевозок, выданных для каждого автобуса на маршруте. По мнению общества, оспариваемые положения приняты в нарушение нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу и предусматривающих, что изменение вида регулярных перевозок с вида «по нерегулируемым тарифам» на вид «по регулируемым тарифам» допускается только после окончания действия свидетельства, если иной срок не согласован с перевозчиком.

В порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный истец изменил предмет заявленных требований, в связи с изданием Постановления Правительства Пермского края от 08 июля 2020 года № 490-п «О внесении изменений в приложение 1 к Документу планирования регулярных перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Пермском крае, утвержденному постановлением Правительства Пермского края от 30 декабря 2019 года № 1020-п», просит признать недействующим Приложение 1 к Документу планирования регулярных перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Пермскому крае, утвержденному постановлением Правительства Пермского края от 30 декабря 2019 года № 1020-п, в части слов «01 сентября 2020 г.» в отношении позиции 9 маршрута регулярных перевозок № 106 «г.Пермь-д.Кондратово» таблицы «Решение об изменении вида регулярных перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Пермском крае.

Административное исковое заявление поступило в суд 29 июня 2020 года, определением судьи принято к производству Пермского краевого суда 30 июня 2020 года, судебное заседание назначено на 29 июля 2020 года, в котором объявлен перерыв до 31 июля 2020 года.

Представитель административного истца ФИО1 в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивала по доводам, изложенным в исковом заявлении и дополнительных пояснениях.

Представитель административного ответчика ФИО2 в судебном заседании административные исковые требования не признал по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Определением судьи от 30 июня 2020 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство транспорта Пермского края.

Представители заинтересованного лица ФИО3, присутствующая в судебном заседании до объявления перерыва, и ФИО4, присутствующая в судебном заседании после перерыва, административные исковые требования не поддержали по доводам, изложенным в письменных пояснениях.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Пермской краевой прокуратуры, полагавшего, что административные исковые требования подлежат удовлетворению, пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части восьмой указанной статьи, в полном объеме (часть 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В соответствии с частью 8 указанной нормы при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Согласно Конституции Российской Федерации Российская Федерация является демократическим федеративным правовым государством, федеративное устройство которого основано на государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (статья 1, часть 1; статья 5, часть 3); разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий (статья 11, часть 3).

Как указано в Федеральном законе от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется в соответствии с закрепленными Конституцией Российской Федерации принципами, в том числе принципом разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и принципом самостоятельного осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий (подпункты «е», «ж» пункта 1 статьи 1).

Государственное регулирование деятельности транспортавключает систему мер организационно-правового характера, финансово-экономического и другого ресурсного обеспечения. В соответствии со статьей 71 (пункт «и») Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся лишь федеральный транспорт и федеральные пути сообщения. Непосредственно Конституцией Российской Федерации сами вопросы транспортного обслуживания населения не отнесены ни к ведению Российской Федерации, ни к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации (статьи 71 и 72).

До 2003 года четкое разграничение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения в сфере транспортной деятельности отсутствовало. С принятием Федерального закона от 4 июля 2003 года № 95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации органов законодательной (представительной) и исполнительной государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросоворганизации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении, осуществления регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым таксиотнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения (подпункт 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации органов законодательной (представительной) и исполнительной государственной власти субъектов Российской Федерации»), однако иные вопросы, включая способы реализации данных полномочий и определение понятия межмуниципального сообщения, указанным Федеральным законом не урегулированы.

На федеральном уровне отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок, регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту – Закон № 220-ФЗ).

Из материалов дела следует, что ООО «ВТБ-Авто», являясь субъектом правоотношений, регулируемых приведенным федеральным законом, осуществляет пассажирские перевозки автомобильным транспортом по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок № 106 «Пермь-Кондратово» по нерегулируемому тарифу на основании свидетельства об осуществлении регулярных перевозок серии 000001 № 000357, выданного Министерством транспорта Пермского края со сроком действия с 28 февраля 2017 года по 28 февраля 2022 года.

В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 3, части 2 статьи 17 Закона № 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок (далее - свидетельство) является документом, подтверждающим право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок. В силу части 10 статьи 4, статьи 19 Закона № 220-ФЗ после получения свидетельства и карты соответствующего маршрута лица, осуществляющие перевозки, приобретают право на пассажирские перевозки.

Пунктом 16 части 1 статьи 3 Закона № 220-ФЗ установлено два вида регулярных перевозок - регулярные перевозки по регулируемым тарифам и по нерегулируемым тарифам, а также предусмотрены соответствующие процедуры для получения права на осуществление перевозок по маршруту регулярных перевозок:

по регулируемым тарифам - заключение государственного или муниципального контракта в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений Закона № 220-ФЗ;

по нерегулируемым тарифам - выдача свидетельства по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок или без проведения такого конкурса в установленных законом случаях (части 2, 3 статьи 19 Закона № 220-ФЗ).

Таким образом, свидетельство является одним из основных документов, подтверждающих право соответствующего хозяйствующего субъекта на осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по определенному маршруту регулярных перевозок.

Федеральными законами «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы организации транспортного обслуживания населения, создание условий для предоставления транспортных услуг населению отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. В рамках указанных полномочий органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления организуют перевозки пассажиров автомобильным транспортом в пределах муниципальных образований и субъектов Российской Федерации.

В целях формирования единого рынка муниципальных и межмуниципальных автотранспортных услуг, приведения системы управления пассажирским транспортом в соответствие с условиями рыночной экономикина территории субъекта Российской Федерации, упорядочения деятельности, связанной с организацией муниципальных и межмуниципальных перевозок пассажиров автомобильным транспортом, развития транспортных услуг на территории субъекта Российской Федерации, разрабатываются законы и (или) иными нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, для урегулирования отношений по организации регулярных перевозок, не урегулированных нормативными правовыми актами федерального уровня.

В частности, к таким нормативным правовым актам высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, устанавливающим перечень мероприятий по развитию регулярных перевозок, организация которых в силу Закона № 220-ФЗ отнесена к компетенции уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченных органов местного самоуправления, относится документ планирования регулярных перевозок (пункт 27 части 1 статьи 3 Закона № 220-ФЗ).

Документ планирования регулярных перевозок, являясь нормативным правовым актом, подготавливается в соответствии с Порядком подготовки документа планирования регулярных перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Пермском крае (далее по тексту – Порядок), утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 13 ноября 2019 года № 818-п, на основании части 4 статьи 2 Закона № 220-ФЗ, части 2 статьи 4 Закона Пермского края от 12 октября 2006 года № 19-КЗ «Об основах организации транспортного обслуживания населения на территории Пермского края».

Указанный Порядок определяет перечень мероприятий по подготовке документа планирования регулярных перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Пермском крае (далее соответственно - Документ планирования, регулярные перевозки) (пункт 1 Порядка).

Пунктом 2 Порядка определены цели подготовки Документа планирования, к которым относятся: определение направлений развития регулярных перевозок (п. 2.1); улучшение качества транспортного обслуживания населения Пермского края на межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок (п. 2.2).

Уполномоченным органом на подготовку Документа планирования является Министерство транспорта Пермского края (далее - Уполномоченный орган). Документ планирования утверждается Правительством Пермского края (пункт 3 Порядка).

Из положений пункта 4 Порядка следует, что документ планирования содержит: основания для установления того или иного вида регулярных перевозок при установлении, изменении межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок (пункт 4.1); решение об изменении вида регулярных перевозок по форме согласно приложению к настоящему Порядку (пункт 4.2); перечень мероприятий по развитию регулярных перевозок (пункт 4.3); значения разницы в расписаниях между временем отправления транспортных средств по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок (пункт 4.4).

Исходя из анализа указанного порядка, с учетом положений Закона № 220-ФЗ, следует, что решение об изменении вида регулярных перевозок изначально принимается документом планирования, в котором устанавливается срок вступления в силу указанного решения.

Постановлением Правительства Пермского края от 30 декабря 2019 года № 1020-п утвержден Документ планирования регулярных перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Пермском крае.

Постановление опубликовано 30 декабря 2019 года в издании Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края» за № 51 (том 2).

В соответствии с пунктом 2 данный документ вступил в силу через 10 дней после дня официального опубликования (то есть 09 января 2020 года), за исключением приложения 1 к Документу, которое вступает в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования настоящего Постановления.

Приложением 1 к Документу планирования утверждено решение об изменении вида регулярных перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок в Пермском крае № 106«г. Пермь-д.Кондратово» с действующего вида регулярных перевозок «по нерегулируемым тарифам» на измененный вид регулярных перевозок «по регулируемым тарифам», которое вступает в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования Постановления.

Постановлением Правительства Пермского края от 08 июля 2020 года № 490-п «О внесении изменений в приложение 1 к Документу планирования регулярных перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Пермском крае, утвержденному постановлением Правительства Пермского края от 30 декабря 2019 года № 1020-п» внесены изменения в приложение 1 к Документу планирования, в том числе в части вступления в силу решения обизменениивида регулярных перевозок спорного маршрута – с «вступает в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования Постановления» на «01 сентября 2020 года».

С учетом приведенных норм федерального и регионального законодательства оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах предоставленной компетенции, в установленной форме, с соблюдением процедуры принятия, населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, была обеспечена возможность ознакомиться с его содержанием путем опубликования в одном из официальных источников.

Административный истец, не оспаривая безусловное право административного ответчика на принятие решения об изменении вида регулярных перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, относящиеся к его компетенции, полагает, что указанное решение может вступить в силу только после окончания действия свидетельства об осуществлении регулярных перевозок (в 2022 году), а не в установленный административным ответчиком срок(01 сентября 2020 года), в связи с чем оспариваемое положение, по мнению административного истца, противоречит федеральному законодательству Российской Федерации, в частности положениям части 3 статьи 12 Закона № 220-ФЗ, поэтому подлежит признанию недействующим.

Возражая против удовлетворения административных исковых требований, административный ответчик и заинтересованное лицо, указали, что в рамках настоящего спора положения части 3 статьи 12 Закона № 220-ФЗ применению не подлежат, поскольку имеется специальная норма, имеющая приоритетное значение,– статья 18 Закона № 220-ФЗ, которая предусматривает уведомление о решении об изменении вида регулярных перевозках не позднее ста восьмидесяти дней до дня вступления указанного решения в законную силу.

Исходя из характера заявленных требований, юридически значимыми обстоятельствами являются, среди прочего, соблюдение норм закона при изменении вида регулярных перевозок в части порядка принятия такого решения и вступления его в силу – по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования Постановления (либо иная дата, в данном случае, 01 сентября 2020 года), либо по окончании срока действия ранее выданного административному истцу свидетельства об осуществлении регулярных перевозок.

Из пояснений административного ответчика и заинтересованного лица следует, что при принятии решения об изменении вида регулярных перевозок спорного маршрута и установлении даты таких изменений в приложении 1 к Документу планирования, Правительство Пермского края исходило из положений статьи 18 Закона № 220-ФЗ.

Так, частью 1 статьи 18 Закона № 220-ФЗ предусмотрено, что изменение вида регулярных перевозок, осуществляемых по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок, допускается при условии, если данное решение предусмотрено документом планирования регулярных перевозок.

В соответствии с частью 2 статьи 18 Закона № 220-ФЗ, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, установившие муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок или смежный межрегиональный маршрут регулярных перевозок, в отношении которых принято решение об изменении вида регулярных перевозок, обязаны уведомить об этом решении юридическое лицо, индивидуального предпринимателя, уполномоченного участника договора простого товарищества, осуществляющих регулярные перевозки по соответствующему маршруту, не позднее ста восьмидесяти дней до дня вступления указанного решения в силу.

Аналогичные положения по своему содержания и смыслу содержатся в нормативных правовых актах субъекта Пермского края.

Так, пунктом 4 Закона Пермского края от 12 октября 2006 года № 19-КЗ «Об основах организации транспортного обслуживания населения на территории Пермского края» предусмотрено, что после утверждения изменения вида регулярных перевозок в документе планирования регулярных перевозок уполномоченный орган исполнительной власти Пермского края обязан уведомить об этом решении юридическое лицо, индивидуального предпринимателя, уполномоченного участника договора простого товарищества, осуществляющих регулярные перевозки по соответствующему маршруту, не позднее ста восьмидесяти дней до дня вступления указанного решения в силу.

При этом пунктом 7 Постановления Правительства Пермского края от 13 ноября 2019 года № 818-п «Об утверждении Порядка подготовки документа планирования регулярных перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Пермском крае» также предусмотрено, что если документом планирования предусматривается отмена межмуниципального маршрута регулярных перевозок, изменение вида регулярных перевозок, Уполномоченный орган уведомляет юридическое лицо, индивидуального предпринимателя, уполномоченного участника договора простого товарищества об отмене межмуниципального маршрута регулярных перевозок, изменении вида регулярных перевозок не позднее чем за 180 дней до дня вступления в силу постановления Правительства Пермского края о внесении изменений в Документ планирования.

Проанализировав указанные положения, суд приходит к выводу, что после утверждения изменения вида регулярных перевозок в документе планирования регулярных перевозок уполномоченный орган исполнительной власти Пермского края (Министерство транспорта Пермского края) обязан уведомить об этом решении юридическое лицо, осуществляющее регулярные перевозки по соответствующему маршруту, не позднее ста восьмидесяти дней до дня вступления указанного решения в силу.

Таким образом, сроки уведомления уполномоченным органом юридического лица, осуществляющего регулярные перевозки по соответствующему маршруту, зависят от вступления в силу решения об изменении вида регулярных перевозок. При этом следует отметить, что ни положения статьи 18 Закона № 220-ФЗ, ни положения пункта 4 Закона Пермского края от 12 октября 2006 года № 19-КЗ «Об основах организации транспортного обслуживания населения на территории Пермского края», ни положения пункта 7 Постановления Правительства Пермского края от 13 ноября 2019 года № 818-п «Об утверждении Порядка подготовки документа планирования регулярных перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Пермском крае» не содержат порядок вступления в силу решения об изменении вида регулярных перевозок, а содержат лишь порядок уведомления перевозчика уполномоченным органом о предстоящем вступлении в силу указанного решения.

Тем самым, из содержания положений статьи 18 Закона № 220-ФЗ следует, что наряду с соблюдением документов планирования регулярных перевозок, она определяет минимальные сроки уведомления о таком решении до дня вступления его в законную силу – 180 дней. Из числа условий вступления в силу решения в данной статье содержится отсылочное правовое предписание о внесении таких сведений в реестры маршрутов регулярных перевозок в порядке, установленном законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом.

Условия вступления в силу изменений муниципального маршрута, межмуниципального маршрута регулярных перевозок определены статьей 12 Закона № 220-ФЗ.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 12 Закона № 220-ФЗ, порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок, межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок (в том числе порядок рассмотрения заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, участников договора простого товарищества об установлении, изменении либо отмене данных маршрутов, а также основания для отказа в установлении либо изменении данных маршрутов, основания для отмены данных маршрутов) устанавливается с учетом положений настоящего Федерального законав отношении межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок - законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок считаются установленными или измененными соответственно со дня включения предусмотренных пунктами 1 - 11 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведений о данных маршрутах в реестры соответствующих маршрутов регулярных перевозок, со дня изменения предусмотренных пунктами 3 - 11 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведений о данных маршрутах в этих реестрах (часть 2 статьи 12 Закона № 220-ФЗ).

Таким образом, изменением маршрута регулярных перевозок является изменение сведений, предусмотренных пунктами 3 - 11 части 1 статьи 26 Закона № 220-ФЗ.

Пунктом 8 части 1 статьи 26 Закона № 220-ФЗ предусмотрено, что в реестры маршрутов регулярных перевозок должны быть включены, в том числе вид регулярных перевозок, под которым, в силу пункта 16 статьи 3 Закона № 220-ФЗ, понимается регулярные перевозки по регулируемым тарифам или регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам.

При таких обстоятельствах, исходя из системного толкования указанных положений, следует, что изменение сведений о виде регулярных перевозок (регулярные перевозки по регулируемым тарифам или регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам) является изменением маршрута регулярных перевозок.

При этом положения частей 2, 4 статьи 12 Закона № 220-ФЗ не предусматривают корректировку сведений реестра муниципальных маршрутов без принятия решения об отмене (изменении) такого маршрута. То есть, изменение вида регулярных перевозок в соответствующем реестре оформляется решением об изменении маршрута в части вида регулярных перевозок.

В процессе рассмотрения дела представители заинтересованного лица Министерства транспорта Пермского края сначала отрицали то обстоятельство, что изменение сведений о виде регулярных перевозокявляется изменением маршрута регулярных перевозок, в последующем, указанное обстоятельство подтвердили, о чем указали в письменных дополнительных возражениях.

Тем самым, положения статьи 12 Закона № 220-ФЗ, регулирующие порядок изменения маршрута и вступления в силу решения об изменении маршрута, подлежат применению в случае изменения вида регулярных перевозок, поскольку комплексное понятие «маршрут» включает в себя вид регулярных перевозок.

Частью 3 статьи 12 Закона № 220-ФЗ предусмотрено, что если меньшие сроки не согласованы с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или уполномоченным участником договора простого товарищества, которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, в течение срока действия такого свидетельства решение об изменении либо отмене соответствующего маршрута по инициативе установивших его уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченного органа местного самоуправления принимается не позднее чем за сто восемьдесят дней до дня окончания срока действия такого свидетельства и вступает в силу по окончании срока действия такого свидетельства.

Суд отмечает, что редакция части 3 статьи 12 Закона № 220-ФЗ в настоящее время, а также в период принятия оспариваемого в части нормативного правового акта, действует в редакции Федерального закона от 29 декабря 2017 года № 480-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившего в силу 29декабря 2017 года, а в ранее действующей редакции отсутствовали слова «и вступает в силу по окончании срока действия такого свидетельства».

Исходя из юридико-технического изложения указанной нормы следует, что решение об изменении маршрута, в том числе, в части вида регулярных перевозок, должно быть принято, в случае, если меньшие сроки не согласованны с перевозчиком, не позднее чем за сто восемьдесят дней до дня окончания срока действия такого свидетельства и вступает в силу по окончании срока действия такого свидетельства.

То есть фактически законодатель возлагает обязанность на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, установившие межмуниципальный, муниципальный маршруты, соответственно, в отношении которых принято решение об изменении вида регулярных перевозок, принимать решения и устанавливать срок вступления в силу принятого решения не менее чем за сто восемьдесят дней до дня окончания срока действия такого свидетельства, и, соответственно, исполнение требования закона об уведомлении лица, осуществляющего перевозки по соответствующему маршруту.

Принятие решения об изменении вида регулярных перевозок реализуется путем включения его в приложение 1 к Документу планирования, в котором также определяется срок вступления данного решения в силу. При этом вступление в силу постановления и решения, изложенного в приложении к постановлению, имеют разный порядок вступления в силу, о чем указанно в пункте 2 данного постановления, согласно которому постановление вступает в силу через 10 дней после дня официального опубликования (то есть 09 января 2020 года), за исключением приложения 1 к Документу («Решения об изменении вида регулярных перевозок»), которое вступает в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования настоящего Постановления.

Условия вступления в силу решения об изменении вида регулярных перевозок оспариваемым нормативным правовым актом не соблюдены.

В данном случае, решение об изменении вида регулярных перевозок в отношении маршрута № 106 «г. Пермь-д.Кондратово» изложено в Документе планирования, и вступает в законную силу 01 сентября 2020 года, то есть до даты окончания срока действия выданного административному истцу свидетельства.

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что с административным истцом, которому выдано свидетельство об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, меньшие сроки вступления в силу решения об изменении соответствующего маршрута не согласованы. При таких обстоятельствах, изменение маршрута № 106 «Пермь-д.Кондратово» произведено документом планирования в период действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок без согласования с обществом меньших сроков, чем указанных в этом свидетельстве (до 2022 года).

Вопреки ошибочным доводам административного ответчика и заинтересованного лица, основанным на неверном толковании норм материального права, положения статьи 18 Закона № 220-ФЗ регулируют обязательный порядок уведомления перевозчика уполномоченным органом о принятом решении об изменении вида регулярных перевозок, безотносительно опубликования постановления, которым принято данное решение (уведомление направляется дополнительно уполномоченным органом); а положения статьи 12 Закона № 220-ФЗ регулируют порядок и сроки вступления в силу решения об изменении вида регулярных перевозок, то есть изменения или отмены маршрута, которые определяются исключительно из факта окончания срока действия свидетельства об осуществлении регулярных перевозок.

Таким образом, положения статей 12 и 18 Закона № 220-ФЗ регулируют различные этапы правоотношений, поэтому статья 18 Закона № 220-ФЗ не может быть признана как специальная норма, имеющая приоритетное правоприменение перед общими нормами исходя из общеправового принципа lex specialis derogat generali (с лат. — «специальный закон отменяет (вытесняет) общий закон»), определяющего критерий выбора в случае конкуренции общей и специальной норм, регулирующих одни и те же общественные отношения, по отношению к статье 12 Закона № 220-ФЗ. Доводы административного ответчика и заинтересованного лица об обратном основаны на неверном толковании норм материального права.

Деятельность перевозчика может быть прекращена по независящей от него причине - по решению уполномоченного органа об отмене или изменении маршрута регулярных перевозок. В этом случае для защиты интересов перевозчика установлено правило (пункт 3 статьи 12, пункт 8 статьи 13 Закона № 220-ФЗ), обязывающее уполномоченный орган принимать решение об изменении либо отмене соответствующего маршрута не позднее чем за сто восемьдесят дней до дня окончания срока действия свидетельства, которое вступает в силу по окончании срока действия такого свидетельства. Напротив, в интересах пассажиров перевозчик, добровольно подавший заявление о прекращении действия свидетельства, обязан продолжать осуществление регулярных перевозок в течение девяноста дней со дня поступления заявления в уполномоченный орган (пункт 3 статьи 29 Закона № 220-ФЗ).

Тем самым, по своей сути, правило об исчислении срока вступления в силу решения об изменении маршрута, в том числе, в части изменения вида регулярных перевозок, по окончанию срока действия свидетельства направлено на обеспечения баланса прав субъектов правоотношений, на исключение произвольного прекращения действия свидетельства, в обход предусмотренных законом процедуры его прекращения.

Основания прекращения действия свидетельства по инициативе уполномоченного органа, выдавшего свидетельство, перечислены в пунктах 1, 2, 4, 6, 7 и 8 части 1 статьи 29 Закона № 220-ФЗ, и наряду с иными основаниями предусматривают в пункте 4 положение, согласно которому вступление в силу предусмотренного статьей 18 Закона № 220-ФЗ решения о прекращении регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам и начале осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам.

Таким образом, прекращение действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок по инициативе уполномоченного органа в связи с изменением вида регулирования деятельности поставлено в зависимость от вступления в силу, предусмотренного статьей 18 Закона № 220-ФЗ, решения о прекращении регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам и начале осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам. И поскольку в силу статьи 18 Закона № 220-ФЗ решение органа местного самоуправления об отмене или изменении маршрута вступает в силу только по окончании срока действия свидетельства, истечение срока действия свидетельства определено как обязательное условие прекращения действия свидетельства и вступление в силу решения о прекращении регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам и начале осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам. То есть эти два условия должны наступить одновременно.

Довод административного ответчика о том, что регулярные пассажирские перевозки по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах Пермского края осуществляются только в интересах населения Пермского края, а не в коммерческих интересах предприятий, осуществляющих такие перевозки, не имеет правового значения, поскольку интересы указанных лиц не могут обеспечиваться путем нарушения норм федерального законодательства Российской Федерации. Суд отмечает, что при изменении законодателем положений части 3 статьи 12 Закона № 220-ФЗ были учтены интересы всех участников правоотношений, в том числе потребителей услуг.

Исходя из смысла внесенных изменений, они призваны обеспечить стабильность и предсказуемость условий ведения деятельности перевозчика, что не противоречит общественным интересам.

Тем самым, указанный довод административного ответчика противоречит положениям статьи 26.3.3 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», предусматривающей, что регулирующее воздействие нормативных правовых актов не должно вводить избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской деятельности, а также положения, способствующие возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской деятельности.

Положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции, в силу части 1 статьи 1 Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» являются коррупциогенными факторами.

Доводы административного ответчика и заинтересованного лица о том, что оспариваемый в части нормативный правовой акт не нарушает права административного лица, является несостоятельным, поскольку определенный в нем срок вступления в силу решения об изменении вида регулярных перевозок влечет досрочное прекращение действия свидетельства об осуществлении регулярных перевозок в нарушении процедуры его прекращения. Возможность участия в конкурсе по выбору перевозчика не свидетельствует об отсутствии нарушения прав административного истца принятым нормативным правовым актом в части определения срока вступления в силу решения об изменении вида регулярных перевозок, поскольку не гарантирует другие условия хозяйствования.

Правового значения не имеют также доводы административного ответчика о неоднократном поступлении жалоб от пассажиров на неудовлетворительное обслуживание (некорректное поведение кондукторов, техническое состояние автобусов, нарушение расписания, жалобы на частоту и освещенность и т.д.), поскольку указанные обстоятельства могут быть исследованы лишь при решении вопроса о досрочном прекращении свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок в соответствии с положениями статьи 29 Закона № 220-ФЗ. Из материалов дела следует, что свидетельство административного истца не прекращено, Министерством транспорта Пермского края какие-либо действия, направленные на досрочное прекращения свидетельства в связи с наличием претензий по качеству обслуживания пассажиров, не предпринимались, в судебные органы по этому вопросу министерство не обращалось.

Судом установлено, что к спорным правоотношениям положения статьи 39 Закона № 220-ФЗ применению не подлежат.

В силу части 4 статьи 2 Закона № 220-ФЗ подготовка документов планирования регулярных перевозок осуществляется с учетом положений настоящего Федерального закона в порядке, установленном законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, а в случае, если соответствующим актом предусмотрены мероприятия по организации регулярных перевозок по смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок, - в порядке, установленном соглашением об организации регулярных перевозок между субъектами Российской Федерации, в границах которых проходят данные маршруты.

Между тем, оспариваемый нормативный правовой акт в части даты изменения вида регулярных перевозок в отношении спорного маршрута, являясь документом планирования регулярных перевозок, подготовлен в нарушении положений Закона № 220-ФЗ, а также в нарушении порядка, установленного законами или иными нормативными правовыми актами Пермского края, что свидетельствует о наличии оснований для признания недействующей строку 9 в Приложении 1 к Документу планирования регулярных перевозокавтомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Пермском крае, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 30 декабря 2019 года № 1020-п «Об утверждении Документа планирования регулярных перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Пермском крае», в редакции Постановления Правительства Пермского края от 08 июля 2020 года № 490-п, в части, устанавливающей дату изменения вида регулярных перевозок – 01 сентября 2020 года.

Наличие заключений Прокуратуры Пермского края, Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю, Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю о соответствии проекта требованиям действующего законодательства Российской Федерации, не является для суда основанием для отказа в признании нормативного правового акта недействующим.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается в том числе решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд считает возможным применить норму пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и, учитывая, что оспариваемое положение в части является датой вступления в силу решения об изменении вида регулярных перевозок, которая в настоящее время не наступила, и изначально вошла в противоречие с нормативными правовыми актами, имеющими большую силу, полагает необходимым признать недействующимсоответствующую строку в Приложении 1 к Документу планирования в части устанавливающей дату изменения вида регулярных перевозок содня ее принятия. Также суд учитывает, что признание оспариваемого положения в части устанавливающей дату изменения вида регулярных перевозок с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования общества с ограниченной ответственностью «ВТБ-Авто» удовлетворить.

Признать не действующей со дня принятия строку 9 в Приложении 1 к Документу планирования регулярных перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Пермском крае, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 30 декабря 2019 года № 1020-п «Об утверждении Документа планирования регулярных перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Пермском крае», в редакции Постановления Правительства Пермского края от 08 июля 2020 года № 490-п, в части, устанавливающей дату изменения вида регулярных перевозок – 01 сентября 2020 года.

В течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru и в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края».

Решение может быть обжаловано и на него может быть подано представление прокурором в Четвертый апелляционной суд общей юрисдикции через Пермский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья -