ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-108/17 от 01.11.2017 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Дело № 3а-108\2017г. Принято в окончательной форме 01.11.2017г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

гор. Ярославль 24 октября 2017г.

Ярославский областной суд в составе:

председательствующего судьи Преснова В.С.,

при секретаре Котовой И.С.,

с участием прокурора Князьковой М.А.,

административного истца Машковского С.В., представителей административных истцов Хреновой Н.Ю., Куриной Л.Н., представителя административного ответчика муниципалитета города Ярославля Воробьева А.М., представителя административного ответчика мэрии города Ярославля Климова Б.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Лобоскиной Натальи Владимировны, Машковского Сергея Валерьевича, Уткина Михаила Александровича, Нестерова Александра Петровича, Сахаровой Татьяны Михайловны, Гулида Нины Павловны к муниципалитету города Ярославля, мэрии города Ярославля о признании недействующими в части Правила благоустройства территории города Ярославля, утвержденные решением муниципалитетом города Ярославля от 30 января 2004г. № 306, и решения муниципалитета города Ярославля от 07 декабря 2015г. № 629 «Об организации торгов на право размещения нестационарных торговых объектов и объектов сферы услуг в области досуга на территории города Ярославля»,

Установил:

Решением муниципалитета города Ярославля от 30 января 2004г. № 306 утверждены Правила благоустройства территории города Ярославля (далее Правила).

Данный муниципальный нормативный акт опубликован в средстве массовой информации «Городские новости» № 7 от 18.02.2004г.

В последующем в Правила вносились изменения и дополнения решениями муниципалитета города Ярославля. В настоящее время Правила действуют в редакции решения муниципалитета города Ярославля от 01 февраля 2017г. № 789.

Решениями муниципалитета города Ярославля от 12 мая 2016г. № 695 и от 01.02.2017г. № 789 в Правила внесены изменения и дополнения, касающиеся нестационарных торговых объектов (павильонов, киосков, автоприцепов (тонаров).

Решение муниципалитета города Ярославля от 12 мая 2016г. № 695 опубликовано в средстве массовой информации «Городские новости» от 21 мая 2016г. № 38.

Решение муниципалитета города Ярославля от 01 февраля 2017г. № 789 опубликовано в средстве массовой информации «Городские новости» от 04 февраля 2017г. № 8.

Правила в частности предусматривают следующие положения, касающиеся нестационарных торговых объектов.

Допустимые размеры павильонов:

- тип 1: площадью до 20 кв. м и высотой 3,55 м;

- тип 2: площадью от 20 кв. м до 25 кв. м и высотой 3,55 м;

- тип 3: площадью от 25 кв. м до 30 кв. м и высотой 3,55 м;

- тип 4: площадью от 30 кв. м до 100 кв. м (включительно) и высотой 3,55 м (абзацы 10,11,12,13 подпункта 2.6.5 пункта 2.6 Правил).

Абзац 15 подпункта 2.6.5 пункта 2.6 Правил предусматривает, что киоски, павильоны должны быть выполнены по единой модульной технологии. Шаг сетки модуля по ширине должен составлять: 0,5 м, 1 м, 2 м; по высоте - 0,25 м, 0,75 м, 1,35 м, 2,1 м.

Абзац 18 подпункта 2.6.5 пункта 2.6 Правил устанавливает, что процент остекления наружных витрин должен составлять не менее 30% площади поверхности стен. На витринах нестационарных объектов допускается размещение рольставней.

Абзац 20 подпункта 2.6.5 пункта 2.6 Правил устанавливает, что размер вывески не должен быть более 1,5 м x 0,25 м, не допускается размещение вывески на торцевых фасадах объекта.

Абзац 21 подпункта 2.6.5 пункта 2.6 Правил устанавливает, что размер режимной таблички не должен быть более 0,4 м x 0,6 м.

Абзац 30 подпункта 2.6.5 пункта 2.6 Правил предусматривает, что в качестве ограждающих конструкций павильонов, киосков применяются стеновые облицовочные алюмокомпозитные сэндвич-панели поэлементной сборки (или их аналоги) толщиной не менее 75 мм.

Абзац 2 подпункта 2.6.6 пункта 2.6 предусматривает, что площадка для размещения нестационарного объекта должна иметь твердое покрытие (тротуарная плитка красного цвета).

Подпунктом 2.6.6<1> установлено, что визуализация нестационарных объектов с учетом требований к их внешнему облику, конструктивным особенностям и параметрам, предусмотренных подпунктами 2.6.5,2.6.6 пункта 2.6 Правил, устанавливается муниципальным правовым актом мэрии города Ярославля.

Муниципалитетом города Ярославля принято решение от 07 декабря 2015г. № 844 «Об организации торгов на право размещения нестационарных торговых объектов и объектов сферы услуг в области досуга на территории города Ярославля», которое опубликовано в средстве массовой информации «Городские новости» от 12 декабря 2015г. № 98.

В настоящее время решение муниципалитета города Ярославля от 07 декабря 2015г. № 629 действует в редакции решения муниципалитета города Ярославля от 13 сентября 2017г. № 905 «О внесении изменений в решение муниципалитета города Ярославля от 07 декабря 2015г. № 844» (опубликовано в средстве массовой информации «Городские новости» от 16.09.2017г. № 72).

Абзац 5 подпункта 2 пункта 2 решения муниципалитета города Ярославля от 07 декабря 2015г. № 629 содержит следующие положения:

«Указанные в настоящем подпункте лица, заключившие договор на право размещения нестационарного торгового объекта, обеспечивают приведение внешнего облика и параметров нестационарного торгового объекта в соответствие с требованиями, установленными Правилами благоустройства территории города Ярославля, до 01.12.2017. Проверка соответствия нестационарного торгового объекта указанным требованиям осуществляется в порядке, установленном муниципальным правовым актом мэрии города Ярославля. В случае несоблюдения требований, установленных настоящим абзацем, договор на право размещения нестационарного торгового объекта подлежит расторжению в одностороннем порядке мэрией города Ярославля путем вручения уведомления о расторжении договора владельцу нестационарного торгового объекта под роспись либо направления такого уведомления по адресу владельца нестационарного торгового объекта, указанному в договоре на право размещения нестационарного торгового объекта, заказным письмом с уведомлением о вручении. Договор считается расторгнутым по истечении 10 дней со дня вручения (доставки) уведомления о расторжении договора владельцу нестационарного торгового объекта».

Административные истцы обратились в суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения просят признать недействующими вышеприведенные положения Правил, а также первое предложение абзаца 5 подпункта 2 пункта 2 решения муниципалитета города Ярославля от 07.12.2015г. № 629.

В обоснование административных исковых требований административные истцы указали, что они осуществляют предпринимательскую деятельность в сфере торговли на территории города Ярославля с использованием нестационарных торговых объектов (павильонов, киосков). Оспоренные ими положения муниципальных правовых актов устанавливают требования к нестационарным торговым объектам и обязывают субъектов предпринимательской деятельности привести эти объекты в соответствие установленным требованиям. В оспоренной части вышеуказанные муниципальные правовые акты противоречат федеральному законодательству. Указывают, что решением муниципалитета города Ярославля от 12 мая 2016г. № 695 были введены новые требования к внешнему облику, конструктивным особенностям и параметрам нестационарных торговых объектов. Мэрия города Ярославля в настоящее время понуждает привести эксплуатируемые административными истцами нестационарные торговые объекты в соответствие с Правилами, распространяя тем самым в нарушение ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации новые требования Правил на правоотношения, возникшие до введения этих требований. В соответствии со ст. 422 ГК РФ должны применяться те обязательные требования, которые существовали на момент заключения договора. Также полагают, что в оспоренной части муниципальные правовые акты приняты муниципалитетом с превышением полномочий, так как согласно ст. 6 Федерального закона «О регулировании торговой деятельности в Российской Федерации» регулирование торговой деятельности на территории области относится к компетенции субъекта Российской Федерации, к полномочиям органов местного самоуправления относится создание условий обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли. Детализируя цвет, форму, размер, материал нестационарных торговых объектов (которые, по мнению истцов, являются торговым оборудованием), орган местного самоуправления осуществляет регулирование торговой деятельности на территории города Ярославля, что противоречит ст. 8 Федерального закона «О регулировании торговой деятельности в Российской Федерации».

Кроме того, считают, что в оспоренной части муниципальные правовые акты находятся в противоречии с пунктом «в» пункта 4 части 1 статьи 15 Федерального закона «О регулировании торговой деятельности в Российской Федерации», содержащим прямой запрет издавать нормативные акты, понуждающие хозяйствующие субъекты к заключению в приоритетном порядке договоров поставки товаров с определенными хозяйствующими субъектами.

Данная позиция мотивирована тем, что визуализация нестационарных торговых объектов устанавливается правовым актом мэрии города Ярославля, которая определила конкретный вид ларьков. На сайте мэрии вывешен ограниченный список поставщиков производителей ларьков, что вынуждает предпринимателей заключать договора на приобретение ларьков у этих продавцов, так как приобретение ларьков у иных продавцов повлечет их признание работниками мэрии города Ярославля не соответствующими требованиям Правил. Данные обстоятельства, по мнению административных истцов, свидетельствует о противоречии муниципальных правовых актов законодательству о защите конкуренции.

Положения Правил в части, касающейся вывесок и режимных табличек, противоречит законодательству о рекламе.

В судебном заседании административный истец Машковский С.В., представители административных истцов на основании доверенностей Хренова Н.Ю. и Курина Л.Н. заявленные требования поддержали, подтвердили доводы, изложенные в административном исковом заявлении, а также уточнили, что абзац 2 подпункта 2.6.6 пункта 2.6 Правил оспаривается только в части слов «(тротуарная плитка красного цвета)», указанная в первом предложении абзаца 5 подпункта 2 пункта 2 решения муниципалитета города Ярославля от 07 декабря 2015г. № 629 (в действующей редакции) дата «01 декабря 2017г.» для административных истцов значения не имеет, так как муниципалитет неоднократно уточнял эту дату. Оспариваются муниципальные правовые акты в редакциях, действующих в настоящее время.

Представитель административного ответчика муниципалитета города Ярославля по доверенности Воробьев А.М. административные исковые требования не признал, полагая, что оспоренные муниципальные правовые акты приняты в соответствии с компетенцией представительного органа местного самоуправления. Указанные муниципальные правовые акты не противоречат законодательству, имеющему большую юридическую силу.

Представитель административного ответчика мэрии города Ярославля по доверенности Климов Б.С. возражал против удовлетворения административных исковых требований, полагая, что правовых оснований для признания недействующими оспоренных положений муниципальных правовых актов не имеется.

Прокурором Князьковой М.А. дано заключение об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований.

Выслушав указанных лиц, исследовав представленные доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований.

Согласно статье 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.

Пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам городского округа отнесены: утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты (ст. 17 Федерального закона №131-ФЗ).

В соответствии со ст. 71 Устава города Ярославля муниципалитет города Ярославля по вопросам, отнесенным к его компетенции, принимает решение.

Согласно ст. 55 Устава города Ярославля муниципалитет города Ярославля является представительным органом городского самоуправления.

В соответствии с пунктом 60 статьи 69 Устава города Ярославля к полномочиям муниципалитета города Ярославля относится утверждение правил благоустройства территории города Ярославля.

Таким образом, Правила утверждены муниципалитетом г. Ярославля в соответствии с его компетенцией. Соответственно и решения о внесении изменений в Правила приняты муниципалитетом в пределах компетенции. Форма (вид) муниципальных правовых актов соблюдена.

Нарушений процедуры принятия оспоренных муниципальных правовых актов и порядка их введения в действие не установлено.

В соответствии со ст. 76 Устава города Ярославля официальным опубликованием решения муниципалитета считается первая публикация его полного текста средстве массовой информации «Городские новости». Правила и решения о внесении изменений в Правила опубликованы в данном средстве массовой информации.

Статьей 3 Закона Ярославской области от 22 декабря 2016г. № 94-з «О перераспределении между органами местного самоуправления и органами государственной власти Ярославской области полномочий в сфере благоустройства» установлено, что перераспределение между органами местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области и органами государственной власти Ярославской области полномочий в сфере благоустройства в соответствии с настоящим Законом осуществляется до 31 декабря 2021 года.

В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона Ярославской области от 22.12.2016г. № 94-з до принятия органами государственной власти Ярославской области нормативных правовых актов, которыми утверждаются правила благоустройства территорий, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения, а также устанавливается порядок участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий, применяются муниципальные нормативные правовые акты органов местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области по решению указанных вопросов местного значения.

Тем самым, муниципалитет города Ярославля вправе принимать решения об изменении и дополнении Правил благоустройства.

Оспоренные положения Правил и решения муниципалитета города Ярославля от 07 декабря 2015г. № 629 не противоречат федеральному законодательству и нормативным правовым актам, имеющим большую силу.

Абзацы 10,11,12,13,15,18,30 подпункта 2.6.5, абзац 2 подпункта 2.6.6 пункта 2.6 Правил содержат типовые архитектурные решения нестационарных торговых объектов, характеристики и требования, предъявляемые к этим объектам и благоустройству площадки для размещения нестационарного торгового объекта.

Доводы административных истцов о несоответствии оспоренных положений Правил Федеральному закону от 28 декабря 2009г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и Федеральному закону от 26 июля 2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» ввиду того, что нестационарные торговые объекты являются видом торгового оборудования, используемого при осуществлении торговой деятельности, и установление типовыми архитектурными решениями нестационарных торговых объектов, характеристик и требований ограничивает права субъектов предпринимательской деятельности, при том, что Федеральным законом о государственной регулировании торговой деятельности и другими федеральными законами не предусматриваются подобные положения и полномочия органа местного самоуправления устанавливать параметры, характеристики и требования, которые определены Правилами, являются несостоятельными ввиду следующего.

Общественные отношения в сфере благоустройства на федеральном уровне регулируются статьей 2, пунктом 16 части 1 статьи 14 и пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», на региональном уровне - законами Ярославской области от 22 декабря 2016г. № 94-з «О перераспределении между органами местного самоуправления и органами государственной власти Ярославской области полномочий в сфере благоустройства» и от 22 декабря 2016г. № 95-з «О благоустройстве в Ярославской области».

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» благоустройство территории поселения (городского округа) - комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории. Аналогичное понятие благоустройства содержится в пункте 1 статьи 2 Закона Ярославской области от 22 декабря 2016г. № 95-з «О благоустройстве в Ярославской области».

Закон Ярославской области от 22.12.2016г. № 95-з «О благоустройстве в Ярославской области» содержит понятия объектов и элементов благоустройства.

Объекты благоустройства территории - территории городских, сельских поселений, городских округов Ярославской области с расположенными на ней элементами объектов благоустройства в границах земельных участков, находящихся в частной, государственной и муниципальной собственности, земельных участков и земель, государственная собственность на которые не разграничена; внешние поверхности зданий, строений, сооружений (п.3 ст. 2 Закона Ярославской области от 22.12.2016г. № 95-з).

Элементы благоустройства территории - конструктивные и функциональные составляющие объектов благоустройства, определяющие их внешний вид, обеспечивающие визуальное восприятие объектов благоустройства, а также использование (эксплуатацию) объектов благоустройства в соответствии с их функциональным назначением (п.4 ст. 2 закона Ярославской области от 22.12.2016г. № 95-з).

В соответствии с п. 1.4 Методических рекомендаций для разработки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов (утв. приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 13.04.2017г. № 711\п) к элементам благоустройства относятся, в том числе, некапитальные нестационарные объекты, включая объекты мелкорозничной торговли, бытового обслуживания и питания (п. 6.10).

Таким образом, требования о соответствии типовым архитектурным решениям предъявляются к некапитальным объектам как к объектам благоустройства города Ярославля.

Абзацы 10,11,12,13,15,18,30 подпункта 2.6.5, абзац 2 подпункта 2.6.6 пункта 2.6 Правил вопреки доводам административных истцов не устанавливают каких-либо дополнительных требований к нестационарным торговым объектам в рамках осуществления хозяйствующими субъектами торговой деятельности, а являются реализацией предоставленных органу местного самоуправления полномочий в сфере благоустройства. При этом непосредственно сами нестационарные торговые объекты не являются технологическим оборудованием либо инвентарем, используемым при осуществлении торговой деятельности.

Статья 2 Федерального закона об основах регулирования торговой деятельности в Российской Федерации содержит понятие торгового объекта - здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.

Также в этой норме содержатся понятия стационарного и нестационарного торгового объекта.

Под нестационарным торговым объектом понимается торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение (п. 6 ст. 2 Федерального закона о государственном регулировании торговой деятельности в РФ).

В соответствии с пунктом 118а ГОСТ Р 51303-2013. «Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения» торговое оборудование - это технические средства (стационарные или перемещаемые предметы мебели, устройства и (или) механизмы), устанавливаемые в торговом помещении предприятия розничной и оптовой торговли для размещения, фасовки, хранения и демонстрации товара, реализации, а также для проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей.

Данный ГОСТ содержит понятие нестационарного торгового объекта, которое идентично понятию, закрепленному в Федеральном законе о государственном регулировании торговой деятельности (пункт 16).

Тем самым, законодательное определение торгового объекта, нестационарного торгового объекта, торгового оборудования позволяет сделать вывод о том, что нестационарные торговые объекты не являются торговым оборудованием.

Оспоренные положения Правил также не противоречат статье 15 Федерального закона от 26 июля 2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», так как не приводят к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе, не вводят ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, не препятствуют осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Как указано выше, принятие Правил благоустройства относится к компетенции органа местного самоуправления. Установление требований к нестационарным торговым объектам направлено на поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории, что соответствует законодательному определению понятия благоустройства. В связи с этим доводы о том, что к хозяйствующим субъектам установлены не предусмотренные законом требования, являются необоснованными. Поэтому оснований полагать, что оспоренные положения Правил противоречат части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции», не имеется.

Административные истцы также ссылаются на противоречие вышеуказанных положений Правил статьям 10,16 Федерального закона «О защите конкуренции».

С этими доводами согласиться нельзя, так как статья 10 Федерального закона «О защите конкуренции» предусматривает запрет на злоупотребление хозяйствующими субъектами доминирующим положением. Положение о хозяйствующем субъекте, занимающем доминирующее положение, к органу местного самоуправления не применимо.

Статья 16 этого же Федерального закона запрещает соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Наделение мэрии города Ярославля правом устанавливать муниципальным правовым актом мэрии города Ярославля визуализацию нестационарных объектов с учетом требований к их внешнему облику, конструктивным особенностям и параметрам, предусмотренных подпунктами 2.6.5,2.6.6 пункта 2.6 Правил (подпункт 2.6.6<1> пункта 2.6.6 Правил) не противоречит нормам права, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии с частью 10 статьи 35 Федерального закона от 28.12.2009г. № 381-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы визуализации нестационарных торговых объектов нельзя отнести к исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления. Согласно ст. 98 Устава города Ярославля мэрия города может осуществлять иные полномочия, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления решениями муниципалитета.

Тем самым, оснований для утверждения о противоречии оспоренных положений Правил ст. 16 Федерального закона «О защите конкуренции» также не имеется.

Правила предусматривают возможность отступления от требований к внешнему облику, конструктивным особенностям и параметрам нестационарных объектов (павильонов, киосков), размещаемых на городских территориях, в случае, если указанное отступление обусловлено действующим техническим регламентом, утвержденной нормативной документацией, санитарными правилами и нормами (абзац 32 подпункта 2.6.5 пункта 2.6 Правил), что также свидетельствует о необоснованности утверждений о противоречии оспоренных положений Правил законодательству о защите конкуренции.

Доводы административных истцов о том, что мэрия города Ярославля определила визуализацию нестационарных торговых объектов таким образом, что приводит к необходимости приобретать нестационарные торговые объекты у ограниченного числа продавцов, список которых указан на официальном сайте мэрии города Ярославля, не являются основанием для утверждения о противоречии оспоренных положений Правил федеральному законодательству о защите конкуренции. Несогласие с решениями, действиями (бездействиями) мэрии и должностных лиц мэрии города Ярославля само по себе не может служить поводом для утверждения о противоречии оспоренных норм Правил федеральному законодательству.

Содержание абзацев 20, 21 подпункта 2.6.5 пункта 2.6 Правил в их системном единстве свидетельствует о том, что они не регламентируют текстовое содержание средств наружной рекламы, а регулируют общественные отношения в сфере размещения наружной информации в целях обеспечения эстетического состояния территории, определяют параметры вывесок и режимных табличек, размещаемых на нестационарных торговых объектах, находящихся в городе, а также содержат запрет на размещение вывески на торцевых фасадах объекта, то есть устанавливают требования к внешнему виду объектов, что является в силу пункта 25 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ составной частью правил благоустройства, утверждение которых федеральным законодателем отнесено к вопросам местного значения и компетенции органов местного самоуправления.

Абзацы 20,21 подпункта 2.6.5 пункта 2.6 Правил не могут расцениваться как противоречащие Федеральному закону 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе», так как в силу пункта 5 части 2 статьи 2 данного Федерального закона положения закона не распространяются на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В действующем федеральном законодательстве определение понятий «вывеска», «режимная табличка» не содержится. Вместе с тем в федеральном законодательстве под вывеской понимается объект, на котором в обязательном порядке в целях доведения до сведения потребителей продавцом (исполнителем) размещается информация о фирменном наименовании (наименовании) своей организации, месте ее нахождения (адресе) и режиме ее работы (абзац 1 пункта 1 статьи 9 Закона РФ «О защите прав потребителей», управляющей рынком компанией размещается информация о типе рынка, его наименовании, режиме его работы и наименовании управляющей рынком компании (часть 3 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2006 года N 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»).

Указание на нестационарном торговом объекте наименования организации или сведений об индивидуальном предпринимателе, осуществляющими деятельность в нестационарных торговых объекта, адреса и режима работы относится к обязательным требованиям, предъявляемым к вывеске Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» (пункт 1 статьи 9 Закона РФ «О защите прав потребителей»), следовательно, такая информация не может рассматриваться в качестве рекламы, независимо от способа ее исполнения.

Из анализа указанных норм права следует, что размещение в месте фактического исполнения предпринимательской деятельности указания на профиль деятельности, режима работы и т.п. служит целям идентификации субъекта предпринимательской деятельности, доведения информации о режиме работы и не может рассматриваться как реклама данного субъекта.

Поэтому не может рассматриваться в качестве рекламы размещение наименования (коммерческого обозначения) организации, сведений об индивидуальном предпринимателей, осуществляющими деятельность в нестационарном торговом объекте, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.

Доводы административных истцов о противоречии оспоренных норм Правил ст.ст. 4, 422 Гражданского кодекса Российской Федерации относятся к вопросам правоприменения, поэтому не могут быть приняты во внимание при разрешении настоящего административного спора.

Первое предложение абзаца 5 подпункта 2 пункта 2 решения муниципалитета города Ярославля от 07 декабря 2015г. № 629 «Об организации торгов на право размещения нестационарных торговых объектов и объектов сферы услуг в области досуга на территории города Ярославля» также не противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу.

Данное решение принято в целях реализации полномочий органа местного самоуправления, предусмотренных частью 6 статьи 10 Федерального закона о государственном регулировании торговой деятельности в Российской Федерации, пунктов 1,3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации.

Решение муниципалитета от 07 декабря 2015г. № 629, в том числе подпункт 2 пункта 2, был предметом судебного контроля по административному делу № 3а-337\16 по административному иску Дорофеевой О.А., Машковского С.В. и других о признании его недействующим. При рассмотрении указанного административного дела суд пришел к выводу о том, что решение муниципалитета от 07.12.2015г. № 629 принято в соответствии с полномочиями представительного органа местного самоуправления города Ярославля, с соблюдением процедуры его принятия и опубликования. Противоречий нормам права, имеющим большую юридическую силу, подпункта 2 пункта 2 решения муниципалитета от 05.12.2015г. № 629 в редакции, действовавшей на день разрешения административного спора 02.12.2016г., судом не было установлено.

После рассмотрения административного дела № 3а-337\16 в решение муниципалитета от 07.12.2015г. № 629 были внесены изменения, согласно которым оспариваемый абзац 5 подпункта 2 пункта 2 изложен в новой редакции.

Редакция первого предложения абзаца пятого подпункта 2 пункта 2 решения муниципалитета от 07.12.2015г. № 629, действовавшая на момент рассмотрения судом 02 декабря 2016г. административного дела № 3а-337\16 предусматривала, что указанные в настоящем подпункте лица, заключившие договор на право размещения нестационарного торгового объекта по 13.07.2016, обеспечивают приведение внешнего облика нестационарных торговых объектов в соответствие с требованиями, установленными Правилами благоустройства территории города Ярославля, до 01.06.2017, а параметров нестационарного торгового объекта - до 31.12.2016.

Первое предложение абзаца пятого подпункта 2 пункта 2 решения муниципалитета города Ярославля в действующей редакции от 13.09.2017г. возлагает на лиц, заключивших договор на право размещения нестационарного торгового объекта, привести внешний облик и параметры торгового объекта в соответствие с требованиями Правил благоустройства до 01.12.2017г.

Тем самым, изменения касаются установления даты, до которой нестационарные торговые объекты подлежат приведению в соответствие с Правилами благоустройства. В отличие от прежней редакции новая редакция возлагает обязанность по приведению нестационарных торговых объектов в соответствие с Правилами на всех лиц, заключивших договор вне зависимости от даты заключения договора.

Порядок внесения изменений в указанный муниципальный правовой акт, публикация внесенных изменений представительным органом местного самоуправления соблюдены.

Первое предложение абзаца пятого подпункта 2 пункта 2 решения муниципалитета города Ярославля в редакции от 13.09.2017г. не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Предоставление земель для размещения нестационарных торговых объектов реализуется посредством оформления договоров на право размещения этих объектов.

Решением муниципалитета города Ярославля от 07 декабря 2015г. № 629 утверждена форма договора на право размещения нестационарного торгового объекта, который является типовым, содержит общие условия договора.

Пунктом 2.3.5 Договора предусмотрена обязанность лица, заключившего договор, обеспечить соответствие нестационарного торгового объекта требованиям к внешнему облику, конструктивным особенностям и параметрам нестационарных торговых объектов, установленным в Договоре, Правилах благоустройства территории города Ярославля (далее - Правила благоустройства); обеспечить соблюдение требований к благоустройству и содержанию (уборке) территории, прилегающей к нестационарному торговому объекту, установленных в Договоре, Правилах благоустройства; осуществлять содержание нестационарного торгового объекта, обеспечивающее его надлежащее состояние, в том числе техническое и эстетическое, включая ремонт и замену пришедших в негодность элементов, частей, конструкций, покраску нестационарного торгового объекта.

В соответствии с пунктом 1 статьи 425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.

Положение абзаца пятого подпункта 2 пункта 2 решения муниципалитета города Ярославля от 07 декабря 2015г. № 629 направлено на реализацию условий договора. Лицо, заключившее договор, обязан исполнять его условия в силу положений пункта 1 статьи 425 ГК РФ. Поэтому предписание абзаца пятого подпункта 2 пункта 2 решения муниципалитета города Ярославля от 07.12.2015г. № 629 нельзя расценить как противоречащее федеральному законодательству.

Доводы о том, что мэрия, исходя из оспоренного положения решения муниципалитета от 07.12.2015г. № 629, понуждает привести в соответствие с Правилами параметры, конструктивные особенности нестационарных торговых объектов также и лиц, которым земельный участок предоставлен на праве аренды, а равно в отношении лиц, которым земельный участок предоставлялся до принятия оспоренных положений Правил и решения муниципалитета от 07.12.2015г. № 629 не является основанием для удовлетворения административного иска.

В решении муниципалитета от 07.12.2015г. № 629 не содержится норм, распространяющих его действия на возникшие ранее правоотношения. Решение вступило в законную силу со следующего дня после его официального опубликования (пункт 5 решения). Принимая муниципальный правовой акт, изменивший решение от 07.12.2015г. № 629, муниципалитет города Ярославля также не стал распространять его действия на ранее возникшие правоотношения.

Тем самым, эти доводы сводятся к вопросу правоприменения, поэтому не могут служить основанием для признания муниципального правового акта в оспоренной части недействующим.

В силу изложенного оснований для удовлетворения административных исковых требований о признании недействующими в части Правила благоустройства территории города Ярославля (в редакции от 01.02.2017г.) и решения муниципалитета города Ярославля от 07.12.2015г. № 629 (в редакции от 13.09.2017г.) не имеется.

Руководствуясь статьями 175-181, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Лобоскиной Натальи Владимировны, Машковского Сергея Валерьевича, Уткина Михаила Александровича, Нестерова Александра Петровича, Сахаровой Татьяны Михайловны, Гулида Нины Павловны к муниципалитету города Ярославля, мэрии города Ярославля о признании недействующими в части Правила благоустройства территории города Ярославля, утвержденные решением муниципалитетом города Ярославля от 30 января 2004г. № 306, и решения муниципалитета города Ярославля от 07 декабря 2015г. № 629 «Об организации торгов на право размещения нестационарных торговых объектов и объектов сферы услуг в области досуга на территории города Ярославля» отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Ярославский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Ярославского

областного суда В.С. Преснов