ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-108/18 от 25.04.2018 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

Дело № 3а-108/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Сыктывкар 25 апреля 2018 года

Верховный Суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Пластинина И.В.,

рассмотрев в порядке упрощённого (письменного) производства дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Центр» к Министерству Республики Коми имущественных и земельных отношений, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми, а также к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,

установил:

ООО «Центр» обратилось с административным иском к Министерству промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми об установлении кадастровой стоимости земельного участка, площадью ... кв.м, с кадастровым номером <Номер обезличен>, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, равной его рыночной стоимости в размере ... рублей.

В обоснование заявленных требований представитель административного истца указал, что является арендатором данного объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого выше рыночной стоимости и влияет на размер уплачиваемой арендной платы.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом.

Определением судьи от 07.02.2018 к участию в деле в качестве административного ответчика было привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми (Управление Росреестра по Республике Коми).

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Республике Коми в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, до судебного заседания направил отзыв на административное исковое заявление, в котором не высказал возражений против заявленных требований и оставили разрешение рассматриваемого административного искового заявления на усмотрение суда.

Определением суда от 01.03.2018 ненадлежащий ответчик Министерство промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми заменён на правопреемника Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, которое таковым является на основании пункта 7 Положения о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, утверждённого постановлением Правительства Республики Коми от 24.08.2017 № 452.

Представитель административного ответчика Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без участия представителя министерства; до судебного заседания направил отзыв на административное исковое заявление, в котором не высказал возражений против заявленных требований.

Определением суда от 01.03.2018 к участию в деле в качестве административного ответчика также было привлечено Министерство Республики Коми имущественных и земельных отношений, а в качестве заинтересованных лиц были привлечены Администрация МО ГП «Печора» и Комитет по управлению муниципальной собственностью муниципального района «Печора».

Представитель административного ответчика Министерства Республики Коми имущественных и земельных отношений в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без участия представителя министерства; до судебного заседания направил отзыв на административное исковое заявление, в котором просил отказать в удовлетворении заявленных требований к Министерству Республики Коми имущественных и земельных отношений, поскольку считает министерство ненадлежащим ответчиком.

Представитель заинтересованного лица Комитета по управлению муниципальной собственностью муниципального района «Печора» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом.

Решением Совета городского поселения «Печора» от 19.10.2012 № 3-1/4 Администрация городского поселения «Печора» ликвидирована, её полномочия исполняются Администрацией муниципального района «Печора» с 1 января 2013 года, что также подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ в отношении Администрации городского поселения «Печора».

В связи с чем, суд считает необходимым исключить Администрацию городского поселения «Печора» из числа заинтересованных лиц.

Определением суда от 27.03 2018 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация муниципального района «Печора».

Представитель Администрации муниципального района «Печора» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без участия своего представителя; до судебного заседания направил отзыв на иск, в котором просил отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку административное исковое заявление направлено на изменение существенных условий договора аренды и приведёт к уменьшению арендной платы, поступающей в бюджет муниципального образования.

В соответствии с частью 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса, в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Исследовав письменные материалы дела, суд пришёл к следующим выводам.

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

В соответствии со статьёй 3 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» для целей настоящего Федерального закона под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости.

Для целей настоящего Федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частями 2 и 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Анализ приведенного законодательства свидетельствует о том, что кадастровая и рыночная стоимости объектов взаимосвязаны, и кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной методом её определения (массовым характером).

Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение её в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.

Таким образом, действующее законодательство прямо допускает возможность определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством установления его рыночной стоимости.

С учётом установленных обстоятельств, доводы представителя Администрации муниципального района «Печора» в той части, что административное исковое заявление направлено на изменение существенных условий договора аренды и приведёт к уменьшению арендной платы, не могут лишать административного истца права на рассмотрение заявления по существу требований.

Административный истец является арендатором земельного участка, площадью ... кв.м, с кадастровым номером <Номер обезличен>, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, а также является плательщиком арендной платы, величина которой зависит от размера кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости.

Приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 28.11.2014 № 515 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населённых пунктов Республики Коми по состоянию на 01.01.2014.

Согласно указанным результатам по состоянию на 01.01.2014 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> установлена в размере ... рублей ... копейки.

Сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости <Дата обезличена>.

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки.

Согласно представленному отчёту № <Номер обезличен> от 30.11.2017 об оценке рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2014, рыночная стоимость объекта недвижимости составляла ... рублей.

Административными ответчиками и заинтересованными лицами данных об иной рыночной стоимости земельного участка в материалы дела не представлено, ходатайство о назначении соответствующей судебной экспертизы не заявлено.

Поскольку представленный административным истцом отчёт соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности; лицами, участвующими в деле, не представлено доказательств недостоверности отчёта, суд пришёл к выводу об удовлетворении заявленных требований.

В соответствии с частями 5 и 6 статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Согласно пункту 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 Налогового кодекса РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

Для иных, предусмотренных законодательством целей, например, для определения арендной платы и выкупной цены, исчисляемых из кадастровой стоимости, установленная судом кадастровая стоимость применяется с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (абзацы третий и пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано административным истцом в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости 11.12.2017.

Следовательно, кадастровая стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости должна быть установлена с 01.01.2017.

Руководствуясь статьями 175-180, 249, 294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Центр» об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> в размере его рыночной стоимости, удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка, площадью ... кв.м, с кадастровым номером <Номер обезличен>, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, в размере его рыночной стоимости ... (...) рублей 00 копеек, определенной по состоянию на 01 января 2014 года, на период с 01 января 2017 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, определённой в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Датой подачи заявления Общества с ограниченной ответственностью «Центр» о пересмотре кадастровой стоимости считать 11 декабря 2017 года.

Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>

На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Коми в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Председательствующий судья И.В.Пластинин