ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-108/20 от 20.07.2020 Курганского областного суда (Курганская область)

Дело № 3а-108/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Курганский областной суд в составе:

председательствующего судьи Пшеничникова Д.В.

при секретаре Хисамутдиновой О.Ю.

с участием прокурора областной прокуратуры Поляковской И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 20 июля 2020 года в г. Кургане Курганской области административное дело по административному иску ФИО1 к Департаменту государственного регулирования цен и тарифов Курганской области об оспаривании нормативного правового акта,

УСТАНОВИЛ:

постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 30 декабря 2019 г. № 47-8 «Об установлении предельных единых тарифов на территории Курганской области для ООО «Чистый город» на 2020 год» для ООО «Чистый город», как регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Курганской области, утверждены предельные единые тарифы с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2020 г. в размере 561,77 руб. за куб.м или 3555,51 руб. за тонну.

Указанное постановление 31 декабря 2019г. опубликовано на официальном интернет–портале правовой информации www.pravo.gov.ru (номер опубликования 4501201912310008).

ФИО1 обратилась с административным иском, в котором выражала несогласие с постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 30 декабря 2019 г. № 47-8 и просила признать его недействующим.

Заявленные требования ФИО1 мотивировала тем, что, будучи зарегистрированной и проживая в г.Кургане, оплачивает услуги регионального оператора по утвержденному для последнего тарифу, который, по мнению заявителя, является необоснованно завышенным, что нарушает ее права и законные интересы, как потребителя коммунальной услуги.

Расчет Департаментом тарифа административный истец считал необоснованным, так как при определении расходов по транспортированию твердых коммунальных отходов были взяты цены, установленные в договорах, заключенных между ООО «Чистый город» и ООО «К» по начальной максимальной цене контракта; отсутствовала конкурентная процедура определения исполнителя услуг по транспортировке отходов, а значит, цена данных договоров не могла являться экономически обоснованной.

В судебном заседании ФИО1 на требованиях административного иска наставала, дать подробные пояснения, в чем именно выражается противоречие оспариваемого постановления Департамента действующему федеральному законодательству, затруднилась.

Представитель Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области К.В., действующая на основании доверенности, с требованиями административного иска не согласилась по доводам, подробно изложенным в письменном отзыве.

Представитель ООО «Чистый город» Т.В. в удовлетворении заявленных требований просила отказать, полагая, что процедура определения цены услуг соблюдена, действующее федеральное законодательство при определении тарифа для ООО «Чистый город» не нарушено.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора областной прокуратуры Поляковской И.В., полагавшей, что основания к удовлетворению административного иска отсутствуют, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 24.9 Федерального закона от 24 июня 1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» государственное регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее также - тарифы) осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно Положению о Департаменте государственного регулирования цен и тарифов Курганской области (далее также Департамент, регулирующий орган), утвержденному постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 20 мая 2003г. № 149, Департамент является исполнительным органом государственной власти Курганской области в области государственного регулирования цен (тарифов) и надбавок к ним, в том числе, утверждает предельные тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утверждает производственные программы в области обращения с твердыми коммунальными отходами (пп. 62, 77 п. 8 разд. III Положения о Департаменте).

Для определения основных направлений деятельности Департамента и принятия решений об утверждении цен (тарифов) образуется коллегиальный орган – Правление Департамента численностью не более 9 человек; коллегиальные решения принимаются Правлением простым большинством голосов, заседание Правления считается правомочным, если в нем участвует более половины членов Правления; решение Департамента по вопросам государственного регулирования цен (тарифов) принимается Правлением Департамента и издается в форме постановления (п.п. 12-14 Положения).

В соответствии с п.п. 17, 19, 24 Правил регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами принятию решения правлением органа регулирования предшествует проведение экспертизы с отражением ее результатов в экспертном заключении; решение об установлении тарифов принимается органом регулирования тарифов по итогам заседания правления; решение об установлении тарифов размещается для всеобщего опубликования органом регулирования тарифов в течение 7 рабочих дней со дня принятия решения на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в случае отсутствия такого сайта - на официальном сайте, определяемом высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, а также в источнике официального опубликования нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Персональный состав членов правления Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области в количестве 9 человек утвержден приказом директора Департамента от 31 января 2013г. № 28 (в ред. приказа Департамента от 14 августа 2019г. № 655).

На заседании правления 30 декабря 2019 г. из 9 присутствовали 7 членов правления, то есть более половины, которые единогласно голосовали за установление предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Курганской области для ООО «Чистый город» на 2020 год (т. 1 л.д. 68).

Принятию правлением Департамента решения об установлении предельных единых тарифов предшествовало проведение экспертизы созданным приказом директора Департамента от 13 декабря 2019 г. экспертным советом Департамента с отражением ее результатов в экспертном заключении от 30 декабря 2019 г. (т. 1 л.д. 98-107).

Таким образом, оспариваемое постановление Департамента от 30 декабря 2019 г. № 47-8 принято уполномоченным органом регулирования тарифов, при наличии кворума, в надлежащей форме, с соблюдением процедуры его принятия и опубликования.

Судом не усматривается оснований к удовлетворению заявленного ФИО1 административного иска о признании недействующим постановления Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 30 декабря 2019 г. № 47-8 «Об установлении предельных единых тарифов на территории Курганской области для ООО «Чистый город» на 2020 год» в связи с отсутствием противоречий указанного акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Отношения по установлению тарифов в сфере обращения с коммунальными отходами регулируются Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее также Закон об отходах производства и потребления), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 г. № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами» Основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее также Основы ценообразования), и Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее также Правила), а также приказом Федеральной антимонопольной службы от 21 ноября 2016 г. № 1638/16 «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами» (далее Методические указания).

Согласно ч. 4 ст. 24.8 Закона об отходах производства и потребления регулированию подлежат следующие виды предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами:

единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами;

тариф на обработку твердых коммунальных отходов;

тариф на обезвреживание твердых коммунальных отходов;

тариф на захоронение твердых коммунальных отходов;

тариф на энергетическую утилизацию.

Частью 2 ст. 24.8 Закона об отходах производства и потребления предусмотрено, что регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляются по ценам, которые определены соглашением сторон, но не должны превышать предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, установленные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области регулирования тарифов.

В соответствии с п. 90 Основ ценообразования, необходимая валовая выручка регионального оператора определяется в соответствии с методическими указаниями как сумма необходимой валовой выручки организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, включая обработку твердых коммунальных отходов, в том числе собственная необходимая валовая выручка регионального оператора, относимая на такие виды деятельности, расходов на транспортирование твердых коммунальных отходов, а также расходов на приобретение контейнеров и бункеров для накопления твердых коммунальных отходов и их содержание, уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов и расходов, связанных с предоставлением безотзывной банковской гарантии в обеспечение исполнения обязательств по соглашению об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенному органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором.

Согласно п. 88 раздела VI Методических указаний, расходы на транспортирование твердых коммунальных отходов формируются исходя из расходов на оплату выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями работ и (или) услуг, связанных с осуществлением деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов в соответствии с договорами, заключаемыми региональным оператором с операторами, осуществляющими транспортирование твердых коммунальных отходов, и (или) собственных расходов регионального оператора на транспортирование твердых коммунальных отходов, осуществляемых региональным оператором, с учетом положений пп. 12, 14 Основ ценообразования.

Подпунктом «б» п. 12 Основ ценообразования определено, что при установлении тарифов из необходимой валовой выручки исключаются расходы, связанные с приобретением регулируемой организацией товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении регулируемых видов деятельности, по завышенным ценам и в завышенных объемах, выявленные при осуществлении государственного контроля (надзора) и (или) анализа уровня расходов (затрат) в отношении других регулируемых организаций, осуществляющих аналогичные виды деятельности в сопоставимых условиях.

В соответствии с п. 14 Основ ценообразования при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, определенные с учетом следующих данных (в приоритетном порядке):

а) цены (тарифы) на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), установленные органом регулирования тарифов, - в случае, если цены (тарифы) на такие товары (работы, услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, или (при наличии) следующие прогнозные показатели, определенные в базовом варианте уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период: прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году); темпы роста цен на природный газ и другие виды топлива; темпы роста цен на электрическую энергию; темпы роста цен на капитальное строительство; темпы роста заработной платы;

г) сведения о расходах на приобретаемые товары (работы, услуги), производимых другими регулируемыми организациями в сопоставимых условиях;

д) цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

е) данные бухгалтерского учета и статистической отчетности регулируемой организации за 3 предыдущих периода регулирования.

Правительство Российской Федерации определяет случаи, при которых цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора должны формироваться по результатам торгов, и устанавливает порядок проведения таких торгов, в том числе определяет случаи, когда условия проведения таких торгов подлежат предварительному согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и устанавливает порядок этого согласования (ч. 3 ст. 24.8 Закона об отходах производства и потребления).

В соответствии с ч. 3 ст. 24.8 Закона об отходах производства и потребления постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2016 г. № 1133 утверждены Правила проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора (далее - Правила проведения торгов), которыми установлено, что торги, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора, с 1 января 2018 г. проходят в электронной форме.

Согласно п. 4 Правил проведения торгов, торги проводятся в форме аукциона в электронной форме в порядке, установленном Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Законом о контрактной системе), с учетом особенностей, предусмотренных настоящими Правилами.

Во исполнение требований, установленных Правилами проведения торгов, ООО «Чистый город» объявлены электронные аукционы на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов, извещения по проведению которых размещены в Единой информационной системе в сфере закупок №, 2, 2, 2, 2, 2, 2, 2, 2, 2, 2.

Исходя из протоколов рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе, составленным по результатам проведения электронных аукционов по указанным извещениям, электронные аукционы признаны несостоявшимися - на момент окончания срока подачи заявок на участие в электронных аукционах подана одна заявка от ООО «К».

Таким образом, ООО «Чистый город» в соответствии с ч. 1 ст. 71.1. Закона о контрактной системе контракты заключены с единственным участником электронных аукционов - ООО «К».

В соответствии с п. 62 Правил проведения торгов, если иное не установлено соглашением с субъектом Российской Федерации, предварительному согласованию подлежат условия проведения торгов, предусмотренные документацией об аукционе, указанные в подпунктах «б», «г», «д» и «ж» пункта 12 настоящих Правил.

Согласно п. 63 Правил проведения торгов, региональный оператор в случаях, в которых цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора формируются по результатам торгов, в сроки, установленные в соглашении с субъектом Российской Федерации, направляет письмо с приложением условий проведения торгов на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора (далее - условия проведения торгов) на предварительное согласование в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно письму Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области от 24 октября 2019 г. Департамент рассмотрел представленные ООО «Чистый город» доработанные условия проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов, согласовав их без замечаний (т. 1 л.д. 112).

10 декабря 2019 г. между ООО «Чистый город» и ООО «К» заключены договоры на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на срок с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2020 г. включительно. Данные договоры в установленном законом порядке недействительными, в том числе по основанию нарушения процедуры проведения аукциона, не признаны, подлежат исполнению.

Учитывая изложенное, постановление Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 30 декабря 2019 г. № 47-8 вышеприведенным положениям федерального законодательства не противоречит и по приводимому в административном иске основанию недействительным признано быть не может, в связи с чем основания для удовлетворения административного иска у суда отсутствуют.

В соответствии с ч. 4 ст. 215 КАС РФ в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в числе прочих должны содержаться: указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу; указание о распределении судебных расходов (п. 4 ч. 6 ст. 180 настоящего Кодекса).

ФИО1 за рассмотрение административного иска по чек-ордеру от 3 июня 2020 г. уплачена государственная пошлина в размере 300 руб. (т. 1 л.д. 4).

В связи с отказом в удовлетворении административного иска и на основании ст. 111 КАС РФ уплаченная ФИО1 государственная пошлина за подачу административного иска в размере 300 руб. взысканию в пользу административного истца не подлежит.

Сообщение о принятом судом решении в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в официальном печатном издании Курганской области - приложении «Документы» к Курганской областной общественно-политической газете «Новый мир» (п. 3 ст. 46 Закона Курганской области от 8 октября 2004г. № 444 «О нормативных правовых актах Курганской области»).

Руководствуясь ст.ст. 175-179, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного иска ФИО1 о признании недействующим постановления Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 30 декабря 2019г. № 47-8 «Об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Курганской области для ООО «Чистый город» на 2020 г.» – отказать.

Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в приложении «Документы» к Курганской областной общественно-политической газете «Новый мир».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Курганский областной суд.

Судья Д.В. Пшеничников