ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-108/2022 от 05.08.2022 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Дело № 3а-108/2022

УИД 75OS0000-01-2022-000203-64

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

5 августа 2022 года г. Чита

Забайкальский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Цыдендамбаевой О.Ч.,

при помощнике Никифоровой Е.В.,

с участием:

прокурора отдела прокуратуры Забайкальского края Выскубовой С.А.,

представителя административного истца ОАО «РЖД» Дмитрук О.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению открытого акционерного общества «Российские железные дороги» о признании не действующим в части пункта 4 распоряжения Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края от 21 декабря 2021 года № 4388/р «О внесении изменений в перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, определенный распоряжением Департамента от 25 декабря 2019 № 5994/р»,

установил:

распоряжением Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края (далее – Департамент) от 25 декабря 2019 года № 5994/р определен Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, на 2020 год (далее – Перечень на 2020 год). Названный Перечень опубликован 29 декабря 2019 года на официальном сайте Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края (www.gosim.75.ru).

Распоряжением Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края от 25 декабря 2020 года № 4972/р определен Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, на 2021 год (далее – Перечень на 2021 год). Названный Перечень опубликован 29 декабря 2020 года на официальном сайте Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края (www.gosim.75.ru).

Пунктами 8105, 8110, 8649,10841 Перечня на 2020 год, пунктами 8082, 8087, 8625, 10801 Перечня на 2021 год в названные перечни соответственно включены следующие объекты недвижимости:

здание с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>;

здание с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>;

здание с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>;

здание с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>.

21 декабря 2021 года Департаментом приняты распоряжения № 4388/р «О внесении изменений в перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, определенный распоряжением Департамента от 25 декабря 2019 № 5994/р» и № 4386/р «О внесении изменений в перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, определенный распоряжением Департамента от 25 декабря 2020 № 4972/р». Распоряжения опубликованы на официальном сайте Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края (www.gosim.75.ru) 23 декабря 2021 года.

Указанными распоряжениями исключены из Перечней на 2020, 2021 годы объекты недвижимости согласно приложению (пункты 1), в том числе вышеперечисленные объекты недвижимости с кадастровыми номерами , , , .

При этом согласно пунктам 4 распоряжений действие пунктов 1 распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2020 года и с 1 января 2021 года соответственно.

30 мая 2022 года открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД») в лице представителя по доверенности Неклюдова Д.А. обратилось в Забайкальский краевой суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, полагая неправомерным распространение действия положений оспариваемых нормативных правовых актов об исключении объектов недвижимости из Перечней на 2020, 2021 годы на прошлые налоговые периоды, что противоречит конституционному принципу недопустимости придания обратной силы закону, ухудшающему положение лица. В результате распространения действия пунктов 1 на отношения, возникшие с 1 января 2020 года и с 1 января 2021 года соответственно, нарушаются права ОАО «РЖД», поскольку в результате внесенных изменений у административного истца возникла обязанность по уплате налога, исходя из остаточной стоимости имущества, и, как следствие, по доплате налога на имущество и уплате пени за просрочку исполнения обязательств по уплате налога в размере 16112779 рублей, чем было ухудшено положение налогоплательщика и нарушены законные интересы ОАО «РЖД». Полагает, что оспариваемые нормативные правовые акты не могут иметь обратной силы, поскольку это противоречит принципу недопустимости придания обратной силы закону, ухудшающему положение лица, закрепленному в части 1 статьи 54, части 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации, постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 20 июля 2011 года № 20-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 4 статьи 93.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 6 статьи 5 Федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» и статьи 116 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2007 год» в связи с запросом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации».

В дополнительных письменных пояснениях представитель ОАО «РЖД» ДмитрукО.И. указала, что сумма налога на имущество организации за 2020 год по объекту с кадастровым номером составила 559114 рублей, с кадастровым номером – 129085 рублей, с кадастровым номером – 20509 рублей, с кадастровым номером – 1089725 рублей. В связи с исключением спорных объектов из Перечня на 2020 год сумма налога по объекту с кадастровым номером составила 1634993,46 рублей, с кадастровым номером – 226330,64 рублей, с кадастровым номером – 20219 рублей, с кадастровым номером – 8229332,73 рублей.

На основании изложенного административный истец просил признать не действующими:

пункта 4 распоряжения Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края от 21 декабря 2021 года № 4386/р в части распространения распоряжения на отношения, возникшие с 1 января 2021 года в отношении пунктов 660, 661, 689, 1066 приложения к распоряжению;

пункта 4 распоряжения Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края от 21 декабря 2021 года № 4388/р в части распространения распоряжения на отношения, возникшие с 1 января 2020 года в отношении пунктов 659, 660, 688, 1061 приложения к распоряжению.

Определением суда от 5 августа 2022 года в связи с отказом от части административного иска прекращено производство по административному делу по административному исковому заявлению открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в части требований:

о признании не действующим в части пункта 4 распоряжения Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края от 21 декабря 2021 года № 4386/р «О внесении изменений в перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, определенный распоряжением Департамента от 25 декабря 2020 № 4972/р».

о признании не действующим пункта 4 распоряжения Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края от 21 декабря 2021 года № 4388/р «О внесении изменений в перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, определенный распоряжением Департамента от 25 декабря 2019 № 5994/р» в отношении объекта недвижимости – здания с кадастровым номером 75:32:010502:229, расположенного по адресу: Забайкальский край, г. Чита, ул. Воинская Площадка, д. 109 (пункт 688 приложения).

В судебном заседании представитель административного истца ОАО «РЖД» Дмитрук О.И. заявленные требования поддержала по изложенным в административном исковом заявлении основаниям, пояснив, что все спорные объекты недвижимости не соответствуют критериям, установленным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс РФ), то есть необоснованно были включены в Перечень на 2020 год. Между тем, несмотря на установленную налоговым законодательством обязанность по уплате налога на имущество организаций исходя из среднегодовой стоимости имущества, они руководствовались данным Перечнем, как актом, принятым уполномоченным государственным органом власти, и оплачивали налог исходя из кадастровой стоимости имущества.

Представитель административного ответчика Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился. В письменном ходатайстве представитель Пальшина Е.Ф. просила рассмотреть дело в их отсутствие, ранее в судебном заседании заявленные требования полагала не подлежащими удовлетворению, поддержав письменные возражения на административное исковое заявление, пояснив, что, действительно, принадлежащие административному истцу здания не соответствуют критериям, установленным в статье 378.2 Налогового кодекса РФ. На основании проведенной в 2021 году сверки данных об объектах недвижимости оспариваемыми распоряжениями исключены в том числе принадлежащие ОАО «РЖД» объекты недвижимости как не соответствующие требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса РФ. При этом ОАО «РЖД» обладало информацией о порядке налогообложения объектов, включенных в перечень, и объектов, которые в перечень не включаются, в том числе, что является базой для расчета налога в указанных случаях (кадастровая или остаточная стоимость).

На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика.

Изучив материалы дела, заслушав участвующих в деле лиц, заключение прокурора Выскубовой С.А., полагавшей административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 2 статьи 20 КАС РФ административные дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации рассматриваются краевым судом в качестве суда первой инстанции.

Порядок и особенности рассмотрения указанной категории административных дел закреплены в главе 21 КАС РФ.

В силу части 7 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

Частью 1 статьи 208 КАС РФ предусмотрено, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В статье 57 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72, части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Налог на имущество организаций устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с настоящей главой, предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками (статья 372 Налогового кодекса РФ).

Согласно пункту 1 статьи 373 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 375 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей (пункт 1). Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 настоящего Кодекса (пункт 2).

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости от 21 июня 2022 года ОАО «РЖД» принадлежат на праве собственности следующие объекты недвижимости:

здание с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес> (л.д. 140 т. 1);

здание с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес> (л.д. 143 т. 1);

здание с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес> (л.д. 173 т. 1).

Таким образом, ОАО «РЖД», как лицо, владеющее на праве собственности объектами недвижимости, включенными в Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, на 2020 год, утвержденный соответствующим распоряжением Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, а впоследствии исключенными из данного Перечня оспариваемым нормативным правовым актом в силу части 1 статьи 208 КАС РФ относится к числу лиц, имеющих право на предъявление в суд административного искового заявления о признании указанных нормативных правовых актов недействующими.

Согласно пункту 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: 1) определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; 2) направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации; 3) размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Постановлением Правительства Забайкальского края от 27 апреля 2017 года № 171 «О реализации некоторых положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации» определено, что Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Забайкальского края по: 1) определению на очередной налоговый период перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества; 2) направлению перечня в электронной форме в налоговый орган по Забайкальскому краю; 3) размещению перечня на официальном сайте Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Указанным постановлением также утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений.

В соответствии с пунктом 12.2.3 Положения о Департаменте государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 29 декабря 2017 года № 585, Департамент на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, законов края, нормативных правовых актов Губернатора края и Правительства края самостоятельно принимает нормативные правовые акты об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Распоряжение Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края от 25 декабря 2019 года № 5994/р «Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», а также от 21 декабря 2021 года № 4388/р «О внесении изменений в перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, определенный распоряжением Департамента от 25 декабря 2019 № 5994/р» изданы в установленном порядке управомоченным органом государственной власти.

Перечень объектов недвижимого имущества опубликован на официальном сайте Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края (www.gosim.75.ru) 29 декабря 2019 года, оспариваемое распоряжение о внесении изменений в данный Перечень – 23 декабря 2021 года, согласно установленному пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ порядку, и лицам, права и свободы которых они затрагивают, была обеспечена возможность ознакомиться с содержанием этих актов.

Как разъяснено в пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», в том случае, когда нормативный правовой акт был опубликован не полностью (например, без приложений) и оспаривается только в той части, которая была официально опубликована, порядок опубликования не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования нормативного правового акта не в полном объеме.

Кроме того, соблюдение порядка принятия и опубликования Перечня на 2020 год было проверено в рамках ранее рассмотренных Забайкальским краевым судом административных дел, в том числе по административному делу по административному исковому заявлению Е.А.А. об оспаривании данного Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, в части включения принадлежащего указанному лицу объектов недвижимости.

Принимая во внимание вышесказанное, суд приходит к выводу о соблюдении административным ответчиком порядка принятия и опубликования оспариваемого нормативного правового акта, принятого в пределах полномочий субъектов Российской Федерации.

Проверяя соответствие оспариваемого положения нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.

Распоряжением Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края от 21 декабря 2021 года № 4388/р внесены изменения в перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, определенный распоряжением Департамента от 25 декабря 2019 № 5994/р. Согласно пункту 1 исключены из Перечня объекты недвижимого имущества согласно приложению. Пункт 1 распространен на отношения, возникшие с 1 января 2020 года (пункт 4).

Пунктами 659, 660, 1061 приложения к распоряжению Департамента от 21 декабря 2021 года № 4388/р из Перечня на 2020 год исключены принадлежащие административному истцу на праве собственности объекты недвижимости с кадастровым номером , , .

Виды недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, перечислены в статье 378.2 Налогового кодекса РФ, в которой указаны, в том числе административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1), а также нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2 пункта 1).

Согласно пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Аналогичные нормы содержатся в пункте 4 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, определяющем критерии признания нежилого здания (строения, сооружения) торговым центром (комплексом) отличительной чертой которого является возможность размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, а также в пункте 4.1 этой статьи в отношении названных объектов недвижимости, которые признаются одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

На территории Забайкальского края налог на имущество организаций введен в действие Законом Забайкальского края от 20 ноября 2008 года № 72-ЗЗК «О налоге на имущество организаций». Согласно преамбуле настоящий Закон края в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации вводит в действие на территории Забайкальского края налог на имущество организаций, устанавливает ставку налога на имущество организаций, особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, порядок и сроки уплаты налога, основания и порядок применения налоговых льгот налогоплательщиками, налоговые льготы.

Согласно статье 1.1 указанного закона налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них, нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

По смыслу приведенных предписаний федерального и регионального законодательства в Перечень подлежит включению такое здание, которое отвечает одному из критериев, установленных названными выше правовыми нормами.

Из материалов дела следует, что объект недвижимости: здание с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>, площадью 2586,6 кв.м, имеет назначение – нежилое, наименование – здание отделения дороги, (л.д. 140 т. 1). Кадастровая стоимость здания на 2020 год составляла 27955688,27 рублей, остаточная стоимость – 74919648,82 рублей (л.д. 32 т. 1, 156, 171, 175 т. 2).

Указанное здание расположено в границах земельного участка с кадастровым номером , категория земель – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – административное здание, что удостоверяется выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 21 июня 2022 года (л.д. 141 т. 1). Из дополнительно представленной ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Забайкальскому краю информации от 1 июля 2022 года следует, что с 2020 года по настоящее время названный выше вид разрешенного использования земельного участка не изменялся (л.д. 228 т. 1).

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Согласно части 11 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года № 540 утвержден Классификатор видов разрешенного использования, которым определены виды разрешенного использования земельных участков (утратил силу в связи с изданием Приказа Минэкономразвития России от 12 февраля 2021 года № 68).

Классификатор видов разрешенного использования не содержал такого вида разрешенного использования «административное здание».

В соответствии с Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года №39, было определено 17 видов разрешенного использования, в том числе:

земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1.2.5);

земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (пункт 1.2.7);

земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (пункт 1.2.9).

Из системного анализа положений статьи 378.2 Налогового кодекса РФ и Методических указаний следует, что к видам разрешенного использования земельных участков, в отношении которые налоговая база определяется как кадастровая стоимость, отнесены виды разрешенного использования, указанные в пунктах 1.2.5 и 1.2.7. При этом вид разрешенного использования земельного участка «административное здание» не тождественен понятию офисного здания делового, административного и коммерческого назначения.

В силу положений пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента).

Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером «административное здание» не позволяет сделать вывод, что он однозначно предусматривает размещение объектов, перечисленных в статье 378.2 Налогового кодекса РФ, следовательно, по данному критерию здание с кадастровым номером в оспариваемые Перечни включено быть не могло.

Согласно техническому паспорту, составленному по состоянию на 3 апреля 2008 года, здание с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>, является зданием отделения дороги, назначение «административное», использование «по назначению», общей площадью 2589,6 кв.м, четырехэтажным; помещения в здании классифицированы по назначению частей помещения: 1 этаж – НОД К, НОД ИМ, тамбур, НОД ГС, коридор, эркер, кладовая, бытовая комната, НОД А, КТИ, НОД БТ, маш.бюро копиров., экспедиция, сан.узел, актовый зал, НОД Ю, ВУБ, связевая, столовая, кухня, бытовая, туалет; 2 этаж – кабинет, коридор, эркер, л/клетка, тамбур, сан.узел, туалет, бытовое пом., кладовая, лестница; 3 этаж – райпрофсож, коридор, УРБ, студия, НОД П, НОД Г, зам НОД, приемная, лестница, сан.узел, комната отдыха, НОД-2, тамбур, лоджия; 4 этаж – НОДТ, НОД 3, НОД У, НОД Ф, коридор, лестница, НОД ПЭ, НОД ГС, лоджия (л.д.242-251 т. 1).

Исходя только из наименований помещений в техническом паспорте не следует вывод, что содержащиеся в технической документации сведения предусматривают размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), либо размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом кабинеты не могут быть однозначно отнесены к офисам и сопутствующей офисной инфраструктуре, термин «кабинет» равным по значению с термином «офис» не является.

Объект недвижимости – здание с кадастровым номером , расположенное по адресу: Забайкальский край, Могочинский район, г.Могоча, ул.Садовая, д.3, площадью 443,1кв.м, имеет назначение – нежилое, наименование – здание отделения дороги (л.д.143 т.1). Кадастровая стоимость здания на 2020 год составляла 6454230,81 рублей, остаточная стоимость – 10374941,57 рублей (л.д. 32 т. 1, 158, 172, 176 т.2).

Указанное здание расположено в границах земельного участка с кадастровым номером , категория земель – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – под объекты связи, радиовещания, телевидения и информатики, что удостоверяется выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 1 июля 2022 года (л.д.111 т.2). Из дополнительно представленной ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Забайкальскому краю информации от 1 июля 2022 года следует, что с 2020 года по настоящее время названный выше вид разрешенного использования земельного участка не изменялся (л.д. 228 т. 1).

Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером не позволяет сделать вывод, что он предусматривает размещение объектов, перечисленных в статье 378.2 Налогового кодекса РФ, следовательно, по данному критерию здание с кадастровым номером в оспариваемые Перечни включено быть не могло.

Согласно техническому паспорту, составленному по состоянию на 4 апреля 2008 года, здание с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>, является зданием отделения дороги, назначение «административное», использование «по назначению», общей площадью 443,1 кв.м, двухэтажным, имеется подвал; помещения в здании классифицированы по назначению частей помещения: подвал – помещение, тамбур, коридор, гараж; 1 этаж – холл, коридор, кабинет, бассейн, помещение, душ, туалет, подсобное, лестница, комната, лоджия; 2 этаж – коридор, кабинет, туалет, ванная, лоджия (л.д.145-159, 230-241 т. 1).

Исходя только из наименований помещений в техническом паспорте не следует вывод, что содержащиеся в технической документации сведения предусматривают размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), либо размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Объект недвижимости – здание с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>, площадью 6600,8кв.м, имеет назначение – нежилое, наименование – центр реабилитации и восстановления трудовых ресурсов на оз. Арахлей (л.д.173 т.1). Кадастровая стоимость здания на 2020 год составляла 54486237,59 рублей, остаточная стоимость – 371647284,80 рублей (л.д. 32 т. 1, 159, 169, 177 т. 2).

Указанное здание расположено в границах земельного участка с кадастровым номером , категория земель – земли особо охраняемых территорий и объектов, с видом разрешенного использования – для размещения базы отдыха на оз. Арахлей, что удостоверяется выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 21 июня 2022 года (л.д.174-175 т.1). Из дополнительно представленной ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Забайкальскому краю информации от 1 июля 2022 года следует, что с 2020 года по настоящее время названный выше вид разрешенного использования земельного участка не изменялся (л.д. 228 т. 1).

Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером не позволяет сделать вывод, что он предусматривает размещение объектов, перечисленных в статье 378.2 Налогового кодекса РФ, следовательно, по данному критерию здание с кадастровым номером в оспариваемые Перечни включено быть не могло.

Из представленных сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, усматривается, что здание с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>, является центром реабилитации и восстановления трудовых ресурсов на оз. Арахлей, общей площадью 6600,8 кв.м, состоит из 4 этажей. Согласно проектной документации на здание оно состоит из: административного корпуса (вестибюль, тамбур, электрощитовая, кабинет заведующего, коридор, тамбур, мужской сан. узел, женский сан. узел, комната уборочного инвентаря, гардеробная персонала, душевая персонала, центральная бельевая, комната персонала, холл, чистая бельевая, грязная бельевая, 3- местный номер, сан. узел, 2-х местный номер, 4-х местный номер, тренажерный зал, комната инструктора, мужская гардеробная, мужская душевая, мужской сан. узел, женская гардеробная, женская душевая, женский сан. узел, связевая), спального корпуса № 1 (тамбур, вестибюль, холл, комната уборочного инвентаря, прихожая, сан.узел, гостиная, спальная, коридор, комната дежурного, бельевая, подсобное помещение, кладовая летнего спортивного негорючего инвентаря, кладовая сантехнического оборудования, помещение для хранения светильников), спального корпуса №2 (тамбур, вестибюль, коридор, холл, комната уборочного инвентаря, 2-х, 3-х, 4-х местные номера, сан.узел, комната дежурного, бельевая, проходное помещение, пункт проката зимнего спортивного, негорючего инвентаря, комната хранения и сушки обуви, помещение для заточки коньков), столовой на 50 мест, спортивно-оздоровительного корпуса с плавательным бассейном (л.д. 177-226 т. 1).

Из изложенного следует, что содержащиеся в технической документации сведения не предусматривают размещение в здании с кадастровым номером офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), либо размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Таким образом, признать принадлежащие административному истцу здания объектами недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости, ни предназначение зданий, ни их фактическое использование, ни вид разрешенного использования земельного участка не позволяют. Следовательно, объекты недвижимости с кадастровыми номерами , , изначально были включены в Перечень на 2020 год необоснованно, и впоследствии правомерно исключены из Перечня объектов недвижимости.

Данное обстоятельство в ходе судебного разбирательства подтвердили как представитель Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, так и сам административный истец ОАО «РЖД» в лице представителя Дмитрук О.И., указав, что объекты недвижимости не соответствуют критериям, установленным в статье 378.2 Налогового кодекса РФ.

Как следует из пояснений представителя Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края Пальшиной Е.Ф., поскольку принадлежащие ОАО «РЖД» объекты недвижимости были включены в Перечень на 2020 год необоснованно, проанализировав имеющуюся у Департамента техническую документацию на спорные объекты, Департамент принял решение об исключении объектов из Перечня. Помимо спорных объектов недвижимости из Перечня на 2020 год были исключены и иные объекты недвижимости, выявленные Департаментом на территории Забайкальского края.

С учетом изложенного доводы административного истца о том, что оспариваемыми нормативными правовыми актами ухудшается положение налогоплательщика ввиду придания положениям обратной силы, суд находит ошибочными в силу следующего.

Статьей 57 Конституции Российской Федерации предписано, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 1 Налогового кодекса РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах, сборах, страховых взносах. Законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов субъектов Российской Федерации о налогах, принятых в соответствии с настоящим Кодексом.

В пункте 3 статьи 3 Налогового кодекса РФ закреплено, что налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.

Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в области таможенного дела, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления, исполнительно-распорядительный орган федеральной территории «Сириус» в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящей статьей (пункт 1 статьи 4 Налогового кодекса РФ).

В силу пункта 2 статьи 5 Налогового кодекса РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги, сборы и (или) страховые взносы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов и (или) плательщиков страховых взносов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

Между тем по смыслу положений пунктов 2 и 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ перечень объектов недвижимого имущества определяется в целях применения закона субъекта Российской Федерации о налоге на имущество организаций и представляет собой перечисление объектов недвижимости с указанием их кадастровых номеров и адресов. Такой перечень формируется исключительно в соответствии с критериями, установленными в законе субъекта Российской Федерации, регулируя сферу публичных правоотношений, связанную с налогообложением, и носит информационный характер, так как представляет собой особую форму доведения соответствующих сведений до налогоплательщиков, и не содержит норм, регулирующих вопросы налоговых ставок, налоговых льгот, либо особенностей определения налоговой базы, следовательно, не относится к актам законодательства о налогах и сборах. В силу пункта «д» пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» налоги и сборы, установление которых отнесено федеральным законом к ведению субъекта Российской Федерации, а также порядок их взимания, закрепляются исключительно законом субъекта Российской Федерации.

Поэтому, принимая во внимание принципы и цели налогообложения, а также учитывая то, для чего формируется и определяется перечень объектов недвижимого имущества, необходимо исходить из того, что если объект недвижимости не соответствует критериям отнесения объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса РФ, то и включение такого объекта в перечень объектов недвижимого имущества ничем не обосновано. Следовательно, внесение изменений в ранее сформированный перечень объектов недвижимого имущества хотя и за прошлый налоговый период путем исключения из него объектов недвижимости, необоснованно включенных в него, направлено на устранение допущенной ошибки при формировании перечня и во всяком случае осуществляется в интересах налогоплательщика.

При этом распространение таких положений на прошлые налоговые периоды, на которые были сформированы перечни объектов недвижимого имущества, по общему правилу направлено на восстановление имущественных прав налогоплательщиков.

Вместе с тем как при формировании перечней объектов недвижимого имущества, так и при внесении изменений в данные перечни уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не наделен правом на оценку соотношения утвержденной кадастровой стоимости объектов недвижимости и среднегодовой стоимости имущества организаций, поскольку это выходит за пределы его полномочий.

Как предписано в пункте 3 статьи 376 Налогового кодекса РФ налоговая база по налогу на имущество организаций определяется налогоплательщиками самостоятельно в соответствии с главой 30 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, следует отметить, что в отношении объекта недвижимости – здания с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, доплаты налога на имущество организаций за 2020 год, как первоначально было заявлено административным истцом, осуществлено не было, поскольку кадастровая стоимость составляла 1025428,50 рублей, а остаточная стоимость 933602,90 рублей.

С учетом вышеприведенных положений налогового законодательства, выводов суда доводы административного истца о нарушении его прав являются безосновательными, поскольку в силу конституционного принципа каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 11 марта 2021 года № 373-О и № 374-О, издержки содержания условно дорогостоящей недвижимости корреспондируют общему бремени содержания имущества, притом что это бремя не может быть поставлено как таковое под сомнение, как и риски предпринимательской и связанной с нею экономически значимой деятельности.

При таких обстоятельствах, поскольку здания с кадастровыми номерами , , не соответствует критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса РФ, и включение их в Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, на 2020 год являлось незаконным и необоснованным, следовательно, распространение пункта 1 распоряжения Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края от 21 декабря 2021 года № 4388/р об исключении из Перечня объектов недвижимого имущества согласно приложению, в том числе указанных выше, на отношения, возникшие с 1 января 2020 года, не повлекло для административного истца ухудшение положения как налогоплательщика, в связи с чем заявленные административным истцом требования удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления открытого акционерного общества «Российские железные дороги» о признании не действующим в части пункта 4 распоряжения Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края от 21 декабря 2021 года № 4388/р «О внесении изменений в перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, определенный распоряжением Департамента от 25 декабря 2019 № 5994/р» отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы (представления) в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Забайкальский краевой суд.

Судья О.Ч. Цыдендамбаева

Решение в окончательной форме изготовлено 12 августа 2022 года.