ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-108/2022 от 17.06.2022 Ростовского областного суда (Ростовская область)

УИД 61ОS0000-01-2022-000069-40

дело № 3а-108/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 июня 2022 г. г. Ростов-на-Дону

Ростовский областной суд в составе председательствующего судьи Журба О.В.

при секретаре Горбатько А.А.,

с участием представителя административных истцов ФИО1,

представителей административного ответчика Правительства Ростовской области ФИО2, ФИО3,

представителя Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области ФИО4,

представителя НКО Ростовский областной фонд содействия капитальному ремонту ФИО5

прокурора отдела прокуратуры Ростовской области Шматовой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ростовского областного суда административное дело по административному иску ФИО6, ФИО7, ФИО8 о признании недействующим подпункта 8.6.3 пункта 8 приложения к постановлению Правительства Ростовской области от 13 марта 2019 г. № 151 «О внесении изменений в постановление Правительства Ростовской области от 26 декабря 2013 г. № 803»,

у с т а н о в и л:

Постановлением Правительства Ростовской области от 26 декабря 2013 г. №803 утверждена Региональная программа по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Ростовской области на 2015-2049 годы (далее – Региональная программа), текст которой приведен в приложении к указанному постановлению.

Пунктом 895 подраздела «Пролетарский район» раздела «город Ростов-на-Дону» Региональной программы предусматривалось проведение поэтапно в 2019-2033 годах работ по капитальному ремонту многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.

13 марта 2019 г. Правительством Ростовской области принято постановление №151, которым в Региональную программу внесены изменения согласно приложению. Подпунктом 8.6.3 пункта 8 приложения к постановлению № 151 пункт 895 Региональной программы признан утратившим силу.

ФИО8, ФИО6, ФИО7, являющиеся собственниками квартир №2,3 и нежилого помещения в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, после уточнения административных исковых требований, просят суд признать недействующим подпункт 8.6.3 пункта 8 приложения к постановлению №151 в части исключения из Региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Ростовской области на 2014-2049 годы, многоквартирного дома по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.

По мнению административных истцов, исключение названного многоквартирного дома из Региональной программы не основано на законе, не учитывает факт государственной регистрации прав на квартиры в доме, единый земельный участок, используемый в соответствии с видом его разрешенного использования под многоквартирным жилым домом, один почтовый адрес и нарушает права собственников квартир дома, уплачивавших в течение нескольких лет взносы в фонд капитального ремонта, на проведение такого ремонта в рамках Региональной программы.

Представитель ФИО1, действующая на основании доверенности от 21 февраля 2022 г. от имени административных истцов, а также в интересах заинтересованных лиц ФИО9 и ФИО10, поддержала уточненные требования административных истцов в полном объеме.

Административный истец ФИО8, принимавшая участие в судебном заседании 14 июня 2022 г., поддержала требования, пояснив, что дом исключен из Региональной программы накануне ремонта крыши, до принятия оспариваемого постановления собственники квартир регулярно оплачивали взносы на капитальный ремонт. Ранее капитальный ремонт дома не осуществлялся.

Административные истцы ФИО6, ФИО7 в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом.

Представитель административного ответчика Правительства Ростовской области ФИО3 в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в письменном возражении. Просила отказать в удовлетворении административного иска, указала, что оспариваемое постановление принято в порядке актуализации Региональной программы, на основании акта, выявившего, что упомянутый жилой дом не обладает признаками многоквартирного дома.

Представители заинтересованного лица Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области ФИО4 и заинтересованного лица НКО Ростовский областной фонд содействия капитальному ремонту ФИО5 поддержали позицию представителя административного ответчика и просили отказать в удовлетворении административного иска по тем же основаниям.

Заинтересованные лица ФИО9, ФИО11, ФИО12, ФИО10 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены должным образом. С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд признал возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, административного истца, исследовав имеющиеся письменные доказательства, инвентарное дело №561/3 АО «Ростовское БТИ», заслушав заключение прокурора Шматовой Н.А. о том, что административный иск подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Установлено, что многоквартирный дом в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН состоит из квартир и нежилого помещения, которые находятся в собственности административных истцов ФИО8, ФИО6 (Мамаевой – свидетельство о заключении брака л.д.19 том 1), ФИО7 и заинтересованных лиц ФИО9, ФИО11, ФИО12, ФИО10

Поскольку постановлением от 13 марта 2019 г. №151 указанный многоквартирный дом исключен из Региональной программы, административные истцы вправе оспорить нормативный правовой акт в соответствующей части в судебном порядке.

Проверяя соблюдение требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа на принятие нормативного правового акта, форму и вид, в которых орган вправе принимать нормативные правовые акты, процедуру принятия и правила введения его в действие, суд отмечает следующее.

В силу положений Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, к которым относится жилищное законодательство (пункт «к» части 1 статьи 72), издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2, 5 статьи 76).

Жилищные отношения, в том числе отношения по поводу формирования и использования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, регулирует Жилищный кодекс Российской Федерации (пункт 11.1 части 1 статьи 4), он относит к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, принятие нормативных правовых актов, направленных на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (пункт 8.3 статьи 13, часть 1 статьи 167).

Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регламентируется разделом IX ЖК РФ.

В целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации утверждается региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, которая формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя, в том числе перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции (часть 1 и пункт 1 части 2 статьи 168 ЖК РФ).

В целях реализации полномочий по предметам совместного ведения Законодательным Собранием Ростовской области принят Областной закон Ростовской области от 11 июня 2013 г. №1101-ЗС «О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах на территории Ростовской области» (далее - Областной закон №1101-ЗС).

Приведенным нормам корреспондируют положения статей 4, 8 Областного закона №1101-ЗС.

В соответствии с изложенным и пунктом 2 статьи 4 Областного закона №1101-ЗС утверждение региональной программы капитального ремонта территории Ростовской области отнесено к полномочиям высшего органа исполнительной власти - Правительства Ростовской области (часть 3 статьи 4, часть 1 статьи 61 Устава Ростовской области).

Во исполнении требований федерального законодательства, в пределах имеющихся полномочий Правительство Ростовской области утвердило Региональную программу по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Ростовской области на 2014-2049 годы постановлением от 26 декабря 2013 г. №803 (л.д.192-193, том 1) и постановлением от 13 марта 2019 г. №151 внесла в нее изменения (л.д.195-226 том 1).

Постановления приняты в форме предусмотренной областным законодательством, подписаны уполномоченным на то должностным лицом - Губернатором Ростовской области (статьи 54, 60, 61 Устава Ростовской области, Областного закона Ростовской области от 29 мая 1996 г. № 19-ЗС, пункт 6 части 2 статьи 8, 14 Областного закона Ростовской области от 1 августа 2011 г. № 635-ЗС «О Правительстве Ростовской области»).

Поскольку постановления устанавливают обязательные для исполнения неограниченным кругом лиц требования, рассчитаны на неоднократное применение, направлены на урегулирование общественных отношений в сфере жилищного законодательства, то относятся к числу нормативных правовых актов.

Проверяя порядок принятия и введение в действие постановлений № 803 и № 151 суд принимает во внимание, что решением Ростовского областного суда от 28 ноября 2018 г. №3а-484/2018 по административному иску ФИО13 о признании недействующим пункта 10.4.39 приложения к постановлению Правительства Ростовской области от 25 октября 2017 г. № 727 «О внесении изменений в постановление Правительства Ростовской области от 26 декабря 2013 г. № 803», установлено соблюдение процедурных требований при принятии постановления Правительства Ростовской области от 26 декабря 2013 г. №803, и по этим основаниям административным истцом не оспаривается.

Постановление Правительства Ростовской области от 13 марта 2019 г. №151 принято на заседании Правительства Ростовской области 13 марта 2019 г. в соответствии с регламентом Правительства Ростовской области от 21 марта 2016 г. №50, утвержденным Указом Губернатора Ростовской области, в редакции, действовавшей на момент принятия постановления №151, в форме, предусмотренной для издания акта имеющего нормативный характер (статьи 13,14 Областного закона от 1 августа 2011 г. №635-3C).

Согласно протоколу №10 от 13 марта 2019 г. на заседании присутствовало более половины членов Правительства (15 из 26), вопрос о внесении изменений в постановление Правительства Ростовской области от 26 декабря 2013 г. №803 внесен в повестку дня заседания за №13 и принято решение (л.д.247-248 том 1).

Постановление Правительства Ростовской области от 13 марта 2019 г. №151 с приложением, в соответствии с требованиями статьи 4 Областного закона Ростовской области от 29 декабря 2003 г. №85-ЗС «О порядке опубликования и вступления в силу Устава Ростовской области, областных законов, постановлений Законодательного Собрания Ростовской области, правовых актов Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области и органов исполнительной власти Ростовской области» опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации Ростовской области (http://pravo.donland.ru) номер опубликования 6114201906150019. Нормативный правовой акт вступил в силу, в соответствии с пунктом 2 постановления №151 со дня его официального опубликования 15 марта 2019 г. (л.д.251 том 1).

Суд учел, что редакция постановления Правительства Ростовской области изменялась постановлениями Правительства Ростовской области от 22 апреля 2014 г. № 271, от 30 октября 2014 г. № 718, от 29 декабря 2014 г. №895, от 13 февраля 2015 г. №109, от 6 августа 2015 г. № 492, от 31 декабря 2015 №221, от 29 июня 2016 г. №447, от 29 декабря 2016 г. №915, от 12 мая 2017 г. №355, от 25 октября 2017 г. №727, от 29 декабря 2017 г. №934, от 12 апреля 2018 г. №240, от 9 ноября 2018 г. №715, от 29 декабря 2018 г. №898, от 28 октября 2019 №767, 30 декабря 2019 г. №1012, от 25 мая 2020 г. №481, от 30 ноября 2020 г. №254, от 30 декабря 2020 г. №464, от 7 июня 2021 №421, от 22 ноября 2021 № 960, от 30 декабря 2021 г. №1157.

Однако, указанные постановления Правительства Ростовской области о внесении изменений в Региональную программу не затрагивают вопросы капитального ремонта многоквартирного дома, находящегося по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.

Поскольку административные истцы оспаривают положения нормативного правового акта, которыми вносятся изменения в основные нормативные положения, но не оспаривают сами основные нормативные положения, суд проверяет законность положений, вносящих изменения в основные нормативные положения (часть 7 статьи 213 КАС РФ).

Оценивая соответствие оспариваемого положения актам, имеющим большую юридическую силу, суд учитывает следующее.

Исходя из взаимосвязанных норм части 2 статьи 168 ЖК РФ и статьи 8 Областного закона № 1101-ЗС (в редакции Областного закона от 26 сентября 2018 г. №3-ЗС действовавшей на момент принятия оспариваемого постановления) региональная программа включает в себя перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории Ростовской области, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, домов, в которых имеется менее чем три квартиры, а также многоквартирных домов, в отношении которых на дату утверждения или актуализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом Ростовской области, приняты решения о сносе или реконструкции.

Пункты 1-3 части 1 статьи 36 ЖК РФ содержат перечень общего имущества находящегося у собственников многоквартирного дома в общей долевой собственности.

Определение понятия «многоквартирный дом» введено в Жилищный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 30 декабря 2021 г. № 476-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

На момент принятия оспариваемого постановления в пункте 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47, было указано, что многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.

В соответствии с пунктом 3.4 Свода правил «Здания жилые многоквартирные» (актуализированная редакция СНиП 31-01-2003) СП 54.13330.2016, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 3 декабря 2016 г. № 883/пр (в редакции от 3 декабря 2016 г.) здание многоквартирное: Жилое здание, в котором квартиры имеют общие внеквартирные помещения и инженерные системы.

В соответствии с положениями пункта 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого постановления) жилыми домами блокированной застройки признавались жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки), в случае, если строительство или реконструкция таких жилых домов осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Многоквартирный дом, расположенный по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН был включен в Региональную программу капитального ремонта в соответствии со сведениями предоставленными органом местного самоуправления по результату проведения мониторинга технического состояния, в соответствии с порядком, установленным приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области от 24 июня 2013 г. № 50 «Об утверждении порядка проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов».

Региональная программа предусматривала следующие работы по капитальному ремонту многоквартирного жилого дома по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН и их сроки: ремонт крыши – 2019 г., ремонт электроснабжения – 2021 г., ремонт газоснабжения – 2024 г., ремонт фасада, фундамента – 2031 г., ремонт холодного водоснабжения, водоотведения - 2033 г.(л.д. 194 том 1).

Согласно части 5 статьи 168 ЖК РФ, части 9 статьи 8 Областного закона № 1101-ЗС, региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год.

Как следует из акта от 5 июля 2018 г., составленного по форме приложения № 3 к Порядку проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов утвержденного приказом Министерства ЖКХ Ростовской области от 24 июня 2013 г. №50, комиссия в составе представителей НКО «ФКР», ДЖКХиЭ г.Ростова-на-Дону, МУПТИиОН, МКУ «УЖКХ» Пролетарского района при визуальном обследовании установила, что на земельном участке по адресу АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН расположены два жилых строения: литер А многоквартирный имеет признаки жилого дома блокированного типа застройки и литер Б двухквартирный, имеет признаки жилого дома блокированного типа застройки. На основании изложенного, комиссия сделала вывод, что жилой дом, расположенный по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН (литер А и литер Б) имеет признаки многоквартирного жилого дома блокированного типа застройки (л.д.259 том 1).

Из Региональной программы дом исключен накануне запланированного на 2019 г. ремонта крыши дома.

Собственники квартир с мая 2014 года по январь 2019 г. оплачивали взносы на капитальный ремонт согласно выставленным счетам, что следует из представленных квитанций и отзыва Правительства Ростовской области.

В настоящее время владельцам помещений продолжают начисляться общедомовые расходы на электроэнергию (л.д.187-189 том 2).

Из материалов инвентарного дела №561/3, сведений поступивших из филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ростовской области, следует, что дом НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН расположен в Пролетарском районе г.Ростова-на-Дону на одном земельном участке площадью 623 кв.м, с видом разрешенного использования: «для эксплуатации многоквартирного жилого дома, магазина «Спортивная одежда» ( л.д.94-95 том 1), состоит из двух литеров «А» (1917 года постройки) и «Б» (год постройки не установлен), в которых располагаются шесть квартир и одно нежилое помещение (бывшая квартира №1).

Литер «А» представляет собой одноэтажное здание с мезонином, в нем расположены четыре из шести квартир дома (№№2,3,4,5) и нежилое помещение (бывшая квартира №1), при этом, квартира № 5 (мезонин) находится над квартирой №4, с которой имеют общие стены, две квартиры (№№6,9) расположены в одноэтажном здании литер «Б».

Строения под литерами «А» и «Б» по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН имеют единый адрес, сквозную нумерацию квартир. Строение литер «Б» поставлено на кадастровый учет как многоквартирный жилой дом (л.д.103-107 том 1).

В ЕГРН право собственности на квартиру №2 зарегистрировано 23 марта 2016 г. за ФИО8, право собственности на квартиру №3 зарегистрировано 25 октября 2013 г. за ФИО14, право собственности на квартиру №5 зарегистрировано 2 августа 2012 г. за ФИО9, право собственности на квартиру №6 зарегистрировано 12 февраля 2016 г. за ФИО11, право собственности квартиру №9 зарегистрировано 27 октября 2014 г. за ФИО12, право собственности на нежилое помещение (бывшая квартира №1) - комнату №1 зарегистрировано 3 февраля 2004 г. за ФИО7 (л.д.96-116 том 1).

Право собственности на квартиру №4 зарегистрировано за ФИО10 БТИ 2 августа 1993 г. (л.д.130 том 1).

ФИО6 в 2021 г. заключен договор с ООО «Линии обслуживания» с целью аварийного обслуживания общего имущества собственников многоквартирного дома по адресу АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН (л.д.54 том 1).

Как следует из заключения строительно-технического исследования №020/2022 от 20 января 2022 г. специалиста ИП ФИО15 (л.д.32-53 том 1), информации заместителя главного инженера филиала в г.Ростове-на-Дону ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону» (л.д.117-118 том 1), ООО «Линии обслуживания (л.д.4,19-21 том 2), показаний ФИО16, ФИО17, ФИО15, допрошенных в судебном заседании 14 июня 2022 г., актов обследования дома НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН от 25 мая 2022 г. с фототаблицами (л.д. 80-84,91 том 2) и от 6 июня 2022 г. с фототаблицами (л.д.92-118 том 2), квартиры в указанных строениях отвечают требованиям части 3 статьи 16 ЖК РФ - каждая представляет собой обособленное помещение, состоящее из одной или нескольких комнат, и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении; вход в квартиры осуществляется с общего земельного участка. Каждое строение имеет фундамент. Общую крышу имеют квартиры 2,3 и нежилое помещение в литере «А», квартиры 6,9 в литере «Б». В литере «А» квартиры №4 и №5 располагаются одна над другой под одной крышей.

Кроме того, в литере «А» расположен подвал, через который проведены системы водоснабжения, водоотведения, обслуживающие более одного помещения, частичное возведение в подвале стен, земляных насыпов, вопреки доводам представителей административного ответчика и заинтересованных лиц, не меняет его назначения как помещения, в котором имеются инженерные коммуникации. Квартиры имеют общие инженерные системы: водоснабжения (от люка городской магистрали по ул.Черевичкина к дворовому люку, квартиры отдельными выпусками к дворовому трубопроводу), водоотведения (от городского люка по 32-я линия до дворового люка во дворе МКД, в который от каждой квартиры отдельный выпуск), газоснабжения (заведена от земельного участка №21, по фасаду здания), линия электроснабжения подключена от опоры городской сети, по фасаду строения литера «А», отдельным вводом в каждую квартиру. Инженерные коммуникации организованы на территории общего земельного участка который имеет единственный выход на улицу Черевичкина.

Все указанные признаки в совокупности характеризует строения литер «А» и «Б» в комплексе как единый объект – многоквартирный дом.

Признаки, предусмотренные положениями пункта 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пунктами 3.2., 3.3. СП 55.13330.2016. Свода правил. Дома жилые одноквартирные. СНиП 31-02-2001, утвержденного и введенного в действие Приказом Минстроя России от 20 октября 2016 г. № 725/пр, отсутствуют.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что комиссионный акт визуального обследования от 5 июля 2018 г. не соответствует фактическим обстоятельствам дела, содержит необоснованный вывод.

Суд рассмотрел доводы представителей административного ответчика и заинтересованных лиц, со ссылкой на акты обследования от 25 мая 2022 г. и от 6 июня 2022 г. относительно отсутствия чердака, однако, как показал свидетель ФИО17 факт его наличия комиссия не выясняла и указанное обстоятельство не проверяла.

Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области от 7 июля 2014 г. № 12315-АЧ/04, на которое представитель административного ответчика ссылался в отзыве обосновывая свою позицию, не является нормативным правовым актом, не содержит официальных разъяснений законодательства.

Общее имущество многоквартирного дома АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, подлежащее капитальному ремонту, включенное в Региональную программу по его проведению, не изменилось и не утрачено.

Отсутствуют сведения о том, что жилой АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН признавался в установленном порядке аварийным, подлежащим сносу или реконструкции.

Вопреки позиции Правительства Ростовской области, отсутствие отдельных элементов общего имущества перечисленных в статье 36 ЖК РФ, само по себе не дает оснований для непризнания жилого дома многоквартирным.

Исключение многоквартирного дома по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН из Региональной программы противоречит положениям ст.168 ЖК РФ.

Вследствие принятия Правительством Ростовской области постановления №151 в оспариваемой части нарушены права и законные интересы административных истцов и иных собственников жилых помещений в многоквартирном доме на своевременное проведение капитального ремонта общего имущества в рамках Региональной программы, в том числе с использованием мер государственной и муниципальной поддержки.

При изложенных обстоятельствах нормативный правовой акт в оспариваемой части подлежит признанию недействующим.

Поскольку оспариваемые нормативные положения применялись в соответствующих правоотношениях, они признаются недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.

Рассматривая вопрос о судебных расходах суд руководствуется положениями главы 10 КАС РФ и учитывает разъяснения, содержащиеся в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», от 21 января 2016 г. № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела».

Согласно статье 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

К судебным издержкам относятся расходы, которые понесены лицами, участвующими в деле, включая третьих лиц, заинтересованных лиц в административном деле (статья 106 КАС РФ).

Как следует из материалов дела и пояснений представителя ФИО1 расходы в данном деле, по общей договоренности административных истцов несла ФИО6

При подаче административного иска ФИО6, в соответствии с требованиями ст.333.19 НК РФ оплатила госпошлину 300 рублей (л.д.9 том 1). Указанные расходы подлежат возмещению административным ответчиком.

ФИО6 заявлены расходы на оплату нотариальных действий связанных с оформлением доверенности (л.д.67-68 том 1) в размере 2 650 руб. (л.д.60 том 1). Принимая во внимание разъяснения, содержащиеся в пункте 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. №50 и учитывая, что доверенность на представителя выдана без указания на участие в конкретном деле или конкретном судебном заседании по делу, заявленные расходы на оформление доверенности представителя не могут быть признаны судебными издержками в данном деле.

ФИО6 заявлены расходы на оплату услуг представителя ФИО1 в размере 30 000 рублей. В подтверждение представлен договор №15/22 от 25 марта 2022 г. заключенный между ФИО6 и ФИО1 (л.д.122-123 том 2).

Суд руководствуется положениями пункта 4 статьи 106, статьей 112 КАС РФ и принимает во внимание, что в соответствии с условиями указанного договора ФИО1 подготовила и подала административное исковое заявление, выступала в качестве представителя ФИО6, участвовала во всех судебных заседаниях в Ростовском областном суде 17 мая 2022 г. 31 мая 2022 г., 8 июня 2022 г., 14 июня 2022 г., 16 июня 2022 г. и 17 июня 2022 г. в ходе которых давал пояснения, заявляла ходатайства, предоставляла дополнительные доказательства, присутствовала при двух осмотрах многоквартирного жилого дома по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, что отражено в актах.

Факт получения ФИО1 оплаты подтвержден представителем в судебном заседании и зафиксирован в договоре.

Оценивая разумность пределов заявленных расходов, суд учитывает фактические обстоятельства, объем оказанных правовых услуг, время, сложившийся в регионе диапазон цен на юридические услуги по схожим делам, категорию и степень сложности административного дела. Совокупность перечисленных обстоятельств позволяет сделать вывод о том, что заявленная к взысканию сумма издержек носит разумный характер, подлежат возмещению ФИО6 в полном объеме.

Административным истцом также заявлены к возмещению расходы по оплате услуг специалиста ИП ФИО15, подготовившего заключение №02/0022 от 20 января 2022 г. строительно-технического исследования, в размере 15 000 руб.

Указанные расходы понесены ФИО6, что подтверждается соглашением и дополнительным соглашением к договору № 02/2022 от 13 января 2022 г. (л.д.61-62 том 1, л.д.125-129 том 2), квитанцией к приходному кассовому ордеру №02 от 13 января 2022 г. (л.д.124 том 2).

Поскольку перечень судебных издержек предусмотренный КАС РФ не является исчерпывающим, суд принимает во внимание, что данные расходы административного истца связаны со сбором доказательств с целью подтверждения изложенной позиции, сопряжены с осмотром и исследованием многоквартирного дома, соответствуют требованиям относимости, допустимости, таким образом, могут быть признаны судебными издержками. Размер указанных издержек, по мнению суда, обоснован объемом проделанной работы, его значимостью в заданных условиях, носит разумный характер. Указанная сумма расходов также подлежит взысканию с административного ответчика в пользу ФИО6

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 КАС РФ, суд

р е ш и л :

признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу подпункт 8.6.3 пункта 8 приложения к постановлению Правительства Ростовской области от 13 марта 2019 г. № 151 «О внесении изменений в постановление Правительства Ростовской области от 26 декабря 2013 г. № 803», которым из Региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Ростовской области на 2014-2049 годы» (раздел «город Ростов-на-Дону», подраздел «Пролетарский район», пункт 895) исключен жилой дом, расположенный по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.

Обязать Правительство Ростовской области в месячный срок со дня вступления настоящего решения суда в законную силу опубликовать сообщение о его принятии в «Собрании правовых актов Ростовской области» либо разместить (опубликовать) на официальном портале правовой информации Ростовской области (pravo.donland.ru) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Взыскать с Правительства Ростовской области в пользу ФИО6 судебные расходы по оплату госпошлины в размере 300 рублей, расходы на оплату услуг представителя в сумме 30 000 рублей, расходы на оплату строительно-технического исследования в сумме 15 000 рублей, итого 45 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Ростовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 1 июля 2022 г.

Судья О.В.Журба