ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-108/2022 от 26.09.2022 Калининградского областного суда (Калининградская область)

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Дело № 3а-108/2022

УИД 39OS0000-01-2022-000049-68

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 сентября 2022 года г.Калининград

Калининградский областной суд в составе:

председательствующего судьи – Струковой А.А.

при секретаре – Козловой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Лукуть Александра Михайловича к ГБУ Калининградской области «Центр кадастровой оценки и мониторинга недвижимости» об оспаривании решения бюджетного учреждения от 24 декабря 2021 года № ОРС-39/2021/000008, установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером равной его рыночной стоимости по состоянию на 26 июня 2021 года,

У С Т А Н О В И Л:

Лукуть А.М. обратился в суд 14 февраля 2022 года с административным иском к ГБУ Калининградской области «Центр кадастровой оценки и мониторинга недвижимости», ссылаясь на то, что он с 28 мая 2021 года является собственником земельного участка с кадастровым номером площадью 7329 кв.м из состава земель населенных пунктов, разрешенное использование – малоэтажная многоквартирная жилая застройка, местоположение: <адрес>

Актом ГБУ Калининградской области «Центр кадастровой оценки и мониторинга недвижимости» от 1 июля 2021 года АОКС-39/2021/000060 установлена кадастровая стоимость указанного земельного участка по состоянию на 23 июня 2021 года в размере 19 722 412,29 руб., существенно превышающем рыночную стоимость участка, которая согласно отчету об оценке от 30 ноября 2021 года № ЗУ-959/2021, выполненному частнопрактикующим оценщиком Есиной А.Н., составляет на дату – 26 июня 2021 года - 11 775 000 руб.

В целях установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости Лукуть А.М. обратился в ГБУ Калининградской области «Центр кадастровой оценки и мониторинга недвижимости» 14 декабря 2021 года с заявлением об установлении кадастровой стоимости участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 26 июня 2021 года, в чем решением бюджетного учреждения от 24 декабря 2021 года № ОРС-39/2021/00008 отказано по мотиву некорректного выбора оценщиком объектов-аналогов при определении рыночной стоимости в рамках сравнительного подхода.

С учетом изложенного заявитель, уточнив 10 марта 2022 года заявленные требования, просил признать незаконным указанное решение ГБУ Калининградской области «Центр кадастровой оценки и мониторинга недвижимости» об оспаривании решения ГБУ Калининградской области «Центр кадастровой оценки и мониторинга недвижимости» от 24 декабря 2021 года № ОРС-39/2021/000008 и установить рыночную стоимость участка с размере его рыночной стоимости по состоянию на 26 июня 2021 года - 11 775 000 руб.

14 апреля 2022 года представителем административного истца подано уточненное административное исковое заявление, в котором приведено обоснование требования о признании незаконным соответствующего решения бюджетного учреждения.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Правительство Калининградской области, Управление Росреестра по Калининградской области и администрация городского округа «Город Калининград».

Определением от 28 апреля 2022 года удовлетворено ходатайство Лукуть А.М.: по делу назначена судебная экспертиза в целях установления, соответствует ли отчет об оценке от 30 ноября 2021 года № ЗУ-959/2021, выполненный частнопрактикующим оценщиком Есиной А.Н., о рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 26 июня 2021 года – 11 775 000 руб. - требованиям законодательства об оценочной деятельности.

Производство судебной экспертизы поручено оценщику ООО «АКОС «Русбизнесоценка» Румянцеву М.А. Этим же определением производство по делу приостановлено до поступления в суд заключения эксперта.

27 мая 2022 года производство по делу возобновлено в связи с поступлением в суд заключения эксперта от 26 мая 2022 года о соответствии отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности.

15 июня 2022 года административное дело возвращено эксперту Румянцеву М.А.

1 июля 2022 года в суд поступило настоящее административное дело с дополнениями от 30 июня 2022 года к экспертному заключению от 26 мая 2022 года.

Определением от 4 августа 2022 года удовлетворено ходатайство ГБУ Калининградской области «Центр кадастровой оценки и мониторинга недвижимости»: по делу назначена повторная судебная экспертиза для разрешения аналогичных вопросов, производство экспертизы поручено оценщику ООО «Балтийская оценочная компания» Митрякову А.А., производство по административному делу приостановлено.

Определением от 12 сентября 2022 года производство по делу возобновлено в связи с поступлением в суд 9 сентября 2022 года заключения эксперта от 9 сентября 2022 года № ЭЗ-02/2022 о несоответствии отчета об оценке от 30 ноября 2021 года № ЗУ-959/2021, выполненного частнопрактикующим оценщиком Есиной А.Н., требованиям законодательства об оценочной деятельности, а также о рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 26 июня 2021 года – 9 462 000 руб.

В судебном заседании представитель административного истца – Пилянс Я.Р. требования уточнил и, настаивая на незаконности оспариваемого решения бюджетного учреждения и наличии законного права на установление рыночной стоимости земельного участка, просил определить величину рыночной стоимости в соответствии с заключением эксперта от 9 сентября 2022 года № ЭЗ-02/2022 - 9 462 000 руб.

Представитель ГБУ Калининградской области «Центр кадастровой оценки и мониторинга недвижимости» - Полякова Д.В. считала не подлежащим удовлетворению требование о признании незаконным решения бюджетного учреждения, против установления рыночной стоимости не возражала.

Правительство Калининградской области, Управление Росреестра по Калининградской области, администрация городского округа «Город Калининград» извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили, представителей для участия в рассмотрении дела не направили.

На основании части 6 статьи 226 КАС РФ судом определено разрешить ходатайство в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Земельный участок с кадастровым номером площадью 7329 кв.м из состава земель населенных пунктов, местоположение: <адрес>, поставлен на государственный учет 27 января 2016 года.

28 мая 2021 года зарегистрировано право собственности Лукуть А.М. на указанный земельный участок.

В связи с изменением разрешенного использования земельного участка актом ГБУ Калининградской области «Центр кадастровой оценки и мониторинга недвижимости» от 1 июля 2021 года АОКС-39/2021/000060 установлена кадастровая стоимость указанного земельного участка, разрешенное использование – малоэтажная многоквартирная жилая застройка, по состоянию на 23 июня 2021 года в размере 19 722 412,29 руб.

Сведения о соответствующей кадастровой стоимости внесены в ЕГРН 6 июля 2021 года, подлежат применению для целей налогообложения с 23 июня 2021 года и не пересматривались (т. 1 л.д. 11, 12-14).

Постановлением Правительства Калининградской области от 24 ноября 2021 года № 754 «О дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости» установлена дата перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости на территории Калининградской области - 1 декабря 2021 года.

В соответствии с частью статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ кадастровая стоимость здания, помещения, сооружения, объекта незавершенного строительства, машино-места, земельного участка может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей).

В силу части 2 этой же статьи заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (далее - заявление об установлении рыночной стоимости) может быть подано в период с даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет до даты снятия его с государственного кадастрового учета.

Таким образом, с 1 декабря 2021 года правообладатели объектов недвижимости, расположенных на территории Калининградской области, кадастровая стоимость которых установлена в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», вправе требовать установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости в порядке, определенном статьей 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ.

В силу части 5 статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ к заявлению об установлении рыночной стоимости должен быть приложен, помимо прочих документов, отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого устанавливается в размере рыночной стоимости.

Заявление об установлении рыночной стоимости может быть подано в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости (часть 7 статьи 22.1).

Частью 11 этой же статьи определено, что бюджетное учреждение вправе принять следующие решения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости:

1) об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, указанной в отчете об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости;

2) об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости в связи с использованием неполных и (или) недостоверных сведений, расчетными или иными ошибками, повлиявшими на итоговый результат определения рыночной стоимости такого объекта недвижимости, нарушением требований законодательства об оценочной деятельности при составлении отчета об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости (далее - решение об отказе в установлении рыночной стоимости).

При этом согласно части 12 названной статьи в случае принятия решения об отказе в установлении рыночной стоимости в таком решении должны быть приведены все выявленные в ходе рассмотрения заявления об установлении рыночной стоимости причины, предусмотренные пунктом 2 части 11 настоящей статьи, послужившие основанием для принятия такого решения.

На основании части 15 статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

Из материалов дела следует, что в целях установления рыночной стоимости земельного участка Лукуть А.М. обратился 14 декабря 2021 года в ГБУ Калининградской области «Центр кадастровой оценки и мониторинга недвижимости» с заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта равной его рыночной стоимости по состоянию на 26 июня 2021 года в размере 11 775 000 руб., представив отчет об оценке частнопрактикующего оценщика Есиной А.Н. от 30 ноября 2021 года № Зу-959/2021 (т. 1 л.д. 16-44).

Анализируя наибольшую эффективность использования объекта оценки, оценщик, исходя из установленного вида разрешенного использования и градостроительного зонирования рассматриваемой территории с ее отнесением к территориальной зоне застройки малоэтажными жилыми домами, пришел к выводу о допустимости использования земельного участка в соответствии с видом разрешенного использования – малоэтажная многоквартирная жилая застройка (страницы 26-27 отчета об оценке).

Оценщиком рыночная стоимость указанного земельного участка определена в рамках сравнительного подхода методом сравнения продаж, при этом оцениваемый земельный участок отнесен к сегменту рынка земельных участков, пригодных для размещения объектов жилой застройки (малоэтажная жилая застройка), в том числе на землях СНТ (страницы 18-19 отчета об оценке).

Осуществляя отбор объектов-аналогов для проведения расчета рыночной стоимости оцениваемого земельного участка оценщик, помимо прочего указал, что у объектов-аналогов должно быть разрешенное использование, аналогичное разрешенному использованию объекта оценки.

Кроме того, поскольку оцениваемый объект предназначен под малоэтажную многоквартирную застройку на землях населенных пунктов в составе садоводческого объединения граждан, то, соответственно, местоположение земельных участков также должно быть схожим.

Делая выводы относительно рынка недвижимости в сегментах, необходимых для объекта оценки, оценщик отметил, что цены на сопоставимые земельные участки, расположенные в непосредственной близости от объектов оценки (то есть на окраинах города в Ленинградском районе г.Калининграда, в пределах Большой окружной дороги), и пригодные для малоэтажной малоквартирной жилой застройки (в том числе на землях СНТ) варьируют в диапазоне от 910 руб. до 1400 руб. за кв.м без учета скидки на торг, корректировки на вид разрешенного использования, масштаб, наличия построек, подлежащих сносу, и других особенностей.

Оценщиком отобрано в качестве объектов-аналогов 6 земельных участков, каждый из которых расположен в пределах СНТ в городе Калининграде, относится к землям населенных пунктов, имеет разрешенное использование – для ведения садоводства, площадь от 600 кв.м до 1307 кв.м.

В процессе оценки оценщиком проведены корректировки на торг, наличие коммуникаций, площадь, а также вид разрешенного использования.

При этом повышающая корректировка по виду разрешенного использования – 2,13 – введена ко всем объектам-аналогам по итогам расчетов Ассоциации «СтатРиелт» на основе рыночной информации, приведенной в составе отчета об оценке (страница 41 отчета об оценке).

Величина рыночной стоимости объекта оценки, по расчетам оценщика, составила 11 775 000 руб. исходя из удельного показателя рыночной стоимости 1606,64 руб./кв.м, что выше сложившегося на рынке недвижимости диапазона цен от 910 руб. до 1400 руб. на участки под малоэтажную жилую застройку на окраинах города, в том числе вблизи СНТ.

Оценщик Есина А.Н. имеет стаж работы в области оценочной деятельности с 2009 года, обладает правом проведения оценки по направлению «Оценка недвижимости», является членом саморегулируемой организации оценщиков, гражданская ответственность оценщика застрахована в установленном порядке.

Оспариваемым решением бюджетного учреждения от 24 декабря 2021 года № ОРС-39/2021/000008 в установлении рыночной стоимости отказано по мотиву несоответствия названного отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности, что выразилось в некорректном выборе объектов-аналогов, предназначенных для ведения садоводства и относящихся к иному (по сравнению с объектом оценки) сегменту рынка.

Также оценщик не провел повышающую корректировку к объектам-аналогам №№ 1, 3, 5, 6 по критерию наличия подъездной грунтовой дороги при том, что объект оценки примыкает к асфальтированной автодороге на ул.Крылова в г.Калининграде.

Кроме того, по мнению бюджетного учреждения, в нарушение пункта 13 ФСО № 7 оценщиком не проанализированы критерии правомочности и физической осуществимости при определении наиболее эффективного использования объекта оценки.

Как отражено в оспариваемом решении, рыночные цены в сегменте рынка земельных участков под малоэтажную многоквартирную жилую застройку в г.Калининграде существенно выше определенной оценщиком итоговой стоимости объекта.

В ходе производства по настоящему административному делу административный ответчик подал письменные возражения на административное исковое заявление, суть которых сводится к тому, что объекты-аналоги отобраны оценщиком некорректно даже с учетом проведенной корректировки по виду разрешенного использования.

Одновременно бюджетным учреждением указано на отсутствие финансовой возможности для оплаты судебной оценочной экспертизы (т. 1 л.д. 68-85).

С учетом возникших сомнений относительно допустимости (исходя из федеральных стандартов оценки) нивелировать различие оцениваемого земельного участка и объектов-аналогов по одному из основных ценообразующих факторов – виду разрешенного использования – и отсутствия у административного ответчика финансирования на цели оплаты судебной экспертизы, соответствующее ходатайство о назначении судебной экспертизы было заявлено административным истцом.

При этом с согласия административного ответчика производство судебной экспертизы было поручено оценщику Румянцеву М.А., который, помимо прочего, имеет высшее образование (Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова) по направлению «Экономика», специализация «Экспертиза отчетов об оценке», неоднократно проходил повышение квалификации в Государственном университете по землеустройству (г.Москва), а также в ФГБО МГСУ с присвоением квалификации «Судебный эксперт», имеет квалификационный аттестат по направлению, в том числе, «Оценка недвижимости», является членом Союза финансово-экономических судебных экспертов и Союза судебных экспертов «Экспертный совет», региональным представителем Союза судебных экспертов «Экспертный совет» в Калининградской области и имеет стаж работы в области оценочной деятельности с 2003 года.

Из заключения эксперта Румянцева М.А., который предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 УК РФ, следует, что указанный выше отчет об оценке соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности.

При этом эксперт Румянцев М.А. указал, что им, помимо прочего, была проведена проверка достоверности использованных в отчете рыночных данных, использованных в расчетах оценщика, сопоставлены использованные в отчете об оценке рыночные данные с данными из альтернативных источников информации, проведен анализ обоснованности сделанных оценщиком выводов и корректности проведенных расчетов, после чего стоимость объекта оценки, определенная в отчете, подтверждена (т. 1 л.д. 182-195).

Из дополнений к экспертному заключению от 30 июня 2022 года следует, что оценщиком в ходе выборки объектов-аналогов были обоснованно исключены участки большой площади (64 000 – 579 000 кв.м), расположенные в Гурьевском районе Калининградской области и предназначенные «для размещения жилого микрорайона с развитой инфраструктурой и объектами соцкульбыта», ввиду назначения этих участков, предполагающих комплексное освоение микрорайонов с постройкой объектов соответствующей коммунальной и социальной инфраструктуры и, как следствие, низкой удельной стоимостью – от 67 до 254 руб./кв.м.

Также эксперт Румянцев М.А. отметил, что согласно правилам землепользования и застройки городского округа «Город Калининград» объект оценки отнесен к территориальной зоне «Зона застройки малоэтажными жилыми домами» (индекс Ж-3), однако при этом фактически представляет собой 65% данной территориальной зоны на рассматриваемой территории и является смежным с территорией, отнесенной к территориальной зоне «Зона садоводства», которая не имеет объектов инфраструктуры, при этом в методической литературе отсутствуют корректировки на близость к объектам социальной инфраструктуры, существуют лишь корректировки на местоположение относительно центра города, которые не отражают влияние таких внешних факторов как непосредственное окружение объекта оценки.

В этой связи, по мнению эксперта, использование в качестве объектов-аналогов земельных участков, предназначенных под малоэтажную жилую застройку, отнесенных к территориальной зоне Ж-3 и расположенных в различных районах города Калининграда, потребует введения ряда понижающих корректировок, в том числе на наличие коммуникаций, автомагистралей в районе объектов-аналогов и т.д., вследствие чего наиболее корректным способом оценки объекта оценки, исходя из его местоположения на окраине города рядом с СНТ, наличия из централизованных сетей только электричества по границе участка и прочих индивидуальных особенностей, является метод сравнения продаж в рамках сравнительного подхода с аналогами, ближайшими по расположению (то есть с участками, отнесенными к территориальной зоне, предназначенной для ведения садоводства) с введением единственной корректировки – на вид разрешенного использования (т. 1 л.д. 215-226).

Давая оценку экспертному заключению и настаивая на некорректности проведенной оценщиком выборки объектов-аналогов, административный ответчик полагал заключение эксперта необъективным исходя из принадлежности оценщика Есиной А.Н. и эксперта Румянцева М.А. к одной саморегулируемой организации оценщиков.

Однако с учетом содержания статьи 22 Федерального закона от 29 июля 19998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» оценщики, состоящие в одной саморегулируемой организации оценщиков, при этом не являются взаимозависимыми лицами.

Отвод эксперту Румянцеву М.А. в установленном порядке не был заявлен лицами, участвующими в деле, в том числе административным ответчиком.

Вместе с тем, определением суда от 4 августа 2022 года было удовлетворено ходатайство ГБУ Калининградской области «Центр кадастровой оценки и мониторинга недвижимости» и назначена повторная судебная экспертиза.

Такое определение мотивировано несопоставимостью объекта оценки и отобранных оценщиком объектов-аналогов по виду разрешенного использования с последующим проведением повышающей корректировки по этому критерию в размере 2,13 (по данным Ассоциации «СтатРиелт» по состоянию на 1 апреля 2021 года) и настойчивыми доводами бюджетного учреждения о недопустимости нивелирования разницы между объектом оценки и объектами-аналогами по виду разрешенного использования посредством соответствующей корректировки, в связи с чем в определении о назначении повторной судебной экспертизы судом повторно указано на необходимость проверить отчет об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности и установить действительную рыночную стоимость рассматриваемого земельного участка.

С заявленной административным ответчиком кандидатурой эксперта суд согласился при отсутствии у административного истца, возражавшего в целом против удовлетворения ходатайства бюджетного учреждения, отводов оценщику ООО «Балтийская оценочная компания» Митрякову А.А.

В соответствии с заключением эксперта Митрякова А.А. отчет об оценке частнопрактикующего оценщика Есиной А.Н. от 30 ноября 2021 года № ЗУ-959/2021 не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности.

Однако установленные в ходе проведения повторной судебной экспертизы нарушения по сути представляют собой лишь недостатки к оформлению отчета об оценке, выразившиеся в том, что в задании на оценку не отражена информация о предполагаемом использовании результатов оценки (п. 4 ФСО № 2 и п. 21г ФСО № 1) и документы, представленные заказчиком, не заверены в установленном порядке (п. 12 ФСО № 3).

Данных о том, что эти отступления от правил оформления отчета об оценке повлекли за собой занижение рыночной стоимости объекта оценки, в экспертном заключении не имеется.

Определяя рыночную стоимость объекта оценки, эксперт, как ранее оценщик, определил сегмент рынка, к которому относится объект оценки, а именно: земельные участки для малоэтажной жилой застройки.

Производя выборку объектов-аналогов, эксперт указал, что градостроительным регламентом возможно размещение на соответствующих земельных участках индивидуальных, блокированных и малоэтажных жилых домов, цены на соответствующие земельные участки сопоставимы, в связи с чем отобрал в качестве объектов-аналогов 4 земельных участка, расположенные в недорогих районах города Калининграда (при том, что объект оценки отнесен к 6 типовой зоне садоводства в черте населенного пункта, а объекты-аналоги – к 4 типовой зоне индивидуальной жилой застройки согласно типологии по данным Статриелт на основе рыночной информации), из которых 2 объекта предназначены для индивидуального жилищного строительства и 2 объекта – под блокированную жилую застройку.

Экспертом проведены корректировки на торг, площадь, а также повышающая корректировка по критерию разрешенного использования ко всем объектам-аналогам и понижающие корректировки по критерию местоположения ко всем объектам-аналогам, а также критерию наличия асфальтированных подъездных путей к одному объекту-аналогу.

По расчетам эксперта среднеарифметическое значение откорректированной стоимости 1 сотки (100 кв.м) без учета корректировки на площадь объекта составляет 476 889 руб./сот., рыночная стоимость объекта оценки составляет на дату – 26 июня 2021 года – 9 462 000 руб. (т. 2 л.д. 53-91).

Эксперт Митряков А.А. имеет стаж работы в области оценочной деятельности – 15 лет, является членом саморегулируемой организации оценщиков, вправе проводить оценку по направлению «Оценка недвижимости», предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 УК РФ.

В целом из сопоставления отчета об оценке и экспертных заключений следует, что законодательству об оценочной деятельности, включая федеральные стандарты оценки, не противоречит отбор в рамках сравнительного подхода в качестве объектов-аналогов тех объектов, которые различаются с объектом оценки по определенным критериям, в том числе по одному из основных ценообразующих факторов, с последующим проведением корректировки по данным критериям.

По сути и оценка, выполненная оценщиком Есиной А.Н. с проведением единственной корректировки по виду разрешенного использования ко всем объектам-аналогам, отобранным главным образом по критерию местоположения на неосвоенной окраине города, и оценка, выполненная в ходе повторной судебной экспертизы экспертом Митряковым А.А. с проведением нескольких корректировок по критериям местоположения и наличия подъездных путей (на необходимость проведения которых в случае отбора в качестве объектов-аналогов участков, предназначенных для малоэтажного жилищного строительства и расположенных в различных районах города, изначально указывал эксперт Румянцев М.А.) не противоречат федеральным стандартам оценки.

Определенная экспертом Митряковым А.А. величина рыночной стоимости объекта оценки практически на 20% ниже величины рыночной стоимости, определенной оценщиком в отчете об оценке (соответственно 11 775 000 руб. и 9 462 000 руб.).

Таким образом, имеющиеся в деле заключения экспертов объективно подтверждают необоснованность позиции бюджетного учреждения о занижении оценщиком итоговой стоимости объекта оценки.

По смыслу пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, судом может быть принято решение об удовлетворении заявленных требований при одновременном наличии двух условий:

- несоответствие оспариваемого решения закону;

- нарушение оспариваемым решением прав, свобод и законных интересов административного истца.

Принимая во внимание, что заключением повторной судебной экспертизы выявлены по сути лишь недостатки в оформлении отчета об оценке, которые не повлекли за собой искажения величины рыночной стоимости, и опровергнут базовый довод бюджетного учреждения о занижении оценщиком рыночной стоимости объекта, оспариваемое решение от 24 декабря 2021 года № ОРС-39/2021/000008 не может быть признано в полной мере соответствующим закону.

В то же время, учитывая, что величина рыночной стоимости объекта определена экспертом при производстве повторной судебной экспертизы в меньшем размере по сравнению с величиной рыночной стоимости, определенной оценщиком, суд полагает, что оспариваемое решение бюджетного учреждения об отказе в установлении рыночной стоимости в размере, определенном в отчете об оценке, прекратило нарушать права и законные интересы административного истца.

С учетом изложенного суд полагает требования о признании незаконным решения ГБУ Калининградской области «Центр кадастровой оценки и мониторинга недвижимости» от 24 декабря 2021 года № ОРС-39/2021/000008 не подлежащими удовлетворению.

В силу частей 1, 2 статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» рыночная стоимость может быть установлена по заявлению правообладателя соответствующего объекта с даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет до даты снятия его с государственного кадастрового учета.

В силу ст.ст. 387-390 НК РФ административный истец, являясь собственником названного земельного участка, обязан уплачивать земельный налог исходя из кадастровой стоимости земельного участка.

Учитывая наличие у административного истца правового интереса в установлении рыночной стоимости участка и отсутствие возражений со стороны административного ответчика и заинтересованных лиц на административное исковое требование об установлении рыночной стоимости по состоянию на 26 июня 2021 года, суд считает возможным установить кадастровую стоимость названного объекта в размере его рыночной стоимости на дату – 26 июня 2021 года, определив величину рыночной стоимости на основании заключения эксперта от 9 сентября 2022 года – 9 462 000 руб.

В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 18 Федерального закона № 237-ФЗ (в редакции Федерального закона от 6 декабря 2021 года № 408-ФЗ) для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости, применяются с 1 января года, в котором в бюджетное учреждение подано заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, на основании которого принято решение об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, но не ранее даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет и не ранее даты начала применения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.

Исходя из приведенной нормы закона юридически значимой датой является день подачи Лукуть А.М. заявления об установлении рыночной стоимости, то есть 14 декабря 2021 года.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 248-249 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Лукуть Александра Михайловича удовлетворить частично.

В удовлетворении требований Лукуть А.М. к ГБУ Калининградской области «Центр кадастровой оценки и мониторинга недвижимости» об оспаривании решения бюджетного учреждения от 24 декабря 2021 года № ОРС-39/2021/000008 – отказать.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , категория – земли населенных пунктов, разрешенное использование – малоэтажная многоквартирная жилая застройка, площадь – 7329 кв.м, местоположение: <адрес>, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 26 июня 2021 года – 9 462 000 руб.

Датой подачи заявления об установлении рыночной стоимости считать 14 декабря 2021 года.

Настоящее решение после его вступления в законную силу является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта, установленной по состоянию на 26 июня 2021 года в размере его рыночной стоимости.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Калининградский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Решение в окончательной форме изготовлено 6 октября 2022 года.

Судья Калининградского

областного суда А.А. Струкова