Дело № 3а-35/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 января 2019 г. г. Архангельск
Архангельский областной суд в составе:
судьи Лобановой Н.В.,
при секретаре Паламар А.И.,
с участием административного истца Фатеевой О.В., представителя административного истца Бычковой А.П., представителя административного ответчика министерства финансов Архангельской области Александровой Е.М.,
в отсутствие административных ответчиков финансового управления администрации муниципального образования «Северодвинск», администрации муниципального образования «Северодвинск», заинтересованных лиц министерства образования и науки Архангельской области, управления муниципального жилищного фонда администрации муниципального образования «Северодвинск», управления социального развития, опеки и попечительства администрации муниципального образования «Северодвинск»,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Фатеевой Ольги Валерьевны о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,
установил:
Фатеевой О.В. обратилась в суд с административным иском о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 378 300 руб.
В обоснование заявленного требования указала, что решением Северодвинского городского суда Архангельской области от 20 февраля 2015 г. на администрацию муниципального образования «Северодвинск» возложена обязанность предоставить ей за счет средств субсидий из бюджета Архангельской области благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда. Это судебное постановление до настоящего времени не исполнено. Полагает, что неисполнение вступившего в силу судебного постановления на протяжении более трех с половиной лет привело к нарушению ее права на справедливое судебное разбирательство в разумный срок, что является основанием для выплаты соответствующей компенсации.
Административный истец Фатеева О.В., представитель административного истца Бычкова А.П. в судебном заседании на удовлетворении административного иска настаивали по изложенным основаниям.
Представитель административного ответчика министерства финансов Архангельской области Александрова Е.М., возражая относительно удовлетворения административного иска, указала на отсутствие оснований для взыскания испрашиваемой административным истцом компенсации за счет средств бюджета Архангельской области, поскольку решением Северодвинского городского суда Архангельской области от 20 февраля 2015 г. какие-либо обязанности на органы государственной власти Архангельской области не возлагались, должником по исполнительному производству, возбужденному в целях принудительного исполнения данного судебного постановления является администрация муниципального образования «Северодвинск».
Административные ответчики финансовое управление администрации муниципального образования «Северодвинск», администрация муниципального образования «Северодвинск», заинтересованные лица министерство образования и науки Архангельской области, управление муниципального жилищного фонда администрации муниципального образования «Северодвинск», управления социального развития, опеки и попечительства администрации муниципального образования «Северодвинск», надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили.
По определению суда дело рассмотрено при данной явке.
Заслушав явившихся лиц, участвующих в деле, исследовав материалы данного административного дела, материалы гражданского дела №, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в судах и исполнение судебного постановления осуществляются в разумные сроки.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 30.04.2010 № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (в редакции, действующей с 1 января 2017 г.) граждане Российской Федерации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники при нарушении их права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном названным федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
Как следует из представленных материалов, Фатеева О.В. как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и пункта 2 статьи 11 закона Архангельской области от 17.12.2012 № 591-36-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области» имеет право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Вступившим в законную силу 24 марта 2015 г. решением Северодвинского городского суда Архангельской области от 20 февраля 2015 г. на администрацию муниципального образования «Северодвинск» возложена обязанность предоставить Фатеевой О.В. по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда в виде отдельной квартиры общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м, расположенное в пределах муниципального образования «Северодвинск», за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
26 марта 2015 г. во исполнение указанного судебного постановления Северодвинским городским судом Архангельской области выдан исполнительный лист серии ФС №, который в тот же день на основании заявления взыскателя от 20 февраля 2015 г. направлен названным судом для принудительного исполнения.
Постановлением судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по г. Северодвинску Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области от 2 апреля 2015 г. возбуждено исполнительное производство №.
До настоящего времени решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 20 февраля 2015 г. не исполнено.
В силу приведенных положений статьи 1 Федерального закона от 30.04.2010 № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» Фатеева О.В., как лицо, в пользу которого выдан исполнительный документ на основании судебного акта, возлагающего на публично-правовое образование обязанность исполнить требование неимущественного характера, имеет право на обращение в суд с иском о взыскании компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Обращение Фатеевой О.В. в суд с административным иском о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок последовало в пределах срока, установленного частью 8 статьи 3 Федерального закона от 30.04.2010 № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок».
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 30.04.2010 № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, т.е. непреодолимой силы. При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков рассмотрения дела или исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 1 постановления от 29.03.2016 № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок и права на исполнение судебного акта в разумный срок, как мера ответственности государства, имеет целью возмещение причиненного неимущественного вреда фактом нарушения процедурных условий, обеспечивающих реализацию данных прав в разумный срок, независимо от наличия или отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Согласно части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.04.2010 № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, если такое нарушение было допущено органом или организацией, финансируемыми за счет средств соответствующего бюджета, либо должностным лицом этого органа или этой организации.
Разрешая вопрос о наличии оснований для применения к муниципальному образованию «Северодвинск» и Архангельской области такой меры ответственности как взыскание компенсации за нарушение права Фатеевой О.В. на исполнение судебного акта в разумный срок, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 5, пунктом 8 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Финансирование мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в части предоставления им жилых помещений осуществляется также в форме субсидий из федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 5 закона Архангельской области от 17.12.2012 № 591-36-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области»).
Законом Архангельской области от 20.09.2005 № 84-5-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области отдельными государственными полномочиями» органы местного самоуправления городских округов Архангельской области наделены государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 46 закона Архангельской области от 20.09.2005 № 84-5-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области отдельными государственными полномочиями» в целях осуществления государственных полномочий по предоставлению детям-сиротам жилых помещений органы местного самоуправления муниципальных образований, в частности, осуществляют следующие государственные полномочия: приобретают жилые помещения либо осуществляют организацию строительства жилых домов, либо приобретают не завершенные строительством жилые помещения и организуют проведение работ по завершению строительства данных жилых помещений; включают жилые помещения в специализированный жилищный фонд; заключают с детьми-сиротами договоры найма специализированных жилых помещений и т.д.
Финансирование расходов на указанные цели осуществляется путем предоставления министерством образования и науки Архангельской области органам местного самоуправления Архангельской области, в том числе, администрации муниципального образования «Северодвинск», субвенций в соответствии со сводной бюджетной росписью, кассовым планом областного бюджета в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств путем перечисления указанных сумм в порядке межбюджетных отношений на лицевые счета, открытые соответствующим получателям в Управлении Федерального казначейства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу.
По сведениям министерства образования и науки Архангельской области, по состоянию на 1 декабря 2018 г. число детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, включенных в список на обеспечение жилыми помещениями на территории муниципального образования «Северодвинск», составляет 221 человек, в том числе, лиц, у которых право на однократное предоставление жилья возникло и не было реализовано, – 191 человек. В отношении 141 человека состоялись судебные постановления, обязывающие администрацию муниципального образования «Северодвинск» предоставить им благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда. Общая потребность в денежных средствах на приобретение жилых помещений для лиц указанной категории на территории названного муниципального образования составляет 428 730 060 руб., в том числе, 316 497 060 руб. – для исполнения принятых в отношении администрации муниципального образования «Северодвинск» судебных постановлений.
Вместе с тем, в 2015 г. общий объем финансирования, предоставленного за счет средств федерального и областного бюджетов муниципальному образованию «Северодвинск» на цели обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа жилыми помещениями, составил 16 505 479 руб. 40 коп. По состоянию на 31 декабря 2015 г. жилыми помещениями обеспечены 6 лиц указанной категории.
В 2016 г. общий объем финансирования, предоставленного за счет средств федерального и областного бюджетов муниципальному образованию «Северодвинск» на цели обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа жилыми помещениями, составил 17 788 064 руб. По состоянию на 31 декабря 2016 г. жилыми помещениями обеспечены 8 человек.
В 2017 г. общий объем финансирования, предоставленного за счет средств федерального и областного бюджетов муниципальному образованию «Северодвинск» на цели обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа жилыми помещениями, составил 24 646 680 руб. По состоянию на 31 декабря 2017 г. жилыми помещениями обеспечены 15 человек указанной категории.
В 2018 г. общий объем финансирования, предоставленного за счет средств федерального и областного бюджетов муниципальному образованию «Северодвинск» на цели обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа жилыми помещениями, составил 18 343 240 руб. По состоянию на 31 декабря 2017 г. жилыми помещениями обеспечены 8 человек указанной категории.
Законом Архангельской области от 17.12.2018 № 35-4-ОЗ «Об областном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» предусмотрено выделение муниципальному образованию «Северодвинск» субсидии на осуществление отдельных государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в общей сумме 36 552 600 руб. На данные средства планируется приобретение 17 жилых помещений.
Изложенное свидетельствует о том, что предпринимаемых органами государственной власти Архангельской области мер недостаточно для обеспечения благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда даже тех лиц указанной категории, в отношении которых состоялись судебные постановления о предоставлении жилья. В частности, в 2017 г. на финансирование осуществления данных государственных полномочий выделена сумма, составляющая чуть более 4 процентов от общей потребности в денежных средствах на приобретение жилых помещений для лиц указанной категории, в 2019 г. – чуть более 11 процентов.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о наличии оснований для присуждения компенсации за неисполнение принятого в пользу административного истца судебного акта в разумный срок за счет средств бюджета Архангельской области.В тоже время, суд отмечает, что в силу положений части 3 статьи 1 Федерального закона от 30.04.2010 № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» обязанность выплатить компенсацию в случае установления факта нарушения права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок возникает независимо от вины органов государственной власти, местного самоуправления, на которые возложена обязанность по исполнению вступившего в законную силу судебного акта. В связи с изложенным, несмотря на недостаточность денежных средств, выделяемых уполномоченным органом государственной власти Архангельской области на цели предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа жилых помещений, оснований для освобождения муниципального образования «Северодвинск» от ответственности в виде возложения обязанности по выплате компенсации на основании Федерального закона от 30.04.2010 № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» суд не усматривает.
Так, согласно пункту 2 статьи 46 закона Архангельской области от 20.09.2005 № 84-5-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области отдельными государственными полномочиями», пункту 3 статьи 14 закона Архангельской области от 17.12.2012 № 591-36-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области» именно органы местного самоуправления городского округа принимают решение о предоставлении конкретному лицу, относящемуся к указанной льготной категории граждан, жилого помещения специализированного жилищного фонда и заключают с ним договор найма такого жилого помещения.
Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», как и закон Архангельской области от 17.12.2012 № 591-36-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области» связывают возникновение права указанной категории лиц на предоставление жилого помещения с наступлением восемнадцатилетнего возраста либо приобретением ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. При этом благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда подлежит предоставлению таким гражданам во внеочередном порядке, независимо от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на такое же обеспечение.
Аналогичная правовая позиция выражена и в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 г.
Представленные суду материалы свидетельствуют о поступлении в 2015-2018 г.г. в собственность муниципального образования «Северодвинск» свободных от прав третьих лиц жилых помещений специализированного жилищного фонда, отвечающих требованиям, указанным в решении Северодвинского городского суда Архангельской области от 20 февраля 2015 г.; несмотря на это обстоятельство данное судебное постановление не было исполнено должником.
С учетом изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу об обоснованности требования Фатеевой О.В. о возложении как на Архангельскую область, так и на муниципальное образование «Северодвинск» обязанности выплатить административному истцу компенсацию в случае установления в ходе судебного разбирательства факта нарушения ее права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Принимая во внимание, что вынесенное в пользу Фатеевой О.В. судебное постановление о возложении на администрацию муниципального образования «Северодвинск» обязанности исполнить требование неимущественного характера в силу положений части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стало обязательным для соответствующего органа местного самоуправления с даты его вступления в законную силу, а его исполнение не требовало от взыскателя совершения каких-либо дополнительных действий, без которых такое исполнение объективно невозможно (таких, например, как предъявление исполнительного документа в соответствующий финансовый орган, сообщение реквизитов банковского счета и т.п.), суд приходит к выводу о том, что срок исполнения данного судебного постановления следует исчислять с даты вступления решения Северодвинского городского суда Архангельской области от 20 февраля 2015 г. в законную силу.
Учитывая изложенное, в общую продолжительность срока исполнения данного судебного постановления следует включить период с 24 марта 2015 г. по дату рассмотрения данного административного дела, что составляет 3 года 9 месяцев 24 дня.
Представленные суду доказательства свидетельствуют о том, что административными ответчиками в течение указанного периода не предпринималось каких-либо конкретных мер, направленных на своевременное исполнение решения Северодвинского городского суда Архангельской области от 20 февраля 2015 г., которые были бы достаточными и эффективными и обеспечивали реальную возможность восстановления жилищных прав административного истца, за судебной защитой которых он обратился.
В ходе совершения судебным приставом-исполнителем исполнительских действий в рамках исполнительного производства должнику направлялись требования об исполнении требований исполнительного документа к определенному сроку, руководитель должника предупреждался о возможности привлечения к уголовной ответственности, предусмотренной статьей 315 Уголовного кодекса Российской Федерации. Постановлением судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по г. Северодвинску УФССП России по Архангельской области от 11 июня 2015 г. с администрации муниципального образования «Северодвинск» взыскан исполнительский сбор в размере <данные изъяты> руб.
Вместе с тем, реализация указанных мероприятий не привела к реальному исполнению должником требований исполнительного документа в сроки, установленные Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Принятое в пользу административного истца судебное постановление в общегородском списке судебных решений, обязывающих администрацию муниципального образования «Северодвинск» предоставить жилые помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа по состоянию на 29 декабря 2018 г. учтено под №.
На период исполнения судебного постановления на основании договора от 23 мая 2017 г. № Фатеевой О.В. предоставлено для временного проживания жилое помещение маневренного жилищного фонда площадью <данные изъяты> кв.м, расположенное в доме коридорного типа по адресу: <адрес>.
Из представленных суду отзывов административных ответчиков следует, что назвать даже примерную дату, к которой возможно исполнение указанного судебного постановления, представляется затруднительным.
Учитывая, что в силу положений действующего законодательства Фатеева О.В. как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по достижению ею восемнадцатилетнего возраста без каких-либо дополнительных условий, принимая во внимание общую продолжительность исполнения этого судебного акта (более трех с половиной лет), в течение которого административными ответчиками не предпринято конкретных своевременных, достаточных и эффективных мер, обеспечивающих административному истцу реальную возможность восстановить нарушенные жилищные права, суд приходит к выводу о возникновении у него права на присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
В соответствии со вторым абзацем пункта 60 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2016 № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» размер компенсации должен определяться судом в каждом случае индивидуально с учетом требований лица, обратившегося в суд с заявлением, обстоятельств дела или производства по исполнению судебного акта, по которым допущено нарушение, продолжительности нарушения, наступивших вследствие этого нарушения последствий, их значимости для лица, обратившегося в суд с заявлением о компенсации.
Оценивая последствия нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок, их значимость для Фатеевой О.В., суд исходит из следующего.
Из материалов дела следует, что за Фатеевой О.В. постановлением администрации муниципального образования «Северодвинск» от 18 апреля 2001 г. № было закреплено право пользования жилым помещением общей площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <адрес>. Распоряжением <данные изъяты> администрации по социальным вопросам от 5 ноября 2014 г. № признана невозможность вселения Фатеевой О.В. в данное жилое помещение.
Сведений о наличии у Фатеевой О.В. иного благоустроенного, пригодного для проживания жилого помещения в г. Северодвинске суду не представлено.
С 1 сентября 2013 г. административный истец проходила обучение в ГАОУНПО Архангельской области <данные изъяты> и проживала в общежитии училища по адресу: <адрес>.
В настоящее время Фатеева О.В. является студенткой первого курса очной формы обучения технического колледжа ФГАОУВО <данные изъяты>. Проживает в жилом помещении маневренного жилищного фонда по адресу: <адрес>. Доходы административного истца, состоящие из стипендии и социальных выплат, не позволяют ей самостоятельно решить свой жилищный вопрос.
Обстоятельств, свидетельствующих о том, что нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок имело место по причинам, зависящим от административного истца, по делу не установлено. Суд также отмечает, что, получив исполнительный лист, выданный на основании решения Октябрьского районного суда г. Архангельска от 20 февраля 2015 г., Фатеева О.В. незамедлительно предъявила его к принудительному исполнению; вместе с тем, каких-либо активных мер, направленных на понуждение должника к исполнению решения суда, не предпринимала.
Учитывая приведенные выше обстоятельства производства по исполнению судебного акта, недостаточность и неэффективность принятых органом, на который возложена обязанность по исполнению судебных актов по делам данной категории, мер, продолжительность нарушения и значимость его последствий для Фатеевой О.В., прибегнувшей к судебной защите своих жилищных прав, надеясь на справедливое судебное разбирательство и исполнение состоявшегося в ее пользу судебного постановления в разумный срок, поведение сторон на протяжении всего периода исполнения судебного акта, а также принимая во внимание практику Европейского Суда по правам человека и размер сумм компенсаций вреда, присуждаемых этим судом за аналогичные нарушения, суд считает необходимым взыскать в пользу Фатеевой О.В. компенсацию за нарушение ее права на исполнение в разумный срок судебного акта в размере 105 000 руб.; данная денежная сумма подлежит перечислению на расчетный счет административного истца.
Определяя размер такой компенсации, подлежащей выплате за счет средств бюджета муниципального образования «Северодвинск» и за счет средств бюджета Архангельской области, суд учитывает уровень вовлеченности названных публично-правовых образований в процедуру исполнения принятого в пользу административного истца судебного постановления, степень вины органов государственной власти и органов местного самоуправления в задержке исполнения решения суда, в связи с чем полагает необходимым взыскать с Архангельской области испрашиваемую компенсацию в размере 63 000 руб., с муниципального образования «Северодвинск» – 42 000 руб.
В силу пунктов 1.1, 1.5 Положения о финансовом управлении Администрации Северодвинска, утвержденного решением городского Совета депутатов муниципального образования «Северодвинск» от 24.05.2007 № 64, названный орган местного самоуправления наделен статусом финансового органа муниципального образования «Северодвинск» и обладает правами юридического лица.
Согласно пунктам 1 и 5 Положения о министерстве финансов Архангельской области, утвержденного постановлением правительства Архангельской области от 18.12.2009 № 217-пп, названный орган государственной власти Архангельской области обладает статусом финансового органа Архангельской области и наделен правами юридического лица.
Исходя из разъяснений, данных в пункте 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2016 № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», именно на данных административных ответчиков надлежит возложить обязанность выплатить административному истцу компенсацию за нарушение его права на исполнение судебного акта в разумный срок, а в удовлетворении аналогичных требований к администрации муниципального образования «Северодвинск» надлежит отказать.
В соответствии с частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в пользу Фатеевой О.В. подлежат взысканию расходы на оплату государственной пошлины за предъявление рассматриваемого административного иска в сумме 300 руб.
Судебные расходы подлежат возмещению административными ответчиками министерством финансов Архангельской области и финансовым управлением администрации муниципального образования «Северодвинск» в равных долях.
В силу части 4 статьи 4 Федерального закона от 30.04.2010 № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», части 3 статьи 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда в части взыскания компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежит немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Фатеевой Ольги Валерьевны о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок удовлетворить частично.
Взыскать с Архангельской области в лице министерства финансов Архангельской области за счет средств бюджета Архангельской области в пользу Фатеевой Ольги Валерьевны компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 63 000 (Шестидесяти трех тысяч) руб.
Взыскать с Архангельской области в лице министерства финансов Архангельской области за счет средств бюджета Архангельской области в пользу Фатеевой Ольги Валерьевны судебные расходы в общей сумме 150 руб.
Взыскать с муниципального образования «Северодвинск» в лице финансового управления администрации муниципального образования «Северодвинск» за счет средств местного бюджета в пользу Фатеевой Ольги Валерьевны компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 42 000 (Сорока двух тысяч) руб.
Взыскать с муниципального образования «Северодвинск» в лице финансового управления администрации муниципального образования «Северодвинск» за счет средств местного бюджета в пользу Фатеевой Ольги Валерьевны судебные расходы в общей сумме 150 руб.
Денежные средства подлежат перечислению на расчетный счет Фатеевой Ольги Валерьевны <данные изъяты>.
В удовлетворении остальной части административного иска Фатеевой Ольге Валерьевне отказать.
Решение суда в части взыскания компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежит немедленному исполнению.
На решение суда лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию Архангельского областного суда в течение месяца со дня вынесения решения путем подачи апелляционной жалобы через Архангельский областной суд.
Мотивированное решение суда изготовлено 21 января 2019 г.
Судья Н.В. Лобанова