Дело № 3а-1094/2022
22OS0000-01-2022-000598-10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 августа 2022 года г. Барнаул
Алтайский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Кайгородовой О.Ю.,
при секретаре Сазыкиной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску первого заместителя прокурора Алтайского края в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Правительству Алтайского края о признании недействующим в части нормативного правового акта,
у с т а н о в и л:
первый заместитель прокурора Алтайского края обратился в Алтайский краевой суд с административным иском в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Правительству Алтайского края, в котором, с учетом уточнения требований, просил признать недействующими со дня принятия приложения № 2 и № 3 к Краевой программе «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края» на 2014 - 2043 годы, утвержденной Постановлением Администрации Алтайского края от 27 марта 2014 года № 146 в редакциях постановлений Администрации Алтайского края от 11 июня 2021 года № 204, от 29 декабря 2021 года № 501, от 01 июля 2022 года № 244 в части переноса на более поздний период срока капитального ремонта многоквартирных домов по следующим адресам:
- <...>, 179, 181, 181А, 189, 195, 201А, 245, 251, ул. Ленинградская, <...>, 10А, 15А, ул. Локомотивная, <...>, 09, 18, 20, 25, 33, 35, 54, 58, 66, 70, 72, 74, 76, 78, ул. Мелиоративная, <...>, 13, 15, пер Мельничный, <...> 74, ул. Громова, 6, пр. Ленина, 59, ул. Никольская, 12, 14, ул. Юбилейная, 38А;
- <...>, 41, ул. Барнаульская, <...>, ул. Белоярская, <...> д, 50, ул. Космонавтов, <...>, 14, 20, 22, 24, ул. Красногвардейская, <...>, 19, ул. Крылова, <...> лет ВЛКСМ, <...>, ул. 7 микрорайон, <...>, 18, ул. 8 микрорайон, <...>, 26;
- <...>;
- <...>;
- <...>;
- <...> П/О, 11 П/О, ул. Луначарского, <...>, <...>;
- <...> п. Октябрьский Змеиногорского района, пер. Янтарный, <...>;
- <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>;
- <...> лет СССР, <...>;
- <...>;
- Немецкий национальный район, <...>;
- <...>
- <...>;
- <...>;
- <...>
- <...>
- <...>;
- <...>;
- <...>;
- <...>
- <...>.
В обоснование заявленных исковых требований указано, что Постановлением Администрации Алтайского края от 27 марта 2014 года № 146 утверждена краевая программа «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края» на 2014 - 2043 годы (далее – Программа). Постановлениями Правительства Алтайского края от 11 июня 2021 года № 204, от 29 декабря 2021 года № 504, от 01 июля 2022 года № 496 в Программу внесены изменения в части переноса на более поздний период срока капитального ремонта 642 многоквартирных домов (далее – МКД) на территории 35 городов и районов края. При этом перенос сроков капитального ремонта 543 МКД из них не соответствует требованиям жилищного законодательства. В отсутствие решения общего собрания собственников сроки капитального ремонта МКД с периода 2020-2022 годов перенесены в г.Рубцовске на период 2023-2025 годов, 2026-2028 годов; в г.Новоалтайске, г.Белокурихе, г.Змеиногорске, р.п.Благовещенка, с.Ельцовка, с.Солтон, с.Табуны, с.Тюменцево - на период 2023-2025 годов; в г.Заринске –на период 2032-2034 годов; в г.Алейске – на период 2023-2025 годов и на период 2032-2034 годов; в г.Славгороде – на период 2029-2031 годов, 2032-2034 годов, 2035-2037 годов, 2041-2043 годов; в с.Кулунда – на период 2023-2025 годов, 2026-2028 годов, 2041-2043 годов; в Кытмановском районе, с.Крутиха– на период 2026-2028 годов; в с.Целинное– на период 2023-2025 годов, 2032-2034 годов, 2035-2037 годов, 2038-2040 годов; в с.Бурла– на период 2029-2031 годов; в с.Романово– на период с 2041-2043 годов; в с.Чарышское– на период 2026-2028 годов, 2035-2037 годов. Перенос сроков капитального ремонта на более поздний период связан с дефицитом средств фонда капитального ремонта муниципальных образований и произведен по инициативе Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края (далее также – Минстрой) в отсутствие решений общих собраний собственников помещений в таких домах. При этом недостаточность средств фонда капитального ремонта, в том числе по причине наличия задолженности собственников помещений в МКД, не является основанием для переноса установленного Программой срока капитального ремонта на более поздний период в отсутствие соответствующего волеизъявления собственников помещений. Корректировка Программы в части переноса сроков капитального ремонта названных МКД противоречит действующему законодательству, приводит к нарушению прав собственников помещений на своевременное проведение капитального ремонта и, как следствие, благоприятные и безопасные условия проживания. Кроме того, перенос сроков капитального ремонта на более поздний период влечет за собой увеличение отложенных обязательств и создает риски невыполнения Программы в заявленные сроки, а также способствует сокращению межремонтных сроков эксплуатации конструктивных элементов и инженерных систем, обветшанию жилищного фонда в целом. В целях устранения нарушений прав граждан прокуратурой края по названному вопросу 12 августа 2021 года, 22 октября 2021 года, 15 декабря 2021 года в Минстрой и Губернатору Алтайского края вносились представления, по результатам рассмотрения которых нарушения не устранены, что явилось основанием для обращения в суд с данным иском.
В процессе рассмотрения настоящего дела судом на основании статьи 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края, НО «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов».
В судебном заседании первый заместитель прокурора Алтайского края Рафиков Р.Т. настаивал на удовлетворении заявленных исковых требований по изложенным в уточненном административном исковом заявлении доводам.
Представители административного ответчика ФИО1, заинтересованных лиц Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края ФИО2, НО «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» ФИО3 в судебном заседании возражали против удовлетворения административных исковых требований, по основаниям, изложенным в письменных отзывах на иск /л.д.108 т.1, 26 т.3/.
Правительство Алтайского края указало, что Законом Алтайского края от 30 ноября 2021 года № 105-ЗС «О краевом бюджете на 2022 год и на плановой период 2023-2024 годов» в приложениях 9-12 установлены ассигнования на имущественный взнос некоммерческой организации Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» на 2022 год и на плановый период 2023-2024 годов. Выйти за пределы утвержденного объема средств, а также средств, полученных в качестве субсидии краевого бюджета, региональный оператор не вправе. Перенос сроков ремонта МКД в указанных муниципальных образованиях связан с отсутствием у регионального оператора средств, достаточных для выполнения капитального ремонта.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края указало на отсутствие нарушений действующего жилищного законодательства при принятии оспариваемых положений Программы органами исполнительной власти Алтайского края.
Руководствуясь требованиями части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть административное дело при указанной явке.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы административного дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Пункт «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации устанавливает, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту 61 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов осуществления регионального государственного жилищного надзора, регулирования отношений в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, осуществления лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществления регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельностью по управлению многоквартирными домами.
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений отнесено определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (пункт 8.3 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (далее - государственная поддержка, муниципальная поддержка капитального ремонта), контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.
Частью 6 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки таких программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом.
Судом установлено, что постановлением Администрации Алтайского края от 27 марта 2014 года № 146 утверждена краевая программа «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края» на 2014 - 2043 годы».
Указанная Программа является нормативным правовым актом, так как отвечает признакам нормативности, а именно, содержит правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений по вопросам капитального ремонта многоквартирных домов на территории Алтайского края, суд рассматривает настоящее административное исковое заявление по правилам главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 39, частью 3 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также пункта 2 статьи 1, пункта 1 статьи 21 и пункта 3 статьи 22 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта, в том числе принятого референдумом субъекта Российской Федерации или местным референдумом, не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции. Следовательно, прокурор Алтайского края правомочен на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением в рамках главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона Алтайского края от 03 ноября 2005 года N 93-ЗС «О системе органов исполнительной власти Алтайского края» (утратившего силу в связи с принятием Закона Алтайского края от 01 февраля 2017 года N 6-ЗС «О признании утратившими силу законов Алтайского края») систему органов исполнительной власти Алтайского края составляют Администрация Алтайского края и иные органы исполнительной власти Алтайского края, образуемые Администрацией Алтайского края.
В соответствии с частью 2 статьи 22 Закона Алтайского края от 02 сентября 2015 года N 68-ЗС «О Правительстве Алтайского края» Правительство Алтайского края является правопреемником Администрации Алтайского края.
Согласно пункта 3 части 2 статьи 2 Закона Алтайского края от 28 июня 2013 года N 37-ЗС «О регулировании некоторых отношений по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края» (далее – Закон № 37-ЗС), к полномочиям Правительства Алтайского края (до внесения соответствующих изменений Законом Алтайского края от 01 февраля 2017 года N 3-ЗС «О внесении изменений в закон Алтайского края «О регулировании некоторых отношений по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края» - к полномочиям Администрации Алтайского края) относится утверждение краевой программы.
Администрация Алтайского края утверждает краевую программу в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств краевого бюджета и местных бюджетов, а также контроля своевременности проведения региональным оператором капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах. Краевой программой определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в многоквартирных домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов (часть 1 статьи 6 Закона №37-ЗС в редакции Законов Алтайского края от 03 апреля 2014 года N 33-ЗС, от 22 декабря 2015 N 124-ЗС)
В соответствии с частью 1 статьи 31 Закона Алтайского края от 09 ноября 2006 года N 122-ЗС «О правотворческой деятельности» нормативные правовые акты Алтайского края подлежат обязательному официальному опубликованию, за исключением случаев, установленных частью 4 настоящей статьи.
Устав (Основной Закон) Алтайского края, законы Алтайского края, подписанные Губернатором Алтайского края, подлежат официальному опубликованию в течение десяти дней со дня поступления их Губернатору Алтайского края для обнародования, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации. Иные нормативные правовые акты Алтайского края подлежат обязательному официальному опубликованию в течение четырнадцати дней с даты их принятия (издания), если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации (части 2,3 статьи 31 вышеуказанного Закона).
Официальным опубликованием Устава (Основного Закона) Алтайского края, законов Алтайского края, иных нормативных правовых актов Алтайского края считается первая публикация его полного текста в газете «Алтайская правда» или первое размещение (опубликование) на официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) (часть 1 статьи 32 вышеуказанного Закона).
Первоначальный текст оспариваемого нормативного правового акта опубликован 29 марта 2014 года в издании «Алтайская правда».
Впоследствии в указанный нормативный правовой акт неоднократно вносились изменения постановлениями Администрации Алтайского края от 29 декабря 2014 № 587, от 08 июля 2015 года № 271, от 18 декабря 2015 года №508, от 12 июля 2016 года № 234, от 14 октября 2016 года № 353, от 09 декабря 2016 года № 419, постановлениями Правительства Алтайского края от 11 июля 2017 года № 255, от 27 декабря 2017 года № 485, от 17 июля 2018 года № 291, от 26 декабря 2018 года № 469, от 18 июля 2019 года № 273, от 14 января 2020 года № 10, от 30 июня 2020 года № 285, от 29 декабря 2020 года № 574, от 11 июня 2021 года №204, от 29 декабря 2021 года № 501, от 01 июля 2022 года № 244.
Постановления Правительства Алтайского края от 11 июня 2021 года №204, от 29 декабря 2021 года № 501, от 01 июля 2022 года № 244 опубликованы 15 июня 2021 года, 30 декабря 2021 года, 05 июля 2022 года на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru
Таким образом, оспариваемый административным истцом нормативный правовой акт принят компетентным органом с соблюдением формы, процедуры принятия и опубликования и по этим основаниям не оспаривается административным истцом.
Проверяя соответствие оспариваемых положений нормативного правового акта положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
В силу части 2 статьи 8 Закона № 37-ЗС определение очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах для целей формирования и актуализации краевой программы осуществляется, исходя из следующих критериев: 1) года ввода в эксплуатацию многоквартирного дома; 2) даты последнего проведения капитального ремонта многоквартирного дома; 3) нормативных сроков службы конструктивных элементов и инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах; 4) полноты поступлений взносов на капитальный ремонт собственников помещений в многоквартирном доме. Данный критерий используется при ежегодной актуализации краевой программы; 5) наличие принятого собственниками помещений в многоквартирном доме решения об уплате взносов на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный Правительством Алтайского края. Данный критерий используется при ежегодной актуализации краевой программы.
Перечень оснований для переноса срока капитального ремонта в рамках региональной программы капитального ремонта установлен статьей 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также Постановлением Администрации Алтайского края от 24 апреля 2015 года N 156 «Об утверждении порядка актуализации краевой программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края» на 2014 - 2043 годы» (далее – Порядок).
По общему правилу, установленному части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Исключения из данного правила определены в приведенной норме, их перечень носит исчерпывающий характер, не подлежащий расширительному толкованию. В данной ситуации соответствующих исключений при принятии решения не имелось.
Пунктом 7 Порядка перенос установленного Программой срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период допускается при актуализации Программы при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев, указанных в пунктах 1 - 5 части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом, Постановлениями Правительства Алтайского края от 11 июня 2021 года № 204, от 29 декабря 2021 года № 501, от 01 июля 2022 года № 244 в Программу внесены изменения в части переноса на более поздний период срока капитального ремонта многоквартирных домов на территории Алтайского края, что отражено в Приложении №2 к Программе (Реестр многоквартирных домов, в отношении которых планируется проведение капитального ремонта) и в Приложении № 3 к Программе (Перечень многоквартирных домов, включенных в краевую программу "капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории алтайского края" на 2014 - 2043 годы:
- в г. Рубцовске с периода 2020-2022 гг. на период 2023-2025 гг. перенесены сроки капитального ремонта МКД по ул. Азовская, <...>, 41, 43, 45, 50, 52, 125, 133, 137, 137А, 137Б, 164, 172, 175, 178, 179, 181, 181А, 189, 195, 201А, 245, 251, ул. Ленинградская, <...>, 10А, 15А, ул. Локомотивная, <...>, 09, 18, 20, 25, 33, 35, 54, 58, 66, 70, 72, 74, 76, 78, ул. Мелиоративная, <...>, 13, 15, пер Мельничный, <...>, пер Школьный, д. 3; с 2020-2022 гг. на 2026-2028 гг. перенесены сроки капитального ремонта МКД по ул. Алтайская, <...>, ул. Громова, 6, пр. Ленина,<...> с 2020-2022 гг. на 2029-2031 гг. –по пер. Гражданский, 28.
- в г. Новоалтайске срок капитального ремонта МКД по ул. Анатолия, <...>, 35, 41, ул. Барнаульская, <...>, ул. Белоярская, <...>, ул. Партизанская, <...>, 8, 14, 16, 18, ул. Плодопитомник, <...> лет ВЛКСМ, <...>, ул. 7 микрорайон, <...>, 18, ул. 8 микрорайон, <...>, 26 перенесен с 2020-2022 гг. на 2023-2025 гг.
-в г. Белокурихе капитальный ремонт МКД по ул. Академика Мясникова, д. 24 перенесен с 2020-2022 гг. на 2023-2025 гг.
- в г. Заринске капитальный ремонт МКД по ул. Металлургов, д. 3 перенесен с 2020-2022 гг. на 2032-2034 гг.
-в г. Алейске капитальный ремонт МКД по пер. Банковский, д. 3 перенесен с 2020-2022 гг. на 2023-2025 гг., по ул. Мира, <...> – с 2020-2022 гг. на 2032-2034 гг.
- в г. Славгороде капитальный ремонт МКД по ул. Военный городок, 14, ул. Керамблоки, д. 5 перенесен с 2020-2022 гг. на 2029-2031 гг., по ул. Володарского, <...> – с 2020-2022 гг. на 2032-2034 гг., по ул. Володарского, д. 201 – с 2020-2022 гг. на 2035-2037 гг., по ул. Вокзальная 1-я, <...> П/О, ул. Космонавтов, д. 11 П/О, ул. Луначарского, <...>, <...> – с 2020-2022 гг. на 2041-2043 гг.
- в г. Змеиногорске перенесен капитальный ремонт МКД по ул. Волкова, <...> а также в п. Октябрьский Змеиногорского района про пер. Янтарный, <...> с 2020-2022 гг. на 2023-2025 гг.
- в Красногорском районе перенесен срок капитального ремонта с 2020-2022 гг. на 2023-2025 гг. в МКД по адресам <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>.
- в с. Кулунда Кулундинского района в МКД по ул. Комсомольская, <...> срок капитального ремонта перенесен с 2020-2022 гг. на 2023-2025 гг., по пер. Калинина, <...> лет СССР, д. 3 – с 2020-2022 гг. на 2026-2028 гг., по ул. Механизаторская, д. 16, по ул. Советская, д. 20, ул. Целинная, д. 65 – с 2020-2022 гг. на 2041-2043 гг.
- в Кытмановском районе перенесен срок капитального ремонта МКД по адресам <...> - с 2020-2022 гг. на 2023-2025 гг., <...> – с 2020-2022 гг. на 2026-2028 гг.
- в с. Целинное Целинного района по ул. Советская, д. 39а срок капитального ремонта перенесен с 2020-2022 гг. на 2023-2025 гг., по ул. Элеваторная, д. 15 – с 2020-2022 гг. на 2032-2034 гг., по ул. Элеваторная, д. 9б – с 2020-2022 гг. на 2035-2037 гг., по ул. Северная, д. 7 – с 2020-2022 гг. на 2038-2040 гг.
- в р.п.Благовещенка Благовещенского района перенесены сроки капитального ремонта МКД по пер. Чапаевский, д. 81 с 2020-2022 гг. на 2023-2025 гг.; в с. Бурла Бурлинского района по ул. Советская, д. 36 – с 2020-2022 гг. на 2029-2031 гг., в с. Ельцовка Ельцовского района по ул. Ленина, <...> – с 2020-2022 гг. на 2023-2025 гг., в с. Крутиха Крутихинского района по ул. Ленинградская, д. 20 – с 2020-2022 гг. на 2026-2028 гг. с. Романово Романовского района по ул. Советская, д. 49 – с 2020-2022 гг. на 2041-2043 гг., в с. Солтон Солтонского района по ул. Строителей, д. 19 – с 2020-2022 гг. на 2023-2025 гг., в с. Табуны Табунского района по пер. Центральный, д. 18 – с 2020-2022 гг. на 2023-2025 гг., в с. Тюменцово Тюменцевского района по ул. Луговая, <...> – с 2020-2022 гг. на 2023-2025 гг., в с. Чарышское Чарышского района по ул. Советская, д. 12 – с 2020-2022 гг. на 2026-2028 гг., ул. Советская, д. 27 – с 2020-2022 гг. на 2035-2037 гг.
Как установлено в ходе прокурорской проверки и подтверждается ответами на судебные запросы, поступивших из Администраций Романовского, Тюменцевского, Табунского, Целинного, Кулундинского, Змеиногорского, Немецкого национального, Красногорского, Ельцовского, Чарышского, Солтонского, Благовещенского, Кытмановского районов Алтайского края, а также Администраций г.Новоалтайска, г.Белокурихи, г.Заринска, г.Славгорода, г.Алейска и г.Рубцовска Алтайского края, общие собрания собственников МКД по вопросу переносов сроков капитального ремонта указанных выше домов на указанные выше сроки не проводились.
Согласно ответу Администрации Крутихинского района Алтайского края, в с.Крутиха Крутихинского района проводилось общее собрание собственников помещений в МКД по ул. Ленинградская, д. 20, при этом, как следует из протокола общего собрания от 29 июля 2021 года (пункт 8) /л.д. 103 том 3/ собственники проголосовали за включение в краткосрочный план реализации Программы для ремонта крыши на 2023 год, решений о переносе сроков капитального ремонта дома в иной части, не принималось. При этом в редакции Программы от 11 июня 2021 года № 204 ремонт крыши, а также иные виды работ перенесены на период 2026-2028 годы, что прямо противоречит принятому собственниками решению.
Согласно ответу Администрации г.Славгорода, в доме по ул.К.Либкхнета, д. 203, 11 декабря 2019 года проведено внеочередное собрание собственников МКД, однако, как следует из протокола собрания /л.д. 151 том 3), собственниками принято решение о переносе на 2025 год срока проведения капитального ремонта крыши, в то время как внесенными изменениями в Программу (в редакции от 11 июня 2021 года) перенесены сроки капитального ремонта данного дома на 2041-2043 годы по всем видам работ, за исключением крыши, ремонт которой, вопреки решению собрания собственников так и остался запланирован на 2020-2022 годы /л.д. 126 том 5/.
Из представленного в материалы дела протокола общего собрания собственников многоквартирного дома по ул. Октябрьская, 157 в г.Рубцовске от 26 октября 2021 года /л.д.46 том 2/ следует, что собственниками принято решение о переносе на 2032-2034 годы срока капитального ремонта внутридомовых инженерных сетей, при этом в отношении переноса срока капитального ремонта крыши принято решение о переносе его наоборот на более ранний срок. В тоже время в Приложении №2 к Программе на 2023-2025 годы перенесен именно срок капитального ремонта крыши многоквартирного дома по ул. Октябрьская, 157 (позиция 307) вопреки принятому решению собственников дома. Аналогичные сведения о переносе срока ремонта крыши на 2023-2025 годы содержит Приложение № 3 к Программе (позиция 509).
Из представленного в материалы дела протокола общего собрания собственников многоквартирного дома по ул. Октябрьская, 121 в г.Рубцовске /л.д. 51 том 2/ также следует, что решение о переносе капитального ремонта крыши на 2023-2025 год не принималось собственниками. При этом в редакции Программы от 30 июня 2020 года (до внесения изменений в редакции постановления Администрации Алтайского края от 11 июня 2021 года № 204) был предусмотрен капитальный ремонт данного дома только в части ремонта крыши, иных видов работ не предусматривалось, то есть сроки капитального ремонта перенесены только в части ремонта крыши, иные виды работ ранее программой не были предусмотрены.
Алгоритм по внесению в региональную программу изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта на более поздний период, четко регламентирован частью 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В данном случае суд соглашается с доводом административного истца о том, что указанный выше порядок административным ответчиком не соблюден, поскольку решения о переносе периода проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов по указанным адресам на более поздний срок общими собраниями собственников помещений не принимались.
Таким образом, корректировка Программы в части переноса сроков капитального ремонта названных многоквартирных домов противоречит действующему законодательству, приводит к нарушению прав собственников помещений на своевременное проведение капитального ремонта и, как следствие, благоприятные и безопасные условия проживания.
Кроме того, перенос сроков капитального ремонта многоквартирных домов на территории края на более поздний период влечет за собой увеличение отложенных обязательств и создает риски невыполнения Программы в заявленные сроки, а также способствует сокращению межремонтных сроков эксплуатации конструктивных элементов и инженерных систем, обветшанию жилищного фонда в целом.
При этом отсутствие или недостаточность финансирования, наличие задолженности по оплате гражданами взносов на капитальный ремонт, в силу части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации не является основанием для внесения изменений в Программу в части переноса на более поздний период сроков капительного ремонта без проведения общего собрания собственниками многоквартирного дома.
На основании изложенного административные исковые требования о признании недействующим оспариваемого нормативного правового акта в части подлежат удовлетворению, нормативный правовой акт – признанию недействующими в соответствующей части со дня его принятия, учитывая ограниченный срок действия оспариваемого нормативного правового акта.
На основании пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
административные исковые требования первого заместителя прокурора Алтайского края удовлетворить.
Признать недействующими со дня принятия Приложение № 2 и № 3 к Краевой программе «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края» на 2014 - 2043 годы, утвержденной Постановлением Администрации Алтайского края от 27 марта 2014 года № 146 в редакции постановлений Администрации Алтайского края от 11 июня 2021 года № 204, от 29 декабря 2021 года № 501 и от 01 июля 2022 года № 244 в части переноса на более поздний период срока капитального ремонта многоквартирных домов по следующим адресам:
- <...>, 179, 181, 181А, 189, 195, 201А, 245, 251, ул. Ленинградская, <...>, 10А, 15А, ул. Локомотивная, <...>, 09, 18, 20, 25, 33, 35, 54, 58, 66, 70, 72, 74, 76, 78, ул. Мелиоративная, <...>, 13, 15, пер Мельничный, <...> 74, ул. Громова, 6, пр. Ленина, 59, ул. Никольская, 12, 14, ул. Юбилейная, 38А;
- <...>, 41, ул. Барнаульская, <...>, ул. Белоярская, <...> д, 50, ул. Космонавтов, <...>, 14, 20, 22, 24, ул. Красногвардейская, <...>, 19, ул. Крылова, <...> лет ВЛКСМ, <...>, ул. 7 микрорайон, <...>, 18, ул. 8 микрорайон, <...>, 26;
- <...>;
- <...>;
- <...>;
- <...> П/О, 11 П/О, ул. Луначарского, <...>, <...>;
- <...> п. Октябрьский Змеиногорского района, пер. Янтарный, <...>;
- <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>;
- <...> лет СССР, <...>;
- <...>;
- Немецкий национальный район, <...>;
- <...>
- <...>;
- <...>;
- <...>
- <...>
- <...>;
- <...>;
- <...>;
- <...>
- <...>.
Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в газете «Алтайская правда» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы через Алтайский краевой суд в судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья О.Ю. Кайгородова
Полный текст изготовлена 11 августа 2022 года