Дело № 3а-38/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
7 февраля 2019 г. г. Архангельск
Архангельский областной суд в составе:
судьи Лобановой Н.В.,
при секретаре Рогалевой Г.П.,
с участием представителей:
административного истца публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 2» ФИО1,
административного ответчика агентства по тарифам и ценам Архангельской области ФИО2, ФИО3, ФИО4,
заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью «Управленческая компания «ВодСервис» ФИО5,
а также прокурора Архангельской областной прокуратуры Подчередниченко О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 2» о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных положений постановления агентства по тарифам и ценам Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ. № «Об утверждении производственной программы, установлении долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на услуги по транспортировке горячей воды, оказываемые ООО «Управленческая компания «ВодСервис» на территории Северного территориального округа муниципального образования «Город Архангельск»,
установил:
постановлением агентства по тарифам и ценам Архангельской области (далее по тексту – Агентство) от ДД.ММ.ГГГГ. № установлены тарифы на услуги по транспортировке горячей воды, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью «Управленческая компания «ВодСервис» (далее по тексту также – ООО «УК «ВС») на территории Северного территориального округа муниципального образования «Город Архангельск», в размерах, указанных в приложении № к этому постановлению.
Приложением № к данному постановлению установлены одноставочные тарифы на услуги ООО «УК «ВС» по транспортировке горячей воды на период с 18 августа по 31 декабря 2017 г. в размере 8,86 руб./куб.м, на первое полугодие 2018 г. – 8,86 руб./куб.м, на второе полугоде 2018 г. – 9,36 руб./куб.м.
Текст постановления от ДД.ММ.ГГГГ. № официально опубликован ДД.ММ.ГГГГ. на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
Публичное акционерное общество «Территориальная генерирующая компания № 2» (далее по тексту - ПАО «ТГК-2») обратилось в суд с административным иском о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня принятия приведенных положений постановления агентства по тарифам и ценам Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ. №.
В обоснование заявленного требования указано на то, что указанное тарифное решение в нарушение положений пунктов 14 и 16 статьи 2, частей 4, 5 и 11 статьи 31 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» принято без учета того, какой именно из регулируемых видов деятельности в сфере горячего водоснабжения фактически осуществляет ООО «УК «ВС». По мнению административного истца, не установление Агентством организации, эксплуатирующей оборудование, необходимое для приготовления горячей воды, тарифа на горячую воду, поставляемую потребителям Северного территориального округа г. Архангельска, привело к возникновению ситуации, в которой ПАО «ТГК-2», не являясь поставщиком горячей воды на указанной территории, вынуждено нести не учитываемые при тарифном регулировании деятельности административного истца по теплоснабжению расходы на транспортировку данного коммунального ресурса конечным потребителям по установленным ООО «УК «ВС» тарифам, что нарушает права ПАО «ТГК-2» в сфере экономической деятельности.
В судебном заседании представитель административного истца ПАО «ТГК-2» ФИО1 на удовлетворении административного иска настаивала по изложенным основаниям.
Представители административного ответчика агентства по тарифам и ценам Архангельской области ФИО2, ФИО3 и ФИО4, заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью «Управленческая компания «ВодСервис» ФИО5, возражая против удовлетворения заявленных требований, полагали оспариваемый нормативный правовой акт принятым уполномоченным органом государственной власти с соблюдением требований действующего законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов) в сфере горячего водоснабжения.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы данного административного дела, заслушав заключение участвующего в деле прокурора Архангельской областной прокуратуры Подчередниченко О.С., полагавшего заявленные требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно представленным в материалы дела доказательствам между ПАО «ТГК-2» и ООО «УК «ВС» имеются неурегулированные разногласия, часть из которых передана на рассмотрение арбитражного суда, о взыскании с ПАО «ТГК-2» платы за оказанные ООО «УК «ВС» в 2017-2018 г.г. услуги по транспортировке горячей воды потребителям, расположенным в Северном территориальном округе г. Архангельска. На дату рассмотрения данного административного дела эти разногласия, в том числе, вступившими в силу судебными постановлениями, не урегулированы.
С учетом приведенных обстоятельств суд приходит к выводу о том, что оспариваемые в данном административном деле отдельные положения нормативного правового акта применяются к правоотношениям с участием административного истца, в связи с чем он вправе оспорить их в судебном порядке.
Разрешая возникший спор, суд исходит из следующего.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Оказание услуг в сфере горячего водоснабжения с использованием систем коммунальной инфраструктуры подлежит государственному регулированию уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1 части 1 статьи 5, части 4 и 5 статьи 31 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее по тексту – Закон о водоснабжении). В Архангельской области таким органом в силу второго абзаца подпункта 26 пункта 9 Положения об агентстве по тарифам и ценам Архангельской области, утвержденного постановлением правительства Архангельской области от 18 декабря 2009 г. № 214-пп, является названное агентство.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом государственной власти в пределах его компетенции.
Тарифное регулирование в сфере водоснабжения осуществляется в соответствии с Законом о водоснабжении, Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования № 406) и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов № 406), которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406.
Часть 4 статьи 31 Закона о водоснабжении к регулируемым видам деятельности в сфере горячего водоснабжения при осуществлении горячего водоснабжения с использованием закрытых систем горячего водоснабжения относит:
1) горячее водоснабжение, в том числе:
а) приготовление воды на нужды горячего водоснабжения;
б) транспортировка горячей воды;
2) подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе горячего водоснабжения.
В отношении организаций, осуществляющих регулируемую деятельность в сфере горячего водоснабжения, согласно части 5 статьи 31 Закона о водоснабжении могут быть установлены следующие тарифы:
1) тариф на горячую воду (горячее водоснабжение);
2) тариф на транспортировку горячей воды;
3) тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе горячего водоснабжения.
В соответствии с частью 11 статьи 31 Закона о водоснабжении при установлении организации, осуществляющей горячее водоснабжение, тарифов на горячую воду, тарифы для отдельных регулируемых видов деятельности, осуществляемых этой организацией при водоснабжении горячей водой, не устанавливаются, за исключением случаев оказания абонентам отдельных видов услуг. При этом в силу пунктов 88, 92 Основ ценообразования № 406 расходы, связанные с транспортировкой горячей воды, учитываются в двухкомпонентном тарифе на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения в составе компонента на тепловую энергию.
С учетом изложенного, орган тарифного регулирования на основании заявления организации, осуществляющей регулируемую деятельность, и документов, предусмотренных пунктом 17 Правил регулирования тарифов № 406, в частности, правоустанавливающих документов, подтверждающих право пользования имуществом на очередной период регулирования, или договоров об осуществлении регулируемых видов деятельности на очередной период регулирования, определяет как вид подлежащей регулированию деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, так и подлежащий установлению тариф.
При этом в случае непредставления регулируемыми организациями заявления об установлении тарифов и (или) материалов, предусмотренных названными Правилами, орган регулирования тарифов открывает и рассматривает дело об установлении тарифов (устанавливает тарифы без открытия дела) в отношении указанных регулируемых организаций на основании имеющихся у органа регулирования тарифов сведений об этих и (или) иных регулируемых организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях (в том числе за предшествующие периоды регулирования), а также на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности (пункт 15 Правил регулирования тарифов № 406).
Согласно пункту 7 статьи 2 Закона о водоснабжении горячая вода – это вода, приготовленная путем нагрева питьевой или технической воды с использованием тепловой энергии, а при необходимости также путем очистки, химической подготовки и других технологических операций, осуществляемых с водой.
В соответствии с пунктом 16 статьи 2 Закона о водоснабжении под организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, понимается юридическое лицо, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющее эксплуатацию централизованной системы горячего водоснабжения, отдельных объектов такой системы.
Централизованная закрытая система горячего водоснабжения представляет собой комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (пункт 27 статьи 2 Закона о водоснабжении). Объект централизованной системы горячего водоснабжения - инженерное сооружение, входящее в состав централизованной системы горячего водоснабжения (в том числе, центральные тепловые пункты), непосредственно используемое для горячего водоснабжения (пункт 14 статьи 2 Закона о водоснабжении).
При этом под приготовлением горячей воды понимается нагрев воды, а также при необходимости очистка, химическая подготовка и другие технологические процессы, осуществляемые с водой (пункт 20 статьи 2 Закона о водоснабжении); под транспортировкой воды – перемещение воды, осуществляемое с использованием водопроводных сетей (пункт 26 статьи 2 Закона о водоснабжении).
Постановлением мэрии г. Архангельска от 24 февраля 2014 г. № 136 «Об утверждении схемы теплоснабжения муниципального образования «Город Архангельск» до 2028 года» ПАО «ТГК-2» присвоен статус единой теплоснабжающей организации муниципального образования «Город Архангельск»; система теплоснабжения, объекты которой эксплуатируются ПАО «ТГК-2», является закрытой.
Приготовление горячей воды в централизованной закрытой системе горячего водоснабжения муниципального образования «Город Архангельск» происходит за счет подогрева холодной (питьевой) воды тепловой энергией в тепловых пунктах. На территории Северного территориального округа муниципального образования «Город Архангельск» горячее водоснабжение потребителей осуществляется с использованием тепловых пунктов, принадлежащих <данные изъяты>К.Н. и П.В.
До 2017 г. деятельность в сфере горячего водоснабжения с использованием сетей, технологически присоединенных к указанным тепловым пунктам, осуществляло ООО «<данные изъяты>», в отношении которого во исполнение вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Архангельской области от 13 августа 2015 г. постановлениями агентства по тарифам и ценам Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ. № и от ДД.ММ.ГГГГ. № на период с 1 ноября по 31 декабря 2015 г. и с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2018 г. устанавливались тарифы на услуги по транспортировке горячей воды, оказываемые ООО «<данные изъяты>» на территории Северного территориального округа муниципального образования «Город Архангельск».
Письмом ООО «<данные изъяты>» от 26 октября 2016 г. данное общество уведомило Агентство о том, что с 27 сентября 2016 г. объекты коммунального хозяйства централизованной сети горячего водоснабжения Северного территориального округа г. Архангельска, используемые для транспортировки горячей воды, фактически эксплуатируются ООО «УК «ВС» на основании договоров аренды, заключенных с <данные изъяты>К.Н. и П.В. 23 сентября 2016 г.
Представленные суду материалы свидетельствуют о том, что ООО «УК «ВС» создано 28 марта 2012 г. в целях осуществления деятельности по управлению и эксплуатации жилищного фонда за вознаграждение или на договорной основе, в качестве дополнительного вида деятельности организации указаны забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд, распределение воды для питьевых и промышленных нужд.
13 июня 2017 г. ООО «УК «ВС» обратилось в агентство по тарифам и ценам Архангельской области с заявлением об установлении тарифа на транспортировку горячей воды на территории Северного территориального округа г. Архангельска. Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ. № на основании данного заявления открыто тарифное дело, избран метод тарифного регулирования – метод индексации. Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ. № срок рассмотрения данного тарифного дела продлен на 30 календарных дней.
Постановлением агентства по тарифам и ценам Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ. № методом индексации установлены тарифы на услуги по транспортировке горячей воды, оказываемые ООО «УК «ВС» на территории Северного территориального округа муниципального образования «Город Архангельск», на 2017-2020 г.г.
Оценивая представленные суду доказательства, в частности, материалы тарифного дела в отношении ООО «УК «ВС», суд соглашается с позицией Агентства о том, что, из представленных регулируемой организацией одновременно с тарифной заявкой, а также во исполнение запросов Агентства документов следует, что ООО «УК «ВС» осуществляет подлежащую государственному регулированию деятельность по транспортировке горячей воды. При этом документов, подтверждающих наличие у ООО «УК «ВС» на дату принятия оспариваемого тарифного решения на предусмотренных законом основаниях объектов централизованной системы, с использованием которых названная организация может осуществлять деятельность по приготовлению воды на нужды горячего водоснабжения, в частности, подогрев воды и, при необходимости, ее химическую обработку, ни Агентству, ни суду не представлено. Из материалов дела следует, что здания тепловых пунктов, расположенные в Северном территориальном округе г. Архангельска, как и находящееся в них оборудование эксплуатируются разными организациями.
Таким образом, оснований для установления ООО «УК «ВС» тарифа на горячую воду у Агентства на дату принятия оспариваемого тарифного решения не имелось.
Суд также принимает во внимание то обстоятельство, что в отношении правопредшественника ООО «УК «ВС» (ООО «<данные изъяты>») на основании вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Архангельской области от 13 августа 2015 г. установлен именно тариф на транспортировку горячей воды, а не на горячую воду. Помимо изложенного, решением Арбитражного суда Ярославской области от 19 июля 2016 г., вступившим в законную силу 4 октября 2016 г., ООО «<данные изъяты>», использующему то же оборудование, что и ООО «УК «ВС», отказано в удовлетворении требований о понуждении ПАО «ТГК-2» заключить договор поставки тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения потребителей, расположенных на территории Северного территориального округа г. Архангельска, по мотиву отсутствия документов, подтверждающих эксплуатацию на предусмотренных законом основаниях энергопринимающего устройства (водяных подогревателей), отвечающего предъявляемым к такому оборудованию требованиям.
Представленные суду материалы свидетельствуют о том, что необходимая валовая выручка ООО «УК «ВС» определена Агентством на основании пунктов 58-65, 74 Основ ценообразования № 406; в связи с тем, что тариф в отношении данной организации устанавливался впервые, период долгосрочного регулирования составил три года, что соответствует требованиям пункта 75 Основ ценообразования № 406.
Оснований для вывода о том, что оспариваемое тарифное решение является экономически необоснованным, суд не усматривает.
Суд также считает необходимым отметить возможность пересмотра оспариваемого в данном деле тарифного решения в случае изменения по соглашению с собственниками тепловых пунктов состава объектов систем коммунальной инфраструктуры горячего водоснабжения г. Архангельска, переданных в пользование ООО «УК «ВС», и установления на основании соответствующего заявления этой организации и требуемых Правилами регулирования тарифов № 406 документов в предусмотренном законом порядке при наличии к тому установленных Законом о водоснабжении оснований тарифа на горячую воду.
Доводы административного истца о том, что расходы, которые ПАО «ТГК-2» должно понести на оплату услуг ООО «УК «ВС» по транспортировке горячей воды потребителю, не учтены в рамках тарифного регулирования деятельности административного истца как единой теплоснабжающей организации, находятся за пределами рассматриваемого административного спора.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые нормы постановления агентства по тарифам и ценам Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ. № федеральному законодательству не противоречат, в связи с чем не подлежат признанию недействующими.
Представленные суду материалы свидетельствуют о соблюдении требований нормативных правовых актов, устанавливающих форму и вид, в которых Агентство вправе принимать нормативные правовые акты. Обстоятельств, свидетельствующих о том, что Агентством при принятии оспариваемого постановления допущены существенные нарушения предусмотренной законодательством процедуры принятия соответствующего тарифного решения, правил его введения в действие, в том числе порядка опубликования и вступления в силу, влекущие признание такого тарифного решения недействующим, также не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения административного искового заявления не имеется.
В силу требований пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьи 35 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
Руководствуясь статьями 178-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
отказать в удовлетворении административного искового заявления публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 2» о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных положений постановления агентства по тарифам и ценам Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ. № «Об утверждении производственной программы, установлении долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на услуги по транспортировке горячей воды, оказываемые ООО «Управленческая компания «Водсервис» на территории Северного территориального округа муниципального образования «Город Архангельск».
Сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном интернет-портале правовой информации – http://www.pravo.gov.ru.
На решение лицами, участвующим в деле, может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором – принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы или представления через Архангельский областной суд.
Мотивированное решение суда изготовлено 12 февраля 2019 г.
Судья Н.В. Лобанова