ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-109/19 от 06.03.2019 Московского областного суда (Московская область)

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

г. Красногорск,

Московская область 06 марта 2019 года

Московский областной суд в составе:

председательствующего - судьи Терещенко А.А.,

при секретаре Аррыковой Л.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-109/19 по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Аматол» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «Аматол» обратилось в Московский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости принадлежащих ему на праве собственности 8-ми земельных участков, с кадастровыми номерами <данные изъяты>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для малоэтажной застройки, расположенных в Ленинском районе Московской области.

Административный истец просил суд принять решение об определении кадастровой стоимости указанных земельных участков в размере их рыночной стоимости, определенной в представленном им Отчете об оценке.

В обоснование требований административный истец ссылался на то, что результаты государственной кадастровой оценки указанных земельных участков повлекли неправомерное увеличение земельного налога, исчисляемого из кадастровой стоимости.

С заявлением об оспаривании кадастровой стоимости земельных участков административный истец обращался в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Московской области. Решением Комиссии от 28 декабря 2016 года и от 08 февраля 2017 года заявление ООО «Аматол», поступившие в Комиссию 09 декабря 2016 годи и 30 декабря 2016 года, отклонены (л.д.27-32).

В процессе рассмотрения дела в суде по ходатайству представителя административного истца была назначена судебная экспертиза, на разрешение эксперта были поставлены вопросы о соответствии представленного административным истцом отчета об оценке рыночной стоимости спорных земельных участков требованиям законодательства Российской федерации об оценочной деятельности и, в случае отрицательного ответа, определения действительной рыночной стоимости спорных земельных участков по состоянию на дату их оценки.

Согласно экспертному заключению №3а-926/2018 от 21 января 2019 года эксперта ФИО1, которому судом было поручено проведение экспертизы, оценщиком при составлении отчета об оценке рыночной стоимости спорных земельных участков допущены нарушения требований законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, которые могли существенно повлиять на определение итоговой величины их рыночной стоимости. В экспертном заключении №3а-926/2018 от 21 января 2019 года определена рыночная стоимость спорных земельных участков по состоянию на дату их кадастровой оценки.

После получения заключения эксперта представитель административного истца уточнил заявленные требования, просил установить кадастровую стоимость земельных участков в размере рыночной, определенной в экспертном заключении №3а-926/2018 от 21 января 2019 года.

Представитель административного ответчика - Министерства имущественных отношений Московской области в представленных суду письменных пояснениях не возражал против удовлетворения уточненных требований административного истца. Не оспаривал право истца на установление кадастровой стоимости спорных земельных участков равной их рыночной стоимости, полагал, что действительная рыночная стоимость земельных участков определена в заключении эксперта и именно эта стоимость должна быть установлена в качестве кадастровой стоимости данных объектов недвижимости.

Иные участвующие в деле лица, будучи надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания, не обеспечили явку в суд своих представителей, письменных возражений против удовлетворения требований административного истца суду не представили.

В соответствии с положениями ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассматривает дело в отсутствие представителей остальных участвующих в деле лиц.

Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, полагает уточненное административное исковое заявление ООО «Аматол» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков подлежащим удовлетворению.

При этом суд исходит из следующего.

Одним из основных принципов земельного законодательства является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (п. 7 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ).

Согласно положениям ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В силу положений п. 1, 5 ст. 65 ЗК РФ, п. 1 ст. 390, п. 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), кадастровая стоимость устанавливается, прежде всего, для целей налогообложения, так как налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектами налогообложения, по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом.

В соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ организации, обладающие земельными участками на праве собственности, признаются плательщиками земельного налога.

Согласно п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, указанных в п. 3 данной статьи.

Пункт 3 ст. 66 ЗК РФ предусматривает, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Таким образом, действующее законодательство допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка, установленного в результате государственной кадастровой оценки, в случае определения рыночной стоимости данного земельного участка.

Учитывая порядок определения налоговой базы земельного налога, несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости затрагивает права и обязанности юридического лица - собственника данного земельного участка.

В силу положений п. 3-7, 16-23 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объекта недвижимости (ФСО № 4)», утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 года № 508 (в редакции Приказа Минэкономразвития России от 22 июня 2015 года № 388) при проведении государственной кадастровой оценки основным методом определения кадастровой стоимости объектов недвижимости является метод массовой оценки.

Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлены, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.

Порядок рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости предусмотрен в ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (с последующими изменениями).

В соответствии с абз. 1, абз. 37 названной нормы результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. При этом результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в суде только в случае отклонения комиссией соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абз. 4 ст. 24.18).

Кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки (абз. 2 ст. 24.15 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», п. 8 ФСО № 4).

Для вновь образованного объекта недвижимости, в соответствии с положениями ст. 24.19 Федерального закона №135-ФЗ, датой определения его кадастровой стоимости является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости.

В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с 01 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (абз. 5 ст. 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности»).

Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель», в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (п. 4).

Согласно п. 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

Судом установлено, что ООО «Аматол» на праве собственности принадлежат 8 земельных участков:

1) с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 36 000 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для малоэтажной застройки, адрес объекта: <данные изъяты>

2) с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 4 020 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для малоэтажной застройки, адрес объекта: <данные изъяты>

3) с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 2 685 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для малоэтажной застройки, адрес объекта: <данные изъяты>;

4) с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 5 666 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для малоэтажной застройки, адрес объекта: <данные изъяты>

5) с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 32 546 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для малоэтажной застройки, адрес объекта: <данные изъяты>;

6) с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 6 506 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для малоэтажной застройки, адрес объекта: <данные изъяты>;

7) с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью 134 471 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для малоэтажной застройки, адрес объекта: <данные изъяты>;

8) с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 20 449 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для малоэтажной застройки, адрес объекта: <данные изъяты>

Указанное обстоятельство подтверждается представленными суду свидетельствами о государственной регистрации права (л.д.10-18).

Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 27 ноября 2013 года №566-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Московской области» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков указанной категории, а также средние значения удельных показателей кадастровой стоимости данных земель по муниципальным районам, городским округам Московской области – по состоянию на 01 января 2013 года.

Постановлением Правительства Московской области от 13 декабря 2013 года №1045/54 все полномочия Министерства экологии и природопользования Московской области в сфере государственной кадастровой оценки объектов недвижимости переданы Министерству имущественных отношений Московской области.

Спорные земельные участки образованы после утверждения результатов определения кадастровой стоимости земель данной категории, их кадастровая стоимость определена уполномоченным органом кадастрового учета с учетом среднего значения удельных показателей кадастровой стоимости данных земель, утвержденных Распоряжением № 566-РМ.

Согласно представленным суду кадастровым справкам о кадастровой стоимости объекта недвижимости кадастровая стоимость спорных земельных участков, определенная по состоянию на дату постановки каждого земельного участка на кадастровый учет, составляла от <данные изъяты>. в зависимости от площади земельного участка – от 2 685 кв. м. до 134 471 кв. м.

В соответствии с представленным суду экспертным заключением №3а-926/2018 от 21 января 2019 года рыночная стоимость спорных земельных участков на дату оценки каждого из них составляла:

- с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью 36 000 кв. м, определение стоимости на 01.08.2013 г. – <данные изъяты>

- с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью 4 020 кв. м, определение стоимости на 01.08.2013 г. – <данные изъяты>

- с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 2 685 кв. м, определение стоимости на 21.01.2013 г. – <данные изъяты>

- с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью 5 666 кв. м, определение стоимости на 04.06.2014 г. – <данные изъяты>

- с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 32 546 кв. м, определение стоимости на 04.06.2014 г. – <данные изъяты>.;

- с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 6 506 кв. м, определение стоимости на 04.06.2014 г. – <данные изъяты>

- с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 134 471 кв. м, определение стоимости на 15.07.2014 г. – <данные изъяты>.;

- с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью 20 449 кв. м, определение стоимости на 15.07.2014 г. – <данные изъяты>

В силу статьи 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

Суд, проанализировав названное экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, полагает, что кадастровая стоимость спорных земельных участков может быть установлена равной их рыночной стоимости в размере, определенном по состоянию на дату оценки каждого из них в заключении эксперта.

Оценивая данное экспертное заключение с учетом требований ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к доказательствам с точки зрения их относимости, допустимости и достоверности, а также достаточности и взаимосвязи этого доказательства в совокупности с другими доказательствами по делу, суд приходит к выводу о том, что оснований не доверять указанному заключению эксперта не имеется.

Экспертное заключение содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате исследования выводы и ответы на поставленные судом вопросы.

Указанное экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, имеющим достаточный профессиональный стаж и квалификацию для данной деятельности, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных земельных участков, и соответствует требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности.

С учетом изложенного сомнений в правильности или обоснованности данного заключения у суда не возникает, суд принимает выводы судебной экспертизы в качестве доказательства, устанавливающего рыночную стоимость спорных земельных участков.

Исходя из изложенного уточненное административное исковое заявление ООО «Аматол» подлежит удовлетворению, рыночная стоимость земельных участков должна быть определена в размере, установленном в экспертном заключении.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в силу положений абзаца шестого статьи 24.20 Федерального закона №135-ФЗ.

В данном случае заявления ООО «Аматол» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков поступили в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Московской области 30 декабря 2016 года и 09 декабря 2016 года именно эта дата подлежит внесению в Единый государственный реестр недвижимости, а установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы с 01 января 2016 года, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Руководствуясь статьями 175-178, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Аматол» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 36 000 кв. м, адрес объекта: <данные изъяты> в размере рыночной, определенной по состоянию на 01 августа 2013 года, в размере <данные изъяты> рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 4 020 кв. м, адрес объекта: <данные изъяты> в размере рыночной, определенной по состоянию на 01 августа 2013 года, в размере <данные изъяты> рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 2 685 кв. м, адрес объекта: <данные изъяты>, в размере рыночной, определенной по состоянию на 21 января 2013 года, в размере <данные изъяты>

Установить кадастровую стоимость земельного участка с с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 5 666 кв. м, адрес объекта: <данные изъяты>, в размере рыночной, определенной по состоянию на 04 июня 2014 года, в размере <данные изъяты> рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 32 546 кв. м, адрес объекта: <данные изъяты>, в размере рыночной, определенной по состоянию на 04 июня 2014 года, в размере <данные изъяты> рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 6 506 кв. м, адрес объекта: <данные изъяты>, в размере рыночной, определенной по состоянию на 04 июня 2014 года, в размере <данные изъяты>.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 134 471 кв. м, адрес объекта: <данные изъяты>, в размере рыночной, определенной по состоянию на 15 июля 2014 года, в размере <данные изъяты>.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 20 449 кв. м, адрес объекта: <данные изъяты>, в размере рыночной, определенной по состоянию на 15 июля 2014 года, в размере <данные изъяты>.

Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости данных земельных участков, включая дату подачи заявления в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Московской области «30 декабря 2016 года и 09 декабря 2016 года».

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Московского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.А. Терещенко

Мотивированное решение изготовлено 11 марта 2019 года.

Судья А.А. Терещенко