Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
дело №3а-109/19
10 сентября 2019 года г. Улан-Удэ
Верховный Суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Раднаевой Т.Н., при секретаре Свистунове А.И, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры о признании недействующим в части лесохозяйственного регламента Заиграевского лесничества, утвержденного приказом Республиканского агентства лесного хозяйства № 876 от 29 августа 2018 года,
У С Т А Н О В И Л:
Приказом № 876 от 29 августа 2018 года Республиканским агентством лесного хозяйства утвержден Лесохозяйственный регламент Заиграевского лесничества (далее-Регламент).
Заместитель Байкальского межрегионального природоохранного прокурора, действуя в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском, в котором, с учетом уточнения просит признать недействующим приведенный Лесохозяйственный регламент в части: включения в эксплуатационные леса защитных лесов, расположенных в границах государственного природного заказника регионального значения «Ангирский» приведенных в таблице № 3 раздела 1.1.5 Регламента «Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов» в кварталах Заиграевского лесничества Унэгэтэйского участкового лесничества № 3,11, 20-23, 32-37, 51-57, 69-86, 87-90, 92-97,100,101, 107-116, 126-134, 136, 137, 149, 151-162, 172,173,179-184, 193-199, 201-203, 215-220.
В части включения видов разрешенного использования лесов, расположенных в границах государственного природного биологического заказника регионального значения «Ангирский», приведенных в таблице № 5 раздела 1.2 регламента «Виды разрешенного использования лесов на территории лесничества с распределением по кварталам» в кварталах Заиграевского лесничества Унэгэтэйского участкового лесничества № 1-4, 8-13, 18-24, 30-38, 49-58, 66-77, 83-119, 122-140, 146-168, 170-188, 191-210, 214-234, 268-274, 280-285; Заиграевского сельского участкового лесничества технического участка № 1 СПК «Унэгэтэйский», кварталы: 1,3,5,6,8-10,32,33,44,58, а именно:
-осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства;
-ведения сельского хозяйства;
-выполнения работ по геологическому изучению недр, разработке месторождения полезных ископаемых;
-строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов;
-строительства, реконструкции линейных объектов;
- переработки древесины и иных лесных ресурсов;
- заготовки древесины;
-заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов;
-иных видов;
Исковые требования основаны на том, что на территории Заиграевского лесничества расположена особо охраняемая территория – государственный природный биологический заказник регионального значения Ангирский» Заиграевского района РБ. Заказник расположен в границах Заиграевского лесничества и занимает кварталы Унэгэтэйского участкового лесничества №№ 1-4, 8-13, 18-24,30-38,49-58,66-77,83-119,122-140,146-168,170-188,191-210,214-234,268-274,280-285; кварталы Заиграевского сельского участкового лесничества технический участок 1 СПК «Унэгэтэйское» №№ 1,3,5, 6, 8-10,32,33,44,58. В нарушение требований Лесного кодекса РФ, часть лесов в границах указанного заказника, оспариваемым лесохозяйственным регламентом отнесена к категории эксплуатационных лесов. В частности, в разделе 1.1.5, таблица 3 Регламента, леса Унэгэтэйского участкового лесничества Заиграевского лесничества в кварталах №№ 3, 11,20-23,32-37,51-57, 69-76,87-90,92-97,100,101,107-116,126-134,136,137,149,151-162, 172,173,179-184,193-199,201-203,215-220, расположенные в границах особо охраняемой природной территории, отнесены к эксплуатационным лесам.
Кроме этого, в нарушение требований Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», Положения о государственном природном биологическом заказнике регионального значения «Ангирский» оспариваемым Регламентом на территории Заказника прямо разрешена заготовка древесины без каких-либо ограничений (в том числе в виде необходимости согласования с Администрацией). Также в Регламенте указано, что в границах заказника допускается: осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства; ведение сельского хозяйства; выполнение работ по геологическому изучению недр, разработке месторождения полезных ископаемых; строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов; строительство, реконструкция линейных объектов; переработка древесины и иных лесных ресурсов; заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов и иные виды деятельности.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Восточно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор Кошелев А.Е. административный иск поддержал и дал аналогичные ему пояснения.
Представители заинтересованного лица БУ «Бурприрода» по доверенности ФИО1, ФИО2.(участвующий в деле в качестве специалиста) доводы прокурора поддержали. Просили удовлетворить административный иск.
Представитель заинтересованного лица Федерального агентства лесного хозяйства в судебное заседание, будучи извещенным, не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. В письменном отзыве на иск просил требования прокурора удовлетворить.
Представитель Республиканского агентства лесного хозяйства ФИО3 с административным иском в целом согласился, за исключением ссылки истца на превышение административным ответчиком предоставленных полномочий при принятии и утверждении оспариваемого Регламента и требования в части исключения из перечня видов разрешенного использования лесов - заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов. Полагает, что поскольку данный вид разрешенного использования предусмотрен Положением о Государственном природномбиологическом заказнике регионального значения «Ангирский», он допустим с предварительного уведомления администрации Заказника. Кроме этого, с учетом того, что оспариваемый Регламент со дня его утверждения применялся – на его основании заключались договоры купли-продажи древесины, считает, что нормативный правовой акт подлежит признанию недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании пункта 4 ст.247 КАС РФ, настоящее дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 3 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части.
При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений суд в силу ч. 7 ст. 213 КАС РФ проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При этом суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном иске, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 этой же статьи, в полном объеме.
Установлено, что приказом Республиканского агентства лесного хозяйства № 876 от 29 августа 2018 г. утвержден лесохозяйственный регламент Заиграевского лесничества.
Текст, в действующей редакции, опубликован 5 октября 2018 года на интернет-портале Правительства Республики Бурятия www.egov-buryatia.ru.
Согласно статьи 87 Лесного кодекса РФ лесохозяйственный регламент подлежит изданию в установленном порядке уполномоченным органом государственной власти; является основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества; обязателен для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества, лесопарка; рассчитан на неоднократное применение и направлен на урегулирование общественных отношений, что свидетельствует о том, что он является нормативным правовым актом.
В соответствии с пунктом «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Из положений части 2 статьи 87 Лесного кодекса РФ следует, что лесохозяйственные регламенты лесничеств утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
В силу части 3 статьи 87 Лесного кодекса РФ (в редакции, действовавшей как на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, так и на настоящий момент) лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления.
Из указанных положений следует, что утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий, отнесено к полномочиям федерального органа исполнительной власти.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что на территории Заиграевского лесничества располагается одна особо охраняемая природная территория - государственный природный биологический заказник регионального значения «Ангирский» Заиграевского района Республики Бурятия.
В соответствии со статьей 1.1 Положения «О Республиканском агентстве лесного хозяйства», утвержденного Постановлением Правительства Республики Бурятия от 25.01.2007 г. № 13 Республиканское агентство лесного хозяйства является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции, функции по предоставлению государственных услуг, использованию и распоряжению лесами, их охране, защите и воспроизводству, правоприменительные функции в сфере лесных отношений, функции по федеральному государственному лесному надзору (лесной охране), федеральному государственному пожарному надзору в лесах в пределах предоставленных органам государственной власти Республики Бурятия полномочий.
Таким образом, Республиканское агентство лесного хозяйства, утверждая лесохозяйственный регламент Заиграевского лесничества, отдельные лесные участки которого расположены на землях особо охраняемой природной территории, в оспариваемой части вышло за пределы предоставленных ему полномочий.
Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 50 от 28.12.2018 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» если судом будет установлено, что оспариваемый акт или его часть приняты по вопросу, который не мог быть урегулирован нормативным правовым актом данного уровня, или приняты с нарушением полномочий органа, издавшего этот акт, то оспариваемый акт или его часть признаются недействующими.
Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу.
Несмотря на это, судом проверены доводы прокурора, заявленные в качестве основания административного иска.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Лесного кодекса РФ леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса.
В числе категорий защитных лесов выделяются леса, расположенные на особо охраняемых территориях (пункт 1 части 2 статьи 111 Лесного кодекса РФ), в том числе леса, расположенные на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы, государственных природных заказников(часть 1 статьи 112 Лесного кодекса РФ).
Аналогичные законоположения (статьи 102,103)содержались в Лесном кодексе РФ на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта.
Защитные леса в соответствии с ч. 2 ст. 12 Лесного кодекса РФ подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
Эксплуатационные леса имеют другие цели освоения: для устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов (часть 3 статьи 12 Лесного кодекса РФ).
В судебном заседании установлено, что в оспариваемом Регламенте имеется раздел 1.1.5 с таблицей 3 «Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов», согласно которой леса в границах лесничества распределены по целевому назначению на защитные и эксплуатационные.
Согласно разделу 1.1.7 Регламента на территории Заиграевского лесничества располагается особо охраняемая территория – государственный природный заказник регионального значения «Ангирский» Заиграевского района РБ.
Перечень особо охраняемых природных территорий в границах Заиграевского лесничества с указанием номеров кварталов указан в Приложении № 1 к постановлению Правительства Республики Бурятия № 113 от 1 апреля 2003г. «О продлении срока действия государственных природных биологических заказников регионального значения «Ангирский», «Худакский».
Несмотря на это, в оспариваемом нормативном правовом акте, лесные участки, расположенные на таких территориях, отнесены к эксплуатационным лесам.
В частности, в границах указанного заказника к эксплуатационным лесам отнесены лесные участки Унэгэтэйского участкового лесничества (Заиграевского лесничества) № 3,11,20-23,32-37,51-57, 69-86, 87-90, 92-97,100,101, 107-116, 126-134, 136,137, 149,151-162, 172,173,179-184,193-199,201-203,215-220.
Федеральным законом «Об особо охраняемых территориях» от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ (далее - Федеральный закон) установлено, что особо охраняемые природные территории есть участки земли, водной поверхности воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
Пунктом 14 статьи 2 приведенного Закона установлено, что основные виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, определяются положением об особо охраняемой природной территории.
Пунктом 4 статьи 22 Федерального закона установлено, что государственные природные заказники могут иметь различный профиль, в том числе быть биологическими (ботаническими и зоологическими), предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях.
Согласно пунктам 1.3 и 3.1 Положения о государственном природном биологическом заказнике регионального значения «Ангирский» Заиграевского района РБ, утвержденного постановлением Правительства РБ № 113 от 1 апреля 2003г., заказник имеет биологический профиль и на его территории запрещаются следующие виды деятельности, противоречащие целям создания заказника и причиняющие вред природным комплексам и их компонентам: осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства; выполнение работ по геологическому изучению недр, разработке месторождения полезных ископаемых;строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов; прокладка новых дорог, троп, линий электропередач, коммуникаций, возведение строений и сооружений (в том числе временных), не связанных с деятельностью Заказника, охраной, защитой, использованием и воспроизводством лесов; выпас скота с применением собак; отвод земель под организацию фермерских хозяйств.
Кроме этого, на территории заказника запрещено нахождение транспортных средств в целях не связанных с деятельностьюЗаказника, охраной, защитой, использованием и воспроизводством лесов и осуществлением разрешенных в установленном порядке видов природопользования; применение ядохимикатов в целях, не связанных с деятельностью Заказника.
Несмотря на приведенный законодательный запрет, таблицей 5 раздела 1.2 оспариваемого Регламента к видам разрешенного использования лесов на особо охраняемой территории заказника отнесены: осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства; ведение сельского хозяйства;выполнение работ по геологическому изучению недр, разработке месторождения полезных ископаемых;строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов; строительство и реконструкция линейных объектов.
Данной таблицей также предусмотрена в качестве вида разрешенного использования переработка древесины и иных лесных ресурсов (осуществление которой невозможно без создания лесоперерабатывающей инфраструктуры), тогда как согласно части 2 статьи 14 Лесного кодекса РФ в защитных лесах запрещается создание лесоперерабатывающей инфраструктуры.
Также таблицей 5 раздела 1.2 Регламента к видам разрешенного использования лесов на особо охраняемой территории отнесены без каких-либо ограничений заготовка древесины и заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов, тогда как Положением о заказнике «Ангирский» прямо разрешены лишь заготовка гражданами древесины для собственных нуждв рамках санитарно-оздоровительных мероприятий и заготовка и сбор гражданами недревесных лесных ресурсов для собственных нужд при условии предварительного письменного уведомления администрации Заказника.
Таким образом, в результате неправомерного отнесения оспариваемым Регламентом лесных участков, включенных в состав заказника «Ангирский» к эксплуатационным лесам, на территории последних фактически разрешены практически все виды использования лесов, предусмотренные статьей 25 Лесного кодекса РФ, без соблюдения ограничений, определенных федеральным и региональным законодательством для особо охраняемых природных территорий, что не соответствует целям создания заказника и нарушает права лиц, проживающих на территории Республики Бурятия на сохранение благоприятной окружающей среды.
В связи с чем положения лесохозяйственного регламента Заиграевского лесничества в части отнесения лесных кварталов, включённых в состав государственного природного заказника «Ангирский» к эксплуатационным лесам и как следствие в части включения перечисленных выше видов использования лесов к разрешенным видам использования лесов на территории Заказника, противоречат положениям Лесного кодекса РФ и Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», Положению о государственном природном биологическом заказнике регионального значения «Ангирский» Заиграевского района РБ, имеющим большую юридическую силу.
Принимая во внимание изложенное, а также учитывая то, что Республиканское агентство лесного хозяйства при принятии оспариваемого лесохозяйственного регламентавышло за пределы предоставленных ему полномочий, Лесохозяйственный регламент подлежит признанию недействующим в части заявленной в административном иске.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ и разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ, содержащимися в пункте 38Постановления № 50 от 28.12.2018 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», исходит из наличия в деле доказательств о том, что до вынесения настоящего судебного решения оспариваемый нормативный правовой акт применялся, и на основании этого акта были реализованы права граждан, соответственно он подлежит признанию недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с частью 4 статьи 215 КАС РФ в решении суда об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течении одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, в котором был опубликован или должен был быть опубликован оспоренный нормативный правовой акт.
Абзацем 2 п. 44 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 50 от 25 декабря 2018г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» если законодательством не предусмотрено официальное опубликование оспоренного нормативного правового акта в печатном издании, судом разрешается вопрос о способе доведения до сведения населения информации о решении суда, которым нормативный правовой акт признан не действующим полностью или в части.
Из положений Закона Республики Бурятия от 26 октября 1994г. № 47-1 «О порядке опубликования и вступления в силу законов Республики Бурятия, актов Главы Республики Бурятия, Народного Хурала Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия, договоров и соглашений Республики Бурятия, решений судов по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов» следует, что нормативные правовые акты органов исполнительной власти РБ не подлежат опубликованию в печатном издании, они подлежат размещению на официальном сайте Правительства Республики Бурятия в информационно-телекоммуникационной сети « Интернет» на сайте www.egov-buryatia.ru.
С учетом приведенного разъяснения Верховного Суда РФ и мнения сторон, сообщение о настоящем решении в течении одного месяца со дня вступления в законную силу подлежит опубликованию на указанном сайте.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления в законную силу решения суда Лесохозяйственный регламент Заиграевского лесничества, утвержденный приказом Республиканского агентства лесного хозяйства № 876 от 29 августа 2018 года в следующих частях.
В части включения в эксплуатационные леса защитных лесов, расположенных в границах государственного природного заказника регионального значения «Ангирский» приведенных в таблице № 3 раздела 1.1.5 регламента «Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов» в кварталах Заиграевского лесничества Унэгэтэйского участкового лесничества № 3,11,20-23,32-37,51-57, 69-86, 87-90, 92-97,100,101, 107-116, 126-134, 136,137, 149,151-162, 172,173,179-184,193-199,201-203,215-220.
В части включения видов разрешенного использования лесов, распложенных в границах государственного природного регионального значения «Ангирский», приведенных в таблице № 5 раздела 1.2 регламента «Виды разрешенного использования лесов на территории лесничества с распределением по кварталам» в кварталах Заиграевского лесничества Унэгэтэйского участкового лесничества № 1-4,8-13,18-24,30-38,49-58,66-77,83-119,122-140,146-168,170-188,191-210, 214-234,268-274,280-285; Заиграевского сельского участкового лесничества технического участка № 1 СПК «Унэгэтэйский», кварталы: 1,3,5,6,8-10,32,33,44,58, а именно:
-осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства;
-ведения сельского хозяйства;
-выполнения работ по геологическому изучению недр, разработке месторождения полезных ископаемых;
-строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов;
-строительства, реконструкции линейных объектов;
-переработки древесины и иных лесных ресурсов;
- заготовки древесины, в той мере, в которой она предусматривает заготовку без предварительного уведомления администрации заказника и вне рамок санитарно-оздоровительных мероприятия;
-заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, в той мере, в которой они предусматривает заготовку и сбор без предварительного уведомления администрации заказника;
-иных видов.
Сообщение о настоящем решении в течении одного месяца со дня вступления его в законную силу подлежит опубликованию на официальном сайте Правительства Республики Бурятия в информационно-телекоммуникационной сети « Интернет» www.egov-buryatia.ru.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, представление в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Бурятия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Раднаева Т.Н.