ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-109/20 от 13.07.2020 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

дело № 3а-109/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Ставрополь 13 июля 2020 года

Ставропольский краевой суд в составе председательствующего судьи Задорневой Н.П., при секретаре судебного заседания Пика А. И.,

с участием административного истца Ахмедова Б. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ахмедова Б. А. к министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества в размере их рыночной стоимости,

установил :

Административный истец – Ахмедов Б. А. обратился в Ставропольский краевой суд с административным исковым заявлением к министерству имущественных отношений Ставропольского края, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ставропольскому краю, администрации Благодарненского городского округа Ставропольского края об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества:

- нежилого здания – ветпропускник, с кадастровым номером :2169, расположенного по адресу : Ставропольский край, район Благодарненский, город …, в размере его рыночной стоимости – 1466980 рублей;

- нежилого здания – коровник № 1, с кадастровым номером :2170, расположенного по адресу : Ставропольский край, район Благодарненский, город …, в размере его рыночной стоимости – 1840 438 рублей;

- нежилого здания – коровник № 2, с кадастровым номером :2171, расположенного по адресу : Ставропольский край, район Благодарненский, город …, в размере его рыночной стоимости – 1839025 рублей;

- нежилого здания – зерносклад, с кадастровым номером :2172, расположенного по адресу : Ставропольский край, район Благодарненский, город …, в размере его рыночной стоимости – 1010148 рублей;

- нежилого здания – коровник № 3, с кадастровым номером :4531, расположенного по адресу : Ставропольский край, район Благодарненский, город …, в размере его рыночной стоимости – 2930 470 рублей;

- нежилого здания – телятник, с кадастровым номером :4533, расположенного по адресу : Ставропольский край, район Благодарненский, город …, в размере его рыночной стоимости – 1031303 рублей;

- нежилого здания – пункт осеменения, с кадастровым номером :4537, расположенного по адресу : Ставропольский край, район Благодарненский, город …, в размере его рыночной стоимости – 789 298 рублей;

- нежилого здания – коровник № 5, с кадастровым номером :4538, расположенного по адресу : Ставропольский край, район Благодарненский, город …, в размере его рыночной стоимости – 1336 216 рублей.

В обоснование заявленных исковых требований административный истец сослалась на то, что является собственником вышеуказанных объектов недвижимости, о чем в Едином государственном реестре недвижимости сделаны соответствующие записи регистрации.

Приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 ноября 2015 года № 1382 «Об утверждении результатов определения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в Ставропольском крае» утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости.

По итогам государственной кадастровой оценки по состоянию на дату оценки – 01 января 2015 года кадастровая стоимость принадлежащих истцу на праве собственности объектов недвижимости составила : нежилого здания – ветпропускник, с кадастровым номером :2169 – 4671612, 21 рублей; нежилого здания – коровник № 1, с кадастровым номером :2170 – 3731505, 73 рублей; нежилого здания – коровник № 2, с кадастровым номером :2171 – 3754525, 26 рублей; нежилого здания – зерносклад, с кадастровым номером :2172 – 4487066, 43 рублей; нежилого здания – коровник № 3, с кадастровым номером :4531 – 15559904, 63 рубля; нежилого здания – телятник, с кадастровым номером :4533 – 3070154, 87 рубля; нежилого здания – пункт осеменения, с кадастровым номером :4537 – 6115751, 58 рубль; нежилого здания – коровник № 5, с кадастровым номером :4538 – 4429504, 87 рубля.

В целях проверки правомерности размера кадастровой стоимости и определения достоверного размера рыночной стоимости указанных объектов административный истец обратился к независимому оценщику для подготовки отчета об оценке рыночной стоимости недвижимости.

По заказу административного истца ООО «АРАБЕСКА» подготовлен отчет № … от 07 ноября 2019 года об оценке рыночной стоимости спорного недвижимого имущества, которая по состоянию на 1 января 2015 года составила : нежилого здания – ветпропускник, с кадастровым номером :2169 – 1466980 рублей; нежилого здания – коровник № 1, с кадастровым номером :2170 – 1840 438 рублей; нежилого здания – коровник № 2, с кадастровым номером :2171 – 1839025 рублей; нежилого здания – зерносклад, с кадастровым номером :2172 – 1010148 рублей; нежилого здания – коровник № 3, с кадастровым номером :4531 – 2930 470 рублей; нежилого здания – телятник, с кадастровым номером :4533 – 1031303 рублей; нежилого здания – пункт осеменения, с кадастровым номером :4537 – 789 298 рублей; нежилого здания – коровник № 5, с кадастровым номером :4538 – 1336 216 рублей.

Административный истец полагает результаты государственной кадастровой оценки принадлежащих ему объектов недвижимости недостоверными, существенно превышающими рыночную стоимость этих объектов, что нарушает его права, как плательщика налога на указанное имущество, поскольку ведёт к неправомерному увеличению налога, расчет которого осуществляется исходя из кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости.

В предварительном судебном заседании 30 января 2020 года, с согласия административного истца, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ставропольскому краю, администрация Благодарненского городского округа Ставропольского края исключены из числа административных ответчиков с привлечением к участию в деле в качестве заинтересованных лиц, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю привлечено к участию в деле в качестве административного ответчика.

В судебном заседании административный истец Ахмедов Б. А. уточнил заявленные требования с учетом выводов судебной оценочной экспертизы, проведенной по делу экспертом Научно-образовательного центра судебной экспертизы и экспертных исследований Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет», просил суд установить кадастровую стоимость спорных объектов недвижимости в размере равном их рыночной стоимости по состоянию на дату оценки - 1 января 2015 года : нежилого здания – ветпропускник, с кадастровым номером :2169 – 3055 400 рублей; нежилого здания – коровник № 1, с кадастровым номером :2170 – 2278 200 рублей; нежилого здания – коровник № 2, с кадастровым номером :2171 – 2252 700 рублей; нежилого здания – зерносклад, с кадастровым номером :2172 – 1734 700 рублей; нежилого здания – коровник № 3, с кадастровым номером :4531 – 3979 800 рублей; нежилого здания – телятник, с кадастровым номером :4533 – 1858 700 рублей; нежилого здания – пункт осеменения, с кадастровым номером :4537 – 994 300 рублей; нежилого здания – коровник № 5, с кадастровым номером :4538 – 2220 700 рублей, в соответствии с заключением проведенной по делу судебной оценочной экспертизы.

В судебное заседание представители административных ответчиков - министерства имущественных отношений Ставропольского края, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, заинтересованных лиц – ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ставропольскому краю, администрации Благодарненского городского округа Ставропольского края, извещенные надлежащим образом о месте и времени проведения судебного заседания, не явились.

От административного ответчика – министерства имущественных отношений Ставропольского края поступило ходатайство о проведении судебного заседания в отсутствие представителя министерства.

В имеющихся в материалах дела возражениях на административное исковое заявление администрации Благодарненского городского округа Ставропольского края содержится ходатайство о рассмотрении настоящего административного дела в отсутствие представителя администрации.

В письменных возражениях на иск административный ответчик – Управление Росреестра по Ставропольскому краю просило рассмотреть административное исковое заявление в соответствии с действующим законодательством, в отсутствие представителя Управления и указало, что в Едином государственном реестре недвижимости внесены сведения об объектах недвижимости : здании с кадастровым номером :2169, с назначением «нежилое здание», наименованием «ветпропускник», площадью 546,1 кв. м., кадастровой стоимостью 4671 612, 21 рублей; здании с кадастровым номером :2170, с назначением «нежилое здание», наименованием «коровник № 1», площадью 956,4 кв. м., кадастровой стоимостью 3731505, 73 рублей; здании с кадастровым номером :2171, с назначением «нежилое здание», наименованием «коровник № 2», площадью 962, 3 кв. м., кадастровой стоимостью 3754525, 26 рублей; здании с кадастровым номером :2172, с назначением «нежилое здание», наименованием «зерносклад», площадью 452,9 кв. м., кадастровой стоимостью 4487066, 43 рублей; здании с кадастровым номером :4531, с назначением «нежилое здание», наименованием «коровник № 3», площадью 1586, 8 кв. м., кадастровой стоимостью 15559904, 63 рубля; здании с кадастровым номером :4533, с назначением «нежилое здание», наименованием «телятник», площадью 616, 9 кв. м., кадастровой стоимостью 3070154, 87 рубля; здании с кадастровым номером :4537, с назначением «нежилое здание», наименованием «пункт осеменения», кадастровой стоимостью 6115751, 58 рубль; здании с кадастровым номером :4538, с назначением «нежилое здание», наименованием «коровник № 5», кадастровой стоимостью 4429504, 87 рубля. Сведения о кадастровой стоимости указанных объектов внесены в ЕГРН 10 декабря 2015 года в соответствии с результатами государственной кадастровой оценки, утвержденными приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 ноября 2015 года № 1382. Заявлений о пересмотре кадастровой стоимости вышеуказанных объектов недвижимости в соответствии со ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в комиссию не поступало (том 2 л. д. 104-108).

В письменных возражениях на административный иск администрация Благодарненского городского округа просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, полагает иск не подлежащим удовлетворению, ссылаясь на то, что в случае удовлетворения заявленных Ахмедовым Б.А. исковых требований подлежащая уплате в бюджет сумма налога снизится с 229099,86 рублей до 61220 рублей (том 2 л.д. 14-15).

При таких обстоятельствах суд, с учетом мнения административного истца, считает возможным рассмотреть заявленные административные исковые требования в отсутствие надлежащим образом извещенных и не явившихся в судебное заседание лиц в порядке части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Заслушав объяснения административного истца, исследовав письменные доказательства по данному административному делу, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований об установлении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимого имущества в размере равном их рыночной стоимости согласно выводам судебной оценочной экспертизы по следующим основаниям.

Объектами налогообложения для физических лиц в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации являются: жилой дом, жилое помещение (квартира, комната), гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение.

В соответствии с положениями статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, когда определение налоговой базы осуществляется исходя из их инвентаризационной стоимости.

Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (часть 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с абзацами 1, 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими и физическими лицами в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в случае, если такие результаты затрагивают права и обязанности этих лиц.

Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлены, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.

По смыслу статей 24.18, 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в государственный кадастр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.

Таким образом, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, внесенных в государственный кадастр недвижимости, посредством указания их рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорных нежилых зданий, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости таких объектов.

Суд находит, что обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением в полной мере согласуется с вышеприведенными положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». При этом для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным (абзац 3 статьи 24.18 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце. Если административные ответчики и заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.

При рассмотрении настоящего административного дела судом установлено и подтверждено надлежащими письменными доказательствами по делу, что административному истцу Ахмедову Б. А. на праве собственности с обременением в виде ипотеки Некоммерческой организации микрокредитной компании Фонд микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае принадлежат объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: Ставропольский край, район Благодарненский, г. …:

- назначение : нежилое здание, наименование : ветпропускник, с кадастровым номером :2169, площадью 546, 1 кв. м., количество этажей, в том числе подземных этажей -1, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 10 февраля 2020 года № … (том 2 л. д. 22);

- назначение : нежилое здание, наименование : коровник № 1, с кадастровым номером :2170, площадью 956,4 кв. м., количество этажей, в том числе подземных этажей -1, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 10 февраля 2020 года № … (том 2 л. д. 23);

- назначение : нежилое здание, наименование : коровник № 2, с кадастровым номером :2171, площадью 962,3 кв. м., количество этажей, в том числе подземных этажей -1, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 10 февраля 2020 года № … (том 2 л. д. 24);

- назначение : нежилое здание, наименование : зерносклад, с кадастровым номером :2172, площадью 452,9 кв. м., количество этажей, в том числе подземных этажей -1, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 10 февраля 2020 года № … (том 2 л. д. 25-27);

- назначение : нежилое здание, наименование : коровник № 3, с кадастровым номером :4531, площадью 1586,8 кв. м., количество этажей, в том числе подземных этажей -1, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 10 февраля 2020 года № … (том 2 л. д. 28);

- назначение : нежилое здание, наименование : телятник, с кадастровым номером :4533, площадью 616,9 кв. м., количество этажей, в том числе подземных этажей -1, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 10 февраля 2020 года № … (том 2 л. д. 29);

- назначение : нежилое здание, наименование : пункт осеменения, с кадастровым номером :4537, площадью 297,5 кв. м., количество этажей, в том числе подземных этажей -1, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 10 февраля 2020 года № … (том 2 л. д. 31);

- назначение : нежилое здание, наименование : коровник № 5, с кадастровым номером :4538, площадью 1135,3 кв. м., количество этажей, в том числе подземных этажей -1, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 10 февраля 2020 года № … (том 2 л. д. 30).

Указанные выше объекты недвижимости расположены на земельном участке с кадастровым номером :40, площадью 171150 кв. м., категория земель : земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования : животноводство, расположенном по адресу : Ставропольский край, Благодарненский район, город … и принадлежат административному истцу Ахмедову Б. А. на праве аренды сроком - со 02 октября 2018 года по 01 октября 2067 года на основании заключенного с Управлением имущественных и земельных отношений администрации Благодарненского городского округа Ставропольского края и зарегистрированного в установленном законом порядке (номер регистрации … от 27 декабря 2018 года) договора аренды земельного участка № … от 02 октября 2018 года, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 10 февраля 2020 года № … (том 2 л. д. 32-35).

Приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 ноября 2015 года № 1382 «Об утверждении результатов определения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в Ставропольском крае» утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости.

По результатам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость спорных нежилых зданий по состоянию на 01 января 2015 года установлена : с кадастровым номером :2169 в размере – 4671612, 21 рублей; с кадастровым номером :2170 в размере – 3731505, 73 рублей; с кадастровым номером :2171 в размере – 3754525, 26 рублей; с кадастровым номером :2172 в размере – 4487066, 43 рублей; с кадастровым номером :4531 в размере – 15559904, 63 рубля; с кадастровым номером :4533 в размере – 3070154, 87 рубля; с кадастровым номером :4537 в размере – 6115751, 58 рубль; с кадастровым номером :4538 в размере – 4429504, 87 рубля, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 24 октября 2019 года №№ …. Сведения о кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 10 декабря 2015 года (том 1 л. д. 30-37).

В силу статьи 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении дел об оспаривании кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет независимого оценщика, а также экспертное заключение на такой отчет.

Согласно положениям статьи 12 вышеуказанного Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены этим законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете – достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном заседании не установлено иное.

Оспаривая установленную кадастровую стоимость спорных объектов недвижимого имущества, истец Ахмедов Б. А. представил отчет № … от 07 ноября 2019 года об оценке рыночной стоимости спорных нежилых зданий, выполненный ООО «АРАБЕСКА», в соответствии с которым рыночная стоимость объектов оценки составила : с кадастровым номером :2169 в размере – 1466980 рублей; с кадастровым номером :2170 в размере – 1840 438 рублей; с кадастровым номером :2171 в размере – 1839025 рублей; с кадастровым номером :2172 в размере – 1010148 рублей; с кадастровым номером :4531 в размере – 2930 470 рублей; с кадастровым номером :4533 в размере – 1031303 рублей; с кадастровым номером :4537 в размере – 789 298 рублей; с кадастровым номером :4538 в размере – 1336 216 рублей (том 1 л. д. 73-230).

Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 20 и 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

В случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости.

В связи с изложенным, а также в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу, определением Ставропольского краевого суда от 17 февраля 2020 года назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту Научно-образовательного центра судебной экспертизы и экспертных исследований Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет» (том 2 л.д. 97-101).

Согласно заключению судебной оценочной экспертизы № … от 09 июня 2020 года рыночная стоимость спорных объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2015 года составила : с кадастровым номером :2169 в размере – 3055 400 рублей; с кадастровым номером :2170 в размере – 2278 200 рублей; с кадастровым номером :2171 в размере – 2252 700 рублей; с кадастровым номером :2172 в размере – 1734 700 рублей; с кадастровым номером :4531 в размере – 3979 800 рублей; с кадастровым номером :4533 в размере – 1858 700 рублей; с кадастровым номером :4537 в размере – 994 300 рублей; с кадастровым номером :4538 в размере – 2220 700 рублей.

Согласно части 13 статьи 49 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на основании проведенных исследований и с учетом их результатов эксперт дает заключение в письменной форме и подписывает его, если иное не установлено настоящим Кодексом. Заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы.

В соответствии с частью 1 и частью 3 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Заключение эксперта оценивается судом в совокупности с другими доказательствами по делу (пункт 8 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Из материалов дела следует, что заключение оценочной экспертизы подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, соответствует требованиям законодательства об экспертной и оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, в связи с чем, ставить указанное экспертное заключение под сомнение оснований не имеется.

Проанализировав экспертное заключение № … от 09 июня 2020 года в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд расценивает его как относимое и допустимое доказательство, подтверждающее достоверность указанной в нем величины рыночной стоимости спорных объектов недвижимости с учетом их местоположения, целевого использования.

В заключении судебной экспертизы подробно описаны объекты исследования, приведены их общие характеристики, анализ местоположения.

Так, из заключения судебной оценочной экспертизы следует, что экспертом произведено натурное обследование объектов недвижимости с кадастровыми номерами :2169, :2170, :2171, :2172, :4531, :4533, :4537, :4538, о чем были выполнены фототаблицы, в которых отражено техническое состояние исследуемых объектов.

Объектами оценки являлись :

– нежилое здание, наименование : ветпропускник, с кадастровым номером :2169, площадью 546, 1 кв. м., количество этажей, в том числе подземных этажей -1, расположенное по адресу: Ставропольский край, район Благодарненский, г. …, 1979 года постройки, в удовлетворительном состоянии, имеется электроснабжение, баллонное газоснабжение, бутовый фундамент, кирпичные стены с расшивкой швов, штучный камень, кирпичные перегородки, железобетонные/деревянные перекрытия, кровля из шифера, бетонные, дощатые полы, деревянные двери, одинарные глухие окна, внутренняя отделка – штукатурка;

– нежилое здание, наименование : коровник № 1, с кадастровым номером :2170, площадью 956,4 кв. м., количество этажей, в том числе подземных этажей -1, расположенное по адресу: Ставропольский край, район Благодарненский, г. …, 1979 года постройки, в удовлетворительном состоянии, отсутствуют внутренние санитарно-технические и электрические устройства, бутовый фундамент, бутовые стены, деревянные перекрытия, кровля из шифера, деревянные двери, одинарные глухие окна, внутренняя отделка – штукатурка;

– нежилое здание, наименование : коровник № 2, с кадастровым номером :2171, площадью 962,3 кв. м., количество этажей, в том числе подземных этажей -1, расположенное по адресу: Ставропольский край, район Благодарненский, г. …, 1979 года постройки, в удовлетворительном состоянии, отсутствуют внутренние санитарно-технические и электрические устройства, бутовый фундамент, бутовые стены, деревянные перекрытия, кровля из шифера, деревянные двери, одинарные глухие окна, внутренняя отделка – штукатурка;

– нежилое здание, наименование : зерносклад, с кадастровым номером :2172, площадью 452,9 кв. м., количество этажей, в том числе подземных этажей -1, расположенное по адресу: Ставропольский край, район Благодарненский, г. …, 1979 года постройки, в удовлетворительном состоянии, отсутствуют внутренние санитарно-технические и электрические устройства, бутовый фундамент, стены из штучного камня, кирпичные перегородки, деревянные перекрытия, кровля из шифера, металлические двери, окна и внутренняя отделка отсутствуют;

– нежилое здание, наименование : коровник № 3, с кадастровым номером :4531, площадью 1586,8 кв. м., количество этажей, в том числе подземных этажей -1, расположенное по адресу: Ставропольский край, район Благодарненский, г. …, 1979 года постройки, в удовлетворительном состоянии, отсутствуют внутренние санитарно-технические и электрические устройства, бутовый фундамент, кирпичные стены, кирпичные перегородки, кровля – шифер стропила по обрешетке, деревянные двери, одинарные глухие окна, внутренняя отделка отсутствует;

– нежилое здание, наименование : телятник, с кадастровым номером :4533, площадью 616,9 кв. м., количество этажей, в том числе подземных этажей -1, расположенное по адресу: Ставропольский край, район Благодарненский, г. …, 1979 года постройки, в удовлетворительном состоянии, отсутствуют внутренние санитарно-технические и электрические устройства, бутовый фундамент, бутовые стены, бутовые перегородки, деревянные перекрытия, кровля из шифера, деревянные двери, одинарные глухие окна, внутренняя отделка отсутствует;

– нежилое здание, наименование : пункт осеменения, с кадастровым номером :4537, площадью 297,5 кв. м., количество этажей, в том числе подземных этажей -1, расположенное по адресу: Ставропольский край, район Благодарненский, г. …, 1979 года постройки, в удовлетворительном состоянии, отсутствуют внутренние санитарно-технические и электрические устройства, бутовый фундамент, стены кирпичные с расшивкой швов, кирпичные перегородки, деревянные перекрытия, кровля из шифера, бетонные полы, деревянные двери, одинарные глухие окна, внутренняя отделка – штукатурка;

– нежилое здание, наименование : коровник № 5, с кадастровым номером :4538, площадью 1135,3 кв. м., количество этажей, в том числе подземных этажей -1, расположенное по адресу: Ставропольский край, район Благодарненский, г. …, 1979 года постройки, в удовлетворительном состоянии, отсутствуют внутренние санитарно-технические и электрические устройства, бутовый фундамент, бутовые стены, деревянные перекрытия, кровля из шифера, деревянные двери, одинарные глухие окна, внутренняя отделка – штукатурка.

Эксперт также указал в заключении, что оцениваемые объекты с кадастровыми номерами :2169, :2170, :2171, :2172, :4531, :4533, :4537, :4538 используются в соответствии с текущим назначением, как объекты сельскохозяйственного назначения, расположены на удалении от центра города, в районе с благоприятной экологической обстановкой, с наличием зеленых насаждений, низкой интенсивностью движения транспорта, низкой транспортной доступностью, в отсутствие окружающей застройки, вдали от объектов развлечений и отдыха, от объектов социально-бытовой сферы.

Экспертом в заключении проведен анализ рынка объектов исследования, анализ рынка нежилых зданий Ставропольского края, выставленных на продажу в период с 1 января 2014 года по 1 января 2015 года, фактических данных о ценах сделок с объектами недвижимости из сегмента рынка оцениваемых объектов, анализ наиболее эффективного использования, других внешних факторов, не относящихся непосредственно к объектам экспертизы, но влияющих на их стоимость, определен сегмент рынка, к которому принадлежат оцениваемые объекты – коммерческая недвижимость сельскохозяйственного назначения, описаны методы оценки. В качестве единицы измерения принят показатель стоимости – 1 кв.м. В результате проведенного анализа экспертом выявлено 8 предложений по продаже коммерческих объектов сельскохозяйственного назначения, выставленных на продажу в период с 01 января 2014 года по 01 января 2015 года в Ставропольском крае, и сделан вывод о диапазоне средней цены предложений о продаже объектов сельскохозяйственного назначения на рынке.

Оценка стоимости исследуемых объектов произведена экспертом путем сведения результатов, полученных в рамках сравнительного подхода методом сравнения продаж и затратного подхода методом сравнительных единиц. Отказ от применения доходного подхода подробно мотивирован в исследовательской части заключения.

Из выставленных на продажу на открытом рынке 8 объектов экспертом выбрано 3 наиболее близких к объектам оценки по своим характеристикам. Аналоги, отобранные для расчета рыночной стоимости спорных объектов недвижимости в рамках сравнительного подхода, имеют наиболее схожие с объектами оценки ценообразующие факторы : все объекты-аналоги представляют собой комплекс нежилых зданий сельскохозяйственного назначения, расположены в г. …, с. … Ипатовского района и г. Ипатово, находятся в собственности, относятся к классу В инженерных систем и класса здания, имеют необходимые коммуникации для функционирования зданий, удовлетворительное техническое состояние, требуют проведения ремонта.

При расчете рыночной стоимости спорных объектов оценки в рамках сравнительного подхода экспертом описаны примененные корректировки. Так, из описательной части экспертного исследования и таблицы 13 следует, что корректировки значений единиц сравнения для объектов-аналогов произведены экспертом на торг, на общую площадь, так как отобранные объекты-аналоги не совпадают по всем элементам сравнения с объектами оценки. Применение корректировок, как и отказ от применения корректировок, экспертом подробно мотивированы в заключении.

Стоимость 1 кв.м. в рамках сравнительного подхода определена экспертом в размере – 3080, 22 рублей.

В рамках затратного подхода оценка стоимости объекта исследования произведена экспертом методом сравнительных единиц, основанном на базе издания КО-Инвест серии «Справочник оценщика» - «Здания и сооружения агропромышленного комплекса» Укрупненные показатели стоимости строительства в уровне цен на 01.01. 2014 г. для условий строительства в Московской области» и с применением данных укрупненных показателей стоимости строительства, представленных в справочниках С. А., А. В. «Здания и сооружения агропромышленного комплекса» 2014 г. и «Складские здания и сооружения» 2014 г, которые содержат стоимостные показатели возведения единицы измерения – 1 куб.м/1кв.м строительного объема – для различных типовых зданий и сооружений в соответствии со сметно-нормативной базой ценообразования в строительстве, сформированной и введенной в действие в уровне цен по состоянию на 01 января 2015 года. В качестве объектов-аналогов для исследуемых объектов экспертом были приняты объекты с кодом АЗ.01.003.0017 (для объекта исследования с кадастровым номером :2169), с кодом АЗ.01.007.0084 (для объектов исследования с кадастровыми номерами :2170, :2171, :4531, :4533, :4538), с кодом СЗ.13.000.0015 (для объекта исследования с кадастровым номером :2172), с кодом АЗ.01.017.0193 (для объекта исследования с кадастровым номером :4537).

Проанализировав данное экспертное заключение № … от 09 июня 2020 года в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд расценивает его как относимое и допустимое доказательство, подтверждающее достоверность указанной в нем величины рыночной стоимости оцениваемых объектов недвижимого имущества, с учетом их местоположения, целевого использования.

Содержание заключения эксперта № … от 09 июня 2020 года свидетельствует о том, что вывод эксперта о рыночной стоимости спорных объектов недвижимости не является произвольным; при оценке объектов эксперт в полной мере придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами; заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки, в нем приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; описание технических характеристик объектов оценки выполнено на основании материалов административного дела, публичной кадастровой карты; расчеты произведены экспертом на основе сведения результатов двух подходов, с мотивированным обоснованием отказа от применения доходного подхода, с учетом анализа рынка коммерческой недвижимости сельскохозяйственного назначения в Ставропольском крае, и объективно отражают рыночную стоимость объектов оценки с кадастровыми номерами :2169, :2170, :2171, :2172, :4531, :4533, :4537, :4538 по состоянию на 01 января 2015 года.

Поскольку противоречия в выводах эксперта или заинтересованность эксперта в исходе рассматриваемого спора отсутствуют, оснований не доверять заключению судебной оценочной экспертизы не имеется.

С учетом изложенного, а также того, что иных доказательств, свидетельствующих о том, что рыночная стоимость спорных объектов недвижимости является иной, чем отражено в заключении судебной оценочной экспертизы, сторонами, заинтересованным лицом по делу суду не представлено, ходатайств о проведении по делу дополнительной либо повторной экспертизы от сторон не поступало, размер рыночной стоимости подлежит установлению в соответствии с заключением судебной оценочной экспертизы.

Исковые требования административного истца об установлении рыночной стоимости принадлежащих ему на праве собственности нежилых зданий с кадастровыми номерами :2169, :2170, :2171, :2172, :4531, :4533, :4537, :4538 в размерах, указанных в отчете ООО «АРАБЕСКА» № … от 07 ноября 2019 года, удовлетворению не подлежат, поскольку изложенные в отчетах выводы опровергаются вышеуказанной судебной оценочной экспертизой.

Настоящее решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости.

В суд вместе с экспертным заключением поступило заявление экспертной организации – Научно-образовательного центра судебной экспертизы и экспертных исследований Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет» о взыскании в пользу Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет» судебных расходов по оплате проведенной по данному административному делу оценочной экспертизы, которое суд считает подлежащим удовлетворению со взысканием истребуемой суммы в размере 200 000 рублей с административного истца, поскольку определением суда от 17 февраля 2020 года о назначении судебной экспертизы расходы по оплате ее проведения возложены на Ахмедова Б. А.

Кроме того, исходя из системного толкования положений статьи 114, части 5 статьи 247, пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если соответствующие судебные издержки понесены в связи с установлением обстоятельств, бремя доказывания которых возложено на истца, то эти издержки относятся на данную сторону.

Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возложена на административного истца, поскольку им реализуется право на установление в судебном порядке кадастровой стоимости в размере рыночной заявленных в иске объектов недвижимости, следовательно, обязанность по оплате расходов на проведение судебной экспертизы возлагается на административного истца.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил :

административные исковые требования Ахмедова Б. А. министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества в размере их рыночной стоимости – удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – назначение : нежилое здание, наименование : ветпропускник, с кадастровым номером :2169, площадью 546, 1 кв. м., количество этажей, в том числе подземных этажей -1, расположенного по адресу: Ставропольский край, район Благодарненский, г. …, в размере равном его рыночной стоимости – 3055 400 рублей по состоянию на дату оценки - 01 января 2015 года.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – назначение : нежилое здание, наименование : коровник № 1, с кадастровым номером :2170, площадью 956,4 кв. м., количество этажей, в том числе подземных этажей -1, расположенного по адресу: Ставропольский край, район Благодарненский, г. …, в размере равном его рыночной стоимости – 2278 200 рублей по состоянию на дату оценки - 01 января 2015 года.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – назначение : нежилое здание, наименование : коровник № 2, с кадастровым номером :2171, площадью 962,3 кв. м., количество этажей, в том числе подземных этажей -1, расположенного по адресу: Ставропольский край, район Благодарненский, г. …, в размере равном его рыночной стоимости – 2252 700 рублей по состоянию на дату оценки - 01 января 2015 года.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – назначение : нежилое здание, наименование : зерносклад, с кадастровым номером :2172, площадью 452,9 кв. м., количество этажей, в том числе подземных этажей -1, расположенного по адресу: Ставропольский край, район Благодарненский, г. …, в размере равном его рыночной стоимости – 1734 700 рублей по состоянию на дату оценки - 01 января 2015 года.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – назначение : нежилое здание, наименование : коровник № 3, с кадастровым номером :4531, площадью 1586,8 кв. м., количество этажей, в том числе подземных этажей -1, расположенного по адресу: Ставропольский край, район Благодарненский, г. …, в размере равном его рыночной стоимости – 3979 800 рублей по состоянию на дату оценки - 01 января 2015 года.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – назначение : нежилое здание, наименование : телятник, с кадастровым номером :4533, площадью 616,9 кв. м., количество этажей, в том числе подземных этажей -1, расположенного по адресу: Ставропольский край, район Благодарненский, г. …, в размере равном его рыночной стоимости – 1858 700 рублей по состоянию на дату оценки - 01 января 2015 года.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – назначение : нежилое здание, наименование : пункт осеменения, с кадастровым номером :4537, площадью 297,5 кв. м., количество этажей, в том числе подземных этажей -1, расположенного по адресу: Ставропольский край, район Благодарненский, г. …, в размере равном его рыночной стоимости – 994 300 рублей по состоянию на дату оценки - 01 января 2015 года.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – назначение : нежилое здание, наименование : коровник № 5, с кадастровым номером :4538, площадью 1135,3 кв. м., количество этажей, в том числе подземных этажей -1, расположенного по адресу: Ставропольский край, район Благодарненский, г. …, в размере равном его рыночной стоимости – 2220 700 рублей по состоянию на дату оценки - 01 января 2015 года.

Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами – :2169, :2170, :2171, :2172, :4531, :4533, :4537, :4538.

Датой обращения с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости считать дату обращения административного истца Ахмедова Б. А. в Ставропольский краевой суд – 04 декабря 2019 года.

Установленная настоящим решением суда кадастровая стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами - 26: :2169, :2170, :2171, :2172, :4531, :4533, :4537, :4538, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости, учитывается при определении налоговой базы, начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Взыскать с административного истца Ахмедова Б. А. в пользу Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет» стоимость проведенной судебной оценочной экспертизы в размере 200 000 рублей путем перечисления на банковские реквизиты :

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет» (ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет»)

Юридический адрес: …

Почтовый адрес: …

Дата государственной регистрации 04 мая 2012 года

ИНН …

КПП …

Получатель УФК по Ставропольскому краю (ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» л/счет …)

Банк Отделение Ставрополь г. Ставрополь

р/счет …

БИК …

ОКПО …

ОГРН …

ОКТМО …

КБК …

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в судебную коллегию по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции через Ставропольский краевой суд.

Решение в окончательной форме изготовлено 24 июля 2020 года.

Председательствующий судья Задорнева Н.П.