ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-109/20 от 30.06.2020 Курганского областного суда (Курганская область)

Дело № 3а-109/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Курган 30 июня 2020 г.

Курганский областной суд в составе:

председательствующего судьи Менщикова С.Н.

при секретаре Губиной С.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Чумака Евгения Эдуардовича об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

Чумак Е.Э. 8 июня 2020 г. обратился в Курганский областной суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Курганской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости.

В обоснование административного иска указано, что Чумак Е.Э. является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью 3 000 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации и обслуживания здания овощехранилища, расположенного по адресу: <адрес>.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 24 января 2020 г. кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером , определенная по состоянию на 5 ноября 2013 г., составляет 1963380 рублей.

Вместе с тем, согласно отчету оценщика - индивидуального предпринимателя Лебедева М.Ю. от 12 мая 2020 г. № 67-20 рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером по состоянию на ту же дату составила 326 000 рублей.

Ссылаясь на положения Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ), административный истец считал свои права нарушенными необходимостью уплаты повышенной выкупной стоимости земельного участка, определяемой в размере его кадастровой стоимости, в связи с чем просил установить кадастровую стоимость вышеуказанного земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, определенной согласно отчету об оценке объекта оценки от 12 мая 2020 г. № 67-20 в размере 326 000 рублей.

Административный истец Чумак Е.Э. в судебное заседание не явился о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, что подтверждается уведомлением о вручении судебного извещения.

Представитель административного истца Жилкина О.А. по доверенности заявленные исковые требования поддержала.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области (далее – Управление Росреестра по Курганской области) в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, что подтверждается уведомлением о вручении судебного извещения, представил письменный отзыв, в котором не приводил возражений по существу иска, оставляя разрешение требований на усмотрение суда и ходатайствуя о рассмотрении дела без его участия.

Представитель административного ответчика Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Курганской области (далее – ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курганской области) в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, что подтверждается уведомлением о вручении судебного извещения.

Представитель заинтересованного лица Правительства Курганской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, что подтверждается уведомлением о вручении судебного извещения, представил письменный отзыв, в котором не приводил возражений по существу иска, оставляя разрешение требований на усмотрение суда и ходатайствуя о рассмотрении дела без его участия.

В соответствии со статьями 150 и 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежаще извещенных о месте и времени судебного заседания.

Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы, суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления.

Из материалов дела следует, что Чумаку Е.Э. на праве собственности принадлежит объект недвижимости: земельный участок с кадастровым номером , площадью 3 000 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное <адрес> Курганская область, г. Курган, ул. Промышленная, 9.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 12 марта 2020 г., право собственности Чумака Е.Э. на указанный объект недвижимости зарегистрировано в установленном законом порядке Управлением Росреестра по Курганской области 27 ноября 2013 г. (запись государственной регистрации № ).

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 24 января 2020 г. кадастровая стоимость принадлежащего Чумаку Е.Э. объекта недвижимого имущества с кадастровым номером составляет 1963 380 рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Согласно пункту 5 статьи 65 и статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности, при этом кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Таким образом, действующее законодательство допускает возможность установления кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости. Причем, сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с заявлением, административным исковым заявлением (далее – заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 Налогового кодекса Российской Федерации).

Лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости (статья 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, пункты 1 и 2 статьи 2, пункты 2, 2.2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Постановлением Правительства Курганской области от 26 сентября 2011 г. № 454 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в пределах территорий Курганской области» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в разрезе земельных участков по Курганской области по состоянию на 1 января 2010 г.

Вместе с тем, как следует из материалов административного дела, земельный участок с кадастровым номером поставлен на государственный кадастровый учет 5 ноября 2013 г., то есть после даты, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельных участков при проведении последней государственной кадастровой оценки (1 января 2010 г.), что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.

Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных статьей 24.19 Федерального закона № 29 июля 1998 г. 135-ФЗ, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.

Таким образом, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером должна быть определена по состоянию на 5 ноября 2013 г.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Согласно отчету об оценке объекта оценщика - индивидуального предпринимателя Л от 12 мая 2020 г. № 67-20 рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером по состоянию на ту же дату составила 326 000 рублей.

Достоверность выводов отчета оценщика - индивидуального предпринимателя Л от 12 мая 2020 г. № 67-20, участвующие в деле лица не оспаривают, ходатайств о назначении по делу судебной оценочной экспертизы ими не заявлено.

Отчет содержит подробное описание проведенного исследования. Оценщик руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ и федеральных стандартов оценки.

Отчет составлен компетентным оценщиком, в соответствии с требованиями действующего законодательства, предъявляемыми к отчету об оценке объекта недвижимости.

При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания полагать выводы отчета об оценке недостоверными и не принимать его в качестве допустимого и достоверного доказательства по настоящему административному делу.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных Чумаком Е.Э. административных исковых требований об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером в размере, равном его рыночной стоимости, определенной согласно отчета оценщика - индивидуального предпринимателя Л от 12 мая 2020 г. № 67-20, в сумме 326 000 рублей.

Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления (пункт 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»).

Руководствуясь статьями 175-179, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Чумака Евгения Эдуардовича, обратившегося в суд 8 июня 2020 г., об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 3 000 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации и обслуживания здания овощехранилища, расположенного по адресу: Курганская область, <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 326000 (триста двадцать шесть тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме в апелляционном порядке во Второй апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Курганский областной суд.

Судья С.Н. Менщиков