ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-109/2016 от 26.01.2017 Тюменского областного суда (Тюменская область)

Дело № 3а-6/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Тюмень 26 января 2017 года

Тюменский областной суд в составе:

председательствующего судьи Ревякина А.В.,

с участием прокурора Спириной О.В.,

при секретаре Венцеле А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Панина В.В. о признании недействующими статей 7, 10 Закона Тюменской области от 07 октября 1999 года № 137 «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области»,

у с т а н о в и л:

Панин В.В. обратился в Тюменский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими статей 2, 7, 10 Закона Тюменской области от 07 октября 1999 года № 137 «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области». Требования мотивировал тем, что в соответствии со ст. 2 Закона Тюменской области № 64 от 05.10.2011 года, многодетная семья имеет право приобрести бесплатно земельный участок (личный или для индивидуального жилищного строительства), если состоит на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях. Порядок учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях урегулирован Законом Тюменской области № 137 от 07.10.1999 года, в соответствии со статьями 2 и 10 которого, на учет нуждающихся принимаются граждане, которые относятся к одной из категорий, установленных статьей 7 указанного Закона. При этом, такая категория, как «многодетная семья» в статье 7 Закона Тюменской области № 137 отсутствует, что не позволяет многодетным семьям быть принятым на учет нуждающихся в жилых помещениях и реализовать свое право на получение земельного участка в собственность бесплатно. Указывает, что фактически, чтобы быть принятой на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, многодетная семья должна соответствовать дополнительным критериям, кроме наличия троих и более детей и отсутствия жилья в Тюменской области. Указывает, что оспариваемые нормы не позволяют многодетной семье реализовать гарантированное частью 6 статьи 39.5 Земельного кодекса РФ и Законом Тюменской области № 64 от 05.10.2011 года «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей право на получение в собственность земельного участка бесплатно.

Определением Тюменского областного суда от 17 января 2017 года производство по настоящему делу по заявленным административным исковым требованиям Панина В.В. о признании недействующей статьи 2 Закона Тюменской области от 07 октября 1999 года № 137 «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области» прекращено в связи с тем, что нормативный правовой акт в оспариваемой части прекратил свое действие.

Административный истец Панин В.В., а также заинтересованное лицо Панина Н.А. в судебное заседание не явились. О времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Панина Н.А. просила рассмотреть настоящее дело в её отсутствие.

На основании части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд рассматривает настоящее дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Представитель административного истца Панина В.В. – Когошвили Н.Г., действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования уточнил, просив признать недействующими статьи 7, 10 Закона Тюменской области от 07 октября 1999 года № 137 «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области» в редакции Закона тюменской области № 106 от 23 декабря 2016 года «О внесении изменений в Закон Тюменской области «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области». При этом суду пояснил, оспариваемые нормативные положения, помимо прочих критериев, при постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, содержат критерий о необходимости семье быть малообеспеченной, и поэтому в данной части оспариваемые нормы регионального законодательства ограничивают права граждан по сравнению с нормами, действующими на уровне федерального законодательства.

Представитель административного ответчика Тюменской областной Думы – Луньков Н.Н., действующий на основании доверенности в судебном заседании с исковыми требованиями Панина В.В. не согласился по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Указал, что семьи, имеющие трех и более детей, претендующие на бесплатное получение земельного участка, должны отвечать всем признакам нуждаемости, определенным действующим законодательством, а именно, состоять на учете в качестве нуждающихся, либо иметь основания для постановки на такой учет и являться малоимущими или относиться к определенным законом категориям.

Представители заинтересованного лица Губернатора Тюменской области – Кораева К.В. и Смакова Е.А., действующие на основании доверенности, просили отказать в удовлетворении административного иска Панина В.В. указав, что статья 7 Закона Тюменской области от 07 октября 1999 года № 137, устанавливающая категорию граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма и жилого фонда Тюменской области и статья 10 указанного Закона Тюменской области, устанавливающая порядок рассмотрения заявлений о принятии на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, приняты в пределах полномочий субъекта РФ и не противоречат Жилищному кодексу РФ и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, права и свободы административного истца не нарушают.

Заслушав участников процесса, заключение прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении требований Панина В.В. отказать, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования Панина В.В. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии с п. 1 статьи 28 Устава Тюменской области от 30.06.1995 года № 6, принятие областных законов и иных нормативных правовых актов относится к компетенции областной Думы.

В соответствии со статьей 32 Устава Тюменской области, законы принимаются на заседании областной Думы большинством голосов от установленного числа депутатов областной Думы. Принятые законы в течение 10 дней после заседания областной Думы направляются Губернатору области для обнародования. Губернатор области обязан в течение 14 дней с момента поступления закона обнародовать закон, удостоверив обнародование путем подписания, либо отклонить закон. Обнародование закона осуществляется путем официального опубликования текста закона.

16 сентября 1999 года Тюменской областной Думой принят Закон Тюменской области № 137 «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области». Указанный закон Тюменской области подписан губернатором Тюменской области 07 октября 1999 года. Текст Закона опубликован в газетах «Тюменские известия», № 183 от 14.10.1999 года, «Тюменская правда сегодня», № 122 от 16.10.1999 года, а также в «Вестнике Тюменской областной Думы», № 9, 1999.

15 декабря 2016 года Тюменской областной Думой принят Закон Тюменской области № 106 «О внесении изменений в Закон Тюменской области «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области». Текст Закона опубликован на официальном портале органов государственной власти Тюменской области http://www.admtyumen.ru, 23.12.2016 года, на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 23.12.2016 года, в «Парламентской газете «Тюменские известия» (вкладка «Документы»), № 233 от 27.12.2016 года и в сетевом издании «Вестник Тюменской областной Думы» http://vestnik.duma72.ru, 27.12.2016 года.

Таким образом, Закон Тюменской области от 07 октября 1999 года № 137 «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области», положения которого в редакции Закона Тюменской области № 106 от 23 декабря 2016 года оспариваются административным истцом Паниным В.В. является нормативным правовым актом, принятым Тюменской областной Думой в установленном порядке в соответствии с предоставленными законом полномочиями.

Проанализировав текст нормативного правового акта в части, оспариваемой административным истцом, суд приходит к выводу о том, что он не противоречит нормам федерального законодательства.

Как установлено в судебном заседании из материалов дела, административный истец Панин В.В. является членом многодетной семьи, имеющей трех малолетних детей.

По мнению административного истца, оспариваемыми им положениями - статьями 7, 10 Закона Тюменской области от 07 октября 1999 года № 137 «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области» многодетным семьям, которым федеральным законом предоставлено право на бесплатное приобретение в собственность земельного участка, помимо таких критериев, как наличие троих и более детей и отсутствие жилых помещений в Тюменской области, установлена необходимость соответствовать такой семье и дополнительным критериям, что по мнению истца не позволяет многодетным семьям быть принятыми на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и противоречит статье 39.5 Земельного кодекса РФ, статье 51 Жилищного кодекса РФ и закону Тюменской области № 64 от 05 октября 2011 года «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей».

В соответствии с пунктами «в» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно пункту 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

В силу пункта 2 статьи 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 данного Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Следовательно, федеральным законодательством полномочия по определению оснований и условий для бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, предоставлены законодателю субъекта Российской Федерации.

В развитие вышеназванных норм Земельного кодекса Российской Федерации в Закон Тюменской области № 64 от 05 октября 2011 года «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей» внесены положения, в соответствии с которыми многодетные семьи имеют право приобрести бесплатно дачный земельный участок либо земельный участок для индивидуального жилищного строительства при одновременном соблюдении следующих условий: оба родителя (усыновителя) (в семье, состоящей из одного родителя (усыновителя) и трех и более детей, - один родитель (усыновитель)) проживают (проживает) в Тюменской области не менее 5 лет и ранее данной многодетной семье бесплатно не предоставлялся земельный участок для целей, указанных в настоящей статье; многодетная семья состоит на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях (пункт 1 статьи 2 данного Закона).

Поскольку вышеуказанными нормативными положениями Земельного кодекса Российской Федерации прямо предусмотрено право органов государственной власти субъектов Российской Федерации на законодательном уровне предусмотреть требование о том, что граждане, имеющие трех и более детей должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а Законом Тюменской области № 64 от 05 октября 2011 года «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей» такое требование предусмотрено, семьи, имеющие трех и более детей, претендующие на бесплатное получение земельного участка в Тюменской области, должны отвечать всем признакам нуждаемости в жилых помещениях, определенным федеральным жилищным законодательством и не противоречащим ему законодательством субъекта Российской Федерации.

Статьей 51 Жилищного кодекса РФ установлены критерии нуждаемости граждан в жилых помещениях, исходя из их обеспеченности жилыми помещениями по установленным учетным нормам.

В соответствии с частями 1-3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Частями 1 и 2 статьи 52 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Таким образом, исходя из вышеуказанных норм Жилищного кодекса Российской Федерации для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях гражданин должен быть признан в установленном порядке малоимущим, либо быть отнесенным к иной определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям, нуждающимися в жилых помещениях.

Законом Тюменской области № 137 от 07 октября 1999 года «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области» (в редакции Закона Тюменской области от 23.12.2016 года № 106), в частности его статьей 6 предусмотрено, что нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, могут быть признаны граждане, соответствующие в совокупности следующим условиям: постоянно проживают в Тюменской области не менее 5 лет (за исключением детей в возрасте до 5 лет) (пункт 1); признаны в порядке, установленном настоящим Законом, малоимущими или относятся к одной или нескольким категориям граждан, указанным в статье 7 настоящего Закона (пункт 2); имеют основания для признания нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установленные статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (пункт 3).

Статьей 10 Закона Тюменской области от 07 октября 1999 года № 137 «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области» установлены сроки и порядок принятия на учет заявления и документов, подтверждающих право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В частности, данной нормой, в части, оспариваемой административным истцом, предусмотрено, что органом учета в целях оценки нуждаемости гражданина и всех членов его семьи, принимаемых на учет совместно с ним в соответствии со статьей 6 настоящего Закона, устанавливается: наличие документов, необходимых для признания граждан малоимущими или подтверждающих принадлежность граждан к одной из категорий, предусмотренных статьей 7 настоящего Закона (пункт 1); соотношение размера дохода и совокупной стоимости имущества, находящегося в собственности гражданина и членов его семьи, с размером дохода и стоимостью имущества, установленными органом местного самоуправления в соответствии со статьей 8.1 настоящего Закона, для признания граждан малоимущими (пункт 3); отсутствие оснований, указанных в статье 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, для граждан, признанных малоимущими, и граждан, относящихся к категориям, установленным статьей 7 настоящего Закона, а для граждан, указанных в статье 7 настоящего Закона, отсутствие также оснований, указанных в статье 8 настоящего Закона (пункт 4).

Статьей 7 Закона Тюменской области от 07 октября 1999 года № 137 «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области» установлены следующие категории граждан, имеющих право быть признанными нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из жилищного фонда Тюменской области: а) инвалиды и участники Великой Отечественной войны, инвалиды и участники боевых действий на территориях других государств в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах»; граждане, являющиеся нетрудоспособными членами семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий на территориях других государств, состоявшие на иждивении и получающие (имеющие право на получение) пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации; родители, не вступившая (не вступивший) в повторный брак супруга (супруг) погибшего инвалида, участника Великой Отечественной войны, ветерана боевых действий на территориях других государств; родители, не вступившая (не вступивший) в повторный брак и одиноко проживающая (проживающий) супруга (супруг) умершего участника Великой Отечественной войны, ветерана боевых действий на территориях других государств; г) инвалиды первой и второй групп, вставшие на учет нуждающихся в жилых помещениях после 1 января 2005 года; е) реабилитированные лица, пострадавшие от политических репрессий, утратившие жилые помещения в связи с репрессиями, в случае возвращения на прежнее место жительства для проживания в те местности и населенные пункты Тюменской области, где они проживали до применения к ним репрессий; ж) граждане, осуществляющие трудовую деятельность по основному месту работы в созданных Тюменской областью, муниципальными образованиями Тюменской области соответственно государственных, муниципальных учреждениях всех типов (автономных, бюджетных, казенных), организациях, образованных в результате реорганизации таких учреждений, а также хозяйственных обществах, в уставном капитале которых доля участия Тюменской области составляет 100%, и объем услуг, оказываемых данными хозяйственными обществами по государственному или муниципальному заказу, превышает 40% от общего объема оказываемых услуг в данных учреждениях, организациях и хозяйственных обществах (граждане, работающие в организациях бюджетной сферы). Если гражданин имеет право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по нескольким основаниям, предусмотренным действующим законодательством, по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Нормативные положения Закона Тюменской области от 07 октября 1999 года № 137 «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области» приняты в развитие положений ст. 49, 51 и 52 Жилищного кодекса РФ и полностью соответствуют указанным нормам в части, устанавливающей необходимость для постановки гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, быть признанным в установленном порядке малоимущим, либо быть отнесенным к иной определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории граждан.

При этом, установление статьями 7 и 10 Закона Тюменской области № 137 от 07 октября 1999 года «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области» сроков и порядка принятия на учет заявления и документов, подтверждающих право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также категорий граждан, имеющих право быть признанными нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из жилищного фонда Тюменской области, является реализацией законодателем субъекта Российской Федерации предоставленного Жилищным кодексом Российской Федерации полномочия по установлению порядка и случаев учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области.

Следовательно, вопреки доводам Панина В.В., оспариваемые положения статей 7 и 10 Закона Тюменской области № 137 от 07 октября 1999 года, не возлагают каких-либо дополнительных требований, противоречащих федеральному законодательству, для многодетных семей, которые при реализации права на бесплатное приобретение земельного участка в Тюменской области, должны отвечать требованиям жилищного законодательства в части, устанавливающей необходимость для постановки гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях быть признанным в установленном порядке малоимущим, либо быть отнесенным к иной категории граждан определенной законом.

Кроме того, оспаривая положения статьи 7 Закона Тюменской области от 07 октября 1999 года № 137 «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области», административный истец Панин В.В. указывает на отсутствие в данной норме такой категории как «многодетная семья», то есть, требуя признать указанную норму закона противоречащей ст. 39.5 Земельного кодекса РФ и ст. 51 Жилищного кодекса РФ, Панин В.В. фактически ставит вопрос о расширении круга лиц, имеющих право быть признанными нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из жилищного фонда Тюменской области, что не входит в компетенцию Тюменского областного суда, определенную Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и Федеральным конституционным законом от 07.02.2011 года № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации».

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что положения статей 7 и 10 Закона Тюменской области № 137 от 07 октября 1999 года «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области», в редакции Закона Тюменской области от 23.12.2016 года № 106, приняты Тюменской областной Думой в рамках представленных ей полномочий, не противоречат положениям федерального законодательства, в том числе статьям 49, 51 и 52 Жилищного кодекса РФ, а также статье 39.5 Земельного кодекса РФ и не нарушают предусмотренные законом права административного истца Панина В.В.

Доводы административного истца о противоречии оспариваемых положений статей 7 и 10 Закона Тюменской области № 137 от 07 октября 1999 года «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области», Закону Тюменской области № 64 от 05 октября 2011 года «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей» не могут являться предметом рассмотрения Тюменского областного суда, поскольку в соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет его на предмет соответствия федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. Вышеуказанный Закон Тюменской области № 64 от 05 октября 2011 года имеет равную юридическую силу с оспариваемым нормативным правовым актом, в связи с чем и проверка на их соответствие в судебном порядке осуществлена быть не может.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Панину В.В. в удовлетворении административного искового заявления о признании недействующими статей 7, 10 Закона Тюменской области от 07 октября 1999 года № 137 «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области» - отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Тюменский областной суд.

Мотивированное решение изготовлено 02 февраля 2017 года.

Судья Тюменского областного суда А.В. Ревякин