ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-109/2016 от 26.05.2016 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

Дело а-109/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 мая 2016 года г.Ижевск

Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Ахкямова Р.Р.,

при секретаре судебного заседания Роголевой Н.В.,

с участием:

представителя административного истца К.В.М.Ж.О.О., удостоверение адвоката от ДД.ММ.ГГГГ, доверенность от ДД.ММ.ГГГГ сроком на 3 года,

рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению К.В.М. к Правительству УР, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной,

У С Т А Н О В И Л:

К.В.М. обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес> набережная, <адрес>, в размере рыночной стоимости равной <данные изъяты> рублей.

Административное исковое заявление мотивировано тем, что К.В.М. является собственником названного земельного участка, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. По сведениям государственного кадастра недвижимости кадастровая стоимость земельного участка <данные изъяты> составляет <данные изъяты> руб. В то же время, согласно составленного по заказу К.В.М. отчета ИП Л.М.А.-ИП/150 от ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес> набережная, <адрес>, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, составила <данные изъяты> руб. К.В.М. полагает, что кадастровая стоимость земельного участка существенно превышает его рыночную стоимость, что в свою очередь приводит к нарушению его прав как плательщика земельного налога. Поэтому просит установить кадастровую стоимость данного земельного участка в размере его рыночной стоимости.

В судебном заседании представитель административного истца Ж.О.О. требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.

Административный истец К.В.М. в судебное заседание не явился, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.

В судебное заседание не явились представители: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике Т.Е.В., представила пояснения на заявление, из которых следует, что Управление не возражает против удовлетворения данного заявления; Правительства Удмуртской Республики К.С.В..; ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по УР П.А.В. Представители представили заявление с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие.

В соответствии со ст. 247 КАС РФ суд рассмотрел дело при данной явке.

В ходе судебного заседания представителем К.В.М.Ж.О.О. заявлено ходатайство об исключении из числа заинтересованных лиц Администрацию <адрес>.

Определением Верховного Суда УР от ДД.ММ.ГГГГ Администрация г.Ижевска исключена из числа заинтересованных лиц.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Как следует из материалов дела, на основании свидетельства о государственной регистрации права <адрес> земельный участок (категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания административно-бытового здания), с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 1 673 кв.м., расположенный по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, в собственности К.В.М.

В настоящее время результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Удмуртской Республики утверждены постановлением Правительства УР от 30 ноября 2015 года № 531 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 01 января 2015 года».

В таблице 26 к данному Постановлению, которым утвержден перечень подлежащих оценке земельных участков в составе земель города Ижевска по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> существует.

Согласно кадастровой справке о кадастровой стоимости земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, составленной на основании сведений из государственного кадастра недвижимости, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> и кадастровому паспорту, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ установлена в размере <данные изъяты> руб. (л.д.7).

Согласно отчета ООО ИП Л.М.А.-ИП/150 от ДД.ММ.ГГГГ об оценке рыночной стоимости земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, г.Ижевск, ул.Карлутская набережная, <адрес> рыночная стоимость указанного земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> руб.

В соответствии с положительным экспертным заключением от ДД.ММ.ГГГГ, выполненным ООО «Российское общество оценщиков» Экспертный совет, членом которой является оценщик, следует, что отчет ИП Л.М.А.-ИП/150 от ДД.ММ.ГГГГ об оценке рыночной стоимости земельного участка общей площадью 1 673 кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности, в том числе: выбранные оценщиком методы оценки в рамках каждого из использованных оценщиком подходов к оценке признаны обоснованными; выполненный в отчете расчет стоимости объекта оценки соответствует выбранным оценщиком подходам и методам.

К.В.М., полагая, что кадастровая стоимость земельного участка должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.

В соответствии с частью 5 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости) кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с названным Федеральным законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 статьи 1 Закона о государственном кадастре недвижимости).

Согласно части 5 статьи 4 Закона о государственном кадастре недвижимости сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном названным Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено данным Законом.

Пунктами 11, 14 части 2 статьи 7 Закона о государственном кадастре недвижимости установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.

Согласно представленной кадастровой справке о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, кадастровая стоимость земельного участка на основании постановления Правительства Удмуртской Республики от 30 ноября 2015 года N 531 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2015 года» установлена в размере <данные изъяты> руб.

В соответствии с п.2 ст.66 Земельного Кодекса РФ (далее - ЗК РФ) в редакции, действовавшей на момент проведения процедуры государственной кадастровой оценки спорного земельного участка, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Федеральным законом от 22 июля 2010 г. № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее - Федеральный закон от 22 июля 2010 года № 167-ФЗ) внесены изменения в п.3 ст.66 ЗК РФ.

Так, в соответствии с п.3 ст.66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Административное дело об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в силу п.15 ст. 20 КАС РФ относящееся к подсудности верховного суда республики, каковым является Верховный Суд УР, рассмотрено в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений – по правилам главы 25 КАС РФ.

Пунктом 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 28 от 30 июня 2015 года «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что в силу положений ч.4 ст. 38 КАС РФ административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости и государственный орган, осуществляющий функции государственной кадастровой оценке.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).

Указанные Правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом (пункт 1 Правил).

Пунктом 5 Правил предусмотрено, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.

На основании пункта 10 федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости» (ФСО N 2), утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 июля 2007 года N 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 1 марта 2011 года N 275-О-О).

Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в ГКН, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

В подтверждение заявленных требований об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости административным истцом представлен отчет ИП Л.М.А. об оценке рыночной стоимости спорного участка, которым подтверждается несоответствие кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости. Экспертным заключением ООО «Российское общество оценщиков» Экспертный совет , подтверждено соответствие вышеназванного отчета требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральных стандартов оценки.

Возражений относительно достоверности содержащихся в указанных отчетах сведений о рыночной стоимости спорного земельного участка участвующими в деле лицами не представлено.

В ходе рассмотрения настоящего административного дела суд, в силу ст.ст.77, 83 КАС РФ, разъяснил участвующим в деле лицам право заявить ходатайство о назначении по делу судебной оценочной экспертизы в случае их несогласия с требованиями заявителя.

Ходатайств о проведении оценочной экспертизы заявлено не было.

Учитывая, что со стороны административных ответчиков и заинтересованных лиц отсутствовали какие-либо обоснованные возражения о несоответствии данного отчёта об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности, суд не усматривает оснований для отказа в удовлетворении требований заявителя.

Поскольку завышение размера кадастровой стоимости земельного участка по отношению к его рыночной стоимости влечет увеличение размера земельного налога, следует признать, что размер кадастровой стоимости непосредственно затрагивает интересы административного истца.

С учетом изложенного требования К.В.М. об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Данное судебное решение является основанием для внесения органом кадастрового учёта сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка в государственный кадастр недвижимости в размере его рыночной стоимости с момента вступления в силу настоящего судебного акта.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 249 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление К.В.М. к Правительству УР, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 1 673 кв.м., расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес> «а», в размере, равном его рыночной стоимости, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> рублей.

Датой подачи заявления считать ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Удмуртской Республики в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено судьей « 30 » мая 2016 года.

Судья Верховного Суда

Удмуртской Республики Р.Р. Ахкямов