ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-109/2022 от 12.05.2022 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 3а-109/2022

УИД 47OS0000-01-2022-000019-55

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербург 12 мая 2022 года

Ленинградский областной суд в составе:

председательствующего судьи Павловой О.Н.

с участием прокурора Чигаркиной Е.Н.

при секретаре Кирьяновой В.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Веселовой Елены Александровны, Литвиненко Ольги Вячеславовны, Веселовой Валентины Леонтьевны, Рохманко Татьяны Викторовны, Литвиненко Сергея Викторовича, Пояйнен Алексея Александровича, Королевой Валентины Николаевны, Богданова Андрея Павловича, Карвонен Елены Геннадьевны, Матвеевой Иды Павловны, Беломызовой Ирины Николаевны, Беломызова Константина Викторовича о признании недействующим приказа Комитета градостроительной политики Ленинградской области № 165 от 23 декабря 2021 года «Об утверждении проекта планировки территории и проекта межевания территории с целью размещения линейного объекта «Строительство участка автомобильной дороги «Мины-Новинка» до дер. Клетно»,

установил:

23.12.2021 Комитетом градостроительной политики Ленинградской области (далее также – Комитет) вынесен приказ № 165 от 23.12.2021 «Об утверждении проекта планировки территории и проекта межевания территории с целью размещения линейного объекта «Строительство участка автомобильной дороги «Мины-Новинка» до дер. Клетно» (далее также – Приказ №165).

Приказ №165 опубликован на официальном сайте Комитета в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» https://arch.lenobl.ru.

Административные истцы, являющиеся жителями деревень Борисово и Клетно и собственниками земельных участков, расположенных в указанных поселениях, обратились в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим приказа Комитета градостроительной политики Ленинградской области № 165 от 23.12.2021 «Об утверждении проекта планировки территории и проекта межевания территории с целью размещения линейного объекта «Строительство участка автомобильной дороги «Мины-Новинка» до дер. Клетно».

В обоснование заявленных требований административные истцы указывают, что расположение линейного объекта (автомобильной дороги) в соответствии с оспариваемым нормативным правовым актом ухудшит экологическое состояние воздуха и воды в реке Оредеж, качество жизни жителей деревень Борисово и Клетно. Административные истцы полагают, что Приказ № 165 принят с нарушением требований нормативных правовых актов, которые имеют большую юридическую силу: в нарушение требований ч. 6 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также – ГрК РФ) оспариваемый Приказ №165 принят при отсутствии документов территориального планирования, поскольку генеральный план и правила землепользования и застройки МО Вырицкое городское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области в судебном порядке признаны недействующими. Также истцы ссылаются на то, что при принятии оспариваемого Приказа №165 не соблюдена процедура проведения публичных слушаний, установленная ст. 5. 1 и ч. 6 ст. 46 ГрК РФ и Порядком проведения публичных слушаний, общественных обсуждений в муниципальном образовании Вырицкое городское поселение, утвержденным решением совета депутатов муниципального образования Вырицкое городское поселение Ленинградской области №75 от 25.06.2021 (далее также – «Порядок проведения публичных слушаний»).

Представитель административных истцов Литвиненко О.В., С.В., Беломызовых И.Н., К.В., Веселовой В.Л., Карвонен Е.Н. – административный истец Веселова Е.А., и представитель административных истцов Рохманко Т.В., Литвиненко О.В., С.В., Карвонен Е.Н. – Рыбалко А.В., в судебное заседание явились, требования административного иска поддержали.

Административные истцы Пояйнен А.А., Королева В.Н., Матвеева И.П., Богданов А.П., извещавшиеся надлежащим образом о времени месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, от получения судебных извещений в организации почтовой связи уклонились. Административные истцы Королева В.Н., Матвеева И.П., Богданов А.П. направили в адрес суда ходатайства о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель административного ответчика Комитета градостроительной политики Ленинградской области – Кочорова С.И., в судебное заседание явилась, исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве на административное исковое заявление. В отзыве представитель административного ответчика указала, что оспариваемый Приказ №165 не нарушает права и законные интересы административных истцов, поскольку не предписывает административным истцам совершить какие-либо действия или воздержаться от совершения действий, принят в пределах предоставленных Комитету полномочий, с соблюдением порядка принятия данного акта, введения его в действие, в том числе опубликования. При этом линейный объект относится к объектам местного значения муниципального района и его строительство предусмотрено, в первую очередь, схемой территориального планирования Гатчинского муниципального района, утвержденной решением совета депутатов Гатчинского муниципального района Ленинградской области от 29.12.2010 №134.

Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования Вырицкое городское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области Терешенкова Ж.С. в судебное заседание явилась, против удовлетворения административного иска возражала, поддержала доводы письменного отзыва на административный иск. В отзыве представитель заинтересованного лица ссылалась на то, что при принятии Приказа №165 процедура проведения публичных слушаний выполнена с соблюдением порядка, установленного статьей 5.1 ГрК РФ и Положением о проведении общественных обсуждения, публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности на территории МО «Вырицкое городское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области», утвержденным решением совета депутатов муниципального образования Вырицкое городское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области от 24.10.2018 №378 (далее также – Положения). Представитель заинтересованного лица указала, что ссылка административных истцов на нарушение установленной «Порядком проведения публичных слушаний» процедуры несостоятельна, поскольку специальное право в части проведения публичных слушаний, предусмотренных ст. 5.1 ГрК РФ, закреплено и регулируется положением, утвержденным ранее решением № 378, и Положением, утвержденным решением № 75, не регулируется. Кроме того, оспариваемый Приказ №165 относится к документам планирования объекта, который в дальнейшем будет включен в имущество Гатчинского муниципального района.

Представитель заинтересованного лица администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области Унятицкая В.В. в судебное заседание явилась, против удовлетворения административного иска возражала, поддержав доводы, изложенные в отзыве на административный иск, в котором указала, что при принятии оспариваемого приказа соблюдена установленная действующим законодательством процедура, планируемый к размещению линейный объект – участок автомобильной дороги от автомобильной дороги «Мины-Новинка» до дер. Клетно, относится к автомобильным дорогам общего пользования местного значения муниципального района. В соответствии с ч. 11 ст. 45 ГрК РФ в случае, если решение о подготовке документации по планировке территории принимается уполномоченным органом местного самоуправления муниципального района, подготовка указанной документации должна осуществляться в соответствии с документами территориального планирования муниципального района. Таким образом, по мнению представителя заинтересованного лица, строительство линейного объекта предусмотрено, в первую очередь, схемой территориального планирования Гатчинского муниципального района, утвержденной решением совета депутатов Гатчинского муниципального района Ленинградской области от 29.12.2010 №134, а оспариваемый Приказ №165 принят в пределах предоставленных Комитету полномочий, с соблюдением порядка принятия и введения его в действие.

В соответствии с положениями ст.ст. 150, 213 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.

Суд, выслушав объяснения присутствующих участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора, указавшего на отсутствие оснований для удовлетворения заявленных административными истцами требований, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 17 ст. 45 ГрК РФ органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, физические и юридические лица вправе оспорить в судебном порядке документацию по планировке территории.

По правилам административного судопроизводства, исходя из положений ч. 8 ст. 213 КАС РФ, применительно к рассматриваемому делу, суд должен выяснить:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия Комитета на принятие оспариваемых нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых Комитет вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемых нормативных правовых актов; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования и вступления в силу;

3) соответствие оспариваемых нормативных правовых актов нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Материалами дела установлено, что административные истцы проживают в деревнях Клетно и Борисово Вырицкого городского поселения Гатчинского района Ленинградской области или владеют земельными участками в указанных поселениях:

Богданов А.П. является собственником жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес> (л.д. 124-125 т.1);

Беломызова И.Н, Беломызов К.В. и Веселова Е.А. зарегистрированы и проживают по адресу: <адрес> (л.д. 111-116 т. 1);

Веселова В.Л. владеет на праве собственности земельным участком с кадастровым номером (л.д. 117-119) и жилым домом с кадастровым номером (л.д. 120-121), расположенными по адресу: <адрес>;

Карвонен Е.Г. является собственником жилого дома с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 127 т.1);

Королева В.П. владеет на праве собственности жилым домом, расположенным по адресу: <адрес> (л.д. 129 т.1);

Литвиненко О.В. и Литвиненко С.В. владеют на праве собственности жилым домом с кадастровым номером , расположенным по адресу: <адрес> (л.д. 122-123 т.1);

Матвеева И.П. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 128 т.1);

Пояйнен Алексей Александрович зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес> (л.д. 106-107 т.1);

Рохманко Татьяна Викторовна является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 108-110 т.1).

Административные истцы просят признать недействующим Приказ Комитета градостроительной политики Ленинградской области № 165 от 23.12.2021 «Об утверждении проекта планировки территории и проекта межевания территории с целью размещения линейного объекта «Строительство участка автомобильной дороги «Мины-Новинка» до дер. Клетно».

Из административного иска и объяснений Рыбалко А.В., Литвиненко С.В., Пояйнен А.А. следует, что возведение спорного линейного объекта может привести к ухудшению экологической обстановки в д. Клетно и в д. Борисово, к попаданию неочищенных стоков в реку Оредеж и в водоносный горизонт, что может создать угрозу жизни и здоровью проживающих в указанных поселениях граждан, использующих нецентрализованные источники питьевого водоснабжения (колодцы).

Принимая во внимание, что административные истцы проживают в д.Клетно и в д.Борисово либо являются собственниками жилых домов в указанных поселениях, в непосредственной близости от которых запланировано строительство спорного линейного объекта, что может повлечь изменение благоприятной окружающей среды в соответствующих населенных пунктах, суд приходит к выводу, что административные истцы являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, и вправе полагать, что этим актом нарушаются и могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы.

Проверяя в порядке ч. 8 ст. 213 КАС РФ полномочия Комитета на принятие оспариваемого нормативного правового акта, суд исходит из того, что предметом его регулирования являются общественные отношения в области градостроительной деятельности.

Статьей 3 ГрК РФ предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 35 статьи 1 ГрК РФ, в которой названы основные используемые в этом кодексе понятия, элемент планировочной структуры - часть территории поселения, городского округа или межселенной территории муниципального района (квартал, микрорайон, район и иные подобные элементы).

Отношения по планировке территории урегулированы главой 5 ГрК РФ.

Согласно ст. 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства (часть 1). Видами документации по планировке территории являются проект планировки территории; проект межевания территории (часть 4). Проект планировки территории является основой для подготовки проекта межевания территории, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 данной статьи. Подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории или в виде отдельного документа (часть 6).

Исходя из положений статьи 42 ГрК РФ, подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории (часть 1). Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию (часть 2). Основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых в том числе отображаются границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры; положение о характеристиках планируемого развития территории; положение об очередности планируемого развития территории, содержащее этапы проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения (часть 3). Материалы по обоснованию проекта планировки территории содержат схему, отображающую местоположение существующих объектов капитального строительства, в том числе линейных объектов, объектов, подлежащих сносу, объектов незавершенного строительства, а также проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам (часть 4).

В силу положений статьи 43 ГрК РФ проект межевания территории разрабатывается, в том числе в целях определения местоположения границ образуемых и изменяемых участков. Проект межевания территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по обоснованию этого проекта. Основная часть проекта межевания территории включает в себя текстовую часть и чертежи межевания территории. Текстовая часть проекта межевания территории в том числе включает в себя перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, в том числе возможные способы их образования. На чертежах межевания территории, в том числе отображаются границы планируемых (в случае, если подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории) и существующих элементов планировочной структуры.

Порядок подготовки и утверждения документации по планировке территории определен статьей 45 ГрК РФ.

Частями 1 и 19 статьи 45 ГрК РФ предусмотрено, что решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления. Порядок подготовки документации по планировке территории, подготовка которой осуществляется на основании решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, устанавливается данным Кодексом и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с положениями областного закона Ленинградской области от 07.07.2014 № 45-оз «О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления Ленинградской области» (далее также – Областной закон №45-оз), Постановлением Правительства Ленинградской области от 09.09.2019 № 421 «Об утверждении Положения о Комитете градостроительной политики Ленинградской области, внесении изменения в постановление Правительства Ленинградской области от 23 апреля 2010 года № 102 и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Ленинградской области» (далее также – «Положение о Комитете») к полномочиям Комитета относится, в том числе, принятие решений о подготовке документации по планировке территории в случаях, указанных в частях 4, 4.1, 5 и 5.1 ст. 45 ГрК РФ, осуществление проверки документации по планировке территории в случаях, указанных в частях 4, 4.1, 5 и 5.1 ст. 45 ГрК РФ, принятие решений об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний и заключения о результатах таких общественных обсуждений или публичных слушаний в случаях, указанных в частях 4 и 4.1 ст. 45 ГрК РФ, за исключением случая, указанного в части 5.1 ст. 46 ГрК РФ; принятие решений об утверждении документации по планировке территории или о направлении ее на доработку в случае, указанном в части 5.1 ст. 46 ГрК РФ, обеспечение рассмотрения документации по планировке территории на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, за исключением проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по указанной документации, либо отклонение такой документации и направление ее на доработку в случаях, указанных в частях 5 и 5.1 ст. 45 ГрК РФ, принятие решений об утверждении документации по планировке территории в случаях, указанных в частях 5, 5.1 и 5.2 ст. 45 ГрК РФ, или отклонение такой документации и направление ее на доработку в случаях, указанных в частях 5 и 5.1 ст. 45 ГрК РФ, с учетом особенностей, установленных ст. 46 ГрК РФ.

Постановлением Правительства Ленинградской области от 20.05.2019 №227 утверждён Порядок подготовки документации по планировке территории, подготовка которой осуществляется для размещения объектов, указанных в частях 4, 4.1 и 5 - 5.2 статьи 45 ГрК РФ, на основании решений органов местного самоуправления или органа исполнительной власти Ленинградской области, уполномоченного Правительством Ленинградской области на осуществление полномочий органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности.

В соответствии со ст. 10 областного закона Ленинградской области от 20.02.2018 N 20-оз «Об отдельных вопросах подготовки и утверждения документации по планировке территории, подготовка которой осуществляется на основании решений органов исполнительной власти Ленинградской области» по результатам проверки документации по планировке территории уполномоченный орган принимает одно из следующих решений:

1) направляет указанную документацию в Правительство Ленинградской области, которое принимает решение об утверждении документации по планировке территории;

2) отклоняет указанную документацию и направляет ее на доработку.

Утвержденная Правительством Ленинградской области документация по планировке территории направляется уполномоченным органом главе поселения, применительно к территории которого осуществлялась подготовка такой документации, в течение семи календарных дней со дня ее утверждения (ст. 11 указанного областного закона от 20.02.2018 N 20-оз).

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что решением Гатчинского городского суда Ленинградской области от 24.10.2019, вступившим в силу 07.12.2019, на администрацию Гатчинского муниципального района Ленинградской области возложена обязанность осуществить в срок до 01.01.2023 мероприятия, связанные с реализацией полномочий в области дорожной деятельности по проектированию и строительству участка автомобильной дороги от автомобильной дороги «Мины – Новинка» до деревни Клетно Гатчинского муниципального района Ленинградской области.

Во исполнение указанного решения суда, на основании письма администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области от 11.11.2020 (л.д. 57 т.2), Комитетом принято решение от 30.11.2020 №481 «О подготовке документации по планировке территории и составления проекта межевания территории с целью размещения линейного объекта «Строительство участка автомобильной дороги «Мины-Новинка» до дер. Клетно».

Указанное решение в соответствии с положениями Порядка подготовки документации по планировке территории, подготовка которой осуществляется для размещения объектов, указанных в частях 4, 4.1 и 5 - 5.2 статьи 45 ГрК РФ, опубликовано на официальном сайте Комитета – https://arch.lenobl.ru.

10.08.2021 Комитетом принято решение о направлении проекта планировки территории и проекта межевания территории с целью размещения линейного объекта «Строительство участка автомобильной дороги «Мины-Новинка» до дер. Клетно главе МО Вырицкое городское поселение для организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний.

В соответствии с положениями ч. 5 ст. 46 ГрК РФ проекты планировки территории и проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается в соответствии с настоящим Кодексом органами местного самоуправления поселения, городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.

Порядок проведения публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории определен статьей 5.1 ГрК РФ.

В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам планировки территории, проектам межевания территории, проводятся публичные слушания (ч. 1 ст. 5.1 ГрК РФ).

Участниками публичных слушаний по проектам планировки территории, проектам межевания территории являются граждане, постоянно проживающие на территории, в отношении которой подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, а также правообладатели помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства (ч. 2 ГрК РФ).

Согласно ч. 5 ст. 5.1 ГрК РФ процедура проведения публичных слушаний включает в себя оповещение о начале публичных слушаний; размещение проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, и информационных материалов к нему на официальном сайте и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта; проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях; проведение собрания или собраний участников публичных слушаний; подготовка и оформление протокола публичных слушаний; подготовка и опубликование заключения о результатах публичных слушаний.

Согласно ч. 4 ст. 28 Федерального закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в редакции на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта, порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.

Статьей 26 Устава МО «Вырицкое городское поселение», утвержденного решением совета депутатов Вырицкого городского поселения от 25.11.2005 № 19, с последующими изменениями, предусмотрено, что жители поселения не позднее чем за 10 дней до дня проведения публичных слушаний оповещаются о месте и времени их проведения через средства массовой информации поселения или иным способом, обеспечивающим информирование жителей поселения о проведении публичных слушаний. На публичные слушания в обязательном порядке выносятся проекты планировки территорий и проекты межевания территорий. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется нормативным правовым актом совета депутатов в соответствии с настоящим уставом.

24.10.2018 решением совета депутатов Вырицкого городского поселения № 378 утверждены Положения о проведении общественных обсуждения, публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности на территории МО «Вырицкое городское поселение» (далее также – Положение).

Пункт 3.1. Положения гласит, что организатором публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности на территории МО «Вырицкое городское поселение» является постоянно действующая комиссия по подготовке проекта правил землепользования и застройки МО «Вырицкое городское поселение» (далее также – Комиссия).

Организатором публичных слушаний обеспечивается равный доступ к проекту, подлежащему рассмотрению на публичных слушаниях (пункт 3.3. Положений).

Пунктами 9.4.1-9.4.9 Положений определен порядок проведения собраний участников публичных слушаний, пунктами 9.5., 9.5.1-9.5.5. ‑ порядок подготовки и форма протокола публичных слушаний.

13.09.2021 вынесено постановление главы МО Вырицкое городское поселение №3 «О проведении публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории с целью размещения линейного объекта «Строительство участка автомобильной дороги «Мины-Новинки» до дер. Клетно»» (л.д. 6 – 10 т. 3).

Сопоставляя требования действующего законодательства, Положений и текст Постановления главы МО Вырицкое городское поселение №3 от 13.09.2021, суд приходит к выводу, что указанное Постановление соответствует в полном объеме требованиям закона по полноте излагаемой информации, имеет все необходимые сведения, доступно для понимания и ознакомления.

Указанным постановлением определены дата и время проведения публичных слушаний – 15.10.2021 в 17:00 часов, а также место проведения публичных слушаний – деревня Клетно МО Вырицкое городское поселение Гатчинского муниципального района, на автомобильной парковке возле переправы через р. Оредеж. Обязанности по организации публичных слушаний возложены на комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки Вырицкого городского поселения.

Постановление главы МО Вырицкое городское поселение от 13.09.2021 № 3, а также сведения о проведении публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории с целью размещения линейного объекта «Строительство участка автомобильной дороги «Мины-Новинки» до дер. Клетно», в соответствии с п.2.1 указанного Постановления, опубликованы в регулярном издании средства массовой информации – на стр. №3 в выпуске №28 (673) газеты «Гатчинская правда» от 15.09.2021 (л.д. 128-129 т. 3), на официальном сайте администрации Вырицкого городского поселения http://vyritsa-adm.ru (л.д. 101 т. 3), на центральном информационном стенде возле администрации муниципального образования в г.п. Вырица Гатчинского муниципального района Ленинградской области (ул. Оредежская, д. 7) и на центральном информационном стенде деревни Клетно (л.д. 126-127 т. 3).

Материалы проекта планировки территории и проекта межевания территории с целью размещения указанного линейного объекта размещены на официальном сайте администрации Вырицкого городского поселения http://vyritsa-adm.ru (л.д. 125 т. 3), экспозиция проекта планировки размещена в кабинете №6 в здании администрации МО Вырицкое городское поселение по адресу: Ленинградская область, Гатчинский муниципальный район, Вырицкое городское поселение, г.п. Вырица, ул. Оредежская (л.д. 124 т. 3). Доступ к указанным материалам организован с 15.09.2021 по 14.10.2021.

Таким образом, материалами дела подтверждается и административными истцами не оспаривается, что при подготовке к проведению публичных слушаний соблюдены требования действующего законодательства и п. 7.2 Положений об оповещении о начале публичных слушаний, размещении проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, и информационных материалов к нему на официальном сайте и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта, проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях.

Из материалов дела, показаний свидетеля Полозова С.А., допрошенного в судебном заседании 11.04.2022, следует, что публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории с целью размещения линейного объекта «Строительство участка автомобильной дороги «Мины-Новинки» до дер. Клетно» состоялись 15.10.2021. Однако непосредственно перед проведением публичных слушаний с согласия участников собрания изменено место их проведения, фактически публичные слушания проведены не в установленном Постановление главы МО Вырицкое городское поселение от 13.09.2021 № 3 месте, а на территории другого населенного пункта – в деревне Борисово. Свидетель пояснил, что место проведения публичных слушаний перенесено на 25 метров в сторону по причине того, что установленное Постановлением главы МО Вырицкое городское поселение от 13.09.2021 №3 место проведения публичных слушаний – автомобильная парковка возле переправы через р. Оредеж в деревне Клетно, не могла вместить всех желающих принять участие в публичных слушаниях лиц.

У суда нет оснований не доверять показаниям свидетеля об изменении места проведения публичных слушаний с согласия участников данного собрания, поскольку они также подтверждаются объяснениями административного истца Литвиненко С.В., являющегося старостой д.Клетно.

Оценивая доводы о нарушении процедуры проведения публичных слушаний, следует учитывать следующее.

Публичные слушания - это форма реализации прав населения, проживающего на соответствующей территории, на участие в процессе принятия решений органами местного самоуправления посредством публичного обсуждения общественно значимых вопросов.

Целью публичных слушаний является выявление общественного мнения по вопросам, вынесенным на публичное слушание.

Как разъяснено в определении Конституционного Суда РФ от 15.07.2010 № 931-О-О, будучи публично-правовым институтом, призванным обеспечить открытое, независимое и свободное обсуждение общественно значимых проблем (вопросов), имеющих существенное значение для граждан, проживающих на территории соответствующего публичного образования, публичные слушания, по смыслу статьи 3 Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, которым регулируется их проведение, не являются формой осуществления власти населением. Тем не менее, они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям. Конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта. Соответственно, процесс принятия управленческих решений становится более открытым для граждан, и эта открытость обеспечивается принудительной силой закона, обязывающего органы власти проводить публичные слушания по определенным вопросам.

Основной задачей ответственного за проведение публичных слушаний лица, является организация и проведение публичных слушаний. При этом ответственное лицо не наделено какими-либо властными, исполнительно-распорядительными полномочиями, а итоговый документ - заключение не содержит указаний на какие-либо распорядительные действия, поскольку не является нормативным актом и носит рекомендательный характер.

С учетом изложенного при проведении публичных слушаний обязательно не только соблюдение процедуры, предусмотренной ст. 46 ГрК РФ, но и учет мнения населения, чьи права непосредственно затрагиваются принятием соответствующего решения. Иное противоречило бы существу публичных слушаний, как формы реализации прав населения.

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что изменение места проведения публичных слушаний осуществлено после фактического открытия публичных слушаний с учетом мнения участвующих в слушаниях лиц. Объяснениями административных истцов, показаниями свидетелей и показаниями свидетелей Карвонен Е.Н. (старосты д. Борисово), Дубасовой Л.В. (правообладателя жилого дома и земельного участка в д. Клетно), Шевченко М.П. (депутата совета депутатов МО Вырицкое городское поселение), подтверждается, что публичные слушания фактически проведены в зоне прямой видимости от места, установленного Постановлением главы МО Вырицкое городское поселение от 13.09.2021 №3, публичные слушания не носили формальный характер и были направлены на выявление общественного мнения по проекту планировки территории и проекту межевания территории, лиц, чьи права действительно затрагиваются таким нормативным правовым актом.

Доводы административных истцов о том, что заключение о результатах проведении 15.10.2021 публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории с целью размещения линейного объекта «Строительство участка автомобильной дороги «Мины-Новинки» до дер. Клетно» подлежали опубликованию в печатном издании «Вырицкий вестник», не нашли подтверждения в ходе рассмотрения дела.

Указанное заключение опубликовано в регулярном издании средства массовой информации – в выпуске №43 (687) газеты «Гатчинская правда» от 02.12.2021 (л.д. 94 т. 3), на официальном сайте администрации Вырицкого городского поселения http://vyritsa-adm.ru/, что соответствует требованиям ч. 23 ст. 5.1 ГрК РФ, Уставу МО Вырицкое городское поселение и п.2.7 Постановления главы МО Вырицкое городское поселение от 13.09.2021 № 3.

Суд также не может согласиться с доводами административных ответчиков, что допущенное в ходе проведения публичных слушаний нарушение установленной Положениями процедуры проведения публичных слушаний в части избрания председателя и секретаря публичных слушаний оказало существенное влияние на результат проведения публичных слушаний.

Из анализа положений раздела 9.4. Положений следует, что функции председателя и секретаря публичных слушаний относятся к организации проведения слушаний.

Фактически обязанности председателя и секретаря собрания исполнял Полозов С.А., в ходе проведения публичных слушаний либо непосредственно после них участвующие в собрании лица возражений по данному факту не высказывали.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что допущенные в ходе процедуры проведения публичных слушаний формальные нарушения не оказали влияния на достижение целей публичных слушаний в получении общественной оценки проекта планировки территории и проекта межевания территории с целью размещения линейного объекта «Строительство участка автомобильной дороги «Мины-Новинки» до дер. Клетно». При этом каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, предоставлена возможность участвовать в его обсуждении. В ходе проведения публичных слушаний заинтересованным лицам предоставлена возможность высказывать мнения по проекту планировки и проекту межевания (как устно, так и письменно), задавать вопросы организатору слушаний и представителю разработчика указанных проектов ООО «КГИ» Илларионову Д.С. Поступившие в ходе публичных слушаний письменные и устные замечания (предложения) отображены и в протоколе публичных слушаний, и в заключении от 15.10.2021.

При таких обстоятельствах, довод административных истцов о том, что протокол публичных слушаний подписан не участвовавшими в публичных слушаниях председателем и секретарем, суд считает неубедительным.

Согласно п. 9.5.1. Положений протокол публичных слушаний составляется организатором публичных слушаний, то есть в настоящем деле – Комиссией.

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что протокол публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории с целью размещения линейного объекта «Строительство участка автомобильной дороги «Мины-Новинки» до дер. Клетно» подписан председателем Комиссии Кузьминым М.А., заместителем председателя Комиссии Полозовым С.А. и секретарем Комиссии Кузнецовой Н.В., что соответствует требованиям, указанным в п. 9.5.1. Положений.

Таким образом, оспариваемый Приказ №165 принят Комитетом в пределах предоставленных ему полномочий, в соответствующей этим полномочиям форме и с соблюдением установленной действующим законодательством процедуры принятия оспариваемого нормативного акта, в том числе процедуры проведения публичных слушаний, установленной Положением, в связи с чем доводы административных истцов о допущенных нарушениях при проведении публичных слушаний суд оценивает критически.

Проверяя соответствие содержания оспариваемого Приказа №165 нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания нормативных правовых актов недействующими.

Обжалуемым Приказом №165 утвержден проект планировки территории и проект межевания территории с целью размещения линейного объекта «Строительство участка автомобильной дороги «Мины-Новинка» до дер. Клетно».

Согласно пункту 2 Положения о размещении линейного объекта (Приложение № 3 к Приказу №165, л.д. 45 оборотн. т.2) планируемый линейный объект расположен на территории Вырицкого городского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области и частично расположен на территории населенного пункта деревня Клетно.

В соответствии с Чертежом красных линий (Приложение №1 к Приказу №165, л.д. 38 т.1) проектируемая автомобильная дорога проходит севернее границы деревни Борисово от автодороги «Мины-Новинки» через реку Оредеж до границ деревни Клетно.

Следовательно, проектируемая автомобильная дорога расположена вне границ населенных пунктов, но в границах муниципального района.

Исходя из положений п. 20 ст. 1 и подп. «б» п. 1 ч. 3 ст. 19 ГрК РФ к объектам местного значения муниципального района относятся автомобильные дороги местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района.

В соответствии с ч. 4 ст. 45 ГрК РФ уполномоченные органы местного самоуправления муниципального района принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи, и утверждают документацию по планировке территории, предусматривающую размещение объектов местного значения муниципального района и иных объектов капитального строительства, размещение которых планируется на территориях двух и более поселений и (или) межселенной территории в границах муниципального района, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 3.2, 4.1, 4.2 настоящей статьи.

Согласно ч. 6 ст. 45 ГрК РФ не допускается осуществлять подготовку документации по планировке территории, предусматривающей размещение объектов местного значения муниципального района в областях, указанных в п. 1 ч. 3 ст. 19 ГрК настоящего Кодекса, если размещение таких объектов не предусмотрено соответственно документами территориального планирования муниципального района в областях, указанных в п. 1 ч. 3 ст. 19 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч. 11 ст. 45 ГрК РФ в случае, если решение о подготовке документации по планировке территории принимается уполномоченным органом местного самоуправления муниципального района, подготовка указанной документации должна осуществляться в соответствии с документами территориального планирования муниципального района.

Из положений ч. 1 ст. 18 ГрК РФ следует, что документами территориального планирования муниципальных образований являются:

1) схемы территориального планирования муниципальных районов;

2) генеральные планы поселений;

3) генеральные планы городских округов.

Пунктом 2 части 1 статьи 19 ГрК РФ установлено, что схема территориального планирования муниципального района содержит, в том числе, карту планируемого размещения объектов местного значения муниципального района.

Исходя из положений подп. «б» п. 1 ч. 3 ст. 19 ГрК РФ на указанной карте отображаются планируемые для размещения объекты местного значения муниципального района, относящиеся к автомобильным дорогам местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района.

Решением совета депутатов Гатчинского муниципального района Ленинградской области от 29.12.2010 №135 утверждена Схема территориального планирования Гатчинского муниципального района (далее также – Схема территориального планирования Гатчинского муниципального района).

Строительство спорного линейного объекта предусмотрено и текстовой частью Схемы территориального планирования Гатчинского муниципального района (п. 2.5 «Положений о территориальном планировании» (Том 1), и графической (Схема границ земельных участков, которые предоставлены для размещения объектов капитального строительства местного значения или на которых размещены объекты капитального строительства, находящиеся в собственности муниципального района, а также границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения), согласно которым участок автомобильной дороги «Мины-Новинки» до дер. Клетно относится к первой очереди строительства.

Кроме того, строительство указанного линейного объекта предусмотрено Муниципальной программой «Обеспечение устойчивого функционирования коммунальной, инженерной и транспортной инфраструктуры и повышения энергоэффективности в Гатчинском муниципального районе», утвержденной постановлением администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области от 10.11.2020 №3657 (Приложение 2 к подпрограмме 3 № п/п 5.1).

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый проект планировки территории и проект межевания территории с целью размещения линейного объекта «Строительство участка автомобильной дороги «Мины-Новинка» до дер. Клетно» соответствует документам территориального планирования Гатчинского муниципального района Ленинградской области.

То обстоятельство, что в настоящее время отсутствуют генеральный план и правила землепользования застройки Вырицкого городского поселения, в данном деле не имеет правового значения, поскольку указанные нормативные правовые акты не относятся к документам территориального планирования муниципального района.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что приказ Комитета градостроительной политики Ленинградской области № 165 от 23.12.2021 «Об утверждении проекта планировки территории и проекта межевания территории с целью размещения линейного объекта «Строительство участка автомобильной дороги «Мины-Новинка» до дер. Клетно» принят в соответствии с требованиями ГрК РФ.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Принимая во внимание, что оспариваемый Приказ №165 соответствует иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд полагает требования административных истцов необоснованными и считает возможных в удовлетворении административного искового заявления отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Веселовой Елене Александровне, Литвиненко Ольге Вячеславовне, Веселовой Валентине Леонтьевне, Рохманко Татьяне Викторовне, Литвиненко Сергею Викторовичу, Пояйнен Алексею Александровичу, Королевой Валентине Николаевне, Богданову Андрею Павловичу, Карвонен Елене Геннадьевне, Матвеевой Иде Павловне, Беломызовой Ирине Николаевне, Беломызову Константину Викторовичу в удовлетворении административного искового заявления о признании недействующим приказа Комитета градостроительной политики Ленинградской области № 165 от 23 декабря 2021 года «Об утверждении проекта планировки территории и проекта межевания территории с целью размещения линейного объекта «Строительство участка автомобильной дороги «Мины-Новинка» до дер. Клетно» – отказать.

Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинградский областной суд.

Судья О.Н. Павлова

В окончательной форме решение изготовлено 26 мая 2022 года