ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-109/2023 от 27.07.2023 Пермского краевого суда (Пермский край)

УИД 59OS0000-01-2023-000008-95

Дело № 3а-109/2023

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

27 июля 2023 года г. Пермь

Пермский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Спиридонова Е.В.,

при секретаре Жигуновой В.А.,

с участием представителя административного истца Банк ВТБ (ПАО) Минсадыровой Г.В.,

представителя административного истца заместителя прокурора Пермского края Исцелемовой А.И.,

представителя административного ответчика Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края Жоголь Н.Ф.,

представителя заинтересованного лица АО «Пермский региональный оператор ТКО» Лобанцева Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям Банка ВТБ (публичное акционерное общество), заместителя прокурора Пермского края о признании не действующими пункта 8 Приложения 1, пункта 8 Приложения 2 к приказу Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 20 сентября 2022 года № 24-04-01-04-245 «О внесении изменений в отдельные приказы Региональной службы по тарифам Пермского края по вопросу нормативов накопления твердых коммунальных отходов»,

установил:

приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 20 сентября 2022 года № 24-04-01-04-245 внесены изменения в приказ Региональной службы по тарифам Пермского края от 20 июля 2018 г. № СЭД-46-04-02-96 и в приказ Региональной службы по тарифам Пермского края от 20 июля 2018 г. № СЭД-46-04-02-97. Согласно пункту 8 приложения 1 к данному приказу для категории объектов «Административные здания, учреждения и иные виды деятельности» установлена расчетная единица, в отношении которой устанавливается норматив - 1 кв. метр общей площади, согласно пункту 8 приложения 2 к данному приказу для категории объектов «Административные здания, учреждения и иные виды деятельности» установлен норматив накопления твердых коммунальных отходов на территории Пермского края на 1 кв. метр общей площади 11,32 кг/год и 0,15 куб. м/год.

Приказ опубликован в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», № 38, том 3, 26 сентября 2022 г. и размещен 23 сентября 2022 г. на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru.

Банк ВТБ (ПАО) обратилось в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением (с учетом уточненных требований) о признании не действующими пункта 8 Приложения 1, пункта 8 Приложения 2 к приказу Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 20 сентября 2022 года № 24-04-01-04-245 «О внесении изменений в отдельные приказы Региональной службы по тарифам Пермского края по вопросу нормативов накопления твердых коммунальных отходов».

В обоснование заявленных требований указано, что оспариваемым Приказом в нарушение Постановления Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. № 269 и Методический рекомендаций, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 июля 2016 г. № 524/пр, исключена категория «Банки, финансовые учреждения», для которых ранее был установлен норматив 2,06 кг/ год на 1 кв.м. Административный истец полагает, что данные нормативы установлены без их экономического обоснования. Исключение подкатегории «Банки, финансовые учреждения» и присоединение к категории «Административные здания, учреждения и иные виды деятельности» повлекло более высокий норматив накопления, тем самым увеличились отчисления за ТКО в несколько раз, в то же время административный истец не изменил вид деятельности и не увеличил штат сотрудников. Указывает, что в нарушение пункта 2 статьи 24.11 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» не представлены результаты замеров отходов, отчеты и другие документы, на основании которых было принято решение об изменении нормативов накопления ТКО на территории Пермского края и установлен норматив для категории «Административные здания, учреждения и иные виды деятельности».

Заместитель прокурора Пермского края, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением (с учетом уточненных требований) о признании не действующими Приложения 1 и Приложения 2 к приказу Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 20 сентября 2022 г. № 24-04-01-04-245 «О внесении изменений в отдельные приказы Региональной службы по тарифам Пермского края по вопросу нормативов накопления твердых коммунальных отходов» в части утверждения нормативов накопления твердых коммунальных отходов для категории «Административные здания, учреждения и иные виды деятельности».

В обоснование заявленных требований, указано, что в нарушение Постановления Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. № 269 порядок определения норматива накопления ТКО для категории объектов накопления ТКО «Административные здания, учреждения и иные виды деятельности» не соблюден. Министерством жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края установлен норматив накопления, не отвечающий требованиям федерального законодательства. Кроме того Министерством категория объектов «Административные здания, учреждения и иные виды деятельности» не определена. В приказах от 20 июля 2018 г., 20 сентября 2022 г., каких-либо иных нормативных правовых актах, отчете об определении нормативов накопления и иных документах, на основании которых проведена работа по разработке нормативов ТКО, не содержится четкого и недвусмысленного определения вышеуказанной категории объектов. Также уполномоченным органом не установлены ключевые характеристики объектов, которые составляют категорию «Административные здания, учреждения и иные виды деятельности», на основании результатов которых произведен расчет норматива. Кроме того, в нарушение пункта 7 Правил № 269 отчет об определении нормативов ТКО не содержит сведений о выборе контрольных участков, их границ и соответствии их указанным в техническом задании требованиям. Установление норматива накопления ТКО для категории «Административные здания, учреждения и иные виды деятельности» без проведения процедур замеров и расчетов в отношении объектов, относящихся непосредственно к этой категории, и в отсутствие однозначно определенных характеристик объектов такой категории привело к повышению норматива накопления ТКО для объектов «Административные здания, учреждения и иные виды деятельности» более чем в 5 раз для банков и финансовых учреждений, в 10 раз для библиотек, архивов, выставочных залов, музеев, что не может расцениваться как соответствие принципам правового регулирования.

Определением Пермского краевого суда от 27 марта 2023 г. объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения административное дело № 3а-109/2023 по административному исковому заявлению Банка ВТБ (публичное акционерное общество) о признании не действующим в части приказа Министерства жилищно – коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 20 сентября 2022 г. № 24-04-01-04-245 «О внесении изменений в отдельные приказы Региональной службы по тарифам Пермского края по вопросу нормативов накопления твердых коммунальных отходов» и административное дело № 3а-190/2023 по административному исковому заявлению заместителя прокурора Пермского края о признании недействующим в части приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 20 сентября 2022 г. № 24-04-01-04-245 «О внесении изменений в отдельные приказы Региональной службы по тарифам Пермского края по вопросу нормативов накопления твердых коммунальных отходов», с присвоением объединенному делу № 3а-109/2023.

Представитель административного истца Банк ВТБ (ПАО) Минсадырова Г.В., представитель административного истца заместителя прокурора Пермского края Исцелемова А.И. в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивали по доводам, изложенным в административных исковых заявлениях, с учетом дополнительных пояснений.

Представитель административного ответчика Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края Жоголь Н.Ф., представитель заинтересованного лица АО «Пермский региональный оператор ТКО» Лобанцева Д.А. в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Суд, исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, пришел к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Из части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта не действующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части восьмой указанной статьи, в полном объеме.

В соответствии с частью 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии с пунктами «д» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, законодательство о недрах, об охране окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 24.10 Федерального закона от 24 июня 2008 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).

В соответствии со статьей 3 Закона Пермского края от 4 июля 2018 г. № 256-ПК «О реализации отдельных полномочий в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Пермского края» к полномочиям Правительства Пермского края в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Пермского края относятся, в том числе: определение уполномоченного исполнительного органа государственной власти Пермского края в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами; установление правил осуществления деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами; утверждение порядка накопления твердых коммунальных отходов, в том числе их раздельного накопления на территории Пермского края; осуществление иных полномочий в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Пермского края в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 4 Закона Пермского края от 4 июля 2018 г. № 256-ПК «О реализации отдельных полномочий в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Пермского края» установлено, что к полномочиям уполномоченного органа в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Пермского края, среди прочего, относятся: организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территории Пермского края; установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Пермского края; утверждение предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами; утверждение инвестиционных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами; утверждение производственных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами; осуществление регионального государственного контроля (надзора) в части правильности применения тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с законодательством Российской Федерации; осуществление иных полномочий в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Пермского края в соответствии с законодательством Российской Федерации, Пермского края.

Постановлением Правительства Пермского края от 26 октября 2018 г. № 630-п «Об утверждении Положения о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края» установлено, что Министерство жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края является правопреемником Региональной службы по тарифам Пермского края в сфере управления жилищным фондом Пермского края в части обращения с твердыми коммунальными отходами.

Положением о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края установлено, что данное Министерство является исполнительным органом государственной власти Пермского края, осуществляющим функции по выработке региональной политики и нормативному правовому регулированию в сферах управления жилищным фондом Пермского края в части обращения с твердыми коммунальными отходами. Министерство является уполномоченным органом в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Пермского края в части установления нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

Данное Министерство является уполномоченным органом в сфере установления нормативов накопления твердых коммунальных отходов в Пермском крае.

Судом установлено, что оспариваемый правовой акт принят уполномоченным органом с соблюдением правил введения нормативных правовых актов в действие, а также порядка опубликования и вступления в силу, и по этим основаниям не оспариваются.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяются Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ определено, что правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется приведенным Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

Исходя из положений статьи 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ, норматив образования отходов - это установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции.

Согласно пункту 4 статьи 24.10 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2016 г. N 269 утверждены Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее - Правила определения нормативов).

Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 июля 2016 г. № 524/пр утверждены Методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее - Методические рекомендации № 524/пр).

В соответствии с пунктом 4 Правил определения нормативов нормативы накопления твердых коммунальных отходов могут устанавливаться дифференцированно в отношении: а) территорий субъекта Российской Федерации - муниципальных образований (групп муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами; б) категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц; в) категорий объектов, на которых образуются отходы.

Категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом. При этом определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов (пункты 5, 6 Правил определения нормативов).

Пунктом 7 Правил определения нормативов установлено, что в целях определения нормативов проводятся замеры отходов, для чего выбираются участки поселений и городских округов, определяемые в зависимости от процентного отношения от общей численности населения поселения или городского округа.

Процедура сбора данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений регулируется пунктами 8 - 12 Правил определения нормативов.

Годовой норматив, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в год, и годовой норматив, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в год, определяются по формулам, приведенным в пунктах 19, 20 Правил определения нормативов, как произведение соответственно среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки, и среднесезонного суточного норматива выраженного в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки, на 365.

В соответствии с пунктом 11 Правил определения нормативов замеры по объекту каждой категории осуществляется каждый сезон (зима, весна, лето, осень) в течение 7 дней подряд независимо от периодичности вывоза отходов.

Согласно пунктам 12, 13, 14, 15 Методических рекомендаций № 524/пр массу отходов рекомендуется определять путем взвешивания каждого заполненного контейнера при помощи средств измерения массы, отвечающим требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений (далее - средства измерения) и последующего вычитания массы пустого контейнера. Массу отходов в полиэтиленовых мешках рекомендуется определять путем взвешивания каждого заполненного полиэтиленового мешка при помощи средств измерения. В случае заполнения всех контейнеров на одном объекте допускается определение массы отходов проводить путем взвешивания загруженного и порожнего мусоровоза на автомобильных весах.

Полученные по результатам замеров данные о массе и объеме отходов каждого объекта каждой категории рекомендуется суммировать по дням недели и заносить в сводные сезонную и годовую ведомости накопления, примерные формы которых представлены в приложении 4 и 5.

Работы по определению нормативов рекомендуется проводить каждые 5 лет.

В соответствии с пунктом 9 Методических рекомендаций № 524/пр замер производятся в следующие сроки: а) зима - декабрь, январь; б) весна - апрель; в) лето - июнь, июль; г) осень - сентябрь, октябрь.

Административные истцы указывают, что оспариваемым приказом исключены нормативы накопления ТКО для ранее установленных следующих категории объектов: «Административные здания, учреждения, конторы» (с подкатегориями объектов «научно-исследовательские, проектные институты и конструкторские бюро, банки, финансовые учреждения, отделения связи, административные, офисные учреждения»), «Предприятия транспортной инфраструктуры» (с подкатегориями объектов «автомастерские, шиномонтажная мастерская, станция технического обслуживания, автозаправочные станции, автостоянки и парковки, гаражи, парковки закрытого типа, автомойка»), «Культурно-развлекательные, спортивные учреждения (с подкатегориями «клубы, кинотеатры, концертные залы, театры, цирки, библиотеки, архивы, выставочные, залы, музеи, спортивные арены, стадионы, спортивные клубы, центры, комплексы, зоопарк, ботанический сад»), «Предприятия службы быта» (с подкатегориями «мастерские по ремонту бытовой и компьютерной техники, мастерские по ремонту обуви, ключей, часов и пр., ремонт и пошив одежды, химчистки и прачечные, парикмахерские, косметические салоны, салоны красоты»).

Для каждой из вышеуказанных подкатегорий объектов в ранее действовавших редакциях оспариваемого нормативного правового акта был установлен индивидуальный норматив накопления ТКО и расчетные единицы, в отношении которых устанавливается норматив (помимо 1 кв.м общей площади также были установлены 1 машино-место, 1 место).

Таким образом, оспариваемым приказом административный ответчик ввел самостоятельную категорию накопления ТКО «Административные здания, учреждения и иные виды деятельности» и установил для нее единую расчетную единицу, в отношении которых устанавливается норматив - 1 кв.м общей площади.

Вместе с тем, в нарушение Правил определения нормативов порядок определения нормативов ТКО для указанной категории объектов не соблюден.

Оспариваемый норматив накопления ТКО установлен на основании Отчета по разработке нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Пермского края в 2021 году.

Согласно указанному Отчету для проведения исследования установлено 11 категорий объектов накопления ТКО, а именно: 1) административные здания, учреждения, конторы; 2) предприятия торговли; 3) железнодорожные и автовокзалы, аэропорты и речные порты; 4) дошкольные и учебные заведения, детские дома, интернаты; 5) досуговые учреждения (клубы, кинотеатры, концертные залы, театры, цирки, библиотеки, архивы, выставочные залы, музей, зоопарки, ботанические сады, парки, пляж; 6) учреждения с временным пребыванием/нахождением людей (пансионаты, дома отдыха, туристические базы, бани, гостиницы, общежития, исправительные учреждения, колонии, тюрьмы); 7) предприятия общественного питания; 8) кладбища; 9) иные виды деятельности; 10) Садоводческие кооперативы, садово-огородные товарищества; 11) религиозные учреждения (церкви, храмы, мечети, синагоги, монастыри).

Для каждой категории объектов накопления ТКО определено от 3 до 16 объектов, на которых проведены замеры накопления ТКО, по результатам которых составлена таблица с рассчитанным нормативом для каждой категории объектов накопления ТКО по каждому периоду (весна, лето, осень, зима, среднесуточный, среднемесячный, годовой).

Для расчета норматива накопления ТКО для категории объектов «Административные здания, учреждения и иные виды деятельности» административным ответчиком применены показатели следующих объектов исследования: АЗС «V& V» (г. Пермь, ул. Цимлянская, 45), АЗС «Ликом» (г. Верещагино, Очерский тракт, 4), УФМС Пермского края (автобаза) (г. Пермь, ул. Пихтовая, 47), МУП «Верещагинский комбинат благоустройства» (г. Верещагино, ул. К.Маркса, 122), ПАО «Ростелеком» (г. Верещагино, ул. Энергетиков, 22), Межрайонная ИФНС России № 3 по Пермскому краю (г. Верещагино, ул. Ленина, 28), Верещагинский музейно-культурный центр (г. Верещагино, ул. Ленина, 20), Храм во имя святого апостола Андрея Первозванного (г. Пермь, ул. Старцева, 140).

Названные объекты в Отчете представляли разные категории объектов накопления ТКО (АЗС «V& V», АЗС «Ликом», УФМС Пермского края (автобаза), МУП «Верещагинский комбинат благоустройства», ПАО «Ростелеком» отнесены к категории «иные виды деятельности», Межрайонная ИФНС России № 3 по Пермскому краю – к категории «административные здания, учреждения, конторы», Верещагинский музейно-культурный центр – к категории «досуговые учреждения», Храм во имя святого апостола Андрея Первозванного – к категории «религиозные учреждения»).

Таким образом, норматив накопления ТКО для категории объектов «Административные здания, учреждения и иные виды деятельности» определен административным ответчиком путем произвольного отбора некоторых объектов и проведения самостоятельного расчета на основании данных, полученных при исследовании отобранных объектов, что противоречит пунктам 5-8 Правил определения нормативов, определяющих строгую последовательность действий, обеспечивающих разработку обоснованных нормативов накопления ТКО.

Согласно приложению № 1 к Методическим рекомендациям № 524/пр, к категориям объектов, в отношении которых устанавливаются нормативы накопления ТКО, как к объектам общественного назначения отнесены административные здания, учреждения, конторы: научно-исследовательские, проектные институты и конструкторские бюро; банки, финансовые учреждения; отделения связи; административные, офисные учреждения с расчетными единицами, в отношении которых устанавливается норматив, - 1 сотрудник или 1 кв.м общей площади. При этом, например, автозаправочные станции отнесены к категории объектов накопления ТКО «Предприятия транспортной инфраструктуры» с расчетными единицами, в отношении которых устанавливается норматив - 1 машино-место; музеи - к культурно-развлекательным, спортивным учреждениям (расчетные единицы - 1 кв.м общей площади или 1 посетитель).

Доводы представителей административного ответчика и заинтересованного лица о том, что Методические рекомендации № 524/пр не обладают силой обязательного к применению нормативного правового акта отклоняются, поскольку помимо названных Методических рекомендаций в настоящее время акты, регламентирующие вопросы, связанные с определением нормативов накопления ТКО, отсутствуют. Методические рекомендации утверждены уполномоченным государственным органом – Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Данные Методические рекомендации не действующими не признавались, Доказательств того, что они не подлежат применению в спорных правоотношениях, административный ответчик не представил. Следовательно, их применение при определении нормативов накопления ТКО уполномоченными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в данной сфере возможно, в том числе и в части определения круга категорий объектов.

Кроме того, как следует из государственного контракта № 0156000099200002250001 от 19 мая 2020 г. (Приложения № 6 к техническому заданию), на основании которого на территории Пермского края проведены работы по разработке нормативов накопления ТКО, выполнение работ по определению нормативов накопления ТКО по категории объектов «Административные здания, учреждения и иные виды деятельности» не предусмотрена. Приложение № 6 к техническому заданию содержит перечень работ по определению нормативов накопления ТКО по иным категориям объектов общественного назначения: «административные здания, учреждения, конторы», «клубы, кинотеатры, концертные залы, театры, цирки», «библиотеки, архивы», «выставочные залы, музеи», «зоопарки, ботанические сады, парки», «спортивные учреждения», «предприятия службы быта», подкатегории «автозаправочные станции», которая является составляющей категории «Предприятия транспортной инфраструктуры», то есть отличным от категорий, содержащихся в итоговом Отчете.

Также суд полагает, что административным ответчиком при определении норматива накопления ТКО для категории объектов «Административные здания, учреждения и иные виды деятельности» не соблюдены положения пунктов 7, 8 Правил определения нормативов, пункта 7 Методических рекомендаций № 524/пр.

В соответствии с указанным пунктом в целях определения нормативов проводятся замеры отходов. Для этого выбираются участки поселений и городских округов, на территории которых проживают:

а) не менее 2 процентов общей численности населения поселения или городского округа - в отношении поселений или городских округов с численностью населения до 300 тыс. человек;

б) не менее 1 процента общей численности населения поселения или городского округа - в отношении поселений или городских округов с численностью населения 300 - 500 тыс. человек;

в) не менее 0,5 процента общей численности населения поселения или городского округа - в отношении поселений или городских округов с численностью населения свыше 500 тыс. человек.

Рекомендуется определять не менее двух участков поселений и городских округов по численности населения (пункт 7 Методических рекомендаций № 524/пр).

Согласно пункту 8 Правил определения нормативов на выбранных участках поселений и городских округов определяется не менее 3 объектов каждой категории. В случае отсутствия на выбранных участках поселений и городских округов необходимого количества объектов допускается проведение замеров отходов на меньшем количестве объектов.

Как следует из Отчета об определении нормативов накопления ТКО, для замеров были выбраны два муниципальных образования: г. Пермь (населенный пункт численностью населения свыше 500 000 человек) и г. Верещагино Пермского края (населенный пункт численностью населения менее 300 000 человек), что не соответствует требованиям пункта 8 Правил определения нормативов о необходимости проведения замеров не на территории всего муниципального образования или городского округа, а только на выбранных участках поселений и городских округов.

Кроме того, пунктом 4.4 технического задания к государственному контракту № 0156000099200002250001 от 19 мая 2020 г. определено, что в каждой группе населенных пунктов выбирается один населенный пункт, в котором выбираются не менее двух контрольных участков (контейнерные площадки, мешки и бункеры), отвечающие определенным требованиям.

Отчет не содержит сведений о выборе контрольных участков, их границах и соответствии указанным в техническом задании требованиям.

Учитывая изложенное, требования административных истцов о признании недействующими оспариваемых нормативных правовых актов являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должны быть признан недействующим, суд учитывает то обстоятельство, что оспариваемый нормативный правовой акт с момента его принятия вошел в противоречие с законодательством, имеющим большую юридическую силу. Таким образом, оспариваемое части постановление подлежат признанию не действующим со дня его принятия. Также суд учитывает, что признание оспариваемых положений с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца Банк ВТБ (ПАО), предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

На Министерство жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края подлежит возложению обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признаваемый судом недействующим, с учетом доводов изложенных в мотивировочной части решения суда.

Исходя из положений статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано в официальном печатном издании.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административные исковые заявления Банка ВТБ (публичное акционерное общество), заместителя прокурора Пермского края удовлетворить.

Признать не действующими со дня принятия пункт 8 Приложения 1, пункт 8 Приложения 2 к приказу Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 20 сентября 2022 года № 24-04-01-04-245 «О внесении изменений в отдельные приказы Региональной службы по тарифам Пермского края по вопросу нормативов накопления твердых коммунальных отходов».

Возложить на Министерство жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края обязанность принять в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признаваемый судом не действующим, с учетом доводов изложенных в мотивировочной части решения суда.

Возложить на Министерство жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края обязанность опубликовать сообщение о принятом решении суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края».

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Пермский краевой суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья (подпись)

Подлинник решения суда находится в материалах административного дела № 3а-109/2023 Пермского краевого суда.

Мотивированное решение суда изготовлено 10 августа 2023 г.