ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-10/18 от 01.02.2018 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Дело № 3а-10/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

1 февраля 2018 года г. Новосибирск

Новосибирский областной суд в составе:

председательствующего судьи Петруниной И.Н.

при секретаре Строгиной О.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Лаврентьевой Юлии Сергеевны об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка

установил:

Лаврентьева Ю.С. обратилась в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости – 4481945 рублей и обязании административного ответчика внести в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой стоимости земельного участка его рыночную стоимость. В обоснование требований указав, что Лаврентьева Ю.С. является сособственником земельного участка с кадастровым номером в размере 30000/68 953 и 421/68 953 долей в праве общей долевой собственности. Кроме того, сособственниками спорного земельного участка являются: Скиляжнова Ю.Б. – в размере 26871/68 953 доли в праве общей долевой собственности и Обмачевский А.С. – в размере 11661 /68 953 доли в праве общей долевой собственности (л.д. 9-10).

Приказом Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области от 25 ноября 2013 года № 3544 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, расположенных за границами населенных пунктов Новосибирской области, и среднего уровня кадастровой стоимости земель садоводческих, огороднических и дачных объединений по муниципальным районам Новосибирской области», были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, расположенных за границами населенных пунктов Новосибирской области, а также средний уровень кадастровой стоимости земель садоводческих, огороднических и дачных объединений по муниципальным районам Новосибирской области, согласно которым кадастровая стоимость спорного земельного участка составила 10591870,33 рублей по состоянию на 23 мая 2014 года (л.д. 12-13).

Ссылаясь на положения статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», административный истец полагает необходимым установить кадастровую стоимость указанного земельного участка в размере рыночной.

Административный истец в судебное заседание не явилась, была извещена судом надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства, просила рассмотреть дело в ее отсутствие (л.д. 57, 123).

Представитель Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области в судебное заседание не явился, был извещен судом надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства, представил письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором исковые требования не признал и просил отказать в удовлетворении исковых требований. (л.д. 62-66).

Представитель администрации Кубовинского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области в судебное заседание не явился, представил суду заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации (л.д. 124).

Заинтересованные лица Скиляжнова Ю.Б. и Обмачевский А.С., представители Управления Росреестра по Новосибирской области, Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала по Новосибирской области ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом о времени, месте, дате судебного разбирательства, причину неявки суду не сообщили (л.д. 123, 126, 127).

Суд, выслушав пояснения свидетеля Е.Т.С., изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).

Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона (часть 3 статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Согласно пункту 3 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО № 4)» (утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 года № 508), кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект недвижимости.

В силу части 1 статьи 24.19 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

В соответствии с частями 2, 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Таким образом, действующими нормами федерального законодательства предусмотрена возможность определения кадастровой стоимости объекта недвижимости либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления его рыночной стоимости, определенной индивидуально для этого объекта недвижимости.

Согласно пункту 6 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО № 4)», под массовой оценкой недвижимости понимается процесс определения стоимости при группировании объектов оценки, имеющих схожие характеристики, в рамках которого используются математические и иные методы моделирования стоимости на основе подходов к оценке.

Из анализа приведенных норм следует, что кадастровая стоимость спорного земельного участка установлена Приказом Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области от 25 ноября 2013 года № 3544 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, расположенных за границами населенных пунктов Новосибирской области, и среднего уровня кадастровой стоимости земель садоводческих, огороднических и дачных объединений по муниципальным районам Новосибирской области» методом массовой оценки.

Как следует из материалов дела, Лаврентьева Ю.С. является собственником 30000/68 953 и 421/68 953 долей в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 68953 кв.м., с кадастровым номером , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: ведение садоводства, адрес: <адрес>.

Также сособственниками спорного земельного участка являются: Скиляжнова Ю.Б. – в размере 26 871/68 953 доли в праве общей долевой собственности и Обмачевский А.С. – в размере 11 661 /68 953 доли в праве общей долевой собственности (л.д. 8-11).

В соответствии с частью 2 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

Поскольку Лаврентьева Ю.С. в силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации выступает плательщиком земельного налога, поэтому определением кадастровой стоимости данного объекта недвижимости затрагиваются ее права и обязанности.

Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 15 мая 2017 года (л.д. 7), кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 23 мая 2014 года составляет 10591870,33 рублей (л.д. 7, 12-13).

В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Как следует из Приказа департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области от 25 ноября 2013 года № 3544 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, расположенных за границами населенных пунктов Новосибирской области, и среднего уровня кадастровой стоимости земель садоводческих, огороднических и дачных объединений по муниципальным районам Новосибирской области», сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка были внесены в государственный кадастр недвижимости на основании утвержденных средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, расположенных за границами населенных пунктов Новосибирской области и по муниципальным районам Новосибирской области, и не являются результатом кадастровой оценки стоимости каждого участка.

Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.

Частью 11 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установлено, что основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Согласно ответу заместителя директора Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Новосибирской области от 22 ноября 2017 года №01-18-10516/17 (л.д. 12-13), актуальная кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере 10591870,33 рублей определена в связи с изменением сведений о разрешенном использовании с «для осуществления крестьянского (фермерского) хозяйства» на «ведение садоводства». Датой, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельного участка является дата, по состоянию на которую произошли изменения в сведениях о разрешенном использовании – 23 мая 2014 года.

В силу статьи 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (далее - отчет). Отчет составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.

Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 23 мая 2014 года, Лаврентьевой Ю.С. представлен Отчет 111217-РС от 11 декабря 2017 года Об оценке рыночной стоимости земельного участка, подготовленный ООО «Вектор», в соответствии с которым рыночная стоимость спорного земельного участка, по состоянию на 23 мая 2014 года, составила 4481945 рублей (л.д. 38).

Поскольку, оценщиком в указанном отчете была допущена техническая ошибка, административным истцом был представлен уточненный Отчет 111217-РС (1) от 11 декабря 2017 года Об оценке рыночной стоимости земельного участка, подготовленный ООО «Вектор» с внесенными исправлениями, которые не повлияли на величину рыночной стоимости земельного участка (л.д. 82-118).

Оценщиком был применен сравнительный подход, подобраны объекты-аналоги, близкие по назначению, по категории земли к объекту оценки с внесением необходимых корректировок.

Доводы представителя Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области, изложенные в отзыве, относительно некорректного подбора оценщиком объектов-аналогов, поскольку площадь объекта оценки составляет 68953 кв.м., в то время как площадью аналогов варьируется от 45000 кв.м. до 600000 кв.м, что фактически превышает площадь объекта оценки в десять раз, являются необоснованными.

В качестве объектов-аналогов оценщиком из выборки схожих объектов подобраны 3 земельных участка, расположенных в Новосибирской области. При больших выборках при разных площадях объектов вносятся корректировки на площадь, что и было сделано оценщиком при составлении Отчета.

Доводы представителя Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области относительно объекта-аналога №2 применённого оценщиком в Отчете 111217-РС от 11 декабря 2017 года, не имеют правового значения, поскольку в уточненном Отчете 111217-РС (1) от 11 декабря 2017 года, данный аналог оценщиком не использовался, так как техническая ошибка была допущена именно при пересчете площади названного объекта-аналога.

В связи с чем, оценщиком были внесены уточнения в расчеты рыночной стоимости спорного земельного участка, путем исключения объекта-аналога №2, и применения другого объекта-аналога из выборки, представленной в первоначальном Отчете 111217-РС от 11 декабря 2017 года, проведен перерасчет рыночной стоимости спорного объекта оценки на базе нового объекта-аналога. При перерасчете размер рыночной стоимости не претерпел изменений, имеется сопоставимость цен. Объекты-аналоги №1 и №3 – не подвергались коррективам.

В целом, заявляя свои возражения относительно первоначального отчета, представитель Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области документальных данных, опровергающих изложенные выводы, а также содержащих сведения об иной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости суду не представил, ходатайство о проведении судебной экспертизы не заявил.

На уточненный Отчет 111217-РС (1) от 11 декабря 2017 года, представителем административного ответчика возражений не заявлено.

При сравнении объектов применены корректировки, необходимость применения которых в достаточной степени обоснована, расчет рыночной стоимости математически проверяем. В отчете приведены не только расчеты, но и пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, полученных оценщиком.

Итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное (часть 1 статьи 12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Указанный отчет подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, специальными познаниями и содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости вышеназванного объекта недвижимости. Указанные в отчете цели и задачи проведения оценки не допускают их неоднозначного толкования – определение рыночной стоимости объекта оценки.

В отчете присутствуют ссылки на источники используемой информации, что позволяет проверить используемые оценщиком сведения.

Другие ответчики также доказательств несоответствия или недостоверности данного отчета требованиям действующего законодательства суду не представили.

Таким образом, Отчет 111217-РС (1) от 11 декабря 2017 года соответствует требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральным стандартам оценки (ФСО № № 1, 2, 3, 7) утвержденных Приказами Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 мая 2015 года № 297, № 298, № 299 и Министерства экономического развития Российской Федерации от 25 сентября 2014 года № 611, соответственно и является допустимым по делу доказательством.

Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о несоответствии произведенной уполномоченными органами кадастровой оценки используемого административным истцом земельного участка его рыночной стоимости. В связи с чем, требование Лаврентьевой Ю.С. об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером в размере его рыночной стоимости на основании представленного Отчета ООО «Вектор» 111217-РС (1) от 11 декабря 2017 года по состоянию на 23 мая 2014 года подлежит удовлетворению.

Вместе с тем, требования административного истца в части возложения обязанности на административного ответчика осуществить государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости и внести изменения в характеристики земельного участка с указанием установленной кадастровой стоимости в размере рыночной, не подлежат удовлетворению.

Ни Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, ни Федеральным законом «Об исполнительном производстве» не предусмотрен особый порядок по исполнению судебного акта по данной категории дел.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Лаврентьевой Юлии Сергеевны удовлетворить частично.

Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 68953 кв.м., с кадастровым номером , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: ведение садоводства, адрес: <адрес>, в размере его рыночной стоимости – 4481 945 рублей, определенной по состоянию на 23 мая 2014 года

Дата обращения Лаврентьевой Юлии Сергеевны в суд – 14 декабря 2017 года.

В остальной части в удовлетворении требований отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме, в судебную коллегию по административным делам Новосибирского областного суда, путем подачи апелляционной жалобы.

Председательствующий по делу Петрунина И.Н.