ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-10/18 от 06.08.2018 Московского областного суда (Московская область)

Р Е Ш Е Н И Е

и м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

г. Красногорск,

Московская обл. 06 августа 2018 года

Московский областной суд в составе:

председательствующего - судьи Терещенко А.А.,

при секретаре Аррыковой Л.Д.,

с участием прокурора Ганцевой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-10/18 по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 о признании недействующим Приложения к решению Совета депутатов муниципального образования Солнечногорский район Московской области от 29 июля 2005 года № 183/21 «О внесении изменений и дополнений в «Порядок определения арендной платы за пользование земельными участками, предоставленными на основании решений органов местного самоуправления Солнечногорского района» утвержденный решением Совета депутатов Солнечногорского района от 21 декабря 2004 года» в части установления коэффициента Км = 10,

установил:

ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 обратились в Московский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим Приложения к решению Совета депутатов муниципального образования Солнечногорский район Московской области от 29 июля 2005 года № 183/21 «О внесении изменений и дополнений в «Порядок определения арендной платы за пользование земельными участками, предоставленными на основании решений органов местного самоуправления Солнечногорского района», утвержденный решением Совета депутатов Солнечногорского района от 21 декабря 2004 года» в части установления коэффициента Км = 10.

В административном исковом заявлении административные истцы указали, что между ФИО1, ФИО3, ФИО2, ФИО4 и Администрацией Солнечногорского района Московской области на основании Договора аренды земельного участка № 19- АП/13 от 01 февраля 2013 года, Договора передачи прав и обязанностей от 21 ноября 2014 года, по Договору аренды земельного участка, площадью 12300 кв.м., с кадастровым номером 50:09:0020718:231, расположенного по адресу: Московская область Солнечногорский район, сельское поселение Пешковское, д. Берсеневка, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под общественно-деловое и гражданское строительство, существуют гражданско-правовые отношения. Уведомлением Комитета по управлению имуществом Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области от 25 мая 2016 года № 979-исх/Р74, арендаторы были уведомлены об изменении базовой ставки арендной платы, в соответствии с которым арендная плата за земельный участок составила 3 084 102 рубля в год.

Согласно Приложению Решения Совета депутатов муниципального образования Солнечногорский район Московской области от 29 июля 2005 года № 183/ 21 «О внесении изменений и дополнений в «Порядок определения арендной платы за пользование земельными участками, предоставленными на основании решений органов местного самоуправления Солнечногорского района» утвержденного решением совета депутатов Солнечногорского района от 21 декабря 2004 года №881/11, опубликованный в газете «СЕНЕЖ» Солнечногорского района Московской области 06.08.2005г., утверждена таблица значений коэффициента Км.

Вышеуказанный нормативный акт, в части определения коэффициента Км противоречит Постановлению Правительства РФ от 16 июля 2009 года № 582 «Об основных принципах определения размера арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», а также нарушает права и свободы истцов в сфере экономической деятельности, так как его применение влечет необоснованное завышение размера арендной платы.

Пунктом 3 ст. 65 Земельного кодекса РФ установлено, что «порядок определения размера арендной платы, порядок условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливается соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов, органами местного самоуправления».

Для нормативных актов органов местного самоуправления, устанавливающих размер арендной платы за землю характерно установление зависимости между арендной платой и кадастровой стоимостью.

При этом существенным моментом становится установление коэффициентов к стоимости по каждому виду использования земельных участков, что требует экономического обоснования. Порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации

Орган государственной власти субъекта РФ, устанавливая порядок определения размера арендной платы, вправе предусмотреть, что арендная плата за земельный участок определяется с использованием коэффициента, установленного органом местного самоуправления в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка. Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 11.05.2004г. № 209-0, в отсутствие единых правил дифференциацию ставок земельного налога в городе в зависимости от местоположения земельных участков и зон различной градостроительной ценности, как и определение границ этих зон, орган местного самоуправления обязан осуществлять не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне, без чего сам смысл дифференциации средней ставки земельного налога по местоположению и зонам территории города искажается.

Конституционный Суд РФ в Определении № 209-0 под экономическим обоснованием дифференциации ставки земельного налога, а следовательно, и ставки арендной платы, понимает анализ и оценку экономических факторов, влияющих на уровень их доходности. Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009г. № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Одним из них является принцип экономической обоснованности, состоящий в том, что арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и предоставляемых им субсидий. Согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» если коэффициент является экономически необоснованным, в результате его применения могут быть созданы дискриминационные условия предпринимательской и иной хозяйственной деятельности. Произвольное установление органами местного самоуправления размера арендной платы за землю без соответствующего экономического обоснования нарушает права и законные интересы субъектов экономической деятельности, противоречит принципам федерального законодательства (Определение Верховного Суда РФ от 16.11.2011г. № 58-Г11-28, Постановление ФАС Поволжского округа от 21.06.2011г. по делу № А12-23599/2010).

Арендная плата за земельный участок рассчитывается с применением коэффициента, установленного оспариваемым Решением. Вместе с тем нормативные правые акты органов местного самоуправления должны согласоваться с общими нормами законодательства. Применение для расчета арендной платы коэффициента, установленного Приложением к Решению Совета депутатов муниципального образования Солнечногорский район Московской области от 29 июля 2005г. № 183/21, на 2016 год, нарушает основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков - экономической обоснованности и запрета необоснованных предпочтений.

Порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

В настоящее время право органов государственной власти субъектов Российской Федерации на установление порядка определения размера арендной платы в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, установлена п. 2 части 3 статьи 39.7 ЗК РФ.

Размер годовой арендной платы за земельный участок площадью 12300 кв.м., с кадастровым номером 50:09:0020718:231, расположенного по адресу: Московская область Солнечногорский район, сельское поселение Пешковское, д. Берсеневка, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под общественно-деловое и гражданское строительство, на 25 мая 2016 года, определен по следующей формуле для расчета платежей по арендной плате:

Апл = Аб х Кд х Пкд х Км х S, где

Аб - базовый размер арендной платы определяемый законом Московской области об областном бюджете в соответствии с утверждением бюджета на соответствующий финансовый год,

Км - коэффициент, учитывающий местоположение земельного участка на территории муниципального образования — значение коэффициентов устанавливаются соответствии с приложением к решению Совета депутатов Солнечногорского района.

Кд – коэффициент, учитывающий условия использования арендатором земельного участка или вид деятельности арендатора на земельном участке, определяется законом Московской области «О регулировании земельных отношений в МО».

Пкд – повышающий коэффициент.

Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением с признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Таким образом, Истцы вправе в судебном порядке требовать признания нормативно-правового акта органа местного самоуправления, а именно Приложения значений коэффициента Км указанном в Решении Совета депутатов муниципального образования Солнечногорский район Московской области от 29 июля 2005 года № 183/ 21 «О внесении изменений и дополнений в «Порядок определения арендной платы за пользование земельными участками, предоставленными на основании решений органов местного самоуправления Солнечногорского района» утвержденный решением совета депутатов Солнечногорского района от 21.12.2004 г №881/11, опубликованный в газете «СЕНЕЖ» Солнечногорского района Московской области 06.08.2005г. незаконным в части, если установленные им коэффициент, применяемый для расчета арендной платы, не соответствуют принципу экономической обоснованности.

Расчет арендных платежей по коэффициенту Км был неправомерно применен комитетом по управлению имуществом Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области, в связи с тем, что основан на устаревшем приложении решения совета депутатов от 29 июля 2005 года, и противоречит п.1.3. Порядку определения Арендной платы за пользование земельными участками, представленных на основании решений органов местного самоуправления Солнечногорского района (в ред. решения Совета депутатов Солнечногорского района МО от 29.07.2005г. № 183/21, предусматривающего пересмотр размера коэффициентов не чаще 1 раза в год., а так же противоречит постановлению Правительства РФ от 16 июля 2009 года № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», приказ Минэкономразвития России от 18 июня 2013 года № 347, статьи 39.7 Земельного Кодекса Российской Федерации.

Полномочие Совета депутатов муниципального образования Солнечногорского района Московской области на принятие, оспариваемого решения вытекает из статей 34, 35 Федерального закона № 131-Ф3, ст. 27 Устава Муниципального образования Солнечногорский район Московской области.

Таким образом, истцы являются участниками правоотношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.

Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 01 марта 2015 года, за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.

В период принятия оспариваемого коэффициента Км в Приложении к Решению от 29 июля 2005 года № 183/21 действовали положения части 4 статьи 22 ЗК РФ, согласно которым общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, действующее с 04 августа 2009 года.

Постановление № 582 в части установления Основных принципов определения арендной платы является общеобязательным при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами. В силу предписаний Постановления № 582 арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из принципов экономической обоснованности, предсказуемости расчета размера арендной платы, предельно допустимой простоты расчета арендной платы, недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, запрета необоснованных предпочтений, работы, услуги организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке. В соответствии с принципом запрета необоснованных предпочтений порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, принадлежащие соответствующему публично-правовому образованию и отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.

Согласно п.2 ст. 64 Бюджетного кодекса РФ, Муниципальные правовые акты представительного органа муниципального образования о внесении изменений в муниципальные правовые акты о местных налогах, муниципальные правовые акты представительного органа муниципального образования, регулирующие бюджетные правоотношения, приводящие к изменению доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, вступающие в силу в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде), должны быть приняты до дня внесения в представительный орган муниципального образования проекта решения о местном бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) в сроки, установленные муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования.

Порядком определения Арендной платы за пользование земельными участками, представленных на основании решений органов местного самоуправления Солнечногорского района п. 3 предусмотрено, что Коэффициент Км не может носить индивидуального характера и пересматриваться не чаще одного раза в год.

Согласно ст. 11 БК РФ, Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в публичной собственности землю являются общеобязательными во всех случаях, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены. В силу того, что регулирование арендной платы за указанные земельные участки осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.

Принцип запрета необоснованных предпочтений исключает возможность введения для земельных участков, расположенных в одном субъекте Российской Федерации, имеющих одну категорию, один вид разрешенного использования и предоставленных лицам, занимающимся одним видом деятельности, арендной платы, дифференцированной исходя из статуса уполномоченного на распоряжение землей публичного органа, и выше ставок, установленных для земель федеральной собственности

В данном случае определение коэффициента Км определяющего размер арендной платы за земельный участок находящийся в аренде у истцов, является непроизвольным и экономически необоснованным. На данный момент у Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области отсутствует Экономическое обоснования установления размера (ставки) арендной платы за земельные участки ( коэффициента Км), с учетом инфляции за период с 2006 по 2016 год, что свидетельствует о том, что администрация не осуществляла соответствующий анализ оценочных характеристик земельных участков. Орган местного самоуправления при принятии решения начисления арендных платежей за земельный участок площадью 12300 кв.м., с кадастровым номером 50:09:0020718:231, расположенного по адресу: Московская область Солнечногорский район, сельское поселение Пешковское, д. Берсеневка, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под общественно-деловое и гражданское строительство не проводил экономическое обоснование применения.

Таким образом, применяемый ответчиком для расчета арендной платы за использование земельных участков оспариваемый коэффициент Км, утвержденный в приложении Решения Совета депутатов Муниципального образования Солнечногорский район Московской области от 29.07.2005 г. № 183/21, противоречит положениям статьи 39.7 Земельного кодекса РФ, Постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности», основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, Правилам определения размера арендной платы.

В соответствии с пунктом 28 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Поскольку оспариваемое положение нормативно-правового акта, коэффициент Км =10, до настоящего времени применяется сторонами при расчете арендной платы по гражданско-правовому договору, в части определения коэффициента Км =10 графы № 6 (сельская местность), истцы считают возможным признать недействующим, со дня вступления решения суда, коэффициент Км= 10, утвержденного в приложением к Решению Совета депутатов Муниципального образования Солнечногорский район Московской области от 29.07.2005 г. № 183/21, О внесении изменений и дополнений в « Порядок определения арендной платы за пользование земельными участками, предоставленными на основании решений органов местного самоуправления Солнечногорского района» утвержденного решением совета депутатов Солнечногорского района от 21.12.2004 г. № 881/11, опубликованного в газете «СЕНЕЖ» Солнечногорского района Московской области 06.08.2005г.

Представитель Совета депутатов Солнечногорского района не согласилась с заявленными требованиями, пояснила, что частью 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ определено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Частью 3 статьи 39.7 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности устанавливается: органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;

органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

Пунктом 3 части 1 статьи 14 Закона Московской области «О регулировании земельных отношений в Московской области» № 23/96-03 (в редакции от 24.04.2017) предусмотрено, что порядок определения арендной платы при аренде земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в указанных в Законе случаях определяется по формуле:

Апл = Аб х Кд х Пкд х Км х S,

где:

Аб - базовый размер арендной платы;

Кд - коэффициент, учитывающий вид разрешенного использования земельного участка;

Пкд - корректирующий коэффициент;

Км - коэффициент, учитывающий местоположение земельного участка на территории муниципального образования;

S - площадь арендуемого земельного участка.

Согласно части 6 статьи 14 Закона Московской области «О регулировании земельных отношений в Московской области» от 07.06.1996г. № 23/96-03 (в редакции от 24.04.2017г.) коэффициент, учитывающий местоположение земельного участка на территории муниципального образования - (Км) - устанавливается представительным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования, обладающего правом предоставления земельных участков.

Коэффициент Км устанавливается в пределах от 1 до 10 (часть 6 ст. 14 Закона Московской области «О регулировании земельных отношений в Московской области» от 07.06.1996 № 23/96-03.

Коэффициенты Пкд и Км не могут носить индивидуального характера и пересматриваться чаще одного раза в год. (часть 7 ст. 14 вышеуказанного Закона Московской области).

В соответствии с п.4 части 1 ст. 32 Устава Солнечногорского муниципального района администрация Солнечногорского муниципального района наделена полномочиями по подготовке проектов решений Совета депутатов муниципального района, постановлений и распоряжений Главы муниципального района, других муниципальных нормативных правовых и иных правовых актов.

Пунктом 1.3 статьи 1 Положения о Комитете по управлению имуществом администрации Солнечногорского муниципального района Московской области, утвержденного решением Совета депутатов Солнечногорского муниципального района от 26.09.2013г. № 560/56, предусмотрено, что Комитет входит в структуру администрации Солнечногорского муниципального района Московской области и является уполномоченным органом по управлению и распоряжению имуществом, находящимся в собственности и (или) ведении Солнечногорского муниципального района Московской области, в том числе земельными участками.

Проект оспариваемого решения Совета депутатов Солнечногорского района от 29 июля 2005 года № 183/21 «О внесении изменений и дополнений в «Порядок определения арендной платы за пользование земельными участками, предоставленными на основании решений органов местного самоуправления Солнечногорского района», утвержденный решением Совета депутатов Солнечногорского муниципального района от 21.12.2004г. № 81/11 (в том числе и Таблица значений коэффициентов Км и Пкд), был подготовлен Комитетом по управлению имуществом и экономике администрации Солнечногорского муниципального района и направлен на рассмотрение в Совет депутатов Солнечногорского муниципального района.

В Приложении к указанному Порядку, а именно в Таблице значений коэффициентов Км и Пкд коэффициент Км, учитывающий местоположение земельного участка на территории муниципального образования, в отношении земельных участков, расположенных в районе автотрассы Москва-Санкт-Петербург (начало застройки на расстоянии 200 метров от трассы) был установлен Км=10 (графа №6).

Земельный участок, арендуемый истцами ФИО1, ФИО3, ФИО2, ФИО4 общей площадью 12300 кв.м., с кадастровым номером 50:09:0020718:231, расположен по адресу: Московская область, Солнечногорский район, сельское поселение Пешковское, д. Берсеневка, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под общественно-деловое и гражданское строительство (под офисно-торговые помещения).

Арендуемый истцами земельный участок предоставлен под общественно-деловое и гражданское строительство (под офисно-торговые помещения), что предполагает активную предпринимательскую деятельность и высокую рентабельность.

Арендуемый истцами земельный участок, расположен в непосредственной близости от федеральной трассы М-10 (Ленинградское шоссе), федеральной трассы А-107, Октябрьской железной дороги - Москва- Санкт-Петербург и от административного центра сельского поселения Пешковское Солнечногорского муниципального района - д.Пешки.

Коэффициент «Км»=10 установлен не индивидуально для граждан ФИО1, ФИО2, ФИО3, и ФИО4, а в отношении земельных участков, расположенных в районе автотрассы Москва-Санкт-Петербург (начало застройки на расстоянии 200 метров от трассы), что также соответствует ч.7 ст. 14 Закона МО № 23/96-03, согласно которой Пкд и Км не могут носить индивидуального характера.

В административном исковом заявлении истцы указывают, что расчет арендной платы производится Комитетом по управлению имуществом администрации Солнечногорского муниципального района, на основании решения представительного органа, которое не менялось с 2005 года.

Законом субъекта установлено право, но не обязанность ежегодного утверждения коэффициентов Пкд и Км Советом депутатов Солнечногорского муниципального района.

«Порядок определения арендной платы за пользование земельными участками, предоставленными на основании решений органов местного самоуправления Солнечногорского района», утвержденный решением Совета депутатов Солнечногорского района от 21.12.2004г. № 81/11 (в редакции от 29.07.2005г. № 183/21) принят представительным органом местного самоуправления Солнечногорского муниципального района в пределах своей компетенции.

В оспариваемой части решение Совета депутатов Солнечногорского муниципального района от 29 июля 2005г. № 183/21 «О внесении изменений и дополнений в «Порядок определения арендной платы за пользование земельными участками, предоставленными на основании решений органов местного самоуправления Солнечногорского района», утвержденный решением Совета депутатов Солнечногорского муниципального района от 21.12.2004г., № 81/11, не противоречит действующему законодательству, полностью соответствует ч.5 ст. 14 Закона Московской области «О регулировании земельных отношений в Московской области» от 07.06.1996 № 23/96-03 (в редакции от 24.04.2017г.), коэффициент «Км»=10 установлен четко в пределах так называемой «вилки» от 1 до 10.

Кроме того, как истцы указывают в административном исковом заявлении: «уведомлением Комитета по управлению имуществом администрации Солнечногорского муниципального района от 25.05.2016г. № 979-исх/374, арендаторы были уведомлены об изменении базовой ставки арендной платы, в соответствии с которой арендная плата за земельный участок составила 3 084 102, 00 рубля в год».

Однако, в соответствии с частью 2 статьи 14 Закона Московской области «О регулировании земельных отношений в Московской области» от 07.06.1996г. № 23/96-03 базовый размер арендной платы (Аб), применяемый для определения арендной платы в соответствующем финансовом году, устанавливается законом Московской области, а не решением Совета депутатов Солнечногорского муниципального района. Таким образом, изменение размера арендной платы в сторону ее увеличения в 2016 году в отношении вышеуказанного земельного участка никак не связано с применением коэффициента Км. .

Оспариваемое решение Совета депутатов Солнечногорского муниципального района Московской области от 29 июля 2005г. «О внесении изменений и дополнений в «Порядок определения арендной платы за пользование земельными участками, предоставленными на основании решений органов местного самоуправления Солнечногорского района», утвержденный решением Совета депутатов Солнечногорского муниципального района от 21.12.2004г. № 81/11 утверждено в соответствии с действующим на сегодняшний день Законом Московской области «О регулировании земельных отношений в Московской области» от 07.06.1996 № 23/96-03 (в редакции от 24.04.2017г.).

По мнению прокурора, Приложение к решению Совета депутатов муниципального образования Солнечногорский район Московской области от 29 июля 2005 года № 183/21 «О внесении изменений и дополнений в «Порядок определения арендной платы за пользование земельными участками, предоставленными на основании решений органов местного самоуправления Солнечногорского района» утвержденный решением Совета депутатов Солнечногорского района от 21 декабря 2004 года» в части установления коэффициента Км = 10, не соответствует требованиям Федерального законодательства, т.к. не имеет экономического обоснования, поэтому нарушают права, законные интересы административных истцов, подлежит признанию недействующим.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора, исследовав представленные доказательства, оценив положения Приложения к решению Совета депутатов муниципального образования Солнечногорский район Московской области от 29 июля 2005 года № 183/21 «О внесении изменений и дополнений в «Порядок определения арендной платы за пользование земельными участками, предоставленными на основании решений органов местного самоуправления Солнечногорского района» утвержденный решением Совета депутатов Солнечногорского района от 21 декабря 2004 года», суд приходит к следующему.

Приложением к решению Совета депутатов муниципального образования Солнечногорский район Московской области от 29 июля 2005 года № 183/21 «О внесении изменений и дополнений в «Порядок определения арендной платы за пользование земельными участками, предоставленными на основании решений органов местного самоуправления Солнечногорского района» утвержденный решением Совета депутатов Солнечногорского района от 21 декабря 2004 года» установлен коэффициента Км = 10.

Оспариваемый нормативный акт был опубликован в официальных средствах массовой информации в газете «СЕНЕЖ» 06 августа 2005 года.

Между ФИО1, ФИО3, ФИО2, ФИО4 и Администрацией Солнечногорского района Московской области был заключен договор аренды № 19- АП/13 от 01 февраля 2013 года, земельного участка, площадью 12300 кв.м., с кадастровым номером 50:09:0020718:231, расположенного по адресу: Московская область Солнечногорский район, сельское поселение Пешковское, д. Берсеневка, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под общественно-деловое и гражданское строительство.

По мнению административных истцов Приложение к Решению Совета депутатов муниципального образования Солнечногорский район Московской области от 29 июля 2005 года № 183/ 21 «О внесении изменений и дополнений в «Порядок определения арендной платы за пользование земельными участками, предоставленными на основании решений органов местного самоуправления Солнечногорского района» утвержденного решением Совета депутатов Солнечногорского района от 21 декабря 2004 года № 881/11, в части определения коэффициента Км, противоречит Постановлению Правительства РФ от 16 июля 2009 года № 582 «Об основных принципах определения размера арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», нарушает права и свободы истцов в сфере экономической деятельности, так как его применение влечет необоснованное завышение размера арендной платы.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ, содержащимся в абзаце первом пункта 25 постановления от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определённым. Если оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, то оспариваемый акт в такой редакции признаётся не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения. Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ в постановлениях от 15.07.1999г. № 11-П, от 11.11.2003г. № 16-П и от 21.01.2010г. № 1-П, правовая норма должна отвечать общеправовому критерию формальной определённости, вытекающему из принципа равенства всех перед законом и судом, поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии ясности, недвусмысленности нормы, её единообразного понимания и применения всеми правоприменителями. Напротив, неопределённость правовой нормы ведёт к её неоднозначному пониманию и, следовательно, к возможности её произвольного применения и злоупотреблениям правоприменителями и правоисполнителями своими полномочиями, а значит – к нарушению принципа равенства всех перед законом и судом. Федеральный закон от 25.12.2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральный закон от 17.07.2009г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (часть 2 статьи 1), Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (подпункты «а», «ж» пункта 3), утверждённая постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010г. № 96, прямо относят к коррупциогенным факторам нормы, устанавливающие для правоприменителя необоснованную широту дискреционных полномочий, в том числе отсутствие или неопределённость условий или оснований для принятия решения, выборочное изменение объёма прав – возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц), отсутствие или неполноту административных процедур – отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определённых действий либо одного из элементов такого порядка, а также юридико-лингвистическую неопределённость (употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера).

В соответствии со п. 1 ст. 39.7 ЗК РФ Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 года № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из следующих основных принципов: принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке;

принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя;

принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости;

принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков;

принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога;

принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, принадлежащие соответствующему публично-правовому образованию и отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться; …

В силу названных положений федерального законодательства, а также пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом, размер арендной платы за земли, находящиеся в публичной собственности, относится к категории регулируемых цен. Публичные образования при сдаче ими в аренду принадлежащих им на праве собственности земельных участков, а также участков, право собственности на которые не разграничено, выступают одновременно не только как субъект гражданского оборота и сторона в договоре аренды, но и как субъект публичных отношений, наделенный в установленных законом случаях правом издавать нормативные акты, закрепляющие ставки арендной платы или механизм их определения. Из требований статей 1 (часть 1), 2, 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации вытекает, что применение ранее установленных условий реализации прав и свобод должно осуществляться на основе принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм. Государственные органы, обладая необходимой дискрецией при определении (изменении) размера арендной платы и порядка ее расчета, одновременно связаны требованиями федерального законодательства и необходимостью обеспечить эффективное использование земли на основании оценки ее экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков. Данный вывод следует из взаимосвязанных норм пункта 1 статьи 39.7 ЗК РФ и Постановления Правительства Российской Федерации № 582, которым утверждены принципы определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности. Установленные принципы являются общеобязательными при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.

К числу принципов определения арендной платы относится принцип экономической обоснованности, предусматривающий, что арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке.

В соответствии со ст. ст. 41 БК РФ к доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления. Неналоговые доходы местных бюджетов формируются в соответствии со статьями 41, 42 и 46 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 62 БК РФ, доходы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, городских округов с внутригородским делением, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков - по нормативу 100 процентов.

В соответствии со ст. 11 БК РФ Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований.

В силу того, что регулирование арендной платы за земельные участки осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.

Принцип запрета необоснованных предпочтений исключает возможность введения для земельных участков, расположенных в одном субъекте Российской Федерации, имеющих одну категорию, один вид разрешенного использования и предоставленных лицам, занимающимся одним видом деятельности, арендной платы, дифференцированной исходя из статуса уполномоченного на распоряжение землей публичного органа, и выше ставок, установленных для земель федеральной собственности

При определении значений коэффициентов в Приложении к решению Совета депутатов Солнечногорского муниципального района, должны были быть учтены следующие факторы: категория и виды функционального использования земельных участков; кадастровая стоимость земельного участка по сведениям государственного кадастра недвижимости; коэффициенты инфляции; учет инвестиционной привлекательности земельных участков.

В данном случае определение коэффициента Км, в оспариваемом Приложении, устанавливающего размер арендной платы за земельный участок, находящийся в аренде административных истцов, является экономически необоснованным. На момент рассмотрения данного дела у администрации Солнечногорского муниципального района Московской области отсутствует экономическое обоснование установления размера ставки арендной платы за земельные участки (коэффициента Км). Представленная суду справка (Том 1, Л.Д. 100) направленная Председателем комитета по управлению имуществом Председателю Совета депутатов Солнечногорского района не содержит обоснования и расчетов коэффициента Км, не является экономическим обоснованием, соответственно, администрация не осуществляла соответствующий анализ оценочных характеристик земельных участков, не проводила экономическое обоснование применения коэффициента. Иных документов об оценке экономических факторов, доходности земельных участков с учетом категории земель и вида разрешенного использования, в материалы дела не представлено.

Таким образом, применяемый ответчиком для расчета арендной платы за использование земельных участков оспариваемый коэффициент Км, утвержденный в приложении к Решению Совета депутатов Муниципального образования Солнечногорский район Московской области от 29 июля 2005 года № 183/21, для расчета арендной платы за пользование земельным участком, противоречит положениям статьи 39.7 Земельного кодекса РФ, Постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности», основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности.

Поскольку ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность установления коэффициента Км = 10, суд приходит выводу о том, что увеличение размера данного коэффициента является необоснованным.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной, определенной судом даты.

Оспариваемое Приложение к решению Совета депутатов муниципального образования Солнечногорский район Московской области от 29 июля 2005 года № 183/21 «О внесении изменений и дополнений в «Порядок определения арендной платы за пользование земельными участками, предоставленными на основании решений органов местного самоуправления Солнечногорского района» утвержденный решением Совета депутатов Солнечногорского района от 21 декабря 2004 года», в части установления коэффициента Км = 10 противоречит нормативным правовым актам Российской Федерации, и подлежит признанию недействующими.

В соответствии с пунктом 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу. Поскольку оспариваемая норма применялась, суд полагает возможным признать ее недействующей с момента вступления в законную силу настоящего решения.

Руководствуясь статьями 175-178, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Приложение к решению Совета депутатов муниципального образования Солнечногорский район Московской области от 29 июля 2005 года № 183/21 «О внесении изменений и дополнений в «Порядок определения арендной платы за пользование земельными участками, предоставленными на основании решений органов местного самоуправления Солнечногорского района» утвержденный решением Совета депутатов Солнечногорского района от 21 декабря 2004 года», в части установления коэффициента Км = 10.

На решение могут быть принесены апелляционные жалобы и апелляционное представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей жалобы, представления через Московский областной суд.

Судья Терещенко А.А.