Дело ***а-907/2017
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГ город Барнаул
Алтайский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Зацепина Е.М.,
при секретаре Морозовой А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому <данные изъяты>, о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,
у с т а н о в и л:
<данные изъяты> обратилась в Алтайский краевой суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,ссылаясь с учетом уточнения иска,на то, что решением <данные изъяты> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГ по делу *** удовлетворены исковые требования истца о возложении обязанности на Главное управление строительства, транспорта, жилищно- коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу предоставить <данные изъяты> благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее <данные изъяты>, в случае, если оно представляет собой однокомнатную квартиру общей площадью не менее <данные изъяты>. в границах муниципального образования городской округ <адрес> Алтайского края.
Решение в указанный срок не было исполнено.
Общая продолжительность производства по исполнению судебного акта по состоянию на ДД.ММ.ГГ составляла <данные изъяты>.
Просила присудить денежную компенсацию в размере <данные изъяты>
В судебном заседании представитель административного истца <данные изъяты>заявленные требования поддержала, в обоснование иска ссылалась на то, что существенное нарушение сроков исполнения судебного акта имело место вследствие не осуществления должниками действий, необходимых для исполнения решения суда. Выделенные в ДД.ММ.ГГ денежные средства из федерального бюджета и бюджета Алтайского края в размере <данные изъяты> на исполнение государственных полномочий по обеспечению детей-сирот были освоены ответчиками Министерством строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края(Минстрйтрансом Алтайского края, ранее, до переименования Главнымуправлением строительства, транспорта, жилищно- коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края) и Краевым государственным казенным учреждением «Региональное жилищноеуправление» (КГКУ «РЖУ») лишь на <данные изъяты>. Материалы исполнительного производства не содержат документов, свидетельствующих о проведении аукционов конкретно для <данные изъяты>. Из проведенных КГКУ «РЖУ» с ДД.ММ.ГГ<данные изъяты> аукционов <данные изъяты> не состоялись по причине намеренного ограничения ответчиком количества участников аукционов путем использования критериев: участником аукциона может быть только юридическое лицо, поставляемое жилье должно быть введено в эксплуатацию не ранее ДД.ММ.ГГ.
Значимость последствий нарушения прав административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок заключается в отсутствии иного жилья, наличия двух малолетних детей, необходимости арендовать жилье.За аренду жилья с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ<данные изъяты> заплатила около <данные изъяты>.
Должностные лица Главного управления строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края обвиняются в совершении хищения на сумму более <данные изъяты> бюджетных средств, предназначенных для приобретения жилья, что повлекло задержку исполнения судебного решения.
Представитель административного ответчика Минстройтранса Алтайского края по доверенности <данные изъяты> в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных административных исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях (т.1 л.д.101-106). При этом дополнительно указала, что в технических заданиях на проведение электронных аукционов не было условия о не допуске физических лиц. Было условие, что физические лица и индивидуальные предприниматели должны быть аккредитованы и иметь банковскую гарантию, электронную цифровую подпись. После возникновения проблем с приобретением жилья на вторичном рынке, по результатам совещания у Губернатора Алтайского края было принято решение, что жилье должно приобретаться преимущественно в новых домах.
В федеральный бюджет и бюджет Алтайского каря было возвращено <данные изъяты>., на которые не удалось приобрести жилье в ДД.ММ.ГГ.
Представители административного ответчика Краевого государственного казенного учреждения «Региональное жилищное управление» действующие по доверенности <данные изъяты> и <данные изъяты>, возражали против удовлетворения заявленных административных исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях, кроме того, указали, что в учреждении сформирован единый список граждан из числа детей-сирот, подлежащих обеспечению жильем. В списке около <данные изъяты> в настоящее время. Аукционы по приобретению жилья проводятся непрерывно.
Представитель Министерства финансов Алтайского края <данные изъяты>. и представитель Министерства финансовРоссийской <данные изъяты> возражали против удовлетворения требований по аналогичным основаниям.
Дело рассмотрено в отсутствие административного истца <данные изъяты>. и представителя заинтересованного лица – Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производству УФССП России по Алтайскому краю,надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, материалы гражданских дел ***, ***, материалы исполнительного производства ***, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска.
В соответствии с ч.ч.2, 3 ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ*** «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков рассмотрения дела или исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок. Присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
В соответствии с позицией Верховного Суда РФ, изложенной в п. 55 постановления Пленума от ДД.ММ.ГГ*** "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" разъяснено, что при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дняпоступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных п. 2 ст. 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документовв орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (ч. 5 ст. 353 КАС РФ, ч. 3.1 ст. 319 АПК РФ, ч. ч. 1, 3 ст. 428 ГПК РФ, п. 6 ст. 242.2, п. 8 ст. 242.3, п. 7 ст. 242.4, п. 7 ст. 242.5 БК РФ).
Период предоставленной судом отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта включается в общую продолжительность исполнения судебного акта (статья 358 КАС РФ, статья 324 АПК РФ, статья 434 ГПК РФ).
Общий срок исполнения судебного акта по данному делу, исчисляемый со дня поступления исполнительного листа в службу судебных приставов ДД.ММ.ГГ, на дату поступления административного искового заявления в судДД.ММ.ГГ составил <данные изъяты>.
Согласно ч. 3 ст. 258 КАС РФ при рассмотрении административного искового заявления о присуждении компенсации суд устанавливает факт нарушения права административного истца на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, исходя из доводов, изложенных в административном исковом заявлении, содержания принятых по делу судебных актов, из материалов дела и с учетом следующих обстоятельств: правовая ифактическая сложность дела; поведение административного истца и иных участников судебного процесса; достаточность и эффективность действий суда или судьи, осуществляемых в целях своевременного рассмотрения дела; достаточность и эффективность осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного акта действий органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов; общая продолжительность судебного разбирательства по делу и неисполнения судебного акта.
Как следует из ст.36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ*** «Об исполнительном производстве», содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в установленные частями 1-6 настоящей статьи сроки.
В соответствии с ч.2 ст.36 названного Закона, если срок исполнения содержащихся в исполнительном документе требований установлен федеральным законом или исполнительным документом, то требования должны быть исполнены в срок, установленный соответственно федеральным законом или исполнительным документом.
Решение по гражданскому делу вступило в законную силу ДД.ММ.ГГ. При этом срок исполнения содержащихся в нем требований установлен в самом решении – в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда. Решение о предоставления жилого помещения не исполнено. Таким образом, срок обращения с административным иском в суд, предусмотренный ч.4 ст.250 КАС РФ, следует определять с учетом положений ч.2 ст.36 Федерального закона «Об исполнительном производстве». В данном случае право на обращение в суд у административных истцов возникло после ДД.ММ.ГГ. Административный иск подан ДД.ММ.ГГ, то есть с соблюдением установленного законом срока.
Из материалов исполнительного производства *** следует, что исполнительный лист выдан ДД.ММ.ГГ<данные изъяты> с заявлением о возбуждении исполнительного производства она обратилась в службу судебных приставов ДД.ММ.ГГ.
Исполнительное производство возбуждено постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю ДД.ММ.ГГ, постановлением должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, что соответствует положениям ч.ч.11, 12 ст.30 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
ДД.ММ.ГГ судебный пристав-исполнитель предупредил начальника Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края об уголовной ответственности по ст.315 УК РФ.
Определением <данные изъяты> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГ Главному управлению строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края предоставлена отсрочка исполнения решения суда сроком до ДД.ММ.ГГ.
Постановлениями судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГ с должника взыскан исполнительский сбор <данные изъяты>.
ДД.ММ.ГГ судебным приставом-исполнителем подано заявление в суд о замене должника по исполнительному производству на Краевое государственное казенное учреждение «Региональное жилищное управление».
Определением <данные изъяты> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГ произведена в порядке процессуального правопреемства замена должника по иску <данные изъяты> Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского наКраевое государственное казенное учреждение «Региональное жилищное управление».
Постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГ должникуКраевому государственному казенному учреждению «Региональное жилищное управление» установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа – до ДД.ММ.ГГ.
Постановлением начальника отдела – старшего судебного пристава МОСП по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГ*** «РЖУ» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ в виде административного штрафа.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГ должнику назначен новый срок исполнения требований исполнительного документа до ДД.ММ.ГГ.
Решением судьи <данные изъяты> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГпостановление начальника отдела – старшего судебного пристава МОСП по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГ*** отменено, производство по делу прекращено ввиду отсутствия в действиях КГКУ «РЖУ» состава административного правонарушения. Судьей сделан вывод в решении, что должник предпринимал меры для надлежащего исполнения обязательства.
Постановлением заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава МОСП по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГ***КГКУ РЖУ привлечено к административной ответственности по ч.2 ст.17.15 КоАП РФ в виде административного штрафа.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГ должнику назначен новый срок исполнения требований исполнительного документа до ДД.ММ.ГГ.
Решением судьи <данные изъяты> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГпостановление заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава МОСП по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГ*** отменено, производство по делу прекращено ввиду отсутствия в действиях КГКУ РЖУ состава административного правонарушения.
Как следует из материалов исполнительного производства, пояснений представителей административного истца, ответчиков, решение суда до настоящего времени не исполнено.
Исполнение судебного решения возможно путем приобретения жилого помещения в собственность Алтайского края с целью предоставления его взыскателю по договору найма специализированного жилого помещения.
Обязанность по формированию специализированного жилищного фонда для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, была возложена на Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края с ДД.ММ.ГГ.
Для решения жилищной проблемы детей-сирот постановлением Администрации Алтайского края ДД.ММ.ГГ*** утверждена государственная программа<адрес> «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Алтайского края на ДД.ММ.ГГ с подпрограммой «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
ДД.ММ.ГГ Министерством образования и науки РФ подписано соглашение о предоставлении в ДД.ММ.ГГ субсидии из федерального бюджета бюджету Алтайского края на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений.
В ДД.ММ.ГГ объем финансирования был предусмотрен соглашением в размере <данные изъяты>, в том числе: за счет федерального бюджета – <данные изъяты>., за счет средств краевого бюджета – <данные изъяты>. За счет указанных денежных средств предполагалось обеспечить жилыми помещениями <данные изъяты> из числа детей-сирот.
<адрес>вого бюджета Алтайского края на ДД.ММ.ГГ на предоставление жилых помещений гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей предусмотрены в размере <данные изъяты> (закон Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** «О краевом бюджете на ДД.ММ.ГГ»).
Минстройтрансом Алтайского края (ранее Главным управлением) в муниципальные районы и городские округа были направлены запросы о наличии в муниципальной собственности жилых (нежилых) помещений с целью дальнейшего использования их для заселения гражданами из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно представленной информации свободных помещений в <адрес> для предоставлениях их по договорам специализированного найма для детей-сирот нет.
С целью выделения дополнительных средств из краевого бюджета на исполнение вступивших в законную силу судебных решений, о предоставлении жилых помещений гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Главным управлением направлено в ДД.ММ.ГГ соответствующее обращение <адрес> (на исполнении в Главном управлении было <данные изъяты> решения, из них <данные изъяты> о предоставлении жилья в <адрес>).
Приобретение жилых помещений происходило посредством проведения электронного аукциона. Действия по приобретению жилого помещения, подпадают под действие и ограничения, предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ*** «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», что требует значительного промежутка времени для добровольного исполнения решения суда.
Так, после принятия решения об осуществлении закупки на приобретение жилых помещений в собственность Алтайского края необходимо пройти этапы для реализации данной процедуры посредством проведения электронного аукциона.
В общей сложности весь процесс занимает около 70-80 календарных дней. Проведение закупки жилых помещений в более короткие сроки невозможно, что препятствовало своевременному исполнению решения суда.
В рамках выделенных средств электронные аукционы по приобретению жилых помещений в <адрес> проводились регулярно (т.1 л.д.114).
Как усматривается из Технических заданийо функциональных, технических, качественных и эксплуатационных характеристиках объектов закупки (приложение к государственным контрактам, заключаемым Главным управлением в ДД.ММ.ГГ), были установлены требования к поставляемым жилым помещениям и домам, в котором они находятся с процентом износа не более 40-42%. Другие ограничения не указаны.
В ДД.ММ.ГГ в собственность Алтайского края приобретено <данные изъяты> жилых помещений предоставлены лицам из числа детей - сирот по договорам специализированного найма в ДД.ММ.ГГ.
Суд находит несостоятельным довод представителя административного истца о том, что противоправные действия должностных лиц Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края, ответственных за формирование списка детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовку, заключение государственных контрактов на приобретение жилых помещений, которые обвиняются в хищении бюджетных денежных средств в сумме <данные изъяты>. путем мошенничества, повлияли на срок исполнения судебного акта в пользу <данные изъяты>. Как усматривается из материалов уголовного дела, представленных по запросу суда (т.2 л.д.169-233). <данные изъяты> по уголовным делам потерпевшей не признавалась.
Кроме того, в бюджет возращена сумма <данные изъяты>. ввиду того, что не удалось приобрести жилье в ДД.ММ.ГГ.
Соглашением с Министерством образования и науки РФ о предоставлении субсидии из федерального бюджета Алтайского края на предоставление жилых помещений гражданам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от ДД.ММ.ГГ*** объем финансирования предусмотрен на ДД.ММ.ГГ в размере <данные изъяты>. рублей, в том числе: за счет федерального бюджета – <данные изъяты>., за счет средств краевого бюджета – <данные изъяты>. За счет указанных денежных средств предполагалось обеспечить жилыми помещениями <данные изъяты> из числа детей-сирот.
После доведения лимитов ассигнования на сумму <данные изъяты>. из федерального бюджета и <данные изъяты>. из регионального бюджета ДД.ММ.ГГ.Только после этого времени в ДД.ММ.ГГ проведено <данные изъяты> электронных аукционов на поставку <данные изъяты> жилых помещений.
<данные изъяты> аукциона на поставку <данные изъяты>, признаны несостоявшимися по причине отсутствия заявок.
По результатам проведения электронных аукционов заключено <данные изъяты> на поставку <данные изъяты> в <адрес> со сроком исполнения 1 контракта до ДД.ММ.ГГ и <данные изъяты> – до ДД.ММ.ГГ на общую сумму <данные изъяты>.
То обстоятельство, что в технических заданиях к указанным контрактам, было указано, что жилые помещения должны быть новыми, не бывшими в эксплуатации, не ранее ДД.ММ.ГГ ввода жилых домов в эксплуатацию, также нельзя расценить как повлиявшее на длительность исполнения судебного решения. Не смотря на данное обстоятельство, указанные контракты на приобретение <данные изъяты> жилых помещений были заключены (т.1 л.д.40-66). Кроме того, в общих сведениях об электронном аукционе, размещенных в системе интернет, требования к участникам торгов указаны в соответствии с правиламист.31 Федерального закона № 44-ФЗ (т.2 л.д.14-27)
Согласно протоколу поручений ***, данных по итогам совещания, утвержденному Губернатором Алтайского края от ДД.ММ.ГГ (т.2 л.д.190-192), было поручено соответствующим должностным лицам органов государственной власти Алтайского края организовать работу по приобретению жилых помещений в целях предоставления по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей на территории Алтайского края преимущественно в новых илистроящихся жилых помещениях, при объективной невозможности такого приобретения, рассмотреть вопрос приобретения жилых помещений в домах, введенных в эксплуатацию не ранее чем за 10 лет до заключения соответствующего государственного контракта, либо прошедших реконструкцию не ранее того же срока.
Анализ представленных материалов свидетельствует о том, что общая продолжительность исполнения судебного акта к моменту обращения административного истца в суд за компенсацией с учетом предмета исполнения, особенностей бюджетного процесса и контрактной системы закупок не выходит за рамки срока, который в конкретном случае может быть признан разумным, что, несмотря на довольно длительный период, прошедший со дня подачи исполнительного листа в службу судебных приставов, исключает возможность присуждения компенсации.
Как разъяснено в п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ*** "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок", действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта.
В ходе рассмотрения дела по существу судом установлено и материалами дела подтверждается, что должниками по исполнительному производству и судебным приставом предпринимались эффективные меры, направленные на исполнение судебного акта: органамигосударственной власти Алтайского края во исполнение требований федерального и регионального законодательства осуществлены мероприятия, целью которых являлось обеспечение реализации <данные изъяты> гарантированного ей права на предоставление жилого помещения.
Разрешая вопрос о том, превысила ли продолжительность исполнения судебного акта срок, который в рассматриваемой ситуации можно признать разумным, суд принял во внимание практику Европейского Суда по правам человека.
Европейский Суд признал, что исполнение судебного решения, требующего выделение жилья, может занять больше времени, чем выплата денежной суммы… В подавляющем большинстве таких жилищных споров, решения по которым выносились в прошлом, нарушения Конвенции усматривались в связи с задержками в исполнении продолжительностью более двух лет….. Таким образом, суд предполагает, что ввиду сложности процедуры распределения жилья, задержку сроком до двух лет исполнения такого решения не следует считать несовместимым с требованием «разумного срока» за исключением наличия исключительных обстоятельств, требующих особой тщательности (пункт 171 постановления от ДД.ММ.ГГ по делу Герасимов и другие против Российской Федерации).
Для того, чтобы установить, была ли задержка обоснованной, необходимо оценить степень сложности исполнительного производства, поведение заявителей, а также характер компенсации (пункт 220 постановления от ДД.ММ.ГГ по делу Лисейцева и Маслов против Российской Федерации)
При этом суд пришел к выводу, что общая продолжительность исполнения судебного актак настоящему времени с учетом предмета исполнения, особенностей бюджетного процесса, контрактной системы закупок, отсутствия бездействия, неполноты проведения необходимых мероприятий со стороны судебного пристава-исполнителя, должностных лиц органов государственной власти Алтайского края, не выходит за рамки срока, который в конкретном случае может быть признан разумным.
Изложенное исключает возможность присуждение компенсации.
Руководствуясь ст.ст.177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
в удовлетворении административного <данные изъяты> о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок отказать в полном объеме.
Апелляционная жалоба может быть подана в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в апелляционную инстанцию Алтайского краевого суда.
Судья Е.М. Зацепин
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГ.