Дело № 3а-10/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 мая 2018 года г. Южно-Сахалинск
Сахалинский областной суд в составе:
председательствующего судьи – Лихачевой С.А.,
с участием прокурора Челышевой А.С.,
при секретаре – Косенковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям ФИО1, ФИО2, ФИО3 о признании решения Собрания муниципального образования «Холмский городской округ» от 21 декабря 2017 года № 52/5-554 «О внесении изменений в решение Собрания муниципального образования «Холмский городской округ» № 49/4-833 от 13 декабря 2012 года «Об утверждении Правил землепользования и застройки в городе Холмске Сахалинской области» недействующим в части,
установил:
решением Собрания муниципального образования «Холмский городской округ» от 25 февраля 2010 года № 6/4-65 утвержден Генеральный план муниципального образования «Холмский городской округ» вместе с картой «город Холмск. Предложения по территориальному планированию. Схема планировочной структуры и планируемых границ функциональных зон», который 10 марта 2010 года опубликован в газете «Холмская панорама» № 29 (9973) (том 4 л.д. 11-29, 74,75)
Решением Собрания муниципального образования «Холмский городской округ» от 13 декабря 2012 года № 49/4-833 утверждены Правила землепользования и застройки в городе Холмске Сахалинской области, которые включают карту градостроительного зонирования (Приложение № 1). Данное решение опубликовано в газете «Холмская панорама» от 26 декабря 2012 года № 155 (10411) (том 4 л.д. 76).
Решением Собрания муниципального образования «Холмский городской округ» от 21 декабря 2017 года № 52/5-554 внесены изменения в Правила землепользования и застройки в городе Холмске Сахалинской области, согласно которым утверждена новая карта градостроительного зонирования города Холмска (Приложение № 2) (том 1 л.д. 20-143).
16 марта 2018 года в Сахалинский областной суд с самостоятельными административными исковыми заявлениями обратились ФИО2, ФИО1 и ФИО3, действующие через представителя ФИО4, которые с учетом последующих уточнений, просили признать недействующим со дня принятия решение Собрания муниципального образования «Холмский городской округ» от 21 декабря 2017 года № 52/ 5-554 «О внесении изменений в решение Собрания муниципального образования « Холмский городской округ» № 49/4-833 от 13 декабря 2012 года «Об утверждении Правил землепользования и застройки в городе Холмске Сахалинской области» в части установления на карте градостроительного зонирования: в границах земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты> - территориальной зоны СО-3 («Зона для зеленых насаждений специального назначения»); в границах земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> – территориальной зоны Р-1 («Природно-рекреационная зона для зеленых насаждений общего пользования»).
В обоснование заявленных требований ФИО2 указала, что на основании договора безвозмездного пользования земельным участком от 15 февраля 2017 года № 148 является владельцем земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 1652 кв.м, расположенного по адресу: Сахалинская область, Холмский район. В феврале 2018 года она обратилась в администрацию муниципального образования «Холмский городской округ» с уведомлением о выборе вида разрешенного использования данного земельного участка в порядке части 7 статьи 8 Федерального закона № 119-ФЗ от 01 мая 2016 года «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». 08 февраля 2018 года комитет по управлению имуществом администрации муниципального образования «Холмский городской округ» сообщил ей о внесении изменений в правила землепользования и застройки, согласно которым указанный земельный участок расположен в территориальной зоне СО-3 «Зона для зеленых насаждений специального использования». Отмечает, что установление указанной территориальной зоны препятствует использованию земельного участка в соответствии с условиями договора и противоречит требованиям части 3 статьи 31, части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) и положениям Генерального плана муниципального образования «Холмский городской округ».
В обоснование заявленных требований ФИО1 указал, что на основании договора безвозмездного пользования земельным участком от 12 апреля 2017 года № является владельцем земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 9568 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>. В феврале 2018 года он обратился в администрацию муниципального образования «Холмский городской округ» с уведомлением о выборе вида разрешенного использования данного земельного участка в порядке части 7 статьи 8 Федерального закона № 119-ФЗ от 01 мая 2016 года. 31 января 2018 года комитет по управлению имуществом администрации муниципального образования «Холмский городской округ» сообщил ему о внесении изменений в правила землепользования и застройки, согласно которым указанный земельный участок расположен в территориальной зоне Р-1 «Зона для зеленых насаждений общего пользования». Отмечает, что установление указанной территориальной зоны препятствует использованию земельного участка в соответствии с условиями договора и противоречит требованиям части 3 статьи 31, части 1 статьи 34 ГрК РФ и положениям Генерального плана муниципального образования «Холмский городской округ».
В обоснование заявленных требований ФИО3 указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 1179 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, с разрешенным использованием «для размещения индивидуального жилого дома». 01 марта 2018 года он узнал о внесении изменений в правила землепользования и застройки, согласно которым указанный земельный участок расположен в территориальной зоне СО-3 «Зона для зеленых насаждений специального использования». Отмечает, что установление указанной территориальной зоны препятствует осуществлению в полном объеме правомочий собственника и противоречит требованиям части 3 статьи 31, части 1 статьи 34 ГрК РФ и положениям Генерального плана муниципального образования «Холмский городской округ».
Определениями Сахалинского областного суда от 06 апреля 2018 года административные дела по административным исковым заявлениям ФИО1, ФИО2 и ФИО3 объединены в одно производство.
В судебном заседании представитель административных истцов ФИО4 административные иски поддержала, представитель администрации муниципального образования «Холмский городской округ» И А.И. возражал против их удовлетворения. Административные истцы ФИО1, ФИО2 и ФИО3, а также представитель Собрания муниципального образования «Холмский городской округ» в судебное заседание не явились, о его месте и времени извещены своевременно и в надлежащей форме. Собрание муниципального образования «Холмский городской округ» просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. Административные истцы причину своей неявки суду не сообщили. При таких обстоятельствах на основании части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассмотрел дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, заслушав участвующих в деле лиц, заключение прокурора Челышевой А.С., полагавшей административные иски подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
На основании части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно части 8 названной статьи при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Проверяя полномочия Собрания муниципального образования «Холмский городской округ» на принятие оспариваемого нормативного правового акта, суд исходит из следующего.
Согласно пункту 26 части 1 статьи 16, частям 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункту 3 части 3 статьи 8 и части 1 статьи 32 ГрК РФ утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления городского округа принимаются муниципальные правовые акты.
В соответствии со статьей 27, пунктом 5 части 2 статьи 30 Устава муниципального образования «Холмский городской округ» Собрание Холмского городского округа является представительным органом муниципального образования и к его полномочиям относится утверждение правил землепользования и застройки и внесение в них изменений.
Процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентированы статьями 30 - 35 ГрК РФ. Внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 ГрК РФ (часть 1 статьи 33 ГрК РФ).
Представленные суду материалы свидетельствуют, что обязательный порядок проведения публичных слушаний по проекту «Внесение изменений в Правила землепользования и застройки на территории муниципального образования «Холмский городской округ», административным ответчиком соблюден (том 3 л.д. 216-217, том 4 л.д. 30 - 44).
Таким образом, принятие изменений в Правила землепользования и застройки в городе Холмске Сахалинской области произведено полномочным органом с соблюдением процедуры, установленной ГрК РФ и Уставом Холмского городского округа. Правила введения нормативного правового акта в действие, в том числе порядок опубликования, также соблюдены (том 2 л.д. 205).
По этим основаниям нормативный правовой акт не оспаривается.
При рассмотрении вопроса о соответствии части оспариваемого нормативного правового акта органа местного самоуправления нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Статьей 3 ГрК РФ предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности включает Кодекс, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).
Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 ГрК РФ), содержащая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 ГрК РФ).
При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований к которым относятся, в частности, генеральные планы городских округов (пункт 3 части 1 статьи 18, пункт 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ).
В ходе рассмотрения дела установлено, что согласно карте «г. Холмск. Предложения по территориальному планированию. Схема планировочной структуры и границ функциональных зон» Генерального плана муниципального образования «Холмский городской округ» земельный участок с кадастровым номером 65:09:0000008:171 отнесен к функциональной зоне «производственные и коммунально-складские объекты», земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> – к функциональным зонам «производственные и коммунально-складские объекты» и «многоквартирная многоэтажная застройка», земельный участок с кадастровым номером 65:09:0000008:46 - к функциональным зонам «производственные и коммунально-складские объекты» и «природный ландшафт».
Согласно карте градостроительного зонирования (Приложение № 1 к Правилам землепользования и застройки в г. Холмске Сахалинской области) в редакции решения Собрания муниципального образования Холмский городской округ от 13 декабря 2012 года № 49/4-833, земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты> были отнесены к территориальной зоне П-4 «Зона для производственно-коммунальных объектов (широкого профиля)», а земельный участок с кадастровым номером - <данные изъяты> – к территориальным зонам Р-1 «Зона для зеленых насаждений общего пользования» и Ж-1 «Зона для застройки многоквартирными зданиями повышенной этажности (до 9 этажей) и объектами обслуживания населения».
Согласно карте градостроительного зонирования № 2 (Приложение № 2 к Правилам землепользования и застройки в г. Холмске Сахалинской области) в редакции решения Собрания муниципального образования Холмский городской округ от 21 декабря 2017 года № 52/5-554 в границах земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты> – установлена территориальная зона СО-3 («Зона для зеленых насаждений специального назначения»); в границах земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> – территориальная зона Р-1 («Природно-рекреационная зона для зеленых насаждений общего пользования»).
Из системного толкования положений пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, пункта 1 части 2 статьи 33 ГрК РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для соответствующей функциональной зоны. Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану, в том числе в части картографического материала, которым устанавливаются территориальные зоны, является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования.
При таких обстоятельствах отнесение в карте градостроительного зонирования, утвержденной пунктом 2 оспариваемого решения органа местного самоуправления от 21 декабря 2017 года № 52/5-554, земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты> и <данные изъяты> к территориальным зонам, не соответствующим функциональным зонам, установленным для них Генеральным планом муниципального образования «Холмский городской округ», является нарушением приведенных норм федерального законодательства.
Доводы административных ответчиков о том, что установленные в отношении спорных земельных участков территориальные зоны соответствуют назначению земель в соответствии с иными схемами, являющимися приложением к генеральному плану городского округа, правового значения для дела не имеют, поскольку согласно пункту 3.1.2 Генерального плана муниципального образования «Холмский городской округ» функциональные зоны в составе графических материалов представлены на чертеже «Схема существующих и планируемых границ функциональных зон».
Вопреки доводам представителя администрации муниципального образования «Холмский городской округ» И А.И., выявленное несоответствие ограничивает права административных истцов, установленные частью 7 статьи 8 Федерального закона № 119-ФЗ от 01 мая 2016 года и частью 9 статьи 36 ГрК РФ, на использование земель в соответствии с правовым режимом, соответствующим функциональному назначению зон, установленных для спорных земельных участков генеральным планом городского округа; нарушает принцип устойчивого развития территорий.
При таких обстоятельствах, когда в ходе рассмотрения дела установлено противоречие нормативно правового акта органа местного самоуправления в оспариваемой части нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также нарушение прав административных истцов, суд усматривает основания для удовлетворения административных исковых заявлений.
При этом, учитывая, что оспариваемый нормативно-правовой акт до вынесения настоящего решения суда применялся, и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд признает его недействующим в части с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административные исковые заявления ФИО2, ФИО1, ФИО3 удовлетворить.
Признать решение Собрания муниципального образования «Холмский городской округ» от 21 декабря 2017 года № 52/5-554 «О внесении изменений в решение Собрания муниципального образования «Холмский городской округ» № 49/4-833 от 13 декабря 2012 года «Об утверждении Правил землепользования и застройки в городе Холмске Сахалинской области» в части установления на карте градостроительного зонирования в границах земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> территориальной зоны СО-3 «Зона для зеленых насаждений специального назначения», в границах земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> – территориальной зоны Р-1 «Природно-рекреационная зона для зеленых насаждений общего пользования», недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
Сообщение о принятии указанного решения подлежит опубликованию в официальном печатном издании Собрания муниципального образования «Холмский городской округ» – газете «Холмская панорама» в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 28 мая 2018 года.
Судья С.А.Лихачева