ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 10 января 2019 г. № 3а-10/19
г.Вологда
Вологодский областной суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой М.В.,
с участием прокурора прокуратуры Вологодской области Иволга О.В.,
при секретаре Опрячиной Я.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Департамента лесного комплекса Вологодской области об оспаривании в части нормативного правового акта,
установил:
по материалам государственного лесного реестра лесной участок с местоположением: Вологодская область, Вологодский район, Вологодское лесничество, Пригородное участковое лесничество, УХ «Молочное» кварталы №№: 12 (выдел 5), 18 (выделы 8, 9, 20); Пригородное участковое лесничество, АПК «Майский» кварталы №№: 52 (выделы 10, 12, 13), 56 (выделы 1, 2); Пригородное участковое лесничество, ГОПХ «Куркино» кварталы №№: 3 (выделы 11, 12), 4 (выдел 2), 9 (выдел 7); Пригородное участковое лесничество, ГОПХ «Заря» кварталы №№: 12 (выделы 13, 14, 15), 15 (выделы 1, 2, 6), 17 (выделы 1, 2) относится к землям лесного фонда и входит в состав лесного участка, находящегося в собственности Российской Федерации, общей площадью 1438350000 кв.м. и местоположением: Вологодская область, Вологодский район
Кадастровый номер лесного участка в ГКН №....
Лесной участок с местоположением: Вологодская область, Вологодский район, Вологодское участковое лесничество квартал № 114 (выделы 9, 12, 13, 14, 15, 17, 19) относится к землям лесного фонда и входит в состав лесного участка, находящегося в собственности Российской Федерации, общей площадью 195490000 кв.м. и местоположением: Вологодская область, Вологодский район, Вологодское лесничество.
Кадастровый номер лесного участка в ГКН №....
Право собственности Российской Федерации на указанные лесные участки зарегистрировано в установленном законом порядке, о чем Управлением Федеральной регистрационной службы по Вологодской области выданы свидетельства о государственной регистрации права собственности от <ДАТА>№..., от <ДАТА>№... (т.1, л.д.210-211).
Решением Совета Майского сельского поселения Вологодского муниципального района Вологодской области от 23 декабря 2011 года № 187 утверждён генеральный план Майского сельского поселения.
В генеральный план внесены изменения решениями Совета от 27 февраля 2014 года № 307, от 10 марта 2016 года № 419, от 17 ноября 2016 года № 451.
В соответствии с генеральным планом Майского сельского поселения Вологодского муниципального района Вологодской области в границы населённых пунктов д. Семенково, д. Шаньково, д. Никулино, п. Майский, д. Маурино, с. Куркино, д. Дулепово, п. Заря, железнодорожной станции Дикая включены лесные участки в квартала №№: 12 (выдел 5ч), 18 (выделы 8ч, 9ч, 20ч) УХ «Молочное» Пригородного участкового лесничества Вологодского лесничества Вологодского района Вологодской области; 52 (выделы 10ч, 12ч, 13ч), 56 (выделы 1ч, 2ч) АПК «Майский» Пригородного участкового лесничества Вологодского лесничества Вологодского района Вологодской области; 114 (выделы 9ч, 12ч, 13ч, 14ч, 15ч, 17ч, 19ч) Вологодского участкового лесничества Вологодского лесничества Вологодского района Вологодской области; 3 (выделы 11ч, 12ч), 4 (выдел 2ч), 9 (выдел 7ч) ГОПХ «Куркино» Пригородного участкового лесничества Вологодского лесничества Вологодского района Вологодской области; 12 (выделы 13ч, 14ч, 15ч), 15 (выделы 1ч, 2, 6ч), 17 (выделы 1ч, 2ч) ГОПХ «Заря» Пригородного участкового лесничества Вологодского лесничества Вологодского района Вологодской области (по материалам лесоустройства Вологодского лесничества 1996 года).
На основании статьи 1.1 Положения о Департаменте лесного комплекса Вологодской области (утверждено постановлением Правительства Вологодской области от 24 сентября 2012 года № 1108) Департамент является постоянно действующим органом исполнительной государственной власти области в сфере организации и обеспечения использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов на землях лесного фонда, ведения государственного лесного реестра, осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, обеспечения инвестиционного и инновационного развития лесопромышленного комплекса области и в соответствии со статьёй 83 Лесного кодекса Российской Федерации осуществляет переданные Российской Федерацией полномочия в области лесных отношений.
Департамент лесного комплекса Вологодской области обратился в Вологодский областной суд с административным исковым заявлением о признании не действующим решения Совета Майского сельского поселения Вологодского муниципального района Вологодской области от 23 декабря 2011 года № 187 «Об утверждении генерального плана Майского сельского поселения Вологодского муниципального района» в части включения в границы населённых пунктов лесных участков, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации.
Административный истец полагает, что оспариваемое решение не соответствует Земельному кодексу Российской Федерации, Лесному кодексу Российской Федерации, Градостроительному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
В обоснование исковых требований представитель Департамента лесного комплекса Вологодской области по доверенности ФИО1 указал, что находящиеся в федеральной собственности лесные участки включены в границы Майского сельского поселения Вологодского муниципального района Вологодской области с нарушением предусмотренной статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, процедуры согласования проекта генерального плана с Рослесхозом. Оспариваемым актом изменено целевое назначение и правовой режим земель лесного фонда, что препятствует осуществлению полномочий органов федеральной власти по управлению землями лесного фонда, охране, защите и воспроизводству лесов.
Просил суд признать не действующим со дня вступления в законную силу решения суда решение Совета Майского сельского поселения Вологодского муниципального района Вологодской области от 23 декабря 2011 года № 187 «Об утверждении генерального плана Майского сельского поселения Вологодского муниципального района» в части включения в границы населённых пунктов д. Семенково, д. Шаньково, д. Никулино, п. Майский, д. Маурино, с. Куркино, д. Дулепово, п. Заря, железнодорожной станции Дикая лесных участков в кварталах №№: 12 (выдел 5ч), 18 (выделы 8ч, 9ч, 20ч) УХ «Молочное» Пригородного участкового лесничества Вологодского лесничества Вологодского района Вологодской области; 52 (выделы 10ч, 12ч, 13ч), 56 (выделы 1ч, 2ч) АПК «Майский» Пригородного участкового лесничества Вологодского лесничества Вологодского района Вологодской области; 114 (выделы 9ч, 12ч, 13ч, 14ч, 15ч, 17ч, 19ч) Вологодского участкового лесничества Вологодского лесничества Вологодского района Вологодской области; 3 (выделы 11ч, 12ч), 4 (выдел 2ч), 9 (выдел 7ч) ГОПХ «Куркино» Пригородного участкового лесничества Вологодского лесничества Вологодского района Вологодской области; 12 (выделы 13ч, 14ч, 15ч), 15 (выделы 1ч, 2, 6ч), 17 (выделы 1ч, 2ч) ГОПХ «Заря» Пригородного участкового лесничества Вологодского лесничества Вологодского района Вологодской области.
Представитель административного истца Департамента лесного комплекса Вологодской области по доверенности ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель административного ответчика Совета Майского сельского поселения Вологодского муниципального района Вологодской области, заинтересованного лица администрации Майского сельского поселения Вологодского муниципального района Вологодской области по доверенностям ФИО2 исковые требования не признала, указав, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий Совета Майского сельского поселения. Согласование проекта генерального плана осуществлялось в соответствии с действующим законодательством. Полагала, что проект генерального плана Майского сельского поселения Вологодского муниципального района Вологодской области являлся согласованным и подлежал утверждению. Поддержала доводы отзывов на административное исковое заявление (т.2, л.д.18-22).
Представитель заинтересованного лица Федерального агентства лесного хозяйства в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом. В письменных пояснениях представитель Рослесхоза по доверенности ФИО3 просил удовлетворить исковые требования Департамента, поскольку оспариваемый генеральный план Рослесхозом не согласован (т.1, л.д.212-214).
Представитель заинтересованного лица Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом. В письменных пояснениях представитель ТУ Росимущества в Вологодской области полагал исковые требования подлежащими удовлетворению, просил рассмотреть административное дело в отсутствие представителей (т.2, л.д. 14-16).
Представители заинтересованных лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Вологодской области в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Представлены ходатайства о рассмотрении административного дела в отсутствие представителей.
Заслушав объяснения лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Иволга О.В., полагавшей исковые требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
В соответствии с положениями статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель населённых пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населённых пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путём установления или изменения границ населённых пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.
Согласно пункту 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции на дату принятия оспариваемого нормативного акта) утверждение генерального плана поселения относилось к вопросам местного значения поселения, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления поселения (пункт 1 части 1 статьи 8, пункт 2 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 ГрК РФ).
В соответствии со статьёй 1 Устава Майского сельского поселения (здесь и далее - в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) Майское сельское поселение является муниципальным образованием и наделено в соответствии с Законом Вологодской области от 08 апреля 2009 года № 1993-ОЗ «О преобразовании некоторых муниципальных образований Вологодского муниципального района Вологодской области» статусом сельского поселения.
Согласно положениям статями 19, 20, 22 Устава Совет Майского сельского поселения входит в структуру органов местного самоуправления, является представительным органом и к его полномочиям относилось утверждение генерального плана сельского поселения.
Совет поселения по вопросам своего ведения принимает решения - правовые акты нормативного и иного характера. Принятые Советом поселения нормативные правовые акты направляются главе поселения для подписания и обнародования в течение 10 дней. Глава поселения в течение пяти дней подписывает нормативные правовые акты.
Официальным считается опубликование (обнародование) нормативных правовых актов органов местного самоуправления в газете «Маяк».
Как усматривается из материалов дела, решением Совета Майского сельского поселения Вологодского муниципального района Вологодской области от 23 декабря 2011 года № 187 утвержден генеральный план Майского сельского поселения Вологодского муниципального района.
27 декабря 2011 года решение опубликовано в приложении к газете «Маяк» «Официальный вестник» № 36 (185) (т.2, л.д.61-62).
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение принято уполномоченным органом в пределах его компетенции. Соблюдены форма, в которой Совет Майского сельского поселения Вологодского муниципального района Вологодской области вправе принимать нормативные правовые акты и порядок их опубликования, что не оспаривалось административным истцом.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации утверждение или изменение генерального плана поселения, отображающего границы населённых пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населённых пунктов.
При этом установление или изменение границ населённых пунктов, а также включение земельных участков в границы населённых пунктов либо исключение земельных участков из границ населённых пунктов является переводом земель населённых пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населённых пунктов (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»).
Подготовка проекта генерального плана поселения предусматривает его обязательное согласование с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом (часть 8 статьи 24 ГрК РФ), в указанных в статье 25 ГрК РФ случаях.
В частности, такое согласование требуется, если в соответствии с названным проектом предусматривается включение в границы населённых пунктов (в том числе образуемых населённых пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда (пункт 2 части 1 статьи 25 ГрК РФ).
Согласно пунктам 5, 6 Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов территориального планирования муниципальных образований, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 года № 178, в случае, если предложения, содержащиеся в таком проекте, предполагают изменение существующих или в соответствии со схемами территориального планирования Российской Федерации планируемых границ земель лесного фонда, заказчик направляет проект документа территориального планирования на согласование в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, для рассмотрения и представления заключения в части вопросов, входящих в компетенцию этого уполномоченного отраслевого органа. Таким федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере лесного хозяйства, в силу Положения о федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 736, является Федеральное агентство лесного хозяйства.
До 01 января 2015 года в соответствии с пунктом 4 названного постановления Правительства Российской Федерации к полномочиям Рослесхоза относилось согласование включения земельных участков земель лесного фонда в границы населённых пунктов. Рассмотрение проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации, генеральных планов г.г. Москвы и Санкт-Петербурга, схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и подготовку заключений в пределах своей компетенции (пункт 5.4.3.Положения).
Кроме того, подпунктом 5.4.3 указанного положения в действующей редакции за Рослесхозом сохранены полномочия на рассмотрение проектов генеральных планов поселений и подготовку заключений в пределах своей компетенции.
Следовательно, включение земельных участков из состава земель лесного фонда в границы населённых пунктов предполагает обязательное согласование со специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, что соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации об особом правовом режиме лесного фонда (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 03 февраля 2010 года № 238-О-О).
В соответствии со статьёй 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации (здесь и далее - в редакции, действовавшей в период подготовки проекта генерального плана Майского сельского поселения) лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69, 92 Лесного кодекса Российской Федерации. Исходя из правил названных статей, местоположение, границы и площадь лесных участков определяются на основании материалов лесоустройства по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Лесным кодексом Российской Федерации предусмотрено внесение сведений о лесных участках в государственный лесной реестр (статья 91), при этом полномочия по ведению государственного лесного реестра переданы субъектам Российской Федерации в отношении лесов, расположенных в их границах (статья 83).
Таким образом, государственный лесной реестр ведётся на основании материалов лесоустройства (топографических карт, фотопланшетов, описаний).
Лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учёт которых не осуществлялся, признаются ранее учтёнными объектами недвижимости (пункт 1 статьи 4.2 Вводного закона к Лесному кодексу).
Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (часть 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации). Основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства.
Учитывая изложенное, доказательствами, подтверждающими отнесение спорных земельных участков к землям лесного фонда, помимо свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, является информация из государственного лесного реестра - выписки из таксационных описаний, копии лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду.
По материалам государственного лесного реестра лесной участок с местоположением:
- Вологодская область, Вологодский район, Вологодское лесничество, Пригородное участковое лесничество, УХ «Молочное» квартал № 12 целевое назначение - защитные леса, защитные зоны; квартал № 18 целевое назначение - защитные леса, защитные зоны;
- Вологодская область, Вологодский район, Вологодское лесничество, Пригородное участковое лесничество, АПК «Майский» квартал № 52 целевое назначение - защитные леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; квартал № 56 целевое назначение - защитные леса, лесопарковые зоны;
- Вологодская область, Вологодский район, Вологодское лесничество, Вологодское участковое лесничество квартал № 114 защитные леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
- Вологодская область, Вологодский район, Вологодское лесничество, Пригородное участковое лесничество, ГОПХ «Куркино» квартал № 3 целевое назначение - защитные леса, зеленые зоны; квартал № 4 целевое назначение - защитные леса, зеленые зоны; квартал № 9 целевое назначение - защитные леса, зеленые зоны;
- Вологодская область, Вологодский район, Вологодское лесничество, Пригородное участковое лесничество, ГОПХ «Заря» квартал № 12 целевое назначение - защитные леса, зеленые зоны; квартал № 15 целевое назначение - защитные леса, защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации; защитные леса, зеленые зоны; квартал № 17 целевое назначение - защитные леса, защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации.
Указанное подтверждается справкой Департамента лесного комплекса Вологодской области от 26 ноября 2018 года № 71 как органа, уполномоченного на ведение государственного лесного реестра (л.д.189-209).
Факт включения в границы Майского сельского поселения вышеуказанных лесных участков подтверждён фрагментами графического наложения границ населенных пунктов на материалы лесоустройства Вологодского лесничества 1996 года, выполненными специалистом Северного филиала государственной инвентаризации лесов Федерального государственного унитарного предприятия «Рослесинфорг» «Севлеспроект» кадастровым инженером ФИО4 (т.1, л.д.17-27).
Суд признаёт указанные фрагменты графического наложения относимыми и допустимыми доказательствами по административному делу.
Согласно пояснительной записке к фрагменту графического наложения границ населенных пунктов Майского сельского поселения на материалы лесоустройства Вологодского лесничества 1996 года, подготовленной кадастровым инженером ФИО4, фрагменты графического наложения границ Майского сельского поселения Вологодского муниципального района Вологодской области на лесоустроительные картографические материалы выполнены в программном обеспечении «AUTOCAD LTD 2013» методом наложения лесоустроительных картографических материалов на границы Майского сельского поселения Вологодского муниципального района Вологодской области (т.1, л.д.227).
Исходя из положений части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Как усматривается из материалов дела, в целях реализации приоритетных национальных проектов в области строительства жилья и обеспечения устойчивого развития и определения использования территорий местного назначения, стратегического градостроительного развития, исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и специфических условий Майского сельского поселения, эффективного использования природных ресурсов развития инженерной, транспортной, социальной инфраструктуры администрацией Майского сельского принято постановление от 25 марта 2010 года № 67, которым начата подготовка проекта генерального плана Майского сельского поселения (т.2, л.д.23).
Департамент лесного комплекса Вологодской области письмом от 27 октября 2011 года № 101-04-28/2797 не согласовал проект генерального плана Майского сельского поселения, указав, что ряд лесных площадей (Пригородное участковое лесничество: хозяйства ГПЗ «Молочное», ОПХ «Заря», ТОО «Искра»), учтенные в государственном лесном реестре как земли лесного фонда, в представленном проекте обозначены как земли сельскохозяйственного назначения (т.2, л.д.44).
По результатам рассмотрения проекта генерального плана Правительством Вологодской области принято постановление от 06 декабря 2011 года № 1528, которым согласован представленный проект генерального плана Майского сельского поселения Вологодского муниципального района Вологодской области (т.2, л.д.54-55).
Постановлением администрации Майского сельского поселения от 14 декабря 2011 года № 264 проект генерального плана Майского сельского поселения направлен для утверждения на Совет Майского сельского поселения (т.2, л.д.56).
Советом Майского сельского поселения утверждён генеральный план Майского сельского поселения.
23 декабря 2011 года решение Совета Майского сельского поселения «Об утверждении генерального плана Майского сельского поселения» зарегистрировано за № 187 в деле «Журнал регистрации решений Совета поселения» (т.2, л.д.59-60).
В целях устойчивого развития территории Майского сельского поселения администрацией Майского сельского принято постановление от 20 ноября 2013 года № 308, которым начата подготовка проекта внесения изменений в генеральный план Майского сельского поселения (т.1, л.д.172).
По результатам рассмотрения проекта изменений в генеральный план Правительством Вологодской области принято постановление от 10 февраля 2014 года № 96, которым согласован представленный проект генерального плана Майского сельского поселения Вологодского муниципального района Вологодской области (т.1, л.д.169-170).
В оспариваемый нормативный правовой акт вносились изменения решениями Совета Майского сельского поселения от 27 февраля 2014 года № 307, от 10 марта 2016 года № 419, от 17 ноября 2016 года № 451 (т.1, л.д.14-16).
Судом установлено, что проект генерального плана Майского сельского поселения Вологодского муниципального района Вологодской области (в том числе и с учётом внесённых изменений) на согласование в Федеральное агентство лесного хозяйства не поступал, заключение на проект указанного генерального плана федеральным органом не давалось.
Отсутствие положительного заключения Рослесхоза, подготовленного в рамках предусмотренного статьёй 25 ГрК РФ согласования проекта документа территориального планирования, является существенным нарушением порядка принятия генерального плана поселения.
При отсутствии заключения Рослесхоза по включению земельных участков из состава земель лесного фонда в границы населённых пунктов соблюдение органом местного самоуправления процедур согласования само по себе не подтверждает соблюдение порядка принятия генерального плана сельского поселения. Иной подход означал бы, что достижение целей правоотношений по такому согласованию, направленных на охрану и защиту лесного фонда, основывающихся на принципах использования лесов с учётом их глобального экологического значения (пункт 3 статьи 1 ЛК РФ) и осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности (пункт 9 статьи 2 ГрК РФ), не является обязательным.
Лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим. Правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов и предполагает, в частности, обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство. Данная позиция закреплена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03 февраля 2010 года № 238-О-О.
Административным ответчиком относимых и допустимых доказательств в порядке части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, опровергающих фрагменты графического наложения границ, представлено не было.
Таким образом, при установлении границ населённых пунктов Майского сельского поселения Вологодского муниципального района Вологодской области осуществлён перевод земельных участков из состава земель лесного фонда в земли населённых пунктов с нарушением установленного порядка перевода земель из одной категории в другую.
С учётом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что решение об утверждении генерального плана Майского сельского поселения Вологодского муниципального района Вологодской области, принятое представительным органом - Советом Майского сельского поселения Вологодского муниципального района Вологодской области, без предусмотренного действующим законодательством согласования с Федеральным агентством лесного хозяйства включения в земли населённого пункта лесных участков является незаконным и не соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации, Лесному кодексу Российской Федерации, Градостроительному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», что является основанием для удовлетворения исковых требований.
В силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признаётся не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
При определении момента, с которого следует признать в части не действующим оспариваемый нормативный правовой акт, суд учитывает разъяснения пункта 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» о том, что суд может признать нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу, если его положения применялись и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций.
Как установлено в ходе судебного разбирательства по делу, положения решения Совета Майского сельского поселения Вологодского муниципального района Вологодской области от 23 декабря 2011 года № 187 «Об утверждении генерального плана Майского сельского поселения» (с учётом внесённых изменений) применялись и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, следовательно, оспариваемые положения нормативного правового акта подлежат признанию не действующими со дня вступления решения в законную силу.
В силу пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятом судом решении подлежит опубликованию в печатном средстве массовой информации газете Вологодского района «Маяк» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 175, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Департамента лесного комплекса Вологодской области удовлетворить.
Признать не действующим со дня вступления в законную силу решения суда решение Совета Майского сельского поселения Вологодского муниципального района Вологодской области от 23 декабря 2011 года № 187 «Об утверждении генерального плана Майского сельского поселения» (с учётом изменений, внесённых в генеральный план) в части включения в границы населённых пунктов д. Семенково, д. Шаньково, д. Никулино, п. Майский, д. Маурино, с. Куркино, д. Дулепово, п. Заря, железнодорожной станции Дикая лесных участков в кварталах №№: 12 (выдел 5ч), 18 (выделы 8ч, 9ч, 20ч) УХ «Молочное» Пригородного участкового лесничества Вологодского лесничества Вологодского района Вологодской области; 52 (выделы 10ч, 12ч, 13ч), 56 (выделы 1ч, 2ч) АПК «Майский» Пригородного участкового лесничества Вологодского лесничества Вологодского района Вологодской области; 114 (выделы 9ч, 12ч, 13ч, 14ч, 15ч, 17ч, 19ч) Вологодского участкового лесничества Вологодского лесничества Вологодского района Вологодской области; 3 (выделы 11ч, 12ч), 4 (выдел 2ч), 9 (выдел 7ч) ГОПХ «Куркино» Пригородного участкового лесничества Вологодского лесничества Вологодского района Вологодской области; 12 (выделы 13ч, 14ч, 15ч), 15 (выделы 1ч, 2, 6ч), 17 (выделы 1ч, 2ч) ГОПХ «Заря» Пригородного участкового лесничества Вологодского лесничества Вологодского района Вологодской области.
Сообщение о принятии решения опубликовать в печатном средстве массовой информации газете Вологодского района «Маяк» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Вологодский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.В. Соколова
Мотивированное решение изготовлено 15 января 2019 года