Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 мая 2019 года г. Иркутск
Иркутский областной суд в составе:
председательствующего судьи Ткачук М.А.,
при секретаре Матрозе Л.Ю.,
с участием:
представителя административного истца Администрации Карлукского муниципального образования – сельского поселения и заинтересованного лица Общества с ограниченной ответственностью «Чистые ключи» ФИО1,
представителей административного ответчика Службы по тарифам Иркутской области ФИО2 и ФИО3,
представителя заинтересованного лица Законодательного Собрания Иркутской области ФИО4,
прокурора Холодковой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-10/2019 по административному исковому заявлению Администрации Карлукского муниципального образования–администрации сельского поселения о признании несоответствующим федеральному законодательству и недействующим приказа Службы по тарифам Иркутской области от 6 февраля 2015 года № 25-спр «О порядке определения превышения размера роста платы граждан за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение по муниципальному образованию Иркутской области над установленным для соответствующего муниципального образования Иркутской области индексом максимально возможного изменения размера платы граждан за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение» в части, не предусматривающей порядка превышения размера роста платы граждан за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение по муниципальному образованию Иркутской области над установленным для соответствующего муниципального образования Иркутской области предельным индексом; возложении обязанности по принятию нового нормативного правового акта, заменяющего приказ от 6 февраля 2015 года № 25-спр в оспариваемой части,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением Администрации Карлукского муниципального образования от 29 декабря 2017 года № 430 установлены долгосрочные тарифы на питьевую воду для потребителей ООО «Чистые ключи» в деревне Карлук:
- с 1 января по 30 июня 2018 года в размере 34 рубля за кубический метр для населения (льготный тариф) и 79,72 рубля за кубический метр для прочих потребителей,
- с 1 июля 2018 года по 30 июня 2019 года в размере 35,36 рублей за кубический метр для населения (льготный тариф) и 79,72 рубля за кубический метр для прочих потребителей,
- с 1 июля 2019 года по 30 июня 2020 года в размере 36,77 рублей за кубический метр для населения (льготный тариф) и 85,20 рубля за кубический метр для прочих потребителей,
- с 1 июля 2020 года по 31 декабря 2020 года в размере 38,24 рублей за кубический метр для населения (льготный тариф) и 87,19 рубля за кубический метр для прочих потребителей.
Установление для категории «население» льготных тарифов влечет компенсацию выпадающих доходов регулируемой организации от реализации услуг населению по холодному водоснабжению, не обеспечивающих возмещение экономически обоснованных расходов, за счет средств областного бюджета.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации – Служба по тарифам Иркутской области, реализуя контрольные полномочия, 10 апреля 2018 года вынесла предписание № 20-Пр органу местного самоуправления, в котором указала на необходимость установления для населения ООО «Чистые ключи» тарифов на питьевое водоснабжение на экономически обоснованном уровне (79 рублей за кубический метр). Предписание мотивировано невозможностью установления льготных тарифов в связи с тем, что ранее потребителям ООО «Чистые ключи» коммунальная услуга холодного водоснабжения не оказывалась, определить превышение роста платы за холодное водоснабжение над установленным для Карлукского муниципального образования предельным индексом, возможным не представляется. Данное предписание оспорено органом местного самоуправления в Арбитражном суде Иркутской области, производство по делу № А19-10391/2018 приостановлено.
Служба по тарифам Иркутской области обратилась в Иркутский районный суд Иркутской области с административным исковым заявлением об оспаривании постановления Администрации Карлукского муниципального образования от 29 декабря 2017 года № 430 «Об установлении долгосрочных тарифов на питьевую воду для потребителей ООО «Чистые ключи» в деревне Карлук». Производство по административному делу № 2а-843/2019 приостановлено.
Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» наряду со льготами, установленными федеральными законами для физических лиц, льготные тарифы в сфере водоснабжения устанавливаются при наличии соответствующего закона субъекта РФ (часть 26 статьи 32).
Законом Иркутской области 1 октября 2014 года № 103-ОЗ «О льготных тарифах в сфере водоснабжения и водоотведения» установлены лица, имеющие право на указанные льготы, к которым относятся граждане (население).
Основанием для предоставления населению льгот является определяемое в установленном уполномоченном органом порядке превышение размера роста платы граждан за холодное водоснабжение по муниципальному образованию Иркутской области над установленным для этого муниципального образования предельным индексом.
Такой порядок определен приказом Службы по тарифам Иркутской области от 6 февраля 2015 года № 25-спр «О порядке определения превышения размера роста платы граждан за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение по муниципальному образованию Иркутской области над установленным для соответствующего муниципального образования Иркутской области индексом максимально возможного изменения размера платы граждан», который оспаривается административным истцом ООО «Чистые ключи» в Иркутском областном суде в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в данном административном деле.
Административный истец Администрация Карлукского муниципального образования–администрация сельского поселения полагает, что тарифный орган в нарушение федерального законодательства в своем нормативном акте установил положения, которые предусматривают расчет превышения размера роста платы граждан не по муниципальному образованию, а по каждой организации, что влечет:
- возможность установления льготных тарифов в зависимости от факта осуществления организацией деятельности в предыдущих периодах,
- необоснованное исключение из сферы правового регулирования вновь образованных организаций, которые впервые приступают к предоставлению коммунальных услуг населению,
- необоснованное сужение сферы действия льгот для населения, предусмотренных действующим законодательством,
- установление в отношении одной и той же категории потребителей тарифов на коммунальный ресурс, которые существенно различаются между собой (34 и 79 рублей),
- создание необоснованных препятствий при реализации ресурсоснабжающими организациями права на компенсацию межтарифной разницы.
Оспариваемый приказ противоречит конституционным принципам правовой определенности, равенства и справедливости, содержит коррупциогенный фактор. Нарушает установленные Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» принципы обеспечения стабильных и недискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения; обеспечения равных условий доступа абонентов к водоснабжению.
Оспариваемый приказ принят административным ответчиком в отсутствие полномочий и препятствует осуществлению органом местного самоуправления полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения. Применение данного акта на практике не соответствует его истолкованию в системе нормативных правовых актов.
В случае признания оспариваемого приказа недействующим, возникнет недостаточная правовая урегулированность и невозможность предоставления льгот населению, поэтому необходимо принятие нового нормативного акта.
При принятии оспариваемого приказа тарифным органом необоснованно применен принцип неизменности набора и объема коммунальных услуг, предусмотренный Основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2004 года № 400, которые не входят в сферу государственного регулирования тарифов. Применение данного нормативного акта фактически является осуществлением контрольной функции, что ведет к подмене полномочий органов государственного жилищного надзора.
Приказом Службы по тарифам Иркутской области от 4 декабря 2017 года № 425-спр установлены предельные индексы изменения размера платы граждан за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение в отношении каждого муниципального образования на территории Иркутской области на 2018 год. Между тем, порядка определения соответствия роста платы этим предельным индексам по муниципальному образованию не установлено, вместо этого административный ответчик установил порядок определения превышения роста платы граждан по отдельной организации, что не соответствует предельному индексу, установленному указанным приказом.
Административным истцом заявлены требования, с учетом уточнений:
- о признании не соответствующим пунктам 5, 6, 7 части 2 статьи 3, части 26 статьи 32 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», статьям 20, 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 1 Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», подпунктам «а», «в», «и» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, пунктам 12, 24, 25, 34 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406, пунктам 1, 11, 12 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2004 года № 400, статье 4 Закона Иркутской области от 1 октября 2014 года № 103-ОЗ «О льготных тарифах в сфере водоснабжения и водоотведения» и недействующим о дня вступления решения суда в законную силу приказа Службы по тарифам Иркутской области от 6 февраля 2015 года № 25-спр «О порядке определения превышения размера роста платы граждан за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение по муниципальному образованию Иркутской области над установленным для соответствующего муниципального образования Иркутской области индексом максимально возможного изменения размера платы граждан» в части, не предусматривающей порядка превышения размера роста платы граждан за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение по муниципальному образованию Иркутской области над установленным для соответствующего муниципального образования Иркутской области предельным индексом;
- о возложении на Службу по тарифам Иркутской области обязанности по принятию нового нормативного правового акта, заменяющего приказ от 6 февраля 2015 года № 25-спр в оспариваемой части.
В судебном заседании представитель административного истца Администрации Карлукского муниципального образования – сельского поселения и заинтересованного лица Общества с ограниченной ответственностью «Чистые ключи» ФИО1 административные исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении.
В судебном заседании представители административного ответчика Службы по тарифам Иркутской области ФИО2 и ФИО3 административные исковые требования не признали, указали на наличие полномочий на принятие оспариваемого приказа, соответствие оспариваемого нормативного правового акта положениям федерального законодательства, имеющего большую юридическую силу, а также на то обстоятельство, что плата за коммунальные услуги включает в себя и плату за холодную воду. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, в связи с чем, при принятии оспариваемого приказа тарифный орган применил положения Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2004 года № 400. Определение превышения размера роста платы граждан за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение по муниципальному образованию Иркутской области над установленным для соответствующего муниципального образования индексом максимально возможного изменения размера платы граждан за водоснабжение осуществляется Службой при установлении тарифов, в том числе на холодную воду, а также при осуществлении контрольных мероприятий за соблюдением установленных предельных индексов. Определение превышения роста платы осуществляется по каждой организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение для населения территории муниципального образования. Предельные индексы применяются в отношении платы граждан за водоснабжение по состоянию на 31 декабря 2017 года. Поскольку гражданам, которые являются потребителями ООО «Чистые ключи», плата за холодную воду в декабре 2017 года не предъявлялась ввиду того, что такая услуга им вообще не оказывалась, определить превышение роста платы не представляется возможным, поэтому для этих потребителей невозможно установление льготного тарифа в 2018 году, он может быть только экономически обоснованным, а в последующие периоды регулирования будет определяться превышение роста платы за коммунальную услугу, в случае ее роста свыше установленных предельных индексов, будет применяться льготный тариф, который никогда не сравняется со льготным тарифом для потребителей второй организации, оказывающей услуги по холодному водоснабжению на территории Карлукского муниципального образования, ООО «Южнобайкальское».
В судебном заседании представитель заинтересованного лица Законодательного Собрания Иркутской области ФИО4 с административными исковыми требованиями не согласилась, указав, что в рамках предоставленных федеральным законодательством полномочий представительный орган государственной власти Иркутской области установил законом Иркутской области № 103-ОЗ лиц, имеющих право на льготы при установлении тарифов в сфере водоснабжения, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов организаций, осуществляющих водоснабжение. Правовая природа предельных индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях представляет собой механизм защиты от необоснованного повышения платы в отношении конкретного гражданина, который имеет договор на поставку соответствующего коммунального ресурса с конкретной ресурсоснабжающей организацией. Законодательство о государственном регулировании тарифов не устанавливает такого правового принципа, как равенство тарифов для потребителей на территории муниципального образования. Наличие различных технологически не связанных между собой систем водоснабжения и различных технологических процессов может объективно создавать условия для отличия в стоимости коммунальных ресурсов. В качестве одного из механизмов «усреднения» тарифов для потребителей на территории муниципального образования Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» предусматривает решение органа местного самоуправления о создании гарантирующей организации. Однако Администрация Карлукского сельского поселения данное полномочие не реализовала.
В судебное заседание не явились представители заинтересованных лиц Правительства Иркутской области, Администрации Иркутского районного муниципального образования, Федеральной антимонопольной службы России, Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области, о времени и месте рассмотрения дела извещены. Правительством Иркутской области и Администрацией Иркутского районного муниципального образования направлены истребованные судом документы, с просьбой о рассмотрении административного дела в их отсутствие.
В соответствии с положениями статьи 150, части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассматривает административное дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, не представивших доказательств уважительности причин отсутствия и не просивших об отложении разбирательства дела.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы административного дела, письменные материалы тарифного дела, проверив оспариваемый нормативный правовой акт на соответствие федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Холодковой О.В., полагавшей не подлежащими удовлетворению административные исковые требования, Иркутский областной суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с положениями части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений (пункт 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»).
Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406, а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам России от 27 декабря 2013 года № 1746-э.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относится, в том числе, установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
В Иркутской области таким уполномоченным органом является Служба по тарифам Иркутской области (пункт 5 Положения о службе по тарифам Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 7 июня 2012 года № 303-пп).
Частью 2 статьи 5 данного закона, в редакции Федерального закона от 28 ноября 2015 года № 357-ФЗ, установлено, что полномочия в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренные пунктом 1 части 1 настоящей статьи, могут передаваться органам местного самоуправления законами субъектов Российской Федерации.
Законом Иркутской области от 6 ноября 2012 года № 114-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными областными государственными полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения» органы местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области наделены полномочиями по установлению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (пункт 1 части 1 статьи 2 Закона Иркутской области № 114-ОЗ).
Органы местного самоуправления осуществляют указанные государственные полномочия в случае, когда регулируемые организации осуществляют эксплуатацию централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, расположенных на территории соответствующего муниципального образования, а также подвоз холодной воды, и обслуживаемые указанными регулируемыми организациями потребители соответствующего муниципального образования потребляют более 80 процентов (в натуральном выражении) товаров и услуг этих регулируемых организаций.
В отношении регулируемых организаций, не отвечающих перечисленным условиям, установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется Службой по тарифам Иркутской области в соответствии с абзацем 2 подпункта 23(1) пункта 5 Положения о службе по тарифам Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 7 июня 2012 года № 303-пп).
Постановлением Администрации Карлукского муниципального образования от 29 декабря 2017 года № 430 установлены долгосрочные тарифы на питьевую воду для потребителей ООО «Чистые ключи»:
- с 1 января по 30 июня 2018 года в размере 34 рубля за кубический метр для населения (льготный тариф) и 79,72 рубля за кубический метр для прочих потребителей,
- с 1 июля 2018 года по 30 июня 2019 года в размере 35,36 рублей за кубический метр для населения (льготный тариф) и 79,72 рубля за кубический метр для прочих потребителей,
- с 1 июля 2019 года по 30 июня 2020 года в размере 36,77 рублей за кубический метр для населения (льготный тариф) и 85,20 рубля за кубический метр для прочих потребителей,
- с 1 июля 2020 года по 31 декабря 2020 года в размере 38,24 рублей за кубический метр для населения (льготный тариф) и 87,19 рубля за кубический метр для прочих потребителей.
Согласно части 1 статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации, утвержденных Правительством Российской Федерации. Предельные индексы и индексы по субъектам Российской Федерации устанавливаются на долгосрочный период (на срок не менее чем три года, если иное не установлено Правительством Российской Федерации) в соответствии с основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации.
В соответствии с положениями подпунктов 10, 23(1), 36(1) пункта 5 Положения о службе по тарифам Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 7 июня 2012 года № 303-пп, указанная служба в соответствии с действующим законодательством осуществляет:
- мониторинг применения предельных индексов изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Иркутской области;
- государственный контроль (надзор) в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения;
- расчет предельных (максимальных) индексов изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях.
Льготные тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения устанавливаются федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются лица, имеющие право на льготы, основания предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (часть 26 статьи 32 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении).
Статьей 4 Закона Иркутской области от 1 октября 2014 года № 103-ОЗ «О льготных тарифах в сфере водоснабжения и водоотведения» определено, что основанием для предоставления льгот является определяемое в установленном уполномоченным органом порядке превышение размера роста платы граждан за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение по муниципальному образованию Иркутской области над установленным для соответствующего муниципального образования Иркутской области предельным индексом.
Под уполномоченным органом понимается исполнительный орган государственной власти Иркутской области в сфере государственного регулирования тарифов на территории Иркутской области (статья 2 Закона Иркутской области № 103-ОЗ), которым является Служба по тарифам Иркутской области в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 7 июня 2012 года № 303-пп.
Порядок определения наличия или отсутствия превышения роста платы за коммунальные услуги для населения на территории муниципального образования над установленным для соответствующего муниципального образования индексом максимально возможного изменения размера платы граждан за коммунальные услуги регламентирован приказом Службы по тарифам Иркутской области от 6 февраля 2015 года № 25-спр, который оспаривается в данном административном деле.
Данный приказ является нормативным правовым актом, поскольку принят управомоченным органом, содержит правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо в сфере тарифного регулирования.
Оспариваемый приказ Службы по тарифам Иркутской области применен к административному истцу, являющемуся тарифным органом, которому вынесено предписание контролирующим органом государственной власти Иркутской области – Службой по тарифам Иркутской области 10 апреля 2018 года № 20-Пр «Об устранении нарушений действующего законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов), которым предписано обеспечить принятие решения о внесении изменений в постановление Администрации Карлукского муниципального образования от 29 декабря 2017 года № 430 «Об установлении долгосрочных тарифов на питьевую воду для потребителей ООО «Чистые ключи» в деревне Карлук». Суд учитывает, что несмотря на отсутствие ссылки в указанном предписании на оспариваемый приказ, он включен в систему нормативных правовых актов, которые применяются Службой по тарифам Иркутской области при контроле за органами местного самоуправления, осуществляющими реализацию государственных полномочий по установлению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Администрация Карлукского муниципального образования – сельского поселения является также органом местного самоуправления, который обеспечивает в границах муниципального образования водоснабжение населения в пределах полномочий, установленных подпунктом 4 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации и частью 2 статьи 5 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Поскольку административный истец полагает, что оспариваемым приказом Службы по тарифам Иркутской области нарушены его права, он вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании приказа Службы по тарифам Иркутской области 6 февраля 2015 года № 25-спр.
В соответствии с положениями частей 8 и 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт.
В соответствии со статьей 2 Закона Иркутской области от 12 января 2010 года № 1-оз «О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области» под правовым актом области понимается официальный письменный документ, обязательный на территории области и направленный на установление, изменение или отмену общеобязательных норм (нормативный правовой акт), или официальный письменный документ индивидуального правового регулирования (ненормативный правовой акт), принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом области в пределах полномочий либо принятый на референдуме Иркутской области.
Согласно частям 1, 3, 4 статьи 13 указанного закона области нормативные правовые акты министерств и иных исполнительных органов государственной власти Иркутской области издаются в форме приказов.
Приказы исполнительного органа государственной власти области должны содержать указание на правовые акты, на основании и во исполнение которых издается соответствующий правовой акт.
Приказы исполнительного органа государственной власти области издаются его руководителем путем их подписания.
Оспариваемый приказ от 6 февраля 2015 года № 25-спр подписан руководителем Службы по тарифам Иркутской области ФИО5, действующим на основании распоряжений Губернатора Иркутской области от 11 марта 2014 года № 128-рк и от 10 октября 2016 года № 644-рк (л.д.99-100 том 1), в нем содержится указание на правовые акты, на основании и во исполнение которых он издан.
В соответствии со статьей 54 указанного закона Иркутской области официальное опубликование правовых актов исполнительных органов государственной власти осуществляется в печатном средстве массовой информации и на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru).
Оспариваемый приказ Службы по тарифам Иркутской области от 6 февраля 2015 года № 25-спр опубликован в общественно-политической газете «Областная» 11 февраля 2015 года № 14 (1330) (л.д.91 том 1), которая в соответствии с Законом Иркутской области от 12 марта 2010 года № 10-ОЗ является печатным средством массовой информации, учрежденным органами государственной власти Иркутской области для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти Иркутской области, иной официальной информации.
Таким образом, оспариваемый приказ Службы по тарифам Иркутской области принят в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением его формы, опубликован и введен в действие в установленном законом порядке.
Проверяя соблюдение процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, суд установил следующее.
В силу статей 2 и 4 Закона Иркутской области «О льготных тарифах в сфере водоснабжения и водоотведения» Служба по тарифам Иркутской области является уполномоченным органом, который определяет превышение размера роста платы граждан за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение по муниципальному образованию Иркутской области над установленным для соответствующего муниципального образования Иркутской области предельным индексом.Положения федерального и регионального законодательства не содержат положений о согласовании указанного порядка с иными органами государственной власти.
Из содержания Типового положения об органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2011 года № 97, а также Порядка деятельности Правления Службы по тарифам Иркутской области, утвержденного приказом Службы по тарифам Иркутской области от 30 августа 2016 года № 186-спр, не следует, что вопрос принятия оспариваемого нормативного правового акта выносится на заседание Правления.
В связи с этим, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт правомерно принят руководителем Службы по тарифам Иркутской области после его подготовки соответствующими отделами указанного органа исполнительной власти Иркутской области, то есть без нарушений соответствующей процедуры.
Проверяя соответствие оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд установил следующие юридически значимые обстоятельства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» данный закон регулирует правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения.
К отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, водоотведению, с оплатой таких услуг, положения настоящего Федерального закона применяются в части, не урегулированной другими федеральными законами.
Статьей 154 Жилищного кодекса установлено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду.
Согласно статье 155 указанного кодекса плата за жилое помещение вносится на основании платежных документов.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на основании установленных тарифов органами государственной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в случае передачи им государственных полномочий в соответствии с законом (статья 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Установление данных индексов является частью механизма государственного контроля за ростом коммунальных платежей в Российской Федерации, в связи с чем, повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных индексов не допускается.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года № 400 утверждены Основы формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации. Они определяют принципы и порядок расчета, утверждения и применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях и индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации, основания и порядок изменения предельных индексов и индексов по субъектам Российской Федерации в течение периода их действия, порядок мониторинга и контроля за соблюдением предельных индексов и индексов по субъектам Российской Федерации, основания и порядок согласования предельных индексов представительными органами муниципальных образований, основания и порядок выплаты компенсаций организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения и обращения с твердыми коммунальными отходами, за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в связи с изменениями предельных индексов и (или) индексов по субъектам Российской Федерации, порядок опубликования решений об установлении предельных индексов и индексов по субъектам Российской Федерации, а также информации о результатах контроля за соблюдением индексов по субъектам Российской Федерации и государственного жилищного надзора в части предупреждения, выявления и пресечения нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.
Индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации на соответствующий долгосрочный период утверждаются распоряжениями Правительства Российской Федерации.
На территории Иркутской области индексы изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2017 года № 2353-р в размере 0% с 1 января по 30 июня 2018 года и в размере 5% с 1 июля по 31 декабря 2018 года.
На 2018 год распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2014 года № 2222-р утверждены предельно допустимые отклонения по отдельным муниципальным образованиям от величины указанных индексов, по Иркутской области такое отклонение на 2018 год составляло 2,1%.
Таким образом, максимальный предельный индекс по Иркутской области в 2018 году составлял 7,1%.
На 2018 год указом Губернатора Иркутской области от 30 ноября 2017 года № 219-уг были утверждены предельные индексы в 432 муниципальных образованиях в размере 7,1%, в том числе для Карлукского муниципального образования с 1 января по 30 июня 2018 года в размере 0%, с 1 июля по 31 декабря 2018 года в размере 7,1%.
В соответствии с частью 26 статьи 32 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении наряду со льготами, установленными федеральными законами в отношении физических лиц, льготные тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения устанавливаются при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации, которым устанавливаются лица, имеющие право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Подпунктом «б» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установлено, что законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Законом Иркутской области от 1 октября 2014 года № 103-ОЗ «О льготных тарифах в сфере водоснабжения и водоотведения» установлены лица, имеющие право на льготы при установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
В силу положений статьи 4 Закона Иркутской области № 103-ОЗ основанием для предоставления льгот является определяемое в установленном уполномоченном органом порядке превышение размера роста платы граждан за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение по муниципальному образованию Иркутской области над установленным для соответствующего муниципального образования Иркутской области предельным индексом.
Приказом Службы по тарифам Иркутской области от 6 февраля 2015 года № 25-спр утвержден Порядок определения превышения размера роста платы граждан за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение по муниципальному образованию Иркутской области над установленным для соответствующего муниципального образования Иркутской области индексом максимально возможного изменения размера платы граждан за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Приказом Службы по тарифам Иркутской области от 4 декабря 2017 года № 425-спр установлены индексы максимально возможного изменения размера платы граждан за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение по муниципальным образованиям Иркутской области на 2018 год, которым для Карлукского муниципального образования установлен предельный индекс с 1 июля по 31 декабря 2018 года в размере 4,10%.
Согласно пунктам 2-6 оспариваемого приказа Службы по тарифам Иркутской области от 6 февраля 2015 года № 25-спр, определение превышения размера роста платы граждан за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение по муниципальному образованию Иркутской области над установленным для соответствующего муниципального образования индексом максимально возможного изменения размера платы граждан осуществляется Службой по тарифам Иркутской области при установлении регулируемых тарифов на горячую воду, питьевую воду, водоотведение, а также при осуществлении контрольных мероприятий за соблюдением установленных предельных индексов.
Определение превышения роста платы осуществляется по каждой организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение для населения на территории муниципального образования. Этот показатель определяется на основании данных, представленных органами местного самоуправления муниципальных образований в формате шаблонов Единой информационно-аналитической системы ФСТ России.
Превышение роста платы определяется по отношению к предельному индексу, установленному Службой по тарифам Иркутской области на текущий финансовый год.
Базой для определения превышения роста платы являются следующие показатели:
1)тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение), питьевую воду (питьевое водоснабжение) и (или) водоотведение, установленные (предполагаемые к установлению) на текущий финансовый год Службой и органами местного самоуправления в отношении организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение для населения на территории муниципального образования;
2)нормативы потребления коммунальных услуг по горячему и холодному водоснабжению, водоотведению в жилых помещениях, утвержденные в соответствии с законодательством;
3)объем потребления коммунальных услуг по горячему, холодному водоснабжению, водоотведению в жилых помещениях, обслуживаемых каждой организацией, в соответствии с показаниями общедомовых приборов учета (усредненные данные не менее чем за два года).
Административный истец настаивает, что оспариваемым нормативным правовым актом не предусмотрен порядок превышения размера роста платы граждан за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение именно по муниципальному образованию Иркутской области, так как расчет происходит по каждой организации.
Сопоставив содержание данных положений оспариваемого нормативного правового акта с вышеназванными положениями законодательства, суд приходит к выводу о том, что они соответствуют нормам федерального и регионального законодательства, поскольку правовая природа соответствующих предельных индексов представляет собой механизм защиты от необоснованного повышения коммунальной платы в отношении конкретного гражданина, который имеет договор на поставку соответствующего коммунального ресурса с конкретной ресурсоснабжающей организацией.
Административный истец оспаривает приказ Службы по тарифам Иркутской области от 6 февраля 2015 года № 25-спр, полагая, что определение превышения роста коммунальной платы по каждой организации, в случае, если ресурсоснабжающая организация ранее не оказывала услуги по холодному водоснабжению, влечет нарушение ее прав на установление льготных тарифов в отношении населения и на компенсацию выпадающих доходов за счет областного бюджета, предлагая производить расчет среднего значения по муниципальному образованию с учетом других организаций, которые оказывали данные услуги.
Однако, такой расчет может привести к нарушению прав граждан (населения), а не к защите их прав, поскольку в случае, если у одной регулируемой организации произойдет рост тарифов по отношению к прошлому периоду регулирования, например, на 2%, а у второй организации на 8%, при этом среднее значение 5% не будет превышать установленный предельный индекс, то ограничивать рост платы граждан для второй организации, где рост составил 8%, не представится возможным, что фактически приведет к росту коммунальной платы граждан, обслуживаемых этой организацией свыше установленного законодательством предельного индекса, что является недопустимым.
В связи с этим, с учетом системного анализа вышеназванного законодательства, суд приходит к выводу о том, что установление в оспариваемом нормативном правовом акте Службы по тарифам Иркутской области расчета роста платы граждан по каждой организации соответствует требованиям федерального и регионального законодательства, имеющего большую юридическую силу, а предлагаемый административным истцом расчет ему противоречит.
Судом установлено, что ООО «Чистые ключи» впервые приступило к регулируемой деятельности по холодному водоснабжению части населения деревни Карлук в 2018 году, заключив концессионное соглашение с Комитетом по управлению муниципальным имуществом и жизнеобеспечению администрации Иркутского районного муниципального образования 15 декабря 2017 года (л.д.127-139 том 2).
Постановлением Администрации Карлукского муниципального образования от 29 декабря 2017 года № 430 установлены долгосрочные тарифы на питьевую воду для потребителей ООО «Чистые ключи» в деревне Карлук, причем для населения установлен льготный, а не экономически обоснованный тариф.
Законодательство о государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения не устанавливает такого правового принципа, как равенство тарифов для потребителей на территории муниципального образования.
Более того, из содержания Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», Основ ценообразования и Методических указаний в указанной сфере следует, что для каждой ресурсоснабжающей организации устанавливаются индивидуальные тарифы, которые могут отличаться от тарифов другой ресурсоснабжающей организации, оказывающей услуги населению на территории одного населенного пункта.
Администрация Карлукского муниципального образования рассчитала экономически обоснованный тариф для потребителей ООО «Чистые ключи» на уровне 79 рублей за кубический метр, не приводя расчеты льготного тарифа в своем нормативном акте, отсутствует такой расчет и в материалах тарифного дела, которые обозревались в судебном заседании.
Фактически льготный тариф для населения был установлен на уровне ООО «Южнобайкальское», которое оказывает услуги водоснабжения другой части населения в деревне Карлук, поскольку разница между этим тарифом и экономически обоснованным тарифом ООО «Чистые ключи» превышает установленный предельный индекс для данного муниципального образования.
Между тем, такой расчет тарифного органа не предусмотрен ни тарифным, ни жилищным законодательством.
В этом случае, суд считает правильной правовую позицию Службы по тарифам Иркутской области, предусмотревшей в оспариваемом нормативном правовом акте учет объема потребления коммунальных услуг, который предусмотрен Основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года № 400.
Ссылка административного истца на то обстоятельство, что данный нормативный акт не регулирует спорные правоотношения, является несостоятельной, поскольку данный акт применяется в части, которая не урегулирована специальным законодательством в сфере тарифообразования, так как это необходимо для определения превышения размера роста платы граждан за водоснабжение по муниципальному образованию над установленным для соответствующего муниципального образования индексом максимально возможного изменения размера платы граждан.
В соответствии с пунктами 4, 5, 10 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации предельные индексы устанавливаются и применяются исходя из неизменности порядка оплаты коммунальных услуг, набора и объема потребляемых коммунальных услуг.
Применение предельных индексов должно обеспечивать изменение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года по отношению к размеру вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в декабре предшествующего календарного года не более чем на установленную величину предельного индекса.
При этом не подлежит учету разница в размере платежей, возникающая вследствие изменения набора коммунальных услуг.
Судом установлено, что ранее государственное регулирование тарифов на питьевую воду для населения деревни Карлук, обслуживаемого ООО «Чистые ключи», не осуществлялось, плата указанной части населения за питьевую воду не предъявлялась и не взималась. До 1 января 2018 года данным потребителям коммунальная услуга холодного водоснабжения не оказывалась, с указанной даты у населения произошло изменение набора предоставляемых коммунальных услуг.
Данные обстоятельства подтверждаются информацией, представленной административным истцом в Службу по тарифам Иркутской области в формате шаблонов OREP.KU.2017.MONTHLY.X (л.д. 239-242 том 3), из содержания которой следует, что до 1 января 2018 года водоснабжение на территории деревни Карлук осуществляла одна организация ООО «Южнобайкальское» для населения численностью 1242 человека, а после указанной даты численность населения для ООО «Южнобайкальское» возросла до 1919 человек и дополнительно добавилось еще 677 человек – потребителей ООО «Чистые ключи», которым коммунальная услуга не оказывалась в 2017 году.
Поскольку разница в размере платежей у населения, обслуживаемого ООО «Чистые ключи», обусловлена изменением набора коммунальных услуг, суд приходит к выводу о том, что оснований для установления льготных тарифов для этой категории населения на 2018 год, который относится к первому году первого периода регулирования, у органа местного самоуправления не имелось, так как отсутствует базовый период (декабрь 2017 года) для применения предельного индекса на 2018 год ввиду невозможности сопоставления размера платы за коммунальную услугу в декабре 2017 года к каждому месяцу 2018 года.
В соответствии с положениями пункта 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают, в том числе, полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».
Частью 1 статьи 6 вышеназванного закона установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации.
Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации (часть 1.1 Федерального закона № 131-ФЗ).
Статьей 2 Закона Иркутской области от 06.11.2012 N 114-ОЗ установлено, что органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по установлению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения и осуществляют их в случае, когда регулируемые организации осуществляют эксплуатацию централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, расположенных на территории соответствующего муниципального образования.
Административный истец – Администрация Карлукского муниципального образования при установлении тарифов на водоснабжение для дополнительной части населения не определил на территории деревни Карлук гарантирующую организацию с целью выравнивания тарифов для потребителей на территории одного муниципального образования.
Эти положения законодательства административным истцом не были учтены, не реализованы обязанности органа местного самоуправления по организации водоснабжения с учетом соблюдения прав всех проживающих граждан. Вместо этого, административный истец, защищая права ресурсоснабжающей организации ООО «Чистые ключи», требует фактически возмещения выпадающих доходов за счет средств областного бюджета, что не предусмотрено действующим законодательством для организации впервые приступившей к осуществлению регулируемой деятельности, поскольку установление льготных тарифов возможно только во второй год периода регулирования в случае превышения роста платы за коммунальные услуги над установленным предельным индексом, что в данном случае в отношении ООО «Чистые ключи» не имеет места.
Административный истец не учитывает то обстоятельство, что средства областного бюджета являются также средствами налогоплательщиков, которые используются в установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации порядке и не могут направляться на возмещение выпадающих доходов ресурсоснабжающих организаций в случае установления им тарифными органами льготных тарифов с нарушением законодательства в сфере государственного регулирования тарифов.
При таких обстоятельствах суд не усматривает оснований для признания оспариваемого нормативного правового акта Службы по тарифам Иркутской области недействующим.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу о несостоятельности доводов административного истца о невозможности установления льготных тарифов для населения при исключении из сферы правового регулирования вновь образованных организаций, а также о необоснованном сужении сферы действия льгот для населения, о создании необоснованных препятствий ресурсоснабжающим организациям на компенсацию межтарифной разницы.
Ссылка административного истца на обстоятельства установления льготных тарифов для потребителей иных организаций, которые впервые приступили к осуществлению деятельности, опровергнута Службой по тарифам Иркутской области с приведением обоснования с учетом получения потребителями коммунальных услуг в предыдущих периодах регулирования (л.д.191-193, 206-217 том 1).
Вопреки утверждениям административного истца оспариваемый приказ Службы по тарифам Иркутской области от 6 февраля 2015 года № 25-спр «О порядке определения превышения размера роста платы граждан за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение по муниципальному образованию Иркутской области над установленным для соответствующего муниципального образования Иркутской области индексом максимально возможного изменения размера платы граждан за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение» соответствует конституционным принципам правовой определенности, равенства и справедливости и не содержит коррупциогенный фактор, поскольку расчет указанного превышения по каждой организации позволяет соблюсти интересы потребителей всех ресурсоснабжающих организаций, исходя из договоров каждого потребителя с конкретной ресурсоснабжающей организацией, которая не вправе увеличивать тарифы выше установленного предельного индекса.
Оспариваемый нормативный правовой акт не устанавливает необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции (часть 2 статьи 1 Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», подпункты «а», «в», «и» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96).
Доводы административного истца в указанной части основаны на неверном толковании положений федерального законодательства об установлении льготных тарифов для населения в сфере водоснабжения и водоотведения.
Проанализировав федеральное и региональное законодательство, суд приходит к выводу о том, что применение оспариваемого акта на практике соответствует его истолкованию в системе нормативных правовых актов и никак не препятствует органу местного самоуправления осуществлять свои полномочия в сфере водоснабжения и водоотведения, поскольку вопросы компенсации выпадающих доходов ресурсоснабжающим организациям находятся в компетенции Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области в соответствии с Положением о министерстве, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 2 сентября 2015 года № 439-пп, которые разрешаются по согласованию со Службой по тарифам Иркутской области, осуществляющей контроль за деятельностью органов местного самоуправления по реализации переданных им государственных полномочий на установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (пункт 11 указанного Положения).
Суд также не усматривает нарушения оспариваемым нормативным правовым актом установленных Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» принципов обеспечения стабильных и недискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения и обеспечения равных условий доступа абонентов к водоснабжению, поскольку данным законом также установлен принцип определения тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих водоснабжение, которые необходимы для осуществления данной деятельности.
Из содержания статей 2, 6, 12 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», а также из всех положений Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406, вытекает, что в расчет тарифа на холодное водоснабжение подлежат включению экономически обоснованные расходы регулируемой организации, подтвержденные документально. Установление указанного тарифа носит индивидуальный характер и зависит от экономически обоснованных затрат, необходимых конкретной организации для предоставления услуги водоснабжения. Предпринимательская деятельность в данной сфере осуществляется на свой страх и риск со всеми вытекающими неблагоприятными последствиями, компенсация которых за счет средств областного бюджета не предусмотрена.
Все принципы Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», установленные статьей 3, применяются в их системной связи и с учетом норм специального жилищного законодательства, которое ограничивает рост тарифов для населения только в определенных случаях и с соблюдением условий, установленных региональным законодательством.
Ссылка административного истца на судебные акты Верховного Суда Российской Федерации и арбитражных судов по конкретным делам, не влияет на выводы суда по данному делу, рассматриваемому в порядке абстрактного нормококнтроля.
Администрация Карлукского муниципального образования настаивает на нарушении статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации при принятии оспариваемого нормативного правового акта, полагая, что Служба по тарифам Иркутской области дублирует полномочия Службы государственного жилищного надзора Иркутской области.
Между тем, как было указано выше Служба по тарифам Иркутской области осуществляет мониторинг соблюдения предельных индексов на территории Иркутской области, а Служба государственного жилищного надзора Иркутской области осуществляет указанный надзор в отношении каждого конкретного гражданина по начисленной ему плате за коммунальные услуги.
В связи с этим, суд не усматривает нарушений статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации при принятии оспариваемого нормативного правового акта, учитывая также, что функции Службы по тарифам Иркутской области заключаются в осуществлении контроля при установлении размера тарифов для ресурсоснабжающих организаций.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оспариваемым нормативным правовым актом не нарушены права и законные интересы административного истца, поэтому ему необходимо отказать в полном объеме в удовлетворении административных исковых требований о признании несоответствующим федеральному законодательству и недействующим приказа Службы по тарифам Иркутской области от 6 февраля 2015 года № 25-спр «О порядке определения превышения размера роста платы граждан за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение по муниципальному образованию Иркутской области над установленным для соответствующего муниципального образования Иркутской области индексом максимально возможного изменения размера платы граждан за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение» в части, не предусматривающей порядка превышения размера роста платы граждан за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение по муниципальному образованию Иркутской области над установленным для соответствующего муниципального образования Иркутской области предельным индексом; возложении обязанности по принятию нового нормативного правового акта, заменяющего приказ от 6 февраля 2015 года № 25-спр в оспариваемой части.
Руководствуясь статьями 175-179, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Отказать в удовлетворении административных исковых требований Администрации Карлукского муниципального образования–администрации сельского поселения о признании несоответствующим федеральному законодательству и недействующим приказа Службы по тарифам Иркутской области от 6 февраля 2015 года № 25-спр «О порядке определения превышения размера роста платы граждан за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение по муниципальному образованию Иркутской области над установленным для соответствующего муниципального образования Иркутской области индексом максимально возможного изменения размера платы граждан за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение» в части, не предусматривающей порядка превышения размера роста платы граждан за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение по муниципальному образованию Иркутской области над установленным для соответствующего муниципального образования Иркутской области предельным индексом; возложении обязанности по принятию нового нормативного правового акта, заменяющего приказ от 6 февраля 2015 года № 25-спр в оспариваемой части.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья М.А. Ткачук
Мотивированное решение изготовлено 6 июня 2019 года.
Судья М.А. Ткачук