ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-10/20 от 03.03.2020 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Дело № 3а-10/2020

42OS0000-01-2019-000582-92

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Кемеровский областной суд

в составе председательствующего Копыловой Е.В.,

при секретаре Морозовой А.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово

«03» марта 2020 года

административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

Требования с учетом уточнений мотивированы тем, что ФИО1 являлся собственником 1/3 доли в праве общей долевой собственности на объект недвижимости с кадастровым номером , площадью 655,5 кв.м, назначение – нежилое помещение, наименование – нежилое помещение, расположенного по адресу: <адрес>

Спорное помещение с кадастровым номером прекратило свое существование как объект недвижимого имущества в связи со снятием его с кадастрового учета 15.11.2019 года и разделом на три вновь образованных объекта недвижимости; помещению присвоен статус «архивный».

Кадастровая стоимость указанного помещения определена по состоянию на 30 мая 2016 года и составляет 16 036 053,68 руб.

Между тем рыночная стоимость указанного объекта ниже его кадастровой стоимости, что подтверждается отчетом ООО «Инфо-Консалт» № ОН/261-11-12-2019-11 от 27.12.2019, согласно которому рыночная стоимость помещения с кадастровым номером на дату оценки 30 мая 2016 года составляет 5 637 000 руб.

В связи с этим, ссылаясь на Федеральный закон от 29.07.1998г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», просил установить кадастровую стоимость спорного объекта в размере его рыночной стоимости.

В судебное заседание ФИО1 не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель административного истца ФИО2, действующая на основании доверенности, заявленные требования с учетом их уточнения поддержала.

Административные ответчики ФГБУ «ФКП Росреестра» (филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Кемеровской области - Кузбассу), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области - Кузбассу, Правительство Кемеровской области - Кузбасса и заинтересованные лица администрация Ленинска-Кузнецкого городского округа, ФИО3, ФИО4 в суд не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.

В письменных возражениях Управление Росреестра по Кемеровской области - Кузбассу и ФГБУ «ФКП Росреестра» (филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Кемеровской области – Кузбассу) указали на то, что не являются административными ответчиками по делу, не оспаривают право административного истца на установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, просят рассмотреть дело в отсутствие своих представителей.

Правительство Кемеровской области – Кузбасса в письменных объяснениях указало, что не оспаривает право административного истца на установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости, просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Администрация Ленинска-Кузнецкого городского округа возражений по административному иску не представила.

Заинтересованные лица ФИО3, ФИО4 в письменных заявлениях не возражают против удовлетворения заявленных требований.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Согласно ст. 24.20 названного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в Единый государственный реестр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Согласно абзацу пятому части 16 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», к заявлению о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости прилагается отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.

В соответствии с разъяснениями, данными в абзаце 2 пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Из материалов дела следует, что ФИО1 в период с 07.11.2018 по 12.11.2019 являлся собственником 1/3 доли в праве общей долевой собственности на объект недвижимости с кадастровым номером , площадью 504,4 кв.м, назначение – нежилое помещение, наименование – нежилое помещение, расположенного по адресу: <адрес>.

Также сособственниками помещения в равных долях (по 1/3) являлись ФИО3, ФИО4

Указанный объект недвижимости был поставлен на государственный кадастровый учет 30.05.2016 г., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 04.12.2019 года (т.1, л.д. 12-17, т.2, л.д. 178-184).

Согласно кадастровой справке от 03.12.2019 г. кадастровая стоимость помещения, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости 30.05.2016 г., определена актом филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Кемеровской области от 30.05.2016 года по состоянию на дату внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости – 30.05.2016 г. и составляет 16 036 053,68 руб. (т.1, л.д. 11).

Из кадастрового дела усматривается, что по решению собственников спорное помещение было преобразовано с образованием трех помещений с кадастровыми номерами , площадью 434 кв.м, , площадью 181,7 кв.м, , площадью 77 кв.м. Объект недвижимости с кадастровым номером снят с кадастрового учета 15.11.2019 года, ему присвоен статус «архивный».

Результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности административного истца как бывшего собственника объекта недвижимости, являющегося плательщиком налога на имущество, размер которого определяется от кадастровой стоимости объекта недвижимости (п.1 ст.401, п.п.1, 2 ст.403 Налогового кодекса РФ).

В связи с этим, суд полагает, что административный истец вправе в судебном порядке оспорить результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости на основании установления в отношении его рыночной стоимости.

В суд с настоящим административным исковым заявлением ФИО1 обратился 30 декабря 2019 года.

Оспаривая установленную кадастровую стоимость спорного объекта недвижимого имущества, административный истец представил отчет об оценке рыночной стоимости нежилых помещений № ОН/261-11-12-2019-11 от 27.12.2019 г., составленный оценщиком ООО «Инфо-Консалт» ФИО6, из которого следует, что рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером , площадью 655,5 кв.м, по состоянию на 30.05.2016 года составляет 5 637 000 руб. (т.1, л.д. 18-120).

Оценивая относимость отчета оценщика, определившего рыночную стоимость спорного объекта капитального строительства по состоянию на 30.05.2016 г. к разрешаемым спорным правоотношениям, суд исходит из следующего.

Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 13 января 2012 года № 2 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Кемеровской области» были утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Кемеровской области, определенные по состоянию на 02 июня 2011 года.

Кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости была определена актом филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Кемеровской области от 30.05.2016 года по состоянию на дату внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости – 30.05.2016 г.

При определении кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости были использованы удельные показатели кадастровой стоимости, утвержденные постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 13 января 2012 года № 2.

Следовательно, в соответствии с положениями ст. 24.19 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости следует считать дату внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, то есть 30.05.2016 г., что отражено в кадастровой справке, и на эту дату должна быть установлена его кадастровая стоимость.

Таким образом, дата, по состоянию на которую оценщиком определена рыночная стоимость спорного объекта недвижимости, соответствует дате, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Административными ответчиками, в том числе Правительством Кемеровской области - Кузбасса (ранее – Коллегия Администрации Кемеровской области) – органом, утвердившим результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Кемеровской области, не представлено заслуживающих внимания возражений, подтвержденных доказательствами, относительно величины установленной оценщиком в отчете рыночной стоимости спорного объекта недвижимости.

Отчет оценщика о рыночной стоимости спорного объекта недвижимости содержит подробное описание проведенных исследований, в нем указаны используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки спорного объекта, иные необходимые сведения, выводы оценщика мотивированы, изложены ясно и не допускают неоднозначного их толкования. Рыночная стоимость объекта капитального строительства определена сравнительным подходом, отказ от применения затратного и доходного подходов обоснован. Для оценки спорного объекта капитального строительства сравнительным подходом с использованием метода сравнения продаж оценщиком использованы объекты-аналоги, соответствующие объекту оценки по основным характеристикам, применение корректировок обосновано, приведены сведения об источниках полученной информации об аналогах объекта оценки. Отчет оценщика содержит сведения о соответствии уровня знаний оценщика требованиям законодательства об оценочной деятельности.

Частью 1 статьи 12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

При таких данных, учитывая, что административными ответчиками и заинтересованным лицом не представлено доказательств, опровергающих выводы оценщика и свидетельствующих об ином размере рыночной стоимости объекта недвижимости, а у суда не имеется оснований не доверять отчету оценщика, определившего рыночную стоимость спорного объекта недвижимости, суд не находит оснований для назначения по собственной инициативе судебной экспертизы для определения рыночной стоимости спорного объекта недвижимости.

Следовательно, принимая во внимание указанные обстоятельства, а также то, что рыночная стоимость определяется исходя из индивидуальных характеристик объекта оценки, суд приходит к выводу о том, что представленный административным истцом отчет оценщика об определении рыночной стоимости спорного объекта недвижимости является надлежащим доказательством, подтверждающим размер рыночной стоимости спорного объекта недвижимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

В обоснование заявленных требований административный истец указал на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости его рыночной стоимости, что нашло свое подтверждение при рассмотрении дела. Рыночная стоимость объекта недвижимости ниже его кадастровой стоимости, в связи с чем он вправе требовать установления кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

Утверждение ФГБУ «ФКП Росреестра» относительного того, что внесение изменений в характеристики объекта недвижимости, имеющего статус «архивный» невозможно, не могут служить самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований истца, поскольку Порядок ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 № 943, не содержит норм, запрещающих внесение изменений в записи, имеющие статус «архивная».

Доводы Управления Росреестра по Кемеровской области - Кузбассу и ФГБУ «ФКП Росреестра» о том, что данные лица не являются надлежащими ответчиками по делу, противоречат положениям ч. 2 ст. 247 КАС РФ, в соответствии с которыми к участию в деле об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости привлекается государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, а также государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

При таких обстоятельствах исковые требования ФИО1 подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Требования ФИО1 удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером , площадью 655,5 кв.м, назначение – нежилое помещение, наименование – нежилое помещение, расположенного по адресу: <адрес>, в размере 5 637 000 рублей, определенной по состоянию на 30 мая 2016 года.

Дата обращения ФИО1 в Кемеровский областной суд с настоящим административным исковым заявлением – 30 декабря 2019 года.

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кемеровский областной суд.

Судья Копылова Е.В.

Решение в окончательной форме принято 11 марта 2020 года.