ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-10/2016 от 02.06.2016 Камчатского краевого суда (Камчатский край)

Дело № 3а-10/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Петропавловск-Камчатский «2» июня 2016 года

Камчатский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Горна В.Ф.,

при секретаре Пушкарь О.И.,

с участием представителя заместителя прокурора Камчатского края Федорук И.Ю., представителя Министерства социального развития и труда Камчатского края Меркулова Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Петропавловске-Камчатском административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Камчатского края о признании недействующими отдельных положений Административного регламента предоставления Министерством социального развития и труда Камчатского края государственной услуги по назначению ежемесячной денежной выплаты участникам локальный войн и вооруженных конфликтов и членам их семей, проживающим в Камчатском крае,

У С Т А Н О В И Л:

Министерством социального развития и труда Камчатского края 29 июня 2012 года издан приказ № 345-п «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством социального развития и труда Камчатского края государственной услуги по назначению ежемесячной денежной выплаты участникам локальных войн и вооруженных конфликтов и членам их семей, проживающим в Камчатском крае», который опубликован в официальном печатном издании Губернатора и Правительства Камчатского края «Официальные ведомости» от 17 июля 2012 года № 218-226.

Приказом Министерства социального развития и труда Камчатского края от 21 декабря 2015 года № 1482-п, опубликованном в печатном издании «Официальные ведомости» от 28 января 2016 года № 20-21, в указанный выше Административный регламент внесены изменения.

Заместитель прокурора Камчатского края обратился в суд с административным исковым заявлением, которым просил признать недействующими части 24 и 65 Административного регламента, ссылаясь на их несоответствие ст.ст. 12, 14 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

В обоснование своих требований указал, что оспариваемая часть Административного регламента допускает возможность продления срока рассмотрения заявления гражданина о предоставлении государственной услуги по основанию не поступления в орган, уполномоченный принимать решение о назначении ежемесячной денежной выплаты, сведений, запрошенных в рамках межведомственного взаимодействия, в то время как названный выше Федеральный закон положений о продлении срока предоставления государственной услуги не содержит.

Принятие норм, предусматривающих продление срока рассмотрения заявления о предоставлении государственной услуги, по мнению заместителя прокурора, не относится к компетенции административного ответчика, что согласно Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов является коррупциогенным фактором.

В отзыве представитель Министерства социального развития и труда Камчатского края Койрович И.Э. выразил несогласие с требованиями прокурора. Полагал, что нормативный правовой акт в оспариваемой части принят в рамках предоставленных Министерству полномочий, федеральному законодательству или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не противоречит. Указал, что на уровне федерального законодательства отсутствуют правовые нормы, устанавливающие запрет на возможность продления срока рассмотрения заявления о предоставлении государственной услуги, в связи с чем подобное правовое регулирование находится в пределах усмотрения органа государственной власти, уполномоченного утверждать Административный регламент.

В судебном заседании представитель заместителя прокурора Камчатского края Федорук И.Ю. заявленные требования поддержала.

Представитель Министерства социального развития и труда Камчатского края Меркулов Е.С. против удовлетворения заявления возражал по доводам, изложенным в отзыве.

Выслушав и дав оценку объяснениям сторон, исследовав материалы дела, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению.

Законом Камчатского края от 9 сентября 2008 года № 94 «О дополнительных мерах социальной поддержки участников локальных войн и вооруженных конфликтов и членов их семей» для проживающих на территории Камчатского края участников локальных войн и вооруженных конфликтов, получивших повреждение здоровья, а также для членов семей участников локальных войн и вооруженных конфликтов, погибших или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы, установлены ежемесячные денежные выплаты, осуществляемые за счет средств краевого бюджета.

В силу ст. 4 этого Закона порядок предоставления дополнительных мер социальной поддержки участникам локальных войн и вооруженных конфликтов и членам их семей устанавливается нормативным правовым актом Министерства социального развития и труда Камчатского края.

В развитие этого законоположения 29 июня 2012 года Министерством социального развития и труда Камчатского края издан приказ № 345-п, которым утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги по назначению ежемесячной денежной выплаты участникам локальных войн и вооруженных конфликтов и членам их семей, проживающим в Камчатском крае.

Заместителем прокурора оспариваются положения Административного регламента (в редакции приказа Министерства социального развития и труда Камчатского края от 21 декабря 2015 года № 1482-П), которые устанавливают, что в случае не поступления сведений, влияющих на право предоставления государственной услуги, запрошенных в рамках межведомственного взаимодействия в органе, участвующем в предоставлении государственной услуги, в течение 25 календарных дней со дня регистрации заявления в КГКУ «Центр выплат» срок рассмотрения заявления продлевается, о чем гражданин уведомляется с указанием причины и сроков продления (часть 24).

В случае не поступления сведений, влияющих на право (объем) предоставления государственной услуги, запрошенных в рамках межведомственного взаимодействия в органе, участвующем в предоставлении государственной услуги, в течение 25 календарных дней со дня регистрации заявления в КГКУ «Центр выплат», специалист по назначению готовит проект решения руководителя о продлении срока рассмотрения заявления о предоставлении государственной услуги до поступления в КГКУ «Центр выплат» в рамках межведомственного взаимодействия сведений, влияющих на право предоставления государственной услуги (часть 65).

На уровне Российской Федерации правоотношения в области предоставления государственных и муниципальных услуг являются предметом правового регулирования Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», из содержания ч. 1 и 14 ст. 13 которого следует, что разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий государственную услугу, или орган, предоставляющий муниципальную услугу. Порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В силу ст. 5 названного Федерального закона заявителям гарантировано право на получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, а также на получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги.

Стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги предусматривает срок, в течение которого соответствующая услуга должна быть предоставлена, что следует из ст. 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ и соответствующего ей п. 2.4 Порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг исполнительными органами государственной власти Камчатского края, утвержденного постановлением Правительства Камчатского края от 5 августа 2011 года № 321-П.

Проверяя соответствие Административного регламента нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из того, что включение в него правовых норм о продлении срока рассмотрения заявления противоречит требованиям о стандарте предоставления государственной услуги, поскольку исключает возможность определить конкретный срок ее предоставления.

По смыслу ч. 24 и ч. 65 Административного регламента решение о продлении срока рассмотрения заявления принимается в случае не поступления сведений, запрошенных в рамках межведомственного взаимодействия. Об этом уведомляется гражданин с указанием причины и сроков продления. Однако регламент не содержит положений, устанавливающих временные рамки, в пределах которых такое продление допустимо.

Оспариваемые заместителем прокурора правовые нормы ограничивают продление процедуры рассмотрения заявления моментом поступления в КГКУ «Центр выплат» сведений по запросам, направленным в порядке межведомственного взаимодействия, которые не были своевременно исполнены. Вместе с тем, недобросовестность исполнения межведомственных запросов в такой ситуации может служить непреодолимым препятствием для реализации гражданами права на получение дополнительных мер социальной поддержки, что противоречит принципу доступности предоставления государственных услуг.

По своей сути Административный регламент в приведенной части устанавливает государственному органу возможность продлять срок рассмотрения заявления на неопределенное время, что неправомерно ограничивает права граждан на получение государственной услуги своевременно и в соответствии со стандартом ее предоставления.

Возможность подобного правового регулирования находится вне пределов усмотрения Министерства социального развития и труда Камчатского края, поскольку в силу ст. 14 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», п. 2.4 Порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг исполнительными органами власти Камчатского края раздел административного регламента о стандарте предоставления государственной услуги должен содержать конкретный срок предоставления соответствующей услуги.

Кроме того, отсутствие в Административном регламенте норм, устанавливающих четкие временные рамки продления срока рассмотрения заявления о предоставлении государственной услуги, свидетельствует о наличии неопределенности. В решении вопросов о предоставлении государственной услуги это дает правоприменителю возможность неограниченного усмотрения, что влечет нарушение вытекающего из Конституции Российской Федерации принципа юридического равенства, которое может быть обеспечено лишь при условии единообразного применения правовых норм, возможного только при наличии их формальной определенности, точности, ясности, недвусмысленности и согласованности в системе действующего правового регулирования.

В пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» содержится разъяснение, согласно которому проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, суд не вправе устранять эту неопределенность путем обязания в решении органа или должностного лица внести в акт изменения или дополнения, поскольку такие действия суда будут являться нарушением компетенции органа или должностного лица, принявших данный нормативный правовой акт. В этом случае оспариваемый акт в такой редакции признается недействующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.

Согласно ч. 2 ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Принимая во внимание, что части 24, 65 Административного регламента применялись в процессе предоставления гражданам государственной услуги по назначению ежемесячной денежной выплаты участникам локальных войн и вооруженных конфликтов и членам их семей, суд считает необходимым признать их недействующими со дня вступления решения суда в законную силу, как принятые с нарушением полномочий органа государственной власти и несоответствующие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии со ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также органы государственной власти, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков. Таким образом, государственная пошлина со сторон взысканию не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление заместителя прокурора Камчатского края удовлетворить.

Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу части 24 и 65 Административного регламента предоставления Министерством социального развития и труда Камчатского края государственной услуги по назначению ежемесячной денежной выплаты участникам локальных войн и вооруженных конфликтов и членам их семей, проживающим в Камчатском крае, утвержденного приказом Министерства социального развития и труда Камчатского края от 29 июня 2012 года № 345-п (в редакции приказа от 21 декабря 2015 года № 1482-п).

Сообщение о принятии судом настоящего решения подлежит опубликованию в печатном издании «Официальные ведомости» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Камчатский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 3 июня 2016 года.

Судья (подпись) В.Ф.Горн

Верно

Судья

Камчатского краевого суда В.Ф.Горн