Дело № 3а-10/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Санкт-Петербург 3 февраля 2016 г.
Ленинградский областной суд в составе:
председательствующего судьи Шадриной Е.В.,
при секретаре Тюриковой В.В.,
с участием прокурора Яковлевой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 об оспаривании в части решения совета депутатов муниципального образования «Токсовское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 20 марта 2012 г. № 10 «О расширении особо охраняемой природной территории местного значения «Охраняемый природный ландшафт озера Вероярви»,
установил:
30 мая 2008 г. советом депутатов муниципального образования «Токсовское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области (далее – Токсовское городское поселение) принято решение № 36 «Об образовании особо охраняемой природной территории местного значения «Охраняемый природный ландшафт озера Вероярви» и утверждение описания границ её земельного участка», которое официально опубликовано в газете «Токсовские ведомости» (приложение к газете «Всеволожские вести») № 5 (32), июнь 2008 г., и вступило в силу со дня его официального опубликования.
Пунктом 1 решения образована особо охраняемая природная территория местного значения «Охраняемый природный ландшафт озера Вероярви» площадью 42 га.
Пунктом 2 решения утверждено описание границ земельного участка особо охраняемой природной территории местного значения «Охраняемый ландшафт озера Вероярви», земли которого не могут быть отчуждены или переданы в аренду (приложения 1 и 2 к решению).
20 марта 2012 г. советом депутатов Токсовского городского поселения принято решение № 10 «О расширении особо охраняемой природной территории местного значения «Охраняемый природный ландшафт озера Вероярви», которое официально опубликовано в газете «Токсовские ведомости» (приложение к газете «Всеволожские вести») № 3, март 2012 г., и вступило в силу со дня его официального опубликования.
Пунктом 1 решения особо охраняемая природная территория местного значения «Охраняемый природный ландшафт озера Вероярви» расширена до 51,8 га.
Пунктом 2 решения утверждено описание новых границ земельного участка особо охраняемой природной территории местного значения «Охраняемый ландшафт озера Вероярви» (приложения 1 и 2 к решению).
ФИО1, будучи собственником 21 земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, относящегося к категории земель: <данные изъяты>, разрешённое использование: <данные изъяты>, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании поименованных муниципальных актов недействующими с момента их принятия, ссылаясь на их противоречие Гражданскому кодексу Российской Федерации, Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 14 марта 1995 г.
№ 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», Примерному положению об особо охраняемых природных территориях местного значения в Ленинградской области, утверждённому постановлением правительства Ленинградской области от 22 июня 2007 г. № 151, и нарушение его прав и законных интересов.
Совет депутатов Токсовского городского поселения в письменных возражениях указал, что оспариваемые административным истцом документы приняты представительным органом муниципального образования в соответствии с действующим законодательством, в пределах предоставленных ему полномочий, прав и законных интересов административного истца не нарушают.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО2, уточнив требования административного иска, просил признать недействующим решение совета депутатов Токсовского городского поселения от 20 марта 2012 г. № 10 «О расширении особо охраняемой природной территории местного значения «Охраняемый природный ландшафт озера Вероярви» в части включения принадлежащих ему земельных участков в границы особо охраняемой природной территории местного значения.
От заявленных требований в части признания недействующим решения совета депутатов Токсовского городского поселения от 30 мая 2008 г. № 36 отказался, в связи с чем определением Ленинградского областного суда от 29 января 2016 г. производство по административному делу в указанной части прекращено.
Представитель административного ответчика ФИО3, придерживаясь правовой позиции, изложенной в письменных возражениях, просила в удовлетворении требований отказать.
Выслушав объяснения представителя административного истца ФИО2, возражения представителя административного ответчика ФИО3, заключение прокурора Яковлевой Н.В., полагавшей административный иск подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением её состояния, экологического воспитания населения регламентированы Федеральным законом от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее – Федеральный закон об особо охраняемых природных территориях).
В соответствии с преамбулой Федерального закона об особо охраняемых природных территориях определено, что особо охраняемые природные территории это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
В пункте 1 статьи 2 Федерального закона об особо охраняемых природных территориях перечислены категории особо охраняемых природных территорий, к которым охраняемые природные ландшафты не относятся.
Вместе с тем, пунктом 2 той же статьи (в редакции, действующей по состоянию на 10 марта 2012 г.) предусмотрено, что соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления могут устанавливать и иные категории особо охраняемых природных территорий, в том числе охраняемые природные ландшафты.
Особо охраняемые природные территории местного значения определяются в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 7 статьи 2 Федерального закона об особо охраняемых природных территориях в редакции, действующей по состоянию на 20 марта 2012 г.).
Примерное положение об особо охраняемых природных территориях местного значения в Ленинградской области (далее – Положение) утверждено постановлением правительства Ленинградской области от 22 июня 2007 г. № 151.
Пунктом 5 Положения установлено, что охраняемые природные ландшафты могут быть объявлены особо охраняемой природной территорией местного значения.
В пункте 7 Положения указано, что природные комплексы и объекты объявляются особо охраняемой природной территорией местного значения органами местного самоуправления.
Решением совета депутатов Токсовского городского поселения от 5 декабря 2006 г. № 124 утверждено положение «О порядке отнесения земель к землям особо охраняемых территорий местного значения, использования и охраны земель особо охраняемых территорий местного значения на территории муниципального образования «Токсовское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области» (далее – Муниципальное положение).
Принятие решений об образовании особо охраняемых территорий местного значения и утверждении описаний границ земельных участков особо охраняемых территорий местного значения, которые не могут быть отчуждены или переданы в аренду, пунктами 5.3 и 5.4 Муниципального положения отнесено к полномочиям совета депутатов.
Из приведённых нормативных положений следует, что оспариваемое решение принято советом депутатом Токсовского городского поселения в пределах предоставленных полномочий.
В силу пунктов 6 и 10 Положения (в редакции, действующей по состоянию на 20 марта 2012 г.), расположенных, равно как и пункт 7, в разделе III «Порядок объявления природных комплексов и объектов особо охраняемых природных территорий местного значения», границы, режим особой охраны и проект паспорта особо охраняемой природной территории местного значения обосновываются проектом организации особо охраняемой природной территории местного значения, согласованным в установленном порядке. Изменение границ и режима особой охраны особо охраняемой природной территории местного значения осуществляется в том же порядке, что и их первоначальное установление.
Пунктом 14 Положения определено, что в паспорте особо охраняемой природной территории местного значения указываются: наименование и цель организации; местонахождение; описание границ; площадь, занимаемая особо охраняемой природной территорией местного значения; режим особой охраны, установленный для особо охраняемой природной территории местного значения; допустимые виды использования охраняемой территории; наименование собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земельных, лесных участков, на которых расположена особо охраняемая природная территория местного значения, а также наименования и юридические адреса физических и юридических лиц, принявших на себя обязательства по охране особо охраняемой природной территории местного значения; схема границ особо охраняемой природной территории местного значения.
Такие же сведения должен содержать и проект паспорта особо охраняемой природной территории местного значения.
Анализ приведённых норм позволяет суду сделать вывод о том, что решению органа местного самоуправления о расширении особо охраняемой природной территории местного значения (изменению границ ранее объявленной особо охраняемой природной территории местного значения), следствием которого является установление режима особой охраны этой территории, предшествует решение органа местного самоуправления об утверждении проекта паспорта и проекта организации особо охраняемой природной территории местного значения.
По смыслу пунктов 5.1, 5.3, 6.1 и 14 Муниципального положения решение о расширении (изменении границ) особо охраняемой территории местного значения принимается советом депутатов после утверждения им же проекта паспорта и проекта организации новой особо охраняемой природной территории, представленных на его рассмотрение администрацией.
Доказательства принятия оспариваемого решения на основании утверждённых проекта паспорта и проекта организации новой особо охраняемой природной территории местного значения, соответственно, тем самым доказательства соблюдения процедуры (порядка) принятия акта, административным ответчиком суду не представлены.
В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Федерального закона об особо охраняемых природных территориях (в редакции, действующей по состоянию на 20 марта 2012 г.) особо охраняемые природные территории местного значения являются собственностью муниципальных образований и находятся в ведении органов местного самоуправления.
Согласно пункту 2 статьи 3 того же Федерального закона отношения, возникающие при пользовании землями, водными, лесными и иными природными ресурсами особо охраняемых природных территорий, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов.
Статьёй 95 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей по состоянию на 20 марта 2012 г.) предусмотрено, что земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в муниципальной собственности. В целях создания новых и расширения существующих земель особо охраняемых природных территорий органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принимать решения о резервировании земель, которые предполагается объявить землями особо охраняемых природных территорий, с последующим изъятием таких земель, в том числе путём выкупа, и об ограничении на них хозяйственной деятельности (пункты 2, 5).
Из пункта 10 Муниципального положения также усматривается, что после утверждения советом депутатов проекта паспорта и проекта организации новой особой охраняемой природной территории местного значения, но до принятия советом депутатов решения об образовании (расширении) особо охраняемой природной территории местного значения, принимается решение о резервировании земель, которые предполагается объявить землями особо охраняемых природных территорий местного значения, с последующим изъятием таких земель, в том числе путём выкупа, и об ограничении на них хозяйственной деятельности.
Доказательств того, что оспариваемому решению предшествовало решение о резервировании земель, которые предполагается объявить землями особо охраняемых природных территорий местного значения, с последующим изъятием таких земель, в том числе путём выкупа, и об ограничении на них хозяйственной деятельности принималось, административным ответчиком не представлено.
Следовательно, и по этим основаниям следует признать, что оспариваемое решение принято с нарушением процедуры (порядка) его принятия.
При таких обстоятельствах у суда имеются основания для вывода о том, что оспариваемый документ в части, оспариваемой административным истцом, вступил в противоречие с нормативными правовыми актами федерального и регионального уровня, имеющими большую юридическую силу, а потому подлежит признанию недействующим в оспоренной части.
Материалами дела подтверждается, что административный истец является собственником земельных участков, расположенных по адресу: <адрес> с кадастровыми номерами № (участок 11), № (участок 13), № (участок 15), № (участок 17), № (участок 19), № (участок 21), № (участок 23), № (участок 25), № (участок 27), № (участок 27-А), № (участок 29-А), № (участок 29), № (участок 31), № (участок 33), № (участок 35), № (участок 37), № (участок 39), № (участок 41), № (участок 43), № (участок 45), № (участок 47), что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 3 августа 2011.
По заключению кадастрового инженера общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» от 28 января 2016 г. № 03/16 земельные участки административного истца входят в расширенную особо охраняемую природную территорию местного значения «Охраняемый природный ландшафт озера Вероярви».
В соответствии с частями 1 – 3 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику предоставлены права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Владение, пользование и распоряжение землёй и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляется их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Статьями 58 и 59 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что особо охраняемые территории находятся под особой охраной и для их охраны устанавливается особый правовой режим.
В подпункте 1 пункта 5 статьи 27, пункте 6 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что земли в пределах особо охраняемых территорий местного значения ограничены в обороте, используются для соответствующих целей.
Правилами землепользования и застройки Токсовского городского поселения, утверждёнными 22 июля 2014 г., территория особо охраняемой природной территории местного значения «Охраняемый природный ландшафт озера Вероярви» отнесена к рекреационной зоне
Р-1.
6 ноября 2015 г. администрацией Токсовского городского поселения административному истцу выданы градостроительные планы земельных участков, в которых указано, что земельные участки предназначены для сохранения природного ландшафта, экологически чистой окружающей среды, а также для организации досуга и отдыха населения.
При таком положении суд находит заслуживающими внимания доводы административного истца о том, что оспариваемый акт в рассматриваемой судом части нарушает его права и законные интересы собственника земельных участков.
В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признаётся не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определённой судом даты.
Поскольку из материалов дела следует, что решение совета депутатов Токсовского городского суда в оспариваемой части применялось, а потому действовало, суд приходит к выводу о признании его недействующим в части со дня вступления решения суда в законную силу.
При этом суд также учитывает правовую позицию, выраженную Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлениях от 16 июня 1998 г. № 19-П, от 11 апреля 2000 г. № 6-П, от 27 января 2004 г.
№ 1-П, о том, что решение суда общей юрисдикции о признании нормативного правового акта противоречащим федеральному закону или иным актам, имеющим большую юридическую силу, не является подтверждением недействительности акта, его отмены самим судом, тем более лишения его юридической силы с момента издания, а означает лишь признание его недействующим и, следовательно, с момента вступления решения суда в силу не подлежащим применению.
В пункте 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации указано, что резолютивная часть решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должна содержать указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления, в котором опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
По настоящему делу суд полагает возможным ограничиться указанием об опубликовании сообщения о принятом судом решении.
Оспариваемый акт опубликован в газете «Токсовские ведомости» (приложение к газете «Всеволожские вести»).
Административным ответчиком суду представлено решение совета депутатов Токсовского городского поселения от 16 октября 2005 г. № 8 «Об утверждении официального печатного органа муниципального образования «Токсовское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области», в соответствии с которым в качестве официального печатного органа Токсовского городского поселения определена газета «Токсовские ведомости» (приложение к газете «Всеволожские вести»).
Таким образом, сообщение о данном решении подлежит опубликованию в газете «Токсовские ведомости» (приложение к газете «Всеволожские вести»).
Руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить полностью.
Признать решение совета депутатов муниципального образования «Токсовское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 20 марта 2012 г. № 10 «О расширении особо охраняемой природной территории местного значения «Охраняемый природный ландшафт озера Вероярви» недействующим со дня вступления решения суда в законную силу в части включения земельных участков, расположенных по адресу: <адрес> с кадастровыми номерами № (участок 11), № (участок 13), № (участок 15), № (участок 17), № (участок 19), № (участок 21), № (участок 23), № (участок 25), № (участок 27), № (участок 27-А), № (участок 29-А), № (участок 29), № (участок 31), № (участок 33), № (участок 35), № (участок 37), № (участок 39), № (участок 41), № (участок 43), № (участок 45), № (участок 47), собственником которых является ФИО1, в границы особо охраняемой природной территории местного значения «Охраняемый природный ландшафт озера Вероярви».
Опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в газете «Токсовские ведомости» (приложение к газете «Всеволожские вести») в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Ленинградский областной суд.
Судья Е.В.Шадрина
Решение принято в окончательной форме 9 февраля 2016 г.