Дело № <...>а-10/16
О М С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Омский областной суд в составе
председательствующего судьи Цериградских И.В.
при секретаре Батура Н.С.
с участием прокурора Грицикова К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 3 марта 2016 г. в городе Омске административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Омскому городскому Совету о признании недействующим в части решения Омского городского Совета от <...>№ <...> «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ <...> области, утвержденные решением Омского городского Совета от <...>№ <...>»,
у с т а н о в и л:
Омским городским Советом <...> принято решение № <...> «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ <...> области, утвержденные решением Омского городского Совета от <...>№ <...>» (далее – решение Омского городского Совета № <...>, оспариваемый акт). Абзацем 19 п. 4 п.п. «а» ст. 1 решения Омского городского Совета № <...> установлено, что в приложении № <...> «Карта градостроительного зонирования территорий <...>» изложить в новой редакции следующие территориальные зоны:
- ОД1-257, ОД1-258, ОД4-285, Р1-383, Ж3-58, ИТ2, выделив три территориальные зоны Ж3 с номерами 2865, 2866, 2867, согласно приложению № <...> к настоящему решению.
Решение Омского городского Совета № <...> с приложением к нему является нормативным правовым актом, официально опубликованным <...> в газете «Третья столица», № <...> (л.д.11-12, том 1).
ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим абзаца 19 п. 4 п.п. «а» ст. 1 решения Омского городского Совета № <...>.
В обоснование заявленных требований указала, что на основании договоров № № <...> от <...>, № № <...> от <...> ей на праве аренды для строительства <...>) принадлежат следующие земельные участки:
1. земельный участок с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв.м., расположенный в <...> м. восточнее относительно нежилого строения, имеющего почтовый адрес: <...>, <...>,
2. земельный участок с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв.м., расположенный в <...> м. юго-западнее относительно многоэтажного жилого дома, имеющего почтовый адрес: <...>
С момента предоставления земельных участков она занимается их освоением и строительством магазина. <...> выдано свидетельство о государственной регистрации права на объект незавершённого строительства: <...>, назначение нежилое: общей площадью застройки <...> кв.м., степень готовности 10 %, литера А, по адресу: <...>.
Решением Омского городского Совета № <...> внесены изменения в карту градостроительного зонирования территорий <...>, в соответствии с которыми земельные участки с кадастровыми номерами <...>, <...> отнесены к территориальной зоне городской рекреации Р1-383.
Основным видом разрешенного использования указанной территориальной зоны являются: скверы, парки, физкультурно-оздоровительные сооружения (общей площадью не более 1000 кв.м.), мемориальные комплексы, памятные объекты, накопительные вспомогательные строения и инфраструктура для отдыха.
Указывает, что решение Омского городского Совета № <...> в оспариваемой части не соответствует положениям статей 30, 34, 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статье 41 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 1 Гражданского кодекса Российской Федерации и нарушает ее права, поскольку влечет невозможность использования земельных участков для строительства <...>).
Одновременно заявила требования о признании недействующим распоряжения департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска от <...>№ <...> «О признании утратившими силу некоторых распоряжений департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска» (л.д. 5-9, том 1).
Определением Омского областного суда от <...> административное исковое заявление ФИО1 в части требований о признании недействующим распоряжения департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска от <...>№ <...> «О признании утратившими силу некоторых распоряжений департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска» возвращено, истцу разъяснено право на обращение с административным исковым заявлением в районный суд г. Омска (л.д. 72-77, том 1).
В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 требования поддержала, пояснила, что в территориальную зону Р1-383 входят и иные земельные участки, не принадлежащие ФИО1 на праве аренды, в связи с чем уточнила, что просит признать недействующим абзац 19 п. 4 п.п. «а» ст. 1 решения Омского городского Совета № <...> в части включения в территориальную зону городской рекреации Р1-383 земельных участков с кадастровыми номерами <...>, на которых расположен объект незавершенного строительства (<...>) (л.д. 68, том 1, л.д. 81-83, том 2).
Представитель Омского городского Совета ФИО3 против удовлетворения заявленных требований возражал, ссылаясь на то, что оспариваемые нормы действующему федеральному законодательству не противоречат и не нарушают права ФИО1 как арендатора земельного участка. Указал, что оспариваемое решение принято уполномоченным органом местного самоуправления с соблюдением предусмотренных порядка и процедуры его принятия, подписано должностным лицом, наделенным соответствующими полномочиями (л.д. 86-88, том 1, письменный отзыв – л.д. 37-42, том 2).
Представитель Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска ФИО4 против удовлетворения заявленных требований возражала, пояснив, что на момент принятия решения Омского городского Совета № <...> истекли сроки действия договоров аренды земельных участков, стороной по которым являлась ФИО1, договоры аренды не продлены, разрешение на строительство отсутствовало и права истицы не нарушены (л.д. 56-59, том 2, письменный отзыв – л.д. 53-54, том 2).
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив нормативный правовой акт в оспариваемой части на его соответствие федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Грицикова К.А., полагавшего необходимым в удовлетворении административного искового заявления отказать, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения (часть 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации).
Пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от <...> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.
По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (часть 1 статьи 7 Закон № 131-ФЗ).
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Закон № 131-ФЗ).
Омский городской Совет является постоянно действующим представительным выборным коллегиальным органом местного самоуправления <...> (часть 1 статьи 10 Устава <...>, л.д. 95, том 1).
В целях реализации предоставленных муниципальному образованию полномочий Омским городским Советом <...> принято решение № <...> «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ <...> области, утвержденным решением Омского городского Совета от <...>№ <...>», которое подписано мэром <...> и официально опубликовано <...> в газете «Третья столица», № <...> (л.д. 1-28, том 1).
Абзацем 19 п. 4 п.п. «а» ст. 1 решения Омского городского Совета № <...> установлено, что в приложении № <...> «Карта градостроительного зонирования территорий <...>» изложить в новой редакции следующие территориальные зоны:
- ОД1-257, ОД1-258, ОД4-285, Р1-383, Ж3-58, ИТ2, выделив три территориальные зоны Ж3 с номерами 2865, 2866, 2867, согласно приложению № <...> к настоящему решению (л.д. 3, 23, том 2).
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, оспариваемым актом внесены изменения в карту правового зонирования, в том числе включены в территориальную зону городской рекреации Р1-383 земельные участки с кадастровыми номерами <...>, ранее входившие в территориальную зону ОД1-258, т.е. в зону объектов административно-делового и общественного назначения (л.д. 27-28, том 2).
ФИО1 оспаривает решение Омского городского Совета № <...> в части изменения зоны ОД1-258 на зону Р1-383 (зона городской рекреации, парков отдыха, спортивных парков), т.к. эти изменения касаются использования принадлежащих ей на праве аренды двух земельных участков, на которых расположен объект незавершенного строительства - <...>).
Доводы административного истца о незаконности оспариваемого акта и нарушении прав судом проверены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
Подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли делятся по целевому назначению на категории, и правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и из разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Предусмотренное подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации право собственника или иного правообладателя земельного участка возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием ограничено необходимостью соблюдения требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Пунктом 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.
В силу части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех землепользователей, определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Таким образом, федеральное законодательство ограничивает право правообладателя по использованию принадлежащего ему земельного участка посредством строительства, реконструкции находящихся на участке объектов недвижимости необходимостью соблюдения требований градостроительного регламента. Конкретный объем такого ограничения устанавливается в соответствии с градостроительным законодательством правилами землепользования и застройки.
В соответствии с договором аренды № № <...> от <...>ФИО1 предоставлен на три года для строительства <...>) земельный участок с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв.м., расположенный в <...><...> (л.д. 14-26, том 1).
Согласно договору аренды № <...> от <...>ФИО1 предоставлен на три года для строительства <...> земельный участок с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв.м., расположенный в <...> (л.д. 27-31, том 1).
<...>ФИО1 выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства: <...> здание, назначение: нежилое. Площадь: общая площадь застройки <...> кв.м., степень готовности 10%. Литера А. Адрес: <...> (л.д. 39, том 1).
Указанный объект незавершенного строительства расположен на земельных участках с кадастровыми номерами <...> (л.д. 38, том 1).
Решением Кировского районного суда г. Омска от <...>, оставленным без изменения определением судебной коллегии по административным делам Омского областного суда <...>, на департамент имущественных отношений Администрации г. Омска возложена обязанность продлить действие договора аренды от <...> № № <...> в отношении земельного участка с кадастровым номером <...>, предоставленного для строительства сроком на три года, а также обязанность продлить договор аренды от <...><...>, предоставленного для строительства сроком на три года (л.д. 107-120, том 2).
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что на момент принятия оспариваемого акта ФИО1 являлась арендатором земельных участков с кадастровыми номерами <...>, предоставленных для строительства торгово-административного здания.
В соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации основанием для начала строительства объекта недвижимости является разрешение на строительство. По смыслу статей 44, 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план земельного участка (далее - ГПЗУ) является документом, отображающим информацию о действующем градостроительном регламенте и иную информацию о характеристиках участка, которая необходима для рассмотрения уполномоченным органом вопроса о выдаче разрешения на строительство.
Из материалов дела следует, что распоряжениями департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска от <...> №№ <...>-р и 465-р утверждены градостроительные планы земельных участков с кадастровыми номерами <...> (л.д. 40-57, том 1).
<...> департаментом архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска ФИО1 выдано разрешение № <...> на строительство <...> здания, расположенного по адресу: <...>, <...>, <...>, срок действия которого был продлен до <...> (л.д. 37, том 1).
Решение Омского городского Совета № <...> в части изменения зоны ОД1-258 на зону Р1-383 (зона городской рекреации) принято <...>, т.е. позднее даты предоставления земельных участков в аренду и выдачи разрешения на строительство торгово-административного здания.
Положениями части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Таким образом, при принятии или изменении правил землепользования и застройки, которыми изменяется территориальное зонирование, содержание градостроительного регламента и, соответственно, разрешенное использование земельного участка, его собственник вправе продолжать использование этого участка, разрешенное до такого изменения, без какого-либо ограничения, в том числе по сроку, если только такое использование не создает опасности для перечисленных в части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации объектов.
Данной нормой права прямо предусмотрена возможность продолжения прежнего использования земельных участков.
Судом установлено, что распоряжением департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска от <...>№ <...> признаны утратившими силу распоряжения департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска от <...> №№ <...>-р и 465-р, которыми утверждены градостроительные планы земельных участков с кадастровыми номерами <...> (л.д. 10, том 1).
Вместе с тем, приведенные обстоятельства, а также то, что срок разрешения на строительство истек, не могут, по мнению суда, указывать на незаконность оспариваемого акта, поскольку у административного истца имеются иные способы защиты своих прав и законных интересов как арендатора земельных участков. Так, ФИО1 вправе в порядке, установленном частью 20 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, обратиться с заявлением о продлении срока разрешения на строительство, а также с административным исковым заявлением об оспаривании распоряжения департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска от <...>№ <...>.
В связи с чем утверждение административного истца о том, что решение Омского городского Совета № <...> в оспариваемой части создает препятствия для дальнейшего использования земельных участков и строительства торгово-административного здания, является ошибочным. Доводов о том, что использование земельных участков и объекта капитального строительства опасно для жизни и здоровья человека, окружающей среды и объектов культурного наследия, стороны в судебном заседании не приводили, судом данные обстоятельства не установлены.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки разрабатываются не только в целях обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, но и в целях защиты публичных интересов, связанных, в частности, с созданием условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников. Следовательно, задача органов муниципальных образований при разработке правил землепользования и застройки состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов, в установлении между ними разумного и справедливого баланса.
В связи с чем принятие изменений в Правила землепользования и застройки в городе Омске после утверждения градостроительных планов земельных участков с кадастровыми номерами <...> не противоречит статьям 30, 34, 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьям 40, 85 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2 части 2 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Оспариваемое нормативное предписание действующему законодательству не противоречит, прав, свобод и законных интересов административного истца не нарушает, поэтому административное исковое заявление не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
в удовлетворении искового заявления ФИО1 к Омскому городскому Совету о признании недействующим в части решения Омского городского Совета от <...>г. № <...> «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ <...> области, утвержденные решением Омского городского Совета от <...>№ <...>» отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Омский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья И.В. Цериградских