Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Черкесск 26 июля 2017 года
Верховный Суд Карачаево-Черкесской Республики в составе
председательствующего судьи Дзыба З.И.,
при секретаре Сайпутдиновой Б.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление представителя административного истца ФИО1 - ФИО2 к Управлению Росреестра по Карачаево-Черкесской Республике, Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Карачаево-Черкесской Республике об оспаривании действий органа государственной власти,
У С Т А Н О В И Л:
Представитель административного истца ФИО1 - ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Росреестра по Карачаево-Черкесской Республике, к Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Карачаево-Черкесской Республике о признании несоответствующими закону действий, выразившихся в отказе принятия заявления от 29.12.2016 года (вх. №... от 23.01.2017 года) о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, обязании административного ответчика рассмотреть данное заявление в установленном законом порядке.
Требования мотивированы тем, что ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу <адрес> категория земель: земли населенных пунктов – для строительства минигостиницы площадью 2 000 кв.м. с кадастровым номером №.... Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 16.12.2014 г. № 394 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов КЧР» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе населенных пунктов КЧР, в том числе установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №... в размере 8 775 240 руб. С установленной кадастровой стоимостью участка ФИО1 не согласился, заказал отчет оценщика об определении рыночной стоимости этого участка по состоянию на 1 января 2014 г. Согласно отчета рыночная стоимость участка составила 3 204 000 рублей. 29.12.2016 г. представитель ФИО1 обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Карачаево-Черкесской Республике о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка. К заявлению им был приложен пакет документов, предусмотренный ст.24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее ФЗ-135). Однако уведомлением секретаря Комиссии от 31.01.2017 г. N 09-2017/87 в принятии к рассмотрению заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка было отказано, заявление со всеми приложенными документами возращено его подателю, т.к. в нарушение требований ст.24.18 ФЗ-135 в представленных документах отсутствует отчет о рыночной стоимости объекта недвижимости в форме электронного документа, на диск записан только файл электронной цифровой подписи оценщика.
Административный истец полагает незаконными действия Комиссии, выразившиеся в отказе в принятии заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, поскольку к заявлению был приложен диск «отчет №... Оспаривание кадастровой стоимости.pdf.sig», имеющий не только цифровую подпись, но и отчет в электронной форме. Размер файла, записанного на диск, составляет 10,4 Мб, что свидетельствует о том, что имеющийся на диске документ представляет собой не только файл электронной цифровой подписи оценщика, а содержит и определенную информацию. Файл открывается специализированной программой КриптоАРМ, используемой Росреестром. Соответственно, в Комиссию был представлен весь пакет документов, указанных в ст.24.18 ФЗ-135.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО2, действующий по доверенности и имеющий высшее юридическое образование, поддержал требования по изложенным в административном исковом заявлении основаниям.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР ФИО3, представляющая одновременно интересы Комиссии по рассмотрению споров об определении кадастровой стоимости Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР, действующая по соответствующим доверенностям и имеющая высшее юридическое образование, возражала против удовлетворения заявленных исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Суду пояснила, что представитель истца обратился в Комиссию по рассмотрению споров кадастровой стоимости Управления с заявлением от 29.12.2016 г. о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №.... Уведомлением от 31.01.2017 г. представителю заявителя было сообщено, что его заявление не принято к рассмотрению. Основанием к отказу в его принятии послужило то, что заявитель не представил отчет о рыночной стоимости земельного участка, на диск был записан только файл электронной цифровой подписи оценщика, в то время как сам отчет о рыночной стоимости земельного участка отсутствовал. Секретарь Комиссии проверяет наличие документов, прилагаемых к заявлению об определении кадастровой стоимости. При отсутствии документов, указанных в ст.24.18 ФЗ-135, секретарь Комиссии вправе не принять заявление к рассмотрению. В данном случае в представленных документах отсутствовал отчет о рыночной стоимости объекта недвижимости в форме электронного документа. На диск записан только файл электронной цифровой подписи оценщика, данное обстоятельство было расценено секретарем Комиссии как отсутствие отчета в форме электронного документа.
Выслушав объяснения представителей административного истца и ответчиков, исследовав материалы административного дела и предоставленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Установлено, что ФИО1 принадлежит на праве собственности земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> категория земель: земли населенных пунктов – для строительства минигостиницы, площадью 2 000 кв.м. с кадастровым номером №...
Согласно Постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 16.12.2014 г. № 394 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов КЧР», кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №... установлена в размере 8 775 240 руб.
Не согласившись с кадастровой стоимостью земельного участка в размере 8 775 240 руб., административный истец, основываясь на дате определения кадастровой стоимости - 01.01.2014 г., заказал отчет о рыночной стоимости земельного участка в Некоммерческое партнерство «Центр независимых судебных экспертиз, криминалистики и права». Согласно отчета №..., рыночная стоимость земельного участка оказалась меньше его стоимости, указанной в кадастровой справке о кадастровой стоимости, и составила 3 204 000 рублей.
В соответствии со статьей 24.18 ФЗ-135 результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
С учетом приведенной нормы права административный истец оспорил результаты определения кадастровой стоимости земельного участка в Комиссию по рассмотрению споров об определении кадастровой стоимости Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР, приложив к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости:
- кадастровую справку о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 26.08.2016 года, содержащую сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;
- нотариально заверенную копию свидетельства о государственной регистрации права на земельный участок;
- отчет о рыночной стоимости заявленного объекта недвижимости;
- отчет о рыночной стоимости заявленного объекта недвижимости в форме электронного документа – 1 СД диск.
Согласно Приказу Министерства экономического развития Российской Федерации N 263 от 04.05.2012 "Об утверждении Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России N 69 от 22.02.11 "Об утверждении Типовых требований к порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости" (далее Порядок), комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости создается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, при его территориальном органе в соответствующем субъекте Российской Федерации.
В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации N 457 от 01.06.2009, таким органом является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
На основании приказа Росреестра от 26.10.2012 N П/490 была создана Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Карачаево-Черкесской Республике.
Согласно пункту 13 Порядка, Комиссия рассматривает споры о результатах определения кадастровой стоимости различных категорий земель и иных объектов недвижимости на территории субъекта Российской Федерации, в котором она создана, и (или) территории муниципального образования, находящегося на территории этого субъекта Российской Федерации, на основании поступившего в комиссию заявления о пересмотре кадастровой стоимости, содержащего сведения о правообладателе объекта недвижимости, в отношении которого подается заявление о пересмотре кадастровой стоимости (фамилия, имя, отчество и адрес места жительства (в случае, если правообладателем объекта недвижимости является физическое лицо), наименование юридического лица, почтовый адрес и место нахождения (в случае, если правообладателем объекта недвижимости является юридическое лицо), с приложением следующих документов:
- кадастровый паспорт объекта недвижимости;
- нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;
- отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;
- положительное экспертное заключение саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков (далее - положительное экспертное заключение) в случаях, установленных настоящим Порядком.
К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости по инициативе заявителя также могут прилагаться иные документы.
Пунктом 14 Порядка предусмотрено, что при поступлении заявления о пересмотре кадастровой стоимости секретарь комиссии проверяет наличие прилагаемых документов и срок подачи заявления.
Пункт 15 Порядка предусматривает, что если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано без приложения документов, указанных в пункте 13 настоящего Порядка, или с нарушением сроков, или величина кадастровой стоимости объекта недвижимости, указанная в кадастровом паспорте, приложенном к такому заявлению, ранее установлена в размере его рыночной стоимости, оно не принимается к рассмотрению, о чем секретарь комиссии в течение семи рабочих дней с даты поступления такого заявления уведомляет заявителя. Уведомление содержит перечень оснований, по которым заявление не принято к рассмотрению, с приложением самого заявления и приложенных к нему документов (в случае их наличия).
Перечень оснований для отказа в принятии заявления, указанный в Порядке создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденном Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 мая 2012 года N 263, является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.
Согласно ч.3 ст. 24.15 ФЗ-135, составление отчета об определении кадастровой стоимости осуществляется на бумажном носителе не менее чем в трех экземплярах и на электронном носителе в форме электронного документа.
Рассматриваемое положение воспроизведено и детализировано в п. 1.3 Требований к отчету об определении кадастровой стоимости, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 29 июля 2011 г. N 382. А именно:
-отчет составляется оценщиком в трех экземплярах на бумажном носителе (с приложением материалов на электронных носителях) и в форме упакованного (архивированного) электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, текстовые части и таблицы которого сформированы в формате OpenDocument для офисных приложений (OpenDocument) v 1.0;
-информация о требованиях к совместимости, сертификату ключа подписи, обеспечению возможности подтверждения подлинности электронной цифровой подписи размещается на официальном сайте Росреестра в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (в ред. Приказа Минэкономразвития России от 06.04.2015 N 201);
-в случае включения в отчет сведений, отнесенных к информации ограниченного доступа, такие сведения представляются в заключительной части отчета; в случае включения в отчет, составленный на бумажном носителе, материалов, составленных только на электронных носителях, отчет действителен как документ, содержащий сведения доказательного значения, только в полном объеме, включая указанные материалы.
В соответствии с пунктом 6 указанных Требований, к отчету об определении кадастровой стоимости, в заключительной части Отчета содержится, в том числе, электронный носитель информации, содержащий файлы в формате OpenDocument для офисных приложений (OpenDocument) v 1.0 и файлы в формате XML, созданные на основе схем, размещаемых на официальном сайте уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - XML-схема), и обеспечивающие считывание сведений, содержащихся в Отчете (в ред. Приказа Минэкономразвития России от 06.04.2015 N 201).
Проанализировав указанные нормативные акты, суд приходит к выводу о том, что их исполнение для Росреестра, получающего от заявителей, в том числе, и отчеты об определении кадастровой стоимости, обязательно.
В соответствии с абз. «б» п. 1 Приказа Минэкономразвития России от 06.04.2015 N 201 "О внесении изменений в требования к отчету об определении кадастровой стоимости, утвержденные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29 июля 2011 г. N 382" (Зарегистрирован в Минюсте России 08.05.2015 N 37223), информация о требованиях к совместимости, сертификату ключа подписи, обеспечению возможности подтверждения подлинности электронной цифровой подписи должно быть размещено на официальном сайте Росреестра в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Согласно Инструкции по работе с электронной подписью на портале Росреестра с использованием криптографических программных средств, размещенной во исполнение абз. «б» п. 1 Приказа Минэкономразвития России от 06.04.2015 N 201 на сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Российской Фекдерации (далее - Инструкция), для формирования заявления и подачи документов в электронном виде на портале Росреестра необходимо использовать электронную подпись.
Электронная подпись (ЭП) предназначена для идентификации лица, подписавшего электронный документ, и является полноценной заменой (аналогом) собственноручной подписи в случаях, предусмотренных законом.
Правовые условия использования электронной подписи в электронных документах регламентирует Федеральный закон Российской Федерации от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ «Об электронной подписи».
Средства электронной подписи – это шифровальные (криптографические) средства, используемые для реализации хотя бы одной из следующих функций - создание электронной подписи, проверка электронной подписи, создание ключа электронной подписи и ключа проверки электронной подписи (п. 9 ст. 2 ФЗ от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи").
Согласно указанной Инструкции Росреестра, для корректного использования сертификата электронной подписи при отправке документов и заявления в электронном виде на Портале Росреестра необходимо установить специализированное программное обеспечение: программное обеспечение КриптоПро либо программный компонент CAPICOM.
Одновременно в главе 2 Инструкции указано, что поддержка CAPICOM производителем прекращена, из чего суд приходит к выводу, что Росреестр должен установить специализированное программное обеспечение - программное обеспечение КриптоПро.
Инструкция разъясняет, что одним из программных компонентов КриптоПро, необходимым для работы с ЭП, является КриптоАРМ Стандарт (либо Стандарт PRO). КриптоАРМ – программа, предназначенная для шифрования и расшифрования данных, создания и проверки электронной подписи с использованием сертификатов открытых ключей, для работы с сертификатами и криптопровайдерами. Используя криптопровайдер «КриптоПро CSP», программа «КриптоАРМ» позволяет работать с сертифицированными средствами, создавать электронную подпись, равнозначную собственноручной.
Судом у истца истребован диск, содержащий отчет о рыночной стоимости объекта недвижимости в форме электронного документа, который он представлял в Комиссию вместе с другими документами. Данный диск просмотрен судом и представителями сторон. Просмотром диска установлено, что файл с наименованием «отчет №... Оспаривание кадастровой стоимости.pdf.sig» действительно имеется на диске, однако для просмотра данного файла необходимо применять специализированную программу «КриптоАРМ», что Комиссией в нарушение требований Инструкции по работе с электронной подписью на портале Росреестра сделано не было.
Таким образом, отказ Комиссии в рассмотрении заявления истца о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, основанный на отсутствии в представленных документах отчета о рыночной стоимости объекта недвижимости в форме электронного документа, является неправомерным.
Согласно Инструкции Росреестра по работе с электронной подписью, Комиссия обязана применять в своей работе специализированное программное обеспечение: программное обеспечение КриптоПро либо программный компонент CAPICOM.
Материалами дела подтверждается подача представителем истца заявления в Комиссию с приложением всех необходимых документов, указанных в ст. 24.18 ФЗ-135, в том числе с приложением отчета о рыночной стоимости земельного участка в электронном варианте, так как на диске «отчет №... Оспаривание кадастровой стоимости.pdf.sig» записан не только файл электронной цифровой подписи оценщика, но и отчет о рыночной стоимости земельного участка.
Довод представителя Комиссии о том, что истец не вправе оспаривать в порядке, установленном главой 25 КАС РФ и ФЗ-135, отказ секретаря Комиссии, т.к., возвратив заявление, тот действовал самостоятельно, а не от имени Комиссии, признается необоснованным.
Перечень оснований для отказа в принятии заявления, указанный в Порядке создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденном Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 мая 2012 года N 263, является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.
Полномочия секретаря Комиссии по приему либо возврату заявления являются четко регламентированными; на указанной стадии секретарь обязан проверить наличие необходимых документов, обращение с заявлением в установленный законом срок и отсутствие ранее установленной кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Порядок не наделяет секретаря Комиссии правом на стадии принятия заявления к рассмотрению давать оценку приложенным к заявлению документам, кроме той, которая указана в пункте 15 Порядка, поскольку указанные полномочия являются полномочиями Комиссии при рассмотрении заявления по существу (пункты 19, 20 Порядка); несоответствие представленных документов по их содержанию заявленным требованиям может являться основанием для принятия Комиссией отказа (отклонения) заявления, а не основанием для отказа в принятии заявления на рассмотрение Комиссии.
Статьей 24.18 ФЗ-135 предусмотрено только одно основание для непринятия заявления к рассмотрению – подача заявления о пересмотре кадастровой стоимости без приложения указанных в данной статье документов.
В судебном заседании подтвердилось, что в Комиссию представитель истца подал заявление с приложением всех необходимых документов.
Статьей 24.18 ФЗ-135 предусмотрено, что по результатам рассмотрения заявления комиссия принимает решение об отклонении заявления в случае использования достоверных сведений об объекте недвижимости при определении кадастровой стоимости, либо о пересмотре кадастровой стоимости в случае недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
Таким образом, в данном случае решение Комиссии является результатом осуществления государственно-правовой функции, ради осуществления которой комиссия создана. Принятие решения является не правом Комиссии, а единственно предусмотренным законом результатом ее деятельности, следовательно, Комиссия не может уклониться от исполнения возложенной на нее государственно-правовой функции и уклониться от принятия решения. Секретарь Комиссии, не входящий в её состав в силу п.7 Порядка, не может подменить решение Комиссии.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что у Комиссии были основания к принятию заявления представителя ФИО1 от 29.12.2016 г. к рассмотрению и принятию по нему решения.
Решение Комиссии об отказе в принятии к рассмотрению заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, оформленное уведомлением от 31.01.2017 г. №..., не соответствует закону и нарушает права и законные интересы ФИО1
При таких обстоятельствах требование административного истца о признании незаконными действий Комиссии по рассмотрению споров об определении кадастровой стоимости Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР, выразившихся в непринятии к рассмотрению заявления от 29.12.2016 г. о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №...; об обязании Комиссии по рассмотрению споров об определении кадастровой стоимости Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР принять и рассмотреть заявление представителя ФИО1 от 29.12.2016 г. признаются судом подлежащими удовлетворению.
Согласно ч. 9 ст. 227 КАС РФ, в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 226, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление представителя административного истца ФИО1 - ФИО2 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР, Комиссии по рассмотрению споров об определении кадастровой стоимости Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР о признании незаконным действий Комиссии по рассмотрению споров об определении кадастровой стоимости Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР - удовлетворить.
Признать незаконными действия Комиссии по рассмотрению споров об определении кадастровой стоимости Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР, выразившиеся в непринятии к рассмотрению заявления представителя ФИО1 ФИО2, поданного 29.12.2016 г., о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> категория земель: земли населенных пунктов – для строительства минигостиницы площадью 2 000 кв.м. с кадастровым номером №...
Устранить допущенное нарушение прав и свобод ФИО1, обязав Комиссию по рассмотрению споров об определении кадастровой стоимости Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР принять и рассмотреть заявление представителя ФИО1 ФИО2, поданное 29.12.2016 г., о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №..., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов – для строительства минигостиницы площадью 2 000 кв.м.
Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР в пользу ФИО1 расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в апелляционном порядке в Верховный Суд Карачаево-Черкесской Республики.
Апелляционная жалоба подается через суд первой инстанции.
Судья Верховного Суда
Карачаево-Черкесской Республики З.И. Дзыба