Дело № 3а-12/2022(№ 3а-574/2021, № 3а-10/2021)УИД 25OS0000-01-2020-000236-19
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
9 февраля 2022 года город Владивосток
Приморский краевой суд в составе
председательствующего судьи Поломошновой Г.А.,
при секретаре Салмине В.А.,
с участием прокурора Романовой О.Н,
административных истцов ФИО1 (она же генеральный директор общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилкомхоз»), ФИО2,
представителя административных истцов ФИО2, ФИО3, ФИО1, ФИО4, общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилкомхоз» - Ефимова Д.А.,
представителя административного ответчика агентства по тарифам Приморского края - ФИО5,
представителей заинтересованного лица – краевого государственного унитарного предприятия «Примтеплоэнерго» ФИО6, ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2, ФИО3, ФИО1, ФИО4, общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилкомхоз» к агентству по тарифам Приморского края, заинтересованные лица – краевое государственное унитарное предприятие «Примтеплоэнерго», администрация Хорольского муниципального округа Приморского края о признании недействующим со дня принятия постановления агентства по тарифам Приморского края от 29 апреля 2020 года № 18/1 «О внесении изменений в постановление департамента по тарифам Приморского края от 7 октября 2015 года № 41/3 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории пгт Ярославский и села Вознесенка Хорольского муниципального района»,
установил:
постановлением агентства по тарифам Приморского края от 29 апреля 2020 года № 18/1 «О внесении изменений в постановление департамента по тарифам Приморского края от 7 октября 2015 года № 41/3 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории пгт Ярославский и села Вознесенка Хорольского муниципального округа» (в редакции постановленияагентства по тарифам Приморского края от 20 мая 2020 года № 22/4, заменившего в наименовании, по тексту постановления и приложений к нему слова «на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края» словами «на территории пгт Ярославский и села Вознесенка Хорольского муниципального округа») установлены с применением расчетного метода нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории пгт Ярославский и села Вознесенка Хорольского муниципального округа, в том числе для 2-этажных, 3-этажных 5-этажных многоквартирных и жилых домов до 1999 года постройки включительно (пункты 1.2, 1.4 и Приложения №№ 2,3,4).
Первоначальный текст постановления от 29 апреля 2020 года № 18/1 «О внесении изменений в постановление департамента по тарифам Приморского края от 7 октября 2015 года № 41/3 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края» был опубликован на официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30 апреля 2020 года, в издании «Приморская газета», № 34(1768), 7 мая 2020 года.
Постановление от 20 мая 2020 года № 22/4 было опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 21 мая 2020 года, в издании «Приморская газета», спецвыпуск, № 39(1773), 26 мая 2020 года.
Административные истцы ФИО2, ФИО3, ФИО1, ФИО4, общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилкомхоз» (далее – ООО «УК «Жилкомхоз») обратились в Приморский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующим, со дня его принятия, постановления агентства по тарифам Приморского края от 29 апреля 2020 года № 18/1 «О внесении изменений в постановление департамента по тарифам Приморского края от 7 октября 2015 года № 41/3 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории пгт Ярославский и села Вознесенка Хорольского муниципального района Приморского края» (в редакции от 20 мая 2020 года).
В обоснование заявленных административных исковых требований указали, что считают оспариваемый нормативный правовой акт противоречащим статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года
№ 306, поскольку нормативы определены и установлены не в соответствии с данными Правилами, считают, что в данном случае административный ответчик не имел возможности использовать метод аналогов, а при использовании расчетного метода административным ответчиком не были соблюдены требования пунктов 4, 11, 16,43,44 указанных Правил, а также были использованы недостоверные и недостаточные данные, неверные величины (значения, показатели), необходимые для использования формул и пунктов 18-20 раздела II приложения № 1 к указанным Правилам, в связи с чем нормативы, установленные оспариваемым нормативным правовым актом, являются завышенными.
Определениями суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены краевое государственное унитарное предприятие «Примтеплоэнерго» (далее – КГБУ «Примтеплоэнерго»), администрация Хорольского муниципального округа Приморского края.
Административные истцы ФИО3, ФИО4 в судебные заседания не являлись, надлежаще извещены о времени и месте судебного заседания. В их отсутствие их интересы представляет адвокат Ефимов Д.А., действующий на основании доверенностей.
Административный истец ФИО2 принимала участие в двух судебных заседаниях (11 января 2022 года и 27 января 2022 года). В судебное заседание 9 февраля 2022 года не явилась, надлежаще извещена о времени и месте судебного заседания, в ее отсутствие ее интересы представляет адвокат Ефимов Д.А., действующий на основании доверенности.
Представитель заинтересованного лица администрации Хорольского муниципального округа Приморского края в судебные заседания не являлся, надлежаще извещены о времени и месте судебного заседания, администраций Хорольского муниципального округа Приморского края направлено в суд ходатайство о рассмотрении административного дела в отсутствие их представителя, и ранее представлены возражения на административное исковое заявление, в которых администрация Хорольского муниципального округа Приморского края с заявленными требованиями административного истца не согласилась указав, что истцом не представлено каких-либо документальных подтверждений в обоснование заявленных доводов об использовании административным ответчиком недостоверных и недостаточных данных для установления нормативов на отопление, полагает, что административный иск не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 150 частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса.
Представитель административных истцов Ефимов Д.А., административные истцы ФИО1 (она же генеральный директор ООО «УК «Жилкомхоз»), ФИО2, в судебном заседании заявленные требования поддержали по основаниям и доводам, изложенным в административном исковом заявлении, а также в письменных дополнениях и пояснениях к нему.
Представитель административных истцов Ефимов Д.А., административный истец ФИО1 (она же генеральный директор ООО «УК «Жилкомхоз») пояснили, что в отношении ряда домов материал стен указан не верно, неправильно взят размер площади, в некоторых случаях, в состав площади помещений, входящих в состав общего имущества домов, включены подвалы. Размер площади жилых домов использовался административным ответчиком исходя из недостоверных сведений представленных администрацией Ярославского городского поселения, хотя ответчик располагал достоверными сведениями, представленными ему ООО «УК «Жилкомхоз» в письме от 18 декабря 2017 года № 319. Несмотря на наличие существенных расхождений между данными, представленными администрацией Ярославского городского поселения и данными представленными КГУП «Примтеплоэнерго» о площади жилых и нежилых помещений домов, а также площади помещений, входящих в состав общего имущества домов административный ответчик не предпринял никаких действий по дополнительному уточнению сведений, не использовал данные ГИС ЖКХ. Агентство по тарифам, не собрав необходимые данные, необоснованно отказалось от применения метода аналогов и применила расчетный метод установления нормативов потребления коммунальной услуги. В оспариваемом постановлении агентством по тарифам Приморского края без каких-либо расчетов установлены величины нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на период со дня официального опубликования постановления по 30 июня 2020 года для 2-этажных,
3-этажных и 5-этажных домов в одном размере, а на период с 1 июля 2020 года эти величины проиндексированы в пределах предельного индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, тогда как срок действия нормативов потребления коммунальных ресурсов составляет не менее 3 лет. Указанные в оспариваемом постановлении величины были взяты не из расчета, выполненного ЗАО «Научно-исследовательский центр муниципальной экономики», а из признанного недействующим решением Приморского краевого суда от 11 сентября 2019 года по делу № 3а-72/2019 постановления департамента по тарифам Приморского края от 27 декабря 2018 года № 73/1 «О внесении изменений в постановление департамента по тарифам Приморского края от 28 марта 2018года № 14/4 «О внесении изменений в постановление департамента по тарифам Приморского края от 7 октября 2015 года № 41/3 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края». Просят административные исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Административный истец ФИО2 пояснила, что она проживает в <адрес>, и в отношении данного дома агентством по тарифам Приморского края в расчеты норматива была включена большая площадь, чем площадь по техническому паспорту, в связи с чем произошло завышение норматива и, как следствие, жильцы переплачивают за коммунальную услугу.
Представитель агентства по тарифам Приморского края ФИО5, действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в представленных возражениях на административное исковое заявление и дополнениях к ним, по существу пояснила, что оспариваемое постановление принято в соответствии с требованиями Правил от 23 мая 2006 года № 306. Невозможность применения метода аналогов и применение расчетного метода подтверждены отсутствием условий представительности выборки, для проведения необходимых измерений. Просила в удовлетворении административных исковых требований отказать в полном объеме.
Представители заинтересованного лица КГУП «Примтеплоэнерго» ФИО6, ФИО7, возражали против заявленных административных исковых требований по доводам, указанным в представленных возражениях на административное исковое заявление, пояснив, что административными истцами не доказан факт нарушения оспариваемым нормативным правовым актом их прав, свобод и законных интересов, просили отказать в удовлетворении административных исковых требований.
Выслушав представителя административных истцов Ефимова Д.А., административных истцов ФИО1, она же генеральный директор ООО «УК «Жилкомхоз», ФИО2, представителя административного ответчика ФИО5, представителей заинтересованного лица КГУП «Примтеплоэнерго» ФИО6, ФИО7, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора Романовой О.Н., указавшей на наличие оснований для признания недействующим оспариваемого нормативного правового акта со дня принятия, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Отношения по оплате гражданами жилого помещения и коммунальных услуг регулируются положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), федеральными законами и нормативными правовыми актами, изданными в соответствии с ними.
С учетом положений пункта 9 статьи 13 и пункта 10 части 1 статьи 14 ЖК РФ отношения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг могут регулироваться также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Пунктом 4 статьи 154 ЖК РФ предусмотрено, что плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе, плату за тепловую энергию.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление), нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и требования к их формированию определены Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306 (далее - Правила № 306).
В соответствии с пунктом 3 Правил № 306 нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно положениям Закона Приморского края от 1 июля 2019 года
№ 522-КЗ «О внесении изменений в Устав Приморского края», постановлением Губернатора Приморского края от 6 августа 2019 года № 52-пг «Об утверждении структуры органов исполнительной власти Приморского края», постановлением Администрации Приморского края от 20 августа 2019 года № 547-па «О формировании органов исполнительной власти Приморского края» Администрация Приморского края переименована в Правительство Приморского края, департамент по тарифам Приморского края переименован в агентство по тарифам Приморского края.
Полномочия агентства по тарифам Приморского края закреплены Положении об агентстве по тарифам Приморского края, утвержденном постановлением Администрации Приморского края от 30 сентября 2019 года № 628-па «Об утверждении Положения об агентстве по тарифам Приморского края».
Согласно вышеуказанному Положению агентство по тарифам Приморского края является органом исполнительной власти Приморского края, уполномоченным осуществлять функции государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и региональный государственный контроль (надзор) за их применением (пункт 1.2).
Агентство по тарифам Приморского края в целях реализации возложенных на него задач осуществляет ряд полномочий, в том числе утверждает нормативы потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление (теплоснабжение, в том числе по твердому топливу при наличии печного отопления) и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (за исключением тепловой энергии) (подпункт 2.2.2 пункта 2.2 данного Положения).
Первоначально департаментом по тарифам Приморского края 7 октября 2015 года принято постановление № 41/3 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края» (далее – постановление департамента по тарифам Приморского края от 7 октября 2015 года № 41/3), которое официально опубликовано в издании «Приморская газета» 13 октября 2015 года № 117 (1135).
Решением Приморского краевого суда от 12 июля 2017 постановление департамента по тарифам Приморского края от 7 октября 2015 года № 41/3 признано не действующим со дня вступления решения суда в законную силу в части установления нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях для многоквартирных жилых двух, трёх и пятиэтажных домов до 1999 года постройки (пункты 1.2, 1.3 и 1.4 таблицы Приложения). Норматив для одноэтажных домов оставлен без изменения.
Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 13 декабря 2017 года № 56-АПГ17-19 решение Приморского краевого суда от 12 июля 2017 года оставлено без изменения.
28 марта 2018 года департаментом по тарифам Приморского края принято постановление № 14/4 «О внесении изменений в постановление департамента по тарифам Приморского края от 7 октября 2015 года № 41/3 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края» (далее – постановление департамента по тарифам Приморского края от 28 марта 2018 года № 14/4), которое официально опубликовано в изданиях официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru 4 апреля 2018 года, «Приморская газета» спецвыпуск от 4 апреля 2018 года № 40(1534).
Решением Приморского краевого суда от 28 ноября 2018 года постановление департамента по тарифам Приморского края от 28 марта 2018 года № 14/4 признано не действующим со дня вступления решения суда в законную силу в части установления нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях двух-, трёх- и пятиэтажных многоквартирных (жилых) домов на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края (пункты 1.2, 1.3, 1.4 таблицы Приложения (Нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края).
Апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2019 года № 56-АПА19-4 решение Приморского краевого суда от 28 ноября 2018 года оставлено без изменения.
Постановлением департамента по тарифам Приморского края от 27 декабря 2018 года № 73/1 «О внесении изменений в постановление департамента по тарифам Приморского края от 28 марта 2018 года № 14/4 «О внесении изменений в постановление департамента по тарифам Приморского края от 7 октября 2015 года № 41/3 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края» (далее – постановление департамента по тарифам Приморского края от 27 декабря 2018 года № 73/1), которое официально опубликовано в изданиях официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru 27 декабря 2018 года и «Приморская газета» спецвыпуск от 1 января 2019 года № 1(1631), внесены изменения в приложение «Нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края» к постановлению департамента по тарифам Приморского края от 28 марта 2018 года № 14/4, слова «0,038550» заменены словами «0,038750», слова «0,030289» словами «0,031050» и слова «0,025654» словами «0,026298».
Решением Приморского краевого суда от 11 сентября 2019 года (дело
№ 3а-72/2019), оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 24 декабря 2019 года, постановление департамента по тарифам Приморского края от 27 декабря 2018 года № 73/1 признано недействующим со дня вступления решения суда в законную силу постановление департамента по тарифам Приморского края от 27 декабря 2018 года № 73/1 «О внесении изменений в постановление департамента по тарифам Приморского края от 28 марта 2018 года №14/4 «О внесении изменений в постановление департамента по тарифам Приморского края от 7 октября 2015 года № 41/3 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края».
После состоявшегося решения Приморского краевого суда от 11 сентября 2019 года по делу № 3а-72/2019, с учетом обстоятельств установленных данным решением суда в качестве заменяющего акта, агентством по тарифам Приморского края принято постановление от 29 апреля 2020 года № 18/1 «О внесении изменений в постановление департамента по тарифам Приморского края от 7 октября 2015 года №41/3 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории пгт Ярославский и села Вознесенка Хорольского муниципального округа» (в редакции постановленияагентства по тарифам Приморского края от 29 апреля 2020 года № 18/1 от 20 мая 2020 года) (далее - постановление агентства по тарифам Приморского края от 29 апреля 2020 года № 18/1), которым установлены и введены в действие со дня официального опубликования с применением расчетного метода нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории пгт Ярославский и села Вознесенка Хорольского муниципального округа, в том числе для 2-этажных, 3-этажных 5-этажных многоквартирных и жилых домов до 1999 года постройки включительно.
Так, в приложении № 2 постановления агентства по тарифам Приморского края от 29 апреля 2020 года № 18/1 «Нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории пгт Ярославский и села Вознесенка Хорольского муниципального округа для 2-этажных многоквартирных и жилых домов до 1999 года постройки включительно» установлен норматив потребления со дня официального опубликования по 30 июня 2020 года для многоквартирных и жилых домов со стенами из камня, кирпича - 0,038750 Гкал на 1 кв. метр общей площади жилого помещения; для многоквартирных и жилых домов со стенами из панелей, блоков - 0,038750 Гкал на 1 кв. метр общей площади жилого помещения; для многоквартирных и жилых домов со стенами из дерева, смешанных и других материалов - 0,038750 Гкал на 1 кв. метр общей площади жилого помещения; с 1 июля 2020 года для многоквартирных и жилых домов со стенами из камня, кирпича - 0,038900 Гкал на 1 кв. метр общей площади жилого помещения; для многоквартирных и жилых домов со стенами из панелей, блоков - 0,038900 Гкал на 1 кв. метр общей площади жилого помещения; для многоквартирных и жилых домов со стенами из дерева, смешанных и других материалов - 0,038900 Гкал на 1 кв. метр общей площади жилого помещения;
в приложение № 3 «Нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории пгт Ярославский и села Вознесенка Хорольского муниципального округа для 3-этажных многоквартирных и жилых домов до 1999 года постройки включительно» установлен норматив потребления со дня официального опубликования по 30 июня 2020 года для многоквартирных и жилых домов со стенами из камня, кирпича - 0,031050 Гкал на 1 кв. метр общей площади жилого помещения; для многоквартирных и жилых домов со стенами из панелей, блоков - 0,031050 Гкал на 1 кв. метр общей площади жилого помещения; с 1 июля 2020 года для многоквартирных и жилых домов со стенами из камня, кирпича - 0,031170 Гкал на 1 кв. метр общей площади жилого помещения; для многоквартирных и жилых домов со стенами из панелей, блоков- 0,031170 Гкал на 1 кв. метр общей площади жилого помещения;
для многоквартирных и жилых домов со стенами из дерева, смешанных и других материалов - норматив не устанавливался;
в приложение № 4 «Нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории пгт Ярославский и села Вознесенка Хорольского муниципального округа для 5-этажных многоквартирных и жилых домов до 1999 года постройки включительно» - установлен норматив со дня официального опубликования по 30 июня 2020 года для многоквартирных и жилых домов со стенами из камня, кирпича -0,026298 Гкал на 1 кв. метр общей площади жилого помещения; для многоквартирных и жилых домов со стенами из панелей, блоков - 0,026298 Гкал на 1 кв. метр общей площади жилого помещения; с 1 июля 2020 года для многоквартирных жилых домов со стенами из камня, кирпича - 0,026398 Гкал на 1 кв. метр общей площади жилого помещения; для многоквартирных и жилых домов со стенами из панелей, блоков- 0,026398 Гкал на 1 кв. метр общей площади жилого помещения;
для многоквартирных и жилых домов со стенами из дерева, смешанных и других материалов - норматив не устанавливался.
Постановление агентства по тарифам от 29 апреля 2020 года № 18/1 опубликовано на официальном интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30 апреля 2020 года, в издании «Приморская газета», № 34(1768), 7 мая 2020 года. Пунктом 2 данного постановления определено, что оно вступает в силу со дня его официального опубликования.
Постановление агентства по тарифам Приморского края от 20 мая 2020 года № 22/4 было опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 21 мая 2020 года, в издании «Приморская газета», спецвыпуск, № 39(1773), 26 мая 2020 года.
Таким образом, судом установлено, что оспариваемое постановление агентства по тарифам Приморского края принято уполномоченным органом в пределах представленных полномочий, с соблюдением формы принятия нормативных правовых актов, официально опубликовано; административными истцами данные обстоятельства не оспариваются.
Как установлено в ходе судебного разбирательства и подтверждается материалами дела административные истцы ФИО2, ФИО3, ФИО1, ФИО4 проживают в пгт Ярославский Хорольского муниципального округа, ФИО2 - в 2-этажном доме со стенами из кирпича, ФИО3 – в 5-этажном доме со стенами из панелей, ФИО1 – в 3-этажном доме со стенами из панелей, ФИО4 – в 5-этажном доме со стенами из кирпича. ООО «УК «Жилкомхоз» управляет рядом домов, расположенных на территории пгт Ярославский Хорольского муниципального округа, между КГУП «Примтеплоэнерго» и ООО «УК «Жилкомхоз» 1 октября 2013 года был заключен Договор теплоснабжения и поставки горячей воды № 3/13-УК, по условиям которого КГУП «Примтеплоэнерго» приняло на себя обязательства подавать ООО «УК «Жилкомхоз» тепловую энергию и теплоноситель для целей предоставления собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирном доме, и коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, а ООО «УК «Жилкомхоз» обязуется оплачивать принятую тепловую энергию и теплоноситель.
Таким образом, административные истцы, являясь субъектами правоотношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, и полагая, что административным ответчиков установлены нормативы в повышенном размере, из-за чего повышена плата за отопление, вправе были обратиться с данным административным исковым заявлением в суд.
Проверяя оспариваемый нормативный правовой акт на соответствие нормативным правовым актам имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему:
Административные истцы считают, что нормативы, утвержденные административным ответчиком в постановлении агентства по тарифам от 29 апреля 2020 года № 18/1 установлены и определены с нарушением требований Правил № 306.
В соответствии с пунктами 10, 11 Правил № 306 нормативы потребления устанавливаются в отношении коммунальных услуг, предоставляемых в жилых помещениях, по каждому виду предоставляемых услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома. Нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, указанные нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями многоквартирных домов и жилых домов, предусмотренными приложением № 2 к данным Правилам. Пунктами 13, 19 Правил № 306 предусмотрено, что нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях определяются с применением метода аналогов либо расчетного метода с использованием формул согласно приложению № 1 к данным Правилам.
Согласно пункту 22 Правил № 306 расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборов учета многоквартирных домах или жилых домах, отвечающим условиям представительности выборки.
Метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями (пункт 21 Правил № 306). Измерения проводятся при сформированном объеме представительной выборки по каждой из групп многоквартирных домов и жилых домов (пункты 33 и 36 Правил № 306). Объем выборки рассчитывается по формулам, приведенным в пунктах 1 и 2 приложения № 1 к данным Правилам (пункт 34 Правил № 306), представительность выборки определяется количеством домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, расположенных в аналогичных климатических условиях (пункт 33 Правил № 306).
Согласно пункту 35 Правил № 306 данные о потреблении коммунальных ресурсов должны быть получены с использованием приборов учета с непрерывным периодом работы в течение всего срока снятия показаний, используемых для расчета нормативов.
В силу пункта 36 Правил № 306 после формирования объема выборки многоквартирных домов или жилых домов составляется план проведения измерений и снятия показаний приборов учета.
В отношении отопления показания приборов учета снимаются первого и последнего числа отопительного периода (подпункт «б» пункта 37 Правил № 306).
Таким образом, установление нормативов предусматривает соблюдение последовательности названных процедур.
Из положений пункта 9 Правил № 306 следует, что установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе уполномоченных органов или ресурсоснабжающих организаций. Уполномоченный орган проводит анализ представленных документов и при необходимости запрашивает дополнительные сведения с обоснованием запроса.
Ресурсоснабжающая организация, управляющая организация обязаны предоставлять по запросу уполномоченного органа сведения, необходимые для установления нормативов потребления коммунальных услуг, предусмотренных пунктом 38, с учетом сроков, предусмотренных пунктом 37, в соответствии с осуществляемыми этими организациями видами деятельности (пункт 9.1 Правил № 308).
Согласно материалам административного дела агентство по тарифам Приморского края при проведении работы по расчету нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории пгт Ярославский и села Вознесенка Хорольского муниципального округа (предыдущее название Ярославское городское поселение Хорольского муниципального района) направило соответствующие запросы от 4 февраля 2020 года № 27/267, № 27/265, от 11 февраля 2020 года № 27/346 в администрацию Ярославского городского поселения, ресурсоснабжающие организации, управляющие организации, оказывающие услугу на территории пгт Ярославский и с. Вознесенка, о предоставлении информации для определения нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению.
КГУП «Примтеплоэнерго» представило запрашиваемую информацию письмом oт 19 февраля 2020 года №786/004, указав, что у предприятия отсутствуют копии технических паспортов многоквартирных домов, расположенных в пгт Ярославский.
ООО «Ярославская управляющая компания» письмом от 13 марта 2020 года № 120 представило имеющуюся у них информацию.
ООО «УК «Жилкомхоз» письмом от 14 февраля 2020 года № 028 сообщило о том, что информация в установленный срок не будет представлена, а будет направлена в сроки, согласно действующему законодательству. В дальнейшем ООО «УК «Жилкомхоз» запрашиваемую информацию не представило.
Информация, полученная от администрации Ярославского городского поселения (письмо от 19 февраля 2020 года № 456), представлена без учета информации от управляющей компании, поскольку на запросы исполнители коммунальных услуг ответов не предоставили.
Из представленных сведений следовало, что данные по некоторым категориям домов не совпадали, в связи с чем агентством по тарифам Приморского края был направлен повторный запрос информации в администрацию Ярославского городского поселения, в которым агентство повторно просило предоставить полную и достоверную информацию относительно исходных данных для определения нормативов на отопление (об управляющих компаниях, собственниках, выбравших непосредственное управление домами, ТСЖ, ЖСК и других лиц, осуществляющих эксплуатацию жилого фонда Ярославского городского поселения), с целью уточнения данных предоставленной информации.
Письмом от 26 марта 2020 № 853 администрация Ярославского городского поселения повторно, направила исходные данные, необходимые для определения нормативов, однако без учета данных ООО «УК «Жилкомхоз» и ООО «УК «Жилкомуслуги».
Агентством по тарифам Приморского края письмом от 20 марта 2020 года 27/730 в адрес ООО «УК «Жилкомхоз» был направлен повторный запрос о предоставлении информации для расчета нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению.
Запрос был получен ООО «УК «Жилкомхоз» 26 марта 2020 года, однако информацию ООО «УК «Жилкомхоз» так и не представило.
Кроме того, КГУП «Примтеплоэнерго» также 23 марта 2020 года запрашивало информацию у ООО «УК «Жилкомхоз», запрос также был оставлен без удовлетворения.
Вся информация была запрошена агентством по тарифам Приморского края по всем домам, в отношении которых определяются нормативы на отопление, с учетом разбивки таблицы на графы, (о домах, отвечающим требованиям: этажность, материал стен и прочие, данная информация должна представляться по данным проектной документации, паспорту дома), имеется разбивка по показаниям приборов учета на начало и окончание отопительного периода (графы 3, 6 с указанием периода, единиц измерения, дат снятия показаний приборов учета).
В соответствии с пунктом 9 Правил № 306 уполномоченный орган проводит анализ представленных документов в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
По результатам анализа представленных документов агентством по тарифам Приморского края было установлено, что в Ярославском городском поселении все дома построены до 1999 года включительно. Преобладающей является группа домов 5-9 этажей, в которой выделяются 2 подгруппы: дома со стенами из панелей, блоков (57,42% в общем объеме жилищного фонда Ярославского городского поселения) и дома со стенами из камня, кирпича (17,86% в общем объеме жилищного фонда Ярославского городского поселения). По материалу крыши жилищный фонд Ярославского городского поселения представлен домами с плоской, мягкой (наплавляемой, из рулонных материалов) крышей; скатной крышей из металлочерепицы, профнастила; скатной крышей из волнистых и полуволнистых асбоцементных листов
Вместе с тем, из представленной информации следовало, что информация о приборном учете тепловой энергии на отопление в 2-х этажных многоквартирных и жилых домах со стенами из панелей и блоков отсутствует, в 2-х этажных многоквартирных и жилых домах со стенами из камня и кирпича отсутствует, в 3-х этажных многоквартирных и жилых домах со стенами из панелей и блоков – отсутствует, в 3-х этажных многоквартирных и жилых домах со стенами из камня и кирпича отсутствует, и только была представлена по двум 5-этажным многоквартирным и жилых домам со стенами из панелей/блоков.
Таким образом, из полученных ответов следовало, что сформировать объем предварительной выборки невозможно, поскольку на территории Ярославского городского поселения всего 2 дома, отвечающие условиям для формирования в целом объема представительской выборки, следовательно, применить метод аналогов для определения нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению не представлялось возможным.
Представленные административным истцом сведения о факте допуска приборов по более 40 домам, оснащенных приборами учета, не может быть доказательством, свидетельствующим о бесперебойной работе приборов учета и непрерывности показаний приборов с даты начала отопительного периода до даты его окончания.
Из анализа содержания пунктов 19, 21, 22 Правил № 306 следует, что уполномоченный орган вправе принять решение о применении расчетного метода в случае отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.
Поскольку в рассматриваемом случае многоквартирных жилых домов, соответствующих условиям предварительной выборки бесперебойности услуги и непрерывности показаний приборов весь отопительный период - 2, что менее 10, установленных Правилами № 306, в связи с чем предварительная выборка признана нерепрезентативной, что явилось основанием к применению при расчете спорных нормативов расчетного метода.
Согласно пункту 36 Правил № 306 после формирования объема выборки составляется план проведения измерений и снятия показаний приборов учета, вместе с тем составление планов измерений, снятие показаний приборов учета, не представлялось возможным с учетом невозможности сформировать объем выборки.
В соответствии с пунктами 32 и 32(1) Правил № 306 для установления нормативов уполномоченный орган дифференцирует нормативы потребления коммунальных услуг по группам многоквартирных домов или жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и расположенных в аналогичных климатических условиях, в соответствии с установленными настоящими Правилами требованиями.
В соответствии с пунктом 2.5.11 Положения об агентстве по тарифам Приморского края агентство имеет право привлекать специалистов и экспертов для разрешения вопросов, входящих в компетенцию агентства, в том числе на договорной основе.
Для расчета в соответствии с требованиями законодательства нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Ярослаского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края агентством по тарифам Приморского края 3 февраля 2020 года был заключен договор № 4 на выполнение работ по определению нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края с ЗАО «Научно-исследовательский центр муниципальной экономики» - разработчиком Правил № 306.
В адрес ЗАО «Научно-исследовательский центр муниципальной экономики» административным ответчиком были направлены все полученные на основании запросов исходные данные, а также данные предоставленные ранее ООО «УК «Жилкомхоз» письмом от 8 декабря 2017 года № 319 и администрацией Ярославского городского поселения письмом от 12 февраля 2018 № 189 – в отношении домов находящихся в управлении ООО «УК Жилкомуслуги» и ООО «УК Жилкомхоз» (<...> для определения нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в 2018 году.
На основании данных о характеристике жилищного фонда была произведена дифференциация нормативов коммунальной услуги по отоплению в Ярославском городском поселении, были выделены группы многоквартирных и жилых домов, характеризующиеся аналогичными конструктивными и техническими параметрами.
Норматив отопления по каждой группе домов был определен в соответствии с пунктами 18-21 приложения 1 к Правилам № 306.
Часовая тепловая нагрузка на отопление многоквартирных домов, определена на основании формулы 20 приложения № 1 к Правилам № 306, поскольку со стороны администрации Ярославского городского поселения и управляющих компаний проектная документация на жилые многоквартирные дома представлена не была.
Приморским краевым судом в ходерассмотрения административного дела №3а-109/2017 о признании недействующим Постановления департамента по тарифам Приморского края от 7 октября 2015 года №41/3 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края» было установлено, что ближайшим к Ярославскому городскому поселению населенным пунктом, по которому имеется информация о расчётной температуре наружного воздуха в целях проектирования систем отопления является село Астраханка, расположенное в том же климатическом районе что и Ярославское городское поселение.
В связи с этим, расчетная температура наружного воздуха наиболее холодной 5-дневки с обеспеченностью 0,92, используемая для проектирования систем отопления, в отношении Ярославского городского поселения была принята Центром в соответствии с СП 131.13330.2018 «СНиП 23-01-99* Строительная климатология» по климатическим параметрам села Астраханка в размере -25 °С.
Часовая тепловая нагрузка на отопление многоквартирных и жилых домов определена по формуле пункта 20 приложения 1 к Правилам № 306, поскольку информация по часовой тепловой нагрузке на отопление отсутствовала.
Температура внутреннего воздуха отапливаемых жилых помещений многоквартирного дома или жилого дома определена в соответствии с требованиями к качеству коммунальной услуги по отоплению, установленными Правилами предоставления коммунальных услуг (+18 С) (пункт 15 Главы 6 Приложения № 1 Правил № 354).
Сведения о среднесуточной температуре наружного воздуха за отопительный период, средней продолжительности отопительного периода на территории Ярославского городского поселения приняты ЗАО «Научно-исследовательский центр муниципальной экономики» в соответствии с письмом ФГБУ «Приморское УГМС» от 7 октября 2019 года №ЦСО-2550 по фактическим данным за 5 отопительных периодов в размере -5,7°С и 191 сут., которому агентство по тарифам Приморского края в соответствии с пунктом 44 Правил № 306 напрвляло соответствующий запрос.
Оценивая представленные доказательства, суд приходит к выводу, что при расчете нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению расчетным методом была использована полная информация и относительно сведений по общей площади жилых и нежилых помещений многоквартирных домов, а также помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, или площади жилого дома, сведений по материалам стен домов.
Как указывалось выше ввиду имевшихся расхождений в представленных данных по материалам стен, в качестве источника информации была использована информация, содержащаяся в письмах администрации Ярославского городского поселения от 26 марта 2020 года № 853, данные сведения были представлены на повторный запрос агентства.
В отношении домов находящихся в управлении ООО «УК «Жилкомуслуги» и ООО «УК «Жилкомхоз» (ул. Ленина д.6 и ул. Ленинская д.9, а также ФИО8 д.2, ФИО8 д.26) была использована информация предоставленная администрацией Ярославского городского поселения 12 февраля 2018 за № 189, поскольку ООО «УК «Жилкомуслуги» и ООО «УК «Жилкомхоз» по запросу в адрес агентства соответствующие сведения не предоставили.
Исследовав материалы дела, суд также приходит к выводу, что агентством общая площадь имущества была учтена без учета площадей лестничных клеток, подвалов, чердаков.
Направление агентством по тарифам Приморского края запросов и получение необходимых сведений для проведения расчетов у администрации Ярославского городского поселения является правомерным.
Как указывалось выше, при установлении нормативов регулирующим органом использованы сведения, представленные органом местного самоуправления в порядке исполнения запроса в формате приложенной к нему таблицы, с указанием источников информации, полученной последними от ресурсоснабжающих и управляющих организаций.
Таким образом, исходная информация с целью определения метода расчета нормативов на отопление, агентством по тарифам Приморского края была получена по результатам полного объема запросов в администрацию Ярославского сельского поселения с учетом данных от всех исполнителей коммунальных услуг, КГУП «Примтеплоэнерго».
Довод административных истцов, о том, что административному ответчику при определении данных о многоквартирных домах следовало использовать данные система ГИС ЖКХ, суд расценивает как несостоятельный, система ГИС ЖКХ не определена законодательно к применению при расчете нормативов, кроме того данный источник не мог быть применен агентством по тарифам Приморского края в качестве полного и достоверного источника необходимой информации.
Довод административного истца ФИО1, как генерального директора ООО «УК «Жилкомхоз», о том, что агентством необоснованно в состав площади помещений, входящих в состав общего имущества ряда домов в пгт Ярославский, таких как дом по ул. Ленинская, 9, дом по проспекту Ленина, 6, включены подвалы, не может быть принят во внимание, поскольку информация в отношении данных домов по запросу агентства по тарифам Приморского края управляющими компаниями предоставлена не была, в связи с чем, как указывалось выше, агентством по тарифам Приморского края принята информация, ранее предоставленная администрацией Ярославского городского поселения, копии технических паспортов представлены стороной административного истца только в ходе рассмотрения дела, и не могут являться доказательством неправомерности действий агентства по тарифам Приморского края по сбору информации и определении площади жилых и нежилых помещений.
Также суд отмечает, что в соответствии с положениями пунктов 9, 16 Правил № 306 ООО «УК «Жилкомхоз», в случае несогласия с размером площадей многоквартирных жилых домов, учтенных при расчете норматива по отоплению, при наличии подтверждающих надлежащих документов, вправе было обратиться в порядке, предусмотренном пунктом 15 Правил № 306, в агентство по тарифам Приморского края по вопросу изменения нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению, чего до настоящего времени ООО «УК «Жилкомхоз» не сделало.
В представленных разработках нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению ЗАО «Научно- исследовательский центр муниципальной экономики» приведено подробное описание проведенного расчета, полностью подтвержденного собранной информацией, основанного на исчерпывающем анализе расчетных показателей; расчет является мотивированным и корректным, ЗАО «Научно-исследовательский центр муниципальной экономики» приведены формулы, которые предусмотрены Правилами № 306 и которые были использованы при осуществлении расчетов по определению нормативов.
В связи с данными обстоятельствами довод, административных истцов о том, что расчет нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению произведен не по Правилам № 306, не соответствует действительности.
Нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению установлен ЗАО «Научно-исследовательский центр муниципальной экономики» для 2-этажных многоквартирных и жилых домов со стенами из панелей и блоков расположенных на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края в размере 0,052530 Гкал/кв.м в месяц, для 2-этажных многоквартирных и жилых домов со стенами из камня, кирпича в размере 0,052163 Гкал/кв.м в месяц;
для 3-этажных многоквартирных и жилых домов со стенами из панелей и блоков - 0,033552 Гкал/кв.м в месяц, для 3-этажных многоквартирных и жилых домов со стенами из камня, кирпича - 0,032732 Гкал/кв.м в месяц;
для 5-этажных многоквартирных и жилых домов со стенами из панелей и блоков -0,027853 Гкал/кв.м в месяц, для 5-этажных многоквартирных и жилых домов со стенами из камня, кирпича - 0,027741 Гкал/кв.м в месяц.
Как пояснила представитель административного ответчика, рассчитанная с применением данных нормативов плата за коммунальные услуги по отоплению оказалась значительно выше, ранее рассчитанной платы, при этом законодательно установлен механизм ограничения роста платы граждан с целью социальной защиты населения.
Суд находит правомерными действия агентства по тарифам Приморского края по недопущению резкого роста платы за отопление.
Согласно статье 157 (1) ЖК РФ не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
С целью соблюдения данного порядка расчета размера платы граждан за коммунальные услуги постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года № 400 установлены Основы формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации (далее - постановление № 400).
Названным нормативным правовым актом определены принципы и порядок расчета, утверждения и применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях и индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации, установлен порядок опубликования информации о результатах контроля за соблюдением индексов по субъектам Российской Федерации.
Пунктом 11 постановления № 400 определено, что предельные индексы утверждаются высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Устава Приморского края, принятого Думой Приморского края 12 сентября 1995 года, высшим должностным лицом Приморского края является Губернатор Приморского края.
Постановлением Губернатора Приморского края от 5 декабря 2019 года №105-пг утверждены предельные индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Приморского края на период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2020 года, для Ярославского городского поселения установлен индекс с 1.01.2020 по 30.06.2020 в размере 0,0%; с 1 июля.2020 года по 31 декабря 2020 года в размере 4,8%.
Индексы установлены по отношению к размеру платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из тарифов и нормативов, действующих по состоянию на декабрь 2019 года.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2019 года № 2556-р для Приморского края установлен средней индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, которые с 1 января 2020 года составляет 0%, с 1 июля 2020 года - 4,5%.
Согласно пункту 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» тарифы на тепловую энергию, тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям и другим теплоснабжающим организациям, тарифы на услуги по передаче тепловой энергии и теплоносителя, а также тарифы на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям и другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются с календарной разбивкой по полугодиям исходя из не превышения величины указанных тарифов без учета налога на добавленную стоимость в первом полугодии очередного расчетного годового периода регулирования над величиной соответствующих тарифов без учета налога на добавленную стоимость во втором полугодии предшествующего годового периода регулирования по состоянию на 31 декабря.
Тариф на первое полугодие устанавливаемого периода не может быть выше тарифа на второе полугодие предыдущего периода.
Постановлением департамента по тарифам Приморского края от 20 декабря 2018 года № 70/26 «Об установлении льготных тарифов на тепловую энергию (мощность) для потребителей Приморского края» был установлен тариф на второе полугодие 2019 года - .../Гкал.
Постановлением департамента по тарифам Приморского края от 12 декабря 2019 года № 62/3»Об установлении льготных тарифов на тепловую энергию (мощность) для потребителей Приморского края установлен тариф на первое полугодие 2020 года - .../Гкал; на второе полугодие 2020 года - .../Гкал.
Указанные нормативные правовые акты департамента по тарифам Приморского края на момент установления нормативов на отопление, оспорены не были.
Норматив на коммунальную услугу по отоплению на первое полугодие 2020 года был получен математическим расчетом и равен нормативу на данную услугу на второе полугодие 2019 года, поскольку как указывалось выше, согласно пункту 15 Постановления Правительства РФ от 22 октября 2012 года № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», тариф на первое полугодие устанавливаемого периода не может быть выше тарифа на второе полугодие предыдущего периода.
Учитывая рост платы граждан на коммунальную услугу по отоплению Ярославского городского поселения на второе полугодие на 4,5%, то норматив на услугу по отоплению на второе полугодие увеличен в пределах указанного индекса.
Таким образом, табличные формы приложений №№ 1-4, к оспариваемому постановлению, содержат числовые показатели нормативов на отопление, определенные агентством в пределах предельных индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в пгт <адрес>, в примечаниях к каждому из приложений установлены нормативы, определенные ЗАО «Научно-исследовательский центр муниципальной экономики» по Правилам № 306.
Исходя из изложенного, довод административных истцов о том, что административным ответчиком нормативы взяты из признанного недействующим решением Приморского краевого суда от 11 сентября 2019 года по делу № 3а-72/2019 постановления Департамента по тарифам Приморского края от 27 декабря 2018 года № 73/1 является необоснованным.
В случае установления нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в размерах, рассчитанных ЗАО «Научно-исследовательский центр муниципальной экономики» предельный индекс изменения размера вносимой платы за коммунальные услуги по отоплению для граждан, проживающих в данных категориях многоквартирных домов, будет превышать утвержденный на территории Ярославского городского поселения размер - 4,5%, что недопустимо.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 года № 603 органы государственной власти субъектов Российской Федерации до 31 декабря 2016 года вправе принять решение о поэтапном переходе к установлению единых на территории субъекта Российской Федерации нормативов потребления коммунальных услуг в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации,
В случае принятия такого решения переход к единым на территории субъекта Российской Федерации нормативам потребления коммунальных услуг должен быть завершен не позднее 1 января 2020 года
В связи с чем, агентством по тарифам в интересах граждан было принято решение о поэтапном переходе к единым нормативам потребления коммунальной услуги по отоплению на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района в пределах предельных индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.
Давая оценку доводу административных истцов о том, что устанавливая в оспариваемым нормативным правовым актом (Приложения №№ 2,3,4) нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в виде двух значений с разных дат – один размер норматива со дня официального опубликования оспариваемого постановления и другой – с 1 июля 2020 года, административный истец нарушает требования пункта 14 Правил № 306, предусматривающего, что срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет; указанные нормативы в течение этого периода пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами, суд не усматривает нарушения административным ответчиком требований данного пункта Правил № 306, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт был принят 29 апреля 2020 года, каких-либо изменений, за исключением изменения наименования административно-территориальной единицы, в оспариваемый нормативный правовой акт не вносилось; установление норматива в учетом полугодий 2020 года определено законодательно закрепленным механизмом непревышения роста платы граждан (статья 157(1) ЖК РФ, постановление № 400, постановление Губернатора Приморского края от 5 декабря 2019 года №105-пг), а также согласуется с положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 года № 603, предоставившего регуляторам право на поэтапное доведение устанавливаемых нормативов до единого, таким образом, данный довод административных истцов суд расценивает как несостоятельный.
При установленных обстоятельствах, отсутствуют основания для удовлетворения требований административного искового заявления.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признаётся соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Принимая решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления, с учётом положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ, считает необходимым обязать административного ответчика опубликовать сообщение о принятом решении суда в официальном печатном издании данного исполнительного органа государственной власти Приморского края в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 175, 178, 179, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления ФИО2, ФИО3, ФИО1, ФИО4, общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилкомхоз» к агентству по тарифам Приморского края, заинтересованные лица – краевое государственное унитарное предприятие «Примтеплоэнерго», администрация Хорольского муниципального округа Приморского края о признании недействующим со дня принятия постановления агентства по тарифам Приморского края от 29 апреля 2020 года № 18/1 «О внесении изменений в постановление департамента по тарифам Приморского края от 7 октября 2015 года № 41/3 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории пгт Ярославский и села Вознесенка Хорольского муниципального района» - отказать.
Сообщение о данном решении суда подлежит опубликованию агентством по тарифам Приморского края в официальном печатном издании исполнительного органа государственной власти Приморского края в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Г.А. Поломошнова