ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-10/2021 от 27.01.2021 Иркутского областного суда (Иркутская область)

УИД Номер изъят

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 января 2021 г. г. Иркутск

Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Папуши А.С., при секретаре судебного заседания Гордееве А.С., с участием представителя административного истца акционерного общества «Первая башенная компания» - Горячева Р.Р., действующего по доверенности от Дата изъята , представителя административного истца акционерного общества «Национальная Башенная Компания» - Гущина Н.А., действующего по доверенности от Дата изъята , представителя административных ответчиков Думы муниципального образования «Нукутский район» и Мэра муниципального образования «Нукутский район» - Семёнова А.В., действующего по доверенностям от Дата изъята , представителя административного ответчика Думы муниципального образования «Нукутский район» - Димова В.А., действующего по доверенности от Дата изъята , прокурора отдела Прокуратуры Иркутской области – Царёвой Н.Н.

рассмотрев с использованием оборудования видео-конференц-связи Кемеровского областного суда в открытом судебном заседании административное дело № 3а-10/2021 по административному исковому заявлению акционерного общества «Первая башенная компания» о признании недействующим с момента принятия пункта (строки) 15 приложения 1 к решению Думы муниципального образования «Нукутский район» от 25 декабря 2009 г. № 72 «Об установлении коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования «Нукутский район», в редакции решений от 5 сентября 2013 г. № 57, от 30 мая 2014 г. № 33, по административному исковому заявлению акционерного общества «Национальная башенная компания» о признании недействующим и не подлежащим применению пункта (сроки) 15 приложения № 1 к решению Думы муниципального образования «Нукутский район» от 25 декабря 2009 г. № 72 «Об установлении коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования «Нукутский район» в редакции решений от 5 сентября 2013 г. № 57, от 30 мая 2014 г. № 33,

У С Т А Н О В И Л:

акционерное общество «Первая башенная компания» (далее по тексту - АО «Первая башенная компания») обратилось в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим с момента принятия подпункт 15 решения Думы муниципального образования «Нукутский район» от 25 декабря 2009 г. № 72 «Об установлении коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования «Нукутский район», в редакции решений от 30 июля 2010 г. № 48, от 30 августа 2011 г. № 64, от 30 ноября 2012 г. № 85, от 25 декабря 2012 г. № 95, от 28 февраля 2013 г. № 13, от 5 сентября 2013 г. № 57, от 30 мая 2014 г. № 33.

Акционерное общество «Национальная башенная компания» (далее по тексту – АО «Национальная башенная компания») обратилось в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим и не подлежащим применению пункт 15 Приложения № 1 к решению Думы муниципального образования «Нукутский район» от 25 декабря 2009 г. № 72 «Об установлении коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования «Нукутский район», в редакции решений от 5 сентября 2013 г. № 57, от 30 мая 2014 г. № 33.

Определением от 28 октября 2020 г. административные дела по административным исковым заявлениям АО «Первая башенная компания» и АО «Национальная башенная компания» объединены в одно производство.

Административный истец АО «Первая башенная компания» в административном исковом заявлении указывает, что между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования «Нукутский район» и ПАО «МегаФон» были заключены договоры аренды земельных участков: Номер изъят

3 июля 2017 г. в результате реорганизации ПАО «Мегафон» путем выделения из него образовано АО «Первая башенная компания», согласно передаточному акту от 19.09.2016 права и обязанности по договорам аренды Номер изъят от Дата изъята переданы АО «Первая башенная компания».

Административный истец АО «Национальная башенная компания» в административном исковом заявлении указывает, что между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования «Нукутский район» и ПАО «Вымпелком» были заключены договоры аренды земельных участков: Номер изъят от Дата изъята , Номер изъят от Дата изъята .

В результате реорганизации ПАО «ВымпелКом» в форме выделения Дата изъята было создано АО «Национальная башенная компания», которое является оператором и правопреемником части прав и обязанностей, а также части имущества ПАО «ВымпелКом».

В соответствии с законодательством Российской Федерации АО «Национальная башенная компания» является правопреемником и арендатором по указанным договорам аренды. Указанные обстоятельства подтверждаются выписками из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от Дата изъята , от Дата изъята .

Уведомление о передаче прав и обязанностей по договорам аренды земельных участков было направлено в адрес Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования «Нукутский район».

Решением Думы муниципального образования «Нукутский район» от 25 декабря 2009 г. № 72 «Об установлении коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования «Нукутский район» установлены коэффициенты, применяемые к размеру арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования «Нукутский район».

Согласно пункту (строке) 15 таблицы приложения 1 «Коэффициенты, применяемые к размеру арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования «Нукутский район»» к решению Думы муниципального образования «Нукутский район» от 25 декабря 2009 г. № 72 «Об установлении коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования «Нукутский район» (в редакции решения Думы муниципального образования «Нукутский район» от 5 сентября 2013 г. № 57 «О внесении изменений в решение Думы МО «Нукутский район» от 25.12.2009 г. № 72 «Об установлении коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования «Нукутский район» установлен коэффициент 1000 для вида разрешенного использования - для размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, для строительства и эксплуатации антенно-мачтовых сооружений связи: на землях населенных пунктов, в редакции решения Думы муниципального образования «Нукутский район» от 30 мая 2014 г. № 33 «О внесении изменений в решение Думы МО «Нукутский район» от 25.12.2009 г. № 72 «Об установлении коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования «Нукутский район» установлен коэффициент 300 для вида разрешенного использования для размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, для строительства и эксплуатации антенно-мачтовых сооружений связи: на землях населенных пунктов.

Административные истцы, как арендаторы земельных участков на основании указанных выше договоров аренды, являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемыми редакциями решения Думы, так как размер арендной платы по договорам аренды за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается с учетом коэффициента к арендной плате, зависящего от вида разрешенного использования этих земельных участков, и установленного оспариваемым решением.

Административные истцы полагают, что решение Думы муниципального образования «Нукутский район», действовавшее в оспариваемых редакциях, устанавливающих коэффициенты к арендной плате в зависимости от вида разрешенного использования арендованных земельных участков не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и нарушают их права, поскольку устанавливают чрезмерно высокие, экономически необоснованные коэффициенты, применяемые к размеру арендной платы за использование земельных участков для размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, для строительства и эксплуатации антенно-мачтовых сооружений.

АО «Первая башенная компания», указывает в административном исковом заявлении, что арендная плата, в соответствии с Постановлением от 16 июля 2009 г. № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», определяется исходя, в том числе из принципа экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке; принципа запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, принадлежащие соответствующему публично-правовому образованию и отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должны различаться.

Административный истец АО «Первая башенная компания» указывает, что согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Определении от 11 мая 2004 г. № 209-О, при отсутствии единых правил орган местного самоуправления обязан осуществлять дифференциацию ставок земельного налога, который имеет сходную с арендной платой правовую природу в силу положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть, основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе на уровень доходности земельного участка по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории. С учетом схожести правового регулирования, данная позиция применяется и к вопросам установления базовых ставок арендной платы за землю, находящуюся в муниципальной, государственной собственности или в отношении которой государственная собственность не разграничена.

Согласно правовой позиции Верховного суда Российской Федерации, сформированной в Определение от 30 марта 2017 г. № 39-АПГ17-1, соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.

АО «Первая башенная компания», полагает, что в данном случае коэффициент был установлен административным ответчиком без экономического обоснования на основании анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельного участка, в связи с чем, не соответствует Постановлению от 16 июля 2009 г. № 582.

АО «Национальная башенная компания» указывает в административном исковом заявлении, что в оспариваемом решении не приводится какого-либо экономического обоснования утвержденных коэффициентов. Дифференциация ставки арендной платы за землю должна быть экономически обоснована путем проведения многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков, в том числе с учетом его доходности, коммерческой привлекательности, потребительского спроса, развития инфраструктуры.

В ходе рассмотрения дела административные истцы уточнили заявленные требования.

АО «Первая башенная компания» с учетом уточнения требований просило признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим подпункт 15 (строку) приложения 1 к решению Думы муниципального образования «Нукутский район» от 25 декабря 2009 г. № 72 «Об установлении коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования «Нукутский район» с момента его принятия в редакции от 5 сентября 2013 г. № 57 «О внесении изменений в решение Думы МО «Нукутский район» от 25.12.2009 г. № 72 «Об установлении коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования «Нукутский район», а также в редакции от 30 мая 2014 г. № 33 «О внесении изменений в решение Думы МО «Нукутский район» от 25.12.2009 г. № 72 «Об установлении коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования «Нукутский район».

АО «Национальная башенная компания» с учетом уточнения требований просило признать недействующим и не подлежащим применению пункт 15 (строку) приложения 1 к решению Думы муниципального образования «Нукутский район» от 25 декабря 2009 г. № 72 «Об установлении коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования «Нукутский район» в редакции решения Думы муниципального образования «Нукутский район» от 5 сентября 2013 г. № 57 «О внесении изменений в решение Думы МО «Нукутский район» от 25.12.2009 г. № 72 «Об установлении коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования «Нукутский район», а также в редакции от 30 мая 2014 г. № 33 «О внесении изменений в решение Думы МО «Нукутский район» от 25.12.2009 г. № 72 «Об установлении коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования «Нукутский район».

Представитель административного истца АО «Первая башенная компания» - Горячев Р.Р., действующий на основании доверенности, в судебном заседании административные исковые требования поддержал с учетом уточнений, просил их удовлетворить.

Представителя административного истца АО «Национальная Башенная Компания» - Гущин Н.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании административные исковые требования поддержал с учетом уточнений, просил их удовлетворить.

Представитель административных ответчиков Думы муниципального образования «Нукутский район» и Мэра муниципального образования «Нукутский район» - Семёнов А.В., действующий по доверенностям, в судебном заседании возражал относительно удовлетворения административных требований, поддержал доводы возражений, представленных в материалы административного дела.

Представитель административного ответчика Думы муниципального образования «Нукутский район» - Димов В.А., действующий по доверенности в судебном заседании возражал относительно удовлетворения административных требований, поддержал доводы возражений, представленных в материалы административного дела.

Прокурор отдела прокуратуры по Иркутской области – Царёва Н.Н. в заключении полагала, что административные исковые требования подлежат удовлетворению.

Заинтересованное лицо администрация муниципального образования «Нукутский район», надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, представило письменный отзыв, в котором указывает, что поддерживает позицию Думы муниципального образования «Нукутский район», изложенную в письменных возражениях на административные исковые требования, просит в удовлетворении требований отказать.

Заинтересованные лица МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Нукутский район», прокуратура Нукутского района, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили, письменных отзывов на административные исковые заявления не представили.

Суд, выслушав мнения явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, а также прокурора Царёвой Н.Н., руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, совещаясь на месте, определил рассматривать дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы административного дела, выслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, заключение прокурора Царёвой Н.Н. полагавшей, что административные исковые требования подлежат удовлетворению, исследовав материалы административного дела, оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административных исковых требований.

Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

В соответствии с частью 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Исходя из положений статей 1, 7, 14, 35, 47 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктами «в», «г», «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, разграничения государственной собственности, а также земельное законодательство.

Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Как следует из подпункта 3 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

В силу положений части 1 статьи 24 Устава Муниципального образования «Нукутский район» Дума Муниципального образования «Нукутский район» является представительным органом муниципального образования.

Согласно пункту 5 части 10 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункту 5 части 1 статьи 25 Устава муниципального образования к исключительно компетенции представительного органа местного самоуправления относится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

В соответствии с частью 1 статьи 7, частью 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, принятие решения от 25 декабря 2009 г. № 72 «Об установлении коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования «Нукутский район» относилось к вопросам местного значения поселения, по которым принимаются муниципальные правовые акты.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальный правовой акт - решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.

Частью 1 статьи 27 Устава предусмотрено, что Дума района по вопросам, отнесенным к ее компетенции, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального района.

Согласно частей 3, 5 статьи 24 Устава, Дума района состоит из 15 депутатов, избираемых на муниципальных выборах сроком на пять лет. Дума района обладает правами юридического лица.

Из положений части 5 статьи 26 Устава, следует, что заседание Думы района правомочно, если на нем присутствует не менее двух третей от числа избранных депутатов.

Частью части 9 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрено, что представительный орган муниципального образования обладает правами юридического лица, при этом представительный орган городского поселения, муниципального района, городского округа обладает правами юридического лица в силу данного Федерального закона, что касается представительных органов сельского поселения, внутригородского муниципального образования города федерального значения, внутригородского района, то наделение их статусом юридического лица возможно, если это предусмотрено в уставе муниципального образования.

Как было указано выше, из Устава следует, что Дума муниципального образования «Нукутский район» обладает правами юридического лица.

Предметом деятельности представительных органов муниципального образования является осуществление публичной власти для достижения поставленных перед ними целей.

Публично-правовые правоспособность и дееспособность таких органов по общему правилу наступают одновременно в момент их учреждения как органов местного самоуправления (первое заседание представительного органа муниципального образования в полномочном составе, вступление в должность главы муниципального образования, принятие решения представительного органа об учреждении органа местного самоуправления и о назначении его руководителя).

Таким образом, обсуждая вопрос о процессуальной право-дееспособности Думы муниципального образования «Нукутский район», обладающей статусом юридического лица, суд приходит к выводу о том, что настоящее административное исковое заявление предъявлено к надлежащему ответчику – публичному представительному органу муниципального образования - Думе муниципального образования «Нукутский район», принявшему оспариваемый нормативно - правой акт.

Согласно части 3 статьи 27 Устава Муниципального образования «Нукутский район» решение Думы района с момента его принятия направляется мэру района для подписания и обнародования в течение 10 дней. Мэр муниципального образования «Нукутский район» привлечен к участию в деле в качестве административного соответчика.

Судом установлено, что в решение Думы муниципального образования «Нукутский район» от 25 декабря 2009 г. № 72 «Об установлении коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования «Нукутский район» вносились изменения решениями Думы муниципального образования «Нукутский район» от 30 июля 2010 г. № 48, от 30 августа 2011 г. № 64, от 30 ноября 2012 г. № 85, от 25 декабря 2012 г. № 95, от 28 февраля 2013 г. № 13, от 5 сентября 2013 г. № 57, от 30 мая 2014 г. № 33.

Согласно протоколу очередного заседания Думы муниципального образования «Нукутский район» от 25.12.2009 № 13 на заседании Думы присутствовало 15 депутатов, то есть заседание было правомочным. За принятие оспариваемого акта проголосовало 15 депутатов.

Решением Думы муниципального образования «Нукутский район» от 25 декабря 2009 г. № 72 «Об установлении коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования «Нукутский район» установлены коэффициенты, применяемые к размеру арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования «Нукутский район».

Согласно пункту (строке) 15 таблицы Приложения №1 «Коэффициенты, применяемые к размеру арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования «Нукутский район»» к решению Думы установлен коэффициент 1000 для вида разрешенного использования для размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи: на землях населенных пунктов.

В соответствии с положениями части 2 статьи 47 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения) муниципальные правовые акты, затрагивающие права граждан вступают в силу после их официального опубликования, обнародования. В силу части 1 статьи 55.1 Устава Муниципального образования «Нукутский район» официальным опубликованием муниципального правового акта считается первая публикация его полного текста в районной газете «Свет Октября» или печатном издании «Официальный курьер».

Текст нормативного правового акта опубликован в районной газете «Свет Октября» № 52 от 31 декабря 2009 г.

Решениями Думы муниципального образования «Нукутский район» № 48 от 30.07.2010, № 64 от 30.08.2011, № 85 от 30.11.2012, № 95 от 25.12.2012, № 13 от 28.02.2013, № 57 от 05.09.2013, № 33 от 30.05.2014 в решение Думы муниципального образования «Нукутский район» от 25 декабря 2009 г. № 72 «Об установлении коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования «Нукутский район» внесены изменения.

На момент рассмотрения настоящего административного дела решение Думы муниципального образования «Нукутский район» от 25 декабря 2009 г. № 72 «Об установлении коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования «Нукутский район» действует в редакции решения Думы от 30 мая 2014 г. № 33.

Административными истцами оспариваются положения решения Думы муниципального образования «Нукутский район» от 25 декабря 2009 г. № 72 в редакциях решений Думы муниципального образования «Нукутский район» № 57 от 05.09.2013, № 33 от 30.05.2014 «О внесении изменений в решение Думы МО «Нукутский район» от 25.12.2009 г. № 72 «Об установлении коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования «Нукутский район» (далее в редакциях решения Думы № 57 от 05.09.2013 и № 33 от 30.05.2014).

Согласно пункту (строке) 15 таблицы приложения 1 «Коэффициенты, применяемые к размеру арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования «Нукутский район»» к решению Думы муниципального образования «Нукутский район» от 25 декабря 2009 г. № 72 «Об установлении коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования «Нукутский район», действовавшему в редакции решения Думы от 05.09.2013, был установлен коэффициент 1000 для исчисления арендной платы за земельные участки из земель населенных пунктов с видом разрешенного использования – «для размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, для строительства и эксплуатации антенно-мачтовых сооружений связи», а в редакции решения Думы № 33 от 30.05.2014 этот коэффициент определен в размере 300.

Как следует из протокола заседания Думы муниципального образования «Нукутский район» от 5 сентября 2013 г. № 8 в заседании Думы принимало участие 12 депутатов, за принятия решения от 5 сентября 2013 г. № 57 проголосовало 12 депутатов, при наличии кворума для принятия такого решения.

Текст решения Думы № 57 от 5 сентября 2013 г. опубликован в установленном порядке в районной газете «Свет Октября» № 43 от 1 ноября 2013 г.

Согласно протоколу заседания Думы муниципального образования «Нукутский район» от 30 мая 2014 г. № 5 в заседании Думы принимало участие 10 депутатов, при наличии кворума для принятия таких решений, за принятия решения от 30 мая 2014 г. № 33 проголосовало 8 депутатов, 1 против, 1 воздержался.

Текст решения Думы от 30 мая 2014 г. № 33 опубликован в надлежащем порядке в районной газете «Свет Октября» № 26 от 4 июля 2014 г.

Исходя из дат заключения административными истцами договоров аренды указанных выше земельных участков права административных истцов при исчислении размера арендной платы за арендуемые ими земельные участки из земель населенных пунктов с видом разрешенного использования – «для строительства антенно-мачтового сооружения сотовой связи» затрагивались решением Думы муниципального образования «Нукутский район» от 25 декабря 2009 г. № 72 «Об установлении коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования «Нукутский район» в редакциях решений Думы № 57 от 05.09.2013 и № 33 от 30.05.2014.

Оспариваемое решение Думы муниципального образования «Нукутский район» от 25 декабря 2009 г. № 72 «Об установлении коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования «Нукутский район» является нормативно-правовым актом, поскольку соответствует признакам нормативного правового акта. Оно принято уполномоченным на принятия такого нормативного правового акта органом - Думой муниципального образования «Нукутский район», содержит нормы права (обязательные, нормативные предписания) адресованные неопределенному кругу лиц, рассчитанные на неоднократное применение.

Решения Думы подписаны в установленном порядке Мэром муниципального образования «Нукутский район».

Оспариваемые редакции нормативно-правового акта приняты в форме, предусмотренной статьей 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов, а также опубликованы в соответствии с положениями Устава муниципального образования «Нукутский район» в районной газете «Свет Октября» № 43 от 1 ноября 2013 г. (решение Думы № 57 от 05.09.2013) и № 26 от 4 июля 2014 (решение Думы № 33 от 30.05.2014).

Таким образом, муниципальный нормативный правовой акт в первоначальной и в оспариваемых редакциях принят Думой муниципального образования «Нукутский район» в пределах ее полномочий, с соблюдением установленного порядка, формы принятия муниципального нормативного правового акта, а также требований к порядку опубликования такого рода нормативных правовых актов.

Административные исковые заявления не содержат доводов в части нарушения процедуры принятия Думой муниципального образования «Нукутский район» как самого указанного выше нормативного правового акта, так и оспариваемых его редакций.

При рассмотрении дела судом установлено, что в соответствии с договором аренды земельного участка Номер изъят от Дата изъята , заключенным Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования «Нукутский район» и ОАО «Мегафон», последнему в аренду предоставлен земельный участок из состава земель населенных пунктов площадью 100 кв.м. с кадастровым номером Номер изъят для строительства и эксплуатации антенно-мачтового сооружения и размещения контейнер-аппаратной на срок по Дата изъята .

Пунктом 3.1 договора установлено, что размер арендной платы составляет 16 792,50 рублей в квартал. Приложением № 1 установлен расчет арендной платы за земельный участок. Указано, что коэффициент (К), применяемый к размеру арендной платы утвержден решением Думы муниципального образования «Нукутский район» от 25 декабря 2009 г. № 72 (в редакции решения Думы о 30 июля 2010 г. № 48) и составляет 1000.

В соответствии с договором аренды земельного участка Номер изъят от Дата изъята , заключенным Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования «Нукутский район» и ОАО «Мегафон», последнему в аренду предоставлен земельный участок из состава земель населенных пунктов площадью 100 кв.м. с кадастровым номером Номер изъят для строительства и эксплуатации антенно-мачтового сооружения и размещения контейнер-аппаратной на срок по Дата изъята .

Пунктом 3.1 этого договора установлено, что размер арендной платы составляет 17 628,75 рублей в квартал. Приложением № 1 установлен расчет арендной платы за земельный участок. Указано, что коэффициент (К), применяемый к размеру арендной платы утвержден решением Думы муниципального образования «Нукутский район» от 25 декабря 2009 г. № 72 (в редакции решения Думы о 30 июля 2010 г. № 48) и составляет 1000.

В соответствии с договором аренды земельного участка Номер изъят от Дата изъята , заключенным Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования «Нукутский район» и ОАО «Мегафон», последнему в аренду предоставлен земельный участок из состава земель населенных пунктов площадью 100 кв.м. с кадастровым номером Номер изъят для строительства и эксплуатации антенно-мачтового сооружения и размещения контейнер-аппаратной на срок по Дата изъята .

Пунктом 3.1 данного договора установлено, что размер арендной платы составляет 17 628,75 рублей в квартал. Приложением № 1 установлен расчет арендной платы за земельный участок. Указано, что коэффициент (К), применяемый к размеру арендной платы утвержден решением Думы муниципального образования «Нукутский район» от 25 декабря 2009 г. № 72 (в редакции решения Думы о 30 июля 2010 г. № 48) составляет 1000.

В соответствии с договором аренды земельного участка Номер изъят от Дата изъята , заключенным Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования «Нукутский район» и ОАО «Мегафон», последнему в аренду предоставлен земельный участок из состава земель населенных пунктов площадью 100 кв.м. с кадастровым номером Номер изъят для строительства и эксплуатации антенно-мачтового сооружения и размещения контейнер-аппаратной на срок по Дата изъята .

Пунктом 3.1 указанного договора установлено, что размер арендной платы составляет 9 697,50 рублей в квартал. Приложением № 1 установлен расчет арендной платы за земельный участок. Указано, что коэффициент (К), применяемый к размеру арендной платы утвержден решением Думы муниципального образования «Нукутский район» от 25 декабря 2009 г. № 72 (в редакции решения Думы о 30 июля 2010 г. № 48) составляет 1000.

3 июля 2017 г. в результате реорганизации ПАО «Мегафон» путем выделения из него образовано АО «Первая башенная компания».

Согласно выпискам из передаточного акта от 19.09.2016 ПАО «Мегафон» передало АО «Первая башенная компания» права по договорам аренды №Номер изъят, Номер изъят от Дата изъята , данный факт лицами, участвующими в деле не оспаривается.

В соответствии с договором аренды земельного участка Номер изъят от Дата изъята , заключенным Муниципальным казенным учреждением «Комитет по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Нукутский район» и ОАО «Вымпел-Коммуникации», последнему в аренду предоставлен земельный участок из состава земель населенных пунктов площадью 225 кв.м. с кадастровым номером Номер изъят для строительства антенно-мачтового сооружения сотовой связи на срок по Дата изъята .

Пунктом 3.1 этого договора установлено, что размер арендной платы составляет 34 188,75 рублей в квартал. Приложением № 1 установлен расчет арендной платы за земельный участок. Указано, что коэффициент (К), применяемый к размеру арендной платы утвержден решением Думы муниципального образования «Нукутский район» от 25 декабря 2009 г. № 72 составляет 1000.

В соответствии с договором аренды земельного участка Номер изъят от Дата изъята , заключенным Муниципальным казенным учреждением «Комитет по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Нукутский район» и ОАО «Вымпел-Коммуникации», последнему в аренду предоставлен земельный участок из состава земель населенных пунктов площадью 225 кв.м. с кадастровым номером Номер изъят для строительства антенно-мачтового сооружения сотовой связи на срок по Дата изъята .

Пунктом 3.1 данного договора установлено, что размер арендной платы составляет 28 316,25 рублей в квартал. Приложением № 1 установлен расчет арендной платы за земельный участок. Указано, что коэффициент (К), применяемый к размеру арендной платы утвержден решением Думы муниципального образования «Нукутский район» от 25 декабря 2009 г. № 72 равен 1000.

В результате реорганизации ПАО «ВымпелКом» в форме выделения 24.08.2016 было создано АО «Национальная башенная компания», которое является инфраструктурным оператором и правопреемником части прав и обязанностей, а также части имущества ПАО «ВымпелКом», данный факт лицами, участвующими в деле не оспаривается.

В соответствии с законодательством Российской Федерации АО «Национальная башенная компания» является правопреемником и арендатором по указанным договорам аренды. Указанные обстоятельства подтверждаются выписками из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 02.07.2020, от 07.07.2020.

Уведомление от 07.10.2016 о передаче прав и обязанностей по договорам аренды земельных участков было направлено в адрес Комитета по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Нукутский район».

АО «Первая башенная компания», АО «Национальная башенная компания» в материалы административного дела представлены платежные поручения, подтверждающие оплату по договорам аренды земельных участков.

Таким образом, судом установлено, что в отношении АО «Первая башенная компания», АО «Национальная башенная компания» применялся оспариваемый нормативный правовой акт, административные истцы являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым в части нормативным правовым актом.

Проверяя соответствие оспариваемого в части нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2009 г. № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» (далее - Постановление № 582).

В связи с тем, что собственность на указанные земельные участки не разграничена, то расчет арендной платы должен быть произведен исходя из принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

К числу таких принципов, содержащихся в Постановлении № 582, относится принцип экономической обоснованности, который предусматривает, что арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на земельном участке.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 28 февраля 2017 года № 424-О, государственным органам и органам местного самоуправления надлежит руководствоваться принципом экономической обоснованности при установлении ставок арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в частности, необходимо обеспечить эффективное использование земли на основании оценки ее экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков.

Исходя из указанного принципа, соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации или местного самоуправления обязан определять арендную плату не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом, то есть основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе, на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне.

Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.

При принятии нормативного правового акта помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли должен проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.

Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.

В обоснование довода о соблюдении принципа экономической обоснованности установления коэффициента к арендной плате за земельные участки для размещения наземных сооружений спутниковой связи на землях населенных пунктов в размере 1000, административным истцом суду представлена копия Заключения по расчету экономически обоснованных коэффициентов, применяемых к расчету размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования «Нукутский район», наименование вида разрешенного использования земельных участков «Для размещения наземной инфраструктуры спутниковой связи», категории земель: «Земли населенных пунктов», «Земли промышленности», составленное 18.12.2009 г. и подписанное председателем КУМИ Администрации муниципального образования «Нукутский район» Даниловой М.А., распоряжение Администрации муниципального образования «Нукутский район» от 10.11.2009 г. «О создании рабочей группы по экономическому обоснованию коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования «Нукутский район», протокола № 2 заседания рабочей группы по экономическому обоснованию коэффициентов, применяемых к расчету арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

Исследуя указанные выше доказательства, суд приходит к выводу о том, что они не подтверждают факт наличия экономического обоснования коэффициента к размеру арендной платы за использование земельных участков населенных пунктов, предназначенных для строительства и эксплуатации антенно-мачтовых сооружений, при принятии решения Думы муниципального образования «Нукутский район» от 25 декабря 2009 г. № 72 в первоначальной редакции, поскольку в первоначальной редакции пункта (строки) 15 приложения № 1 - таблицы «Коэффициенты к размеру арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность, на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования «Нукутский район», коэффициент 1000 был установлен для земельных участков населенных пунктов, предназначенных для размещения наземной инфраструктуры спутниковой связи, что не относится к арендованным административными истцами земельным участкам из земель населенных пунктов, предназначенных для строительства и эксплуатации антенно-мачтовых сооружений связи.

Впервые коэффициент 1000 к арендной плате за использование земельных участков населенных пунктов, государственная собственность, на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования «Нукутский район», предназначенных для строительства и эксплуатации антенно-мачтового сооружения, установлен решением Думы муниципального образования «Нукутский район» от 5 сентября 2013 г. № 57 «О внесении изменений в решение Думы МО «Нукутский район» от 25.12.2009 г. № 72 «Об установлении коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования «Нукутский район», которым пункт (строка) 15 приложения № 1 - таблицы «Коэффициенты к размеру арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность, на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования «Нукутский район» дополнен указанием на применение ранее установленного коэффициента 1000 для земельных участках населенных пунктов, предназначенных для размещения наземной инфраструктуры спутниковой связи, на земельные участки на землях населенных пунктов, предназначенных для строительства и эксплуатации антенно-мачтовых сооружений связи.

Данное решение Думы муниципального образования «Нукутский район» от 5 сентября 2013 г. № 57 согласно указанию в его тексте, вступило в силу со дня его принятия.

Таким образом, с 5 сентября 2013 г. на административных истцов, исходя из представленных суду договоров аренды земельных участков, стало распространяться правовое регулирование, предусматривающее применение коэффициента 1000 (коэффициента - К) при исчислении арендной платы за использование административными истцами земельных участков населенных пунктов, государственная собственность, на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования «Нукутский район», предназначенных для строительства и эксплуатации антенно-мачтовых сооружений.

Согласно протоколу № 8 от 5 сентября 2013 г. заседания Думы муниципального образования «Нукутский район», на котором было принято решение от 5 сентября 2013 г. № 57, присутствовало 12 депутатов, на повестке дня стоял вопрос о внесении изменений в решение Думы МО «Нукутский район» от 25.12.2009 г. № 72 «Об установлении коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования «Нукутский район», о применении коэффициента 1000 для земельных участков населенных пунктов, предназначенных для размещения наземной инфраструктуры спутниковой связи, для исчисления арендной платы за земельные участки, находящиеся на землях населенных пунктов муниципального образования «Нукутский район», предназначенных для строительства и эксплуатации антенно-мачтовых сооружений связи. Данный вопрос на заседании обсуждался, решение по нему принято большинством голосов, при наличии необходимого кворума для принятия такого рода решений, опубликовано в установленном порядке.

Вместе с тем, какого-либо экономического обоснования применения коэффициента 1000 при исчислении арендной платы за использование земельных участков населенных пунктов, государственная собственность, на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования «Нукутский район», используемых административными истцами для строительства и эксплуатации антенно-мачтовых сооружений, ни указанный выше протокол заседания Думы, ни другие представленные суду письменные доказательства не содержат.

Заключение по расчету экономически обоснованных коэффициентов, применяемых к расчету размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования «Нукутский район», наименование вида разрешенного использования земельных участков «Для размещения наземной инфраструктуры спутниковой связи», категории земель: «Земли населенных пунктов», «Земли промышленности», составленное 18.12.2009 г. и подписанное председателем КУМИ Администрации муниципального образования «Нукутский район» Даниловой М.А. не может быть принято судом в качестве доказательства, подтверждающего экономическую обоснованность установления коэффициента 1000 при исчислении арендной платы за использование земельных участков населенных пунктов, государственная собственность, на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования «Нукутский район», предназначенных для строительства и эксплуатации антенно-мачтовых сооружений, так как данное заключение не содержит анализ и оценку экономических, природных и иных ценообразующих факторов, влияющих на доходность земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена на территории муниципального образования «Нукутский район», используемых именно для строительства и эксплуатации антенно-мачтовых сооружений, а также достоверных факторов, влияющих на доходность земельных участков. Оно не содержит экономического обоснования значений дифференциации коэффициентов «К» на основе многофакторного анализа оценочных характеристик указанных выше земельных участков. Содержание заключения не свидетельствует о проведении многофакторного анализа, учитывающего, в том числе доходность земельных, арендуемых административными истцами земельных участков, используемых для строительства и эксплуатации антенно-мачтовых сооружений, с учетом категории земель, к которой отнесен такой участок, его разрешенное использование.

Установление коэффициента исчисления арендной платы в целях пополнения бюджета, получения дополнительных доходов от арендной платы за земельные участки, относящиеся к землям населенных пунктов противоречит принципу экономической обоснованности, поскольку не относится к числу критериев, влияющих на уровень доходности земельных участков.

Таким образом, суд приходит к выводу о противоречии подпункта 15 (строки) приложения 1 к решению Думы муниципального образования «Нукутский район» от 25 декабря 2009 г. № 72 «Об установлении коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования «Нукутский район», действовавшего в редакции решения Думы от 5 сентября 2013 г. № 57 «О внесении изменений в решение Думы МО «Нукутский район» от 25.12.2009 г. № 72 «Об установлении коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования «Нукутский район», устанавливающей коэффициент (К) в размере 1000 к арендной плате за земельные участки, используемые для строительства и эксплуатации антенно-мачтовых сооружений, нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения и имеющим большую юридическую силу, в частности, пункту 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, а также Основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582, поскольку указанный выше коэффициент (К) определен произвольно.

На момент рассмотрения настоящего административного дела оспариваемый административными истцами подпункт 15 (строка) приложения 1 к решению Думы муниципального образования «Нукутский район» от 25 декабря 2009 г. № 72 «Об установлении коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования «Нукутский район», действовавший в редакции решения Думы от 5 сентября 2013 г. № 57 «О внесении изменений в решение Думы МО «Нукутский район» от 25.12.2009 г. № 72 «Об установлении коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования «Нукутский район», действовавший в период с 5 сентября 2013 г. по 1 июля 2014 г., прекратил действие в связи с принятием этого подпункта в редакции решения Думы № 33 от 30.05.2014, которое вступило в силу с 1 июля 2014 г., при этом согласно тексту данного решения изменения в указанный пункт 15 (строку) действуют с 1 января 2014 г., таким образом, предыдущая редакция этого пункта, которым был установлен коэффициент (К) в размере 1000 к арендной плате за земельные участки, используемые для строительства и эксплуатации антенно-мачтовых сооружений, действовала в отношении правопредшественников административных истцов, а, следовательно, и в отношении административных истцов, с 5 сентября 2013 г. по 1 января 2014 г.

Учитывая при разрешении данного требования разъяснения, приведенные в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», о том, что в случаях, когда оспариваемый нормативный правовой акт до принятия судом решения в установленном порядке отменен, а также когда действие его прекратилось, производство по делу не может быть прекращено, если в период действия такого акта были нарушены права и законные интересы административного истца, заявителя, публичные интересы или права и (или) законные интересы граждан, организаций, иных лиц (часть 2 статьи 194, пункт 1 части 8, часть 11 статьи 213, пункт 1 части 2 статьи 214 КАС РФ, часть 5 статьи 3 АПК РФ), а также то, что в материалах дела имеются доказательства применения оспариваемых положений указанного выше нормативного правового акта к административным истцам, поскольку из правопредшественниками осуществлена уплата арендной платы исходя из коэффициента (К) к арендной плате в размере 1000, что ответчиками не оспаривалось, суд находит административные исковые требования АО «Первая Башенная компания», АО «Национальная башенная компания» в этой части подлежащими удовлетворению, а данную редакцию нормативного правового акта недействующей, то есть подлежащей исключению их правового регулирования в силу ее противоречия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Распоряжением Администрации муниципального образования «Нукутский район» от 10.04.2014 № 68 «О создании рабочей группы по экономическому обоснованию коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» создана рабочая группа, в которую вошли первый заместитель мэра муниципального образования «Нукутский район» Акбашев Т.Р., председатель МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Нукутский район» Данилова М.А., главный специалист по земельным вопросам МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Нукутский район» Хонгодорова П.Г., заместитель председателя Думы муниципального образования «Нукутский район» Логинова И.Ю., начальник Муниципального казенного учреждения «Финансовое управление Администрации муниципального образования «Нукутский район» Иванова Н.А., начальник управления экономического развития и труда Администрации Нукутского муниципального образования «Нукутский район» Субарова Н.Г., начальник отдела сельского хозяйства Администрации муниципального образования «Нукутский район» Шобоев В.В., начальник отдела архитектуры и строительства и ЖКХ Администрации муниципального образования «Нукутский район» Андрианов С.В., начальник юридического отдела Администрации муниципального образования «Нукутский район» Бертуев А.Т., председатель постоянной комиссии по экономике и бюджету Думы муниципального образования «Нукутский район» Арайс Е.И.

Также указанным выше распоряжением утверждено Положение о рабочей группе по экономическому обоснованию коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

Согласно пунктов 2 и 3 данного Положения рабочая группа создается в целях соблюдения принципа экономической обоснованности при определении размера коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, функция рабочей группы заключается в проведении экономического обоснования размеров коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

В соответствии с пунктами 6 и 7 этого Положения заседание группы является правомочным, если на нем присутствуют не менее половины членов рабочей группы, решение рабочей группы оформляется протоколом, который подписывают все члены рабочей группы, принявшие участие в заседании рабочей группы, экономическое обоснование утверждается протоколом заседания рабочей группы и оформляется в виде приложения к протоколу.

Как следует из представленных суду копий протоколов заседаний Рабочей группы № 1 от 15 апреля 2014 г., № 2 от 17 апреля 2014 г., № 3 от 21 мая 2014 г., № 4 от 26 мая 2014 г. вопросы социально-экономического развития муниципального образования «Нукутский район», а также установления коэффициентов к арендной плате за использование земельных участков из земель поселений, предназначенных для строительства и эксплуатации антенно-мачтовых сооружений связи обсуждался на заседании рабочей группы (протоколы № 2 от 17 апреля 2014 г., № 3 от 21 мая 2014 г.), заседании № 4 от 26 мая 2014 г. и утвердил Экономическое обоснование коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования «Нукутский район» (далее – Экономическое обоснование), при наличии необходимого для его утверждения кворума рабочей группы (из 9 членов рабочей группы присутствовало 8, которые голосовали единогласно за утверждение Экономического обоснования).

Из протокола № 5 очередного заседания Думы муниципального образования «Нукутский район» от 30 мая 2014 г. следует, что на этом заседании при принятии решения Думы МО «Нукутский район» от 30 мая 2014 г. № 33 «О внесении изменений в решение Думы муниципального образования «Нукутский район» от 25 декабря 2009 г. № 72 «Об установлении коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования «Нукутский район», которым, в частности подпункт 15 (строка) приложения 1 к указанному выше решению Думы муниципального образования «Нукутский район» от 25 декабря 2009 г. № 72 изложена в новой редакции, устанавливающей коэффициент (К) в размере 300 к арендной плате за использование земельных участков из земель населенных пунктов, используемых для размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, для строительства и эксплуатации антенно-мачтовых сооружений связи, к которым относятся арендуемые административными истцами земельные участки.

Как было установлено судом выше, решение Думы МО «Нукутский район» от 30 мая 2014 г. № 33 «О внесении изменений в решение Думы муниципального образования «Нукутский район» от 25 декабря 2009 г. № 72 «Об установлении коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования «Нукутский район» принято уполномоченным органом, в пределах его компетенции, в установленном порядке, при наличии необходимого кворума, а также с соблюдением требований законодательства к опубликованию таких нормативных правовых актов.

Вместе с тем, анализируя содержание представленного суду Экономического обоснования коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования «Нукутский район», утвержденного на заседании рабочей группы 26 мая 2014 г., положенного в основание указанного выше решения Думы МО «Нукутский район» от 30 мая 2014 г. № 33, суд, принимая во внимание правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 28 февраля 2017 года № 424-О, приходит к выводу об отсутствии в указанном выше Экономическом обосновании подтвержденного соответствующими расчетами экономического обоснования размера коэффициента (К) равного 300 к арендной плате за использование земельных участков из земель населенных пунктов для размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, для строительства и эксплуатации антенно-мачтовых сооружений связи, собственность на которые не разграничена, в подпункте 15 (строке) приложения 1 к указанному выше решению Думы муниципального образования «Нукутский район» от 25 декабря 2009 г. № 72 оспариваемым нормативным правовым актом.

В частности, исходя их принципа экономической обоснованности соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации или местного самоуправления обязан определять арендную плату не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом, то есть основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе, на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне.

Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.

При принятии нормативного правового акта помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли должен проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.

Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.

Как было указано выше, Экономическое обоснование, положенное в основание решения Думы МО «Нукутский район» от 30 мая 2014 г. № 33 не содержит каких-либо расчетов, обосновывающих установление коэффициента (К) в размере 300 к арендной плате за использование земельных участков из земель населенных пунктов для размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, для строительства и эксплуатации антенно-мачтовых сооружений связи (подпункт 15 (строка) приложения 1 к указанному выше решению Думы муниципального образования «Нукутский район» от 25 декабря 2009 г. № 72), данный вывод суда подтверждается текстом Экономического обоснования исследование и оценка, которого не требуются специальные экономические познания.

В соответствии с частью 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

Иных доказательств осуществления необходимых расчетов для целей экономического обоснования размера устанавливаемого коэффициента (К) равного 300, применяемого при исчислении арендной платы за использование земельных участков из земель населенных пунктов для размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, для строительства и эксплуатации антенно-мачтовых сооружений связи, административными ответчиками суду не представлено, кроме того, из текста протокола № 5 очередного заседания Думы муниципального образования «Нукутский район» от 30 мая 2014 г. не следует, что депутатами на данном заседании Думы при принятии оспариваемого решения исследовались и анализировались какие-либо расчеты, касающиеся установления указанного выше коэффициента к арендной плате.

Учитывая изложенное выше, довод представителей административных ответчиков о соблюдении принципа экономической обоснованности при принятии решения Думы МО «Нукутский район» от 30 мая 2014 г. № 33 «О внесении изменений в решение Думы муниципального образования «Нукутский район» от 25 декабря 2009 г. № 72 «Об установлении коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования «Нукутский район», со ссылкой на протоколы заседания рабочей группы по экономическому обоснованию коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, состав которой был утвержден распоряжением администрации муниципального образования «Нукутский район» от 10 апреля 2014 г. № 68 «О создании рабочей группы по экономическому обоснованию коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» подлежит отклонению, поскольку представленное административным ответчиком Экономическое обоснование, утвержденное данной Рабочей группой не является доказательством экономической обоснованности коэффициента (К), установленного к арендной плате за земли населенных пунктов, собственность на которые не разграничена, предназначенные для размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, для строительства и эксплуатации антенно-мачтовых сооружений связи.

Анализируя представленные административными ответчиками доказательства, суд приходит к выводу, что коэффициент (К) к ставкам арендной платы в решении Думы муниципального образования «Нукутский район» от 25 декабря 2009 г. № 72 «Об установлении коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования «Нукутский район» (в редакции решения Думы МО «Нукутский район» от 30 мая 2014 г. № 33) в части установления коэффициента (К) в размере 300 к арендной плате за использование земельных участков из земель населенных пунктов для размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, для строительства и эксплуатации антенно-мачтовых сооружений связи (подпункт 15 (строка) приложения 1 к указанному выше решению Думы муниципального образования «Нукутский район» от 25 декабря 2009 г. № 72), противоречит нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения и имеющим большую юридическую силу, в частности, пункту 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, а также Основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582, поскольку указанный выше коэффициент (К) установлен произвольно, в то время как его значение должно быть подтверждено соответствующим расчетом, показывающим доходность земельных участков, на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельного участка.

Представленные суду документы являются описательными, не содержат каких-либо экономических выводов, расчетов, прогнозов, касающихся размеров коэффициента (К) равного 1000 и 300 к арендной плате за использование земельных участков из земель населенных пунктов, используемых для размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, для строительства и эксплуатации антенно-мачтовых сооружений связи.

Довод представителя акционерного общества «Национальная башенная компания» о том, что размер арендной платы указанных выше земельных участков должен определяться с учетом приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 18 июня 2013 г. № 346 «Об утверждении ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения линий связи, в том числе линейно-кабельных сооружений», которым ставка арендной платы установлена в размере 1,4 % от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения линий связи, в том числе линейно-кабельных сооружений, не принят судом во внимание, поскольку антенно-мачтовые сооружения связи размещенные на арендуемых земельных участках не относятся к линиям связи и линейно-кабельным сооружениям связи, так как согласно пунктам 6 и 7 статьи 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» под линейно-кабельными сооружениями связи понимаются объекты инженерной инфраструктуры, созданные или приспособленные для размещения кабелей связи, а под линиями связи понимаются линии передачи, физические цепи и линейно-кабельные сооружения связи.

Таким образом, ни административными ответчиками, ни заинтересованными лицами в материалы дела не представлено экономического обоснования коэффициента (К) в размере 1000, 300 определенного исходя из доходности земельных участков с учетом категории земель, к которой они отнесены, и их разрешенного использования, а также соответствующего требованиям приведенных выше нормативных актов.

Соблюдение одного из основных принципов определения арендной платы - принципа экономической обоснованности при установлении коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы, должно быть доказано путем предоставления обосновывающих документов, содержащих анализ и оценку экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельного участка, и рассчитываемых значений коэффициентов. В противном случае сделать вывод о доказанности или недоказанности соблюдения указанного принципа будет невозможно.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемый пункт (строка) 15 таблицы приложения 1 «Коэффициенты, применяемые к размеру арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования «Нукутский район»» к решению Думы муниципального образования «Нукутский район» от 25 декабря 2009 г. № 72 «Об установлении коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования «Нукутский район» (в редакции решения Думы муниципального образования «Нукутский район» от 5 сентября 2013 г. № 57 «О внесении изменений в решение Думы МО «Нукутский район» от 25.12.2009 г. № 72 «Об установлении коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования «Нукутский район» в части установления коэффициента 1000 для вида разрешенного использования для размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, для строительства и эксплуатации антенно-мачтовых сооружений связи: на землях населенных пунктов, собственность на которые не разграничена, а также в редакции решения Думы муниципального образования «Нукутский район» от 30 мая 2014 г. № 33 «О внесении изменений в решение Думы МО «Нукутский район» от 25.12.2009 г. № 72 «Об установлении коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования «Нукутский район» в части установления коэффициента 300 для вида разрешенного использования для размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, для строительства и эксплуатации антенно-мачтовых сооружений связи: на землях населенных пунктов, собственность на которые не разграничена, противоречит нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения и имеющим большую юридическую силу, в том числе пункту 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, Основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582, в связи, с чем заявленные АО «Первая Башенная компания», АО «Национальная башенная компания» административные исковые требования подлежат удовлетворению.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Определяя дату, с которой оспариваемый в части нормативный правовой акт подлежит признанию не действующим, суд исходит из того, что до принятия настоящего решения оспариваемый муниципальный правовой акт, в редакциях решения Думы от 5 сентября 2013 г. № 57, недействующей на момент рассмотрения настоящего дела, а также в редакции решения Думы от 30 мая 2014 г. № 33, действующей в настоящее время, применялся, на их основании реализовывались права граждан и организаций, а также формировалась доходная часть бюджетов муниципального образования «Нукутский район» по годам, в том числе уже исполненных, то обстоятельство, что административными истцами недействующая редакция оспариваемого нормативного правового акта (решения Думы от 5 сентября 2013 г. № 57) оспорена в суде по истечению 7 лет со дня ее действия, краткосрочность ее действия (4 месяца), оспаривание действующей редакции спорного нормативного правового акта по истечению 6 лет с начала ее применения, суд, учитывая приведенные выше доводы, приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт - решение Думы МО «Нукутский район» от 25.12.2009 г. № 72 «Об установлении коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования «Нукутский район» (в редакциях решений Думы от 5 сентября 2013 г. № 57 и от 30 мая 2014 г. № 33) подлежит признанию недействующим в оспариваемой части со дня вступления решения суда по настоящему административному делу в законную силу.

При этом суд отмечает, что данное обстоятельство не означает, что в судебном или ином порядке невозможно устранить негативные последствия действия нормы, признанной недействующей с момента вступления решения в законную силу, в прошедшем времени.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 06 июля 2018 года №29-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Альбатрос», Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации относит к процессуальным средствам правовой защиты предъявление административного искового заявления о признании нормативного правового акта недействующим (статья 208) и устанавливает, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд может принять решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты (пункт 1 части 2 статьи 215). Что касается материально-правовых гарантий принадлежащих гражданам и юридическим лицам прав, то к ним относится возможность - в случае признания судом нормативного правового акта, как не соответствующего закону и нарушающего права и охраняемые законом интересы этих лиц, недействительным - требовать их защиты либо восстановления иными способами, предусмотренными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и подробно урегулированными иными его нормами (восстановление положения, существовавшего до нарушения права, присуждение к исполнению обязанности в натуре, возмещение убытков и др.).

С учетом требований пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает необходимым возложить на Думу муниципального образования «Нукутский район» обязанность по публикации сообщения о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в газете «Свет Октября», либо печатном издании «Официальный курьер», а также официальном сайте муниципального образования «Нукутский район» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

Руководствуясь статьями 178-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

административные исковые заявления акционерного общества «Первая башенная компания», акционерного общества «Национальная башенная компания» - удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт (строку) 15 таблицы приложения 1 «Коэффициенты, применяемые к размеру арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования «Нукутский район»» к решению Думы муниципального образования «Нукутский район» от 25 декабря 2009 г. № 72 «Об установлении коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования «Нукутский район» (в редакции решения Думы муниципального образования «Нукутский район» от 5 сентября 2013 г. № 57 «О внесении изменений в решение Думы МО «Нукутский район» от 25.12.2009 г. № 72 «Об установлении коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования «Нукутский район» в части установления коэффициента 1000 для вида разрешенного использования для размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, для строительства и эксплуатации антенно-мачтовых сооружений связи: на землях населенных пунктов и в редакции решения Думы муниципального образования «Нукутский район» от 30 мая 2014 г. № 33 «О внесении изменений в решение Думы МО «Нукутский район» от 25.12.2009 г. № 72 «Об установлении коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования «Нукутский район» в части установления коэффициента 300 для вида разрешенного использования для размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, для строительства и эксплуатации антенно-мачтовых сооружений связи: на землях населенных пунктов.

Обязать Думу муниципального образования «Нукутский район» опубликовать данное решение или сообщение о нем в течение одного месяца со дня вступления решения суда по настоящему административному делу в законную силу в газете «Свет Октября», либо печатном издании «Официальный курьер», а также официальном сайте муниципального образования «Нукутский район» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

Обязать Думу муниципального образования «Нукутский район» сообщить суду в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу об его исполнении либо об уважительных причинах невозможности его исполнить в указанный срок.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции путём подачи апелляционной жалобы через Иркутский областной суд.

Председательствующий А.С. Папуша

Мотивированное решение изготовлено Дата изъята